Научная статья на тему 'Качество управления кадровым ресурсом медицинской организации - как элемент стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи'

Качество управления кадровым ресурсом медицинской организации - как элемент стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / STANDARD / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MEDICAL ORGANIZATIONS / КАДРЫ / PERSONNEL / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT QUALITY / РЕСУРСЫ / RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Оксана Александровна, Смирнова Елена Викторовна

Цель исследования. Изучить вопросы кадрового менеджмента медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, способные влиять на улучшение качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам. Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использованы: результаты анализа качества управления персоналом медицинских организаций, проводимого в рамках реализации Стандарта качества управления ресурсами (далее Стандарт) в 2015-2016 гг., в 220 столичных медицинских организациях; статистические показатели деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы за 2014 г., 2016 г.; целевые показатели качества и доступности медицинской помощи и др. Результаты. В существующих на сегодняшний день современных системах эффективного руководства любыми организациями признается абсолютный приоритет человеческого фактора, а персонал организации рассматривается как один из ключевых видов ресурсов, от эффективности работы которого зависит работоспособность и благополучие организации в целом. Управление персоналом является основным элементом любой системы качества, и, чем эффективнее работает система управления персоналом, тем эффективнее будет работать организация. Заключение. Необходимо проведение целенаправленной непрерывной работы по привлечению и закреплению медицинских кадров на соответствующих должностях и, в первую очередь, специалистов первичного звена, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, непосредственно на уровне медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Оксана Александровна, Смирнова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT MEDICAL ORGANIZATION - AS PART OF THE STRATEGY OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF QUALITY OF MEDICAL CARE

The aim of the work was to consider the individual issues of the personnel management of medical organizations оf the Moscow Department of Health, able to influence the improvement of the quality of medical care provided to the citizens. As the main materials of the study, the results of the analysis of the quality of the personnel management of medical institutions carried out within the framework of the implementation of the quality Standard of resource management (hereinafter the Standard) in 2015 and 2016, in 220 Metropolitan medical organizations, statistical indicators of the activities of medical organizations of the Moscow state health system in 2014, 2016, targets for quality and accessibility of medical care, etc. The study found that the existing modern systems of the effective management of the any organization recognizes the absolute priority of the human factor, and the staff of the organization is considered as one of the key resources, the effectiveness of which depends on the performance and well-being of the organization as a whole... The aim of the work was to consider the individual issues of the personnel management of medical organizations оf the Moscow Department of Health, able to influence the improvement of the quality of medical care provided to the citizens. As the main materials of the study, the results of the analysis of the quality of the personnel management of medical institutions carried out within the framework of the implementation of the quality Standard of resource management (hereinafter the Standard) in 2015 and 2016, in 220 Metropolitan medical organizations, statistical indicators of the activities of medical organizations of the Moscow state health system in 2014, 2016, targets for quality and accessibility of medical care, etc. The study found that the existing modern systems of the effective management of the any organization recognizes the absolute priority of the human factor, and the staff of the organization is considered as one of the key resources, the effectiveness of which depends on the performance and well-being of the organization as a whole. Personnel management is a key element of any quality system, and the more efficient the personnel management system works, the more efficient the organization will work. The results of the study are presented in the form of tables and figures showing the studied aspects of staffing. The conducted study allowed to conclude that the need for focused ongoing effort to attract and recruit medical personnel for the right jobs first and foremost specialists in primary care, providing outpatient-polyclinic medical aid on the level of medical organizations. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Качество управления кадровым ресурсом медицинской организации - как элемент стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502201803-04003-011

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ РЕСУРСОМ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ -КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ НЕПРЕРЫВНОГО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Цель исследования. Изучить вопросы кадрового менеджмента медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, способные влиять на улучшение качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам.

Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использованы: результаты анализа качества управления персоналом медицинских организаций, проводимого в рамках реализации Стандарта качества управления ресурсами (далее Стандарт) в 2015—2016 гг., в 220 столичных медицинских организациях; статистические показатели деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы за 2014 г., 2016 г.; целевые показатели качества и доступности медицинской помощи и др. Результаты. В существующих на сегодняшний день современных системах эффективного руководства любыми организациями признается абсолютный приоритет человеческого фактора, а персонал организации рассматривается как один из ключевых видов ресурсов, от эффективности работы которого зависит работоспособность и благополучие организации в целом. Управление персоналом является основным элементом любой системы качества, и, чем эффективнее работает система управления персоналом, тем эффективнее будет работать организация. Заключение. Необходимо проведение целенаправленной непрерывной работы по привлечению и закреплению медицинских кадров на соответствующих должностях и, в первую очередь, специалистов первичного звена, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, непосредственно на уровне медицинских организаций. Ключееые слова: стандарт, медицинские организации, кадры, качество управления, ресурсы.

О.А. Волкова, Е.В. Смирнова

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

THE QUALITY OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT MEDICAL ORGANIZATION -AS PART OF THE STRATEGY OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF QUALITY OF MEDICAL CARE

The aim of the work was to consider the individual issues of the personnel management of medical organizations оf the Moscow Department of Health, able to influence the improvement of the quality of medical care provided to the citizens.

As the main materials of the study, the results of the analysis of the quality of the personnel management of medical institutions carried out within the framework of the implementation of the quality Standard of resource management (hereinafter — the Standard) in 2015 and 2016, in 220 Metropolitan medical organizations, statistical indicators of the activities of medical organizations of the Moscow state health system in 2014, 2016, targets for quality and accessibility of medical care, etc. The study found that the existing modern systems of the effective management of the any organization recognizes the absolute priority of the human factor, and the staff of the organization is considered as one of the key resources, the effectiveness of which depends on the performance and well-being of the organization as a whole. Personnel management is a key element of any quality system, and the more efficient the personnel management system works, the more efficient the organization will work. The results of the study are presented in the form of tables and figures showing the studied aspects of staffing.

The conducted study allowed to conclude that the need for focused ongoing effort to attract and recruit medical personnel for the right jobs first and foremost specialists in primary care, providing out-patient-polyclinic medical aid on the level of medical organizations. Keywords: standard, medical organizations, personnel, management quality, resources

O.A. Volkova, E.V. Smirnova

Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management Moscow Department of Healthcare, Moscow, Russia

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг, в здравоохранении принято обозначать как «стандартизация» [1]. При анализе и оценке качества медицинской помощи профессиональное и научное сообщество обычно использует степень его соответствия принятым стандартам, в том числе стандартам ресурсного обеспечения медицинских организаций.

Однако достижение установленных стандартами уровней значений различных структурных и функциональных компонентов системы здравоохранения, должно быть не самоцелью совпадения с «регламентируемыми» показателями («результат ради результата»), а служить решению конкретных задач, направленных на обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.

Принято считать, что качество медицинской помощи включает в себя три основных компонента: качество структуры, качество технологии, качество результата (так называемая «триада Донабедиана»). При этом качество структуры характеризует целый ряд параметров, одними из которых являются кадровое обеспечение и квалификация кадров. Обеспеченность здравоохранения медицинскими кадрами и, в первую очередь врачами как основным ресурсом, отвечающим за доступность и качество медицинской помощи населению, в значительной степени определяет состояние и перспективное развитие всей системы.

Вместе с тем дефицит ряда категорий медицинских работников, недостаточный уровень планирования кадров, дисбаланс в распределении между городской и сельской инфраструктурой, между врачами-специалистами и врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) характерен для всех регионов страны, включая вполне благополучные с экономической точки зрения.

Так, на IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Медицина и качество 2016» заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлева, выступая с докладом, привела данные, согласно которым в «11 тыс. населенных

пунктах» нашей страны «вообще нет никакой медицинской помощи» [2].

Одним из приоритетных направлений в утвержденной Правительством РФ от 26.12.2017 № 1640 долгосрочной государственной программе «Развитие здравоохранения до 2025 года» (далее Программа) стал проект развития первичной медико-санитарной помощи.

