Научная статья на тему 'Кадровая политика в учреждениях культуры в Тамбовской области'

Кадровая политика в учреждениях культуры в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERSONNEL POLICY / CULTURAL INSTITUTIONS / TAMBOV REGION / STATE POLICY / EFFICIENCY INCREASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Платонова Алена Николаевна

В настоящее время отрасль культуры Тамбовской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций – 1163 учреждения культуры и архивов. В Тамбовской области создана кадровая политика, направленная на формирование высококвалифицированного, компетентного и высоконравственного корпуса государственных служащих. Отсутствие на федеральном уровне нормативно-правовой базы по таким вопросам, как ротация кадров и программ профессионального развития государственных гражданских служащих в кадровой политике управления учреждениями культуры Тамбовской области, оставляют эти вопросы нерешенными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECRUITMENT POLICY IN CULTURAL INSTITUTIONS IN THE TAMBOV REGION

Now the branch of culture of the Tambov region is presented by an extensive versatile network of the organizations – 1163 cultural institutions and archives. In the Tambov region the recruitment policy directed on formation of the highly skilled, competent and highly moral case of civil servants is created. Absence at federal level of standard and legal base on such questions as rotation of staff and programs of professional development of the state civil servants, in personnel policy of management by cultural institutions of the Tambov region, leave these questions not solved.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика в учреждениях культуры в Тамбовской области»

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Н. ПЛАТОНОВА

В настоящее время отрасль культуры Тамбовской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций - 1163 учреждения культуры и архивов. В Тамбовской области создана кадровая политика, направленная на формирование высококвалифицированного, компетентного и высоконравственного корпуса государственных служащих. Отсутствие на федеральном уровне нормативно-правовой базы по таким вопросам, как ротация кадров и программ профессионального развития государственных гражданских служащих в кадровой политике управления учреждениями культуры Тамбовской области, оставляют эти вопросы нерешенными.

Ключевые слова: кадровая политика, учреждения культуры, Тамбовская область, государственная политика, повышение эффективности.

Организация государственной гражданской службы Тамбовской области лежит в основе кадровой политики как в учреждениях культуры, так и в рамках иного государственного органа власти Тамбовской области. Во всех государственных органах власти Тамбовской области реализовывается федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 (в ред. от 12.01.2010), и областная целевая программа «Развитие государственной гражданской службы Тамбовской области (2010-2013 гг.)», утвержденная постановлением администрации области от 11.09.2009 № 1093.

Обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с административной реформой и другими преобразованиями в сфере государственного управления, соответствующие необходимые мероприятия были включены в план мероприятий по проведению административной реформы в Тамбовской области в прошедшие годы (утв. постановлением администрации области от 04.02.2010 № 99, в редакции от 22.09.2010). Внедряются нормы служебной профессиональной этики и правила делового поведения государственных служащих, предусмотренные Кодексом этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (утв. постановлением администрации области от 17.04.2008 № 477).

В рамках реализации федерального и областного законодательства в сфере гражданской службы проведены следующие мероприятия:

1. Систематически изучался опыт субъектов РФ в сфере организации государственной гражданской службы и кадровой политики, вырабатывались предложения по совершенствованию процедур, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу области и ее прохождением, которые вносились первому заместителю главы администрации области, курирующему вопросы организации гражданской службы. На основании предложений разработаны проекты нормативных правовых актов области.

2. Постоянно проводилась ревизия нормативной правовой базы области о государственной гражданской службе.

3. Регулярно вырабатывались предложения по оптимизации структуры и штатной численности администрации области и исполнительных органов государственной власти области, ликвидации их избыточных и дублирующих функций.

4. В пяти государственных органах области внедрена автоматизированная информационная программа данных кадрового состава организации.

5. Администрацией области регулярно осуществлялись проверки реализации исполнительными органами государственной власти области федерального и областного законодательства о государственной гражданской службе, в ходе которых был организован мониторинг реализации данного законодательства, уровня организации государственной гражданской службы области и

кадровых процессов; по итогам проверок направлялись справки о выявленных нарушениях.

