УДК 338
Д.В. НОВИКОВ, Л.П. ФЕДОРОВА
КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И РЕГИОНА
Ключевые слова: продовольственная безопасность, безопасность продукции, качество, государственные меры.
Изложены исторические этапы рассмотрения проблемы продовольственной безопасности, понятийный аппарат изучаемого процесса, концептуальные подходы, эволюция применяемых методик оценки. Акцентировано внимание на безопасности продуктов как важного элемента в решении проблемы продовольственной безопасности страны и региона, в частности. Проведен анализ ситуации по выявлению некачественной продукции в Чувашской Республике, указаны причины сложившейся негативной ситуации, даны рекомендации по повышению качества потребляемой пищи.
D.V. NOVIKOV, L.P. FEDOROVA GUALITY PRODUCTION PRODUCTION SECURITY STATE AND REGION
Key words: food security, production security, quality, state measures.
The article outlines the historieal stages the problem of food safety, the notional device of the process under study, the main conceptual approaches, the evolution of the applicable methods of estimation. A special focus is given to safety of products as an important element in solving of the problem of food safety in the country and the region in particular. A detailed analysis to situations for revealing faulty products in the Chuvash Republic, is allowed to reveal specified reasons for the existing negative situation, and give recommendations for improving the quality of comsumed food.
О проблеме продовольственной безопасности мировое сообщество задумалось еще в 1945 г., тогда при ООН была создана структура по вопросам сельского хозяйства и продовольствия - ФАО. Целью деятельности организации было снижение бедности и голода в мире. В 1948 г. во «Всемирной декларации прав человека» среди важнейших ценностей человечества в статье 25 было зафиксировано право «на пищу для всех людей в мире». Дальнейшее юридическое закрепление права человека на пищу оформилось в статье 11 Международной конвенции об экономических, социальных и культурных правах.
Термин «продовольственная безопасность» был сформулирован в 1973 г. в рамках концепции «Всемирной продовольственной безопасности», разработанной ФАО. Содержание термина характеризовало состояние рынка продовольствия отдельной страны, группы стран и мира в целом. Для оценки уровня продовольственной безопасности на начальном этапе применялись: среднедушевые доходы населения, переходящие остатки продовольственного зерна, доля импорта в продовольственных ресурсах.
С развитием изучения проблемы стали применяться новые подходы к определению приоритетов и оценки продовольственной безопасности как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран. В 1974 г. во «Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания», в 1984 г. на Всемирной продовольственной ассамблее сформулировано «право на пищу как одно из неотъемлемых прав человека». В 1996 г. в Римской Декларации о Всемирной продовольственной безопасности, принятой участниками Всемирной конференции по продовольствию, подтверждается «право каждого иметь доступ к безопасной и калорийной пище, что согласуется с правом человека на адекватное питание и фундаментальным правом быть свободным от голода» [1, с. 34].
Принятие вышеперечисленных документов учитывало совершенствование показателей оценки уровня продовольственной безопасности. С середины 90-х годов ХХ в. были приняты во внимание не только количественные показатели обеспечения продовольствием населения, но и качественные. При оценке уров-
ня продовольственной безопасности стали применяться такие показатели, как доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения; территориальная доступность продуктов, доля в потреблении продуктов, снижающих потери времени; доля в потреблении доброкачественных продуктов; влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе генномодифицированных продуктов [2, с. 5].
В связи с тем, что в рамках Всемирного продовольственного саммита в 1996 г. страны-участницы не пришли к единому мнению о том, какое соотношение должны иметь внутреннее производство продовольствия и импорт, вопрос продовольственной безопасности стал рассматриваться как часть экономической безопасности.
На уровне отдельного государства продовольственная безопасность рассматривается как «национальная политика, позволяющая стране достичь высокой степени самообеспеченности продовольствием в результате устойчивого и стабильного производства основных продуктов и их доступности населением» [5, с. 90].
В России в рамках Концепции национальной безопасности России в 1997 г. принят Федеральный закон «О продовольственной безопасности РФ». Согласно Закону уровень продовольственной безопасности оценивается [6, с. 32]: 1) физической доступностью продовольствия; 2) экономической доступностью продовольствия; 3) безопасностью продовольствия.
С учетом того, что в последнее время происходит процесс регионализации управления экономики, ответственность за решение этой проблемы ложится на субъекты РФ, поэтому целесообразно конкретизировать эти понятия для регионального уровня.
Данный подход предусматривает рассмотрение возможности АПК внутри региона производить необходимый объем продовольствия, возможности людей обеспечить себя необходимым качественным питанием.
Физическая доступность предполагает, что достаточное количество продовольствия должно быть доступным для каждого человека, включая людей из социально незащищенных слоев населения.
Экономическая доступность предполагает, что личные финансовые доходы гражданина, независимо от его социального статуса, позволяют приобретать ему продукты питания надлежащего рациона без угрозы удовлетворения других потребностей.
Качество продукции может свидетельствовать о научно-техническом, экономическом уровне развития государства, являясь залогом успешного решения проблемы обеспечения населения необходимыми продуктами питания [5, с. 198].
