го образования детей: в среднем по республике уровень общей удовлетворенности составлял 82,9 %. Лидерами по этому показателю в 2010 г. стали семь районов: Ардатов-ский, Атяшевский, Ичалковский, Ромоданов-ский, Старошайговский, Теньгушевский и Торбеевский (здесь уровень удовлетворенности в целом качеством общего образования детей выше 88 %). Показатели ниже среднего по республике (менее 78 %) в 2010 г. зафиксирован в Атюрьевском, Кадошкинском, Красноелободском, Темниковском районах и г. о. Саранск. По основным недостаткам образовательных учреждений наблюдается следующая тенденция: в 2010 г. снизилась доля респондентов, отмечающих старую мебель в учреждении и отсутствие капитального ремонта; вместе с тем участились жалобы
на слишком сложную образовательную программу. Среди районов республики недовольство слишком сложной образовательной программой более всего возросло в Ардатов-ском муниципальном районе, старой мебелью в образовательных учреждениях — в Кочку-ровском, отсутствием капитального ремонта помещений — в Чамзииском.
Отметим, что в образовательных учреждениях Республики Мордовия необходимо создавать условия для более комфортного пребывания детей, развивать материально-техническую базу, а также совершенствовать инновационные технологии. Органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов необходимо обратить особое внимание на решение данных проблем.
Поступила 13.07.11.
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Н. В. Ивашкина
В статье представлен анализ оценок качества подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений руководителями профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Республики Мордовия.
Реализация функций воспроизводства образовательной и профессиональной структуры кадров обеспечивается институтами системы образования, уровень развития которых определяет потенциал воспроизводства. Система профессионального образования сегодня столкнулась с проблемами, связанными с деятельностью в условиях рыночной конкуренции, в том числе на рынке труда.
В контексте решения задач подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда, и повышения эффективности профессионального образования республики посредством совершенствования взаимодействия системы профессионального образования и предприятий (организаций) в июне-августе 2009 г. НИИ регионологии Мордов-
ского государственного университета проведено социологическое исследование «Комплексное взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Республики Мордовия». Одной из задач исследования была оценка качества подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений республики руководителями учебных заведений и предприятий (организаций).
Оценка уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений является важным индикатором эффективности функционирования системы профессионального образования. Так, мнения руководителей профессиональных образовательных учреждений по этому вопросу поде-
© Н. В. Ивашкина, 2011
Серия < Социологичес кие науки»
лились почти поровну: 52,6 % считают его высоким, 47,4 % — низким. Характерно, что наиболее высоко оценили уровень подготовки выпускников руководители учреждений высшего профессионального образования (75,0 %), средним считают его большинство руководителей начального профессионального образования (86,7 %). На наш взгляд, это объясняется тем, что контингент поступающих и обучающихся в системе начального профессионального образования ниже, чем в среднем и тем более высшем профессиональном образовании, да и материальная база последних намного лучше. Следует отметить, что ни один из респондентов этой группы не оценил уровень подготовки выпускников как низкий.
Интересным представляется сравнение оценок уровня подготовки выпускников руководителями профессиональных образовательных учреждений и руководителей предприятий и организаций как непосредственных потребителей. Здесь выявлены разногласия в мнениях. Так, работодатели в большей степени оценивают уровень подготовки \ выпускников как средний. И если руководи-I тели средних и высших профессиональных учебных заведений оценили уровень как высокий более чем у половины выпускников (59,1 и 75,0 % соответственно), то работодатели отметили меньшую долю выпускников с таким уровнем подготовки (6,9 и 30,3 %). Среди работодателей 14,3 % указали иа то, что уровень подготовки выпускников начального профессионального образования является низким. Принимая во внимание потребность на рынке труда именно в квалифицированных рабочих кадрах, можно констатировать особую социальную значимость проблем с качеством подготовки в сегменте начального профессионального образования. Наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, руководители профессиональных образовательных учреждений иногда завышают оценку уровня подготовки выпускников, с другой — работодатели предъявляют завышенные требования к выпускникам.
В ходе интервью с руководителями предприятий (организаций) были учтены как положительные, так и отрицательные оценки качества подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений. Так, высоко оценили уровень подготовки выпускников медицинского профиля (Министерство здравоохранения РМ: «О качестве подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием в учебных заведениях республики свидетель-
ствует тот факт, что руководителями большинства учреждений отрасли, в том числе крупных многопрофильных стационаров, являются выпускники университета»), сельскохозяйственной направленности (ОАО «Талина»: «Для нас превосходно готовят кадры средние специальные учебные заведения»).