6. Проводился анализ должностных регламентов гражданских служащих области на соответствие действующему законодательству, в том числе, экспертиза на коррупциогенность; утвержденные регламенты по мере необходимости актуализировались.

7. Организован мониторинг внутренних и внешних источников формирования кадрового состава государственных гражданских служащих области для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области.

Администрацией области во взаимодействии с УВД по Тамбовской области осуществлялась проверка сведений о лицах, подающих документы на участие в конкурсах на замещение вакантных должностей, категории которых определены действующим законодательством.

Во взаимодействии с ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина» разработаны новые формы проведения конкурсов на замещение должностей и квалификационных экзаменов (соответствующий набор тестов).

Постоянно формировался в соответствии с действующим законодательством кадровый резерв области для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области, обеспечено его эффективное использование.

8. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» среди вузов, расположенных на территории области, администрацией области был размещен и реализуется государственный заказ на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области в 2012-2013 учебном году. При этом в программы повышения квалификации гражданских служащих вузами включены вопросы из разработанного и утвержденного администрацией области Примерного перечня вопросов по антикоррупционному обучению в рамках дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области.

9. Исполнительными органами государственной власти области в установленном порядке проводились:

- внутренний аудит эффективности коллегиальных органов (следствием явилась работа по корректировке их составов и положений о них, упразднению отдельных коллегиальных органов);

- привлечение студентов вузов области для работы в исполнительных органах на общественных началах (прохождение ими ознакомительной, учебной и преддипломной практики);

- актуализация Интернет-сайтов;

- публикация в СМИ материалов по основному функционалу, что способствовало повышению открытости деятельности органов.

10. Кадровыми службами исполнительных органов государственной власти области реализовывались мероприятия по противодействию коррупции.

Уполномоченным органом по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области - управлением государственной службы и организационной работы администрации области - осуществлялась координация деятельности исполнительных органов по противодействию коррупции и контроль за ходом исполнения соответствующих нормативных правовых актов. В апреле 2012 г. во взаимодействии с ГОУВПО «ТГУ им. Г. Р. Державина» организовано и проведено учебное занятие с государственными гражданскими служащими области, на котором рассмотрены задачи по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции.

Во всех исполнительных органах государственной власти области реализуются в соответствии с федеральным законодательством планы мероприятий по противодействию коррупции, в соответствии с которыми:

- проводятся совещания и семинары по антикоррупционной проблематике, тема противодействия коррупции рассматривается на коллегиях исполнительных органов государственной власти области;

- организована работа по реализации областного законодательства в сфере представления сведений о полученных государственными гражданскими служащими области и членами их семей доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, и об обязательствах имущественного характера (сведения о доходах за 2012 г. представлены в кадровые службы всеми гражданскими служащими области);

- проводится постоянный мониторинг замещений вакантных должностей государственной гражданской службы области по конкурсу. Без проведения конкурса все должности замещаются по основаниям, допускаемым действующим законодательством. При этом соблюдаются предъяв-

ляемые законодательством квалификационные требования к претендентам на замещение должностей гражданской службы.

Основными результатами реализации региональных программ развития государственной гражданской службы в 2011-2012 гг. стали:

1. В рамках заключенного с ФГОУВПО «Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина» государственного контракта на сумму 10,0 тыс. руб. учреждением разработана методика составления профессиограмм гражданских служащих области. Методика внедрена в 60 % исполнительных органов государственной власти области (планировавшийся показатель - 25 %).

2. В рамках заключенного с ФГОУВПО «Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина» договора учреждением разработана и проведена серия тематических деловых игр (тренингов) среди 22 гражданских служащих из 9 исполнительных органов государственной власти области, включенных в резерв управленческих кадров области.

Также внедрялись и совершенствовались механизмы формирования кадрового резерва, проведения конкурсов, аттестации и ротации государственных гражданских служащих области. Количество вакантных должностей государственной гражданской службы области, замещенных по результатам конкурса, и их доля в общем количестве замещенных вакантных должностей гражданской службы за 2012 г. составила 91 чел. или 46 %.