В рамках реализации Программы, за счет создания новой «пациентоориентированной модели» медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства, планируется повысить удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60% к 2020 г. и до 70% к 2022 г. [3].

При этом в качестве приоритета и одного из целевых показателей Программы рассматривается увеличение численности врачей «участковой службы» (укомплектование должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей)) до 100% к 2025 г. Поскольку без адекватного решения кадрового вопроса продекларированная Министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой «пациентоориен-тированная» модель системы здравоохранения практически не имеет шансов быть воплощенной на практике [4].

В существующих современных системах эффективного руководства любыми организациями также признается абсолютный приоритет человеческого фактора, а персонал организации рассматривается как один из ключевых видов ресурсов, от эффективности работы которого зависят работоспособность и благополучие организации в целом. Он задействован во всех процессах: от элементарно простых до самых сложных и трудоемких и наряду с системами управления финансами, ресурсами и др., управление персоналом является основным элементом любой системы качества, и чем эффективнее работает система управления персоналом, тем эффективнее будет работать организация [5, 6].

Таким образом, изучение различных аспектов качества управления персоналом медицинской организации и анализ ее корреляции с показателями, отражающими непосредственно медицинскую деятельность, представляют не только научный, но, в первую очередь, практический

интерес как для организаторов и функционеров системы здравоохранения, так и самих «объектов исследования» — медицинских организаций.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для проведения анализа качества управления персоналом медицинских учреждений использованы итоги реализации Стандарта качества управления ресурсами (далее Стандарт) за 2015—2016 гг., реализуемого 220 столичными медицинскими организациями согласно приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 15.07.2016 № 622 «О внедрении Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы».

В соответствии с методикой Стандарта в 2015— 2017 гг. медицинскими организациями Департамента здравоохранения города Москвы проводилась оценка эффективности собственной системы управления, основанная на анализе значений 29 взаимосвязанных ключевых показателей в 6 областях управленческой структуры организации: финансовый/операционный менеджмент, управление закупками, имуществом, персоналом, раскрытие информации и деятельность, приносящая доход [7, 8]. Качество управления персоналом в Стандарте представлено 6 показателями, отражающими эффективность системы вознаграждения, уровень квалификации и достаточность/избыточность персонала медицинских организаций.

Кроме того, в исследовании использованы статистические показатели деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы за 2014, 2016 год, целевые показатели качества и доступности медицинской помощи, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 24.12.2015 № 949-ПП «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год» и др. [9].

В качестве объекта исследования рассматривалось качество управления персоналом в 10 отобранных амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, расположенных в каждом административном округе Москвы (за исключением Новомосковского и Троицкого), в дальнейшем именуемые АПУ № 1-10.

Исследование проводилось с использованием комплекса современных общенаучных методов: аналитического, математического, статистического, сравнительного и пр.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам сравнительного анализа значений показателей Стандарта, характеризующих работу с кадрами медицинских организаций в

2015—2016 гг., были установлены «проблемные направления» — высокая текучесть кадров, являющаяся одной из серьезных проблем здравоохранения, и снижение количества врачей, имеющих квалификационную категорию, в большей степени, представленные в амбулаторно-поли-клиническом звене.

Одним из наиболее важных показателей качества кадрового менеджмента является профессиональный уровень подготовки трудовых ресурсов, индикатором которого в медицинских организациях является доля персонала имеющего квалификационные категории.

В 2016 г. в амбулаторно-поликлинических учреждениях (АПУ), участвующих в исследовании, среднее значение доли врачей, имеющих квалификационную категорию, не превысило 33,05%. При этом значительная доля от 18,37 до 31,32% врачей имели высшую квалификационную категорию. Средние значения доли врачей с первой и второй квалификационными категориями составили 4,91 и 3,97% соответственно, а более 60% врачей АПУ квалификационной категории не имели. При этом, как было отмечено выше, повышение профессионального уровня работников здравоохранения на сегодняшний день является одной из концептуальных задач кадрового менеджмента медицинских организаций, а также одним из мотивирующих факторов.

По нашему мнению, сложившаяся ситуация отчасти объясняется изменением возрастного состава врачебных кадров.

Благодаря целенаправленной политике Департамента здравоохранения города Москвы по развитию кадров медицинских организаций государственной системы здравоохранения, реализуемой с 2013 г., за три года (с 2014 по 2016 гг.) доля столичных врачей до 50 лет увеличилась на 16,18%, до 36 лет на 5,93% [10].

Положительная динамика данного направления подтверждается и результатом анализа показателей Стандарта — рост значения показателя «доля сотрудников младше 50 лет в среднесписочной численности сотрудников за отчетный период», в 2016 г. вырос на 7,69%, и имеет тенденцию к увеличению.

В 2016 г. доля врачей в возрасте от 36 до 50 лет, в рассматриваемых АПУ, составила 34,34%, моложе 36 лет — 27,39% (рис. 1).

На следующем этапе исследования в выбранных АПУ оценивалась обеспеченность врачами

55-60 61 лет и более лет

Рис. 1. Возрастная структура врачебного персонала АПУ

всех специальностей. Для этого рассчитывался показатель укомплектованности штатов, отклонение от утвержденного штатного расписания по количеству должностей, коэффициент совместительства и показатель обеспеченности врачебными кадрами на 10 тыс. населения.

По результатам анализа отклонение по количеству должностей от штатного расписания в разных АПУ составляет от 43,75 до 176 штатных единиц; среднее значение укомплектованности штатных должностей занятыми ставками не превысило 70%; среднее значение укомплектованности врачебных должностей физическими лицами составило 66,96%. Сравнительный анализ данных табл. 1 позволил оценить фактическую нагрузку на врачебный персонал и коэффициент совместительства должностей в медицинских организациях.

Согласно полученным данным, в рассматриваемых АПУ значение коэффициента совместительства находится в диапазоне от 1,01 до 1,12. При этом среднее значение указанного коэффициента не превышает значение среднемосковс-кого показателя (составляющего, согласно статистическим данным за 2016 г., — 1,18).

Подходя к анализу показателя обеспеченности населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, необходимо отметить, что данный показатель является одним из показателей доступности медицинской помощи, целевое значение которого утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2015 № 949-ПП «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год» (далее Постановление). Согласно п.п. 1.1 раздела 8 Постановления, значение показателя на 2016 г. составило 20,6 врачей (физических лиц) на 10 тыс. населения [9].

Вместе с тем по результатам нижеприведенного сравнительного анализа, во всех АПУ, участвующих в исследовании, значение показателя обеспеченности врачами на 10 тыс. населения, ниже установленного норматива, что также может свидетельствовать об увеличении нагрузки на врачей (рис. 2).

Поскольку доступность и качество первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторно-поликлинических учреждениях, в первую очередь, обеспечивается врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), был проведен анализ укомплектованности медицинских организаций указанными врачебными кадрами.

Необходимо отметить, что в целях повышения эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-

Таблица 1

Сравнительный анализ укомплектованности АПУ врачебными кадрами

МО Число штатных должностей Число занятых должностей Число физических лиц Отклонение по количеству должностей от штатного расписания Укомплектованность штатных должностей занятыми ставками (%) Укомплектованность штатных должностей физическими лицами (%) Коэффициент совместительства

АПУ 1 346,25 209 186 137,25 60,36 53,72 1,12

АПУ 2 297 253,25 243 43,75 85,27 81,82 1,04

АПУ 3 354 236,50 223 117,5 66,81 62,99 1,06

АПУ 4 320 212 205 108 66,25 64,06 1,03

АПУ 5 405,25 349 332 56,25 86,12 81,92 1,05

АПУ 6 497,25 320,75 316 176,5 64,50 63,55 1,02

АПУ 7 259,25 190,25 184 69 73,38 70,97 1,03

АПУ 8 418,25 292,25 288 126 69,87 68,86 1,01

АПУ 9 130,75 85,50 77 45,25 65,39 58,89 1,11

АПУ 10 312,25 220 196 92,25 70,46 62,77 1,12

Примечание. МО — медицинская организация.

