Научная статья Original article УДК 332.3
DOI:10.24412/2588-0209-2022-10422
КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
CADASTRAL ACTIVITY AND REGISTRATION OF RIGHTS TO
IMMOVABLE PROPERTY
Махотлова Маратина Шагировна, к.б.н., доцент кафедры Землеустройство и экспертиза недвижимости», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик, E-mail: [email protected]
Шалов Тимур Борисович, д.с.-х.н., профессор кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Тохаев Ибрагим Маликович, студент 4-го курса, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Тлукашаев Эльдар Муратович, студент 4-го курса, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Хачиев Леон Ибрагимович, студент 4-го курса, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Джанеев Якуб Русланович, студент 1-го курса, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Малкаров Азрет Асланович, студент 1-го курса, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Makhotlova Maratina Shagirovna, Associate Professor Department of Land Management and Real Estate Expertise, Candidate of Biological Sciences, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik, E-mail: [email protected] Shalov Timur Borisovich, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Land Management and Real Estate Expertise, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik,
Tokhaev Ibragim Malikovich, 4-th year student, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik
Tlukashayev Eldar Muratovich, 4-th year student, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik
Hachiev Leon Ibragimovich, 4-th year student, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik
Dzhaneev Yakub Ruslanovich, 1-th year student, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik
Malkarov Azret Aslanovich, 1-th year student, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о совершенствовании системы регистрации прав и дается оценка согласованности правовых норм и их содержания в области ведения единого государственного реестра недвижимости. Анализируются проблемы и вносятся предложения по усовершенствованию действующего законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые позволяют раскрыть понятие государственной регистрации прав на недвижимость как формы государственной деятельности.
Abstract. The article discusses the issue of improving the system of registration of rights and assesses the consistency of legal norms and their content in the field of maintaining the unified state register of real estate. The problems are analyzed and proposals are made to improve the current legislation on registration
of ri ghts to real estate and transactions with it, which allow us to reveal the concept of state registration of rights to real estate as a form of state activity.
Ключевые слова: государственная регистрация прав, единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), анализ законодательства, недвижимое имущество
Keywords: state registration of rights, unified state register of real estate (EGRN), analysis of legislation, real estate
Введение. Несмотря на то, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно, четкого понимания его правовой природы и нюансов у многих, к сожалению, до сих пор нет. А сталкиваться с проблемой регистрации объектов недвижимого имущества приходится практически всем.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приобрели особую значимость, а сама регистрация - зачастую правообразующее значение.
Регистрация - это не основание, а подтверждение права на объект недвижимости. Государственная регистрация прав в 2021 году осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в ЕГРН, если иное не установлено федеральным законом №120-ФЗ от 30 апреля 2021 года.
Методика исследования. Рассмотреть понятие и определить современные правовые проблемы регистрации прав на недвижимое имущество.
Результаты исследования. Любая деятельность определяется, прежде всего, ее целями и содержанием [9]. Применительно же к определению деятельности имеют значение только непосредственные цели, на которые эта деятельность в каждом случае направлена. При этом нужно отметить, что государственная регистрация как деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле.
В широком смысле государственная регистрация прав на недвижимость может быть определена как одна из функций государства, осуществляемая его специальными органами в целях зашиты имущественных прав участников гражданского оборота.
К государственной регистрации в этом смысле относится не только деятельность регистрирующего органа по рассмотрению конкретных документов, но и деятельность государства по организации системы регистрации, установлению принципов ведения реестра, автоматизации регистрационных процессов, методов отражения и защиты информации, а также деятельности по предоставлению информации о государственной регистрации прав на недвижимость [11].
Такое определение позволяет раскрыть понятие государственной регистрации прав на недвижимость как формы государственной деятельности. Оно необходимо, поскольку за конкретными актами государственного органа всегда нужно видеть общую направленность всех этих актов, общие цели функционирования системы, созданной для осуществления данной деятельности.
Вместе с тем приведенное определение не раскрывает содержательную сторону государственной регистрации, не указывает, в чем именно состоит эта деятельность государства. И здесь необходимо обратиться к понятию
регистрации в узком смысле, то есть рассмотреть, что же представляет собой деятельность регистрирующего органа в каждом конкретном случае.
