СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ДК 338.24
КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХУСЛУГ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИИ*
Я. Я. КАЙЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье рассмотрены вопросы повышения качества предоставления гражданам государственных (муниципальных) услуг и модернизации сети их предоставления за счет бюджетных средств федерального, регионального и муниципального уровней власти. Показана региональная практика предоставления государственных (муниципальных) услуг. Предложены конкретные мероприятия, направленные на обеспечение гарантий населению России в получении качественныхуслуг и повышение уровня жизни населения.
Ключевые слова: качество государственных (муниципальных) услуг, стандарты качества услуг, административный регламент, уровень жизни населения.
В последние годы одной из животрепещущих тем во властных структурах всех уровней является вопрос повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Актуальность данного вопроса государственной деятельности связана в целом с низкой оценкой эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления в области предоставления качественных государственных (муниципальных) услуг населению.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.
Очевидно, что повышение качества государственных (муниципальных) услуг является одним из основных направлений развития государства, о чем свидетельствуют отдельные положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 25.05.2009. В нем обращается внимание на обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.
Качество государственных услуг — это основной и часто единственный критерий эффективности и качества государственного управления, эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, который понятен простым гражданам и предпринимателям.
Общепринятое определение стандарта качества государственной (муниципальной) услуги в настоящее время отсутствует.
За период проведения административной реформы (2003—2010гг.) на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях были приняты стандарты качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и административных регламентов, появилось множество определений стандарта качества государственных
(муниципальных) услуг, закрепленных в нормативных правовых актах субъектов РФ.
Например, в Пермской области (ныне — Пермский край) качество государственной услуги определяется как совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности получателя в отношении содержания (результата) услуги [9].
В соответствии с законодательством Калининградской области стандарт качества государственной услуги — это совокупность характеристик государственной услуги и соответствующих требований к процедурам оказания государственной услуги; качество государственной услуги — это соответствие фактически оказанной государственной услуги установленным стандартам качества государственной услуги [6].
В методических рекомендациях по формированию базовых требований к качеству государственных услуг в Ярославской области закреплено, что качество государственной услуги — это совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [2].
В Республике Казахстан модельные методические рекомендации по определению показателей стандартов государственных услуг звучат так: показателями качества и доступности государственных услуг является совокупность количественных и качественных параметров, позволяющих измерять, учитывать, контролировать и оценивать результат предоставления государственныхуслуг [3].
Качество административно-правовой услуги — это устойчивость установленного административно-правового отношения, т. е. это качество работы «бэк-офиса» (операционно-учетное подразделение, обеспечивающее работу подразделений, участвующих в управлении активами и пассивами организации). Можно человеку комфортно выдать документ, но этот документ на следующий день будет оспорен, так как качество услуги — это устойчивость документа. Многофункциональные центры (МФЦ) и «одно окно» не обеспечивают качество услуги, но они обеспечивают качество обслуживания. Необходимо разделять эти понятия, потому что комфорт приема-выдачи документов — это не есть качество документа, хотя комфорт — это очень важно. Поэтому нужно автоматизировать не только МФЦ, но и «бэк-офис», который автоматизирует саму бизнес-логику [1].
С учетом различных трактовок стандарта качества услуг в субъектах РФ и специфики де-
ятельности органов государственной власти по данному вопросу можно предложить следующее определение стандарта качества государственных (муниципальных) услуг: это документ, содержащий описание состава, качества, условий и порядка предоставления услуг, позволяющий потребителю услуги получить четкое представление о своих правах на нее и об условиях получения услуги в рамках действующего законодательства и местной правовой базы [11].
В 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)». В 2006 г. в нее были внесены изменения. Программа носит комплексный характер, направленный на повышение эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Главными задачами программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» в 2010 г. являлись:
— повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
— доработка сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) для сбора, хранения и анализа информации о государственных услугах в целях оптимизации и повышения качества предоставления государственных услуг.
Внедрение в 2002—2009 гг. информационных компьютерных систем в органах государственной власти носило преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяло в значительной мере улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственныхуслуг, предоставляемых гражданам.
