Научная статья на тему 'Анализ среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Калужской области и муниципального образования «Город Калуга»'

Анализ среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Калужской области и муниципального образования «Город Калуга» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТОВАРЫ И УСЛУГИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / GROSS DOMESTIC PRODUCT / INVESTMENT / INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMY / QUALITY OF LIFE / ORGANIZATION OF MUNICIPAL ADMINISTRATION / BALANCE OF PAYMENTS STATEMENT / CONSUMER PRICES / INDUSTRY / COSTS OF THE BUDGET SYSTEM / AGRICULTURE / GOODS AND SERVICES / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочкова Елена Николаевна, Леднева Ольга Валерьевна

В соответствии с проведенным сравнительным анализом стратегических целей, приоритетов и задач социально-экономического развития муниципального образования «город Калуга» возникает необходимость дать оценку системы прогнозных показателей, которая будет призвана отражать основные тенденции развития, предпосылки и конкурентные преимущества г Калуги. Сравнительный анализ прогнозных индикаторов осуществлялся по приведенным социально-экономическим показателям в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г, проекте Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа, Стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2030г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клочкова Елена Николаевна, Леднева Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MEDIUM-TERM AND LONG-TERM FORECASTS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, THE KALUGA REGION AND THE MUNICIPALITY “KALUGA CITY”12Moscow Financial and Industrial University

It is necessary to assess the system of estimated figure according to carried out comparative analysis of strategic targets of priorities and aims of socio-economic development of municipality “Kaluga city”. The system will reflect the main trends of development, preconditions and competitive advantages of Kaluga. The comparative analysis of forecasting indicator was implemented on the base of socio-economic indexes in the conception of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020, the project of socio-economic development of Central Federal District, the strategy of socio-economic development of the Kaluga Region until 2030.

Текст научной работы на тему «Анализ среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Калужской области и муниципального образования «Город Калуга»»

АНАЛИЗ СРЕДНЕСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КАЛУГА»

УДК 311.314

Елена Николаевна Клочкова,

к.э.н., доцент кафедры «Теории статистики и прогнозирования», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: (495) 442-62-55, Эл. почта: Eklochkova@mesi.ru

Ольга Валерьевна Леднева,

к.э.н., доцент кафедры «Бизнес статистики и прогнозирования»,

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

Тел.: (495) 987-43-74, Эл. почта: Oledneva@mfpa.ru

В соответствии с проведенным сравнительным анализом стратегических целей, приоритетов и задач социально-экономического развития муниципального образования «город Калуга» возникает необходимость дать оценку системы прогнозных показателей, которая будет призвана отражать основные тенденции развития, предпосылки и конкурентные преимущества г. Калуги. Сравнительный анализ прогнозных индикаторов осуществлялся по приведенным социально-экономическим показателям в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г., проекте Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа, Стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2030г.

Ключевые слова: валовой внутренний продукт, инвестиции, инновационное развитие экономики, качество жизни населения, организация муниципального управления, платежный баланс, потребительские цены, промышленность, расходы бюджетной системы, сельское хозяйство, товары и услуги, строительство.

Elena N. Klochkova,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Theory of Statistics and Forecasting, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics,

Tel.: (495) 442-62-55, E-mail: Eklochkova@mesi.ru Olga V. Ledneva,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Business Statistics and Forecasting, Moscow Financial and Industrial University, Tel.: (495) 987-43-74, E-mail: Oledneva@mfpa.ru

ANALYSIS OF MEDIUM-TERM AND LONG-TERM FORECASTS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, THE KALUGA REGION AND THE MUNICIPALITY "KALUGA CITY"

It is necessary to assess the system of estimated figure according to carried out comparative analysis of strategic targets of priorities and aims of socio-economic development of municipality "Kaluga city". The system will reflect the main trends of development, preconditions and competitive advantages of Kaluga. The comparative analysis of forecasting indicator was implemented on the base of socio-economic indexes in the conception of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020, the project of socio-economic development of Central Federal District, the strategy of socio-economic development of the Kaluga Region until 2030.

