Научная статья на тему 'Качество реализации региональных стратегий в России'

Качество реализации региональных стратегий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / ИННОВАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STRATEGY / REGION / INNOVATION / DEVELOPMENT INDICATORS / PROGRAM / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунева Н.А., Козлова О.В.

В статье представлены рассуждения о важности региональных стратегий для эффективного развития, как субъектов РФ, так и всей страны. На примере Воронежской области показаны возможности реализации стратегий и пути достижения запланированных индикаторов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents arguments on the importance of regional strategies for the effective development of both the subjects of the Russian Federation and the entire country. The example of the Voronezh region shows the opportunities for implementing strategies and ways to achieve the planned indicators of development.

Текст научной работы на тему «Качество реализации региональных стратегий в России»

4. Арефьев П.В. Условия формирования полноценной инновационной структуры в РФ // Управление инновациями - 2010 Материалы международной научно-практической конференции 15-17 ноября 2010 г.. Под ред. Р.М. Нижегородцева. 2010. С. 136-139.

5. Коробейников А.М. Человеческий потенциал как

стратегический фактор развития региона...... // Экономика региона.

2008. № 4. С. 251-255.

6. Ооржак В.О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона. - Москва, 2004.

Лунева Н.А., Козлова О.В.

КАЧЕСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ В

РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: стратегия, регион, инновация, индикаторы развития, программа, миграционная политика.

Аннотация: в статье представлены рассуждения о важности региональных стратегий для эффективного развития, как субъектов РФ, так и всей страны. На примере Воронежской области показаны возможности реализации стратегий и пути достижения запланированных индикаторов развития.

Keywords: strategy, region, innovation, development indicators, program, migration policy.

Abstract: The article presents arguments on the importance of regional strategies for the effective development of both the subjects of the Russian Federation and the entire country. The example of the Voronezh region shows the opportunities for implementing strategies and ways to achieve the planned indicators of development.

В настоящее время стратегирование необходимо всем -государствам и городам, малому и крупному бизнесу, транснациональным компаниям и т.д. [5]. Поиск верной стратегии сейчас стал приоритетной задачей, которая не позволяет сбиться с намеченного пути. Стратегия определяет ориентиры развития, без которых решение других важных задач невозможно [6]. Чаще всего перспективы намечаются такими, какими их хотят видеть, а не какими они скорее всего будут. Такая большая потребность в стратегиях различных субъектов экономики объясняется тем, что состояние нестабильности в наше время стало наиболее постоянным состоянием.

То, что недавно казалось непоколебимым и очевидным, сегодня уже не может быть таким. Каждый из субъектов Российской Федерации должен разрабатывать собственные стратегии, этого, во-первых, требует Федеральное Правительство в Федеральном законе от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Во-вторых, регионы тем самым должны представить себя как субъектов, которые проводят самостоятельную социально-экономическую политику, учитывая при этом свои индивидуальные возможности, технологии и ресурсы.

Большое количество трудов многих ученых посвящено проблемам формирования и реализации стратегического развития регионов, но, учитывая происходящие в экономике изменения, а также возникающие перед современной Россией новые задачи, необходимо дополнительно изучать данные проблемы и осмыслять их по-новому [2, с. 289].

Целью данной работы является определение качества реализации региональных стратегий Воронежской области. В Воронежской области 30 июня 2010 года принят Закон №65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу», который содержит цели и основные направления развития области в долгосрочном периоде. Для анализа реализации нами было выбрано такое стратегическое направление как рост уровня и повышения качества жизни населения, оно является основной целевой установкой стратегического плана. К стратегическим приоритетам этого направления относятся: сокращение неравенства и преодоление бедности; улучшение здоровья населения и создание благоприятных условий жизни; развитие рынка труда, миграционной политики и профессионального образования [1, с. 168]. Табл. 1 отражает индикаторы социально-экономического развития Воронежской области и их показатели за период с 2011 по 2016 гг., а также планируемое значение показателей на 2020 год.

