Научная статья на тему 'Концептуальные идеи управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете'

Концептуальные идеи управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИО-ПРИРОДНАЯ / НООСФЕРНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФУНКЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CONTROL OF STEADY DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY / CONCEPTUAL MODEL OF CONTROL OF STEADY DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL-NATURAL / NOOSPHERE FOCUSED FUNCTION OF UNIVERSITY / TECHNOLOGY OF CONTROL OF STEADY DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худин Александр Николаевич

В статье рассмотрены концептуальные идеи управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете: системная, стратегическая, социо-человеко-природная; развитие многообразных дискретных управленческих систем, сориентированных на выполнение миссии университета, реализацию стратегии его развития, достижение целей профессионально-личностного развития преподавателей и студентов. Создание и развитие управленческой системы субъектов образовательного процесса университета, обеспечивающей качество реализации инновационных образовательных программ; управление процессом взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов и функций инновационного образовательного процесса и их согласованности с изменяющимися условиями и требованиями внешней среды и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual ideas of control of steady development of educational process at university

In the paper conceptual ideas of control of steady development of educational process at university are considered: a system, strategic, social-human-natural orientation of control; development of diverse discrete administrative systems, oriented to performance of a university mission, realization of its development strategy, achievement of purposes of professional-personal development of teachers and students. Creation and development of administrative system of the subjects of educational process in the university, providing quality of realization of innovative educational programs; control of the process of interrelation and interconditionality of components and functions of innovative educational process and their coordination with changing environmental conditions and requirements, etc.

Текст научной работы на тему «Концептуальные идеи управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете»

Данные теоретические предположения, разработанные в ИНХУКе, активно внедрялись в методику обучения во ВХУТЕМАСе.

Таким образом, необходимо отметить, что преподаватели Баухауза, ВХУТЕМАСа и ИНХУКа внесли огромный вклад в развитие методики обучения студентов основам формообразования. Были выделены главные принципы формообразования: функциона-

лизм, экономичность, рациональность, мобильность, многофункциональность и гигиеничность. При проектировании различных предметов и изделий в их основе должны были использоваться простые геометрические фигуры и тела.

Методы, разработанные почти сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в сегодняшнее время. Многие из них легли в основу обучения студентов по художественно-графическим и дизайнерским специальностям высших учебных заведений России.

1. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971. С. 239.

2. Художественно-конструкторское образование. М., 1970. № 2. С. 25.

3. Мелодинский Д.Л. В.Ф. Кринский. (Мастера архитектуры). М., 1998. С. 48.

Поступила в редакцию 22.02.2008 г.

Khlebnikov A.S. Methodology of shaping in Bau-haus, Higher Art and Technical Studios and Institute of Art Culture. The paper is devoted to the issues connected with various methods of teaching of shaping principles in Bau-haus, Higher Art and Technical Studios and Institute of Art Culture. The content of pedagogical concepts concerning shaping is considered in detail. The tasks used at training students in the given educational institutions are analyzed.

Key words: Bauhaus, Higher Art and Technical Studios, Institute of Art Culture, composition, modelling, propaedeutics, space, shape, shaping.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ

А.Н. Худин

В статье рассмотрены концептуальные идеи управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете: системная, стратегическая, социо-человеко-природная; развитие многообразных дискретных управленческих систем, сориентированных на выполнение миссии университета, реализацию стратегии его развития, достижение целей профессионально-личностного развития преподавателей и студентов. Создание и развитие управленческой системы субъектов образовательного процесса университета, обеспечивающей качество реализации инновационных образовательных программ; управление процессом взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов и функций инновационного образовательного процесса и их согласованности с изменяющимися условиями и требованиями внешней среды и др.

Ключевые слова: управление устойчивым развитием образовательного процесса в университете, концептуальная модель управления устойчивым развитием образовательного процесса, социо-природная, ноосферно ориентированная функция университета, технология управления устойчивым развитием образовательного процесса.

Устойчивое развитие общества как стратегия улучшения качества жизни, сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений требует кардинального изменения мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности.

В связи с этим возникает необходимость создания системы высшего профессионального образования, направленной на устойчивое развитие, обеспечивающей возможность участия каждого выпускника вуза в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем. В широком смысле основная цель образовательного процесса в университете, для устойчивого развития, состоит в содействии становления

всесторонне образованной, социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Однако до настоящего времени в теории и практике высшего профессионального образования остаются недостаточно разработанными проблемы преодоления узкопрофессиональной направленности содержания и технологии подготовки кадров, формирования у выпускников вузов понимания смысла жизнедеятельности человека в новых условиях, способности определять контуры грядущего развития общества, единения его действий по созданию лучшего будущего. Особую актуальность приобретает «выращивание» специалистов-профессионалов, способных глобально мыслить и действовать, культивировать ценность интеграции Людей, Человека и Природы, ценность сотрудничества с другими людьми. Результаты высшего профессионального образования нуждаются в адаптации не только к современным, но и к будущим потребностям общества, должны служить опережающему целостному развитию человеческого потенциала, иметь ярко выраженную направленность на интеграцию непрерывного духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного и профессионального развития будущего специалиста. Решение этой задачи возможно посредством создания условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, обеспечивающего формирование ключевых компетенций выпускников, их готовности к решению жизненно важных проблем существования человеческой цивилизации.

Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые призваны иметь опережающий характер. Управление должно исходить из декларируемого на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) (посвященной проблемам преодоления кризисных явлений, составляющих угрозу человеческой цивилизации) принципа упреждения (предосторожности). В связи с вышеизложенным, упреж-дающе должна развиваться теория и практи-

ка управления образовательным процессом в университете. Управленческому персоналу предстоит принять самое активное участие в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, формировании их глобального общественного сознания и способности к эффективной жизнедеятельности. Устойчивое развитие образовательного процесса в вузе немыслимо без исследования и учета запросов экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективных потребностей их развития.

В связи с этим важно подчеркнуть новизну подхода к управлению устойчивым развитием образовательного процесса в университете, когда экономические, социальнопедагогические, культурологические, антропологические факторы, определяющие содержание и технологию подготовки конкурентоспособных кадров, объединяются с природными, ноосферными. Речь идет о создании условий интеграции духовно-нравственных, социокультурных, экономических, экологических, технологических и интеллектуально-информационных аспектов формирования ноосферно ориентированных ключевых компетенций, имеющих особую актуальность для подготовки нового поколения специалистов.

В начале ХХ1 в. в мировом сообществе продолжают сохраняться антиноосферные тенденции - это процессы милитаризации, разрушения природной среды, дезинтеграции экономических и социальных связей, стремление к национальной изоляции и сопровождающие этот процесс экстремизм и насилие, межэтнические и межконфессиональные конфронтации, терроризм, преступность, алкоголизм, наркомания, т. е. деструктивные и конфронтационно-насильственные процессы. Аналогичные процессы характерны и для индивидуального уровня, поскольку агрессивность, преступность, конфронтацион-ность, стяжательство, вещизм, алкоголизм, наркомания, хамство, лицемерие, лживость и т. д. - это проявления антиноосферных черт в системе качеств конкретной личности.

Миссия высшего профессионального образования для устойчивого развития общества реализуется посредством ряда основополагающих функций: социально-экономических. связанных с формированием и развитием

интеллектуального, научного и кадрового потенциала общества; социально-политических, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы; функций культуротворческих, направленных на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развивать и транслировать духовное наследие; научноисследовательских, обеспечивающих развитие творческой исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса в высшей школе, социо-природных, ноосферно ориентированных функций, направленных на примат ценности взаимодействия человека и природы, саморазвитие человеческого потенциала в вузе, актуальность стратегии высшей школы, связанной с улучшением качества жизни людей в пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых может привести к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям (иначе говоря, в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем).

Наряду с вышеназванными функциями, современная высшая школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию ее структуры, изменение функций, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний. Иначе говоря, высшая школа призвана обеспечить реализацию предпринимательской функции. Это обстоятельство также актуализирует разработку теории и практики управления устойчивым (сбалансированным) развитием образовательного процесса в университете, когда его миссия не ограничивается выполнением одной из названных функций, а сориентирована на гармонизацию университетской системы в условиях неопределенности, турбулентности внешней среды.

Социо-природная, ноосферно ориентированная функция университета обусловле-

на необходимостью обеспечения направленности устойчивого развития образовательного процесса на «социо-человеко-природное равновесие» (гармонизацию внешних и

внутренних, экономических и социальных, духовных и интеллектуальных процессов); на создание условий для проявления и развития человеческого потенциала субъектов образовательного процесса; на культивирование развития экологически, экономически и социально ориентированной модели образовательного процесса в вузе, базирующейся на широких междисциплинарных знаниях и комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды; на обучение субъектов образовательного процесса идеям развития и эффективному управлению в хозяйственной, экономической, экологической, этнокультурной и других средах; на соблюдение эколого-допустимого воздействия человека на природу. Данная функция определяет ведущие векторы развития системы управления университета, позволяет субъектам образовательного процесса в вузе осознавать себя носителями утверждающейся в педагогике высшей школы новой парадигмы, направленной на качество жизни, на личный успех специалиста, ориентацию современного специалиста на обеспечение экологической безопасности региона, страны в целом.

