Научная статья на тему 'Качество образования -залог конкурентоспособности выпускника'

Качество образования -залог конкурентоспособности выпускника Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образования -залог конкурентоспособности выпускника»

Из жизни вуза

87

Н. Ф. РАСТОРГУЕВА, доцент, начальник Управления качества образования

Вузы должны научиться осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей конкуренции на внутреннем и международном рынках образовательных услуг и труда, ориентироваться на инновационные технологии и на опережение требований потребителей и заинтересованных сторон.

Подготовка конкурентоспособных специалистов требует повышенного внимания к качеству образования. На наш взгляд, качество образования характеризуется степенью соответствия профессиональных знаний, умений и навыков выпускников требованиям потребителей образовательных услуг.

В мае 2008 г. руководством РГУ им. С.А. Есенина принято стратегическое решение о создании, внедрении и подготовке к сертификации системы менеджмента качества (СМК) университета по модели ИСО 9001:2001. Было создано Управление качества образования (УКО), в задачу которого входит:

• организация, координация и управление работами по созданию внутривузовской системы менеджмента качества образовательных услуг;

• внедрение и соблюдение требований стандартов СМК;

• анализ и оценка результативности и эффективности функционирования СМК во всех процессах жизненного цикла образовательных услуг;

• постоянное совершенствование СМК.

С целью вовлечения персонала в разработку и внедрение

Качество образования -залог

конкурентоспособности выпускника

СМК, а также для решения текущих задач, анализа и оценки проводимых работ в университете создан Совет по качеству и сформированы рабочие группы по разработке документации и внутреннему аудиту. Управление качества образования осуществляет свою политику через рабочие группы на факультетах и в структурных подразделениях, в состав которых входят ответственные за качество на кафедрах; возглавляют эти группы заместители деканов по развитию.

В университете разработан документ «Руководство по качеству», устанавливающий основные требования к системе качества образовательного учреждения.

В настоящее время идентифицируются процессы СМК, определяются их взаимосвязи и атрибуты, разрабатывается карта процессов СМК универ-

ситета, в которую входят: основные процессы (образовательная деятельность, включающая высшее и дополнительное профессиональное образование, довузовское образование, научно-исследовательская и инновационная деятельность), процессы управленческой деятельности руководства, вспомогательные процессы (управления документацией и записями, управления ресурсами и производственной средой, воспитательной деятельностью, международной деятельностью), процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения.

Процессно-ориентированный подход является одним из основных принципов TQM и принципов, положенных в основу серии стандартов ИСО 9000. С одной стороны, его использование дает возможность применения принципов TQM на практике, а с другой стороны, модель СМК по ИСО 9001:2001 в целом соответствует стандартам и директивам ENQA для обеспечения гарантии качества высшего профессионального образования.

В рамках общего Стратегического плана развития РГУ им. С.А. Есенина процесс совершенствования управления качеством образовательной деятельности предполагает четыре этапа.

1. Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ИСО 9001 применительно к образовательной деятельности.

2. Расширение области применения СМК за счет включения в нее научной и инновационной деятельности. На этом же этапе осуществляется внесение в СМК изменений, вызванных внедрением двухуровневой системы образования, и повторная сертификация СМК с расширенной областью ее применения.

3. Подготовка университета к аккредитации на основе типовой модели

СМК вуза. Развитие процессов самооценки университета по аккредитаци-онным показателям. Внедрение стандартов и директив ENQA для обеспечения гарантии качества.

4. Подготовка и проведение европейской аккредитации университета к 2010 г. (этот срок назначен решениями Болонской конференции).

Систему менеджмента качества РГУ им. С.А. Есенина образует ряд компонентов.

• Процессы. Описание того или иного процесса СМК приводится в Руководстве по качеству, в документированных процедурах управления в виде структурного модуля, в общих сведениях.

• Ресурсы. Необходимые ресурсы определяются при планировании работ и обеспечиваются при их выполнении.

• Документация. Иерархическая структура документации РГУ им. С.А. Есенина, в которой будет проведен анализ и определено место каждого документа, выглядит следующим образом:

■ первый уровень - документы, представляющие согласованную информацию о СМК (миссия, политика в области качества, цели и задачи в области качества, Руководство по качеству);

■ второй уровень - документы, описывающие установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы/процесса (документированные процедуры, положения, регламентирующие различные виды деятельности университета, положения о коллегиальных совещательных органах);

■ третий уровень - документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими, документы, регламентирующие деятельность

00

Модель системы качества РГУ им. С.А. Есенина

Управление со стороны высшего руководства

Анализ СМК

высшим руководством

а «

а *

Планирование

Планирование процессов жизненного цикла продукции

Организация мониторинга и измерений процессов

Внутренние аудиты

Анализ и устранение несоотвествий

Организация работ

по проведению корректирующих и предупреждающих действий

Организация мониторинга и измерений продукции

Анализ данных для улучшения

Управление документацией

Управление персоналом

Обеспечение безопасности

Административно-хозяйственное обеспечение

Управление информационными ресурсами библиотеки

Планово-финансовая деятельность

Управление производственной средой

Управление информационно-техническими ресурсами

Материально-техническое обеспечение

Управление аудиторным фондом

Управление устройствами для мониторинга и измерения

структурных подразделений и должностных лиц, реализующих процессы СМК (положения о структурных подразделениях, должностные и рабочие инструкции, организационная структура, штатное расписание и номенклатура дел подразделения, плановая, учебная и распорядительная документация;

■ четвертый уровень - документы (записи по качеству), свидетельствующие о достигнутых результатах осуществленной деятельности;

■ пятый уровень - документация, регламентирующая деятельность университета в целом.

Процессы СМК, рассматриваемые в рамках модели ИСО 9001:

• процессы менеджмента;

• бизнес-процессы (процессы жизненного цикла продукции, в том числе образовательной).

Из процессов жизненного цикла продукции ключевыми для университета являются следующие: проектирование, разработка; прием абитуриентов, студентов всех уровней, аспирантов, соискателей и слушателей; образовательные процессы как наиболее важные для потребителя; управление тем

или иным проектом (например, внедрением СМК); распределение полномочий, ответственности и функций персонала; планирование и разработка измеримых целей в области качества; точное определение потребности в ресурсах; валидация специальных процессов; мониторинг и измерение процессов СМК со стороны владельца процесса; анализ СМК со стороны руководства, оценка эффективности и результативности процессов, корректирующих и предупреждающих действий, мер, предпринятых для обеспечения требуемой компетентности персонала; управление документацией на небумажных носителях; управление внешней документацией; восстановление записей и данных по качеству; применение статистических методов.

Разработка и внедрение в РГУ им. С.А. Есенина системы менеджмента качества, построенной на принципах TQM, рассматривается нами как гарантия соответствия предоставляемых образовательных и научно-исследовательских услуг требованиям потребителя, что позволит поддерживать и укреплять позиции нашего университета в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.