Keywords: gross domestic product, investment, innovation development of economy, quality of life, organization of municipal administration, balance of payments statement, consumer prices, industry, costs of the budget system, agriculture, goods and services, construction.

1. Введение

Анализ социально-экономического развития РФ осуществляется на основании сводных блоков индикаторов, которые были разбиты в соответствии с долгосрочными целями. Необходимо отметить, что анализ долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации осложняется тем, что утвержденного долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030г. не существует. Таким образом, в настоящей работе был использован Проект прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, но он не утвержден. Информационной базой при анализе социально-экономического развития РФ послужил проект Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020г.

2. Анализ макроэкономических показателей Российской Федерации

Генеральным показателем развития РФ выступает ВВП, объем которого в 2010г. составил 44491,4 млрд. руб., что на 4% выше аналогичного индикатора уровня 2009г. (в реальном выражении). Размер валового регионального продукта в целом по России составил 34320,4 млрд. руб., что 6356,4 млрд. руб. больше по сравнению с 2009г. Доля Центрального федерального округа в общем объеме ВРП составляет 37,7%, а Калужской области всего 2% в общем объеме ВРП Центрального Федерального округа. Объем валового регионального продукта Калужской области в 2010г. составлял 181,4 млрд. руб. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. прирост объема ВРП Калужской области к 2015г. будет составлять 7,5% ежегодно. При этом положительная тенденция сохранится до 2020г., среднегодовой темп прироста региональный продукт составит 8,5% соответственно. Необходимо отметить, что заложенные в Стратегии социально-экономического развития Калуги параметры экономического роста выше, чем параметры проекта Стратегии развития Центрального федерального округа (среднегодовой прирост ВРП - 7,1% в 2011-2015 гг., 8,2 % в 2016 - 2020 гг.) и существенно выше параметров экономического роста, заложенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (6,4% в 2011 - 2015 гг., 6,3% в 2016 - 2020 гг.) и проекте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, подготовленном Минэкономразвития России (инновационный сценарий предполагает ежегодные темпы прироста ВВП 4,5 % в 2011 -2015 гг., 3,4% в 2016 - 2020 гг.). Столь высокие различия в прогнозируемых темпах экономического роста объясняются учетом влияния последствий мирового экономического кризиса, в том числе весьма консервативными прогнозами экономического роста в развитых странах с рыночной экономикой и роста мировой экономики в целом.

Основными макроэкономическими показателями, оказывающие значимое влияние на динамику прогнозных значений объема ВВП для РФ и ВРП для ЦФО и Калужской области в частности являются: мировые цены на нефть, среднегодовой прирост мировой экономики, среднегодовой уровень инфляции, среднегодовой прирост промышленного производства, среднегодовой прирост реальных располагаемых доходов населения, среднегодовой прирост инвестиций и среднегодовой прирост товарооборота.

Темпы роста потребительских цен в 2015г. должны составить в среднем не более 104,5%, а в 2020г. 103% соответственно. Следует отметить, что при этом уровень монетизации экономики должен повыситься до 6575% от объема валового внутреннего продукта. Так тарифы на электро-

энергию в период с 2011 по 2015 гг. должны увеличиться на 5,96% от уровня 2008-2010гг., а в период с 2016 по 2020гг сократиться на 15,89% по сравнению с аналогичной базой сравнения. Прогнозные тарифы на природный газ будут иметь устойчивую тенденцию к росту в период с 2011 по 2015гг. в 1,8 раза от уровня 2008-2010гг., а в период с 2016 по 2020гг. в соответствии с Концепцией развития будет наблюдаться их значимое сокращение на 38,7% по сравнению с уровнем 2008-2010гг., что приедет их к значениям 2007г. - 121%. Прогнозные значения, полученные по тарифным перевозкам пассажиропотока железнодорожным транспортом свидетельствуют также о повышении потребительских цен на 5,52% от уровня 20082010гг., а в период с 2016 по 2020гг. снижении на 14,72% по сравнению с тем же базисным периодом.

