Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА УИС КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА УИС КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление персоналом / работа с кадрами / персонал УИС / кадровое планирование / кадровая политика / personnel management / work with personnel / personnel of the Penal System / personnel planning / personnel policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панарин Дмитрий Александрович, Брыков Денис Анатольевич

Одной из основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года является повышение эффективности уголовно-исполнительной системы путем совершенствования организации ее деятельности и формирования высокомотивированных и профессиональных кадров. В статье рассматриваются отдельные элементы кадровой политики УИС, их характеристики, а также вопросы планирования и правового регулирования деятельности кадровых служб территориальных органов ФСИН России. На основе комплексного подхода и анализа эмпирического материала установлено, что деятельность кадровых подразделений осуществляется с учетом конкретной управленческой ситуации. Анализируя положения о кадровых аппаратах территориальных органов ФСИН России, авторы отмечают отсутствие принципиальных отличий как в их структуре, так и в содержательной части. Обозначена незначительная разница в распределении функций и задач между структурными подразделениями кадрового аппарата территориального органа ФСИН России. На основе проведенных исследований авторами предлагается перечень вопросов, которые следует отразить в положениях о структурных кадровых подразделениях, что в свою очередь будет способствовать оптимизации организационно-штатной структуры учреждений и органов УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панарин Дмитрий Александрович, Брыков Денис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY OF THE PENAL SYSTEM AS A BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL STAFF POTENTIAL

One of the main goals of the Concept of Development of the Penal System of the Russian Federation for the period up to 2030 is to increase the efficiency of the Penal System by improving the organization of its activities and the formation of highly motivated and professional personnel. The article deals with individual elements of the personnel policy of the Penal System, their characteristics, as well as issues of planning and legal regulation of the activities of personnel services of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia. Based on an integrated approach and analysis of empirical material, it is established that the activities of personnel departments are carried out taking into account a specific management situation. Analyzing the provisions on the personnel apparatus of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, the authors note the absence of fundamental differences both in their structure and in the content part. There is a slight difference in the distribution of functions and tasks between the structural divisions of the personnel apparatus of the territorial body of the Federal Penitentiary Service of Russia. Based on the conducted research, the authors propose a list of issues that should be reflected in the regulations on structural personnel units, which in turn will contribute to the optimization of the organizational and staff structure of institutions and bodies of the UIS.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА УИС КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

5B

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.008 УДК 343.83

Панарин Дмитрий Александрович

кандидат юридических наук, доцент, начальник института,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: panarin.1979@mail.ru

Dmitriy A. Panarin

Candidate of Law, Associate Professor, Head of institute,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: panarin.1979@mail.ru

Брыков Денис Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, е-пш!: tornaden@rambler.ru

Denis A. Brykov

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistаnt Professor of the of Management

and Organization of Activities of the Penal System Department,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000,

e-mail: tornaden@rambler.ru

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА УИС КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация. Одной из основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года является повышение эффективности уголовно-исполнительной системы путем совершенствования организации ее деятельности и формирования высокомотивированных и профессиональных кадров.

В статье рассматриваются отдельные элементы кадровой политики УИС, их характеристики, а также вопросы планирования и правового регулирования деятельности кадровых служб территориальных органов ФСИН России.

На основе комплексного подхода и анализа эмпирического материала установлено, что деятельность кадровых подразделений осуществляется с учетом конкретной управленческой ситуации.

Анализируя положения о кадровых аппаратах территориальных органов ФСИН России, авторы отмечают отсутствие принципиальных отличий как в их структуре, так и в содержательной части. Обозначена незначительная разница в распределении функций и задач между структурными подразделениями кадрового аппарата территориального органа ФСИН России. На основе проведенных исследований авторами предлагается перечень вопросов, которые следует отразить в положениях о структурных кадровых подразделениях, что в свою очередь будет способствовать оптимизации организационно-штатной структуры учреждений и органов УИС.

Ключевые слова: управление персоналом, работа с кадрами, персонал УИС, кадровое планирование, кадровая политика.

Summary. One of the main goals of the Concept of Development of the Penal System of the Russian Federation for the period up to 2030 is to increase the efficiency of the Penal System by improving the organization of its activities and the formation of highly motivated and professional personnel.

The article deals with individual elements of the personnel policy of the Penal System, their characteristics, as well as issues of planning and legal regulation of the activities of personnel services of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Based on an integrated approach and analysis of empirical material, it is established that the activities of personnel departments are carried out taking into account a specific management situation.

