Научная статья на тему 'Качество образовательной среды как условие экономического развития вуза'

Качество образовательной среды как условие экономического развития вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Оксана Степановна

Статья рассматривает влияние образовательной среды на экономическое развитие вуза, анализирует факторы устойчивости образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR ECONOMIC DEVELOPMENT UNIVERSITY

The article examines the impact of the educational environment on the economic development of the University, analyzes the stability factors of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Качество образовательной среды как условие экономического развития вуза»

2015

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 211

УДК 378.1:378:662

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

О.С. РУМЯНЦЕВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Статья рассматривает влияние образовательной среды на экономическое развитие вуза, анализирует факторы устойчивости образовательного учреждения.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательные услуги, экономическое развитие, устойчивость

вуза.

Высшее учебное заведение является главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний. В зависимости от конкретной сферы изучения общественных отношений возможно и необходимо рассматривать в его различных ипостасях: как субъект общества, государства и экономики страны, конкретной отрасли и региона; как центр средоточения личностей и коллективов, а также как сложную интеллектуальную систему управления [1].

Как субъект общества вуз выступает в роли центра науки, культуры, образования, удовлетворяющего интеллектуальные потребности личности и осуществляющего подготовку кадров, фундаментальные и прикладные исследования и внедрение новых знаний в массы.

Как субъект государства высшее учебное заведение является юридическим лицом, реализующим государственные и отраслевые программы в области высшего образования и научно-технического прогресса и удовлетворяющим потребности народного хозяйства в подготовке и переподготовке кадров, в том числе высшей квалификации и проведении научных исследований.

Рис. 1. Вуз как сложная интеллектуальная система управления

Как субъект государственной (отраслевой) экономики вуз является организацией, потребляющей государственные ресурсы в целях выполнения государственных (отраслевых) заказов на подготовку и проведение исследований.

Как субъект рыночной экономики вуз выступает в роли товаропроизводителя преимущественно интеллектуальной продукции и услуг и реализующего эту продукцию как по государственным, так и по свободно-рыночным (договорным) ценам.

Как субъект отрасли вуз выступает в роли центра специализированной подготовки кадров целеориентированных исследований по отраслевым программам и за счет средств отрасли.

Как субъект региона вуз является центром, аккумулирующим в себе и вокруг себя интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные субъекты и ресурсы, комплексная деятельность и использование которых не противоречит целям общества, установкам государства и обеспечивает интеллектуальное воспроизводство региона.

Как система управления вуз является многопрофильным учебно-научным и производственным комплексом, совокупная деятельность которого подчинена общественно-государственным и собственным социально-экономическим целям.

Как объект сосредоточения высокоинтеллектуальных трудовых коллективов и личностей вуз является организацией, реализующей собственные цели социально-экономического развития и осуществляющей защиту своих прав и интересов как вуза в целом, так и отдельных работников, коллективов и партнеров [3].

Современное экономическое состояние системы высшего образования характеризуется множеством разнообразных изменений. Законодательно вносятся коррективы в цели и задачи функционирования каждого вуза, в методику преподавания дисциплин, в структуру выпускников по направлениям подготовки. Государство определяет структуру и количество тех молодых специалистов, которые в последующем выйдут на рынок труда. Данное определение происходит путем выделения того или иного количества бюджетных мест вузам. Иными словами, происходит государственный заказ на определенные направления подготовки [1].

После того как вуз подготовил определенных специалистов, он их выпускает на рынок труда, иными словами, в реальную бизнес-среду. Однако тот заказ, который задало вузу государство, не соответствует требованиям и задачам реальной бизнес-среды. Следовательно, подготовленные специалисты не востребованы. В итоге - увеличение процента безработицы в обществе, или же выпускники работают не по тем направлениям, на которые они учились. Данный факт является не опровержимым доказательством того, что система высшего образования в настоящий момент времени работает не эффективно и развитие ее крайне не устойчиво.

Специфическим для системы образования является тот факт, что результаты функционирования системы образования - «выходная продукция» и возможность оценки ее качества отдалены от момента принятия управленческих решений достаточно большим интервалом времени, определяемым длительностью реализации полного цикла образовательной программы: для высшего образования это интервал от четырех до шести лет.

Для получения необходимых трудовых ресурсов бизнес-среда должна ставить определенные задачи перед вузом на подготовку квалифицированных кадров по заявленным направлениям, а вуз, отвечая на данные задачи, решать их и выпускать на рынок труда строго определенный круг специалистов, которые, несомненно, будут востребованы и устроены по полученным направлениям подготовки. При этом, каждый из участников сотрудничества получит свою пользу: бизнес-среда - необходимые кадры, бизнес-идеи, научные разработки; вуз - дополнительные внебюджетные средства для выполнения своей миссии; выпускники -гарантированное трудоустройство. Путем такого оптимального взаимодействия вуза с государством, реальной бизнес-средой и обществом можно добиться его устойчивого развития.

Вуз превратился в полноправный элемент рыночной экономики. Принцип опоры на собственные силы и ресурсы становится определяющим в существовании вуза. Экономика вуза превращается в равноправную компоненту деятельности наряду с учебным и исследовательским процессами. Рациональная реализация экономической политики вуза требует непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свое положение на этом рынке.

Для решения задач адаптации, выживания и развития в рыночных условиях у вуза появилась потребность в оценке экономической устойчивости. Она производится в трех направлениях:

- анализ конкурентоспособности;

- анализ финансовой устойчивости;

- оценка экономического потенциала.

