Научная статья на тему 'Качество управления естественными движениями в старшем дошкольном возрасте (обоснование проблемы исследования)'

Качество управления естественными движениями в старшем дошкольном возрасте (обоснование проблемы исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / FUNCTIONAL SYSTEM / ПРЕДВИДЕНИЕ / FORESIGHT / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЛОКОМОЦИИ / NATURAL LOCOMOTION / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CONCEPTUAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серопян С.А.

Созревание и функционирование физиологических систем организма определяют двигательное развитие человека. Старший дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период для изучения качества управления движениями при обеспечении обратной связи. вопрос структуры управления функциональной системы и критериев, обеспечивающих выполнение двигательного действия, а также оценка достигаемых при этом параметров исполняемых движений являются целью данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серопян С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF CONTROL OF NATURAL MOVEMENTS AT THE SENIOR PRESCHOOL AGE (RATIONALE FOR RESEARCH PROBLEMS)

Maturation and function of physiological systems define the human motor development. Late preschool age is characterized as a sensitive period for the study of the quality control of movements while providing feedback. The objects of this study are the management structure of the functional system and criteria for ensuring the implementation of motor actions, as well as evaluation parameters achievable with these executable movements.

Текст научной работы на тему «Качество управления естественными движениями в старшем дошкольном возрасте (обоснование проблемы исследования)»

УДК 373.203.71

качество управления естественными движениями

в старшем дошкольном возрасте (обоснование проблемы исследования)

Аспирант С. А. Серопян,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.

Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, ser.seropyan@yandex.ru

Созревание и функционирование физиологических систем организма определяют двигательное развитие человека. Старший дошкольный возраст характеризуется как сензитив-ный период для изучения качества управления движениями при обеспечении обратной связи. вопрос структуры управления функциональной системы и критериев, обеспечивающих выполнение двигательного действия, а также оценка достигаемых при этом параметров исполняемых движений являются целью данного исследования.

Ключевые слова: функциональная система; предвидение; естественные локомоции; концептуальная модель.

Двигательная деятельность является ведущей формой поведения человека и средством адаптации его к воздействию внешней среды. Общеизвестны слова великого физиолога И. М. Сеченова (1947) о том, что «... все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению».

Движения человека, представляющие собой двигательные действия, обеспечивающие реализацию двигательных функции человека определяются как естественные [по устоявшемуся, впервые сформулированному А. К. Анохиным, (1910) мнению, к ним относятся лежание, сидение, приседание, ползание, стояние, а также такие передвижения тела, как ходьба, бег, плавание, прыжки, лазание, перелазание и т. п.]. Движение, ведущей задачей которого является передвижение тела человека, определяется как локомоторное движение, а те из них, которые составляют естественную принадлежность человека как биологического вида, такие как ходьба, бег, прыжки, плавание и др., относят к базо-

вым естественным локомоциям и составляют целевую «мишень» для изучения в данном исследовании.

Важнейшей проблемой, недостаточно изученной современной физиологией, является проблема определения уровня управления двигательными действиями со стороны центральной нервной системы. Иерархия уровней мозгового управления движением представляет собой сложное иерархическое взаимодействие управленческих и исполнительских структур, реализующих движение и двигательную деятельность, которое зависит от сложности структуры движения и функционирует как функциональная система.

В свою очередь функциональная система представляет собой единицы реализации целостной деятельности организма, являющие собой динамические саморегулирующиеся организации, формирующиеся на метаболической основе или под влиянием факторов окружающей среды и социальной среды, для реализации двигательных действий.

Главным признаком и главной объединяющей силой взаимодействующих компонентов в единую функциональную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся динамическую систему является обеспечение полезных для самой функциональной системы и организма в целом адаптивных результатов, удовлетворяющих потребности.

Функциональная система складывается не тогда, когда потребность реализуется, а тогда, когда результат предвидится (предвидение свойств потребного результата, реализуемого как акцептор результата действия), оценивается, сверяется с запланированным и при ее отклонении корректируется: то есть, становится функциональной, самоорганизующейся и саморегулирующейся (П. К. Анохин, 1978; К. В. Судаков, 1976, 1990).

