Научная статья на тему 'Кадастры, налоговая справедливость и изучение территорий в новое время: Испания и россия'

Кадастры, налоговая справедливость и изучение территорий в новое время: Испания и россия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАДАСТРЫ / НОВОЕ ВРЕМЯ / ГЕОИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / РОССИЯ / ИСПАНИЯ / HISTORICAL CADASTERS / MODERN AGE / GEOHISTORICAL SOURCES / RUSSIA / SPAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камареро Буллон К.

Возникновение современного государства привело к созданию земельных кадастров как в Испании, так и в России. В данной работе рассматривается появление кадастровых реестров в обеих странах в рамках политического и хозяйственного контекста, а также анализируются их основные характеристики и особенности, общие черты и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADASTRAS, TAX JUSTICE AND THE STUDY OF TERRITORIES IN NEW TIME: SPAIN AND RUSSIA

The emergence of a modern state led to the creation of land cadastres both in Spain and in Russia. This paper considers the appearance of cadastral registries in both countries within the political and economic context, as well as analyzes their main characteristics and features, common features and differences.

Текст научной работы на тему «Кадастры, налоговая справедливость и изучение территорий в новое время: Испания и россия»

УДК 94 (460) 071 К. Камареро Буллон

профессор географии отделения географии Автономного университета Мадрида, заместитель директора университетского института La Corte en Europa (IULCE-UAM); e-mail: concepcion.camarero@uam.es

КАДАСТРЫ, НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ: ИСПАНИЯ И РОССИЯ1

Возникновение современного государства привело к созданию земельных кадастров - как в Испании, так и в России. В данной работе рассматривается появление кадастровых реестров в обеих странах в рамках политического и хозяйственного контекста, а также анализируются их основные характеристики и особенности, общие черты и различия.

Ключевые слова: исторические кадастры; Новое время; геоисторические источники; Россия; Испания.

Camarero Bullón C.

Professor of Human Geography, Autonomous University of Madrid (Spain), Deputy Director of the University Institute La Corte en Europa (IULCE-UAM); e-mail: concepcion.camarero@uam.es

CADASTRES, FISCAL EQUITY AND KNOWLEDGE OF THE TERRITORY IN THE MODERN AGE: SPAIN AND RUSSIA, TWO DIFFERENT CASES

The emergence of the modern state was to correlate the cadastral survey, both in Spain and Russia. This paper studies the cadastral surveys of both countries: the political and economic framework they were launched, their characteristics and achievements, similarities and differences.

Key words: Historical cadasters; Modern Age; Geo-historical sources; Russia; Spain.

Во многих европейских странах сохранилась обширная кадастровая документация нового времени, в том числе в России и Испании. Этот вид документации представляет собой важный источник изучения территории, общества и экономики своего времени. Поскольку этот источник раскрывает оценку земельных богатств и составление карт местности, а в некоторых случаях - переписи населения, он предоставляет в наше распоряжение большое количество

1 Настоящая работа является частью научно-исследовательских проектов СБ02011-29027-ТО2-02 и СЕМИ 2013, финансируемых Министерством финансов и Автономным Университетом Мадрида.

информации, чрезвычайно ценной как в качественном, так и в количественном отношении.

Данная работа позволяет ознакомиться с тремя кадастровыми книгами Нового времени, созданными в Испании: «Кадастр Пати-ньо», «Кадастр Энсенады» и «Общая Планиметрия Мадрида», в ней также выделены характерные черты, схожие с русскими кадастрами. При изучении каждого из них мы рассмотрим политическую и экономическую ситуацию, в условиях которой принимались кадастры, используемую оперативную систему, изучим сопутствующие факторы, некоторые характеристики кадастровой документации и ее результаты для того, чтобы установить их сходства и различия.

1. Современная эпоха: возвращение кадастров

Основание современного государства повлекло за собой возвращение кадастров, которые использовались в Древнем Риме для взимания фискальных сборов и колонизации завоеванных территорий. С XVI по XVIII вв. различными европейскими государствами было в целом произведено 102 кадастровые описи, 65 из которых пришлись на эпоху Просвещения [21, p. 54]. Военные конфликты предыдущего века порядком истощили бюджеты государств, которые принимали в них участие. В такой ситуации кадастр представлял собой единственный способ покончить с проблемами в государственных финансах, а также действенное средство установить справедливость в фискальной системе и ее модернизировать. Налог на недвижимое имущество и связанная с ним инвентаризация собственности вызвали необходимость получения исходных данных, которые можно было бы считать реальными и объективными. Кроме того, подразумевалось, что после проведения этой инвентаризации, ее дальнейшее обновление и взимание налогов будет происходить автоматически, в результате чего отпадет необходимость периодически пересматривать объем налогов и их распределение. По этой причине многие государства начинают кадастровую перепись своих земель [12].

