ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
Therapeutic gastroenteroiogN
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ ГАСТРОДУОДЕНИТАМИ
Гурова М. М., Хмелевская И. Г.
Государственный медицинский университет, Курск
Гурова Маргарита Михайловна E-mail: itely@mail.ru
РЕЗЮМЕ
Цель исследования: изучить особенности качества жизни (КЖ) у детей подросткового возраста с хроническим гастродуоденитом (ХГД), ассоциированным с хеликобактерной инфекцией, в разные стадии течения заболевания.
Материалы и методы. Нами было обследовано 60 детей, средний возраст пациентов — 13,06 ±
1,2 года с ХГД в период обострения, через 6 недель после проведенной терапии и в период ремиссии (в среднем через 6 месяцев после окончания терапии). КЖ исследовалось с помощью адаптированного опросника SF-36. В качестве группы сравнения были взяты 22 здоровых ребенка, средний возраст — 13,06 ± 1,2 года.
Результаты. В период обострения заболевания КЖ детей с ХГД было достоверно хуже (р < 0,05), чем у здоровых школьников, по показателям ролевого физического функционирования (RP), интенсивности болевого синдрома (BP), эмоционального состояния (RE) и общей удовлетворенностью жизнью (VT). Оценка КЖ через 6 недель после проведенного лечения выявило улучшение перечисленных показателей у детей основной группы и приближение их значений к показателям здоровых детей. Через 6 месяцев, несмотря на то что пациенты с ХГД находились в периоде ремиссии по основному заболеванию, у них выявлялись проявления астенического синдрома. КЖ практически вернулось к исходным показателям, зафиксированным до лечения. На фоне нейрометаболической терапии отмечалось улучшение психоэмоционального статуса и КЖ.
Выводы. Показатели качества жизни у детей с хроническим гастродуоденитом меняются в зависимости от стадии течения заболевания. Низкие балльные оценки в период обострения патологического процесса имеют отчетливую положительную динамику на фоне нормализации общего состояния.
В период ремиссии уровень качества жизни во многом определяется особенностями психоэмоционального статуса. Сохраняющиеся проявления астенического синдрома и повышенной тревожности ухудшают качество жизни детей с хроническим гастродуоденитом, несмотря на отсутствие обострения основного заболевания. Проведение нейрометаболической терапии в периоде ремиссии способствует нормализации психоэмоционального статуса и качества жизни пациентов.
Ключевые слова: качество жизни; хронический гастродуоденит; дети.
SUMMARY
Aim of investigation: to study quality of life (QL) peculiarities in children with chronic gastroduodenitis, Helicobacter pylori positive, in different stages of the disease.
Methods: quality of life in 60 children (average age — 13.06 ± 1.2 years) with chronic gastroduodenitis was investigated with using adopted SF-36 questionnaire in period of exacerbation of the disease, in 6 weeks after treatment and in period of remission (in 6 months after treatment). 22 healthy children (average age — 12.74 ± 1.14 years) had been taken as a comparison group.
Results: quality of life in children with chronic gastroduodenitis in exacerbation period was significantly worse (р < 0.05) than in healthy children. The more affected scores were the Role physical (RP), Bodily pain (BP) and Role emotional score (RE). In 6 weeks after treatment quality of life was improved and compared
with the scores of healthy children. Presence astenic signs in period of remission (in 6 months after treatment) led to worsening of quality of life; the scores were the same and partly worse then before treatment. Applying of neurometabolic therapy improved psycho-emotional status and quality of life. Conclusions: quality of life in children with chronic gastroduodenitis was changed with the period of diseases. Initially low scores had tendency to improvement after treatment. In remission period quality of life was mainly depended on peculiarities of psycho-emotional status. Astenic signs led to worsening of quality of life in children with remission of chronic gastroduodenitis. Neurometabolic treatment in this period improved both psycho-emotional status and quality of life.
Keywords: quality of life; chronic gastroduodenitis; children.