Данные таблицы подтверждают факт того, что индикаторы достигли того значения, которое планировалось реализовать к 2020 году. Таковыми являются следующие: реальные располагаемые денежные доходы, уровень безработицы и доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. К индикаторам, имеющим положительную тенденцию изменения показателей, то есть показатели которых постепенно приближаются к планируемым значениям 2020 года, можно отнести следующие: ожидаемая продолжительность жизни, обеспеченность жильем, отношение расходов на образование к объему ВРП и отношение расходов на здравоохранение к объему ВРП.

Таблица 1 - Индикаторы социально-экономического развития Воронежской области за 2011-2016 гг. [3]

Наименование Годы

индикаторов 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2020

Ожидаемая 70,4 70,8 70,9 70,8 71,7 72,1 75,4

продолжительность

жизни, лет

Соотношение 267,6 342,3 368,9 373,5 366,1 362,7 425

среднедушевых

доходов к

прожиточному

минимуму, %

Доля населения с 17,2 10,3 9,2 9,0 9,3 9,3 5

денежными

доходами ниже

величины

прожиточного

минимума в общей

численности

населения, %

Реальные - 113,5 108,0 106,6 102,8 105 105

располагаемые

денежные доходы (к

предыдущему году), %

Обеспеченность 26,2 26,6 27,3 27,7 28,3 28,9 32,4

жильем, кв. метров

на одного жителя

Уровень 6,4 5,5 4,7 4,5 4,5 4,5 4,5

безработицы, %

Доля - 24,5 27,4 31,5 30,9 30 32,6

высококвалифициро ванных работников

от числа

квалифицированных работников в

регионе, %

Отношение расходов 3,8 3,8 4,1 4,0 3,6 4,27 4,44

на образование к объему ВРП, %

Отношение расходов - 4,7 5,01 - - 5,0 5,20

на здравоохранение к объему ВРП, %

Доступность - 76 80,5 - - 100 100

дошкольного

образования для

детей в возрасте от 3

до 7 лет, %

Что касается роста отношения расходов на образование к объему ВРП и отношения расходов на здравоохранения к объему ВРП, то логично предположить, что такое увеличение показателей произошло благодаря выделению больших сумм денежных средств из бюджета региона на данные направления. Динамика расходов на образование в Воронежской области по данным таблицы имела и некоторые спады, но если сравнить значение за 2011 год и значение за 2016 год, то явно видны положительные изменения. 20 декабря 2016 года областной думой была внесена поправка в бюджете Воронежской области на 2017 год, которая заключалась в дополнительном финансировании образовательных учреждений. Продолжительность жизни населения Воронежской области тесно связана с расходами на здравоохранение. Благодаря данным расходам население может получать более качественную медицинскую помощь, оказывать должное внимание своему здоровью, что в свою очередь ведет к увеличению продолжительности жизни. Воронежская область входит в пятерку лучших в ЦФО по доступности медицинской помощи. Открываются новые офисы врачей общей практики и филиалы поликлиник, строятся и реконструируются врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Все это позволяет обеспечивать шаговую доступность первичной и специализированной медицинской помощи как в Воронеже, так и в районах области. В регионе также реализуется Федеральный проект «Земский доктор», суть которого заключается в обеспечении сельской местности необходимым количеством врачей.

Индикатор обеспечения жильем в Воронежской области также постепенно приближается к планируемому. В 2015 году Правительство Воронежской области утвердило государственную программу Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области». Цель программы заключается в повышении качества жилищного обеспечения населения области путем повышения доступности жилья, роста качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг. Объем финансирования программы составляет 56571405,36 тыс. рублей. К индикаторам, показатели которых еще очень далеки от планируемых на 2020 год и отнесем: соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, доля высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников в регионе. Значение соотношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму снижалось в

период с 2014 по 2016 год, в итоге данные за 2016 год сильно рознятся с планируемыми на 2020 год. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения с 2014 по 2016 год увеличилась. Такое изменение данных показателей может свидетельствовать о недостаточной поддержке населения со стороны государства в 2014-2016 гг.

Сокращение доли высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников произошло в период с 2014 по 2016 гг. На число высококвалифицированных работников могли повлиять такие факторы как уровень социально-экономического развития региона, качество жизни населения и уровень заработной платы. Учитывая выявленное нами ранее снижение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму и увеличение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, можем предположить, что число высококвалифицированных кадров снизилось именно из-за уровня заработной платы. Если принять всю совокупность рассматриваемых индикаторов за 100%, то выразить то, показатели каких из них приблизились к планируемым, можно данными рис. 1:

Рисунок 1 - Индикаторы развития стратегического направления Воронежской области.

