Научная статья на тему 'Качество подготовки персонала залог безопасного труда'

Качество подготовки персонала залог безопасного труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьминич В. А., Павлов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество подготовки персонала залог безопасного труда»

УДК 658.386.012:331.464

В.А. Кузьминич, А.Н. Павлов

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА -ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА

ТТ ентр подготовки кадров (ЦПК) ОАО ОУК «Южкуз-

-"-*1 бассуголь» существует с 1973 г. За это время в нем прошли обучение и переподготовку более 700 тыс. человек. Центр имеет 7 учебных пунктов в филиалах шахт, которые находятся на расстоянии от 20 до 100 км от ЦПК. Персонал шахт проходит обучение как в Центре, так и в его учебных пунктах. Преподавание осуществляется штатными и внештатными преподавателями. Внештатными преподавателями, как правило, являются ведущие специалисты предприятий, имеющие соответствующие знания и большой опыт работы.

В 2005 г. перед Центром подготовки кадров руководством ОАО ОУК «Южкузбассуголь» была поставлена цель - обеспечить улучшение подготовки кадров для предприятий Компании. Анализ сложившейся к тому времени ситуации выявил проблемы в обучении инженерно-технических работников шахт и рабочих:

• большой объем нормативных документов, знания которых необходимы в повседневной деятельности руководителям младшего звена - горным мастерам, помощникам и заместителям начальников участков и начальникам подземных участков шахт;

• слабое усвоение знаний в процессе обучения как инженерно-техническими работниками, так и рабочими.

Для решения первой проблемы необходимо было создать условия, чтобы руководители и специалисты всех уровней филиалов и предприятий Компании могли всегда иметь под рукой и изучать по мере необходимости те нормативные документы, требования которых они должны выполнять в повседневной работе. С этой целью была разработана и внедрена технология очно-заочной предат-тестационной подготовки по охране труда и промышленной безопасности. Разработанная программа очно-заочной двухнедельной предаттестационной подготовки предусматривает самостоятельное изучение нормативных документов по учебно-методическому по-

собию на бумажном или электронном носителе и, в дальнейшем, закрепление этих знаний в ЦПК при очном обучении в процессе предаттестационой подготовки. Уровень знаний обучающихся инженерно-технических работников проверяется дважды: первый контроль - входной; контролируются знания, полученные в ходе самостоятельной подготовки. Второй контроль - выходной; проверяются знания, полученные в ходе всего обучения.

Подготовка первого учебно-методического пособия для младшего звена руководителей и специалистов шахт была начата с анализа всех нормативно-правовых документов угольной отрасли и выявления требований, относящихся к этой категории руководителей. Такой подход в дальнейшем был использован при подготовке учебно-методических пособий для всех категорий руководителей и специалистов шахт, предприятий и аппарата Компании - от горного мастера до директора. Учебно-методическое пособие включает в себя две части - промышленную безопасность и охрану труда - и построено по принципу «вопрос - ответ». Для различных категорий руководителей и специалистов в пособие включены определенные вопросы нормативных документов, знаниями которых они должны обладать.

Вторая проблема, связанная со слабым усвоением знаний в процессе обучения, требовала решения, которое заключается, прежде всего, в подготовке преподавателей по новейшим способам и методам преподавания, а также в подборе кадров штатных и внештатных преподавателей, имеющих не только необходимые знания и опыт работы, но и способность передавать их слушателям. Эту проблему удалось решить с помощью анкетного опроса слушателей после каждого занятия. Анкеты позволяют выявить уровень преподавания, а также вопросы, на которые слушатели хотели бы получить ответы на занятиях. В результате анализа большого количества анкет (более 8 тыс.) было установлено, что часть работников Компании не способна проводить занятия на должном уровне, и от их услуг отказались. В настоящее время обучение проводят штатные и внештатные преподаватели, уровень подготовки которых (согласно анкетному опросу слушателей) определяется 85-96 % отличных оценок.