2. Испанские кадастры XVIII в.

Новая королевская династия инициировала то, что Испания стала одним из первых государств, которое в XVIII в. занялось составлением кадастровых книг. Во времена правления первых

Бурбонов создаются «Кадастр Патиньо» (Catastro de Patiño), «Кадастр Энсенады» (Catastro de Ensenada) и «Общая планиметрия Мадрида» (Planimetría General de Madrid). Речь идет о кадастровых книгах, в полной мере обладающих характеристиками, которые А. Алименто считает определяющими для европейских кадастров того времени: подчинение централизованной власти и всеохватывающий характер самих кадастров [1, p. 18].

Термин "catastro" имеет в испанском языке два значения. Словарь Королевской Академии испанского языка (Diccionario de la Real Academia de la Lengua) определяет его как «официальная статистическая перепись городского и сельского имущества страны» (censo oficial estadístico de la riqueza urbana y rústica de un país), а также как «взимание налогов на фиксированные ренты и на имущество» (contribución real sobre rentas fijas y posesiones). Таким образом, одно и то же существительное означает как учет недвижимой собственности (в городах и сельской местности), и его результат - перепись имущества, так и налоговое обложение, являющееся следствием этой переписи. Кадастровые реестры Патиньо и Энсенады, которые включают опись и оценку всего имущества (не только недвижимого), представляют собой, главным образом, текстовые описания и на начальном этапе оформляются без составления карт, которые появятся позже, когда будет установлена налоговая система, в которой картография займет ключевое место. Создание кадастровых книг осуществляется государством и от имени государства, они охватывают обширные территории и проводятся вместе с глубокой налоговой реформой, стремящейся рационализировать систему налогообложения, оздоровить финансы королевской казны, а также справедливо и пропорционально распределить налоговое бремя; при этом делаются попытки соблюсти пропорциональность на межтерриториальном, межсословном и межличностном уровнях общества. После введения в Каталонии новой системы налогообложения, документация «Кадастра Патиньо» [8] приобретает «живой» характер, и на протяжении многих лет она будет «обрастать» картами, а также документами, относящимися к взиманию налогов. Документы, содержащиеся в «Кадастре Энсенады», остались в том виде, в котором они были оформлены в 1759 г., ввиду того, что налоговая реформа, для которой они готовились, была свернута. Несмотря на это, данный кадастр обладает высочайшим качеством исполнения и отличается

особой точностью и детальностью, что придает ему неоценимое значение. Кадастровый свод «Общая планиметрия Мадрида» принадлежит к иному виду реестров, в котором имущество, подлежащее идентификации, описанию, оценке и картографированию, сводится только к недвижимости, на которую предстоит установить налог, а не охватывает всю собственность налогоплательщика [18, p. 87]. Данная документация не потеряет своего значения вплоть до середины следующего века, когда, в ходе налоговой реформы Мон-Сантильяна (1845) будет упразднен налог, для взимания которого и составлялся этот кадастр.

2.1. Кадастр Патиньо: налогообложение по кастильскому образу и подобию

Указом от 9 декабря 1715 г., подписанным Филиппом V (1700— 1746), было начато создание кадастрового реестра в Каталонии под руководством Хосе Патиньо, президента Высшей государственной и юридической хунты принципата Каталонии, имя которого было присвоено данному кадастру.

Декреты «Нового установления», введенные представителями французской династии на испанском престоле, покончили с независимой финансовой системой на территории Арагонского королевства. Одной из целей новой фискальной политики являлось взимание налогов таким образом, чтобы уравнять их с провинциальными налогами (rentas provinciales), которые уплачивались в Кастилии. Этот новый налог по-разному назывался на каждой территории: «талья» (talla) на Майорке, «экиваленте» (equivalente) в Валенсии и «катастро» (catastro), «реаль контрибусьон» (real contribución), «уника контрибусьон» (única contribución)в Арагоне и «катастро» (catastro) в Каталонии. Введение новой системы налогообложения - что важно для нашего исследования - приведет в результате к созданию кадастров в Каталонии с 1716 по 1717 гг. [15, с. 28].

