Материалы конференции
чин, так и у женщин. Отмечается более интенсивная генерализация миастенического процесса в старшей возрастной группе, а следовательно, относительно быстро развивается тяжелое течение заболевания. Широкое распространение сердечно-сосудистой патологии в данной возрастной группе больных требует своевременного назначения дополнительного корригирующего лече-
ния и осторожности в назначении коронаролити-ческих средств и сердечных гликозидов.
Кроме того, рост заболеваемости миастенией за последние годы определяет необходимость повышенного внимания к данной патологии неврологов, окулистов, ЛОР-врачей, врачей общей практики для своевременной диагностики заболевания.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Н. Ю. Кувшинова, Л. И. Мостовая Самарский государственный медицинский университет, Россия
QUALITY OF LIFE OF ELDERLY PATIENTS WITH CORONARY HEART DISEASE: PSYCHOLOGICAL ASPECT
N. Yu. Kuvshinova, L. I. Mostovaya Samara State Medical University, Russia
Поскольку в последние десятилетия демографическая ситуация во многих странах Европы, в США, Японии, Китае и России характеризуется тенденцией к увеличению продолжительности жизни (Прайд В., 2008), многие исследователи высказывают мнение, что в ближайшее время значительно увеличится количество людей пожилого возраста. В рамках данной проблемы важной задачей является улучшение качества жизни (КЖ) пожилых, что достигается заботой не только об их физическом, но и о психологическом здоровье.
Одним из наиболее распространенных заболеваний лиц позднего возраста и основной причиной их смерти является ишемическая болезнь сердца (ИБС) (Веселкова И. Н., Землянова Е. В., 2000). Из психологических факторов у пожилых резко возрастает значимость депрессии в качестве предиктора коронарных катастроф (Смуле-вич А. Б., 2003, 2005). Депрессия усугубляет социальные последствия ишемической болезни, негативно отражается на приверженности лечению и на качестве жизни больных в общем.
К сожалению, проблема КЖ пациентов с ИБС пожилого возраста в настоящее время разработана недостаточно.
Нами обследовано 28 больных ИБС пожилого возраста (65-78 лет). Диагноз ИБС был верифицирован врачом-кардиологом. Основными проявлениями ИБС в обследованной группе стали стенокардия напряжения 2-3 функциональных классов, постинфарктный кардиосклероз (с давностью перенесенного инфаркта не менее 1 года),
хроническая сердечная недостаточность (ХСН) I—II А стадии, не угрожающие жизни нарушения ритма.
В исследовании мы применяли опросник ВОЗ КЖ-100, который позволяет получить как оценку качества жизни больного в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам; интегративный тест тревожности — ИТТ (Би-зюк А. П., Вассерман Л. И., Иовлев Б. Г., 1997), предполагающий получение оценки выраженности личностной и ситуативной тревожности и составляющих ее компонентов; шкалу Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton Depression Rating Scale — HDRS), которая позволяет оценить тяжесть депрессии и динамику депрессивного состояния (Hamilton M., 1967; Бевз И. А., 1999).
Было выявлено значительное количество тревожных реакций у тех пожилых больных, у кого ИБС развилась в среднем возрасте. В структуре тревоги доминировали общий эмоциональный дискомфорт, реакции социальной защиты, астенический компонент. Ситуативные тревожные реакции преобладали в основном у женщин.
Пожилым больным ИБС свойственно увеличение депрессивного радикала с усилением выраженности соматических проявлений депрессии. Средний балл по шкале HDRS составил 14,2 ± 2,6. Показатели, полученные по шкале HDRS, были повышены преимущественно за счет малого депрессивного эпизода. Из психологических проявлений в рамках депрессии доминировали подавленное настроение, усталость, слабость, ощущение нехватки жизненной энергии, гиподинамия,
Материалы конференции
умеренная психомоторная заторможенность, чувство вины, раздражительность, бессонница, анге-дония, чувство бесперспективности, снижение либидо, в некоторых случаях — тревожное возбуждение, суетливость, ипохондрические тенденции. Пациенты отмечали утрату интереса к деятельности, собственную несостоятельность и неэффективность в повседневных житейских делах.
