Научная статья на тему 'Качество высшего образования: системная проблема'

Качество высшего образования: системная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисманова Г. Н., Дауренбекова С. Д., Шанбай А. Ж., Сагынбаева К. Ж., Асауова Г. Т.

The foundation of future education is a quarantee of constant quality of a higher education in the process of organization of education. A man plays an important role in the quality of his education in his own attitude to study, job, its importance, aims and stimulus. The quality of higher education is a systematic problem which requires detailed analysis and a special approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисманова Г. Н., Дауренбекова С. Д., Шанбай А. Ж., Сагынбаева К. Ж., Асауова Г. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF HIGHER EDUCATION: SYSTEMATIC PROBLEM

The foundation of future education is a quarantee of constant quality of a higher education in the process of organization of education. A man plays an important role in the quality of his education in his own attitude to study, job, its importance, aims and stimulus. The quality of higher education is a systematic problem which requires detailed analysis and a special approach.

Текст научной работы на тему «Качество высшего образования: системная проблема»

интегрирования знаний по различным дисциплинам, мобилизации, их суммированного применения в ходе занятий.

Метод исключает теоретическую неподготовленность студентов по теме занятия, а также в ходе занятия отрабатываются практические навыки. Литература:

1. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. Москва, «Совершенство», 1998,150 с.

2. Семин Ю.Н. Интегративность знаний и педагогическая модель ее измерения II Проблемы теории и методики обучения. 1999, №4, С. 4-17.

3. Савельева Г.М. Акушерство. Москва, 2000,815 с.

TYWH

Т.М. YK^AODBA, Б.Ж. ИМАН^¥ЛОВА ОЙЫН ТУР1НДЕП ЖОБАЛАУДЫ КЛИНИКАЛЫК КАФЕДРАЛАРДА БЕЛСЕНД1 ОКЫТУ ЭД1С1

Марат Оспанов атындагы Батыс ^азакстан мемлекетт медицина академиясы, Актебе каласы

Макалада ойын тYрiндегi жобалауды белсендi окыту эдiсi ретшде акушерлiк жэне гинекология кафедрасында колданылуы жазылган.

SUMMARY

T.M. UKYBASSOVA, B. ZH. IMANKULOVA

GAME MOTIVE AS EFFECTIVE METHOD OF INTEGRATIVE TECHNOLOGY OF TRAINING AT CLINICAL

FACULTIES

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical academy, Aktobe city The method of integral training (game projecting) used at the clinical chairs is described in the article.

Г.Н. КИСМАНОВА, С.Д. ДАУРЕНБЕКОВА, А.Ж. ШАНБАЙ, К.Ж. САГЫНБАЕВА, Г.Т. АСАУОВА, Н.Д. ЕРМУХАН БЕТОВА

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА

Западно-Казахстанская государственная медицинская академия имени Марата Оспанова, г.Актобе

Основой образования будущего является обеспечение и гарантия постоянного качества образования, от которого зависит конкурентоспособность организации образования. Проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в вузах остаются в Казахстане приоритетными.

Успешная деятельность современного вуза невозможна без создания эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повысить качественные показатели функционирования вуза в результате алгоритмизации всех процессов, влияющих на качество образовательных услуг.

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ___-

Сегодня управление качеством воспринимается как важная стратегическая задача в каждой организации, особенно в образовательной сфере.

Образование в Казахстане является важнейшим фактором политического, экономического и научно-технического прогресса.

В 50-летней истории нашей академии последние 2 года имели огромное значение в развитии системы менеджмента качества (СМК).

Во исполнение приказа Министерства образования и науки РК от 11 декабря 2003 года №822 «О разработке и внедрении системы менеджмента качества в организациях высшего профессионального образования» приказом ректора академии №12 от 18 января 2005 года было организовано Управление мониторинга качества образования, которое затем было преобразовано в службу качества. Служба качества академии приступила к созданию системы качества, конкретизировав системную цель путем:

♦ реализации политики и целей в области качества;

♦ разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения СМК;

♦ организации внутренних проверок СМК;

♦ организации работ по сертификации СМК;

♦ участия в реализации планов по улучшению деятельности академии. Для вуза были сформулированы основные принципы ИСО:

A) Ориентация на потребителя, в частности, на потенциальных абитуриентов, студентов, рынок труда (Западный регион Казахстана), конкретные предприятия с учетом конкуренции на рынке образовательных услуг

Количество обучающихся в академии за последние 5 лет выросло в среднем на 500 человек и составило в текущем учебном году 2990. Из них количество обучающихся по гранту -1052, по договору -1791. Общее количество ППС за последние 5 лет выросло на 40 человек и составляет сегодня 474. Из них д.м.н. - 37, к.м.н. -168 и доля их в академии составляет примерно 43,2%. Количество обучающихся по международной стипендии Президента РК «Болашак» за 2 последних учебных года составляет 3 человека. Количество иностранных граждан, обучающихся в нашей академии, за последние 5 лет выросло в 1,5 раза и сегодня составляет 66 человек.

