Научная статья на тему ' кадровое обеспечение инновационно-технологического развития промышленного комплекса Арктической зоны Российской Федерации'

кадровое обеспечение инновационно-технологического развития промышленного комплекса Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровый потенциал / Арктика / освоение / развитие / промышленный комплекс / Мурманская область. / personnel potential / Arctic / development / production complex / Murmansk region.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цукерман В. А., Козлов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « кадровое обеспечение инновационно-технологического развития промышленного комплекса Арктической зоны Российской Федерации»

Цукерман В.А.

к.т.н., доцент, зав. отделом Института экономических проблем ФИЦ «Кольский научный центр РАН»

[email protected]

Козлов А.А.

н.с. Института экономических проблем ФИЦ «Кольский научный центр РАН»

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Ключевые слова: кадровый потенциал, Арктика, освоение, развитие, промышленный комплекс, Мурманская область.

Keywords: personnel potential, Arctic, development, production complex, Murmansk region.

Инновационно-технологическое развитие промышленного комплекса Арктической зоны Российской Федерации (далее Арктика) является одним из приоритетов государственной политики. Необходимость решения вопросов экономического развития и ряда других стратегических задач арктического макрорегиона предъявляет повышенные требования к количественному и качественному составу трудовых ресурсов и отмечена в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»2.

Проведенный анализ кадрового обеспечения промышленных комплексов Арктики показал дефицит кадров как среди рабочих, так и среди инженерно-технических и управленческих специальностей, отсутствие скоординированного взаимодействия государственных органов исполнительной власти, учреждений профессионального образования и работодателей3.

На конференции «Кадры для Арктики: перспективы и технологии», проведенной в марте 2017 года в рамках Санкт-Петербургского международного форума труда, были рассмотрены проблемы дефицита кадров рабочих специальностей. В решении конференции было отмечено, что доля рабочих специальностей среди наиболее востребованных профессий составляет 70-80%. В 2017 году 60% заявок от промышленных предприятий в государственные органы службы занятости населения в Арктике приходилось на профессии квалифицированных рабочих.

Следует отметить, что в 2015 году Министерством образования и науки РФ, совместно с ФГБОУ ВО Петрозаводский государственный университет, был представлен прогноз потребности экономики Арктики в рабочих кадрах -лиц со средним профессиональным образованием (далее СПО). Показано, что к 2020 г. дополнительная потребность в квалифицированных рабочих кадрах составляет 25 тыс. чел. в год4.

В работе Степусь И.С.5 утверждается, что существующая арктическая система СПО в состоянии обеспечить не более 50% кадровой потребности макрорегиона и характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному спросу на специалистов, удовлетворяющих квалификационно-профессиональным требованиям со стороны работодателей.

Арктическим регионам предлагаются различные пути решения кадровых проблем. Например, в 2015 в Мурманской области году был разработан проект «Центр арктических компетенций» для решения целого ряда задач, основные из которых6:

- концентрация ресурсов крупнейших работодателей и учреждений СПО для совершенствования системы подготовки кадров;

1 Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ (проект №14-38-00009)». Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

2 Сайт Правительства Российской Федерации. - http://government.ru/info/18360/

3 Ларичкин Ф.Д., Цукерман В.А., Козлов А.А. Кадровое обеспечение инновационного развития регионов Севера // Региональная экономика: теория и практика. 2010. - № 5. - С. 20-25

4 Прогноз потребности экономики в квалифицированных кадрах со средним профессиональным образованием в регионах АЗ РФ // Сайт Центра бюджетного мониторинга, Петрозаводский государственный университет. - http://arctic.labourmarket.ru/ prognosis

5 Степусь И.С. Стратегическое развитие экономики арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная экономика: теория и практика. 2016. - № 11 (434). - С. 66-80.