АПУ9 АПУ 5 АПУЗ АПУ 6 АПУ 4 АПУ 2 АПУ 7 АПУ 8 АПУ 1 АПУ 10

0,00

1 15,07

13,94

13,34

13,22

12,27

9,89

16,06

15,71

20,6

Обеспеченность врачами на 10000 населения

5,00

10,00

15,00

20,00

Рис. 2. Сравнительный анализ обеспеченности врачами на 10 тыс. населения в АПУ

санитарную помощь взрослому населению, и удовлетворенности населения оказанными медицинскими услугами, приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2016 № 293 «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий «Московский стандарт поликлиники» и критериев оценки устойчивости его внедрения», в столичных ам-булаторно-поликлинических учреждениях» помимо терапевтических участков организованы отделения медицинской помощи взрослому населению на дому и кабинеты дежурных врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в часы работы медицинской организации, в обоих случаях обслуживаемые врачами-терапевтами [11]. В соответствии с этим нормативным актом все перечисленные врачебные должности были учтены в исследовании и далее указываются как врачи-терапевты.

В целом по Москве в 2016 г. значение показателя укомплектованности должностями врачей-

терапевтов участковых составило 76,94%, врачей общей практики (семейными врачами) — 26,49%.

В рассматриваемых АПУ, среднее значение показателя укомплектованности врачами-терапевтами по занятым должностям составило 67,1 % (табл. 2).

При этом дефицит врачей-терапевтов в разных АПУ составляет от 14 до 47%. Одной из возможных причин дефицита врачей-терапевтов является недостаток врачей общей практики (семейных врачей). Для обеспечения потребности столичного здравоохранения указанными специалистами с 2014 г. реализуется пилотный проект по их подготовке в максимально короткие сроки.

В целях оценки нагрузки на врачей-терапевтов, ведущих амбулаторный прием, в АПУ, участвующих в исследовании, рассчитаны плановая и фактическая функции врачебной должности (ФВД), исходя из годового бюджета рабочего времени на 2016 г. по 39-часовой рабочей неделе, рекомендованных приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2015 № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога» норм времени на посещение пациентом отдельных врачей, коэффициента использования рабочего времени должности 0,923, общего числа посещений врачей терапевтов участковых за год (обращения + посещения) и количества физических лиц врачей [12, 13].

Таблица 2

Сравнительный анализ укомплектованности врачами-терапевтами в амбулаторно-поликлинических учреждениях

МО Число штатных должностей Число занятых должностей Число физических лиц Укомплектованность штатных должностей занятыми ставками (%) Укомплектованность штатных должностей физическими лицами (%) Дефицит занятых должностей (%)

АПУ 1 131,75 82,25 71 62,43 53,89 37,57

АПУ 2 108,25 92,75 88 85,68 81,29 14,32

АПУ 3 142,50 91,75 84 64,39 58,95 35,61

АПУ 4 125,75 66,75 67 53,08 53,28 46,92

АПУ 5 148,25 120,00 118 80,94 79,60 19,06

АПУ 6 180,50 120,75 107 66,90 59,28 33,10

АПУ 7 113,25 70,75 68 62,47 60,04 37,53

АПУ 8 180,75 113,00 111 62,52 61,41 37,48

АПУ 9 41,25 29,25 27 70,91 65,45 29,09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АПУ 10 159 98,25 78 61,79 49,06 38,21

Примечание. МО — медицинская организация.

В 2016 г. при 39-часовой пятидневной рабочей неделе плановая годовая функция врачебной должности составила 6218,73 посещения. Значение фактической функции врачебной должности, в большинстве рассматриваемых АПУ, на 10—15% превышает рассчитанный норматив. При этом необходимо учесть, что расчет ФВД подразумевал «идеальные условия», это: посещение пациентом врача, длительность приема не превышающую установленного норматива, отсутствие у врачей дополнительных нерабочих дней по причине заболеваний, без учета дополнительных дней оплачиваемого отпуска, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 для врачей общей практики (семейных врачей) и временных затрат на посещение врачом пациента на дому (утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ нормы не предусматривают времени на дорогу при посещениях на дому) [13, 14]. Следовательно, в условиях отличных от «идеальных», нагрузка на врача-терапевта (физическое лицо) будет только возрастать.

Вследствие увеличения средней продолжительности жизни в столичном регионе и старения населения, население старше трудоспособного возраста составляет более 30% структуры прикрепленного населения большинства столичных поликлиник. При этом из года в год увеличивается частота посещений АПУ населением города, в 2015 г. по сравнению с 2014 г., частота посещений на одного прикрепленного пациента в год возросла с 6,33 до 7,45 посещений [15].

Учитывая приоритетные направления развития здравоохранения, отраженные в Государственной программе города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы до 2012— 2020 года», в том числе, предусматривающие совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной медицинской помощи, вопрос обеспечения первичного звена столичного здравоохранения квалифицированными врачебными кадрами находится под пристальным вниманием Департамента здравоохранения города Москвы.

В целях привлечения медицинских кадров в государственную систему здравоохранения города и их сохранения совершенствуется система оплаты труда медицинского персонала, в том числе предусматривающая стимулирующие выплаты молодым специалистам, систему грантов

медицинским организациям оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Реализуется пилотный проект, предполагающий обеспечение столичного здравоохранения врачами общей практики, внедряются программы зарубежных стажировок московских медиков в крупнейших клиниках Израиля, Южной Кореи, Бельгии, Германии, Швейцарии и пр.

Однако любое, даже самое «назревшее» реформирование управления кадровым потенциалом, станет «реформой», а не банальным разрушением существующей системы, только тогда, когда инициатива ее появления будет идти от самих медицинских кадров, то есть заинтересованность в переменах будут демонстрировать не «верхи», а «низы» управленческой пирамиды.

Так, специалистами здравоохранения города проявлен высокий интерес к реализуемой в столице с апреля 2017 г. по инициативе мэра Москвы С.С. Собянина «Программе постдипломного образования и постдипломного тестирования «Московский врач». Ее цель — оценить реальный уровень профессионализма столичных врачей и предоставить им возможность доказать, что они «лучшие». Для этого специалисты сдают сложный 3-ступенчатый экзамен, включающий как теоретическую, так и практическую часть. На сегодняшний день получить звание «Московский врач» смогли лишь 165 врачей. Помимо соответствующего диплома и значка победители получили существенную прибавку к зарплате. При этом, возможность доказать свой высокий профессиональный уровень есть у всех — количество экзаменационных попыток не ограничено, участие в реализуемой программе совершенно бесплатно как для москвичей, так и для врачей из других регионов. По истечении 5 лет статус «Московский врач» требует подтверждения. Следовательно, сохраняется заинтересованность в непрерывности и перманентности образования как руководителей, так и самих медицинских кадров, получивших мотивацию в виде и морального, и материального стимула.

С 2018 г. начато внедрение программы — «Школа профессионального мастерства», призванной отчасти заменить отмененную субординатуру. С ее помощью молодые специалисты и студенты шестых курсов медицинских ВУЗов смогут получать больше практических знаний в условиях клиник.

Третий, действующий в городе проект, — «Лидер.Мед», целью которого является формирование резерва из 300 молодых и талантливых сотрудников отрасли здравоохранения, желающих работать на руководящих должностях, путем проведения открытого конкурса. Для участия в данном проекте приглашаются работающий в медицинских организациях управленческий персонал, врачи и медицинские сестры, чувствующие в себе потенциал и желающие его реализации. На начало 2018 г. о желании участвовать в проекте заявило более 6 тыс. претендентов, каждый второй из которых — врач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, уже сегодня в столице воплощены в жизнь несколько программ, призванных повысить уровень профессионализма столичных медиков. Вместе с тем для выполнения требований к качеству и доступности медицинской помощи населению, на уровне медицинских организаций необходима дополнительная целенаправленная разработка мероприятий, направленных на укомплектование и закрепления медицинских кадров на соответствующих должностях и, в первую очередь, специалистами первичного звена, оказывающими амбулаторно-поликлини-ческую медицинскую помощь.