Таким образом, развитие функциональной системы

напрямую связывается с возрастным развитием интеллектуальных и двигательных возможностей на этапах онтогенеза.

Сложный процесс управления функциональными системами в самых общих чертах содержит ряд важных узловых механизмов, каковыми являются: 1) афферентный синтез; 2) стадия принятия решения; 3) формирование акцептора результата действия; 4) формирование самого действия (эфферентный синтез); 5) многокомпонентное действие; 6) достижение результата; 7) обратная афферентация о параметрах достигнутого результата; 8) сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия. Однако критериев оценки этой совокупности естественной иерархии управления движениями до сих пор не существует (А. С. Братусев, О. П. Таиров, 1978). Не выявлены в этой связи границы действия и результаты действия узловых механизмов, их комплексов.

Для уточнения вопросов, связанных с физиологическими особенностями формирования локомоций человека об устойчивости паттерна, следует иметь представление о структуре управления, о тех компонентах функциональной системы, которые можно непосредственно измерить и на их основе судить о временных затратах и эффективности реализации уровня принятия решения и алгоритмического уровня.

Развитие способностей детей и подростков по овладению основными видами локомоций, обучение их адекватному и реальному использованию является фундаментальной и нереализованной задачей возрастной, трудовой и спортивной физиологии и педагогики (Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, А. Б. Трембач, 2001; М. М. Безруких, 1998, 2000, 2009; Н. А. Бернштейн, 1947; Д. П. Букреева с соавт., 1975; А. А. Горелов с соавт., 2002; Л. Е. Любомирский, 1974 и др.), что свидетельствует о необходимости разработки принципиально новой технологии совершенствования локомоций детей. В процессе реализации движения у индивида формируется ее концептуальная модель. В этой модели интегрируются знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже сформированных автоматизмов, имеющих отношение к конкретной двигательной задаче, происходит изменение системы восприятия окружающей среды и своего собственного образа в ней, формируется комплекс ожидаемых аф-ферентаций. То есть, повышается чувствительность систем организма к определенным элементам внешней и внутренней среды, при освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи. Однако изложенная выше теоретическая совокупность знаний не обеспечивается достаточной эмпирической поддержкой в связи с отсутствием представлений о границах структур узловых механизмов управления движением и с недостаточной изученностью возрастной динамики параметров управления и выполнения

движением, в том числе и в период начального освоения комплекса естественными локомоциями, что происходит в дошкольном возрасте.

Созревание и функционирование физиологических систем организма является теми условиями, на фоне которых происходит и определяется двигательное развитие человека. Как отмечает М. М. Безруких (2009), «формирование центральных механизмов управления движениями идет на фоне онтогенетического развития самих движений, которые одновременно становятся более дифференцированными и интегрированными... более стабильными и менее зависимыми от влияния различных факторов» (стр. 263).

В дошкольном возрасте продолжается развитие центральной нервной системы, с чем связано и постепенное возрастание способностей к познанию и воспроизведению двигательных действий.

Возрастные изменения качества выполнения произвольных движений на начальных этапах онтогенеза характеризуются изменениями системы управления и проявляются в виде последовательной системы способов их реализации, при этом возраст 5-6 лет определяется как период реализации мультипараметрического принципа взаимодействия функциональных систем, обеспечивающих зрительную афферентацию и про-приорецептивную оценку двигательного действия при обеспечении обратной связи, как период, благоприятный для изучения качества управления движениями. Эти обстоятельства позволяют поставить задачу изучения физиологических механизмов включения в процесс управления произвольным движением зрительно-двигательной функциональной системы и роли зрительной обратной связи.

Таким образом, выявляется актуальная проблема современной физиологии, заключающаяся в необходимости знаний о структуре управления функциональной системой и о параметрах, характеризующих качество реализации узловыми механизмами и достигаемых при этом параметров исполняемых движений.