6 Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 28.12.2015 № 2353 «О создании Центра Арктических компетенций. - https://minobr.gov-murman.ru/files/Prof_obr/2353.pdf

- подготовка квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, способных к эффективной работе по профессии или специальности на уровне мировых стандартов, к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

- участие в профессиональной ориентации молодежи на получение профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда;

- помощь в создании и развитии системы непрерывного профессионального образования в регионе, получения необходимых знаний, навыков и компетенций в течение всего периода трудовой деятельности;

- организация современной многоуровневой образовательной инфраструктуры совместно с образовательными учреждениями высшего образования региона;

- создание условий для организации и развития особой формы подготовки рабочих кадров, подразумевающей теоретическое обучение в учреждении СПО, а получение практических навыков непосредственно на промышленных комплексах (дуальная система обучения).

В настоящее время Центр арктических компетенций функционирует.

Для дальнейшего развития системы комплексной непрерывной подготовки квалифицированных рабочих кадров необходимо создание территориальных центров координации деятельности учреждений СПО, с привлечением специалистов крупных корпораций арктических регионов.

На заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года был утверждён паспорт федерального приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» (далее Проект), целью которого является создание конкурентоспособной системы СПО, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями1.

Реализация Проекта на примере Мурманской области позволила внедрить в тринадцати региональных учреждениях СПО 17 новейших учебных программ, соответствующих современным стандартам и передовым технологиям2. Особенностью проекта является его доступность людям с ограниченными возможностями в получении новых специальностей. При этом они могут обучаться как совместно со студентами, так и по индивидуальной программе. Правительство Мурманской области рассчитывает достигнуть к 2021 году следующих показателей:

- внедрение 70 новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее Стандарты) в пятнадцати учреждениях СПО по востребованным и перспективным профессиям и специальностям, соответствующих современным стандартам;

- проведение в учреждениях СПО, внедривших новые стандарты, демонстрационных экзаменов - формы государственной итоговой аттестации, которая предусматривает создание реальных производственных условий и ситуаций для возможности демонстрации выпускниками своих профессиональных навыков;

- повышение квалификации у всех руководящих и педагогических работников учреждений СПО внедривших новые ФГОС;

- подготовка двухсот экспертов для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»;

- ежегодное проведение региональных чемпионатов по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».

В связи с западными санкциями в 2014 году, 4 августа 2015 года была создана Правительственная комиссия РФ по импортозамещению, которая рекомендовала исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместно с Минобрнауки РФ, союзом Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», проработать вопрос внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста3.

Реализация стандарта кадрового обеспечения промышленного роста позволяет использовать практико-ориенти-рованную (дуальную) модель обучения, когда теоретическое обучение составляет меньшую часть (30-40%) учебного времени, а большую (60-70%) часть уделить практическому обучению на предприятии. При этом к процессу обучения привлекаются высококвалифицированные работники предприятий, на базе которых создаются структурные подразделения учреждений СПО. Данные меры позволяют максимально приблизить учебный процесс к условиям работы конкретного промышленного предприятия. В итоге предприятие приобретает не просто выпускника, а квалифицированного работника.

На конец 2017 года двадцать субъектов РФ реализовали стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, в том числе и Мурманская область, единственная из Арктики, в которой внедрено 12 профессиональных образовательных программ дуального обучения4. Успешный опыт реализации стандарта кадрового обеспечения промышлен-

1 Приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий» // Сайт Правительства Российской Федерации. -http://government.ru/projects/selection/644/

2 Дворецкая Г. Учится в колледже престижно // Мурманский вестник. - http://www.mvestnik.ru/society/uchitsya-v-kolledzhe-prestizhno/?printv=1

3 Протокол заседания Правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015г. № 2. - http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/importsubstitution/protocols/201604290

4 В Мурманской области успешно внедряется Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста // Сайт губернатора Мурманской области. - https://gubernator51.ru/aktualno/control/?controlid=208753&PAGEN_NUM=2&PAGEN_2=7

ного роста в Мурманской области может быть рекомендован другим регионам Арктики с решением определённых задач, например:

- повышение эффективности решения вопросов кадрового обеспечения;

- увеличение интереса промышленных предприятий к реализации программ дуального обучения;

- повышение заинтересованности выпускников учреждений СПО в работе на промышленных предприятиях.