В 2009 г. была принята Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. В рамках концепции субъектам РФ было поручено провести анализ финансового обеспечения публичных нормативных обязательств и осуществить:
— разработку и утверждение критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий и обеспечение финансирования бюджетных учреждений в соответствии с
принципами бюджетирования, ориентированного на результат;
— разработку стандартов и нормативов минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, которые должны определять минимальный гарантированный объем и качество таких услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов;
— разработку и определение перечня показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг.
В 2010 г. была принята Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. Одна из основных задач данного документа — повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и в некоторых других социально значимых сферах.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установил требования к процедурам предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также к порядку взаимодействия органов, предоставляющих услуги, с гражданами и отдельными организациями. Законом определены ключевые понятия, например, стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Повышение качества государственных (муниципальных) услуг — приоритетное направление в социально-экономической и бюджетной политике РФ. Начиная с 2001 г. органы публичной власти стали уделять должное внимание вопросу повышения качества государственных (муниципальных) услуг. Причины данного обстоятельства понятны и объяснимы. Во-первых, после серьезных структурных преобразований в экономике наконец дошли руки до того, чтобы заняться собственной бюджетной сетью. Во-вторых, появилась возможность аккумулировать денежные средства для решения этой важной задачи. Так, начиная с 2004 г. Минфин России проводит конкурс среди субъектов РФ и муниципальных образований на предоставление субсидий по разработке и реализации Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов, в которой одним из главных направлений реформирования стало повышение качества государственных (муниципальных) услуг [11].
В 2008 г. были приняты основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. В них были утверждены целевые показатели и перечень проектов по их реализации, а также приняты меры по формированию системы государственного задания в отношении услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями. Методическую и финансовую поддержку в рамках административной реформы получила разработка ведомственных целевых программ по повышению качества предоставления государственных услуг и исполнений государственных функций.
Правительство Российской Федерации в 2008 г. поставило перед субъектами РФ конкретную задачу: повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных (муниципальных) услуг с14до50%,ак2010г. довести этот показатель до 70%. Доля издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке должна быть снижена в 2008—2010 гг. с 10 до 3%. Многофункциональные центры должны быть созданы к 2012г. в 30 % российских городов с населением свыше 50 тыс. чел.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров является необходимым мероприятием по повышению качества предоставления наиболее массовых и общественно значимых услуг всех трех уровней власти: федерального, регионального, муниципального. МФЦ позволяют минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями.
По поручению заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 27.01.2011 № 4 Минэкономразвития России была разработана Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011—2013 гг. Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р утверждена Государственная программа «Информационное общество (2011—2020 годы)», в которой имеютсядве подпрограммы.
1. Качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе.
2. Электронное государство и эффективность государственного управления.
Эффективность государственной программы оценивается по следующим параметрам:
— формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
— повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;
— совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
— повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.
Реализация данной государственной программы, по мнению ее разработчиков, позволит решить следующие задачи:
— создать условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;
— повысить эффективность государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снизить стоимость обеспечения государственного управления;
— подготовить переход к новой форме организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, т. е. обеспечить качественно новый уровень оперативности и удобства в получении организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг, а также достоверной информации о резуль-татахдеятельности органов власти.
Эффекты, возникающие при использовании информационных технологий в различных сферах деятельности, в конечном итоге повлияют на повышение качества жизни граждан вне зависимости от их возраста, состояния здоровья и региона проживания, а также на повышение производительности труда и конкурентоспособности российских товаров. В целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и
муниципальных услуг принят Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 быласоздана Единая системаинформацион-но-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Единая система содержит в своем составе региональные реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порталы государственных и муниципальных услуг [5].
Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 утверждена Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».
В практику бюджетного планирования с 01.01.2009 введены государственные задания на оказание государственных услуг, способствующие увязке объемов и качества данных услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказанных услуг.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 6 дает определение государственного (муниципального) задания. Задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему, содержанию, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг или выполненных работ.
Перечень государственных услуг должен содержать основные требования к качеству государственной услуги, подкрепленные ссылками на разделы утвержденного административного регламента исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг с указанием их реквизитов либо стандарта предоставления государственной услуги. При этом предлагается установить не менее двух—трех, но не более пяти показателей качества. Их состав должен быть по возможности единым для всех федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных органов исполнительной власти, оказывающих одинаковую услугу.