Для реализации поставленной задачи, в рамках внедрения Стандарта, в том числе предусматривающего разработку и реализацию программ повышения качества управления ресурсами медицинскими организациями, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» подготовлены методические рекомендации по составлению индивидуального плана мероприятий с перечнем мер, направленных на эффективное использование ресурсного потенциала медицинских организаций, включая наиболее ценный — кадровый потенциал [16].

Поиск новых возможностей мотивационного воздействия на медицинские кадры — одно из наиболее перспективных направлений решения задачи предоставления населению качественной и доступной медицинской помощи, гарантированной нормами законодательства РФ. Следовательно, процесс улучшения качества управления персоналом медицинских организаций не должен

рассматриваться как одномоментное и краткосрочное мероприятие. Работа с кадрами должна быть непрерывной и постоянной, что обусловлено как подвижностью организационной структуры медицинских организаций, в силу текущих процессов реформирования здравоохранения, так и закономерностями движения персонала [17].

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы стандартизации в здравоохранении. Доступно по: http://www.ty-doctor.ru/10_lect_phih.doc Ссылка активна на 01.02.2018.

2. Токарева Л. «Медицина и качество — 2016»: доступность и безопасность. Кто есть кто в медицине. 2017; 1: 52—55.

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 22.11.2010, №47, ст. 6166. Доступно по: http:// www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1002010047000 &docid=136 Ссылка активна на 01.02.2018.

4. Материалы видеоселекторного совещания Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой с регионами. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2016; 5: 4—5.

5. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ Российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. Доступно по: http s://cyberleninka .ru/article/n/kadrovaya-politika-v-zdravoohraneniisravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-mezhdun-arodnoy-praktiki. Ссылка активна на: 10.01.2018

6. Эмануэль А.В., Иванов Г.А., Евсеенко О.В., Волков В.Н. Управление персоналом в учреждениях здравоохранения. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012; 3 (13): 108—124.

7. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 15.07.2016 г. № 622 «О внедрении Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы». Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=MED&n=77379#045124671895705415. Ссылка активна на 09.02.2018.

8. Бойченко Ю.Я., Бударин С.С., Никонов Е.Л. Оценка качества управления ресурсами в амбулаторно-поликли-нических учреждениях государственной системы здравоохранения города Москвы. Вестник Росздравнадзо-ра. 2018; 2.

9. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 28.02.2013 № 178 «Об утверждении Программы по развитию кадров медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на 2013— 2017 годы». Доступно по: http://moscow-portal.info/2013/ 02/28/a11586.htm. Ссылка активна на 08.02.2018.

10. Постановление Правительства Москвы от 24.12.2015 № 949-ПП (ред. от 22.11.2016) «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год». Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015; №72. С. 813306. Доступно по: http://vest-

nik.mos.ru/files/pdf/2015/12dec/72.pdf. Ссылка активна на 08.02.2018.

11. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2016 № 293 «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий «Московский стандарт поликлиники» и критериев оценки устойчивости его внедрения». Доступно по: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n= 172827#083518534286782. Ссылка активна 09.02.2018.

12. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 161/10/2-13164 «О Методике расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах». Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=EXP&n=525965#05331297070082925. Ссылка активна 09.02.2018.

13. Приказ Минздрава России от 02.06.2015 № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога». Доступно по http://base.garant.ru/71169514/. Ссылка активна на 09.02.2018.

14. Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях». Доступно по: http:// base.garant.ru/12114018/. Ссылка активна на 09.02.2018.

15. Погонин А.В. Наблюдается тенденция к снижению количества направлений от участковых врачей к специалистам. Московская медицина. 2016. 2 (9): 11—14.

16. Методические рекомендации по внедрению Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы от 22.09.2017 г. №43 Доступно по: http:// www.niioz.ru/publications/pubs_theme_skur/. Ссылка активна на 08.02.2018.

17. Основы кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации. Главный врач. 2017; 7: 7—13. Доступно по: http://управление-здравоохранением.рф/publ/ kadry/osnovy_kadrovoj_politiki_v_zdravookhranenii_ros-sij skoj_federacii/16-1 -0-152. Ссылка активна на 08.02.2018.

18. Петрова А. Столичная медицина выходит на новый уровень. Московский комсомолец. 2018.03.21. 27642. Доступно по: http://www.mk.ru/moscow/2018/03/21/ stolichnaya-medicina-vykhodit-na-novyy-uroven.html. Ссылка активна на 21.03.2018/

Поступила 07.03.2018 Принята к опубликованию 18.04.2018

REFERENCES

1. Osnovy" standartizacii v zdravooxranenii. [Fundamentals of standardization in health care]. Available at: http:// www.ty-doctor.ru/10_lect_phih.doc. Accessed on February 02, 2018. (In Russ.).

2. Tokareva L. «Medicina i kachestvo — 2016»: dostupnost" i bezopasnost". [«Medicine and quality — 2016»: accessibil-

ity and safety]. Kto est" kto v medicine. [Who is who in medicine]. 2017; 1: 52—55. (In Russ.).

3. Rasporyazhenie Pravitel"stva RF ot 11.11.2010 № 1950-r «Ob utverzhdenii perechnya gosudarstvenny"x programm Rossijskoj Federacii». [The order of the Government of the Russian Federation of 11.11.2010 N 1950-p «about the approval of the list of the state programs of the Russian Federation»] «Sobranie zakonodatel" stva RF» [«Meeting of the legislation of the Russian Federation»] 22.11.2010. 47: st. 6166. Available at: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb= 100&issid=1002010047000&docid=136 Accessed on February 02, 2018. (In Russ.).

4. Materialy" videoselektornogo soveshhaniya Ministra zdra-vooxraneniya Rossijskoj Federacii V.I. Skvorczovoj s regionami [Materials of the video conference of the Minister of health Of the Russian Federation V.I. Skvortsova with regions.] Obyazatel"noe medicinskoe straxovanie v Rossijskoj Federacii. [Compulsory health insurance in the Russian Federation]. 2016; 5: 4—5. (in Russian). (In Russ.).

5. Shejman I.M., Shevskij V.I. Kadrovaya politika v zdravooxranenii: sravnitel"ny"j analiz Rossijskoj i mezhdunarod-noj praktiki [Personnel policy in health care: a comparative analysis of Russian and international practice]. Voprosy" go-sudarstvennogo i municipal"nogo upravleniya [Issues of state and municipal administration]. 2015; 1: 143—167. (in Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ kadrovaya-politika-v-zdravoohranenii-sravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-mezhdunarodnoy-praktiki Accessed on February 10, 2018. (In Russ.).

6. E"manue"l" A.V., Ivanov G.A., Evseenko O.V., Volkov V.N. Upravlenie personalom v uchrezhdeniyax zdravooxraneni-ya [Personnel management in health care institutions]. Menedzhment kachestva v sfere zdravooxraneniya i so-cial"nogo razvitiya [Quality management in healthcare and social development]. 2012; 3 (13): 108—124. (In Russ.).

7. Prikaz Departamenta zdravooxraneniya goroda Moskvy" ot 15.07.2016 g. № 622 «O vnedrenii Standarta kachestva upravleniya resursami v gosudarstvenny"x uchrezhdeniyax Departamenta zdravooxraneniya goroda Moskvy"» [The order of the Department of health of the city of Moscow from 15.07.2016 g. № 622 «on the implementation of the quality Standard of resource management in public institutions of the Department of health of the city of Moscow»]. Available at: http ://www.consultant.ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc &base=MED&n=77379#045124671895705415. Accessed on 09.02.2018. (In Russ.).

8. Bojchenko Yu.Ya. Budarin S.S., Nikonov E.L. Ocenka kachestva upravleniya resursami v ambulatorno-poliklin-icheskix uchrezhdeniyax gosudarstvennoj sistemy" zdra-vooxraneniya goroda Moskvy" [Evaluation of the quality of resource management in outpatient institutions of the state health system of Moscow]. Vestnik Roszdravnadzora [Bulletin Of Roszdravnadzor]. 2018. 2. (In Russ.).