У пожилых больных отмечено общее увеличение неудовлетворенности различными сферами жизнедеятельности, при этом максимально низкие значения были зафиксированы по «физической сфере», «уровню независимости» и «психологической сфере». Значения показателей сфер «жизненная активность, энергия», «социальное функционирование» также оказались снижены.
Суммарный показатель КЖ у пациентов с ИБС пожилого возраста составил 66,5 ± 3,7, что достоверно ниже (р < 0,01), чем у лиц средней возрастной группы с ИБС (79,88 ± 5,4), и у лиц пожилого возраста без ИБС в анамнезе, не имеющих на момент обследования обострений хронических заболеваний (75,3 ± 4,8).
Характеристика физической сферы. Удовлетворенность физическим функционированием снижена у 100% обследованных респондентов пожилого возраста. Большинство пациентов указывали, что к боли относятся терпимо, вместе с тем отмечали выраженные физические ограничения в связи с болевым синдромом (приступы стенокардии) и нарастающей при физической нагрузке одышкой при хронической сердечной недостаточности. Жалобы на постоянное чувство усталости, недостаток жизненной энергии активно предъявляли 82,1% больных. Наиболее низкие показатели по данной шкале КЖ выявлены преимущественно у пациентов с отягощенным клиническим течением ИБС (67,8%), сочетающимся с наличием депрессивных состояний средней степени выраженности (53,5%) и высокими показателями по шкале тревоги (46,3%).
Удовлетворенность сном также ниже у пациентов с ИБС пожилого, нежели среднего возраста, при этом многие подчеркивают высокую субъективную значимость данной сферы.
Характеристика психологической сферы. У 71,4% пожилых респондентов преобладали жалобы на негативное эмоциональное состояние, проявляющееся раздражительностью, эмоциональной лабильностью, чувством внутренней напряженности, апатией, подавленностью и другими симптомами. Выявлен недостаток положительных (61%) и избыток отрицательных эмоций (71,4%), неудовлетворенность когнитивным
функционированием (67,8%), неудовлетворенность собой во многих сферах жизнедеятельности (50%).
Уровень независимости значительно снижен вследствие ограничения подвижности при ХСН, общего снижения работоспособности и возможности выполнять повседневные дела в желаемом объеме, а также повышенной зависимости от лекарств и лечения. Следует отметить, что у пациентов средней возрастной группы показатели данной сферы также были низкими.
Социальное функционирование. Выявлена неудовлетворенность социальным функционированием у 57,1% больных ИБС пожилого возраста. Вместе с тем для 42,8% способность поддерживать конструктивные отношения с окружающими людьми, возможность получать и давать адекватную поддержку эмоционально значимым людям, включая членов своей семьи, остается вполне сохранной.
Окружающая среда. В пожилом возрасте у пациентов с ИБС возрастает ощущение собственной незащищенности. Удовлетворенность качеством медицинской и социальной помощи невысока на фоне повышенной значимости данной субсферы. Ограничены возможности для активного отдыха и развлечений преимущественно за счет невысоких финансовых доходов.
Духовная сфера. Свои убеждения большинство пожилых респондентов оценивали достаточно высоко. Чувство личного благополучия для многих было связанно именно с этой сферой, что является своего рода компенсацией при недостаточной удовлетворенности другими сферами жизнедеятельности.
Как известно, снижение КЖ неминуемо связано с ухудшением клинического течения заболевания — прогрессированием функционального класса стенокардии напряжения, развитием ИМ, нарушений ритма, нарастанием сердечнососудистой недостаточности. Характер ангинозных болей, их интенсивность и частота также негативно сказываются на различных параметрах КЖ больных ИБС, способствуя увеличению реакций на болезнь гипергнозического типа.
Полученные результаты свидетельствуют о важности включения психокоррекции в общий перечень лечебных и реабилитационных мероприятий для больных ИБС пожилого возраста. При реализации программ психологического сопровождения необходимо учитывать как особенности психологического статуса, так и удовлетворенность пациентов различными сферами жизнедеятельности.