В настоящее время интеграция образования и производства может происходить по следующим направлениям:

- целевые заказы на обучение будущих/существующих сотрудников компаний в вузах (основное образование, повышение квалификации);

- привлечение лучших инженерно-педагогических кадров для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов;

- финансирование и проведение совместных с вузом фундаментальных и прикладных научных исследований, НИОКР, развитие инновационной деятельности;

- реализация совместных с вузом образовательных программ в целях обеспечения компании/отрасли квалифицированными молодыми специалистами;

- учреждение, выплата грантов, именных стипендий для поддержки одаренных студентов и выдающихся преподавателей;

- содействие внедрению современных методов и технологий обучения в вузе на основе новых информационных технологий, учебно-лабораторных и учебно-производственных комплексов с применением инновационного оборудования [2].

Приобретение выпускниками профессиональных навыков не зависит полностью от вуза. Здесь играет роль и процесс мотивации студентов, переориентации их с позиции «получения корочки» до позиции получения знаний. Необходимо создать базу знаний, которые будут востребованы самими студентами, будут вызывать у них живой интерес.

Экономическая устойчивость формируется под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды.

Необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют на достижение конечной цели: качество профессорско-преподавательского состава; прием абитуриентов; качество образовательных программ; уровень информационного обеспечения; уровень организации вузовской науки; качество инфраструктуры вуза. На основе этих факторов выделяются общие (системные) критерии обеспечения качества образования, по которым можно будет проводить его оценку, а именно:

- содержание образования;

- уровень подготовки специалистов;

- трудоустройство выпускников;

- профессорско-преподавательский состав;

- информационно-методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- используемые образовательные технологии;

- научная деятельность.

Система управления образованием должна не только учитывать отмеченные особенности управляемых объектов, но и одновременно формировать управляющие воздействия в соответствии с предполагаемым «будущим», т.е. на основе некоторой модели развития. Иначе

говоря, необходимо отчетливо понимать, что принимаемые сегодня управленческие решения в большинстве своем приведут к существенным изменениям в системе только через достаточно большой срок, и с учетом адаптивности элементов результаты могут существенно отличаться от предполагаемых, в том числе и вследствие изменений внешней среды.

В связи с этим важнейшую роль играют вопросы выбора механизмов управления и необходимого для их эффективного использования систем мониторинга, моделирования и прогнозирования.

Характеризуя управление, принято выделять в качестве основных следующие этапы:

- определение желаемого состояния объекта управления, к которому он должен прийти, или желаемого направления движения объекта - цель;

- определение текущего положения объекта и/или траектории его движения относительно цели - позиционирование;

- определение последовательности управляющих воздействий, направленных на перевод объекта в желаемое состояние, или изменение направления его движения и определение необходимых для этого ресурсов - программа;

- реализация управляющих воздействий, обеспечивающих движение объекта к намеченной цели - выполнение программы.[4]

Представление вуза как целостной системы расширяет возможности исследования его свойств, управления им, что в конечном итоге приведет к повышению устойчивости его функционирования и развития. Вышеизложенное обусловило рассмотрение вуза как социально-экономической системы с особыми системными свойствами, создающими объективные предпосылки устойчивости развития в условиях изменяющейся среды.

Ключевым свойством устойчивого развития вуза как социально-экономической системы является устойчивость. Без данного свойства невозможно обеспечить долговременное функционирование университета и его положительное воздействие на экономику страны. Для того чтобы устойчивость развития превратилась в мощный управленческий ресурс, необходимо существенно повысить эффективность управления вузом изнутри.

Устойчивое развитие университета характеризуется рядом необходимых и достаточных условий, наиболее существенными среди которых являются:

- положительная динамика приведенного контингента студентов;

- рост доходов ППС;

- растущий удельный вес инновационного продукта;

- структура оказываемых университетом услуг;

- общая положительная тенденция финансовых ресурсов;

- уровень производительности труда;

- размер и структура финансовых ресурсов;

- незначительность отклонения плановых показателей деятельности университета от фактических и т.д.

Организационно-экономический механизм управления является сложной категорией управления, которая включает в себя:

1) цели управления;

2) критерии управления - количественный аналог целей;

3) факторы управления - элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей;

4) методы воздействия на данные факторы управления;

5) ресурсы управления - материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели.

Организационно-экономический механизм управления - это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность; взаимодействие и сочетание организационных и

экономических рычагов воздействия на объект. Принимая во внимание исследуемый объект, организационно-экономический механизм управления университетом является сложной системой, сочетающей в себе совокупность мер воздействия и средств оценки различных сторон его деятельности, направленных на поддержание высокой миссии университета в условиях открытой экономики. При этом организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием университета является частью общего механизма управления, отвечающей за конкурентное долговременное гармоничное становление университета [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Терентьева Т.В. Обоснование экономической модели устойчивости развития предпринимательского вуза // Управление экономическими системами. - 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/uecs51-512013/item/2049-2013-03-23-06-48-12.

2. Варкулевич Т.В. Новые механизмы хозяйствования вузов в условиях реформирования системы образования в РФ // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2011. - №1 (10). - С. 39-48.

3. Кулакова М.Н. Высшее образование в России: современные тенденции и возможность стратегического анализа // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2010. - № 2 (6). - С. 199-205.

4. Богачев Д.Е. Источники финансирования и экономическая стабильность высшего учебного заведения: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2003.

5. Арнаут М.Н. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием университета: дисс. ... канд. экон. наук. - Владивосток, 2014. - С. 61-72.

THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR ECONOMIC DEVELOPMENT UNIVERSITY

Rumyantseva O.S.

The article examines the impact of the educational environment on the economic development of the University, analyzes the stability factors of the educational institution.

Keywords: educational environment, educational servicer, economic development, the sustainability of the University.

Сведения об авторе

Румянцева Оксана Степановна, окончила МГТУ ГА (2001), старший преподаватель кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор 22 научных работ, область научных интересов - социология управлении, менеджмент качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.