Из данных рисунка 1 видно, что выбранное стратегическое направление по большей части успешно реализуется, за исключением некоторых его индикаторов. Как уже известно, таких индикаторов несколько: соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения; доля высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников в регионе. Все они относятся к такому стратегическому приоритету как развитие рынка труда, миграционной политики и профессионального образования. Значить именно этот стратегический

■ Достигли планируемых показателей

■ На пути достижения планируемых показателей

приоритет тормозит развитие всего стратегического направления, и именно ему необходимо оказать должное внимание.

Подтверждением этому служат результаты SWOT-анализа Воронежской области, в котором к слабым сторонам относят низкий уровень наблюдаемых доходов населения, - среднедушевые доходы в Воронежской области существенно ниже, чем в среднем по России (69,6% - 56 место в общероссийском рейтинге). Заметен разрыв с регионами-лидерами ЦЧР: по отношению к Белгородской области -83,0%, Липецкой - 79,8%. Также слабой стороной является высокий уровень теневых доходов. По данным Росстата, в Воронежской области в неформальном секторе занято 37,9% от общей численности работающего населения. Это самый высокий показатель в ЦФО, который соответствует 6-му месту в рейтинге регионов России.

К возможным угрозам относят усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, её объектом выступает наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов. Следующая угроза - усиливающийся дефицит рабочих кадров. Этот процесс является следствием заметного сжатия системы начального и среднего профессионального образования, и слабой мотивации работников, занятых в производстве. Ситуация усугубляется старением кадров. Еще одной угрозой является рост конкуренции на национальном рынке образовательных услуг, вызванный активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны: Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская области и др. Названные и ряд других регионов отводят высшей школе в реализуемых стратегиях социально-экономического развития ключевую роль в создании новой экономики, определяют экспорт образовательных услуг в качестве стратегического направления ее развития.

Пути решения возникших проблем и устранения возможных угроз, могут быть следующими [1-2; 4-6]: повышение уровня оплаты труда, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности; обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума; снижение налогового бремени, предоставление возможных льготы, которые позволят бизнесу и кадрам успешно работать и развиваться в реальном секторе экономики; улучшение условий труда, обеспечение возможности карьерного роста, стимулирование кадров к обучению; расширение спектра образовательных услуг; повышение качества образования, его доступности.

Список литературы

1. Ерыгина М.Е., Кузьменко Н.И. К вопросу стратегии развития регионов РФ (Архангельская область) // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016 Материалы VI международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 167-169.

2. Кузьменко Н.И. Инновационная активность организаций как основа формирования инновационной экономики в регионах РФ // Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. т. 79. № 3 (73). С. 286-293.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [режим доступа: http://www.gks.ru/].

4. Арефьев П.В., Ачилова М.Я., Будкевич Г.В., Екатериновская М.А., Корольков В.Е., Найденова Е.М., Николайчук О.А., Нуреев Р.М., Орусова О.В., Перова И.Т., Петухов В.А., Скалкин В.В., Терская Г.А. Макроэкономика: практикум. - Москва, 2015. - 400 с.

5. Сибиряев А.С. Проблемы реализации инновационной политики в РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 11. С. 77-83.

6. Яковенко Н.В., Марков Д.С., Молодцева А.А., Туркина Е.П. Факторы окружающей среды в формировании здоровья населения ивановской области (атмосферный воздух) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 461.

Малахова Ю.Р., Каширина Ю.П.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРИ ИХ ВЫБЫТИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: себестоимость, материалы, оценка, списание.

Аннотация: В данной статье представлен анализ основных методов оценки материально-производственных запасов. Выявлены преимущества каждого метода, конкретные ситуации их применения и предложен алгоритм выбора наиболее эффективного из них.

Key words: cost, materials, valuation, write-off.

Abstract: This article presents an analysis of the main methods for estimating inventories. The advantages of each method, the specific situations of their application, and the algorithm for choosing the most effective one are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.