Устойчивое развитие образовательного процесса как системы представляет собой управляемый и самоуправляемый процесс изменений в компонентах системы (ценностно-целевом, когнитивно-операциональном и рефлексивно-оценочном), во внутренних и внешних зависимостях элементов, функционально (посредством реализации аксиологической, культурологической, развивающей, воспитательной, гносеологической, социо-природной, прогностической, инструментальной, креативной, исследовательской и рефлексивной функций) взаимодействующих между собой. Устойчивое развитие образовательного процесса связано с его сбалансированным системным переходом от одного качественного состояния к другому, инновационному, который обеспечивает формирование новой системы как сложной, динамически развивающейся целостности. В этой смене каждый предшествующий уровень выступает своего рода субстанцией (основанием) последующего, являясь тем самым его нача-

лом. Детерминантами устойчивого развития образовательного процесса в университете выступают соответствующие друг другу и потому вступающие во взаимодействие внешние и внутренние факторы, случайные факторы развития; результат, достигнутый на том или ином уровне и этапе развития образовательной системы, условия развития системы, созданные в ходе внешнего управленческого воздействия и способствующие ее развитию.

Ведущими условиями устойчивого развития образовательного процесса в университете выступают: открытость образовательной системы для взаимодействия и взаимообмена информацией и «энергией» с окружающей средой; наличие активного, энергетического начала, характеризующегося проявлением инициативы у профессорско-преподавательского состава, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности педагогического процесса; свобода выбора, заключающаяся в способности образовательной системы определить пути развития без осуществления давления, нажимов извне; реальный «энергетический» выход образовательной системы, т. е. реализация выдвигаемых инициатив с доведением результатов до положительных, с получением эмоциональной и другой удовлетворенности от учебной и практической деятельности; развитие образовательной системы только в системе диалогического взаимодействия на различных уровнях; ориентация образовательной системы на цели саморазвития, развитие личности обучающихся, формирование ценностных ориентаций и др. Данные условия являются наиболее значимыми для осуществления процесса саморазвития образовательной системы.

Управление устойчивым развитием образовательного процесса в университете призвано строиться на основе ведущих идей системного, стратегического, корпоративного, человеко-ориентированного и обучающего менеджмента, реализация которых способна обеспечить необратимые, закономерные, целенаправленные, сбалансированные, качественные изменения образовательного процесса, сопровождающиеся его переходом на более высокую ступень своего развития.

Проблема управления устойчивым развитием образовательного процесса в универ-

ситете рассматривается как педагогически организованный процесс, характеризующийся ценностно-смысловой, общественной направленностью, взаимным принятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью участников друг к другу, стремлением продуктивно решать общественно значимые проблемы, и привлекает внимание многих ученых (Т.М. Давыденко, Э.В. Литвиненко, Г.Н. Подчалимовой, П.И. Третьякова, Т.И. Ша-мовой и др.).

Управление устойчивым развитием образовательного процесса в университете выступает как система ценностно-ориентированной, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, регулятивно-коррекционной, контрольно-диаг-

ностической, психолого-педагогической, социокультурной, социоприродной деятельности; как система управленческих действий и операций по внедрению инноваций в области обеспечения качества подготовки конкурентоспособных кадров; как корпоративное принятие управленческих решений в области сбалансированной реализации инновационных образовательных систем, обеспечивающих качество образования; как аппарат управления качеством.

Управление устойчивым развитием образовательного процесса является инновационной совместной деятельностью субъектов разного типа и уровня, направленной на мобилизацию внутренних ресурсов образовательной системы университета, использование возможностей внешнего окружения для перевода системы в новый режим развития за счет «подъема» ее компонентов с низких уровней качества инновационной деятельности на более высокие, обеспечивающие устойчивое развитие. Конечная цель управления устойчивым развитием образовательного процесса в вузе состоит в создании условий долговременной эффективной сбалансированной организации инновационных процессов, направленных на достижение конкурентоспособности новых образовательных продуктов, которые способны обеспечить формирование и развитие системы ключевых компетенций выпускников.

Содержание инновационного управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете определяется соста-

вом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и внедрения инноваций. К основным (предметным) и обеспечивающим функциям управления устойчивым развитием образовательного процесса относятся: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-

прогностическая, организационно-исполнительская и контрольно-диагностическая

функции. Инновационными (квалитологиче-скими) функциями являются: планирование политики качества, планирование качества, обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества, оценка качества.