В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.

На рубеже 2010-2015г. одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы может вывести сальдо по текущим операциям и сальдо торгового баланса в зону отрицательных значений. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этот рубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательного торгового сальдо, которое к 2020г. может возрасти до 1,5-2% ВВП. Сокращение вклада внешнего спроса в приросте ВВП в 2015-2020гг. связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 6,4% в 2007г. до 3,6% в 2012г. при восстановлении начиная с 2013 г. роста объемов экспорта до 5,2 % в 2020г. Этот фактор приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 30,7% в 2007г. до 20,7% в 2015г. и до 17,6% в 2020 году.

В условиях ослабления динамики внешнего спроса (экспорта) экономический рост все более опирается на внутренний рынок. В прогнозной структуре использования валового внутрен-

него продукта будет увеличиваться доля валового накопления основного капитала, которая к 2015г. может возрасти до 33%, а к 2020г. до 36% по сравнению с 21,2% в 2007г. Доля потребления домашних хозяйств может достигнуть по прогнозам 51% в 2011-2013гг. и стабилизируется на этом уровне в последующий период, что во многом будет связано с ростом доли валового накопления в объеме ВВП. К 2011-2015гг. прогнозируется снижение доли потребления государственных учреждений до 15,5% объема ВВП, а к 2016-2020гг. спад доли до 14% в связи с сокращением численности государственных служащих и работников бюджетной сферы. Снижение динамики экспорта при сохранении высоких темпов роста импорта приведет к сокращению сальдо чистого экспорта товаров и услуг. Начиная с 2012г. прогнозируется отрицательное значение торгового сальдо. В последующие годы оно стабилизируется на уровне около 1,5 до 1,8% от объема валового внутреннего продукта.

Диверсификация структуры экономики будет проявляться в изменении структуры экспорта. Машиностроительный экспорт по прогнозным оценкам увеличивается с 19,7 млрд. долларов США в 2007 году до 125 млрд. долларов США в 2020г. (около 14% всего экспорта). Реализуется также потенциал экспорта транспортных и туристических услуг. Структурные сдвиги в экономике будут определяться увеличением доли услуг в структуре ВВП, обусловленным опережающей динамикой роста торговли, транспорта и связи, а также сохранением динамичного роста государственного сектора.

В этих условиях приоритетной целью макроэкономической политики будет снижение инфляции до 3 процентов в год. На период с 2011-2015гг. среднегодовой прирост уровня инфляции ожидается на отметке в 6,4%, что 38% ниже по сравнению с уровнем 20082010гг., и на отметке в 3,5% в 2016-2020гг, что еще на 45% меньше по сравнению с прогнозным значением 2011-2015гг. Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских това-

ров и услуг. Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снаб-женческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Рост экономики и увеличение национальных сбережений создают условия для дальнейшего роста спроса на деньги. В целом уровень монетизации экономики может повыситься с 28,% ВВП в 2006г. до 60-65% в 2015г. и 70-75% в 2020г., что создаст предпосылки для сближения российской экономики в части развития финансовых институтов экономики развитых стран Европейского союза. Значительно повысится роль процентных ставок, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации, и его операций на открытом рынке в регулировании денежного рынка и снижении инфляции.

Следующим приоритетным направлением развития РФ будет являться увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы, так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально ориентированного развития. Для достижения целевых ориентиров развития необходимо обеспечить увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру, одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики.

Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 8,6% ВВП в 2007г. до 11-11,7% ВВП в 2020г., в том числе: расходы на здравоохранение увеличатся в период с 2011 по 2015гг. по прогнозам на 28,57% по сравнению с 3,5% ВВП в 2007г. и составят 4,5% ВВП. Данная тенденция сохраниться вплоть до 2020г., расходы на здравоохранения которой будут показывать уверенный рост до 5% ВВП, что на 42,9% выше уровня 2007г., и на 11% прогнозного уровня 2011-2015гг. Расходы на образование

увеличатся до 5,9% ВВП в прогнозный период с 2011 по 2015гг., что превысит аналогичный показатель 2007г. на 22,92% или на 1,1% ВВП, а к2016-2020гг. прогнозные оценки расходов на образования продолжат уверенный рост до 6,7% ВВП, что на 34% выше уровня 2008-2010гг. и на 13,6% уровня 20112015гг. Расходы бюджетной системы на социальную политику (включая пенсионные выплаты) возрастут с 8,2% ВВП в 2007г. до 9 - 9,8% в 2020г.

Значимыми показателями уровня жизни населения выступают: среднедушевые денежные доходы населения и прожиточный минимум. Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения по Калужской области в 2015г. должен составлять 9,4%, что на 23% ниже уровня 2010г., а в 2020г. 8,1% соответственно. Таким образом, планируется снизить долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к 2020г. по сравнению с фактическим значением 2010г. на 34%. Среднедушевые денежные доходы населения по Центральному федеральному округу к 2020г. должны составить 57,2 тыс. руб. на человека, при этом в проекте Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа предполагается, сохранение разрыва между среднедушевыми доходами населения по ЦФО и в Калужской области (38,2 тыс. руб. к 2020г.).

Для анализа формирования комфортного жизненного пространства важными индикаторами являются показатели жилищно-коммунального хозяйства, которые нашли свое отражение как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Прогнозные оценки Центрального округа до 2020г. свидетельствуют о положительной тенденции ввода в действие жилых домов на всем рассматриваемом временном континууме. Так к 2015г. по сравнению с фактическим уровнем 2010г., прогнозный рост показателя составит 20% (с 0,51 до 0,61 м2 общей площади на человека), а к 2020г. 41% (с 0,51 до 0,72 м2 общей площади на человека). На общем фоне развития ЦФО хорошо зарекомендовала себя и Калужская область - рост показателя составит 11% в 2015г. по сравнению с 2010г. (с 0,63 в 2010г. до 0,7 м2 общей площади на человека). Прогнозная динамика к 2020г. должна составить 0,82 кв.м общей

площади на человека (рост 30% по сравнению с уровнем 2010г.).

На основании прогнозных оценок по Центральному федеральному округу доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров и оказанных услуг к 2015г. составит 12%, а к 2020г. 20% соответственно. При этом средний темп развития инновационной сферы Калужской области выше описанного по ЦФО. Так ожидаемая доля инновационной продукции к 2015г. составит 15% в общем объеме отгруженных товаров и оказанных услуг, а к2020г 22%. Стратегией социально-экономического развития Калужской области задан рост данного индикатора для в 2 раза к 2030г. по сравнению с прогнозным уровнем 2015г.

Геометрическими темпами развивается информационно-телекоммуникационная структура как Центрального федерального округа в целом, так и Калужской области в частности. Прогнозные оценки по ЦФО свидетельствуют о существенном росте числа персональных компьютеров с доступом к сети Интернет на 100 работников с 24 в 2010г до 32 в прогнозном 2020г. Соответственно ожидается рост доходов от услуг связи населению в расчете на одного жителя в более ем 2 раза к 2020г. по сравнению с фактическим размером в 2010г., который по прогнозам составит 19 тыс. руб. в расчете на одного жителя против 9 тыс. руб. в 2010г. Глобальная информатизация затронет не только сотрудников организаций, но и обычных пользователей. Так прогнозные оценки свидетельствуют о росте числа персональных компьютеров на 100 до-мохозяйств в 2,2 раза в 2020г. по сравнению с 2010г. и составит 137 шт.

Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4% ВВП. Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транспортную и энергетическую инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Кроме того, для развития образования и здравоохранения требуется рост инвестиций в социальную инфраструктуру. Среднегодовой прогнозный прирост инвестиций в период с 2011 по 2015гг. должен составить 10,3%, что на 28,5% ниже уровня 2008-2010гг. При этом вплоть до 2020г. будет наблюдаться замедление

темпа роста объема инвестиций, прирост которых в период с 2016 по 2020гг. составит 10%, что на 3% ниже уровня 2011-2015гг. и на 30,6% уровня 20082010гг. Противоположным образом будет складываться ситуация с прямыми иностранными инвестициями, доля которых в период с 2011 по 2015гг. прирастет на 6,9% и составит 3,1% ВВП. Данный положительный тренд будет наблюдаться вплоть до 2020г., когда доля прямы прогнозных инвестиций составит 3,5% от ВВП, что на 12,9% выше уровня 2011-2015гг. и на 20,69% уровня 2008-2010гг.

Стимулирование обновления научно-технической базы потребует также увеличения государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования, которые повысятся более чем на 71% с 0,7% объема ВВП в период с 2008г. по 2010гг. до 1,2% ВВП к 2020г. В целом бюджет развития или инновационный бюджет (включающий расходы на образование, здравоохранение, фундаментальную науку и прикладные научные исследования, инвестиции в транспортную и социальную инфраструктуру) к 2015 году составит около 14% ВВП, а к 2020г., несмотря на относительное снижение государственных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры на 9,3% в 20112015гг. по сравнению с 2008-2010гг. и на 6,4% в 2016-2020гг. по сравнению с одноименным периодом, увеличится до 14,2 - 15% объема ВВП.

В настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут быстро обеспечить значимый вклад в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства создают около 3% ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли - 28-30% ВВП. Удельный вес вклада наукоемкой продукции и экономики знаний в увеличение темпов роста ВВП в 2014-2017гг., по прогнозам может сравняться с удельным весом нефтегазового комплекса в структуре ВВП, который к 2020г. сократится до 1012% (с 18,7% в 2007 году), а вклад сектора экономики знаний и высоких технологий увеличится до 17-19% (с 10,9% в 2007 г.).

3. Анализ прогнозных индикаторов промышленности г. Калуги

Исследование среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Муниципального образования «г.

Калуга» проводился в текущих ценах. Анализ прогнозных индикаторов в соответствии с Формой 1-П «Промышленное производство» показал следующие тенденции развития муниципального образования «город Калуга». Объем отгруженной продукции (без учета НДС и акцизов) всего по разделам С, Б, Е ОКВЭД по прогнозам, полученным Министерством экономического развития Калужской области, показал положительную динамику индикаторов развития в период с 2009 по 2013гг. с постоянным абсолютным приростом равным 28534,25 млн. руб., что соответствует среднему темпу росту 23,36%. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдаться рост объема отгруженной продукции на 19% по сравнению с фактическим значением 2010г. и на 62% в 2013г. по сравнению все с тем же базисным периодом, который на конец периода упреждения прогноза составит 200896 млн. руб. Рассматривая указанные разделы в отдельности можно сделать следующие выводы:

- прогноз объема добывающих производств будет характеризоваться средним ежегодным темпом прироста на уровне 4,6%, что соответствует 18,136 млн. руб. и к 2013 г. по сравнению с 2009г. увеличиться на 19,71%;

- прогноз объема обрабатывающих производств будет характеризоваться средним ежегодным темпом прироста на уровне 23,15%, что соответствует 25844,87 млн. руб. и к 2013г. по сравнению с 2009г. увеличиться в 2,3 раза и достигнет значения в 182913,8 млн. руб. прогноз производства и распределения электроэнергии, газа и воды будет характеризоваться средним ежегодным темпом прироста на уровне 26,5%, что соответствует 2671,24 млн. руб. и к 2013г по сравнению с 2009г. увеличиться в 2,6 раза.