В соответствии с нормами своего времени, кадастр, который был задуман и учрежден в Каталонии, являлся квотовым. Королевская казна устанавливала общую сумму сборов и рассчитывала процент налога, исходя из общего количества имущества каждого налогоплательщика. Для этого в первую очередь необходимо было произвести учет имущества каждого жителя, а имущество всей

территории складывалось из суммы имуществ проживающих на ней людей. Подсчет личного имущества позволял достигнуть еще одной цели - всеобщей фискальной ответственности.

В королевском указе и прилагаемых инструкциях были назначены ответственные за проведение учета, определены способы его проведения: что, у кого и как нужно проверять, каким образом следует производить перепись имущества и последующее изъятие самих налогов, а также были обозначены правовые документы. Этот процесс позволил объединить все сведения в крайне важный архивный фонд, уникальный по объему документов, представленных в хронологической последовательности и охвативших более чем вековой период. Следует указать, что составителями кадастров являлись сами органы местного управления, а государственные власти контролировали весь процесс и его результаты.

Первый вариант каталонского кадастра (1716-1717) не содержит карт местности - они заменены на описания земель, зданий, производственных помещений с указанием во всех составленных документах прибыли и расходов, скота, людей и т. п. Это пример кадастровой книги, составленной исключительно в текстовой форме. Власти отдавали себе отчет в нехватке специально подготовленного персонала, в длительности самого процесса и затратах, на которые пришлось бы пойти, чтобы измерить земельные угодья и определить границы муниципалитетов. Как следствие, был отдан приказ не составлять карт, хотя - с прицелом на самое ближайшее будущее -предписывалось, что «для оправдания измерений и размеров земель и определения ее качества и плодородности необходимо иметь в округах людей по учету имущества, и они должны быть хорошо подготовленными и обладать живым умом» (para la justificación de las medidas y dimensiones de las tierras, y reconocimiento de su calidad y fertilidad, debe aver en los vegueríos, catastrenos o perequatores determinados, los cuales deberán ser peritos y bien inteligentes) [9, p. 103]. Данное предписание не осталось лишь благим намерением. Х. Бургуэньо на основе документов обнаружил участие, по меньшей мере, 15 геометров, ответственных за проведение измерений земельных участков в населенных пунктах Лбриды в период между 1720 и 1767 гг. [2, p. 41]. Уже начиная с 1720 г., производятся измерения границ земельных участков для обновления кадастровой информации; эти сведения приводятся вместе с техническими планами -

«крокис» (croquis), что кладет начало технической картографии земельных угодий. Данный приказ имеет важное значение, ибо уже в следующем веке картографирование участков земли будет играет в Каталонии большую роль. Этот процесс достаточно хорошо изучен такими исследователями, как Л. Уртеага, Ф. Надаль и И. Муро [22].

Сохранность документального фонда этого кадастра в освещении таких аспектов, как учет, инвентаризация и взимание налогов не везде одинакова. Достаточно хорошей она оказалась в Лбриде, где в Провинциальном историческом архиве хранится более или менее полная информация о 806 населенных пунктах, некоторые из которых находятся и за пределами этой провинции. В данном фонде сохранились все документы, которые в свое время были переданы на хранение в Главное интендантское управление Каталонии [14]. В Жероне, Таррагоне и Барселоне документация сохранилась намного хуже. Большая часть оставшихся фондов находится в муниципальных архивах, поскольку по закону в каждом населенном пункте должна была храниться копия документов для контроля за взиманием налогов. К сожалению, каталонские историки игнорируют сегодня эти фонды, что происходит, скорее, по политическим, нежели научным мотивам.

2.2. Кадастр Энсенады: универсальность, справедливость, рационализация и упрощение налоговой системы

Два других кадастра, которые были составлены на территориях кастильской короны, появились на свет в условиях, отличных от кадастра Патиньо, и стали результатом деятельности маркиза Сено-на де Сомодевилья, первого маркиза де Энсенада, создавшего свой документ на основе каталонского, миланского и савойского кадастров. Документ вписывается в контекст обширных реформ, запущенных Энсенадой, занимавшим в период с 1743 по 1754 гг. пост государственного секретаря по финансам, обороне, флоту и Инди-ям. Ввиду огромного количества собранной информации, времени, в течение которого он был создан, а также своей точности, примененной организационной и операционной логики первый кадастр стал настоящим подвигом, в то время как второй кадастр отличается качеством своей картографии.