В этом смысле государственная регистрация прав представляет собой процесс рассмотрения заявления требования заинтересованного лица, адресованного государственному органу о внесении сведений о его праве на объект недвижимого имущества в установленные законом формы государственный реестр. Этот процесс состоит из приема представленных заявителем документов, их правового анализа с точки зрения установления оснований для регистрации либо отказа в регистрации, принятия соответствующего решения, отражения этого решения в формах, установленных законом, и выдачи документов заявителю с уведомлением о принятом решении.
Если определение государственной регистрации как формы деятельности позволяет установить общую направленность работы и задачи всех регистрирующих органов, то определение государственной регистрации в узком смысле подводит к пониманию непосредственной цели регистрирующего органа при рассмотрении каждого обращения. Эту цель можно определить как установление наличия оснований для внесения соответствующей записи в государственный реестр прав на недвижимое имущество [1].
В негативном же аспекте эта цель может быть сформулирована как установление наличия или отсутствия оснований для отказа в регистрации.
Итак, регистрация прав на недвижимость в узком смысле - это деятельность государства в лице его специальных органов, представляющая собой процесс рассмотрения заявлений требований заинтересованных лиц о внесении сведений об их правах на объекты недвижимого имущества в государственный реестр прав на недвижимость.
Основным содержанием этого процесса является установление регистрирующим органом оснований для внесения в реестр требуемых сведений.
Государственная регистрация выступает в качестве одной из форм применения права. Она состоит в принятии акта применения права как документально оформленного действия государственного органа [8].
В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям. Давая оценку регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом положений указанной классификации, отметим, что она реализуется в конкретных правовых отношениях в индивидуальной активной форме, осуществляется добровольно в административно-правовой форме.
Результатом правоприменительной деятельности органа по регистрации прав является принятие решения о наличии или отсутствии оснований для внесения в ЕГРН на конкретное недвижимое имущество, которые имеют обязательную силу предписания, в том числе и для правообладателя. Федеральный закон №218-ФЗ от 13.07.2015г. (ред. от 01.07.2021г.) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021г.). Очевидно, что одной из главных задач государственной регистрации является гарантия законности при осуществлении сделок с недвижимостью, хотя этот вопрос в настоящее время законодательством не урегулирован до конца.
Следует отметить, что широкое определение регистрации имеет значение, прежде всего, для теории государственного управления. Право вряд ли нуждается в таком определении. Для правовых определений необходима более высокая степень конкретности как в определении целей, так и содержания деятельности.
В этом плане нам более подходит узкое определение государственной регистрации. Если для регистрирующего органа регистрация - это процесс, то
International agricultural journal 1/2022
с точки зрения заявителя - это, прежде всего, цель как субъективное представление о результате этого процесса. Эта цель может быть достигнута или не достигнута. В связи с этим перейдем ко второму аспекту - к государственной регистрации как одному из возможных результатов взаимодействия регистрирующего органа и заявителя.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «государственная регистрация прав на недвижимое имущество» в Законе о регистрации используется именно в этом последнем значении. Когда в законе говорится о том, что права возникают с момента регистрации [2].
Что же представляет собой этот результат с точки зрения права? Большинство исследователей выделяют два подхода к характеристике правовой природы акта применения права.
Государственная регистрация - это юридический факт, с которым закон связывает определенные юридические последствия. Для того чтобы определить правовую природу этого факта, обратимся к принятой в теории права классификации юридических фактов. Разумеется, данный юридический факт является юридическим действием, а не событием. Это действие государственного органа, а действие любого органа всегда представляет собой акт. Акты делятся на нормативные и индивидуальные ненормативные.
Вполне очевидным представляется то, что регистрация права на объект недвижимости является индивидуальным ненормативным актом государственного органа. Данный вид юридических актов в науке административного права именуется индивидуальными
правоприменительными актами органов государственного управления.
Правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом: Акт государственной регистрации в качестве юридического документа характеризуется формализацией своего содержания [3].
Однако в отличие от иных правоприменительных актов, акт государственной регистрации не содержит таких традиционных элементов, как вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.
Возможно, такая специфическая форма акта регистрации дала основание для отказа от признания его ненормативным актом государственного органа. Однако, как представляется, ненормативный акт может быть оформлен по-разному, важно, чтобы его форма соответствовала закону.
Признавая за записью в ЕГРН только качество юридического факта, последователи рассматриваемой позиции оставляют за кадром вопрос о происхождении этой записи, которая появляется в результате действия государственного органа, осуществляемого в определенном процессуальном порядке, что характерно именно для ненормативного акта.