Проблемы качества и безопасности выделены в законе отдельным пунктом, в связи с тем, что при достижении физической и экономической доступности питания за счет некачественной продукции ставится под угрозу функционирование системы продовольственной безопасности. Контролю за качеством продуктов питания в последнее время уделяется пристальное внимание в связи с участившимися случаями поступления на рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов.
По данным Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в 2007 г. было забраковано 922 партии продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом 8665 кг. По объему забракованной продукции, рассчитанному в килограммах, - 79,8% приходится на отечественную продукцию (в 2006 г. - 70,5%) и 20,2% - на импортируемую (в 2006 г. - 29,5%). Самое большое количество забракованных пищевых продуктов приходится на алкогольные напитки - 2972 кг (34,3%), половина из которых импортные - 1514 кг; молоко и
молочные продукты, включая масло и сметану - 1101 кг (12,7%); птицу и птицеводческие продукты - 1050 кг (12,1%), мясо и мясные продукты - 1047 кг (12,1%) [3].
Неблагоприятной тенденцией является увеличение бракованной продукции отечественных товаропроизводителей, что в конечном итоге может отразиться на предпочтениях потребителей.
В 2008 г. в Чувашской Республике санитарно-химическим показателям и гигиеническим требованиям не отвечали 3,6% проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, что на 0,2% меньше, чем в 2007 г. - 3,8%. Из проб овощей и бахчевых на содержание нитратов 1,2% не соответствовали гигиеническим нормативам, что 0,4% больше, чем в 2007 г. Гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям не соответствовали 28,9% биологически активных добавок к пище, 13,7% птицы и птицеводческих продуктов, 12,0% кулинарных изделий, 5,8% проб хлебобулочной и кондитерской продукции, 5,8% проб рыбы и рыбных продуктов, 4,9% проб мяса и мясных продуктов, 3,7% проб безалкогольных напитков, 1,4% проб овощей и бахчевых 1,3% проб алкогольных напитков и пива и 0,9% проб молока и молочных продуктов. По сравнению с прошлым годом снизился процент нестандартных проб безалкогольных (2007 г. -27,2%) и алкогольных (2007 г. - 3,5%) напитков [3].
Причины увеличения количества некачественной, фальсифицированной продукции на продовольственном рынке региона связаны с несоответствием существующей системы государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов изменившимся условиям производства и реализации продуктов питания.
Отсутствие современных государственных стандартов, оценивающих и контролирующих процесс производства, а не конечную ее стадию, приводит к выпуску пищевой промышленностью продуктов питания с низкими потребительскими качествами.
Учитывая сложившуюся ситуацию, при решении проблемы продовольственной безопасности страны помимо мер по поддержке АПК и борьбы с бедностью необходимо принимать меры по повышению качества пищи и повышению здоровья нации в целом, посредством:
1) разработки и внедрения государственных мер по обеспечению правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска качественной продукции;
2) внесения изменений в действующее законодательство, направленных на разработку и утверждение современных технических регламентов и стандартов, а также закрепление контроля и надзора за качеством пищевых продуктов за одним государственным органом;
3) усиления контроля государства за качеством ввозимого продовольствия посредством разработки современных стандартов качества;
4) стимулирования инновационных подходов к производству продуктов питания отечественными товаропроизводителями, направленных на повышение качества конечной продукции и минимизациию затрат на производство;
5) стимулирования перехода отечественных товаропроизводителей на продовольствие под брендами «экологически чистых» продуктов питания с наименьшим риском причинения вреда здоровью человека и окружающей среде;
6) пропаганды потребления здоровой качественной пищи и гигиены питания среди населения страны.
Таким образом, качество продукции является важнейшей составляющей продовольственного обеспечения региона.
Литература
1. Блау С.Л. Управление ресурсным потенциалом региона с позиции продовольственной безопасности: монография / С.Л. Блау. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. 232 с.
2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) // Российская газета. 1996. 14 мая.
3. Официальный сайт Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии -http://gov.cap.ru/main.asp.govid.107.
4. Сметанников А.Е. Качество продукции - национальная безопасность государства / А.Е. Сметанников // Закон. 2007. № 10. С. 198-204.
5. Стуканова И.П. Продовольственная безопасность как составляющая качества жизни населения региона / И.П. Стуканова // Стандарты и качество. 2009. № 3. С. 90-94.
6. Федеральный закон Российской Федерации № 214-ФЗ от 10 декабря 1997 г. «О продовольственной безопасности Российской Федерации» // Сборник законодательства РФ. 1998. № 2.
НОВИКОВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NOVIKOV DMITRI VASILEVICH - post-graduate student to chair of economy, management and cooperation of independent noncommercial organization, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА - заведующая кафедрой экономики, управления и кооперации, доктор экономических наук, профессор, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FEDOROVA LUDMILA PETROVNA - doctor of economy sciences, professor, manager to chair of economy, management and cooperation of independent noncommercial organization, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.