В качестве основы для установления показателей качества оказания услуги предлагается учесть наиболее важные функции и полномочия, закрепленные за органом государственной власти и федеральным государственным бюджетным учреждением.
Ключевой и базовой целью федеральной и региональной политики в Российской Федерации является задача сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимы совместные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Важно создать в регионах благоприятные экономические условия для бизнеса с учетом перспектив экономической специализации каждой отдельной территории в целях инновационного развития экономики.
По мнению экспертов, использование в работе органов государственной власти современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) будет способствовать обеспечению доступа граждан к достоверной официальной информации, созданию новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом, институтами гражданского общества. Вместе с тем использование ИКТ даст значительное повышение эффективности государственного управления, основная цель которого — улучшение качества и оперативности принятия управленческих решений, повышение уровня жизни населения в регионах Российской Федерации.
Например, в Ростовской области создан портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области. На нем пользователь может найти интересующие его государственные и муниципальные услуги, узнать, какое учреждение ответственно за их предоставление, какие документы для этого потребуются, куда, когда и к кому можно обратиться для получения услуги. Ведется работа по созданию единого областного телефонного центра, задачей которого станет предоставление гражданам и организациям Ростовской области государственных и муниципальных услуг в телефонном режиме [4].
В Республике Саха (Якутия) в 2007 г. была принята программа реформирования региональных финансов на 2008—2010гг., в результате осуществления которой была создана система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Были определены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры,
кинематографии и средств массовой информации. Они включают в себя описание бюджетных услуг, групп их потребителей, количественные параметры оценки конечного результата для потребителей. Здесь же называются министерства и ведомства, ответственные за предоставление информации, периодичность ее обновления с указанием источ-никаинформации [8].
Принято постановление Правительства Республики Бурятия «О создании государственного учреждения «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг», а также подготовлен проект программы «О создании многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Бурятия на 2011—2015 годы» [5, 10]. Главной целью программы является создание системы многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, нацеленных на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг на территории Республики Бурятия.
Администрация Смоленской области в 2010 г. постановлением № 584 утвердила долгосрочную целевую программу по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2011—2012гг. [7]. Основными задачами программы являются:
— обеспечение роста экономики и уровня жизни населения области за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
— содействие проведению административной реформы, совершенствование системы государственного и муниципального управления в области;
— повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов государственной власти на основе использования современных ИКТ;
— повышение качества жизни населения области за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в повседневной жизни.
По свидетельству международных экспертов по эффективности государственного управления, качеству и доступности публичных услуг, оказываемых гражданам и организациям, Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. По ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия
значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти и местного самоуправления, падении доверия граждан к государственным и муниципальным институтам, государственным и муниципальным служащим.
Одной из причин сложившейся ситуации является низкая эффективность системы предоставления государственных (муниципальных) услуг. Существующая система предоставления данных услуг физическим и юридическим лицам характеризуется как территориально разобщенная, непрозрачная, затянутая по срокам и сложная по процедурам, накладывающая основное бремя по сбору, согласованию и предоставлению документов на заявителя.
В этой связи предоставление возможности получения в первую очередь социально значимых, а также иных публичных услуг в одном месте позво -ляет приблизить публичные услуги к заявителю.
Известно, что эффективность работы органов местного самоуправления во многом определяется качеством предоставляемых ими услуг. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос полноты и качества предоставляемых населению публичных государственных и муниципальных услуг, основополагающими целями которых являются социальная защита отдельных категорий граждан и поддержка хозяйствующих субъектов на территории каждого муниципального образования. При этом основу регулирования предоставления публичных услуг населению должна составлять прочная правовая база.
К сожалению, пока не разработаны четкие критерии разграничения компетенции между различными институтами публичной власти с учетом их особенностей, влияющих на способность наиболее эффективно решать те или иные вопросы, однако определенные выводы сделать можно уже сейчас [12]. Представляется, что таким критерием может быть централизованная унификация, установление единых стандартов для той или иной публичной услуги. По такому критерию несложно выделить ряд вопросов общегосударственного характера, одновременно отнесенных к вопросам местного значения. Это в первую очередь сфера образования, в том числе дошкольного, медицинское обслуживание и другие, весьма проблемные для большинства муниципалитетов вопросы.