Индекс промышленного производства на всем периоде упреждения прогноза с 2011 по 2013гг. останется на уровне 115%, что на 32% выше уровня 2009г. Следует отметить полученные высокие прогнозные значения, характеризующие положительную динамику развития малого бизнеса в г. Калуга. Так объем отгруженной продукции по малым предприятиям будет характеризоваться средним ежегодным темпом прироста составляющим 16%, что в абсолютном выражении соответствует 1999,13 млн. руб. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдать-

ся рост объема отгруженной продукции на 36,2% по сравнению с фактическим значением 2010г. и на 81,2% в 2013г по сравнению все с тем же базисным периодом, который на конец периода упреждения прогноза составит 17844 млн. руб. Объем отгруженной продукции малого сектора бизнеса по прогнозам на 2011г. составит 107,5%, что на 4,87% нижу фактического уровня 2008г и к 2013 г. достигнет величины равной 105,2%, что соответственно ниже на 7% отчетного уровня 2008г. Оценка эффективности организаций промышленности характеризуется следующими финансовыми результатами: выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг и прибылью (убытком) за определенный временной срез. Анализ динамики выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг характеризуется положительной тенденцией со средним ежегодным темпом прироста более 8,5%, что в абсолютном выражении соответствует 15084,25 млн. руб. Проведенный анализ прогнозных индикаторов промышленности позволил сделать генеральный вывод о положительной динамики развития г. Калуги, объем прибыли организаций промышленности в которой составит к 2013 г. 10382,43 млн. руб., что в 1,6 раза выше фактического уровня 2009г

4. Анализ прогнозных индикаторов торговли и услуг г. Калуги

Анализ прогнозных индикаторов в соответствии с Формой 1-ТУ «Торговля и услуги» показал следующие тенденции развития муниципального образования «город Калуга». Оборот розничной торговли по прогнозам, полученным Министерством экономического развития Калужской области, показал положительную динамику индикаторов развития в период с 2009 по 2013гг. с постоянным абсолютным приростом равным 5408,24 млн. руб., что соответствует среднему темпу росту 10,3%. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдаться рост оборота розничной торговли на 21,3% по сравнению с фактическим значением 2009г. и на 48,2% в 2013г. по сравнению все с тем же базисным периодом, который на конец периода упреждения прогноза составит 66551 млн. руб. Индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на всем периоде упреждения прогноза с 2011 по 2013гг. останется на уровне 105-105,5%%, что на 6% ниже уровня 2009г.

Оборот общественного питания по прогнозам оценкам показал также положительную динамику индикаторов развития данного сектора экономики г. Калуги в период с 2009 по 2013 гг., при этом темп развития имеет опережающий характер по сравнению с оборотом розничной торговли и объемом платных услуг населению. Оборот общественного питания характеризуется постоянным абсолютным приростом равным 251,13 млн. руб., что соответствует среднему темпу росту 15,9%. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдаться рост оборота розничной торговли на 35,9% по сравнению с фактическим значением 2009г. и на 80,21% в 2013г. по сравнению все с тем же базисным периодом, который на конец периода упреждения прогноза составит 2256,87 млн. руб. Индекс физического объема оборота общественного питания в сопоставимых ценах на всем периоде упреждения прогноза с 2011 по 2013 гг. останется на уровне 109,3-109,8%, что на 3% ниже уровня 2009г.

Темп прироста прогнозной динамики объема платных услуг населению в период с 2009 по 2013гг. аналогичен динамики развития оборота розничной торговли и составляет в среднем 11,5% ежегодно, что соответствует в стоимостном выражении ежегодному приросту 2319,7 млн. руб. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдаться рост оборота розничной торговли на 21,8% по сравнению с фактическим значением 2009г. и на 54,5% в 2013г по сравнению все с тем же базисным периодом, который на конец периода упреждения прогноза составит 26290,33 млн. руб. Индекс физического объема платных услуг населению в сопоставимых ценах характеризуется средним ежегодным абсолютным приростом равным 1,5% и к 2013г. составит 105,3%, что на 6,14% выше уровня 2009г.

