Научная статья на тему 'Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации'

Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
364
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клещева Ю. С.

В условиях глобального экономического пространства и усиливающейся конкуренции за ресурсы главным приоритетом для повышения качества жизни населения страны становится интеллектуальный человеческий капитал. В статье обоснована необходимость накопления интеллектуального человеческого капитала как главного фактора, способствующего повышению уровня производительности труда и являющегося одним из основных критериев качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации»

■ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

4 (241) - 2014

УДК 330.101

КАЧЕСТВО ТРУдОВОЙ ЖИЗНИ

и инновационная активность человеческого капитала

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ю. С. КЛЕЩЕВА, старший преподаватель,

соискатель кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: julkl29@mail. ru

Кубанский государственный университет, Краснодар

В условиях глобального экономического пространства и усиливающейся конкуренции за ресурсы главным приоритетом для повышения качества жизни населения страны становится интеллектуальный человеческий капитал. В статье обоснована необходимость накопления интеллектуального человеческого капитала как главного фактора, способствующего повышению уровня производительности труда и являющегося одним из основных критериев качества жизни.

Ключевые слова: качество жизни, человеческий капитал, инновации, образование, производительность труда, глобализация, технологические уклады.

В своих последних выступлениях В. В. Путин поставил задачу интенсивного повышения производительности труда в России, поскольку ее сегодняшний уровень не соответствует уровню потребления россиян. В частности, Президентом РФ было отмечено, что «...мы более чем в два раза уступаем развитым экономикам по производительности труда... Существование на природной ренте в счет будущих поколений, дележ этого незаработанного благосостояния не может быть устойчивым и долгосрочным. Этот путь непозволителен для страны, которая ставит перед собой большие цели, живет в условиях открытой экономики, а значит, должна конкурировать за инвестиции на глобальных рынках, за технологическое лидерство,

обеспечить лучшее качество жизни и условия для самореализации своих граждан» [9]. Действительно, по производству добавленной стоимости Россия существенно отстает от развитых стран (рис. 1) [1].

Одним из наиболее эффективных способов повышения производительности труда является внедрение инновационных, передовых идей и технологий. Инновации также были провозглашены Президентом и Правительством РФ в качестве приоритетного направления развития экономики России. Важно отметить, что помимо способности инноваций повысить производительность труда они обладают также свойством мотивации к труду, поскольку поощрение новаторской деятельности увеличивает эффективность работников, повышая одновременно и показатели качества жизни.

Рассматривая данный вопрос, ряд авторов (Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Э. Тоф-флер, У. Ростоу и др.) акцентируют внимание в основном на материальных ценностях, а качество жизни понимается как отражение материального уровня благосостояния субъекта и как способность человека воспроизводить и увеличивать свой материальный достаток. В рамках такого подхода существуют две точки зрения: оптимистическая и пессимистическая. Сторонники первой утверждают, что улучшение качества жизни напрямую зависит от развития научно-технического прогресса, и чем интенсивнее экономическое развитие и выше его

200 п

160 -

120 -

80 -

40 -

Рис. 1. Производство добавленной стоимости в России (а), Германии (б), Финляндии (в), Республике Корея (г) и США (д), тыс. долл. в год на одного занятого в экономике: 1 — ВВП по паритету покупательной способности; 2 — сельское хозяйство; 3 — промышленность; 4 — строительство; 5 — транспорт и связь; 6 — торговля, гостиницы и рестораны; 7 — финансовая деятельность, операции с недвижимостью; 8 — образование, здравоохранение и социальные услуги; 9 — прочие виды деятельности

уровень, тем более высокими будут показатели качества жизни общества. Приверженцы пессимистического подхода, напротив, полагают, что научно-технический прогресс неминуемо приведет к ухудшению состояния экологии, что повлечет за собой снижение уровня здравоохранения, истощение ресурсов и, в конечном итоге, падение темпов экономического развития и качества жизни.

Здесь уместно упомянуть о подходе к повышению качества жизни некоторых ученых-экологов (У Бека, Д. М. Гвишиани, В. И. Данилова-Даниль-яна, Н. Н. Моисеева и др.), главной идеей которых является осуществление экономического роста с максимально бережной эксплуатацией природных ресурсов и проведением мероприятий по устранению причиненного ущерба в целях сохранения экосистемы планеты для будущих поколений.