Б) Лидерство руководителей

Функционирование академии направлено, прежде всего, на достижение удовлетворенности всех заинтересованных сторон - потребителей (обучающиеся, курсанты, слушатели), поставщиков (родителей) и персонала (ППС, медицинские и другие работники).

Высшее руководство академии приняло стратегическое решение по разработке, внедрению и сертификации системы менеджмента, соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2000. Приказом от 15 ноября 2005 г. №170а о начале разработки СМК были назначены представитель руководства, ответственный по качеству, создана рабочая группа в составе проректоров и руководителей структурных подразделений для реализации следующих целей:

- улучшения процесса планирования в академии;

- улучшения управления ресурсами академии;

- обеспечения четкого структурирования академии путем распределения ответственности и полномочий должностных лиц по всем основным и вспомогательным процессам;

- обучения сотрудников академии теории и практике по управлению СМК;

- создания системы постоянного улучшения деятельности академии;

- оптимизации учебных, научных и лечебных процессов академии для достижения больше результативности и эффективности;

- сокращения затрат, в том числе незапланированных;

- улучшения имиджа академии посредством демонстрации соответствия системы управления требованиям МС ИСО 9001:2000 и требованиям потребителей;

- приобретения конкурентного преимущества при участии в тендерах и конкурсных торгах за счет демонстрации сертификатов соответствия на СМК;

- увеличения инвестиционной привлекательности академии;

- демонстрации всем потребителям и другим заинтересованным сторонам способности академии оказывать услуги, соответствующие требованиям потребителей, а также обязательным (нормативным) требованиям.

B) Вовлечение работников

Действующая администрация академии старается приветствовать и поддерживать стремление своих работников повышать квалификацию самостоятельно путем:

- изучения нормативных документов по профилю работ академии и подразделений;

- освоения новых технологий, методов, приемов и т.д. работы;

- обмена и перенятия опыта работы других работников и др.

Г) Процессный подход распространяется на всю деятельность академии.

Деятельность академии организуется в рамках процессного подхода как совокупность двух категорий процессов - основных и поддерживающих. К основным относятся:

1. Образовательная деятельность;

1.1.Процесс реализации программ высшего профессионального образования;

1.2.Процесс реализации программ среднего профессионального образования;

1.3.Процесс реализации программ послевузовского и дополнительного профессионального образования.

2. Научно-исследовательская деятельность К поддерживающим относятся:

- стратегическое планирование основных направлений деятельности;

- управление со стороны высшего руководства;

- организация мониторинга и измерения процессов и продукции;

- анализ и устранение несоответствий;

- анализ данных для улучшения и организация работ по проведению корректирующих и предупреждающих действий;

- материально-техническое и хозяйственное обеспечение;

- организационно-правовое и документационное обеспечение;

- кадровое обеспечение (управление персоналом);

- финансово-экономическое обеспечение;

- информационно-техническое обеспечение (ИТО). Д) Системный подход к менеджменту

Для обеспечения стабильности качества продукции в академии разработана, документирована, внедрена, поддерживается в рабочем состоянии и постоянно улучшается СМК на базе требований Международного стандарта ИСО 9001:2000.

СМК является инструментом для проведения политики в области качества посредством достижения поставленных целей по качеству. В академии определены следующие процессы СМ К: Управление документацией:

- управление внутренними документами СМК (ПРО ЗКГМА 401-06);

- управление внешними документами (ПРО ЗКГМА404-06);

- управление организационной документацией (ПРО ЗКГМА 402-06);

- управление служебной документацией (ПРО ЗКГМА 403-06);

- управление архивированием (ПРО ЗКГМА405-06);

- управление записями (ПРО ЗКГМА406-06). Ответственность руководства:

- анализ СМК со стороны руководства (ПРО ЗКГМА 502-06);

- планирование улучшений академии (ПРО ЗКГМА 501-06). Обеспечение ресурсами:

- материально-техническая база учебного процесса (ПРО ЗКГМА 603-06);

- повышение квалификации ППС (ПРО ЗКГМА 602-06);

- послевузовское профессиональное образование (ПРО ЗКГМА 711 -06);

- научно-исследовательская работа (ПРО ЗКГМА 605-06);

- воспитательная работа и социальные условия для студентов (ПРО ЗКГМА 604-06);

- обеспечение компетентным персоналом (ПРО ЗКГМА 601-06). Жизненный цикл:

- планирование образовательного процесса (ПРО ЗКГМА 704-06);

- профориентационная работа (ПРО ЗКГМА 701-06);

- формирование контингента (ПРО ЗКГМА 702-06);

- учебно-методическая работа (ПРО ЗКГМА 703-06);

- образовательный процесс (ПРО ЗКГМА 705-06);

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ___-

- профессиональная практика (ПРО ЗКГМА 709-06);

- трудоустройство выпускников (ПРО ЗКГМА 710-06);