Возникает научное противоречие между потребностью знаний о структуре управления функциональной системой при выполнении естественных базовых локомоций детьми дошкольного возраста и их отсутствием.

Разрешение этого противоречия может стать целью планируемого исследования и заключаться в теоретическом и экспериментальном обосновании особенностей управления естественными движениями в старшем дошкольном возрасте.

В таком случае для достижения цели следует последовательно решить следующие задачи исследования:

- теоретически обосновать уровень управления произвольными движениями в старшем дошкольном возрасте;

- обосновать критерии оценки качества реализации уровня управления произвольными движениями в старшем дошкольном возрасте на основе общих закономерностей и логики исполнения двигательного действия;

14

№3 I 2014

- выявить закономерности развития и изменения параметров естественных движений и особенностей реализации уровня управления движениями в возрастном промежутке от 5 до 6 лет;

- выявить значение визуального контроля как компонента обратной афферентации в управлении произвольными естественными локомоциями в 5-6-летнем возрасте.

Следует отметить, что в процессе изучения поставленных задач целесообразно опираться на ряд идей и концепций, являющихся сутью теории онтогенеза (Б. А. Никитюк, А. В. Шаханова, К. Д. Чермит); теории взаимодействия биологического и социального в развитии человека (Б. Г. Ананьев, Б. В. Огнев, Ухтомский А. А.); теории адаптации к внешнесредовым воздействиям (Н. А. Агаджанян, П. К. Анохин, К. В. Судаков) учения о рефлекторной природе двигательных действий и механизмов нервной регуляции при взаимодействии организма и среды (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский); теории А. Н. Крестовникова о двигательном навыке; теории Н. А. Бернштейна о построении движения и теории «функциональной системы» П. К. Анохина.

Проведенные предварительные теоретические исследования позволяют полагать, что оценка качества управления движениями может быть обеспечена путем изучения количественными способами состава, пространственных характеристик и временных параметров реализации биокинематической цепи, которая является целью управления, так как эта цепь может быть визирована.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агаджанян, П. К., Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт. - 1983. - 316 с.

2. Аганянц, Е. К., Бердичевская, Е. М., Трембач, А. Б. Очерки по физиологии спорта. - Краснодар: Экоинвест, 2001. - 204 с.

3. Ананьев, Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 186 с.

4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. - Т.1.

- М.: Педагогика, 1980. - 380 с.

5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд. ЛГУ, 1968. - 428 с.

6. Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кн.: Принципы системной организации функций. - М.: Наука. - 1973. - С. 5-61.

7. Анохин, П. К. Системный анализ условного рефлекса // Высшая нервная деятельность. - 1973. - № 23 (2). - С. 229-247.

8. Анохин, П. К. Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации. В кн.: Развитие концепции структурных уровней в биологии.

- М.: Наука. - 1972. - С. 100-111.

9. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980. - 198 с.

10. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978.

11. Анохин, А. К. Естественная система физических упражнений. Русская система гимнастики / А. К. Анохин // Физическое образование и спорт. - 1910. - № 5. - С. 3-32.

12. Безруких, М. М. Возрастные особенности произвольной регуляции движений. В книге «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбера. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.

13. Безруких, М. М. Возрастные особенности развития произвольных движений у детей и подростков // Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 2000. - С. 222-228.

14. Безруких, М. М. Механизмы организации произвольной регуляции движений в процессе формирования навыка письма. В книге «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбера. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.

15. Безруких, М. М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет. Сообщение 2. Электрофизиологический анализ процесса выполнения движений // Физиология человека. - 1998. - Т. 24. -№ 3. - С. 34-41.

16. Бернштейн, Н. А. О построении движений. - М.: Мед-гиз, 1947. - 256 с.

17. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: АСТ-ПРЕССШКОЛА, 1966. - 420 с.

18. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. - М., 2008. -№ 9 (57). - С. 7-11.

19. Горелов, А. А., Коблев, Я. К., Козлов, И. М., Правдов, М. А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов, М. А. Правдов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 50-54.