Кроме того, Закон о регистрации сам называет государственную регистрацию «актом признания и подтверждения государством» определенных обстоятельств.
Следует отметить, что дискуссия о правовой природе акта государственной регистрации была привязана, в основном, к вопросу о порядке рассмотрения в суде дел о признании недействительной государственной регистрации прав на недвижимость и отказа в такой регистрации [7].
Признание государственной регистрации и отказа в регистрации ненормативными актами регистрирующих органов с необходимостью влекло отнесение соответствующих дел к категории вытекающих из административных правоотношений и иных публичных правоотношений.
В то же время такой подход вполне обоснованно вызывал сомнения, так как, фактически, в таких делах исследуются, прежде всего, гражданско-правовые отношения, послужившие основанием для регистрации или основанием отказа.
International agricultural journal 1/2022
Итак, государственная регистрация как юридический факт представляет собой ненормативный акт государственного регистрирующего органа.
Следующим важным признаком, определяющим юридический факт, являются те последствия, которые он влечет. Но независимо от правового значения факта регистрации, в каждом конкретном случае его сущность состоит в признании этого права государством и предоставлении этому праву той защиты со стороны государства, которая обеспечивается системой регистрации прав на недвижимость.
Специфика различных оснований возникновения права состоит лишь в определении момента возникновения права. Однако возможность реализации любого права на недвижимость в полном объеме и прежде всего, в отношении распоряжения независимо от основания его возникновения появляется лишь с момента государственной регистрации этого права [4].
Государство не может защищать права, о которых оно не знает. Единственным держателем информации о правах на недвижимость является система регистрирующих органов. Поэтому ключевым в определении государственной регистрации как акта государственного органа и общим для всех таких актов является то, что это акт признания государством регистрируемого права, обеспечивающий возможность реализации этого права его обладателем [14].
Мы определили государственную регистрацию с точки зрения вида и правового значения данного юридического факта. В то же время любое действие может быть определено с точки зрения его содержания. В чем же собственно состоит государственная регистрация как акт государственного органа? Если регистрация как процесс включает в себя много стадий. Иными словами, необходимо определить момент, когда данный акт государства считается совершенным.
Таким образом, моментом, когда государственная регистрация осуществлена, следует считать внесение в надлежащей форме записи об этом праве в установленные формы государственной регистрации.
В этом смысле процесс государственной регистрации можно разделить на подготовку к регистрации, собственно регистрацию и выдачу документа о регистрации. Говорить о свершившейся регистрации до удостоверения записи о регистрации уполномоченным лицом нельзя. Любой акт государственного органа, в том числе ненормативный, должен иметь надлежащую письменную форму. Для регистрации такая форма установлена в виде записи в реестре.
На практике возникает вопрос о соотношении записи в реестре и документа, удостоверяющего факт государственной регистрации, выданного заявителю [6].
Особенно остро этот вопрос встает тогда, когда выданный документ не соответствует данным реестра. Статья 14 Закона о регистрации говорит о том, что удостоверяется путем выдачи свидетельства и совершения специальной записи проведенной государственной регистрации. Здесь мы видим, что закон четко разделяет саму государственную регистрацию и подтверждение ее проведения. Именно поэтому в случае выдачи свидетельства о регистрации при отсутствии записи в реестре свидетельство является ничтожным.
Следовательно, представляется неправильной практика предъявления исков о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации. Возможны варианты, когда отсутствие записи в реестре при наличии у заявителя свидетельства могут быть вызваны технической ошибкой регистрирующего органа.
Закон о регистрации предусматривает возможность исправления такой ошибки самим регистрирующим органом. В любом случае, в том числе и во избежание подделок документов о регистрации, должна существовать презумпция истинности данных реестра по отношению к другим документам
[5].
International agricultural journal 1/2022
Порядок же внесения изменений в реестр должен быть жестко регламентирован и ограничен случаями, когда внесение таких изменений вызвано явными техническими ошибками, а исправления не могут затронуть чьих-либо прав. Именно поэтому для иных случаев нами рассмотрены различные варианты определений государственной регистрации прав на недвижимость.
Все они, по нашему мнению, имеют право на существование, поскольку раскрывают различные стороны одного явления. Вряд ли имеют перспективу попытки сформулировать общее определение государственной регистрации, которое соединило бы все признаки приведенных определений. Однако, если теория допускает, а в ряде случаев даже требует существования нескольких разноплановых определений понятия, то в законе это недопустимо.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это акт признания этого права либо его изменения, обременения, перехода или прекращения государством в лице регистрирующего органа, обеспечивающий возможность реализации этого права его обладателем и оформляемый в виде записи о зарегистрированном праве в государственный реестр прав на недвижимое имущество [10].