Основная цель кадастрового проекта маркиза де Энсенада заключалась в том, чтобы установить единый налог, призванный

заменить их многочисленные виды, которые заменялись понятием «провинциальные налоги» [13, p. 20]. Таким образом, никак не меняя объем взимаемых налогов, данный кадастр носил квотовый характер. Вместе с тем, были предприняты усилия, чтобы реформировать основы налогообложения, которое должно было стать универсальным и пропорциональным состоянию каждого налогоплательщика. Дворяне и духовенство, которые ранее были освобождены от уплаты «провинциальных налогов», отныне должны были платить новый налог [4; 17; 16].

Королевским указом от 10 октября 1749 г. и прилагаемым к нему Руководством устанавливалась система учета и проверки имущества, в частности, определялось, на кого могут возлагаться обязанности по учету, кто является субъектом проверки, что необходимо проверять, каким образом следует производить инвентаризацию имущества и в какие документы вносить полученные сведения. Используя предыдущий опыт, в отличие от Каталонии, ответственность за проведение учета была возложена не на местные власти, а на специальные кадастровые комиссии (аудиенсии), подотчетные провинциальному интендантскому правлению. В свою очередь, интендантство подчинялось Хунте по налогообложению, которая отчитывалась только перед королем, как правило, через маркиза де Энсенада. Следует обратить внимание на сходство данной схемы с Хунтой по переписи (Giunta del Censimento), отвечавшей за создание кадастра в Ломбардии [11, p. 43]. Использованная при этом методика, опять же в отличие от Каталонии, заключалась в том, чтобы произвести подсчет, инвентаризацию, проверку и оценку всего недвижимого имущества, основываясь на данных, заявленных под присягой и подписанных субъектами налогообложения. Все данные (дома, земли, скот, доходы от работы и коммерции, десятина, население) должны были подвергнуться тщательной проверке членами аудиенсий, а также представителями короля, с одной стороны, и представителями населения - с другой. Таким образом, проводившийся контроль был всеохватывающим. После завершения скрупулезной проверки полученные сведения заносились в специальные документы установленного образца и формата, охватывавшего 15.000 населенных пунктов Кастилии [6, p. 526]. Кроме того, составлялся специальный протокол по результатам проведенной работы. Данное собрание документов, которое мы называем сегодня местной документацией (documentación

local) кадастра Энсенады, отложилось в провинциальных хунтах. В настоящий момент эти фонды хранятся в исторических архивах провинций, за исключением Бургоса (кадастр находится в Архиве провинциального совета), Ла-Коруньи (хранится в Архиве королевства Галисии) и Мадрида (хранится в Национальном историческом архиве). Как и в случае с кадастром Патиньо, были сделаны копии местной документации, в 1761 г. они были разосланы в аюнтамьен-то, и многие из этих документов доступны и по сей день. Была также сделана повторная копия одного из кадастровых документов, к которому исследователи обращаются сегодня наиболее часто. Речь идет о так называемых «Общих ответах» (Respuestas generales), которые представляют собой собрание ответов, данных управляющими и счетоводами всех населенных пунктов, где была произведена кадастровая опись (кроме Мадрида) на опросник из 40 пунктов, все копии которого абсолютно одинаковы. Данное собрание документов хранится в Главном архиве Симанкас, и доступ к нему можно получить в Интернете через страницу PARES Министерства культуры Испании. На основе содержащихся в местной документации сведений учетные отделы переработали их в документы провинциального уровня, которые хранятся сейчас в Национальном историческом архиве (Мадрид).

Как и в случае с кадастром Патиньо, на начальном этапе подразумевалось производить систематические замеры земельных угодий и составлять карты каждого участка; однако, все свелось к схематическому использованию «крокис» вручную с тем, чтобы отметить пределы земельных участков. Ввиду того, что кадастр Энсенады не получил дальнейшего развития, картография учтенных угодий на техническом уровне не была составлена. Тем не менее тот факт, что в аудиенциях работали специалисты с более или менее развитым чувством пространственного восприятия и навыками рисунка, привел созданию солидного фонда непрофессиональных планов и карт, представляющих большой интерес [5].