20. Любомирский, Л. Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974. - 232 с.

21. Никитюк, Б. А. Очерки теории интегративной антропологии // Приложение к журналу "Интегративная антропология". - 1995. - №1. - Москва-Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1995. - С. 202.

22. Никитюк, Б. А. Физическая культура и ауксология. Теория и практика физической культуры. - №10. - 1979. - С. 15-18.

23. Огнев, Б. В. К вопросу о влиянии внешней среды на состояние и функции организма человека и животных // Вестник АМН СССР. - Т. IV. - М., 1955. - С. 23-28.

24. Павлов, И. П. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга. - Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М.: Медгиз, 1951. - С. 397-410.

25. Павлова, И. П. Физиологический механизм так называемого произвольного движения // Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. - С. 400-446.

26. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга (1863). В кн.: Избранные философские и психологические произведения. -М.: Госполитиздат. - 1947. - С. 69-178.

27. Судаков, К. В. Системные механизмы поведения. - М., 1990. - 316 с.

28. Судаков, К. В. Функциональные системы организма. -М., 1976. - 287 с.

29. Ухтомский, А. А. Доминанта. - Л., 1966. - С. 236-265.

30. Чермит, К. Д., Мамгетов, К. Ю. Физиология развития девочек в период полового созревания. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2007. - 144 с.

31. Шаханова, А. В., Чермит, К. Д., Хасанова, Н. Н., Силантьев, М. Н. Онтогенетические особенности формирования психофизиологических механизмов роста, развития и адаптации детей в условиях вариативных образовательных сред. Валеология // Научно-практический журнал, Изд-во Мин. образования России. - 2002. - № 3. - С. 15-21.

32. Шаханова, А. В., Чермит, К. Д., Хасанова, Н. Н., Глазун, Т. В., Калашникова, О. К., Куашева, Д. А., Селантьев, М. Н., Лопат-кин, Е. С. Влияние вариативных образовательных программ на уровень здоровья младших школьников. Валеология // Научно-практический журнал, Изд-во Мин. образования России. - 2001. - № 3. - С. 23-28.

quality of control of natural movements at the senior preschool age (rationale for research problems)

Postgraduate student, S. Seropyan. Adygea State University, Maykop.

Contact information: 385000, Maykop city, Pervomayskaya str.,

Maturation and function of physiological systems define the human motor development. Late preschool age is characterized as a sensitive period for the study of the quality control of movements while providing feedback. The objects of this study are the management structure of

the functional system and criteria for ensuring the implementation of motor actions, as well as evaluation parameters achievable with these executable movements.

Key words: functional system; foresight; natural locomotion; conceptual model.

УДК 378.037.1

технология педагогического проектирования

физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп

Доктор педагогических наук, профессор О. Н. Степанова, кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Венгерова, кандидат педагогических наук С. В. Савин, аспирант О. В. Бородулина,

Московский педагогический государственный университет, г. Москва.

Контактная информация для переписки: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88.

в статье рассмотрены сущность и этапы технологии педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп (СМГ). Приведено авторское определение понятия «педагогическое проектирование». Охарактеризованы методы, пробы и тесты, рекомендуемые для оценки уровня физической кондиции студенток СМГ, даны рекомендации по выбору и использованию физкультурно-оздоровительных технологий на специальном медицинском отделении.

Ключевые слова: педагогическое проектирование; технология; технологическая карта; студентки; специальные медицинские группы; физкультурно-оздоровительные

занятия; физкультурно-оздоровительные технологии.

Современный этап развития российского общества характеризуется выраженным ухудшением состояния здоровья населения, что находит подтверждение в результатах обязательного медицинского осмотра студенческой молодёжи. Систематически увеличивается количество учащихся с ослабленным здоровьем, которые определяются в специальные медицинские группы (СМГ) и нуждаются в особом подходе при занятиях по физической культуре. Численность таких студентов в некоторых вузах РФ достигает 35-40% [1], что обусловливает необходимость поиска эффективных средств адресно направленной нозологической коррекции [2].

16

№3 l 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.