Количество государственных гражданских служащих области и граждан, состоящих в кадровом резерве по состоянию на 01.12.2012 составляло 46 государственных гражданских служащих области и 49 граждан.

Количество вакантных должностей государственной гражданской службы области, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, и их доля в общем количестве замещенных вакантных должностей гражданской службы за отчетный период составляла 36 чел. или 18 %.

Количество государственных гражданских служащих области, прошедших аттестацию в

2012 г., и их доля в общем количестве гражданских служащих области составляла 34 чел. или 2,6 %.

Государственных гражданских служащих области, назначенных на должности в порядке ротации, нет. В соответствии с ч. 3 ст. 60 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень должностей гражданской службы, по которым

предусматривается ротация гражданских служащих и порядок ротации гражданских служащих утверждаются Президентом РФ. В настоящее время такой акт отсутствует.

В 2009-2010 гг. программы и индивидуальные планы профессионального развития государственных гражданских служащих области не разрабатывались. В соответствии с п. 12 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ (утв. Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474), программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой акт отсутствует.

Количество гражданских служащих области, имеющих индивидуальный план профессионального развития, и их доля в общем количестве государственных гражданских служащих области 1077 чел. или 82,6 %.

Повышение эффективности государственной гражданской службы области и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Число гражданских служащих, прошедших обучение по инновационным образовательным программам, составило 354 чел. по таким программам, как «Эффективное управление в государственном секторе в условиях рыночной экономики»; «Правовые основы государственной гражданской службы в Российской Федерации»; «Экономические механизмы совершенствования государственного управления»; «Содержание, приоритеты и пути реализации финансовой, налоговой и бюджетной политики государства»; «Современные информационные системы и технологии в работе аппаратов государственных органов»; «Эффективное государственное управление и инновации в агропромышленном секторе экономики»; «Организация защиты персональных данных при их обработке в автоматизированных системах» и прочие программы.

Было осуществлено создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов области. Количество должностей государственной гражданской службы области, для которых утверждены должностные регламенты, соответствующие установленным требованиям, и их доля в общем количестве должностей

государственной гражданской службы области составило 1341 или 98 %.

Количество государственных гражданских служащих области, должностные регламенты которых содержат показатели результативности, и их доля в общем количестве государственных гражданских служащих области, составило 201 или 15,4 %.

Переходя к кадровому обеспечению управления учреждениями культуры, необходимо дать общую характеристику данной отрасли. Отрасль культуры Тамбовской области включает в себя сферу библиотечного, музейного, архивного, клубного дела, театров, кино, художественного образования, творческих союзов, памятников истории и культуры.

В настоящее время отрасль культуры Тамбовской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций - 1163 учреждения культуры и архивов, в том числе:

- профессиональное искусство: 3 театра, 4 концертные организации;

- архивное дело: 2 государственных архива; 30 муниципальных архивов, являющихся структурными подразделениями органов местного самоуправления;

- библиотечное дело: 547 библиотек, в том числе 3 государственных, 544 муниципальных, из них 467 находятся в сельской местности;

- культурно-досуговая деятельность: 516 организаций культурно-досугового типа, 2 парка культуры и отдыха;

- музейное дело: 32 музея;

- художественное образование: 54 образовательных учреждения, из них 2 учреждения профессионального художественного образования, 52 - дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (в том числе 16 филиалов);

- 3 областных центра: Научно-методический центр народного творчества и досуга, Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия и киноматериалов Тамбовской области.

В последнее время в области происходит процесс сокращения сети учреждений культурнодосугового типа и библиотек, в первую очередь -в сельской местности (за последние три года число клубов уменьшилось на 23 единицы, библиотек - на 15 единиц), в основном за счет сокращения библиотек и клубов в мелких населённых пунктах.

Общее количество кадров, работающих в отрасли культуры и архивов на 01.01.2013 г., составило 7214 чел. При этом численность чиновников

областного управления культуры и музейного дела составила 37 чел., что составляет 2,7 % от общего числа работников данной отрасли. Считаем укомплектованность кадрами на уровне областного управления культуры и архивного дела недостаточной и требующей в целях повышения эффективности управления культурой в Тамбовской области пересмотра общего числа сотрудников, а также их должностных обязанностей.