В основу классической экономической теории заложен постулат о максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, т. е. своеобразная догма, на основе которой зародилась и развивается современная экономическая наука. Однако если считать природные ресурсы неисчерпаемыми, то в будущем человечество может столкнуться с катастрофическими последствиями. Сложность задачи состоит в том, чтобы определить грань и сохранить определенный симбиоз оптимистического и

пессимистического подходов, т. е. выявить положительные и отрицательные воздействия всех факторов, оказывающих влияние на окружающую среду в условиях эффективного экономического роста и обосновать суть их взаимосвязи. Другими словами, необходимо воспитывать и поощрять субъекты экономических отношений, которые заботятся о сохранении, восстановлении и преумножении природных ресурсов. Это может происходить, например, путем разработки и внедрения энергосберегающих, наукоемких технологий, социально-этического маркетинга, поскольку многочисленные проблемы, возникающие в обществе, возможно решить лишь посредством инновационных разработок в сфере производства, управления, создания новых материалов, нанотехнологий и т. д.

Теория смены технологических укладов, введенная в научную практику С. Ю. Глазьевым и коллегами, согласуется с концепциями длинных волн Н. Д. Кондратьева и инновационных волн Й. Шумпетера, поскольку причиной наступления последних явились именно инновационные, «прорывные» достижения в области науки и техники. Более того, именно Шумпетер впервые употребил термин «инновация», а экономическое развитие определил как повышение уровня и качества жизни, смены его образа за счет крупных новшеств — инноваций, а также сопутствующих им средних и мелких полезных новшеств, которые, как правило, подкреплены патентами и изобретениями. По его мнению, причиной смены экономических циклов послужило появление новых технологий, для создания которых необходимо накопление человеческого капитала. Согласно Шумпетеру, именно способность к инновационной активности и является определяющим конкурентным преимуществом стран и территорий, способствующих повышению качества жизни населения [13].

В экономическом развитии страны, на взгляд автора, основным достижением должен являться

не экономический рост как таковой, а повышение уровня общественного благосостояния и качества жизни населения. В условиях глобализации мировой экономики главным ресурсом для повышения качества и уровня жизни населения, по мнению многих ученых, становится человеческий капитал. Так, А. Д. Зарецкий отмечал, что человеческий капитал служит своеобразным «мостиком» между трудом и ценностями человека, создаваемыми трудом [2]. Известно, что в мире созданы особые отношения, необходимые для поддержания экономического тонуса в обществе, которые и принято называть экономическими отношениями [14].

Исследование взглядов различных ученых и политиков, лидеров государств и общественных деятелей на концепцию человеческого капитала свидетельствует о том, что он становится важнейшим ресурсом мировой и национальной экономики, составной частью национального богатства развитых стран, фактором повышения их конкурентоспособности. Осознание устойчивой связи между уровнем человеческого капитала работников и эффективностью производства привело (сначала на японских, а затем на европейских и американских предприятиях) к замене концепции фактора труда на концепцию человеческого капитала. В России пока подобной трансформации не произошло, но постепенно такие словосочетания, как «управление персоналом», «кадровая политика», преобразуются в «управление человеческими ресурсами» [3].

Ю. Корчагин различает положительный, отрицательный и пассивный человеческий капитал [5]. Первый, по его мнению, является локомотивом эволюции человечества, так как именно благодаря креативным профессионалам, специалистам высокого уровня, «трудоголикам» и другим созидающим новаторам человек смог подчинить себе природу и создать максимально комфортные условия для жизни. Пассивный капитал — это сегмент человеческого капитала, направленный на потребление и самовоспроизводство, не участвующий в инновационном развитии. К отрицательному человеческому капиталу относятся индивиды, которые не только не вносят свой вклад в общественное благосостояние, не участвуют в инновационном развитии, но и активно препятствуют прогрессу человечества. К этой категории относятся некомпетентные управленцы и «специалисты», коррупционеры, псевдоученые, лжеинноваторы, мошенники, преступники.