9. Prikaz Departamenta zdravooxraneniya g. Moskvy" ot 28.02.2013 № 178 «Ob utverzhdenii Programmy" po razviti-yu kadrov medicinskix organizacij gosudarstvennoj sistemy" zdravooxraneniya goroda Moskvy" na 2013—2017 gody"» [Order of the Department of health of Moscow of 28.02.2013 № 178 «About the approval of the program on development of personnel of the medical organizations of the state healthcare system of the city of Moscow for 2013— 2017»]. Available at: http://moscow-portal.info/2013/02/28/ a11586.htm. Accessed on 09.02.2018. (In Russ.).

10. Postanovlenie Pravitel"stva Moskvy" ot 24.12.2015 № 949-PP (red. ot 22.11.2016) «O Territorial"noj programme gosudarstvenny"x garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam medicinskoj pomoshhi v gorode Moskve na 2016 god». [Resolution of the government of Moscow of

24.12.2015 No. 949-PP (edition of 22.11.2016) «about the Territorial program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens in the city of Moscow for 2016»] Vestnik Me"ra i Pravitel" stva Moskvy" [Bulletin of the Mayor and Government of Moscow]. 2015. 72: 81-306. Available at: http://vestnik.mos.ra/files/pdf/2015/12dec/ 72.pdf. Accessed on 10.02.2018. (In Russ.).

11. Prikaz Departamenta zdravooxraneniya g. Moskvy" ot

06.04.2016 № 293 «Ob utverzhdenii Metodicheskix reko-mendacij po realizacii meropriyatij «Moskovskij standart polikliniki» i kriteriev ocenki ustojchivosti ego vnedreni-ya» [Order of the Department of health of Moscow from 06.04.2016 №293 «On approval of Methodological recommendations for the implementation of «Moscow poly-clinic standard» and criteria for assessing the sustainability of its implementation»]. Available at: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n= 172827#083518534286782. Accessed on 09.02.2018. (In Russ.).

12. Pis"mo Minzdravsoczrazvitiya RF ot 26.12.2011 № 16-1/10/ 2-13164 «O Metodike rascheta potrebnosti sub""ektov Ross-ijskoj Federacii v medicinskix kadrax». [Letter of the Ministry of health of the Russian Federation of 26.12.2011 № 161/10/2-13164 «About the method of calculation of need of subjects of the Russian Federation in medical shots»]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=EXP&n=525965#05 331297070082925. Accessed on 09.02.2018. (In Russ.).

13. Prikaz Minzdrava Rossii ot 02.06.2015 № 290n «Ob utverzhdenii tipovy"x otraslevy"x norm vremeni na vy"pol-nenie rabot, svyazanny"x s poseshheniem odnim pacientom vracha-pediatra uchastkovogo, vracha-terapevta uchastkovogo, vracha obshhej praktiki (semejnogo vracha), vracha-nevrologa, vracha-otorinolaringologa, vracha-oftal"mologa i vracha-akushera-ginekologa» [The order of the Ministry of health of the Russian Federation of 02.06.2015 № 290n «on approval of the standard industry standards of time for work related to the visit of a patient pediatrician district, district physician, General practitioner (family doctor),

neurologist, otolaryngologist, ophthalmologist and obste-trician-gynecologist»] Available at: http://base.garant.ru/ 71169514/. Accessed on 09.02.2018. (In Russ.).

14. Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 30.12.1998 № 1588 «Ob ustanovlenii vracham obshhej praktiki (semejny"m vrach-am) i medicinskim sestram vrachej obshhej praktiki (seme-jny"x vrachej) ezhegodnogo dopolnitel"nogo oplachiv-aemogo 3-dnevnogo otpuska za neprery"vnuyu rabotu v e"tix dolzhnostyax» [Resolution of the government of the Russian Federation of 30.12.1998 № 1588 «on the establishment of General practitioners (family doctors) and nurses of General practitioners (family doctors) annual additional paid 3-day leave for continuous work in these positions»]. Available at: http://base.garant.ru/12114018/. Accessed on 09.02.2018. (In Russ.).

15. Pogonin A.V. Nablyudaetsya tendenciya k snizheniyu koli-chestva napravlenij ot uchastkovy"x vrachej k specialistam [There is a tendency to reduce the number of referrals from primary care physicians to specialists]. Moskovskaya medicina [Moscow medicine]. 2016; 2 (9): 11—14. (In Russ.).

16. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniyu Standarta kachestva upravleniya resursami v gosudarstvenny"x uchrezh-deniyax Departamenta zdravooxraneniya goroda Moskvy" ot 22.09.2017g. №43 [Methodical recommendations about introduction of the quality Standard of management of resources in public institutions of Department of health care of the city of Moscow of 22.09.2017 No. 43] Available at: http://www.niioz.ru/publications/pubs_theme_skur~. Accessed on February 10, 2018. (In Russ.).

17. Osnovy" kadrovoj politiki v zdravooxranenii Rossijskoj Federacii [Fundamentals of personnel policy in health care of the Russian Federation]. Glavny"j vrach [Head physician]. 2017. 7: 7—13. Available at: http://ynpaBneHHe-3flpaBooxpaHeHHeM.p^/publ/kadry/osnovy_kadrovoj_ politiki_v_zdravookhranenii_rossijskoj_federacii/16-1-0-152 Accessed on February 10, 2018. (In Russ.).

18. Petrova A. Stolichnaya medicina vy"xodit na novy"j urov-en" [Metropolitan medicine goes to a new level]. Mosko-vskij komsomolecz [Moscow Komsomolets]. 2018.03.21. 27642. Available at: http://www.mk.ru/moscow/2018/03/ 21/stolichnaya-medicina-vykhodit-na-novyy-uroven.html. Accessed on March 21, 2018. (In Russ.).

Received on 07.03.2018 Accepted for publication on 18.04.2018

Сведения об авторах:

Волкова Оксана Александровна — старший научный сотрудник отдела методологии проведения аудита эффективности деятельности учреждений здравоохранения ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 115184, Москва, Б. Татарская, д. 30. Тел.: 8(495)951-57-41. E-mail: VOA190471@yandex.ru

Смирнова Елена Викторовна — старший научный сотрудник отдела методологии проведения аудита эффективности деятельности учреждений здравоохранения ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 115184, Москва, Б. Татарская, д. 30. Тел.: 8(495)951-57-41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru

About the authors:

Volkova Oksana A. — a senior researcher of the Department of methodology of the audit the effectiveness «Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management Moscow Department of Healthcare». 115184, Moscow, B. Tatarskaya, 30. Ph.: +7-495-951-57-41. E-mail: V0A190471@yandex.ru.

Smirnova Elena V. — a senior researcher of the Department of methodology of the audit the effectiveness «Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management Moscow Department of Healthcare». 115184, Moscow, B. Tatarskaya, 30. Ph.: +7-495-951-57-41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru

THE QUALITY OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN MEDICAL ORGANIZATIONS AS PART OF THE STRATEGY OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF MEDICAL CARE

The aim of this study is to consider the issues of human resources management in medical organizations of the Moscow Healthcare Department, which can influence the improvement of the quality of medical care provided to the citizens.

Materials and methods. Main materials of this study are the following: the results of the analysis of the quality of human recourses management in medical organizations carried out within the framework of the implementation of the Resources Management Quality Standard (hereinafter — the Standard) in 220 medical organizations of Moscow in 2015 and 2016; statistical indicators of the performance of medical organizations of the Moscow healthcare system in 2014 and 2016; targeted indicators of the quality and the accessibility of medical care, etc.