Здоровье как комплексное понятие, включающее физическое и эмоциональное благополучие, позволяющее выстраивать определенные социальные отношения, является необходимой основой полноценного существования индивидуума. Именно ощущение полноценности собственного бытия лежит в основе понятия качества жизни (КЖ). В то же время сохраняющийся прогредиентный рост хронической патологии в детской популяции, увеличившийся за последнее десятилетие на 22% [1] во всех возрастных группах, поднимает целый ряд практических вопросов. Среди наиболее важных — использование универсальных критериев для динамической оценки состояния основных функций организма в условиях хронического патологического процесса, проводимого лечения, учитывающих особенности восприятия пациентом своего состояния. Позиция личности в оценке своего КЖ в случае заболевания приобретает решающее значение и во многом определяет течение и прогноз заболевания. Для выбора оптимальной схемы терапии с учетом интересов конкретного больного в клиническую практику R. Kaplan и J. Bush был предложен термин «качество жизни, связанное со здоровьем» (КЖСЗ) [2]. Определение, данное S. Shumaker и M. Naughton в 1995 году, характеризует КЖСЗ как «субъективную оценку индивидуумом влияния его состояния здоровья, медицинской помощи... на его способность поддерживать уровень функционирования, позволяющий достигать значимых жизненных целей» [3]. КЖСЗ является собирательным понятием, учитывающим такие аспекты жизнедеятельности, как общее самочувствие, удовлетворение социальной и физической активностью, эмоциональное состояние, основанное на субъективном восприятии пациента.
Принимая во внимание особенности детского возраста в виде отсутствия жизненного опыта, зависимость от семейных и средовых факторов, незрелость физиологических и психологических процессов, несформированность социальных отношений, оценка КЖ ребенка призвана охарактеризовать степень его адаптированности в медикобиологическом и социальном плане [4]. В связи с этим исследование КЖ в педиатрической практике является важным инструментом, позволяющим учесть следующие разноплановые особенности в течение хронического заболевания:
1) оценить общее состояние здоровья ребенка с учетом его психоэмоционального восприятия болезни;
2) выявить степень влияния заболевания на социальное функционирование с возможностью прогноза социальной адаптации;
3) оценить «вес» психического и соматического компонентов в течении патологического процесса;
4) определить, как пациент оценивает перспективы лечения своего заболевания;
5) выявить степень состояния «нездоровья» и его роль в жизнедеятельности ребенка;
6) помогает врачу посмотреть на заболевание глазами больного для определения оптимальных подходов к лечению и реабилитации пациента.
Можно заключить, что определение параметров КЖ наряду с традиционными клиническими, лабораторными и инструментальными методами помогает оценить, насколько пациент с хроническим заболеванием успешен в таких ключевых сферах жизнедеятельности, как физическое, душевное (эмоциональное и когнитивное) и социальное функционирование, убедиться в эффективности проводимой терапии. Другим неоспоримым достоинством является возможность для врача оценить патологический процесс (болезнь) с точки зрения больного, понять, как пациент ощущает и переживает симптомы заболевания, побочные эффекты терапии в своей повседневной жизни. Для получения необходимой информации используются общие и болезнь-специфические опросники [4 - 6].
Болезнь-специфические опросники применяются для оценки КЖСЗ при определенных нозологических формах. Так, в гастроэнтерологии используются опросники при воспалительных заболеваниях кишечника (Inflammatory Bowel Disease Questionnaire), язвенной болезни (Quality of life in duodenal ulcer patients), гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (Gastroesophageal Reflux Questionnaire), синдроме раздраженного кишечника (Irritable Bowel Disease Questionnaire), неязвенной диспепсии (Functional digestive disorders quality of life Questionnaire) [5; 6]. Для них характерно наличие дополнительных вопросов с учетом специфики заболевания, его течения и осложнений.