Для обучения персонала ЦПК современным методам и средствам преподавания были организованы курсы повышения педагогического мастерства, в процессе которых были выявлены как допол-

нительные проблемы, так и способы повышения степени усвоения учебного материала.

В ЦПК основной формой проведения занятий была лекция. В соответствии с пирамидой обучения [1, 2] лекция имеет наименьшую эффективность с позиции усвоения полученных знаний. Далее следуют самостоятельное изучение, что уже осуществляется с помощью технологии очно-заочного обучения и подготовки учебнометодических пособий, затем использование видео- и аудиоматериалов, демонстрация различных процессов на макетах, участие в дискуссионных группах, самостоятельные практические действия и применение полученных знаний.

Для того чтобы применять другие, более эффективные методы обучения, необходимо было оснастить ЦПК современной проекционной и компьютерной техникой, видео- и фотооборудованием и материалами, обучить преподавателей пользоваться компьютером. В кратчайшие сроки все аудитории ЦПК были оснащены проекторами, созданы два компьютерных класса, организовано изучение сотрудниками необходимых компьютерных программ. Результатом этой работы стало то, что на сегодняшний день все преподаватели и сотрудники ЦПК владеют не менее чем 8-ю компьютерными программами.

В ходе работы над повышением качества обучения выяснилось, что учебного материала, рассчитанного на рабочих и инженерно-технических работников угольной промышленности, практически не существует, а также нет и программного обеспечения с удобным интерфейсом, позволяющего использовать подобные материалы одновременно нескольким преподавателям. Таким образом, была определена программа действий по повышению эффективности обучения слушателей:

1. Создание электронной базы данных учебных материалов, а также ее информационное наполнение: видео- и фотоматериалы, текстовые нормативные документы, учебники и т.д.

2. Создание действующих макетов для демонстрации работы оборудования в различных процессах, происходящих в угольной шахте.

3. Разработка деловых игр по различным направлениям обучения, в рамках которых слушатели могли бы применять получен-

ные знания и навыки действий в ситуациях, возникающих в ежедневной работе.

4. Создание мультимедийных интерактивных учебников и обучающих комплексов, с помощью которых слушатели могли бы самостоятельно или с преподавателем изучать явления, происходящие в угольной шахте, или работу с различным оборудованием шахт.

5. Создание компьютерных обучающих тренажеров, имитирующих работу основного оборудования угольных шахт, на которых слушатели могли бы осваивать приемы работы на проходческих и добычных комбайнах, транспортных и буровых машинах.

На первом этапе внедрения программы были приобретены тренажеры «Витим», позволяющие обучать слушателей приемам оказания первой, доврачебной помощи при различных травмах в шахте. К проведению занятий был привлечен внештатный преподаватель - врач-травматолог, много лет проработавший в реанимационно-противошоковой группе ВГСЧ и прошедший дополнительное обучение современным методам преподавания и использования мультимедийных технологий. Слушатели высоко оценили эти занятия, что было отражено в анкетах.

Известно, что наиболее тяжелые аварии в шахте связаны со взрывом, который возникает в результате пренебрежения требованиями правил безопасности рабочими и инженерно-техническими работниками при загазировании. В реальных условиях угольных шахт загазирование, как и взрыв метана и угольной пыли, продемонстрировать невозможно. Для этого в ЦПК был разработан и изготовлен макет подготовительной выработки и приобретен прибор контроля осланцевания, применявшийся в шахтах в 90-х годах прошлого века. Прибор представляет собой трубку из жаропрочного стекла со спиралью внутри и позволяет демонстрировать в процессе обучения взрывчатые свойства угольной пыли. Для сопровождения занятий была подготовлена видеолекция с помощью стандартных средств пакета «Microsoft Office». Подобные видеокурсы были разработаны и по другим темам, что позволило частично компенсировать отсутствие учебных материалов.