Results. There is an absolute priority of the human factor in the existing modern systems of the effective management of any organizations. Human resources are considered as the key resource, the effectiveness of which influences on the performance and well-being of the organization as a whole. Human resources management is a main element of any quality system. The performance of the organization depends on the effectiveness of human resources management. Conclusion. It is necessary to make focused and continuous efforts to attract and recruit healthcare personnel for the corresponding positions. These healthcare personnel must include, first of all, specialists in primary care providing out-patient and polyclinic medical care on the level of medical organizations.

Keywords: standard, medical organizations, personnel, management quality, resources

Ö.Ä. Volkova, E.V. Smirnova

State Budgetary Institution «Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Healthcare Department», Moscow, Russia

«Standardization» is a term used in the system of healthcare and referred to the efforts directed to achieve the optimal degree of harmonization in the system of healthcare by the development and the establishment of requirements, regulations, rules, characteristics, conditions, technologies in the production and the sale of medical goods and services [1]. In analyzing and evaluating the quality of medical care, the professional and scientific community usually uses the degree of its compliance with the accepted standards, including the standards of medical specialist staffing.

However, the achievement of the established standard levels of the values of different structural and functional components of the system of healthcare should not be in order to comply with regulated indicators («result for the sake of result»), but rather to solve specific problems in order to provide the population with accessible and high-quality medical care.

It is generally accepted that the quality of medical care includes three main components: the quality of the structure, the quality of the technology, and the quality of the result (the so-called Donabedian model). At the same time, the quality of the structure characterizes a whole range of parameters, one of

which is staffing and personnel qualification. The provision of healthcare with medical personnel and, first of all, with physicians as the main resource responsible for the accessibility and the quality of medical care provided to the population greatly determines the condition and the prospective development of the entire system.

At the same time, the shortage in the number of certain medical personnel categories, the insufficient level of personnel planning, the imbalance in the distribution between urban and rural infrastructures, between medical specialists and primary care physicians, general practitioners (family doctors) are intrinsic to all regions of the country including the regions that are quite successful from an economic point of view.

Thus, at the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation «Medicine and Quality 2016» XV. Yakovleva, Deputy Minister of Health of the Russian Federation, quoted data, according to which there was absolutely no medical care in 11 thousand settlements of Russia [2].

One of the priority directions of the long-term State Program No. 1640 as of December 26, 2017 «Development of Healthcare till 2025» (hereinaf-

ter — the Program) approved by the Government of the Russian Federation is the project of the development of primary healthcare.

It is planned to increase the population's satisfaction with the quality of medical care in outpatient settings to 60% by 2020 and to 70% by 2022 in terms of the implementation of the Program by creating a new «patient-oriented model» of the medical organization that provides primary healthcare on lean manufacturing principles [3].

At the same time, the increase in the number of primary care physicians (staffing with primary care physicians, primary care pediatricians, general practitioners (family doctors)) to 100% by 2025 is considered as a priority and one of the targeted indicators of the Program, because the «patient-oriented model» of the system of healthcare declared by V.I. Skvortsova, Minister of Health of the Russian Federation, practically has no chance of being implemented in practice without an adequate solution to the personnel issue [4].

The absolute priority of the human factor is also recognized by the existing modern systems of the effective management of organizations, and the personnel of the organization are considered as a key type of resources. The performance and well-being of the organization as a whole depend on its effectiveness. It is involved in all processes: from elementary simple to the most complex and time-consuming. Personnel management is the main element of any quality system along with the systems of the management of finances, resources, etc. The more effectively the personnel management system works, the more productive the organization will be [5, 6].

Thus, the study of different aspects of the personnel management quality in the medical organization and the analysis of its correlation with indicators that directly reflect medical activities are not only of scientific, but, first of all, of practical interest for the organizers and functionaries of the system of healthcare, as well as for the objects of the study (medical organizations).

MATERIALS AND METHODS

The results of the implementation of the Resources Management Quality Standard (hereinafter — the Standard) in 220 medical organizations of Moscow in 2015 and 2016 according to the Order of the Moscow Healthcare Department No. 622 as of July 15, 2016 «On the Introduction of the Human Resources Management Quality Standard in State Institutions of the Moscow Health-

care Department» are used for the analysis of the quality of personnel management in medical organizations.

The evaluation of the effectiveness of the management system based on the analysis of the values of 29 interrelated key indicators in 6 areas of the management structure of the organization: financial/operational management, management of procurement, property, and personnel, information disclosure and income-generating activities, was conducted by the medical organizations of the Moscow Healthcare Department in accordance with the methodology of the Standard in 2015—2017 [7, 8]. Personnel management quality in the Standard is represented by 6 indicators reflecting the effectiveness of the remuneration system, the level of qualification, and the sufficiency/redundancy of the personnel of medical organizations.

In addition, the study uses statistical indicators of the activities of medical organizations of the Moscow healthcare system for 2014 and 2016, the targeted indicators of the quality and accessibility of medical care approved by the Resolution of the Government of Moscow No. 949-nn as of December 24, 2015 «On the Territorial Program of State Guarantees of Free Medical Care P provided to the Citizens of Moscow for 2016», etc. [9].

The quality of personnel management in 10 selected ambulatory and polyclinic medical organizations located in every administrative district of Moscow (with the exception of Novomoskovsky and Troitsky districts), hereinafter — OPI No. 1—10, is considered as an object of the study.

The study was carried out using the complex of modern general scientific methods: analytical, mathematical, statistical, comparative, etc.

RESULTS AND DISCUSSION

Based on the results of the comparative analysis of the Standard indicators characterizing the work with the personnel of medical organizations in 2015—2016, «problem areas» were determined: high personnel turnover, which was one of the major healthcare problems, and the decrease in the number of physicians with a qualification category (they were more presented in an outpatient-polyclinic link).

One of the most important indicators of the quality of personnel management is the professional level of labor resources training in terms of the proportion of personnel with qualification categories.

In 2016, in the outpatient and polyclinic institutions (OPIs) participating in the study, the average proportion of physicians with a qualification category did not exceed 33.05%. At the same time, a significant proportion of physicians (18.37—31.32%) had the highest qualification category. The average

Under 36 years

61 and over

Figure 1. Age-based structure of medical personnel working in the outpatient and polyclinic institutions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

proportions of physicians with the first and the second qualification categories were 4.91 and 3.97%, respectively, and more than 60% physicians of the outpatient and polyclinic institutions did not have a qualification category. At the same time, as noted above, the increase in the professional level of medical employees is now one of the conceptual tasks of personnel management in medical organizations, as well as one of the motivating factors.

In our opinion, the current situation is partly due to a change in the age composition of the medical personnel.

Thanks to the targeted policy of the Moscow Healthcare Department on the development of the personnel of medical organizations of the public healthcare system implemented since 2013, the proportion of physicians under 50 years working in Moscow increased by 16.18%, under 36 years — by 5.93%, for three years (from 2014 to 2016) [10].

The positive dynamics of this direction is confirmed by the result of the analysis of the Standard indicators: the value of the indicator «proportion of

the employees under 50 years in the average number of the employees for the reporting period» increased by 7.69% in 2016. It still tends to increase.

In 2016, the proportion of physicians aged 36— 50 years in the outpatient and polyclinic institutions under consideration was 34.34%, under the age of 36 years — 27.39% (Figure 1).

The availability of physicians of all specialties working in the outpatient and polyclinic institutions was evaluated at the next stage of the study. For this purpose, the staffing index, the deviation from the approved staffing schedule with regard to the number of positions, the index of concurrency, and the indicator of the density of medical personnel per 10 thousand people were calculated.

According to the results of the analysis, the deviation from the approved staffing schedule with regard to the number of positions in different outpatient and polyclinic institutions varies from 43.75 to 176 staffing positions; the average value of staffing according to occupied positions does not exceed 70%; the average value of staffing according to individuals employed is 66.96%. Comparative analysis of the data contained in the Table 1 allowed to evaluate the actual burden on the medical personnel and the index of concurrent positions in medical organizations (Table 1).

According to the data obtained, OPI index of concurrency varies from 1.01 to 1.12. The average value of this index does not exceed the value of the average Moscow indicator (1.18 according to statistical data for 2016).