Analyzing the provisions on the personnel apparatus of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, the authors note the absence offundamental differences both in their structure and in the content part. There is a slight difference in the distribution of functions and tasks between the structural divisions of the personnel apparatus of the territorial body of the Federal Penitentiary Service of Russia. Based on the conducted research, the authors propose a list of issues that should be reflected in the regulations on structural personnel units, which in turn will contribute to the optimization of the organizational and staff structure of institutions and bodies of the UIS.

Keywords: personnel management, work with personnel, personnel of the Penal System, personnel planning, personnel policy.

PERSONNEL POLICY OF THE PENAL SYSTEM AS A BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL STAFF POTENTIAL

© 2023 Панарин Д. А., Брыков Д. А.

Кадровая политика государства осуществляет работу органов государственной власти, определяющую общие принципы, по которым происходит подбор кадров. Сюда входит профессиональные и нравственные качества кандидатов, которые позволяют в полной мере реализовывать потенциал кадрового резерва.

Кадровая политика государства необходима:

- для разработки методов, форм и правовых механизмов, которые будут использоваться государственными служащими;

- поиска способов и возможностей эффективного использования кадрового резерва Российской Федерации;

- определения перспектив в развитии кадровых процессов России, прогнозирование возможности участия отечественных политиков в формировании международной политики;

- определения критериев и характеристик сотрудников государственных служб, работающих в конкретных условиях.

Стабильность государства Российской Федерации напрямую зависит от того, насколько хорошо будут подобраны кадры, от их профессионализма и компетентности, это касается как самостоятельных подразделений, так и состава руководителей.

Для государства необходимо решить задачу, связанную с перестройкой государственной службы и действий, которые выполняют лица, чтобы учитывать и защищать цели социального характера всего населения. От успехов осуществление таких изменений и преобразований будет зависеть авторитет Российского государства на геополитической арене. Чтобы решить эту задачу, необходимо постепенно производить обновление кадрового состава управленческого аппарата новыми, более подготовленными специалистами, которые будут нацелены непосредственно на защиту населения и клиентоцентричность.

Существует ряд требований, предъявляемых к кадровой политике ФСИН России: системность и комплексность решений, приоритетность, перспективность, предупреждение последствий при принятии решений по прогнозированию, доступ всех граждан к службе (при учете соблюдения требований к ним относительно здоровья, образования, профессиональной подготовки, отсутствия судимостей), социальная и правовая защищенность сотрудников, повышение социального статуса сотрудников [1].

К основным характеристикам кадровой политики ФСИН России относится:

- взаимосвязь стратегии развития организации и кадровой политики;

- долгосрочное планирование является определяющим;

- персонал имеет важное значение для организации;

- функции и процедуры в работе с персоналом взаимосвязаны.

В период становления пенитенциарной системы деятельность кадровых служб должна регулироваться законом как в части работы с персоналом пенитенциарной системы, так и в части внутренней организации самих кадровых служб [2].

При кадровом планировании учреждения УИС преследуют следующие цели:

- получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;

- грамотно использовать потенциал своего персонала;

- быть способной предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из возможного некомплекта и чрезмерного резерва.

Специфика кадрового планирования в учреждениях УИС заключается в том, что:

- в законодательстве РФ существуют ограничения в отборе кандидатов на службу;

- существенным критерием при подборе кандидатов на службу является состояние здоровья и психоэмоциональное состояние, что обусловлено спецификой его предполагаемой деятельности.

Проведенный опрос сотрудников кадровых подразделений показал, что деятельность кадровых подразделений осуществляется с учетом конкретной управленческой ситуации (оперативная обстановка, укомплектованность органа, состояние законности и т. п.).

Структура положений о кадровых аппаратах территориальных органов уголовно-исполнительной системы примерно одинакова и включает в себя: общее положение, задачи, функции, взаимосвязи внутри кадрового аппарата, обязанности и права его начальника. Нет принципиальных отличий и в содержательной части, поскольку все они разрабатывались с учетом Положения

ВЕСТНИК СЮИ

об управлении кадров ФСИН России. Некоторые отличия наблюдаются в распределении задач и функций кадрового аппарата территориального органа ФСИН России между структурными подразделениями. Связано это с организационно-штатным построением отдела кадров.

Перечень вопросов, которые должны быть отражены в положениях о структурных кадровых подразделениях, мог бы группироваться по следующим разделам:

1. Общие положения. Место и значение данного подразделения в структуре кадрового аппарата. Непосредственное подчинение подразделения, его структура, особенности деятельности.

2. Основные задачи.

3. Основные функции, свойственные подразделению, необходимые для выполнения возложенных на него задач.

4. Взаимоотношение и связи с другими подразделениями.

5. Обязанности, права и ответственность начальника.