Кроме документации, которую можно назвать кадастровой в строгом смысле этого слова, в учетных документах Кастилии сохранилось еще одна важная группа документов, а именно: переписка, которая велась между Хунтой по налогообложению с интендантами, с провинциальными счетоводами, церковными властями, с некоторыми представителями власти на местах и частными лицами. Сюда

же относятся докладные записки, жалобы, документы, составление которых не было предусмотрено Руководством и т. д. Именно эта документация позволила нам проникнуть вглубь всего учетного процесса, ознакомиться с работой основных исполнителей и его результатами [13, p. 83-387]. В случае с каталонским кадастром подобного рода информация, вероятно, не сохранилась.

Налоговая реформа, для которой и составлялся кадастр, потерпела неудачу: «уника контрибусьон» так и не был введен в Кастилии. Вместе с тем, благодаря созданию кадастра нам досталась документация непреходящего исторического значения, позволяющая узнать о жизни людей, проживавших на территории Кастилии (а это 6,6 млн. чел. на площади 300 000 км2). В отличие от кадастра Пати-ньо, документация Энсенады содержит информацию по вопросам, не имеющим прямого отношения к взиманию налогов, что наводит нас на мысль о том, что министр ставил задачу получить обширные сведения о территории и его населении, которые были необходимы для проведения политики «просвещенных» реформ.

2.3. «Общая планиметрия Мадрида»: модернизация средневекового налога

Существует два основных различия между кадастрами Патиньо и Энсенады, с одной стороны, и «Общей планиметрией Мадрида» -с другой:

1) последняя составлена с использованием очень точной картографии и затрагивает лишь самый центр испанской столицы;

2) ее целью является не установление нового налога, а модернизация уже существующего, так называемого королевского налога на постой (regalía de aposento), которым облагалась недвижимость в испанской столице [7; 19]. Речь велась о подати, берущей свое начало еще в Средневековье - во времена, когда королевский двор не имел постоянной резиденции - и вменявшей вассалам в обязанность уступать половину своего жилища королевским служащим, когда монарх со своей свитой находились в городе. Налог, словом, имел характер эпизодический и случайный. В 1561 г., когда Филипп II перевел королевский двор в Мадрид, данный налог стал постоянным и применялся только к жителям столицы. Чтобы модернизировать этот налог, необходимо было произвести инвентаризацию и оценку всех домов, уточнить ситуацию относительно уплаты каждым

владением налогов, начертить план и подсчитать основу налогообложения.

Методика проведения работ была схожа с той, которая использовалась при создании кадастра маркиза де Энсенада: ее положения закреплены в Регламентах и Рекомендациях от 22 октября 1749 г. В отличие от двух других испанских кадастров, а также русского, приоритетными для данного реестра стали: составление планов и чертежей земельных участков, которые будут постепенно вводиться в описание каждого городского квартала и недвижимости; оценка его арендной стоимости; подтверждение прав владельца; сведения об уплате полагающихся с каждого владения налогов и т. п. В этой связи в рабочие комиссии по учету стали включать архитекторов и специалистов, обладающих знаниями в сфере городской картографии. В результате было создано 567 крупноформатных планов городских кварталов, большая часть из них в масштабе 1:267, каждый из них датирован и подписан, причем по некоторым кварталам было выполнено более одного плана.

После того, как учетчики посетили каждое здание, собрали необходимую информацию и составили основные планы-чертежи, началась работа по созданию специальных реестров или официальных книг. В одной из них, получивших название «Книги учета» (Libro de Asientos), было дано описание строений, а в другой содержались чертежи, названные «Планиметрия». Для создания журнала с планами, масштаб оригинальных чертежей был уменьшен в 6 раз, в результате чего составлено 557 планов кварталов, объединенных в 6 переплетенных книг. Также в 6 переплетенных книг вместилась информация об учете домов и строений. В 1989 г. на основе этих книг было опубликовано полуфаксимильное издание [3].

В XVIII в. было сделано 3 копии официальных книг: оригинал находился у короля (сегодня он хранится в Генеральном архиве Симанкас); вторая копия, предназначенная для контроля за взиманием налогов, осталась на хранении в Хунте по налогообложению и сегодня находится в Национальном историческом архиве; третья перешла в фонды Национальной библиотеки Испании. Позднее будет сделано еще четыре копии, две из них уже в XIX в. Собрание документов, отложившихся в результате посещения владельцев недвижимости (la Visita General) - отчеты о посещениях, записки собственников, списки арендуемого жилья и т. д. -

представляет большой интерес и хранится в Национальном историческом архиве.