Особую проблему для инновационно-технологического развития промышленного комплекса Арктики представляет и дефицит специалистов высшего профессионального образования (ВПО) и прежде всего управленческих кадров - менеджеров всех уровней. Особенности функционирования арктических промышленных комплексов диктуют необходимость переоценки существующей системы подготовки и переподготовки специалистов высшего образования1 .

С 1998 года до настоящего времени действует Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее Программа), которая реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/082017/18 учебных годах»2. В рамках этой Программы проводится обучение специалистов по трем уровням более чем в 100 вузах практически во всех регионах РФ. Целевой группой для подготовки являются специалисты преимущественно, до 40 лет, с законченным высшим образованием, имеющие не менее 5 лет трудового стажа, из них не менее 3 -управленческого.

Несмотря на большое значение Программы, не представляется возможным проведение объективного анализа влияния на подготовку и переподготовку управленческих кадров для конкретных регионов и организаций. Отсутствует открытая информация о местах трудоустройства прошедших обучение специалистов и об их карьерном росте.

Учреждения (ВПО) и их филиалы остаются основным звеном обеспечения Арктики управленческими кадрами высшей квалификации. Авторы считают, что создание филиалов крупных учреждений ВПО в малых арктических городах в конце XX и в начале XXI века было оправданным решением. Этот шаг позволил населению арктических регионов, независимо от места жительства, получить доступное высшее образование, снизить масштабы выезда молодёжи для обучения в другие «успешные» регионы страны, продолжить выпускникам филиалов ВПО рабочую деятельность в арктических регионах. Если у Правительства РФ возникают вопросы о качестве предоставления образовательных услуг в филиалах учреждений ВПО в малых городах, по которым правомерна и дискуссия, и соответствующая проверка, то для закрытия филиалов, расположенных в городах, где имеются научные организации и квалифицированный уровень профессорско-преподавательского состава, должны быть веские и объективные причины. Например, закрытие филиала Петрозаводского государственного университета в г Апатиты Мурманской области и филиала Костромского государственного университета в г. Кировске Мурманской области. В этих филиалах подготовка студентов проводилась в основном учеными Кольского научного центра РАН в городе Апатиты и отличалась продуманной системой организации учебного процесса3.

Следует особо отметить положительный опыт функционирования университетов в малых городах арктических стран Финляндии, Швеции и Норвегии, в которых государственные органы стимулируют подготовку и переподготовку кадров многопрофильного уровня4. В этих университетах проходят обучение студенты многих стран мира. Так, практически в каждом малом городе Норвегии имеются университеты, отличительной чертой которых является гибкость программ, небольшие группы, неформальная атмосфера, отличное техническое и технологическое оснащение. В Швеции открыто более 60 высших учебных заведений, большинство из которых принадлежит государству или муниципалитетам малых городов. В небольших городах Финляндии функционирует около двадцати государственных университетов, в том числе десять специализированных.

Для подготовки специалистов имеется возможность использовать накопленный опыт северных стран для организации непрерывного образования и повышения квалификации в сфере MBA и EMBA-программ по управлению, созданию и внедрению инновационных проектов, а также по созданию и развитию бизнес-школ, направленных на подготовку менеджеров всех уровней и масштабов. До сих пор ни одной подобной школы в Арктике не создано5.

29 декабря 2014 года Правительством РФ была принята «Концепция Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2016-2020 годы», которая предполагала сокращение количества филиалов учреждений ВПО до

1 Сигова С.В., Степусь И.С. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России -вклад системы высшего образования // Университетское управление. 2015. - № 6. - 25 с.

2 Информационный сайт Комиссии по организации подготовки управленческих кадров. - http://www.pprog.ru/

3 Меньших Н.Г., Цукерман В.А. Подготовка квалифицированных кадров для реализации программ инновационного и технологического развития региона // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 1. - С. 376-379.