6. Моральное и материальное стимулирование. Перечень показателей по структурному подразделению для поощрения и премирования (депремирования).

Несмотря на очевидную целесообразность, право руководителя кадрового аппарата территориального органа ФСИН России принимать окончательные решения о назначении на некоторые должности и осуществлять ряд других полномочий юридически закреплено не везде.

В период с 17 по 19 ноября 2021 г. на базе Академии ФСИН России (г. Рязань) состоялся V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление», в котором приняли участие ведущие ученые-пенитенциаристы, а также практические работники.

По итогам работы форума, а также в целях дальнейшей эффективной реализации основных направлений развития уголовно-исполнительной системы России, его участниками были выработаны конкретные предложения и рекомендации Федеральной службе исполнения наказаний, а также иным заинтересованным министерствам и ведомствам. Так, рассмотрев современное состояние и перспективы развития УИС, а также с учетом национального и международного опыта, участники V Международного пенитенциарного форума отметили основное направление в развитии и модернизации кадрового обеспечения и социального статуса сотрудников УИС.

В целях организации качественной подготовки кадров для замещения должностей в УИС, а также формирования профессионального кадрового потенциала с учетом Концепции предлагалось:

- способствовать повышению уровня профессиональной компетентности сотрудников УИС посредством получения дополнительного профессионального образования;

- разработать комплекс мер, направленных на повышение престижа службы в УИС;

- разработать модель позитивного имиджа сотрудника УИС;

- в целях профилактики нарушений в служебном поведении сотрудников УИС продолжить совершенствование системы адаптации молодых специалистов, используя психологические механизмы профессионального становления, духовно-нравственного развития персонала УИС;

- провести комплексное изучение и классификацию кадровых рисков, возникающих в деятельности территориальных органов и учреждений УИС, выработать и апробировать систему организационно-практических и нормативно-правовых мер, направленных на снижение негативного влияния этих рисков на их деятельность;

- организовывать в средствах массовой информации выступления с целью профессиональной ориентации граждан на обучение в образовательных организациях ФСИН России и поступление на службу в учреждения и органы УИС;

- разработать институт поощрения сотрудника, лично приведшего надлежащего кандидата. Данная норма позволит улучшить общественное мнение, так как у сотрудника будет заинтересованность хвалить службу и привлекать знакомых, что в свою очередь исключит попадание на службу случайных людей;

- осуществлять сопровождение сотрудниками кадровых подразделений кандидатов, оформляемых на службу в учреждения и органы УИС;

- осуществлять разъяснительную работу о специфике службы в УИС с кандидатами, оформляемыми на службу в УИС, в том числе организовывая экскурсии в ИУ области;

- ежеквартально рассматривать на оперативном совещании при начальнике учреждения вопрос комплектования отделов и служб учреждения с обязательным заслушиванием руководителей структурных подразделений с наибольшим уровнем некомплекта;

- систему профессиональной подготовки рассматривать для каждого территориального органа и учреждения индивидуально, с учетом складывающегося положения дел;

- большее время уделять специальной подготовке, в том числе практическим занятиям, особенно с младшим начсоставом;

- повысить требовательность к системе самоподготовки. Внедрить систему оценки при инструктажах и инструктивных занятиях, с возможностью пересдачи;

- разработать повышающий коэффициент премирования для хорошо обучающихся в рамках занятий по служебной подготовке, что позволит материально заинтересовать сотрудников.

17 ноября 2023 г. в рамках VI Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» в Академии ФСИН России был проведен круглый стол «Совершенствование кадрового обеспечения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (с учетом интеграции учреждений и органов УИС, расположенных в новых регионах, в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации)». В рамках обсуждения были подведены итоги реализации мероприятий, запланированных на предыдущем форуме, и сделаны выводы о дальнейшем совершенствовании кадровой политики УИС.

Библиографический список

1. Панарин Д. А., Брыков Д. А. Направления совершенствования работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 1. С. 99-101.

2. Гришин Д. А., Чудакова С. Н. Организационные и административно-правовые проблемы текучести кадров (прекращения службы) в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4 (87). С. 71-76.

References

1. Panarin D. A., Brykov D. A. Napravlenija sovershenstvovanija raboty s kadrami v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Directions for improving work with personnel in the penal enforcement system].

Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2017, vol. 25, no. 1, pp. 99-101 [in Russian].

2. Grishin D. A., Chudakova S. N. Organizacionnye i administrativno-pravovye problemy tekuchesti kadrov (prekrashhenija sluzhby) v uchrezhdenijah i organah Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij [Organizational and administrative-legal problems of staff turnover (termination of service) in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2014, no. 4 (87), pp. 71-76 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.