Например, особую тревогу вызывает низкая и несвоевременно выплачиваемая заработная плата
работников дошкольных учреждений, что приводит к снижению качества дошкольного образования, оттоку педагогических кадров, особенно из села. Финансирование дошкольных образовательных учреждений находится в ведении муниципалитетов, у которых нет достаточных средств на повышение заработной платы работников образования, что приводит к снижению качества данной публичной услуги, хотя в соответствии с законодательством государство должно гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Аналогичная ситуация возникает и по другим социально значимым вопросам, требующим централизованного решения, качество которых должно быть единым на всей территории нашей страны. Поэтому было бы целесообразно исключить из числа вопросов местного значения то, что связано с образованием и медицинским обслуживанием при сохранении возможности участия органов местного самоуправления в осуществлении мероприятий в этой сфере.
Таким образом, во-первых, обеспечивается баланс полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышается качество предоставления наиболее «проблемных» публичных услуг, а во-вторых, будут значительно разгружены муниципалитеты, что отразится на результатах деятельности органов местного самоуправления.
Вместе с тем перераспределением полномочий между уровнями публичной власти проблема повышения качества оказания публичных услуг населению может быть решена лишь частично, в зависимости от особенностей и возможностей того или иного муниципального образования.
Решающее значение для достижения баланса интересов государственной и муниципальной власти имеет качественное построение взаимодействия уровней публичной власти, результатом которого должны стать как улучшение обслуживания населения, так и достижение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления, наиболее полная реализация международных и конституционных принципов организации местного самоуправления и эффективного функционирования нашего государства.
Практика показывает, что из лиц, обладающих реальной возможностью влиять на уровень жизни населения, ближе всех к нему оказываются высшие должностные лица субъектов РФ, а руководство местного самоуправления лишь время от времени пытаются встроить в эту вертикаль, но не
включают их в систему комплексного обеспечения населения качественными публичными услугами. Складывается ситуация, при которой объем ответственности органов местного самоуправления перед населением значительно превысил объем реальных полномочий муниципалитетов, направленных на повышение качества жизни населения.
Важным нововведением, направленным на повышение качества оказания публичных услуг, которое муниципалитетам следует позаимствовать у органов государственной власти, является разработка и установление административных регламентов, содержащих единые стандарты качества предоставления публичных услуг.
Административные регламенты положительно зарекомендовали себя в улучшении качества предоставления государственных услуг. Так, результаты социологического опроса продемонстрировали, что предоставление экспертируемой государственной услуги после внедрения соответствующего административного регламента для потребителя существенно улучшилось, что отметили 40 % респондентов (для 60 % из них улучшение стало незначительным).
Административный регламент на местном уровне способен служить не только стандартом качества оказания муниципальных услуг, но и гарантом этого качества. Данный подход мог бы проявить себя более полно при его унифицированной регламентации на уровне закона субъекта Российской Федерации, а в качестве общих принципов — на уровне федерального законодательства.
В связи с этим, по мнению автора, разработка и законодательное закрепление обоснованных единых стандартов исполнения полномочий по оказанию публичных услуг в сочетании с максимальной интегрированностью местного самоуправления в единый комплексный механизм повышения уровня жизни граждан имеют большое значение для достижения справедливого социального положения населения, усиления социально-территориального равноправия.
В настоящее время большая часть бюджетных учреждений не располагает необходимыми финансовыми, кадровыми и организационными возможностями для эффективного решения стоящих перед ними задач, что отражается на качестве предоставляемых услуг и выполняемых работ [И]. Физические и юридические лица в процессе получения государственных (муниципальных) услуг сталкиваются со следующими распространенными проблемами:
— отсутствием системной информации о порядке предоставления услуги;
— наличием административных барьеров, несогласованностью действий сотрудников;
— необоснованным взиманием платы;
— длительным временем ожидания доступа к услуге;
— длительным временем ожидания предоставления услуги;
—удаленностью услуги от потребителя;
— ограниченным количественным и качественным объемом услуги;
— недостаточной вежливостью и предупредительностью сотрудников;
— недостаточной квалификацией сотрудника, предоставляющего услугу.