Процесс глобализации характеризуется усилением взаимозависимости и взаимовлияния государств, обществ, институтов, индивидов посредством ускорения процессов интеграции и развития глобальных телекоммуникационных технологий. Экономико-социальные трансформации общества, вызванные глобализацией, актуализируют необходимость пересмотра приоритетов человеческого развития и ценностной ориентации общества в целях формирования положительного человеческого капитала. При этом, как отмечает А. И. Юрьев, глобализация настолько изменила современных людей (их восприятие мира, мировоззрение, жизненные позиции и уклад), что необходим «аудит человеческого капитала», подобный финансовому [10].

Т. Шульц в своей работе по теории человеческого капитала призывал страны инвестировать средства в здравоохранение, образование и науку, поскольку эффективность от таких вложений он оценивал выше, чем вложения в строительство заводов и фабрик [12]. Согласно концепции М. Портера, основной причиной кризисов при формировании новых технологических укладов является запоздалая реакция общества на необходимость усовершенствования производительных сил, так что страны, первыми сумевшие приспособиться к тенденции перехода, оказываются впоследствии ведущими экономиками мира, и ключевую роль здесь играет качество труда и рабочей силы. Новаторство может выражаться в новой конструкции продукта, новом производственном процессе, новом подходе к маркетингу или новом методе подготовки кадров. Оно всегда подразумевает осуществление инвестиций в приобретение навыков и знаний рабочей силы, а также в материальные активы и репутацию фирмы [8]. Данное обстоятельство означает, что при переходе к новому технологическому укладу необходимы инвестиции в обновление опыта, знаний, этики труда и предпринимательства в целях модификации отрицательного человеческого капитала в положительный, способный работать в условиях новых требований к систематическому повышению качества жизни.

Анализ процессов, происходящих в глобальной экономике, показывает, что периоды роста и накопления положительного человеческого капитала являются катализаторами глобальных инновационных сдвигов и, как следствие, выхода уровня и качества жизни социума на новый, более совершенный этап. О приоритетах повышения

качества жизни населения неоднократно заявляли первые лица нашего государства, в частности Д. А. Медведев: «Улучшение качества жизни граждан — это, конечно, несомненный приоритет всей нашей деятельности» [6].

Существенный вклад в формирование теории человеческого капитала и экономического развития внес лауреат Нобелевской премии 1971 г. С. Кузнец, который впервые ввел в экономическую теорию и практику понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Из всех необходимых и достаточных факторов экономического развития он обозначил в качестве первичного уровень накопленного национального человеческого капитала. С. Кузнец утверждал, что существует некое пороговое значение накопленного национального человеческого капитала, без которого невозможен переход к следующему технологическому укладу экономики [5].

В результате недостаточных вложений в человеческий капитал Россия оказывается в мировых рейтингах по многим показателям среди отстающих экономик мира. Так, наша страна значительно уступает развитым странам по объему ВВП, являющегося одним из наиболее значимых индикаторов уровня и качества жизни населения. Здесь следует уточнить, что удельный ВВП — это сумма валового внутреннего продукта, разделенная на общую численность экономически активного населения, а паритет покупательной способности (ППС) — это стоимость продукции с учетом отношения между валютами разных стран, которое было рассчитано на основе их покупательной способности относительно определенного набора товаров и услуг.

Внутренний валовой продукт является одним из важнейших показателей эффективности экономики и качества жизни населения, поскольку служит источником финансирования науки и образования, медицины, обороноспособности и внутренней безопасности страны. Он также показывает уровень расходов и доходов населения и государства. Из анализа этого показателя можно определить существование за-

Рис. 2. Внутренние затраты на исследования и разработки в некоторых странах, % от ВВП: 1 — Япония; 2 — США; 3 — Германия; 4 — Франция; 5 — Канада; 6 — Великобритания; 7 — Италия; 8 — Китай; 9 — Россия

Рис. 3. Удельный ВВП (по паритету покупательной способности) в некоторых странах, тыс. долл.: 1 — США; 2 — Франция; 3 — Канада; 4 — Великобритания; 5 — Италия; 6 — Япония; 7 — Германия; 8 — Россия; 9 — Китай

висимости между инвестициями в человеческий капитал и качеством жизни населения. В подтверждение данного тезиса сопоставим инвестиции в исследования и разработки наиболее развитых экономик мира и объем ВВП, произведенного этими странами с учетом ППС (рис. 2, 3) [4].

