Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ВЕТЕРИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

КАЧЕСТВО ВЕТЕРИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
41
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ветеринария / преподавание / образование / проблемные области / студенты / преподаватели / высшее образование / специалисты. / veterinary medicine / teaching / education / problem areas / students / teachers / higher education / specialists.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гунько М. В., Чумакова Т. Н.

В данной статье мы раскроем основные причины снижения качества ветеринарного образования в высших образовательных учреждениях. А также рассмотрим из чего состоит современное ветеринарное образование в Российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF VETERINARY EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article we will reveal the main reasons for the decline in the quality of veterinary education in higher educational institutions. And also consider what modern veterinary education in Russian universities consists of

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ВЕТЕРИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

9. Enzootic leukemia of cattle: socio-economic significance, diagnosis, prevention and elimination of the disease / V. Maksimovich, I. Subbotina, N. Babakhina, L. Kashpar // Veterinary business. - 2019. - No. 3. - pp. 4-9. - End.

10. Epizootological evaluation of methods of lifetime diagnosis of cattle leukemia / M. I. Gulyukin [et al.] // Bulletin of the Russian Academy of Agricultural Sciences. - 2000. - No. 3. - pp. 60-62.

11. 11. Diagnostics of infectious diseases of farm animals: viral diseases / A.A. Shevchenko, O.Yu. Chernykh, A.Ya. Samuilenko [et al.] // Krasnodar, KubGAU. - 2018. - 485 p.

12. Experience of diagnostics and containment of foot and mouth disease of cattle in Krasnodar region, Russia. Journal of Experimental Biology and Agricultural Sciences, December. - 2017, Volume. - 5(6). - р. 786-792.

УДК 378/636 DOI 10.56660/77368 2023 7 111

КАЧЕСТВО ВЕТЕРИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М.В. Гунько - младший научный сотрудник (аспирант). ORCID 000-0003-0536-8288, spin-код 9918-0841

Северо - Кавказский зональный научно-исследовательский ветеринарный институт - филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр»

Т.Н. Чумакова - кандидат педагогических наук, доцент.

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Донской государственный аграрный университет», поселок Персиановский,

Ростовская область, Россия.

Аннотация. В данной статье мы раскроем основные причины снижения качества ветеринарного образования в высших образовательных учреждениях.

111

А также рассмотрим из чего состоит современное ветеринарное образование в Российских вузах.

Ключевые слова: ветеринария, преподавание, образование, проблемные области, студенты, преподаватели, высшее образование, специалисты.

QUALITY OF VETERINARY EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

M.V. Gunko - Junior Researcher (PhD student). ORCHID 000-0003-0536-8288,

spin code 9918-0841

«North-Caucasus Zonal Scientific Research Veterinary Institute» - Branch of the Federal State Budgetary Scientific Institution «Federal Rostov Agricultural Research Centre» (NCZSRVI - Branch of the FSBSIFRARC) Novocherkassk,

Russia.

T.N. Chumakova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Don State Agrarian University", Persianovsky settlement, Rostov region, Russia.

Annotation. In this article we will reveal the main reasons for the decline in the quality of veterinary education in higher educational institutions. And also consider what modern veterinary education in Russian universities consists of.

Keywords: veterinary medicine, teaching, education, problem areas, students, teachers, higher education, specialists.

Введение. Преподавание - это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса,

самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. В высших учебных учреждениях данная деятельность имеет первостепенную позицию при становлении квалифицированных специалистов не только в профессиональной деятельности, но также при освоении студентов во самостоятельной взрослой жизни.

112

Учебная деятельность студентов ветеринаров должна в основном заключатся в умении преподавателя раскрыть логическое мышление учащегося, для разрешения различного рода задач связанных с решением медико-ветеринарных вопросов.

Цель. Изучение внутренней системы преподавания в высшей ветеринарной школе. Определение проблемных областей в формировании современных ветеринарных специалистов.