Теперь обратимся к понятию недвижимого имущества. Рассмотрение вопроса о понятии недвижимости в связи с проблемами государственной регистрации прав на него определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, решение о том, относится ли данный объект к недвижимому имуществу, всегда должно предшествовать решению всех других вопросов, подлежащих рассмотрению регистрирующим органом.
Во-вторых, в научной дискуссии по поводу критериев отнесения объекта к недвижимости вопрос о правовом значении регистрации занимает очень важное место.
Изучение практики регистрации прав на недвижимость показало, что разными учреждениями технической инвентаризации одинаковые объекты в
International agricultural journal 1/2022
одних случаях признаются недвижимостью, а в других нет. Как уже отмечалось, категория недвижимого имущества выделена в законе для того, чтобы определить специфику тех правовых отношений, которые складываются по поводу данного объекта гражданских прав. Вот почему было бы логической ошибкой делать критерием отнесения объекта к недвижимости те отношения, которые существуют по поводу этого объекта.
Таким образом, можно сказать, что именно такой критерий предлагается для разграничения движимого и недвижимого имущества. Логика такого подхода в целом понятна. Закон относит вещи в том числе и недвижимые к объектам гражданских прав.
Объект же гражданского права - это то, на что могут быть установлены гражданские права. Если такие права на рассматриваемый предмет не могут быть установлены по тем или иным причинам, то этот предмет не является объектом гражданского права [12].
Продолжая эту мысль, следует признать, что всякий предмет, обладающий объективными признаками недвижимого имущества, если на него не может быть установлено право собственности, не является не только недвижимой вещью, но и вещью вообще.
Объект недвижимости - это всегда конкретный предмет материального мира, обладающий определенным местоположением, границами и специфическими характеристиками. Он существует как физически, так и юридически независимо от тех отношений, которые существуют по поводу этого объекта.
В этом смысле абстрактными представляются те процессы, которые происходят в ЕГРН, поскольку они весьма условно отражают те события, которые фиксируют. Возможность в конкретный момент времени стать объектом права собственности не может влиять на признание объекта вещью недвижимой вещью в смысле гражданского права.
International agricultural journal 1/2022
Основной признак вещи - возможность в принципе, при определенных условиях стать объектом гражданских прав, недвижимая же вещь от других вещей должна отличаться лишь объективными признаками, то есть такими, которые не связаны с правовыми отношениями, существующими по поводу этой вещи [13].
Такой подход обусловлен, в частности, взаимосвязью объекта правоотношения собственности иного вещного права и самого этого правоотношения. Объект всегда нечто внешнее к правоотношению, которое характеризуется взаимосвязью субъектов по поводу объекта.
Без объекта правоотношение становится беспредметным, но отсутствие правоотношений по поводу объекта не делает этот объект несуществующим. Но все может стать на свои места, если под возможностью быть объектом права собственности понимать не конкретную возможность приобретения конкретным лицом права собственности на данный предмет, а принципиальную возможность приобретения такого права кем бы то ни было.
При таком подходе и самовольная постройка, и объект незавершенного строительства с действующим договором подряда могут быть отнесены к объектам недвижимости, поскольку они обладают необходимыми объективными признаками, а право собственности на них при определенных условиях может быть приобретено.
По нашему мнению, причина выделения недвижимости в особое юридическое понятие в настоящее время коренится в особой организации ее оборота, а вовсе не в особых ее природных свойствах.
Пытаясь обосновать существование объектов, которые являются недвижимостью в силу специального указания закона, недвижимым вещам приравниваются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Законом к недвижимости может быть приравнено и иное имущество. При такой формулировке исчезнут основания утверждать, что недвижимость
явление «не фактическое, а юридическое», поскольку единственным критерием отнесения объектов к недвижимости останется прочная связь с землей.
Что же касается объектов, не отвечающих этому критерию, но требующих правового режима, сходного с режимом недвижимости, то они будут приравнены к недвижимости в части этого правового режима, но недвижимостью считаться не будут, что будет в полном объеме соответствовать фактическому положению дел.