В области управления учреждениями культуры также была проведена значительная работа. Администрацией Тамбовской области было принято постановление от 11.10. 2012 № 1233 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Культура Тамбовской области 2012-

2013 годы», а также принято постановление области от 24.12.2012 № 1645 «О проведении в

Тамбовской области в 2013 году года культуры», для чего был создан специальный организационный Комитет для подготовки года культуры, в который были включены 23 члена комитета.

Также было принято Постановление Главы администрации Тамбовской области от 17.05.2013 № 150 «О внесении изменений в Постановление главы администрации области от 01.04. 2013 № 114 «О мерах по реализации Законов области ...». В Постановлении распределены сферы деятельности по рассмотрению результатов осуществления контроля за расходами между:

- президиумом межведомственного совета по противодействию коррупции;

- комиссией администрации области по соблюдению требований к служебному проведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

- комиссиями исполнительных органов государственной власти области, иных органов государственной власти области, государственных органов области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В рамках этого постановления была образована комиссия управления культуры и архивного дела по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в которую вошли 4 чиновника областной администрации и независимые эксперты, число которых не может быть меньше одной четверти от общего числа членов комиссии.

Управление культуры и архивного дела области является уполномоченным органом исполнительной власти области по проведению конкур-

са на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений, и их работниками, а также по иным вопросам, связанным с исполнением этих полномочий. На основании Постановления администрации Тамбовской области от 17.05. 2013 № 477 управлению поручено проведение конкурса, формирование списков победителей и осуществление выплат победителям конкурса. На наш взгляд, этот шаг свидетельствует об изменении отношения к работникам, осознании необходимости повышения мотивации их труда, формирования позитивной эмоциональной составляющей в организации труда, особенно важной для работников творческой направленности, в первую очередь, в учреждениях культуры. Изменение кадровой политики в этой связи направлено и на самих работников культуры, и затрагивает корпус управленцев этой отрасли, что не исключает возможностей дальнейшего совершенствования кадровой политики в этом направлении.

Также в рамках года культуры, Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 15.05.2013 № 4072 было решено провести научно-практическую конференцию «Историкокультурное наследие города Тамбова», посвященную Году культуры в Тамбовской области, в рамках которой предполагается привлечение к организации плановых мероприятий не только для широкого круга участников, таких как историков, краеведов, преподавателей, но и непосредственно чиновников учреждений управления культурой, что не может не сказаться на общем уровне их профессиональной подготовки. Вообще, активное привлечение чиновников-управленцев различных уровней при планировании и организации мероприятий, связанных с предоставлением населе-

нию культурных благ, на наш взгляд, позволит не привлекая дополнительные финансовые средства, повысить их профессиональную квалификацию с учетом специфики работы. Организаторами конференции являются комитет культуры Администрации города Тамбова и ТГУ имени Г. Р. Державина.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Тамбовской области создана кадровая политика, направленная на формирование высококвалифицированного, компетентного и высоконравственного корпуса государственных служащих. Однако, из-за отсутствия на федеральном уровне нормативно-правовой базы по таким проблемам, как ротация кадров, реализация программ профессионального развития государственных гражданских служащих и др., в кадровой политике управления учреждениями культуры Тамбовской области, эти вопросы являются также нерешенными.

* * *

RECRUITMENT POLICY IN CULTURAL INSTITUTIONS IN THE TAMBOV REGION

A. N. Platonova

Now the branch of culture of the Tambov region is presented by an extensive versatile network of the organizations -1163 cultural institutions and archives. In the Tambov region the recruitment policy directed on formation of the highly skilled, competent and highly moral case of civil servants is created. Absence at federal level of standard and legal base on such questions as rotation of staff and programs of professional development of the state civil servants, in personnel policy of management by cultural institutions of the Tambov region, leave these questions not solved.

Key words: personnel policy, cultural institutions, Tambov region, state policy, efficiency increase.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.