Общие опросники дают возможность оценить влияние различных заболеваний и их симптомов
Б >
а
So L 2
О i
ft U а
Hi
ïï
и
и
га
L
Б
га
ü
ш
т
S
I-
0
ш
с
га
а
ш
и
№11/2010 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ
на качество жизни пациентов с учетом широкого спектра вопросов, выявляющих особенности физической, эмоциональной и социальной активности при выполнении больным своих повседневных обязанностей и ощущение общей удовлетворенностью жизнью. Применяются при одновременном наличии у пациентов нескольких патологических состояний, у инвалидов, в случае функциональных расстройств (при отсутствии опорных симптомов заболевания), при проведении клинических исследований, изучающих особенности течения заболевания при различных терапевтических вмешательствах. Несмотря на то что общие опросники менее чувствительны в оценке изменения болезнь-специфических симптомов, они более надежны в оценке возможностей выполнения большого круга ежедневных обязанностей, состояния душевного здоровья и рабочей активности (функционирования пациента) [5; 6]. Среди общих опросников наиболее применяемым и апробированным в гастроэнтерологии, в том числе и в педиатрии, является опросник SF-36.
Целью нашего исследования было оценить особенности КЖСЗ у детей подросткового возраста с хроническим гастродуоденитом (ХГД), ассоциированным с хеликобактерной инфекцией, в разные стадии течения заболевания и дифференцированно определить эффективность проводимой терапии.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было обследовано 60 детей с ХГД в период обострения, после проведенной терапии и в период ремиссии (в среднем через 6 месяцев после окончания терапии). Средний возраст пациентов — 13,06 ±
1,2 года, соотношение мальчики/девочки составило 1:2. В качестве группы сравнения были взяты 22 ребенка подросткового возраста — учащиеся девятого класса общеобразовательной школы, не имевшие жалоб со стороны органов пищеварения и соответственно не проходившие эндоскопического обследования. Также в амбулаторных картах детей группы сравнения отсутствовали данные о наблюдении по поводу хронических заболеваний. Средний возраст и распределение по полу были сопоставимы с таковыми у детей основной группы.
Метод организации выборки носил характер стратификационного отбора с формированием простой случайной выборки. Диагностика ХГД осуществлялась на основании данных анамнеза, клинической симптоматики (характера и выраженности болевого и диспепсического синдромов). Лабораторно-инструментальный комплекс обследований включал общеклинические и биохимические исследования крови, мочи, копрологическое исследование, исследование фекалий на дисбактериоз, яйца глистов и простейших, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и эзофаго-гастродуоденоскопии (ЭГДС). Для диагностики хеликобактерной инфекции наряду с гистологическим исследованием применялись быстрый уреазный
тест, дыхательный Хелик-тест. В период обострения дети получали в качестве базисной терапии антисекреторные (омепразол) и антибактериальные (амоксициллин, кларитромицин) препараты в возрастных дозировках в течение 10 дней. На фоне проводимой терапии у всех детей был получен положительный клинический эффект в виде уменьшения основных клинических проявлений ХГД. Для оценки удовлетворенности больных своим физическим, психическим состоянием и социальным функционированием исследовалось качество жизни с помощью адаптированного опросника SF-36. Данный опросник состоит из 36 вопросов и включает 8 шкал, оценивающих физические и психологические составляющие здоровья. Физические компоненты включают физическое функционирование, ролевое физическое функционирование, выраженность болевых ощущений и общее здоровье. Психологические аспекты оценивают жизнеспособность, социальное функционирование, ролевое эмоциональное функционирование и психическое здоровье. Полученные ответы оцениваются в баллах от 0 до 100. Большее количество баллов соответствовало более высокому КЖ.
В группе сравнения проводился общий опрос, направленный на выявление имеющихся жалоб, и оценивалось КЖ.
Полученные результаты были обработаны статистически на персональном компьютере с помощью пакета программ Statistica 6,0.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В период обострения клинические проявления ХГД у детей практически в 100% случаев сопровождались жалобами, характерными для астенического синдрома и включающими слабость, психическую истощаемость, нарушения со стороны сна, головные боли, тогда как в группе сравнения подобные жалобы присутствовали только в 31,8% случаев (95 %-ный доверительный интервал отношения шансов 2,8 - 4,48, р = 0,001, табл. 1). Исходя из частоты встречаемости жалоб на раздражительность и эмоциональную лабильность в обеих группах, их можно отнести к особенностям подросткового возраста с характерной неустойчивой вегетативной регуляцией. Соответственно КЖСЗ детей с ХГД было значительно хуже КЖ здоровых школьников по целому ряду параметров. Особенно наглядным оказалось различие в показателях ролевого физического функционирования ^Р), определяющего влияние общего состояния на способность выполнять физические нагрузки, оценки интенсивности болевого синдрома (ВР) и его влияние на возможность заниматься повседневной деятельностью, влияния эмоционального состояния ^Е) на выполнение повседневной деятельности и общая удовлетворенность жизнью ^Т) (рис. 1).