Заключение. Во избежание нарушения единства критерия определения недвижимого имущества, по нашему мнению, необходимо сохранить сугубо объективный подход к этому понятию вместо того, чтобы искать субъективные критерии его определения.
Устранить же недостаточную конкретность существующего определения можно лишь путем установления дополнительных признаков, характеризующих связь объекта с землей. Эти признаки могут находиться в сфере технических дисциплин, связанных с архитектурой и строительством. Только здесь могут быть разработаны понятия и показатели, которые в каждом случае обеспечат объективное решение вопроса об отнесении конкретного объекта к недвижимости.
Разработка этих критериев не является предметом данной статьи, однако необходимость их определения очевидна. При этом ясно, что сами технические критерии вряд ли могут быть включены в текст законодательства, однако в законе необходимо установить порядок утверждения нормативных актов, устанавливающих критерии недвижимого имущества и указать на обязательность применения этих актов при решении данных вопросов.
На основании изложенного можно отметить следующее: • установление обязательной государственной регистрации - одна из самых важных гарантий права частной собственности, выступающая как
International agricultural journal 1/2022
основной способ защиты права частной собственности граждан и юридических лиц на недвижимое имущество.
Список источников
1. Батыщева А.В. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства. В сборнике: Материалы III международной научно-практической конференции. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2020. С. 141-145.
2. Жиляев М.С. Особенности порядка государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании электронных документов. В сборнике: Проблемы государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета. Материалы V научно-практической конференции. Отв. редактор С.В. Праскова. 2020. С. 27-31.
3. Лифинцев В.Н. Формирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории России. В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции . 2018. С. 58-63. Инновационная наука. 2016. № 52 (17). С. 256-259.
4. Балкизов А.Б., Оришева Н.А., Балкизов В.А. Межхозяйственное землеустройство - основной механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Сельскохозяйственное землепользование и продовольственная безопасность. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Заслуженному деятелю науки РФ, КБР, Республики Адыгея профессора Б.Х. Фиапшеву. Нальчик, 2021. С. 96-100.
5. Сасиков А.С., Гызыев А.Х., Сасиков Т.А. Кадастровые работы при межевании земельного участка. В сборнике: Актуальные проблемы аграрной науки: прикладные и исследовательские аспекты. Сборник научных трудов
International agricultural journal 1/2022
Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Нальчик,
2021. С. 216-218.
6. Пищулин В.И., Данилова Л.В., Шляпина Е.В. Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В сборнике: Теоретические и практические исследования XXI века. Труды II международной научно-практической конференции. 2016. С. 164-166.
7. Черкашина М.В. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на современном этапе. В сборнике: Право и правопорядок в фокусе научных исследований. Сборник научных трудов. Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. Хабаровск, 2021. С. 453458.
8. Сасиков А.С., Гызыев А.Х., Сасиков Т.А. Применение современных кадастровых технологий при межевании земельных участков. В сборнике: Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Благовещенск, 2021. С. 412-416.
9. Эскиндарова З.М. Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства. Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 349-352.
10. Шалов Т.Б., Шалова Ш.Т. Земельный фонд и управление развитием территорий КБР. В сборнике: Проблемы агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-183.
11. Гожва О.О. Обзор государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных решений. В сборнике: Исследования молодых ученых. Материалы IX Международной научной конференции. 2020. С. 12-14.
International agricultural journal 1/2022
12. Балкизов А.Б., Балкизов В.А. Экологизация агропромышленного комплекса как основа эколого-экономической эффективности хозяйствования. В сборнике: инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК. Материалы Международной научно-практической конференции. Курган, 2021. С. 179-183.
13. Шляпина Е.В., Черячукина Е.А. Основные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Труды II международной научно-практической конференции. 2016. С. 158-160.
14. Сбоева И.М. Особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда. В сборнике: Право как основа современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 163-165.
References
1. Baty'shheva A.V. Gosudarstvennaya registraciya prav na nedvizhimoe imushhestvo na sovremennom e'tape razvitiya grazhdanskogo zakonodatel'stva. V sbornike: Materialy' III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sbornik nauchny'x statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-na-Donu, 2020. S. 141-145.
2. Zhilyaev M.S. Osobennosti poryadka gosudarstvennoj registracii perexoda prav na nedvizhimoe imushhestvo na osnovanii e'lektronny'x dokumentov. V sbornike: Problemy' gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti i kadastrovogo ucheta. Materialy' V nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. redaktor S.V. Praskova. 2020. S. 27-31.