Задачи: 1. рассмотрение рабочих программ и стандартов предназначенных для обучения студентов в ветеринарных вузах; 2. проведение опросов среди ветеринарных специалистов клиник, СББЖ и агрохолдингов.

Результаты обсуждений. На сегодняшний день в Российской Федерации ветеринарных специалистов готовят 74 вуза из которых имеются 5 филиалов. В сравнении 2015 и 2022 годов наблюдается активный рост выпускников в данной сфере (2019 год - 5056 выпускников, 2022 - 9564 выпускника). Квота по бюджетным местам на нынешний учебный год - почти 16 тыс.

2022 количество поступивших 65%

2015 количество поступивших 35%

Рисунок 1 - сравнительная диаграмма по увеличению выпускников в ветеринарных вузах за 2015-2022 гг.

Но при внушительных показателях роста, поступающих и оканчивающих высшие ветеринарное образование мы наблюдаем сп

квалификации выпускников, который нам показали опросы среди работников ветеринарных клиник, СББЖ и агрохолдингов. Также данную проблему признали и сами учебные заведения.

При рассмотрении рабочих программ предназначенных для обучения специалистов в ветеринарных вузах, установили, что с первого года обучения студентов готовят не только по программе, направленной на изучение ветеринарных наук, но также присутствуют предметы, направленные на общее развитие (история, философия, элективные курсы, социология экономика и др.). Дисциплины общего развития и дисциплины по специальности занимают равные позиции на первом курсе обучения по направлению ветеринария. По ходу возрастания курсов мы наблюдаем уменьшение дисциплин общего развития студентов и прибавление по дисциплинам узкой направленности по специальности ветеринарный врач.

Рассмотрение программ обучения не дают полной картины почему же компетентность ветеринарных специалистов не является на достойном уровне после выпуска. В связи с этим нами были проведены опросы среди работников ветеринарных клиник, СББЖ и агрохолдингов, по основным проблемным областям у выпускников, прибывших на работу.

Нами были установлены основные проблемы в ветеринарном образовании по результатам опросов среди работников в ветеринарной сфере деятельности, а также среди учащихся.

1. Отсутствие достаточного количества практической деятельности при работе с различными видами животных, и сведение этой деятельности к макетному обучению.

2. Низкий уровень заинтересованности студентов.

3. Отсутствие новой информации в ветеринарной деятельности - наука и практическая деятельность не стоит на месте.

Первая проблема отсутствие достаточного количества практической деятельности при работе с различными видами животных, и сведение этой деятельности к макетному обучению. Как показали опросы в 58 % вузо

II4

имеющих направление на образование ветеринарных специалистов очень скудная либо же вовсе отсутствует практическая база для работы с животными. Во многих вузах были закрыты учхозы, виварии и т.д. Ветеринарных специалистов буквально обучают на пальцах. При этом попадая на предприятия студенты не знают как на практическом опыте применить свои теоретические знания, и обучение данных кадров на предприятии имеет большие затраты с материальной и временной точек зрения.

Вторая проблема низкий уровень заинтересованности студентов. В ходе проведенных опросов не только работников ветеринарных и животноводческих учреждений, но и студентов установлено, что большинство преподавателей предпочитают пассивный метод обучения, при котором совершенно отсутствует взаимодействие между учащимися. Для многих преподавателей основной целью является отчитать материал, а не заинтересовать студента к дальнейшему самостоятельному обучению.

Третья проблема отсутствие новой информации в ветеринарной деятельности во многих вузах. Как показали опросы большинство выпускников приходят с достаточным уровнем теоретических знаний, но, к сожалению, эти знания ограничиваются познаниями методик ещё до революционного времени, что очень сильно ограничивает работоспособность новичка, пришедшего на производство. Вместо того чтобы сразу приступать к работе предприятие вынужденно заново обучать выпускников новым методикам проведения лечения, диагностики и профилактики. Более того если в некоторых вузах хотя бы вскользь упоминают о новых приборах и методиках, то есть вузы, в которых даже слышать о новом ничего не хотят.