Таблица 1
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АСТЕНИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ ОСНОВНОЙ ГРУППЫ И ГРУППЫ СРАВНЕНИЯ
Жалобы на проявления астенического синдрома Количество больных, п (%) Количество здоровых детей, п (%) 95 %-ный ДИ ОШ Р
Слабость, утомляемость 52 (86,6) 7 (31,8) 0,077 - 0,52 0,001
Сонливость 38 (63,3) 4 (18,1) 1,67 - 2,34 0,038
Раздражительность 43 (71,6) 9 (40,9) 1 - 1,53 0,26
Психическая истощаемость 38 (63,3) 4 (18,1) 1,32 - 1,61 0,063
Головные боли 47 (78,3) 7 (31,8) 1,67 - 2,44 0,026
Бессонница 21 (35) 2 (9,1) 0,85 - 5,59 0,038
Трудности при засыпании 46 (76,6) 2 (9,1) 2,12 - 3,49 0,011
Ранние пробуждения 24 (40) 0
Беспокойный поверхностный сон 24 (40) 0
Сноговорение 28 (46,6) 0
Эмоциональная лабильность 51 (85) 12 (54,5) 0,97 - 2,49 0,055
Б >
а
5 О
I- 2
О £
щ ст Н}; £ ё
и
¡р
и
га
ь
Б
га
ч/
й
<и
т
I-
0
<и
с
га
а
ш
I-
Примечание: ДИ — доверительный интервал, ОШ — отношение шансов.
После проведенной терапии повторный контроль КЖ осуществлялся через месяц. Полученные результаты свидетельствуют об отчетливом улучшении со стороны целого ряда показателей, что согласовалось с клиническими данными. Прежде всего отмечалось уменьшение выраженности болевых проявлений и их влияния на события повседневной жизни. Также выявлялось отчетливое улучшение эмоционального состояния с расширением социальной активности пациентов (рис. 2).
Повторный осмотр пациентов проводился через 6 месяцев. В это время дети не предъявляли жалоб со стороны верхних отделов пищеварительной системы. В то же время сохранялись проявления астенического синдрома, представленные в табл. 2.
Среди наиболее часто встречающихся можно выделить жалобы на слабость, психическую ис-тощаемость, головные боли, встречающиеся более чем у половины наших пациентов и совпадающие с жалобами родителей на изменение самочувствия ребенка по данным родительской анкеты. Кроме того, у 56,6% исследуемых детей выявлялись нарушения со стороны сна в виде сноговорения у 26 пациентов (43,3%), трудности при засыпании в 30 случаях (50%) и ранние пробуждения у 21 ребенка (35%), которые можно расценить как маркеры тревожных состояний в детском возрасте. Результаты оценки КЖ представлены на рис. 3.
Полученные результаты продемонстрировали, что, несмотря на ремиссию по основному заболеванию, качество жизни пациентов с ХГД было ниже, чем КЖСЗ до лечения. Таким образом, самовосприятие здоровья детей с ХГД
не коррелировало с клинико-эндоскопическими данными, что согласуется с литературными данными [5], где обращалось внимание на то, что после улучшения качества жизни на фоне терапии обострения основного заболевания через 1 - 2 месяца после лечения вновь отмечается возвращение КЖСЗ к показателям, близким к исходным. Полученные результаты убедительно показывают, что в период ремиссии ХГД на КЖСЗ в большей степени влияют психоэмоциональные факторы, чем клинические проявления патологического процесса. При сравнении баллов по основным показателям наибольшая разница отмечена при оценке ролевого физического функционирования №Р), общего здоровья (ОН), жизнеспособности (УТ) и психического здоровья (МН). Так, изучая ответы на вопросы, представленные в опроснике, отмечалось, что дети с преувеличенным вниманием относились к любым изменениям своего самочувствия, что можно рассматривать как проявление ипохондрических тенденций. Полученные результаты согласуются с данными, выявленными при использовании других тестов, показавших повышенную тревожность и уровень депрессии у пациентов.