Table 1

Comparative analysis of medical staffing in the outpatient and polyclinic institutions

MO Number of full-time positions Number of occupied positions Number of individuals Deviation from the approved staffing schedule with regard to the number of positions Staffing according to occupied positions (%) Staffing according to individuals employed (%) Index of concurrency

OPI No. 1 346.25 209 186 137.25 60.36 53.72 1.12

OPI No. 2 297 253.25 243 43.75 85.27 81.82 1.04

OPI No. 3 354 236.50 223 117.5 66.81 62.99 1.06

OPI No. 4 320 212 205 108 66.25 64.06 1.03

OPI No. 5 405.25 349 332 56.25 86.12 81.92 1.05

OPI No. б 497.25 320.75 316 176.5 64.50 63.55 1.02

OPI No. 7 259.25 190.25 184 69 73.38 70.97 1.03

OPI No. 8 418.25 292.25 288 126 69.87 68.86 1.01

OPI No. 9 130.75 85.50 77 45.25 65.39 58.89 1.11

OPI No. 10 312.25 220 196 92.25 70.46 62.77 1.12

Note. МО — medical organization.

0PI9 0PI5 OPI3 0PI6 0PI4 0PI2 0PI7 OPI8 OPI1 OPI10

16,06

15,71

15,55

13,94

13,34

13,22

12,27

Density of physicians

20,6 Рет 10

thousand people

0,00

5,00

10,00

15,00

20,00

Figure 2. Comparative analysis of the density of physicians per 10 thousand people in the OPIs

Before moving to the analysis of the indicator of the density of physicians delivering medical care on an outpatient basis, it should be noted that this indicator is one of the indicators of medical care accessibility, the targeted value of which is approved by the Resolution of the Government of Moscow No. 949-nn as of December 24, 2015 «On the Territorial Program of State Guarantees of Free Medical Care Provided to the Citizens of Moscow for 2016 (hereinafter — the Resolution). According to subclause 1.1 of Section 8 of the Resolution, the value of the indicator for 2016 was 20.6 physicians (individuals) per 10 thousand people [9].

At the same time, according to the results of the following comparative analysis, the values of the indicator of the density of physicians per 10 thousand people are below the established standard in all the OPIs concerned, which also may indicate an increase in the burden on physicians (Figure 2).

The analysis of staffing was conducted, because the accessibility and the quality of primary healthcare to the population in the outpatient and polyclin-ic institutions, first of all, are provided by primary care physicians, and general practitioners (family doctors).

It should be noted that in order to increase the performance of medical organizations of the public healthcare system providing primary healthcare to the adult population and the population's satisfaction with medical services rendered, home care units for the adult population and the offices of on-call physicians providing primary healthcare during the working hours of the medical organization and served by primary care physicians are organized apart from therapeutic units by the Order of the Moscow Healthcare Department No. 293 as of April 6, 2016 «On the Approval of the Methodological Recommendations for the Implementation of the Activities «Moscow Standard of Polyclinic» and the Criteria for the Evaluation of the Stability of its Implementation» [11]. In accordance with this regulatory act, all listed medical positions were taken into account in the study and are further indicated as primary care physicians.

In general, in 2016 the value of the indicator of staffing with primary care physicians in Moscow made 76.94% and 26.49% of general practitioners (family doctors).

In all the OPI concerned the average value of the indicator of staffing with primary care physicians according to the occupied positions was 67.1% (Table 2).

Table 2

Comparative analysis of staffing with primary care physicians in the outpatient and polyclinic institutions

MO Number of full-time positions Number of occupied positions Number of individuals Staffing according to occupied positions (%) Staffing according to individuals employed (%) Deficit of occupied positions (%)

OPI No. 1 131.75 82.25 71 62.43 53.89 37.57

OPI No. 2 108.25 92.75 88 85.68 81.29 14.32

OPI No. 3 142.50 91.75 84 64.39 58.95 35.61

OPI No. 4 125.75 66.75 67 53.08 53.28 46.92

OPI No. 5 148.25 120.00 118 80.94 79.60 19.06

OPI No. б 180.50 120.75 107 66.90 59.28 33.10

OPI No. 7 113.25 70.75 68 62.47 60.04 37.53

OPI No. 8 180.75 113.00 111 62.52 61.41 37.48

OPI No. 9 41.25 29.25 27 70.91 65.45 29.09

OPI No. 10 159 98.25 78 61.79 49.06 38.21

Note. МО — medical organization.

At the same time, the deficit of primary care physicians in different OPI varies from 14 to 47%. One of the possible reasons for the deficit of primary care physicians is the lack of general practitioners (family doctors). A pilot project has been implemented since

2014 in order to meet the need of the healthcare of Moscow in the abovementioned specialists and to train them in the shortest possible time.

In order to evaluate the workload of primary care physicians in outpatient settings in the OPI included in this study the following parameters were determined: the planned and actual functions of the medical position (FMP) based on the annual working time budget for 2016 as to the 39-hour working week recommended by the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 290h as of June 2,

2015 «On the Approval of Standard Industry-Specific Time Norms for the Activities Related to the Visit by One Patient of a Primary Care Pediatrician, Primary Care Physician, General Practitioner (Family Doctor), Neurologist, Otorhinolaringologist, Ophthalmologist, and Obstetrician-Gynecologist», the time norms for visiting certain physicians, the ratio of the use of working time of 0.923 position, the total number of visits of primary care physicians for the year (treatments + visits), and the number of medical individuals [12, 13].

In 2016, the planned annual function of the medical position was 6218.73 visits with regard to a 39hour five-day working week. The value of the actual function of the medical position in the majority of the OPI is 10—15% higher than the determined standard. It should be taken into account that the FMPs were determined for «ideal conditions»: the visit to a physician, the duration of admission not exceeding the established standard, the absence of additional days off due to illnesses without taking into account the additional days of paid leave established by the Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1588 as of December 30, 1998 «On the Introduction of an Annual Additional Paid 3-Day Leave for Continuous Work in the Following Positions: General Practitioner (Family Doctor) and Nurse Working with General Practitioner (Family Doctor), and time for home visits (the standards approved by the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation do not include time it takes to get a patient's home) [13, 14]. Thus, in conditions other than «ideal» the burden on the primary care physicians (individuals) will only increase.

As a result of the increase in the average life expectancy in the Moscow Region and the aging of the population, the population over the working age constitutes more than 30% of the population registered in the majority of Moscow polyclinics. At the same time, the frequency of visits to the OPIs by the Moscow population increases year by year. In 2015 compared to 2014 the frequency of visits by one registered patient a year increased from 6.33 to 7.45 visits [15].

Taking into account the priority directions of the development of healthcare reflected in the State Program of the City of Moscow «Development of the Moscow City Healthcare for 2012—2020» including those providing for the improvement of disease prevention and timely qualified primary healthcare, the issue of providing the primary level of the Moscow healthcare with qualified medical personnel is under the close attention of the Moscow Healthcare Department.

With a view to attract and recruit medical personnel in the Moscow healthcare system the following measures are taken: the improvement of the system of medical personnel remuneration including incentive payments to young specialists, the introduction of the system of grants for medical organizations providing primary healthcare, the implementation of a pilot project directed at the provision of the Moscow healthcare with primary care physicians, the introduction of the programs focused on the foreign internships of Moscow physicians in the largest clinics of Israel, South Korea, Belgium, Germany, Switzerland, etc.

However, even the most urgent reform of the human resources management will become a reform, not a banal destruction of the existing system, only if the initiative for its emergence will come from the medical personnel themselves, that is, the interest in the changes will not be demonstrated by the «upper level» but the «lower level» of the managerial pyramid.