Концептуальная модель управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете как системное описание (абстрагированное воспроизведение) взглядов, ведущих замыслов, определяющих стратегию процесса управления, его структуру, свойства, признаки и отношения, позволяет представить исследуемый процесс в таких его аспектах, как методологические ориентиры решения рассматриваемой проблемы, включающие принципы моделирования, тенденции и закономерности устойчивого развития образовательных и управленческих систем в вузе; опора на ведущие идеи синергетики, общей теории систем, системного, стратегического, корпоративного, обучающего менеджмента; реализация системнодеятельностного, социоприродного, профес-сионально-компетентностного, человеко-

ориентированного, квалитологического подходов к управлению устойчивым развитием образовательного процесса; совокупная детерминация устойчивого развития образовательного процесса в университете, которая включает в себя: внешние (на мего-, макро-, мезо- и микроуровнях), внутренние (структурные и функциональные элементы образовательного процесса как системы, измерения качества образовательного процесса), случайные факторы развития; результат, достигнутый на том или ином уровне и этапе развития образовательного процесса; условия устойчивого развития образовательного процесса, созданные в ходе управленческого воздействия и способствующие достижению нового качества процесса и результата подготовки конкурентоспособных кадров; тенденции, закономерности, принципы, цели и задачи управления устойчивым развитием

образовательного процесса в университете; функции, содержание и организационная структура управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете; уровни и этапы управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете; управленческие механизмы управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете; критерии оценки и условия эффективности управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете.

Ведущими тенденциями управления устойчивым развитием являются: тенденция системной, стратегической, социо-человеко-природной направленности управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете; тенденция развития в образовательном процессе университета многообразных дискретных управленческих систем, сориентированных на выполнение миссии университета, реализацию стратегии его развития, достижение целей профессионально-личностного развития студентов; тенденция создания и развития управленческой системы преподавателя университета, обеспечивающей качество реализации инновационных образовательных программ; тенденция управления процессом сбалансированной взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов и функций образовательного процесса между собой и их согласованности с изменяющимися условиями и требованиями внешней среды.

Технология управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете представляет собой систему управленческих, психолого-педагогических, здоровьесберегающих действий и операций субъектов управления и образовательного процесса на этапах: разработки концепции устойчивого развития образовательного процесса в вузе и концепции управления устойчивым развитием образовательного процесса в вузе, обоснования критериев и показателей эффективности устойчивого развития образовательного процесса в вузе; моделирования процессов управления устойчивым развитием образовательного процесса; программирования движения к цели, результатами которого являются высокое качество ноосфер-но ориентированного образовательного процесса, обеспечение готовности выпускников

к вызовам ХХ1 в., их конкурентоспособность на рынке труда, готовность к непрерывному образованию и нравственному самосовершенствованию; конструирования; реализации и рефлексии.

Критериями результативности управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете выступают: критерий системной, стратегической, социо-человеко-природной направленности управления устойчивым развитием образовательного процесса; критерий качества процесса, качества результата, качества условий ; критерий устойчивости управления образовательным процессом в университете; критерий устойчивого саморазвития образовательной системы.

Результативность управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете определяется комплексом следующих условий: системно-деятельностных (стратегические, ноосферно ориентированные, аналитические, проективные, содержательно-целевые, организационно-координи-рующие, регулирующие, творческие, технологические, экологические, здоровьесберегающие, контрольно-оценочные, прогностические, инновационные, маркетинговые условия), субъектно-личностных (аксиологические, духовно-нравственные, диагностические, стимулирующе-мотивационные, реф-

лексивные, коммуникативные и условия коллективной мыследеятельности), социо- и ресурсных (финансово-экономические, материально-технические, информационные, нормативно-правовые, научно-теоретические,

программно-методические и кадровые) условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе.

Поступила в редакцию 2.05.2008 г.

Khudin A.N. Conceptual ideas of control of steady development of educational process at university. In the paper conceptual ideas of control of steady development of educational process at university are considered: a system, strategic, social-human-natural orientation of control; development of diverse discrete administrative systems, oriented to performance of a university mission, realization of its development strategy, achievement of purposes of professional-personal development of teachers and students. Creation and development of administrative system of the subjects of educational process in the university, providing quality of realization of innovative educational programs; control of the process of interrelation and interconditionality of components and functions of innovative educational process and their coordination with changing environmental conditions and requirements, etc.

Key words: control of steady development of educational process at university, conceptual model of control of steady development of educational process, social-natural, noosphere focused function of university, technology of control of steady development of educational process.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.В. Букалова

Основная идея авторской концепции совершенствования подготовки специалистов для автообслуживающих предприятий состоит в следующем: на основе интегративного и компетентностного подходов обеспечить педагогическую интеграцию учебных дисциплин, имеющих сходные объекты, предметы и цели изучения для создания условий формирования профессиональной компетентности выпускников вуза.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; образование, основанное на компетенциях; компетентностный подход; педагогическая интеграция; образовательный процесс.

В мире профессионального образования складывается новая культура: меняются социальные воззрения, составлявшие до конца XX в. основу концепций функционирования образовательной системы. Меняется пара-

дигма образования - «то, что объединяет членов научного сообщества, ...вся совокупность убеждений, ценностей» [1]. Новый век предъявил новые требования к подготовке трудовых ресурсов предприятий, возведя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.