Цели, поставленные в свое время создателями «Планиметрии», полностью были достигнуты: было сделано заключение, что в столице имелось 7 553 дома, расположенных в 557 кварталах города на площади в 75,5 млн кв. футов. Кроме того, удалось упростить налог, сведя несколько различных видов налогообложения к единому денежному налогу; при этом были систематизированы и рационализированы процедуры контроля и управления при его взимании.

3. Российские кадастры Нового времени

Несмотря на то, что в России сохранились очень интересные кадастровые книги местного значения, наиболее важная кадастровая документация представляет собой результат описи земельных угодий и переписи населения, проведенных согласно царским указам в период с конца XV и до XVII вв. Россия одной из первых среди европейских стран занялась составлением кадастров; эта практика будет упразднена в правление Петра I, заменившего налог на землю подушной податью. Основываясь на исследованиях А. Платоновой, опубликованных на русском и английском языках, мы вкратце рассмотрим самые значительные российские кадастры с целью выявить схожие черты и различия, которые характеризуют данные процессы в двух странах [19; 20].

Самые древние кадастры были составлены в Новгородской губернии в 1484-1485 гг. по указу царя Ивана III. В период с 1595 по 1505 гг. и с 1538 по 1547 гг. были проведены дополнительные поземельные описи. Благодаря завоеванию данной области в распоряжение царя поступили обширные земельные владения, и составление кадастров позволяло детально определить экономические ресурсы региона, произвести инвентаризацию завоеванных земель для их дальнейшей экспроприации и распределения, а также обеспечить контроль над местным населением. Иными словами, речь идет о кадастре завоевания, который, кроме того, служил инструментом налогообложения.

Во времена царствования Ивана IV были проведены три общих переписи. Первая из них (1551) была помечена знаком исключительно активной внешней политики российского государства, а также проведением важных внутренних реформ и введением особого

налога - посошного обложения, которым облагались земли независимо от сословия их владельца. Богатство знати и духовенства пополняло царскую казну в зависимости от сословной принадлежности его владельца; крестьяне - с обрабатываемых земель, а городские жители - по результатам своих профессиональных доходов (подворная соха).

Политические события второй половины правления царя обусловили характер кадастров, составленных в период между 15651566 гг. и 1581-1590 гг. Установив новый политический режим, Иван IV разделил страну на территории 2-х типов: опричнина, земли, находящиеся под абсолютной властью царя, и земщина, где сохраняется управление старого образца. Кадастры этого периода призваны определить границы царства, а также осуществлять контроль и проводить учет изменений в собственности вассалов.

Восхождение на трон династии Романовых знаменует собой завершение Смутного времени, установление политической стабильности и экономическое восстановление страны, что приводит к возобновлению работы по созданию кадастровых книг. Проведя первые переписи в период между 1613 и 1617 г. с целью определить налого-плательный потенциал населения в кратчайшие сроки, государство организует три обширные кадастровые кампании, охватившие всю страну, в период между 1621-1624, 1646 и 1676-1678 гг. Результатом данной кампании стал довольно обширный и однородный свод документов, относящихся к огромному и пестрому географическому пространству, явившемуся следствием территориальной экспансии царского правительства. Изучение информации, содержащейся в кадастрах того времени, проливает новый свет на сам процесс экспансии, на географические контрасты, дает сведения о местном населении, об использовании земель и т. д.

Информация, собранная в кадастровых книгах, неразрывно связана с развитием социальной структуры российского общества и налоговой политикой государства. XVII в. - это период, когда система налогообложения, основанная на собственности на землю (московская соха), сосуществует с распределением по принципу двора, т. е. семьи как единицы исчисления («житель» vecino или «очаг» fuego -в Испании, «двор» - в России). Ввиду этого, задача при составлении кадастров сводилась не столько к описи земель, сколько к учету жителей, проживающих на этих землях. В некоторых случаях