3. Lifincev V.N. Formirovanie sistemy' gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo na territorii Rossii. V sbornike: Teoreticheskie aspekty' yurisprudencii i voprosy' pravoprimeneniya. Sbornik statej po materialam
IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii . 2018. S. 58-63. Innovacionnaya nauka. 2016. № 5-2 (17). S. 256-259.
4. Balkizov A.B., Orisheva N.A., Balkizov V.A. Mezhxozyajstvennoe zemleustrojstvo - osnovnoj mexanizm pereraspredeleniya zemel' sel'skoxozyajstvennogo naznacheniya. V sbornike: Sel'skoxozyajstvennoe zemlepol'zovanie i prodovol'stvennaya bezopasnost'. Materialy' VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj pamyati Zasluzhennomu deyatelyu nauki RF, KBR, Respubliki Ady'geya professora B.X. Fiapshevu. Nal'chik, 2021. S. 96-100.
5. Sasikov A.S., Gy'zy'ev A.X., Sasikov T.A. Kadastrovy'e raboty' pri mezhevanii zemel'nogo uchastka. V sbornike: Aktual'ny'e problemy' agrarnoj nauki: prikladny'e i issledovatel'skie aspekty'. Sbornik nauchny'x trudov Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Nal'chik, 2021. S. 216-218.
6. Pishhulin V.I., Danilova L.V., Shlyapina E.V. Problemy' gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim. V sbornike: Teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya XXI veka. Trudy' II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 164-166.
7. Cherkashina M.V. Osobennosti gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo na sovremennom e'tape. V sbornike: Pravo i pravoporyadok v fokuse nauchny'x issledovanij. Sbornik nauchny'x trudov. Pod obshhej redakciej S.E. Turkulecz, E.V. Listopadovoj. Xabarovsk, 2021. S. 453-458.
8. Sasikov A.S., Gy'zy'ev A.X., Sasikov T.A. Primenenie sovremenny'x kadastrovy'x texnologij pri mezhevanii zemel'ny'x uchastkov. V sbornike: Agropromy'shlenny'j kompleks: problemy' i perspektivy' razvitiya. Materialy' vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-x chastyax. Blagoveshhensk, 2021. S. 412-416.
9. Eskindarova Z.M. Aktual'nost' i prakticheskaya znachimost' gosudarstvennoj registracii prava na nedvizhimoe imushhestvo na sovremennom
e'tape razvitiya grazhdanskogo zakonodatel'stva. Molodoj ucheny'j. 2018. № 20 (206). S. 349-352.
10. Shalov T.B., Shalova Sh.T. Zemel'ny'j fond i upravlenie razvitiem territorij KBR. V sbornike: Problemy' agropromy'shlennogo kompleksa stran Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza. Materialy' I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 177-183.
11. Gozhva O.O. Obzor gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo na osnovanii sudebny'x reshenij. V sbornike: Issledovaniya molody'x ucheny'x. Materialy' IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2020. S. 12-14.
12. Balkizov A.B., Balkizov V.A. E'kologizaciya agropromy'shlennogo kompleksa kak osnova e'kologo-e'konomicheskoj e'ffektivnosti xozyajstvovaniya. V sbornike: inzhenernoe obespechenie v realizacii social'no-e'konomicheskix i e'kologicheskix programm APK. Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kurgan, 2021. S. 179-183.
13. Shlyapina E.V., Cheryachukina E.A. Osnovny'e problemy' gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim.
V sbornike: Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya: problemy' i rezul'taty'. Trudy' II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 158-160.
14.Sboeva I.M. Osobennosti osushhestvleniya gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo na osnovanii resheniya suda. V sbornike: Pravo kak osnova sovremennogo obshhestva. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny'j redaktor Sukiasyan Asatur Al'bertovich. 2017. S. 163-165.
© Махотлова М.Ш., Шалов Т.Б., Тохаев И.М., Тлукашаев Э.М., Хачиев Л.И., Джанеев Я.Р., Малкаров А.А., 2022. International agricultural journal, 2022, № 1, 13-31.
Для цитирования: Махотлова М.Ш., Шалов Т.Б., Тохаев ИМ., Тлукашаев Э.М., Хачиев Л.И., Джанеев Я.Р., Малкаров А.А. Кадастровая деятельность и регистрация прав на недвижимое имущество//International agricultural journal. 2022. № 1, 13-31.