Из рис. 2 видно, что начиная с 1990 г. финансирование исследований и разработок в России резко сократилось по сравнению с ведущими экономическими державами, и за последующие 20 лет наша страна лишь незначительно нарастила их финансирование. По объему ВВП (см. рис. 3), являющегося одним из основных индикаторов эффективности экономики, производительности труда и качества жизни, Россия отмечает схожую тенденцию.

Таким образом, необходимо активно стимулировать и поощрять инновационную деятельность как на отдельных предприятиях, так и в обществе в целом. Важным стимулом развития инновационной активности является рост уровня образования. В настоящее время в экономике осуществляется переход к новому технологическому укладу (по С. Глазьеву), к новой «длинной» волне (по Н. Кондратьеву) и инновационной волне (по Й. Шумпетеру). «Локомотив» мировой экономики — ведущие развитые страны на протяжении нескольких десятков лет остаются мировыми лидерами именно за счет более быстрого формирования и накопления человеческого капитала, системного подхода к повышению качества жизни, отводя ключевую роль системе образования.

В конце XVIII в. Западная Европа в полтора раза перегнала Китай и Индию по душевому ВВП и вдвое — по показателю грамотности населения. В 1913 г. средний срок обучения взрослого населения в Японии составлял 5,4 года, в Италии — 4,8 года, в США — 8,3 года, а средняя продолжительность жизни — 51 год (примерно как в Европе и США). В свою очередь, в России эти показатели были соответственно равны 1—1,2 года и 33—35 лет [5]. Именно по этой причине Япония в XX столетии оказалась среди лидеров мировой экономики, осуществив «технологическое чудо»: обладая скудным перечнем и количеством сырьевых, климатических, земельных ресурсов, эта страна совершила прорыв в науке и технике и превратилась в высококонкурентоспособную державу. Здесь, на взгляд автора, ключевую роль сыграл положительный человеческий потенциал (упорные, трудолюбивые профессионалы, обладающие высоким уровнем знаний, интеллекта), благодаря которому и был достигнут сегодняшний уровень жизни в этой стране.

16,0

14,0

12,0

10,0

Безусловно, основная составляющая производительной жизни человека — это качество его трудовой жизни. Дело в том, что труду присуща не просто целесообразность — он является следствием целеполагания [3]. В результате повышения уровня образованности человеческого капитала увеличивается показатель удовлетворенности работника своим трудом, следствием которого становится повышение уровня производительности труда (рис. 4) [7].

Таким образом, в условиях глобализации основным инструментом повышения производительности труда, уровня и качества жизни населения является наращивание интеллектуального капитала (креативных, инновационно мыслящих профессионалов, способных предлагать нестандартные способы решения возникающих в обществе проблем).

Автором был проведен социологический опрос 2 210 жителей Краснодарского края (возрастная выборка — 16—60 лет, соблюденные пропорции городского и сельского населения — 53,5 % и 46,5 % соответственно [11]). По результатам опроса выявлены наиболее острые проблемы, связанные с качеством жизни респондентов, а также наличие или отсутствие у них инновационных идей по решению возникающих проблем и степень готовности принимать активное участие в их реализации. Наиболее актуальные проблемы, возникающие у респондентов в их трудовой деятельности, представлены на рис. 5.

Из рис. 5 видно, что нарушение прав работников и нежелание руководства поощрять и развивать

Мужчины

Женщины

1 2 3 4 5

Рис. 4. Доля сотрудников, испытывающих неудовлетворенность работой в разных группах профессионального образования, % от населения, занятого в соответствующей группе: 1 — начальное; 2 — среднее; 3 — неполное высшее; 4 — высшее; 5 — послевузовское дополнительное

Не поощряется новаторская деятельность

Отсутствие заботы о транспортных проблемах сотрудников

Значительные удержания из зарплаты Отсутствие карьерного роста по заслугам Недостаток имеющихся знаний Неоплачиваемые сверхурочные часы Несоответствие уровня зарплаты труду

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Какие трудности возникают у вас в трудовой деятельности?», чел.

инновационную активность персонала являются основными проблемами, возникающими у большинства респондентов в их трудовой деятельности.

На вопрос «В какой сфере вы бы могли предложить инновационные способы улучшения качества собственной жизни, а также жизни близких и родных людей, общества в целом или его части?» было предусмотрено 19 вариантов ответов, которые по результатам опроса распределились следующим образом (см. таблицу).