демографические сведения входят в состав официальных кадастровых документов, а иногда представлены в виде отдельных так называемых переписных книг, которые являлись списками местных жителей по типу Vecindario («Жители») или «Книги поголовного учета домов» (Libros de cabezas de casa), вошедших в состав кадастров соответственно Патиньо и Энсенады. С введением в 1631 г. новой единицы - живущая четверть - в категорию налогоплательщиков вошел еще один слой населения, а именно - бедных крестьян и безземельных поденщиков (бобыли), которые до того времени были освобождены от налогов. А. Платонова отмечает, что основной задачей кадастров 20-х гг. XVII в. была оценка налогооблагаемого имущества и лишь попутно - установление крепостного режима крестьянства, в то время как создание кадастра 1746 г. следует прямо противоположной логике. Подтверждением тому являются документы 1676-1678 гг., где за единицу переписи принимается «двор», а каждый человек, внесенный в перепись как крестьянин феодала, считается крепостным. Данный документ, таким образом, узаконивает новое состояние крестьянина [19, p. 60].

При Петре I завершается кадастровый период новой эпохи истории России, после того как с 1719 по 1725 гг. был введен новый тип налога, основанного на количестве душ (подушная подать), и ставшего основным инструментом для взимания налогов на огромной и редко населенной территории [20]. Учредив эту налоговую модель, Россия устанавливает систему, которую в Европе в целом и в Испании, в частности, хотели реформировать и при которой подробный учет имущества утрачивает свою значимость, и как следствие отпадает необходимость в создании кадастровых книг.

IV. Заключение

В завершение автор позволяет себе высказать следующие соображения:

1. Необходимо отметить, что кадастры в двух сравниваемых странах были созданы в разные эпохи. Несмотря на то, что все кадастры имеют своей целью проведение более эффективного налогообложения, в некоторых случаях, как, например, в России, кадастровые книги использовались в качестве инструмента для закрепления завоеваний и установления границ территорий. В Испании кадастр Энсенады вобрал в себя и объем не относящихся к нему сведений

о территории и ее жителях, что позволяет рассматривать его как перепись, задуманную в качестве ключевого элемента проекта глубоких преобразований общества, а реформа финансовой системы в Кастилии являлась лишь частью этого проекта.

2. В обеих странах большинство кадастров представляют собой текстовые описания и не содержат профессионально выполненных карт.

3. Кадастр Патиньо для своей эпохи стал образцом составления такого рода документов и моделью налогообложения, позволившей рационализировать всю налоговую систему, а экономическое развитие Каталонии получило мощный импульс, как в дальнейшем произошло и с кадастром Миланского герцогства [10].

4. «Общая планиметрия Мадрида» стала основой картографирования территорий, так необходимой для проведения городских реформ, предпринятых во второй половине XVIII в. Карлом III, а также отправным пунктом для создания карт и планов Мадрида в середине XIX в.

5. Кадастры обеих стран содержат количество информации, которое позволяет, в большей или меньшей степени, в зависимости от особенностей каждого документа, изучать демографические, экономические, общественные и географические аспекты жизнедеятельности обширных территорий.

6. Сегодня отмечается возрастающий интерес европейских исследователей к изучению кадастров как ценнейших источников информации. Более глубокое знание данной документации и содержащейся в ней информации позволит проводить важные сравнительные исследования.

Ввиду ограниченного объема, мы рекомендуем заинтересованным читателям обратиться к трем фундаментальным сводам документации, а именно: Cadastre and Modern State inItaly, Spain and France (18th c.), El Catastro de Ensenada. Magna averiguación fiscal para alivio de los vasallos y mejor conocimiento de los Reinos, которые можно найти на сайте постоянной комиссии по кадастру Европейского Союза и De l'estime au cadastre en Europe. L'époque moderne. Кроме того, журнал CT Catastro публикует труды, посвященные исторической картографии и истории кадастров. Особый интерес в этой связи представляют два монографических выпуска: № 46 (на двух языках -испанском и английском) и № 63.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Alimento A. Los catastros del siglo XVIII, entre tradición y modernidad // en CT Catastro, 46, 2002. - P. 17-26 (español). - P. 119-122 (inglés). - URL: http://www.catastro.meh.es/esp/ct_catastro.asp

2. Burgueño J. Cartografia cadastral de la provincia de Lleida (segles XVIII-XIX) // en Montaner C., Nadal F., Urteaga L. (eds.). La cartografia cadastral a Espanya (segles XVIII-XX). - Barcelona : Institut Cartografic de Catalunya, 2007. - P. 39-52.