Перечисленные выше препятствия к получению услуги приводят к росту недоверия населения к бюджетным учреждениям и власти в целом, а также вынуждают граждан искать альтернативные источники получения услуги на коммерческой основе. Следует отметить, что Конституция РФ гарантирует гражданам доступ к получению услуг на всей территории страны. Однако на практике это не означает, что население получает равный набор и объем услуг одинакового уровня качества, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств. Поэтому одной из основных организационных задач в сфере повышения качества государственных (муниципальных) услуг является эффективная работа всех уровней власти в рамках реализации мероприятий по повышению качества предоставляемых услуг.
Следует отметить, что за последние десять лет в России произошли существенные изменения в правовом, организационном и методическом плане по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг. Было принято множество нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, созданы МФЦ, появились современные формы предоставления государственных (муниципальных) услуг. Но очевидно, что данныхмер пока недостаточно, чтобы можно было говорить о том, что по всей стране оказываются качественные государственные (муниципальные) услуги и произошли серьезные подвижки в повышении качества жизни населения.
Для существенного изменения ситуации в данной области необходимо:
— размещать информацию о государственных (муниципальных) услугах в сети Интернет;
— предоставлять государственные (муниципальные) услуги в электронной форме на всей территории страны;
— внедрять электронные системы оплаты услуг;
— разработать и внедрить единые стандарты качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
— разработать и внедрить систему мониторинга и оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг как со стороны органов власти, так и со стороны населения;
— перевести государственные (муниципальные) учреждения по оказанию услуг на нормативно-целевое финансирование, а при планировании и предоставлении им бюджетных средств необходимо учитывать оценку качества предоставляемых услуг и выполненных работ;
— в каждом муниципальном образовании должна быть принята и реализована своя конкретная программа повышения качества государственных (муниципальных) услуг, в рамках которой необходимо решить ряд проблем: от внедрения единых стандартов и административных регламентов до создания МФЦ, действующих по принципу «одного окна», а также использования современных электронных технологий;
— увязать мероприятия Федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы РФ на 2009—2013 гг. с повышением качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
— обеспечить единообразие (унификацию) наименований государственных и муниципальных услуг (функций), структуры административных регламентов, а также публикуемой в Сводном реестре и на Едином портале информации об указанных государственных и муниципальных услугах, при необходимости внося соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций);
— оптимизировать порядок предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) как в рамках комплексной оптимизации государственных и муниципальных функций и услуг в отраслевом разрезе, так и в отношении конкретных наиболее массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг.
Эффективность государственного управления — показатель, который как зеркало отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой правительством. Реализация вышеперечисленных мероприятий
позволит гарантировать населению страны получение качественных услуг, что даст возможность
перейти ему на новый уровень качества жизни.
Список литературы
1. Загоруйко А. Е. Понятие «качество госуслуги».
2. Методические рекомендации по формированию базовых требований к качеству государственных услуг в Ярославской области. URL: http://nova. rambler. ru/srch?query.
3. Модельные методические рекомендации по определению показателей стандартов государственных услуг в Республике Казахстан. URL: http://nova. rambler.ru/search?btnG.
4. Носко Б. П. Организация и финансирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг // Финансовые исследования. 2009. №4.
5. О создании государственного учреждения «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг»: постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2008 № 284. URL: http://egov-buryatia. ru/index. php?id=2621.
6. О стандартах качества государственных услуг в Калининградской области: закон Калининградской области от 30.06.2008 № 263. URL: http://nova. rambler. ru/srch?query.
7. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Смоленской области» на 2011—2012 годы: постановление администрации Смоленской области от 28.09.2010 № 584. URL: http://its.admin-smolensk. ru/dokumenti/dokumenti_sm/news_751.html.
8. Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008—2010 годы: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12 2007 № 517. URL: http://www. crhistory. ru/index.php?ds=5227.
9. Порядок ведения Реестра бюджетных услуг: указ губернатора Пермской области от 19.01.2005 № 9.
10. Проект программы «О создании многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Бурятия на 2011—2015 годы». URL: http://economy. buryatia.ru/... /PROGRAMMAR... infin_GPK.doc.
11. Чалая Ю.Ю. Организационно-правовые основы повышения качества государственных (муниципальных) услуг // Руководитель бюджетной организации. 2010. № 3.
12. Щепачев В. А. Участие местного самоуправления в оказании публичных услуг населению: некоторые проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 3.