Заключение. Проведя опросы работников ветеринарных клиник, СББЖ, агрохолдингов, студентов и работников в сфере образования ветеринарных специалистов, а также изучив рабочие программы, предназначенные для обучения ветеринарных врачей, установили, что уровень образования находится на достойном уровне, но, к сожалению, не обошлось и без проблем, которые были выявлены в ходе проведенных опросов.

Нами были определены три основные проблемные области при подготовке ветеринарных специалистов: 1. отсутствие достаточного количества практической деятельности при работе с различными видами животных, и сведение этой деятельности к макетному обучению; 2. низкий уровень заинтересованности студентов; 3. отсутствие новой информации в ветеринарной деятельности - наука и практическая деятельность не стоит на месте. Для разрешения данных проблем многим вузам нужно провести работу над расширением своей практической базы - приобретение животных для учхозов и вивариев, чтобы студенты с обучения учились обращаться с различными видами животных. Расширить мировоззрение по поводу методов преподавания задействовать по большей степени активный и интерактивный методы и свести к минимуму пассивный метод преподавания. Вводить в изучение на базе вузов новые методы и методики по лечению, диагностике и профилактике заболеваний животных, имеющих в своей основе различные этиопатогенетические факторы.

1. Методика преподавания в высшей школе : учебное пособие / сост. Т.Н. Чумакова ; Донской ГАУ. - Персиановский : Донской ГАУ , 2018 г. - 202 с.

2. Автионова, Н. В. Методика преподавания в высшей школе / Н. В. Автионова, Н. И. Никитина. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. -174 с. - ISBN 978-5-88045-508-9. - EDN TAEGRZ.

3. Актуальные вопросы методики преподавания в высшей школе / Московский обл. ин-т упр. и права. - Москва : Компания Спутник+, 2007. - 66 с. - ISBN 978-5-364-00824-4. - EDN QWCAYZ.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское образование, 1990. EDN: SWKVAC

Литература

5. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. EDN: UARPGB

6. Артамонова Е.И. Нравственные аспекты познавательной активности студентов // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №7. - С.7-14. EDN: JVCEIF

7. Бекирова, Э. Ш. О проблеме реформирования методики преподавания истории в высшей школе / Э. Ш. Бекирова // Педагогический вестник. -2019. - № 11. - С. 9-11. - EDN YLAJFY.

8. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : Учебно-практическое пособие / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, В. Г. Виненко. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 1 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-02190-5. - EDN BBAPIW.

1. Methods of teaching in Higher school: textbook / comp. T.N. Chumakova; Donskoy GAU. - Persianovsk : Donskoy GAU , 2018 - 202 p .

2. Avtionova, N. V. Methods of teaching in higher school / N. V. Avtionova, N. I. Nikitina. - Moscow : Limited Liability Company "Publishing and Trading House "PERSPEKTIVA", 2021. - 174 p. - ISBN 978-5-88045-508-9. - EDN TAEGRZ.

3. Current issues of teaching methods in higher education / Moscow region. in-t upr. and law. - Moscow : Sputnik+ Company, 2007. - 66 p. - ISBN 978-5-36400824-4. - EDN QWCAYZ.

4. Amonashvili Sh.A. The personal and humane basis of the pedagogical process. - Minsk: University Education, 1990. EDN: SWKVAC

5. Andreev A.A. Pedagogy of higher school. New Course, Moscow: Moscow International Institute of Econometrics, Informatics, Finance and Law, 2002. EDN: UARPGB

References

6. Artamonova E.I. Moral aspects of cognitive activity of students // Pedagogical education and science. - 2008. - No.7. - pp.7-14. EDN: JVCEIF

7. Bekirova, E. Sh. On the problem of reforming the methodology of teaching history in higher school / E. Sh. Bekirova // Pedagogical Bulletin. - 2019. - No. 11. - pp. 9-11. - EDN YLAJFY.

8. Blinov, V. I. Methods of teaching in higher school: An educational and practical guide / V. I. Blinov, I. S. Sergeev, V. G. Vinenko. - 1st ed.. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2020. - 1 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-021905. - EDN BBAPIW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.