Таким образом, исследование КЖСЗ можно считать чувствительным инструментом, характеризующим состояние пациента во всей его полноте, помогающим понять, как пациент осознает и представляет свою болезнь, что имеет решающее значение для получения лучшего эффекта в лечении заболевания. Это тем более важно, что в результате традиционного наблюдения за пациентом всесторонняя оценка психологических, социальных
О
№11/2010 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ
и других аспектов болезни часто оказывается затрудненной и выпадает из поля зрения врача.
В связи с тем, что у больных выявлялись преимущественные изменения со стороны психоэмоционального статуса, было решено провести нейрометаболическую терапию препаратами витаминно-минерального комплекса с включением пробиотиков и эссенциальными фосфолипидами на основе фосфатидилсерина (ФС), являющегося преимущественным компонентом мембран клеток головного мозга. В зависимости от получаемой терапии основная группа детей с ХГД была разделена на две равные подгруппы по 30 детей в каждой, сопоставимые по гендерному составу, характеру и особенностям течения основного заболевания.
Таблица 2
Дети первой подгруппы получали витаминноминерального комплекс с пробиотиком (Мультитабс Иммуно плюс) по 1 таблетке раз в день в первой половине дня в течение месяца (30 детей), дети второй подгруппы — препарат ФС по 1 капсуле 2 раза в день в течение месяца. КЖСЗ определялось повторно, через месяц после проведенной терапии. При сравнении показателей КЖСЗ в целом по группе мы получили следующие результаты (рис. 4).
На фоне проведенного лечения отмечается отчетливая положительная динамика в виде уменьшения проявлений астенического синдрома и улучшения показателей КЖ, которые по своим параметрам приближаются и даже в отдельных случаях превышают аналогичные, полученные после проведения
ОСОБЕННОСТИ АСТЕНИЧЕСКОГО СИНДРОМА У БОЛЬНЫХ ХГД В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ТЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ (р > 0,05)
Жалобы на проявления астенического синдрома В период обострения, количество детей, п (%) Через месяц после лечения, количество детей, п (%) Через 6 месяцев после обострения, количество детей, п (%)
Слабость, утомляемость 52 (86,6) 43 (71,6) 49 (81,6)
Сонливость 38 (63,3) 29 (48,3) 33 (55)
Раздражительность 43 (71,6) 33 (55) 34 (56,6)
Психическая истощаемость 38 (63,3) 19 (31,6) 24 (40)
Головные боли 47 (78,3) 35 (58,3) 42 (70)
Бессонница 21 (35) 17 (28,3) 19 (31,6)
Трудности при засыпании 46 (76,6) 27 (45) 30 (50)
Ранние пробуждения 24 (40) 18 (30) 21 (35)
Беспокойный поверхностный сон 24 (40) 16 (26,6) 18 (30)
Сноговорение 28 (46,6) 23 (38,3) 26 (43,3)
Эмоциональная лабильность 51 (85) 44 (73,3) 46 (76,6)
-До лечения -Группа сравнения
сэ
ся
Рис. 1. Качество жизни у детей с ХГД в период обострения по сравнению со здоровыми сверстниками (по оси абсцисс — показатели качества жизни: PF — физическое функционирование, КР — ролевое физическое функционирование, ВР — боль, СИ — общее здоровье, УТ — жизнеспособность, SF — социальное функционирование, КЕ — ролевое эмоциональное функционирование, МИ — психическое здоровье; по оси ординат — баллы)
* — различия статистически значимы (р < 0,05).
-До лечения
Через 1 мес. после лечения
Группа сравнения
Рис. 2. Качество жизни у детей с ХГД через месяц после проведения лечения (по оси абсцисс — показатели качества жизни: PF — физическое функционирование, КР — ролевое физическое функционирование, ВР — боль, СИ — общее здоровье, УТ — жизнеспособность, SF — социальное функционирование, КЕ — ролевое эмоциональное функционирование, МИ — психическое здоровье; по оси ординат — баллы)
* — различия статистически значимы (р < 0,05).