5. Анализ прогнозный индикаторов строительства г. Калуги

Анализ прогнозных индикаторов в соответствии с Формой 1-С «Строительство» показал следующие тенденции развития муниципального образования «город Калуга». Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» по прогнозам, полученным Министерством экономического развития Калужской области, показал общую положительную динамику индикаторов развития в период с 2011 по 2013 гг. по сравнению с 2009г. несмотря на пони-

женные значения характерный 20102011гг., что является отголосками мирового финансового кризиса. Постоянный абсолютный прирост данной деятельности равен 461,098 млн. руб., что соответствует среднему темпу росту 3%. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдаться спад объема строительных работ на 5,76% по сравнению с фактическим значением 2009г. и рост до 12,94% в 2013г. по сравнению все с тем же базисным периодом, значение которого на конец периода упреждения прогноза составит 16098,72 млн. руб. Индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах характеризуется средним ежегодным абсолютным приростом равным 0,3% и к 2013 г. составит 110,5%, что на 1,3% выше уровня 2009г 6. Анализ прогнозных индикаторов сельского хозяйства г. Калуги

Анализ прогнозных индикаторов в соответствии с Формой 1-АПК «Сельскохозяйственное производство» показал следующие тенденции развития муниципального образования «город Калуга». Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по прогнозам, полученным Министерством экономического развития Калужской области, показал положительную динамику индикаторов развития в период с 2009 по 2013гг. с постоянным абсолютным приростом равным 142,489 млн. руб., что соответствует среднему темпу росту 7,89%. При этом, по прогнозным оценкам на 2011г. будет наблюдаться рост объема отгруженной продукции на 14,93% по сравнению с фактическим значением 2009г. и на 35,48% в 2013г. по сравнению все с тем же базисным периодом, который на конец периода упреждения прогноза составит 2176,48 млн. руб.

Индекс физического объема сельскохозяйственных предприятий увеличится на в 2011г. по сравнению с фактическим значением 2009г. на 1,86% и составит 103,9%, а к 2013г. по прогнозным оценкам на 1,96% и достигнет уровня 104% соответственно. Таким образом, можно говорить о среднем ежегодно абсолютном приросте в районе 0,5%. Оценка эффективности организаций агропромышленного комплекса характеризуется следующими финансовыми результатами: выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг, себестоимостью проданных товаров, работ и услуг и прибылью (убытком) за определенный временной срез. Анализ

динамики выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг характеризуется положительной тенденцией со средним ежегодным темпом прироста более 11,9%, что в абсолютном выражении соответствует 31758,5 млн. руб. Размер себестоимости проданных товар в стоимостном выражении к 2013г. прогнозируется на уровне 347,5 млн. руб., что на 10,3% выше планируемого уровня 2011г. и на 45,8% больше фактически достигнутого значения в 2009г. Проведенный анализ прогнозных индикаторов сельского хозяйства позволил сделать генеральный вывод о положительной динамики развития агропромышленного комплекса г. Калуги, объем прибыли сельскохозяйственных организаций в которой составит к 2013г 2,5 млн. руб. Это второй положительный финансовый результат за рассматриваемый отрезок времени, т.к. в 2011г по прогнозам ожидается убыток от продаж в размере 5 млн. руб., а в фактическом 2009г. убыток составил существенную величину равную 15,4 млн. руб.

7. Анализ прогнозных инвестиционных индикаторов г. Калуги

Анализ прогнозных индикаторов в соответствии с Формой 1-И «Инвестиционная программа» показал общую положительную динамику индикатора объема инвестированных средств в период с 2011 по 2013 гг. Постоянный абсолютный прирост данной деятельности равен 2694,08 млн. руб., что соответствует среднему темпу росту 106,7%. При этом, динамики объема инвестиций в экономику г. Калуга с учетом уровня инфляции будет иметь отрицательный характер. Так, прирост объема инвестиций в 2011г. по сравнению с уровнем 2010г. составит всего 0,4%, а к 2013 г. темп роста инвестиционных вложений не превысит уровень базисного периода и будет соответствовать 95,7% от уровня 2012г.

8. Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, развитие российской экономики предполагается не за счет использования факторов экстенсивного (в т.ч. энергетического и сырьевого) роста, а за счет модернизации производств обрабатывающей промышленности, развития сферы услуг на основе значительного повышения производительности труда. Таким образом, сохранение конкурентоспособности калужской экономики на национальном уровне предъявляет

повышенные требования к квалификации и качеству трудовых ресурсов, а также к высоким темпам модернизации, в т.ч. на "старопромышленных" предприятиях города. Данные направления особенно значимы с учетом планируемого роста тарифов на энергоресурсы. Во-вторых, с учетом приоритетов социально-экономического развития России, при разработке Стратегии развития Калуги необходимо учитывать приоритетное развитие высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориени-рованных отраслей. Важно отметить, что развивающиеся в Калуге фармацевтический (биотехнологический) и отчасти автостроительный кластеры соответствуют данным критериям.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.

2. Стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250.

3. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 № 1540-р.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. / Прогнозы социально экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики. URL: http:// www.economy.gov. ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz (дата обращения 20.03.2011)

6. Портал органов власти Калужской области. /Министерство экономического развития/Государственные программы развития/Стратегия социально-экономического развития Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.ru/ sub/econom/Gos_prog_razv/Strategy (дата обращения 10.03.2011).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области. URL: http://www.kalugastat.ru/dbscripts/Cbsd/ DBInet.cgi (дата обращения 10.03.2011).

8. Федеральная служба государственной статистики. /Центральная база статистических данных. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения 12.03.2011).

9. Верещака Е.Г., Давлетшина Л.А., Смелов П..А., Карманов М.В. Прикладной анализ демографической ситуации на региональном уровне (монография)

- М.: МЭСИ, 2010

10. Карманов М.В., Егорова Е.А., Смелов П.А., Кучмаева О.В. Методологические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения (монография).

- М.: МЭСИ, 2010

11. Карманов М.В., Карманов А.М., Смелов П.А. Особенности интегральной оценки демографической безопасности общества // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». - 2009 - №4

References

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020, approved by the Fed-

eral Government from 17.11.2008 № 1662-r.

2. The strategy of socio-economic development of the Kaluga region for the period until 2030, approved by the Government ofthe Kaluga region of29.06.2009 № 250.

3. The strategy of socio-economic development of the Central Federal District, approved by the Federal Government on September 6, 2011 № 1540-r.

4. Federal Law of06.10.2003 № 131-FZ "On General Principles of Local Government in the Russian Federation."

5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. / Forecasts of social and economic development of the Russian Federation and the individual sectors of the economy. URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sec-tions/macro/prognoz (date accessed 03/ 20/2011)

6. Portal authorities of the Kaluga region. / Ministry of Economic Development / Government Development Programme / Strategy for Socio-economic development of the Kaluga region. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econ-om/Gos_prog_razv/Strategy (date ac-

cessed 10/03/2011).

7. The territorial office of the Federal State Statistics Service of the Kaluga region. URL: http://www.kalugastat.ru/db-scripts/Cbsd/DBInet.cgi (date accessed 10/03/2011).

8. Federal State Statistics Service. / Central statistical database. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (date accessed 12.03.2011).

9. Vereschaka E.G., Davletshina L.A., Smelov P..A., Karmanov M.V Prikladnoy analiz demograficheskoy situacii na regional'nom urovne (monografiya) - M.: MESI, 2010

10. Karmanov M.V, Egorova E.A., Smelov P.A., Kuchmaeva O.V Metodolog-icheskie voprosy ekonomiko-statis-ticheskogo analiza social'no-de-mograficheskih grupp naseleniya (monografiya). - M.: MESI, 2010

11. Karmanov M.V, Karmanov A.M., Smelov P. A. Osobennosti integral'noy ocenki demograficheskoy bezopasnosti obschestva // Nauchno-prakticheskiy ju-rnal «Ekonomika, statistika i informatika Vestnik UMO». - 2009 - №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.