- управление контрольно-измерительными приборами и материалами (ПРО ЗКГМА 712-06);

- осуществление закупок, необходимых для обеспечения качества (ПРО ЗКГМА 713-06);

- медицинский центр (ПРО ЗКГМА 714-06);

- клиника семейной медицины (ПРО ЗКГМА 715-06);

- консультативно-диагностический центр (ПРО ЗКГМА 716-06);

- факультет усовершенствования врачей (ПРО ЗКГМА 717-06);

- стоматологическая клиника (ПРО ЗКГМА 718-06);

- научный центр (ПРО ЗКГМА 719-06);

- интернатура (ПРО ЗКГМА 720-06);

- редакционно-издательский центр (ПРО ЗКГМА 721-06);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация патентной службы (ПРО ЗКГМА 722-06);

- маркетинг (ПРО ЗКГМА 724-06);

- работа с иностранными студентами (ПРО ЗКГМА 725-06);

- подготовка специалистов со средним профессиональным образованием (ПРО ЗКГМА 723-06). По улучшению:

- контроль качества образовательного процесса (ПРО ЗКГМА 708-06);

- контроль успеваемости обучающихся (ПРО ЗКГМА 706-06);

- ликвидация задолженности (ПРО ЗКГМА 707-06);

- проведение внутренних аудитов (ПРО ЗКГМА 801-06);

- управление несоответствующей продукцией (ПРО ЗКГМА 802-06);

- корректирующие и предупреждающие действия (ПРО ЗКГМА 803-06). Е) Постоянное улучшение

На основе непрерывного мониторинга всей деятельности академии (анкеты-опросники, внутренний аудит) выявляются и поддерживаются любые улучшения. Все результаты деятельности анализируются и вырабатываются рекомендации по повышению качества (корректирующие действия, анализ со стороны руководства).

Ж) Принятие решений, основанное на фактах.

Непрерывный мониторинг всей деятельности академии, сбор и анализ данных, внутренней и внешней информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Важно, чтобы каждый был полностью и правильно информирован. Необходимо иметь механизмы учета мнения каждого для принятия адекватных мер.

И) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Одной из серьезных задач при осуществлении указанной деятельности является системная работа по выявлению интересов будущего студента. Как известно, в основе проблемы качества стоит человек, его личное отношение к учебе, работе, его ценности, цели и стимулы.

Таким образом, обеспечение качества высшего образования представляет собой системную проблему, которая требует всестороннего анализа и комплексного подхода. Литература:

1. Гусев Ю.В., Кричевский А.И., Грановский В.А. и др. Обеспечение качества высшего образования: концептуальная и системная проблема // Качество. Инновации. Образование. 2007, №3, С. 9-19.

2. Киянский В. Менеджмент качества - философия конкурентоспособности. Уральск, 2006, С. 61-62.

3. Байденко В. И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования. Москва-Астана, 2006, С. 184-189.

4. Каланова Ш.М., Бишимбаева В.К. Менеджмент качества в высшем образовании. Астана, 2006, С. 5559.

5. Кулекеев Ж.А., Пивень Г.Г., Нургужин М.Р., Каланова Ш.М., Падиарова И.П. Системы менеджмента качества организаций высшего профессионального образования. Теория и практика. Караганда, 2004, С. 17-20.

ТYЙIН

Г.Н. КИСМАНОВА, С.Д. ДАУРЕНБЕКОВА, А.Ж. ШАНБАЙ, К.Ж. САГЫНБАЕВА, Г.Т. АСАУОВА, Н.Д. ЕРМ¥ХАНБЕТОВА

ЖОГАРЫ Б1Л1М БЕРУ САПАСЫ: ЖYЙЕЛI МЭСЕЛЕ

Марат Оспанов атындагы Батыс ^азакстан мемлекеттiк медицина академиясы, Актебе каласы

Болашактагы б^м берудщ негiзi Yнемi сапалы б^м беру мен оныц кепiлдiгi болып табылады. Бiлiм беру уйымыныц бэсекеге кабiлеттiлiгi осыган тэуелдi.

Адам, оныц бiлiмге, ецбекке деген куштарлыгы, адамгерштк кундылыктары, максаттары мен ынтасы -сапа мэселесшщ негiзi.

Жогары б^м берудщ сапасын камтамасыз ету - кешендi жэне жан-жакты талдау мен зерттеуд талап ететiн жYЙелi мэселе.

SUMMARY

G.N. KISMANOVA, S.D. DAURENBEKOVA, A.ZH. SHANBAI, K.ZH.SAGYNBAYEVA, G.T. ASAUOVA, N.D. YERMUKHANBETOVA

QUALITY OF HIGHER EDUCATION: SYSTEMATIC PROBLEM

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical academy, Aktobe city

The foundation of future education is a quarantee of constant quality of a higher education in the process of organization of education.

A man plays an important role in the quality of his education in his own attitude to study, job, its importance, aims and stimulus.

The quality of higher education is a systematic problem which requires detailed analysis and a special approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.