Б >
а
5 О
I- 2
О е
£
Щ о
1-І
її
И
и
га
і.
Б
га
й
<и
т
Н
и
<и
с
га
а
ш
н
-До лечения
-Через 1 мес. после лечения
Через 6 мес. после лечения
-Группа сравнения
Рис. 3. Оценка качества жизни детей с ХГД через 6 месяцев после проведенного лечения (по оси абсцисс — показатели качества жизни: PF — физическое функционирование,
КР — ролевое физическое функционирование, ВР — боль, СИ — общее здоровье, УТ — жизнеспособность, SF — социальное функционирование, КЕ — ролевое эмоциональное функционирование, МИ — психическое здоровье; по оси ординат — баллы)
* — различия статистически значимы (р < 0,05).
Через 1 мес. после лечения
Через 6 мес. после лечения
После
нейрометабол ической терапии
Рис. 4. Изменение качества жизни детей с ХГД после нейрометаболической терапии (по оси абсцисс — показатели качества жизни: PF — физическое функционирование, КР — ролевое физическое функционирование, ВР — боль, СИ — общее здоровье, УТ — жизнеспособность, SF — социальное функционирование, КЕ — ролевое эмоциональное функционирование, МИ — психическое здоровье; по оси ординат — баллы)
* — различия статистически значимы (р < 0,05).
№11/2010 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ
170
165
160
155
150
145
1 группа
2 группа
Рис. 5. Динамика суммарного прироста показателя качества жизни при дифференцированной нейрометаболической терапии пациентов с ХГД по группам (по оси абсцисс — группы больных, где 1-я группа — дети, получавшие поливитаминно-минеральный комплекс с пробиотиком, 2-я группа — дети, получавшие фосфатидилсерин; по оси ординат — суммарный показатель качества жизни в баллах)
эрадикационной терапии. Интересно отметить, что улучшение самочувствия отмечалось по всем шкалам, включая шкалу боли. Поскольку пациенты с ХГД находились в периоде ремиссии, можно судить о значимости психоэмоциональных факторов в восприятии картины заболевания. При изучении особенностей КЖ дифференцированно по подгруппам выявлена положительная динамика, которая недостоверно лучше оказалась в группе пациентов, принимавших ФС. Суммарный прирост КЖ по подгруппам на фоне проведенной терапии представлен на рис. 5.
Полученные результаты свидетельствуют, что именно положительная динамика со стороны
эмоционального статуса оказывает преимущественное влияние на ожидания улучшения состояния и КЖ в целом, что согласуется с литературными данными.
Полученные данные позволяют заключить, что качество жизни является надежным, оперативным и объективным инструментом, фиксирующим динамику изменения состояния пациента на фоне проводимой терапии. Данный метод позволяет вывить слабые стороны в самочувствии пациента и проследить их изменение под влиянием терапевтических воздействий, что дает возможность оценить не только эффективность проводимой терапии, но и ее отдаленные последствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Резолюция X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» // Вопр. совр. педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 2. — С.
86 - 88.
2. Kaplan R., Bush J. Health-related quality of life for evaluation research and policy analyses // Health Psychol. — 1982. — № 1. — P. 61 - 80.
3. Shumaker S. A., Naughton M. J. The International assessment of health-related quality of life: A theoretical perspective // The International assessment of health-related quality of life: Theory, translation, measurement and analysis/Shumaker S. A. and Berzon R. (eds.). — Oxford, England: Rapid Communications, 1995.
4. НовикА.А., Ионова Т. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб: Нева; М.: Олма-Пресс Звездный мир, 2002. — 320 с.
5. Glise H., Wiklund I. Health-related quality of life and gastrointestinal disease // J. Gastroenterol. and Hepatol. — 2002. — Vol. 17, Suppl. — P. 73 - 85.
6. Баранов А. А., Потапов А. С., Дублина Е. С. и др. Оценка качества жизни — новый инструмент комплексного обследования гастроэнтерологического больного // Вопр. совр. педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 2. — С.38 - 43.