Из жизни вуза
87
Н. Ф. РАСТОРГУЕВА, доцент, начальник Управления качества образования
Вузы должны научиться осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей конкуренции на внутреннем и международном рынках образовательных услуг и труда, ориентироваться на инновационные технологии и на опережение требований потребителей и заинтересованных сторон.
Подготовка конкурентоспособных специалистов требует повышенного внимания к качеству образования. На наш взгляд, качество образования характеризуется степенью соответствия профессиональных знаний, умений и навыков выпускников требованиям потребителей образовательных услуг.
В мае 2008 г. руководством РГУ им. С.А. Есенина принято стратегическое решение о создании, внедрении и подготовке к сертификации системы менеджмента качества (СМК) университета по модели ИСО 9001:2001. Было создано Управление качества образования (УКО), в задачу которого входит:
• организация, координация и управление работами по созданию внутривузовской системы менеджмента качества образовательных услуг;
• внедрение и соблюдение требований стандартов СМК;
• анализ и оценка результативности и эффективности функционирования СМК во всех процессах жизненного цикла образовательных услуг;
• постоянное совершенствование СМК.
С целью вовлечения персонала в разработку и внедрение
Качество образования -залог
конкурентоспособности выпускника
СМК, а также для решения текущих задач, анализа и оценки проводимых работ в университете создан Совет по качеству и сформированы рабочие группы по разработке документации и внутреннему аудиту. Управление качества образования осуществляет свою политику через рабочие группы на факультетах и в структурных подразделениях, в состав которых входят ответственные за качество на кафедрах; возглавляют эти группы заместители деканов по развитию.
В университете разработан документ «Руководство по качеству», устанавливающий основные требования к системе качества образовательного учреждения.
В настоящее время идентифицируются процессы СМК, определяются их взаимосвязи и атрибуты, разрабатывается карта процессов СМК универ-
ситета, в которую входят: основные процессы (образовательная деятельность, включающая высшее и дополнительное профессиональное образование, довузовское образование, научно-исследовательская и инновационная деятельность), процессы управленческой деятельности руководства, вспомогательные процессы (управления документацией и записями, управления ресурсами и производственной средой, воспитательной деятельностью, международной деятельностью), процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения.
Процессно-ориентированный подход является одним из основных принципов TQM и принципов, положенных в основу серии стандартов ИСО 9000. С одной стороны, его использование дает возможность применения принципов TQM на практике, а с другой стороны, модель СМК по ИСО 9001:2001 в целом соответствует стандартам и директивам ENQA для обеспечения гарантии качества высшего профессионального образования.
В рамках общего Стратегического плана развития РГУ им. С.А. Есенина процесс совершенствования управления качеством образовательной деятельности предполагает четыре этапа.
1. Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ИСО 9001 применительно к образовательной деятельности.
2. Расширение области применения СМК за счет включения в нее научной и инновационной деятельности. На этом же этапе осуществляется внесение в СМК изменений, вызванных внедрением двухуровневой системы образования, и повторная сертификация СМК с расширенной областью ее применения.
3. Подготовка университета к аккредитации на основе типовой модели
СМК вуза. Развитие процессов самооценки университета по аккредитаци-онным показателям. Внедрение стандартов и директив ENQA для обеспечения гарантии качества.
4. Подготовка и проведение европейской аккредитации университета к 2010 г. (этот срок назначен решениями Болонской конференции).
Систему менеджмента качества РГУ им. С.А. Есенина образует ряд компонентов.
• Процессы. Описание того или иного процесса СМК приводится в Руководстве по качеству, в документированных процедурах управления в виде структурного модуля, в общих сведениях.
• Ресурсы. Необходимые ресурсы определяются при планировании работ и обеспечиваются при их выполнении.
• Документация. Иерархическая структура документации РГУ им. С.А. Есенина, в которой будет проведен анализ и определено место каждого документа, выглядит следующим образом:
■ первый уровень - документы, представляющие согласованную информацию о СМК (миссия, политика в области качества, цели и задачи в области качества, Руководство по качеству);
■ второй уровень - документы, описывающие установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы/процесса (документированные процедуры, положения, регламентирующие различные виды деятельности университета, положения о коллегиальных совещательных органах);
■ третий уровень - документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими, документы, регламентирующие деятельность
00
Модель системы качества РГУ им. С.А. Есенина
Управление со стороны высшего руководства
Анализ СМК
высшим руководством
а «
а *
Планирование
Планирование процессов жизненного цикла продукции
Организация мониторинга и измерений процессов
Внутренние аудиты
Анализ и устранение несоотвествий
Организация работ
по проведению корректирующих и предупреждающих действий
Организация мониторинга и измерений продукции
Анализ данных для улучшения
Управление документацией
Управление персоналом
Обеспечение безопасности
Административно-хозяйственное обеспечение
Управление информационными ресурсами библиотеки
Планово-финансовая деятельность
Управление производственной средой
Управление информационно-техническими ресурсами
Материально-техническое обеспечение
Управление аудиторным фондом
Управление устройствами для мониторинга и измерения
структурных подразделений и должностных лиц, реализующих процессы СМК (положения о структурных подразделениях, должностные и рабочие инструкции, организационная структура, штатное расписание и номенклатура дел подразделения, плановая, учебная и распорядительная документация;
■ четвертый уровень - документы (записи по качеству), свидетельствующие о достигнутых результатах осуществленной деятельности;
■ пятый уровень - документация, регламентирующая деятельность университета в целом.
Процессы СМК, рассматриваемые в рамках модели ИСО 9001:
• процессы менеджмента;
• бизнес-процессы (процессы жизненного цикла продукции, в том числе образовательной).
Из процессов жизненного цикла продукции ключевыми для университета являются следующие: проектирование, разработка; прием абитуриентов, студентов всех уровней, аспирантов, соискателей и слушателей; образовательные процессы как наиболее важные для потребителя; управление тем
или иным проектом (например, внедрением СМК); распределение полномочий, ответственности и функций персонала; планирование и разработка измеримых целей в области качества; точное определение потребности в ресурсах; валидация специальных процессов; мониторинг и измерение процессов СМК со стороны владельца процесса; анализ СМК со стороны руководства, оценка эффективности и результативности процессов, корректирующих и предупреждающих действий, мер, предпринятых для обеспечения требуемой компетентности персонала; управление документацией на небумажных носителях; управление внешней документацией; восстановление записей и данных по качеству; применение статистических методов.
Разработка и внедрение в РГУ им. С.А. Есенина системы менеджмента качества, построенной на принципах TQM, рассматривается нами как гарантия соответствия предоставляемых образовательных и научно-исследовательских услуг требованиям потребителя, что позволит поддерживать и укреплять позиции нашего университета в образовательном пространстве.