Кроме того, для оценки гражданской активности населения в процессе опроса выяснялось, насколько респонденты готовы сами участвовать в реализации собственных идей. Распределение ответов на вопрос «Готовы ли вы сами принимать участие во внедрении своих идей?» представлено на рис. 6, который красноречиво свидетельствует об огромном инновационном потенциале опрошенных (положительном человеческом капитале).

Социальная сфера жизни граждан неразрывно и напрямую связана с экономикой страны. Экономическая политика должна выступать своеобразным катализатором социальных процессов, протекающих в обществе. Однако в современных условиях затянувшейся переходной экономики этот процесс идет с задержкой, и не всегда информационные посылы, поступающие из социальной среды, адекватно отображаются в экономических преоб-

Распределение ответов на вопрос «В какой сфере вы бы могли предложить инновационные способы улучшения качества собственной жизни?»

Вариант ответа Число ответивших Доля от общего числа респондентов, %

Повышение заработной платы (прожиточного минимума) 1 967 89,0

Повышение комфорта и (или) производительности своего рабочего 1 825 82,6

места

Борьба с коррупцией 1 592 72,0

Улучшение работы конкретной организации 1 574 71,2

Борьба с вредными привычками и негативным влиянием 979 44,3

молодежных субкультур

Решение проблемы загруженности общественного транспорта 897 40,6

Решение демографической проблемы 795 35,0

Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий 762 34,5

Повышение качества медицинского обслуживания 676 30,6

Повышение качества образования (школьного, среднего специального, высшего) 576 26,1

Сокращение роста преступности 568 25,7

Повышение эффективности экономики страны 563 25,5

(региона, производственного сектора)

Улучшение работы государственных (областных, муниципальных) 482 21,8

органов власти

Улучшение экологической обстановки в регионе (стране, мире) 371 16,8

Улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями 326 14,8

Сокращение количества бездомных животных 253 11,4

Сокращение количества детских приютов 158 7,1

Уменьшение пробок на городских улицах 127 5,7

Другое 74 3,3

разованиях. В связи с этим можно констатировать наличие огромного потенциала инновационного мышления населения и, что немаловажно, его готовности подключиться к непосредственному внедрению новаторских предложений, способных повысить качество жизни людей. Для этого необходимо создать соответствующий инструментарий, с помощью которого появится возможность осуществлять постоянный мониторинг инновационных идей, динамику их появления и осуществлять внедрение актуальных и востребованных предложений.

Число респондентов

2 000 -, 1800 -

1600

1734

Готов

Готов отчасти

Не готов

Список литературы

1. Где работают лучше, чем в России?

URL: http://mterfax. ra/business/txt asp?id=307098.

2. Зарецкий А. Д. Социальная политика и человеческий капитал: пути взаимодействия // Человек и труд. 2010. № 12. С. 35—36.

3. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е., КлещеваЮ. С. Региональная «экономика знаний» как фактор повышения качества жизни // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. 2012. № 5. С. 52—56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М.: РУСАКИ, 2010.

5. Корчагин Ю. Человеческий капитал — интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности // Материалы научного семинара ВШЭ «Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований». Воронеж, 2011.

6. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://news. kremlin. ru/ transcripts/6497/prin.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks. ru/ free_doc/new_site/KOUZ/survey0/data/t2.ppt.

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Готовы ли вы сами принимать участие во внедрении своих идей?»

8. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.

9. Путь развития. Владимир Путин выступил на инвестиционном форуме «Россия зовет». URL: http://smartnews. ru/politics/russia/11650. html#ixzz2hq08gwHA.

10. Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала: учебное пособие / под ред. А. И. Юрьева. СПб: Логос, 2006.

11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. URL: http://krsdstat. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/krsdstat/ra/statistics/population.

12. Schultz T. W. The Economic Value of Education. New York: Columbia University Press, 1963.

13. Schumpeter J. A. Essays on entrepreneurs, innovations, business cycles, and the evolution of cap^lism. Ed. by Richard V. Clemence. Transactions Publishers, 1989.

14. ZaretskyA. D., Kleshcheva Y. S. The knowledge economy and human capital as an object of the quality of life. Management new challenges // XX Miçdzynarodowe sympozjum naukowe. Politechnika Lubelska. Lublin, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.