Thus, the city's healthcare specialists showed a high interest in the program being implemented in Moscow since April 2017 on the initiative of S.S. Sobyanin, Mayor of Moscow, «Program of Postgraduate Education and Postgraduate Testing «Moscow Doctor». Its aim is to assess the real level of professionalism of the physicians working in Moscow and give them the opportunity to prove that they are «the best». To do this, specialists pass a complex 3-step examination, which includes both theoretical

and practical parts. To date, only 165 physicians have been awarded the rank «Moscow Doctor». In addition to the corresponding diploma and badge, the winners received a significant increase in their salaries. At the same time, everyone has a possibility to prove the high professional level: the number of examinations is unlimited; the participation in the implemented program is completely free for both Moscow citizens and physicians from other regions. After 5 years, the status «Moscow Doctor» requires re-examination. Thus, there is an interest in the continuity and permanence of education on the part of managers and the medical personnel receiving motivation in the form of both a moral and a financial incentive.

Since 2018, the introduction of the program «School of Professional Excellence» has been launched. It is meant to partly replace the abolished pre-graduate internship. Young specialists and the six-year students of the medical universities will be able to receive deeper practical knowledge in clinic settings with the help of this program.

The third project implemented in Moscow is the «Leader Med», which aims to create a reserve of 300 young and talented healthcare professionals who want to work in managerial positions by conducting an open competition. Management personnel, physicians, and nurses working in medical organizations, feeling the potential, and wishing to realize it are invited to participate in this project. At the beginning of 2018, more than 6 thousand people (every second is a physician) have applied for this project.

CONCLUSION

Thus, several programs has already been implemented in Moscow for now. They are designed to increase the level of professionalism of the Moscow specialists. At the same time, additional targeted development of measures aimed at medical staffing, above all, with the first-level specialists providing outpatient and polyclinic medical care is necessary at the level of medical organizations in order to meet the requirements for the quality and accessibility of medical care.

The State Budgetary Institution «Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Department of Healthcare» prepared methodological recommendations for drawing up an individual plan of activities with a list of measures aimed at the effective use of

the resource potential of medical organizations including the most valuable potential such as human resources in order to fulfill the task within the framework of the implementation of the Standard including the development and implementation of the programs to improve the quality of the resource management in medical organizations [16].

The search for new opportunities for motivational influence on medical personnel is one of the most promising directions of the solution of the problem of providing high-quality and accessible medical care to the population guaranteed by the norms of the legislation of the Russian Federation. Therefore, the process of improving the quality of personnel management of medical organizations should not be considered as a one-time and short-term event. Work with personnel should be continuous and permanent due to the mobility of the organizational structure of medical organizations because of current healthcare reform processes, and the patterns of personnel movement [17].

REFERENCES

1. Basics of standardization in healthcare. Available at: http:// www.ty-doctor.ru/10_lect_phih.doc. Accessed on February 1, 2018.

2. Tokareva L. Medicine and quality — 2016: accessibility and safety. Who is who in medicine. 2017; 1: 52—55.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1950-p as of November 11, 2010 «On the Approval of the List of State Programs of the Russian Federation». «Corpus of Legislative Acts of the Russian Federation», November 22, 2010, No. 47, Article 6166. Available at: http:// www.szrf.ru/szrfdoc.phtml?nb=100&issid=1002010047000 &docid=136 Accessed on February 1, 2018.

4. Proceedings of the videoconference meeting of V.I. Skvor-tsova, Minister of Health of the Russian Federation, with the regions. Mandatory medical insurance in the Russian Federation. 2016; 5: 4—5.

5. Sheyman I.M., Shevskiy V.I. Personnel policy in healthcare: a comparative analysis of Russian and international practice. Issues of state and municipal management. 2015. No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ kadrovaya-politika-v-zdravoohraneniisravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-mezhdunarodnoy-praktiki. Accessed on January 10, 2018.

6. Emanuel A.V., Ivanov G.A., Evseenko O.V., Volkov V.N. Personnel management in healthcare institutions. Quality management in the field of healthcare and social development. 2012; 3(13): 108—124.

7. Order of the Moscow Healthcare Department No. 622 as of July 15, 2016 «On the Introduction of the Human Resources Management Quality Standard in State Institutions of the Moscow Healthcare Department». Available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=

MED&n=77379#045124671895705415. Accessed on February 9, 2018.

8. Boychenko Yu.Ya., Budarin S.S., Nikonov E.L. Evaluation of the quality of human resources management in the outpatient and polyclinic institutions of the Moscow healthcare system. Bulletin of Roszdravnadzor. 2018; 2.

9. Order of the Moscow Healthcare Department No. 178 as of February 28, 2013 «On the Approval of the Program for the Development of Personnel of Medical Organizations of the Moscow healthcare system for 2013-2017». Available at: http://moscow-portal.info/2013/02/28/a11586.htm. Accessed on February 8, 2018.

10. Resolution of the Government of Moscow No. 949-nn as of December 24, 2015 (edited on November 22, 2016) «On the Territorial Program of State Guarantees of Free Medical Care Provided to the Citizens of Moscow for 2016». Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow. 2015; No. 72. P. 81-306. Available at: http://vest-nik.mos.ru/files/pdf/2015/12dec/72.pdf. Accessed on February 8, 2018.

11. Order of the Moscow Healthcare Department No. 293 as of April 6, 2016 «On the Approval of the Methodological Recommendations for the Implementation of the Activities «Moscow Standard of Polyclinic» and the Criteria for the Evaluation of the Stability of its Implementation». Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=MLAW&n=172827#083518534286782. Accessed on February 9, 2018.

12. Letter of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 16-1/10/2-13164 as of December 26, 2011 «On the Methodology for Evaluating the Need of Subjects of the Russian Federation in Medical Personnel». Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=EXP&n=525965#05331297070082925. Accessed on February 9, 2018.

13. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 290h as of February 2, 2015 «On the Approval of

Standard Industry-Specific Time Norms for the Activities Related to the Visit by One Patient of a Primary Care Pediatrician, Primary Care Physician, General Practitioner (Family Doctor), Neurologist, Otorhinolaringologist, Ophthalmologist, and Obstetrician-Gynecologist». Available at: http://base.garant.ru/71169514/. Accessed on February 9, 2018.

14. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1588 as of December 30, 1998 «On the Introduction of an Annual Additional Paid 3-Day Leave for Continuous Work in the Following Positions: General Practitioner (Family Doctor) and Nurse Working with General Practitioner (Family Doctor). Available at: http://base.garant.ru/ 12114018/. Accessed on February 9, 2018.

15. Pogonin A.V. There is a tendency to the decrease in the number of referrals from primary care physicians to specialists. Moscow Medicine. 2016. 2(9): 11—14.

16. Methodical recommendations for the implementation of the Standard of Human Recourses Management Quality in state institutions of the Moscow Healthcare Department No. 43 as of September 22, 2017. Available at: http:// www.niioz.ru/publications/pubs_theme_skur/. Accessed on February 8, 2018.

17. Basics of personnel policy in the healthcare of the Russian Federation. Chief Physician. 2017; 7: 7—13. Available at: http://ynpaBneH0e-3gpaBooxpaHeH0eM.p^/publ/kadry/os-novy_kadrovoj_politiki_v_zdravookhranenii_rossijskoj_fe-deracii/16-1-0-152. Accessed on February 8, 2018.

18. Petrova A. Moscow medicine is entering a new phase. Moskovskiy Komsomolets. 2018.03.21. 27642. Available at: http://www.mk.ru/moscow/2018/03/21/stolichnaya-me-dicina-vykhodit-na-novyy-uroven.html. Accessed on March 21, 2018.

Received on 07.03.2018 Accepted for publication on 18.04.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors:

Volkova Oksana Aleksandrovna — Senior Research Associate of the Department of the Methodology of Audit of Healthcare Institutions Performance of the State Budgetary Institution «Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Department of Healthcare». 115184, Moscow, 30 B. Tatarskaya Street. Tel.: 8(495)951-57-41. E-mail: VOA190471@yandex.ru.

Smirnova Elena Viktorovna — Senior Research Associate of the Department of the Methodology of Audit of Healthcare Institutions Performance of the State Budgetary Institution «Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Department of Healthcare». 115184, Moscow, 30 B. Tatarskaya Street. Tel.: 8(495)951-57-41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.