Были и противоречивые оценки, когда эксперты сравнивали подготовку выпускников разных уровней образования (ОАО «Руз-химмаш»: «Следует отметить, что сотрудничество с техникумом даже более эффективное, чем с вузом, так как там практики побольше и получается так, что выпускники техникума больше знают, чем выпускники вуза») и одного уровня (ОАО «Станкостроитель» «Мы сотрудничаем с профессиональным училищем № 33 и профессиональным лицеем № 21, вроде бы профиль подготовки одинаков, готовятся в основном станочники широкого профиля металлообработки. Следует отметить, что уровень подготовки студентов лицея № 21 значительно выше, чем у студентов ПУ Лг? 33. Ребята из лицея приходят более подготовленными как в плане дисциплины, так и в плане профессионального мастерства. С ними мы работаем качественно»).
Были высказаны критические замечания и по поводу подготовки специалистов в вузах (ОАО «Станкостроитель»: «...нам бы хотелось более тесного сотрудничества с РИМ МГУ им. Н. П. Огарева, так как это по нашему профилю. Но вот в Рузаевке мы никак не найдем контакты. Очень маленькая численность тех, кто приходит на практику. Допустим, по договору мы просим определенное количество студентов, а присылают нам одного-двух, чаще даже девушек, хотя предпочтение мы отдаем юношам. Я даже не знаю, куда они уходят. Хотелось бы оттуда больше и студентов на практику, и специалистов».
Руководители предприятий высказали и конкретные претензии к отдельным специалистам (ОАО «Талина»: «Проведя анализ работы молодых специалистов, занятых на предприятиях агрохолдинга „Талина" мы выявили основные недостатки в подготовке выпускников, а именно: юристы в основном узко специализированны, слабо представляют порядок составления документации; экономисты — неуверенные пользователи ПК, не имеют практических навыков работы с „1С"; относительная невысокая подготовка в вопросах налогового учета, платежных систем, бухгалтерского учета по отраслям (торговля, сельское хозяйство); у строителей слабые навыки работы с проектной документа-
150
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | >¿9 3
цией и специализированными программами по автоматизации производственного процесса; слабые навыки организации работы первичного звена (рабочих); не знают порядок оформления исходно-разрешительной и исполнительной документации; зоотехники и ветеринары не имеют навыков работы на современных фермах, не обладают специальной теоретической подготовкой по отдельным направлениям, недостаточно знаний по племенному учету, не владеют техникой искусственного осеменения, низкий уровень знаний по ветеринарии; агрономы: поверхностные знания по технологии растениеводства; технологи (мясопереработка): средняя теоретическая подготовка, не хватает практических навыков»).
Несоответствие качества подготовки выпускников требованиям работодателей влечет за собой проблему переподготовки специалистов. Так, в ответах на вопрос: «Примерно какую долю выпускников, работающих у Вас, Вам приходится переучивать?» — более половины экспертов указали на альтернативы, предполагающие переобучение работающих у них выпускников. Причем по уровням образования распределение ответов практически аналогично: о том, что приходится переучивать большинство выпускников профлицеев и профучилищ, заявили 20,0 % экспертов, выпускников колледжей и техникумов — 21,4, вузов — 22,6 %. Альтернативу «меньше половины» по выпускникам НПО выбрали 24,0 % экспертов, по выпускникам СПО - 25,0, ВПО - 22,6 %.
Вместе с тем доля экспертов, указывающих на то, что переучивать приходится почти всех, уменьшается в соответствии с более высокой ступенью образования. Если по выпускникам НПО этот показатель составляет 8,0 %, то по выпускникам СПО — 3,6 %. Относительно выпускников с высшим образованием эта альтернатива экспертами не отмечена. Таким образом, чем выше уровень полученного образования у выпускников, работающих на предприятиях (в организациях), тем реше возникает необходимость в их переучивании.
Необходимость переучивать выпускников учреждений профессионального образования не только является индикатором несоответствия уровня подготовки требованиям предприятий и организаций, но и характеризует ряд негативных процессов: слабую взаимосвязь образовательных учреждений и потребителей образовательных услуг; недостаточную мотивацию выпускников к трудовой деятельности; несоответствие профес-
сиональной структуры выпускников учебных заведений и структуры спроса работодателей.
Основными причинами несоответствия структуры выпускников профессиональных образовательных учреждений и структуры спроса работодателей на рабочую силу руководители профессиональных образовательных учреждений считают низкий размер заработной платы у молодых специалистов (78,9 %), недостаточную координацию и взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг (47,4 %) и отсутствие точного прогноза по приоритетным специальностям на среднесрочную и долгосрочную перспективу (45,6 %).
Экспертами отмечены и иные причины, такие как «высокие требования работодателей к уровню профессии», «искаженное понятие у родителей о будущем детей», «необходимость менять критерии оценки успеха в СМИ», «непрестижность для выпускников школ востребованных рабочих профессий», «неоправданно большое число подготавливаемых юристов и экономистов во всех вузах и учреждениях СПО, следует готовить только востребованных специалистов, таких как зоотехники, ветеринары, строители, инженеры», «узкий рынок вакансий».