Для инженерно-технических работников, обучавшихся по программе предаттестационной подготовки по промышленной

безопасности, были разработаны деловые игры «План ликвидации аварий в шахте» и «Ликвидация крупной аварии» на примере аварии, происшедшей в Кузбассе. Подобные игры позволяют группам слушателей сформировать версию своих действий в зависимости от возникших условий, применить на практике полученные в процессе обучения знания, оценить примеры действий персонала шахт в аварийных условиях.

Следующим шагом в повышении качества обучения стало создание программного обеспечения базы данных учебных материалов. Созданная программа позволяет структурировать эти материалы, демонстрировать различные фото- и видеоматериалы нескольким преподавателям одновременно в режиме распределенного доступа, использовать функцию «Портфель» для предварительного отбора преподавателем необходимых к показу на занятиях материалов.

По причине полного отсутствия на рынке учебных материалов для работников угольной промышленности было принято решение о самостоятельной разработке мультимедийных учебников по различным темам горного производства. Для этого из всего многообразия программ мультипликации была выбрана и приобретена относительно простая программа «Macromedia Flash», и с ее помощью начато создание мультимедийных учебников. В первую очередь, это учебники по различным предметам для рабочих: «Горное дело» для базовой профессии ГРП-МПУ, «Технология работ», «Электротехника», «Газодинамические явления» (горные удары и внезапные выбросы), «План ликвидации аварий» для рабочих и инженерно-технических работников, «Промышленная безопасность» и «Охрана труда» для рабочих, руководителей и специалистов. В настоящее время закончена разработка учебника «Схемы проветривания выемочных участков», близки к окончанию работы по учебникам «Газодинамические явления», «План ликвидации аварий в шахте», «Гор-ное дело».

Для подготовки персонала, обслуживающего многофункциональную систему газового контроля «Devis Derby», установленную на шахтах Компании, в ЦПК был создан обучающий комплекс системы, включающий действующие макеты подгото-

вительного и очистного забоев, оснащенных реальным оборудованием и макетами электрооборудования. Комплекс позволяет отрабатывать навыки обслуживания и ремонта оборудования многофункциональной системы газового контроля «Devis Derby», создавать в лабораторных условиях различные аварийные ситуации и отрабатывать действия персонала по их ликвидации, обучать безопасным методам работы с электрооборудованием и оборудованием системы. Для наглядного проведения занятий с рабочими и инженерно-техническими работниками создается мультимедийный обучающий комплекс по системе газового контроля «Devis Derby».

Для рабочих основных специальностей создаются компьютерные тренажеры, имитирующие работу проходческих и очистных комбайнов. В настоящее время закончена разработка тренажера «Проходческий комбайн АМ-75», который установлен в учебном пункте филиала «Шахта «Абашевская» для подготовки и переподготовки машинистов горновыемочных машин. Тренажер позволяет с помощью реального (по размерам и массе) пульта управления проходческим комбайном отрабатывать действия по управлению виртуальным проходческим комбайном. Все действия машиниста, правильные и неправильные, отражаются на экране. На тренажере проводится первоначальное обучение машинистов горновыемочных машин, тренировка и тестирование персонала на правильность действий по управлению горной техникой. Игровая технология реального управления виртуальной техникой позволяет быстро адаптировать специалиста по управлению техникой в шахте и до минимума сократить аварии и инциденты, связанные с неправильными действиями работников.

Дальнейшее совершенствование качества обучения в ЦПК связано с внедрением мультимедийного дистанционного обучения и проведением занятий в режиме видеоконференций. Мультимедийные технологии, обеспечивающие эффективное усвоение знаний слушателями, являются современными средствами обучения, способствующими повышению безопасности труда шахтеров.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Базарова Г. Особенности обучения взрослых //Менеджер по персоналу. -2007. - № 2. - С. 42-48.

2. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие /Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М.; Берлин, 1999.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------

Кузьминич Василий Андреевич - директор Центра подготовки кадров ОАО ОУК «Южкузбассуголь»,

Павлов Александр Николаевич - заместитель директора Центра подготовки кадров ОАО ОУК «Южкузбассуголь».

© И.И. Волков, А.А. Дружинин, А. Вал. Г алкин, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.