3. Camarero Bullón C. (dir.) Planimetría general de Madrid. - Madrid : Tabacalera, 1989. - 2 vols. - 704 p.

4. Camarero Bullón C. El debate de la única contribución. Catastrar las Castillas. -Madrid : Tabapress, 1993. - 224 p.

5. Camarero Bullón C. La cartografía en el Catastro de Ensenada, 1750-1756 // Estudios Geográficos, 231, 1998. - P. 245-283.

6. Camarero Bullón C. Averiguarlo todo de todos: el Catastro de Ensenada // Estudios Geográficos, 248-249, 2002. - P. 493-531. - URL: http:// estudiosgeograficos.revistas.csic.es/index.php/estudiosgeograficos/issue/ view/19

7. Camarero Bullón C. Dos catastros para Madrid a mediados del siglo XVIII: Planimetría General y el Catastro de Ensenada // CT Catastro, 58. - 2006. -P. 87-128. - URL: http://www.catastro.meh.es/esp/ct_catastro.asp

8. Camarero Bullón C., Faci P. La estructura documental del Catastro de Patiño según las Reglas anexas al Real Decreto de 9 de diciembre de 1715 // CT Catastro, 56. - 2006. - P. 89-116. - URL: http://www.catastro.meh.es/ esp/ct_catastro.asp

9. Camarero Bullón C., Faci Lacasta P. La legislación del Catastro de Patiño // en CT Catastro, 59, 2007. - P. 93-148. - URL: http://www.catastro.meh.es/ esp/ct_catastro.asp.

10. Capra C., Galli G. The 18th-Century Land Register in the State of Milan // Mannori L. (edit.) Cadastre and Modern State in Italy, Spain and France (18th c.). - 2001. - P. 55-81.

11. Capra C. El nuevo censo del Estado de Milán // CT Catastro, 46. - 2002. -P. 37-46.

12. Domínguez Ortiz A. El catastro y su circunstancia // CT Catastro, 46. - 2002. -P. 7-16 (español). - P. 113-118 (inglés). - URL: http://www.catastro.meh. es/esp/ct_catastro.asp

13. Durán Boo I., Camarero Bullón C. (dir.) El Catastro de Ensenada. Magna averiguación fiscal para alivio de los vasallos y mejor conocimiento de los Reinos (bilingüe español-inglés). - Madrid : Ministerio de Hacienda, 2002. -URL: http://www.eurocadastre.org/eng/documentseng.html

Вестник MmY. BvmycK 24 (710) / 2014

14. Faci Lacasta P., Camarero Bullón C. La documentación del Catastro de Patiño en el Archivo Histórico Provincial de Lérida // CT Catastro, 57. -2006. - P. 97-162. - URL: http://www.catastro.meh.es/esp/ct_catastro.asp

15. Ferrer Alós L. ¿Modernización fiscal? La implantación del Catastro en Cataluña // CT Catastro, 46. - 2002. - P. 27-35. - URL: http://www.catastro. meh.es/esp/ct_catastro.asp

16. Gómez Úrdañez J. L. El proyecto reformista de Ensenada. - Lérida : Milenio. 1996. - 324 p.

17. Mannori L. (edit.). Cadastre and Modern State in Italy, Spain and France (18th c.). - Baden-Baden : Verlagsgesellschaft, 2001. - 368 p.

18. Marín Perellón F. J. Planimetría general de Madrid y visita general de casas, 1750-1751 // CT Catastro, 39. - 2000. - P. 87-114. - URL: http://www. catastro.meh.es/esp/ct_catastro.asp

19. Platonova N. V. Les opérations cadstrales en Russie moscovite des XVe et XVIIe siècles: buts, déroulement, résultats // Touzery M. (edit.) De l'estime au cadastre en Europe. L'époque moderne. - Paris : Comité pour l'histoire économique et financière de la France, 2008. - P. 57-80.

20. Platonova N. V. Peter the Great's government reforms and accounting practice in Russia // Accounting History. - 14 (4). - 2009. - P. 437-464.

21. Touzery M. Los catastros ¿documentos peligrosos? Bloqueos monárquicos a la expansión napoleónica // Martínez Millán J. et alii (coord.). La Corte de los Borbones: Crisis del modelo cortesano. - Madrid : Ediciones Polifemo, 2011. - Vol. I. - P. 49-74.

22. Urteaga L. Dos décadas de investigación sobre historia de la cartografía catastral en España (1988-2008) // CT Catastro. - 63. - 2008. - P. 7-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.