Большинство экспертов-работодателей (71 %) указали перечень требований, предъявляемых кадровыми службами предприятий (организаций) к индивидуальным и профессионально-квалификационным качествам принимаемых специалистов и работников. Среди требований, связанных со спецификой отрасли, часто называются дисциплинированность, аккуратность, эмоциональная устойчивость, нематериальная мотивация к работе, умение решать нестандартные задачи, стремление учиться и т. д. Однако самым распространенным требованием, обозначенным многими экспертами, является наличие стажа и опыта работы. Исходя из этого шансы на трудоустройство выпускников на существующие вакансии значительно снижаются .
Тем не менее в качестве главных требований, которые предъявляются предприятиями выпускникам в настоящее время, указываются высокий уровень практической подготовки (55,3 %) и теоретических знаний (52,6 %), высокая работоспособность (55,3 %), умение работать в команде и на благо команды (52,6 %), умение и желание учиться (36,8 %). Сравнительно меньше востребованы умение брать ответственность на себя (21,1 %) и коммуникабельность (7,9 %).
Серия 4Социологические науки»
Следовательно, развитие практикоориенти-рованных компетенций является одним из условий повышения уровня подготовки кадров в соответствии с требованиями работодателей.
Это лишний раз доказывает, что необходим конструктивный диалог бизнеса и образования. В связи с этим экспертам был задан вопрос: «Что следует изменить в системе профессионального образования, для того чтобы выпускники отвечали требованиям работодателя?» Руководители профессиональных образовательных учреждения ответили, что для этого необходимы улучшение материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений (72,4 %), увеличение целевой подготовки специалистов на основе трехсторонних (образовательное учреждение — предприятие — студент) договоров (41,4 %) и обеспечение организации практики студентов на передовых предприятиях (41,4 %).
Отличия во взглядах на эту проблему среди руководителей учреждений образования разных уровней состоят в том, что руководители высших профессиональных учреждений, помимо улучшения материально-технической базы и увеличения целевой подготовки специалистов, отметили как наиболее значимую проблему расширения практики стажировок преподавателей на передовых предприятиях и организациях (45,0 %). Руководители учреждений С ПО важным считают необходимость обеспечения участия ведущих специалистов организаций работодателей в учебном процессе и совместных научно-технических разработках (30,4 %). Руководители учреждений НПО отмечали значимость изменения содержания и повышения уровня профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ
(40,0 %).
В глубинных интервью руководители профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) также высказали предложения относительно повышения качества подготовки выпускников. Так, по мнению руководителей профессиональных образовательных учреждений, эти изменения должны носить в основном организационный характер. Была отмечена необходимость разработки программы развития отдельных отраслей экономики на средне-
Поступила 13.07.11.
срочную перспективу: «Эффективность совместной деятельности значительно возрастет, если предприятия и образовательные учреждения получат возможность опираться на план перспективного развития отраслей и предприятий республики хотя бы на 2—3 года вперед. На основе таких прогнозов можно точно планировать перечень профессий, количество подготавливаемых работников, качественный уровень их подготовки» (ПЛ № 21); в создании центров развития отдельных отраслей и более заинтересованного отношения работодателей к системе профессионального образования: «То есть работодателям не смотреть на нас как на младших братьев, а как на равноправных партнеров» (Саранский государственный про-мышлеино-экономический колледж), «Необходимо в первую очередь изменить сознание, нужно понять, что подготовка кадров — это наша общая задача» (Саранский строительный техникум).
Руководители предприятий (организаций) высказывали мнение, что повышение качества подготовки выпускников во много зависит от ответственности преподавателей и студентов: «В первую очередь ответственность и принципиальность самого преподавателя, которые больше всего повлияют на качество обучения. С другой стороны, требуя от преподавателей полной отдачи, следует им и соответственно платить. Частенько у нас по России получается, что строим для животных комплексы в сельской* местности с европейским оснащением, а в то же время в школах, училищах и в университетах, можно сказать, убожество. То есть для человека, для его комфорта, удобства делается мало. Студент должен входить в аудиторию — все должно быть идеальным, красивым» (ОАО «Рузхиммаш»); «Уровень подготовки стал хуже. Это зависит и от преподавателей, и от студентов, и те и другие стали относится к процессу обучения более халатно» (ОАО «Станкостроитель»).
Таким образом, повышение качества подготовки кадров и их трудоустройство обусловлены расширением направлений сотрудничества между работодателями и профессиональными образовательными учреждениями, позволяющих согласовывать образовательные услуги с требованиями работодателей.
152
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | „\в 3