4 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров для комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. - Т. 6, № 4-1 (24). - С. 35-42.

5 Цукерман В.А., Козлов А.А. Механизм инфраструктурной поддержки формирования стратегии инновационного развития регионов Арктики // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14-16 сентября 2017 г., г. Северодвинск). - Архангельск: КИРА, 2017. - С. 103-106.

80 процентов1. С 01.01.2018 реализация целевой программы досрочно прекращена, однако значительное количество филиалов учреждений ВПО (в том числе и в арктических регионах) было сокращено. Их восстановление представляется дорогим и сложным мероприятием.

Для активизации подготовки кадров и научных исследований создаются опорные арктические университеты.

С 2010 в городе Архангельске функционирует Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ). В университете создана и развивается научно-инновационная инфраструктура, включающая в себя научно- исследовательские институты, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры, инновационно-технологические центры и лаборатории, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные высококвалифицированными научными кадрами. Внедрена и инновационная экспедиционная форма научно-образовательного сотрудничества - «Арктический Плавучий университет», реализуемая на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов».

Особое внимание САФУ уделяет сотрудничеству с учреждениями ВПО и научными организациями Арктики, реализации совместных, в том числе международных, научно-образовательных проектов, образовательных программ и курсов, организации международных конференций и научным экспедициям.

В апреле 2017 года Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) по итогам конкурсного отбора Министерства образования и науки РФ получил статус опорного. Разработанная программа развития университета имеет ключевое значение для социально-экономического развития Мурманской области и других арктических регионов.

МАГУ ведет фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы по актуальным направлениям социально-экономического развития региона, концентрируясь в социально-гуманитарном и естественнонаучном поле, важное место среди которых занимают туристско-рекреационный, научно-образовательный, горно-химический и металлургический кластеры, а также кластер северного дизайна и традиционных ремесел. К числу основных индустриальных партнеров МАГУ относятся: ПАО «Новатэк», «АО «Апатит», ПАО «ТГК-1», АО «Атомэнергоремонт», ООО «Подземспецмонтаж». Сотрудничество осуществляется в сфере научных исследований, образования, профориентаци-онной работы и других направлений. Проводится работа по созданию сети базовых кафедр на предприятиях и в организациях партнерах.

К числу ведущих зарубежных партнеров МАГУ относятся Арктический университет Норвегии (город Тромсе), Северный университет Норвегии (город Буде), Консорциум Лапландского университета и Лапландский университет прикладных наук (город Рованиеми, Финляндия), университет города Оулу (Финляндия) и др. МАГУ входит в состав международной университетской сети «Университет Арктики» (ЦАгсйс).

Имеется многолетний опыт взаимовыгодного сотрудничества МАГУ с промышленными предприятиями Мурманской области. Кроме традиционных форм прохождениями студентов производственных практик и привлечения квалифицированных специалистов предприятий к учебному процессу, успешно реализованы программы профориентации и практико-ориентированного обучения. Например, совместно с АО Кольская ГМК разработан проект «Профессиональный старт», совместно с АО «Апатит» - «Молодые кадры «Апатита», совместно с АО МХК «ЕвроХим» -корпоративные образовательные программы.

МАГУ постоянно расширяет научную деятельность. Так в апреле 2018 года между МАГУ и Федеральным исследовательским центром «Кольский научный центр Российской академии наук» было подписано Соглашение о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве в области образовательной, научной и инновационной деятельности.

В заключение необходимо отметить, что на территории Арктики имеются необходимые условия для развития и совершенствования кадрового обеспечения, направленного на повышение гибкости арктических систем СПО и ВПО, обеспечение оперативного реагирования на изменения спроса на рынке труда и сокращение потребностей в работниках определенного уровня и специализации. При этом приоритетной стратегической целью системы кадрового обеспечения является такое качество предоставляемых образовательных услуг, которое соответствует запросам экономики и общества для инновационно-технологического развития промышленных комплексов Арктики.

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, №2, 12.01.2015, ст. 541.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.