Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / цифровизация / цифровые технологии в образовании / качество образования / эффективность образовательного процесса / международное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюменцева Е. В., Панова Е. П., Осипов Е. М., Бубнова М. И., Фролова Н. Н.

В статье рассматривается эффективность и качество российского образования в контексте социокультурных, мировоззренческих и педагогических проблем, которые тесно связаны с освоением рынка международного образования, а также цифровизацией отечественного образования. Статья подготовлена по материалам двух этапов социологического исследования, до введения дистанционного обучения (2018/2019 учебного года, до пандемии) без использования дистанционного формата обучения и через год после введения дистанционного обучения (2020/2021 учебного года в период пандемии). Авторы исследования исходят из того что очное и дистанционное обучение имеют ряд существенных различий, вследствие этого переход на дистанционный электронный формат обучения повлечет следующие проблемы: низкий уровень самоорганизации студентов связанный со снижением мотивации к учёбе; сложности в достижении эффективного взаимодействие между преподавателями и студентами; значительное увеличение рабочей нагрузки и количества рабочих часов преподавателя повлечёт снижение мотивации труда среди преподавательского состава. Данный круг проблем существенно снижает удовлетворенность процессом обучения студенческой аудитории, а также актуализирует вопросы, связанные с изучением социального самочувствия преподавателей и оценкой возможных изменений преподавательской деятельности, а в целом речь идет об эффективности и качестве российского образования в условиях электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Важно также указать, что использование дистанционных форм показало и положительные эффекты обучения, тем не менее необходимо учитывать, что основной задачей для высшей школы по-прежнему остается сохранение качества образования, что особенно актуально в конкурентных условиях международного образования. Соответственно, возникает необходимость осознания такого феномена, как получение высшего образования в дистанционном формате в современных условиях. Для снижения возможных рисков авторы рекомендуют на основе выявленных в ходе исследования проблем, наметить пути их преодоления и проявить внимание к пересмотру стратегии образовательной системы в связи с активным внедрением дистанционных и электронных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюменцева Е. В., Панова Е. П., Осипов Е. М., Бубнова М. И., Фролова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-243-254 ТЮМЕНЦЕВА Елена Владимировна,

NIION: 2018-0076-9/22-995 кандидат филологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-9-1193 доцент кафедры «Русский язык»

факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградского государственного технического университета,

e-mail: [email protected]

ПАНОВА Елена Павловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины» факультета базовых компетенций Московского политехнического университета, e-mail: [email protected].

ОСИПОВ Егор Михайлович,

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

БУБНОВА Мария Ивановна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

ФРОЛОВА Наталья Николаевна,

заместитель начальника управления по воспитательной и социальной работе, старший преподаватель центра проектной деятельности Московского политехнического университета, e-mail: [email protected]

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается эффективность и качество российского образования в контексте социокультурных, мировоззренческих и педагогических проблем, которые тесно связаны с освоением рынка международного образования, а также цифрови-зацией отечественного образования.

Статья подготовлена по материалам двух этапов социологического исследования, до введения дистанционного обучения (2018/2019 учебного года, до пандемии) без использования дистанционного формата обучения и через год после введения дистанционного обучения (2020/2021 учебного года в период пандемии).

Авторы исследования исходят из того что очное и дистанционное обучение имеют ряд существенных различий, вследствие этого переход на дистанционный электронный формат обучения повлечет следующие проблемы: низкий уровень самоорганизации студентов связанный со снижением мотивации к учёбе; сложности в достижении эффективного взаимодействие между преподавателями и студентами; значительное увеличение рабочей нагрузки и количества рабочих часов преподавателя повлечёт снижение мотивации труда среди преподавательского состава. Данный круг проблем существенно снижает удовлетворенность процессом обучения студенческой аудитории, а также актуализирует вопросы, связанные с изучением социального самочувствия преподавателей и оценкой возможных изменений преподавательской деятельности, а в целом речь идет об эффективности и качестве российского образования в условиях электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Важно также указать, что использование дистанционных форм показало и положительные эффекты обучения, тем не менее необходимо учитывать, что основной задачей для высшей школы по-прежнему остается сохранение качества образования, что особенно актуально в конкурентных условиях международного образования. Соответственно, возникает необходимость осознания такого феномена, как получение высшего образования в дистанционном формате в современных условиях.

Для снижения возможных рисков авторы рекомендуют на основе выявленных в ходе исследования проблем, наметить пути их преодоления и проявить внимание к пересмотру стратегии образовательной системы в связи с активным внедрением дистанционных и электронных форм обучения.

Ключевые слова: высшее образование, цифровизация, цифровые технологии в образовании, качество образования, эффективность образовательного процесса, международное образование.

TYUMENTSEVA Elena Vladimirovna,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department "Russian Language" Faculty of Training of Foreign Specialists Volgograd State Technical University

PANOVA Elena Pavlovna,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of "Humanitarian Disciplines"

Faculty of Basic Competencies Moscow Polytechnic University

OSIPOV Egor Mikhailovich,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Sociology of Faculty of Public Administration Lomonosov Moscow State University

BUBNOVA Maria Ivanovna,

Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor of Management Sociology Faculty of Public Administration Moscow State University named after M.V. Lomonosov,

FROLOVA Natalia Nikolaevna,

Deputy Head of the Department for Educational and Social Work, Senior Lecturer at the Center project activities of Moscow Polytechnic University

THE QUALITY OF EDUCATION IN A EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Annotation. The article is devoted to the analysis of the strategy of educational opportunities of domestic universities in the use of distance learning technologies, as well as to the identification of factors that have a significant impact on the effectiveness of learning in e-learning using distance learning technologies. The authors consider the effectiveness and quality of Russian education in the context of socio-cultural, ideological and pedagogical problems that are closely related to the transition of Russian education to the Bologna system, with the development of the international education market, as well as the digitalization of domestic education.

The article is based on the materials of two stages of sociological research, before the introduction of distance learning (2018/2019 academic year, before the pandemic) without the use of distance learning format and a year after the introduction of distance learning (2020/2021 academic year during the pandemic). Teachers, foreign and Russian students of Russian universities partici-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

pated in the study. The authors of the study proceeded from the fact that face-to-face and distance learning have a number of significant differences, as a result, a sharp, unprepared transition to a distance electronic learning format will entail the following problems: a low level of self-organization of students will reduce motivation to study; there will be certain social difficulties in achieving effective interaction between teachers and students; there will be a need for emergency and untested revision of teaching methods and evaluation criteria system; a significant increase in the workload and the number of working hours of the teacher will reduce the motivation for work among the teaching staff. This range of problems significantly reduces the satisfaction of the student audience with the learning process, and also actualizes issues related to the study of the social well-being of teachers and the assessment of possible changes in teaching activities, and in general we are talking about the effectiveness and quality of Russian education.

It is also important to point out that the use of distance learning has shown positive effects of learning, however, it must be borne in mind that the main task for higher education is still to preserve the quality of education, which is especially important in the competitive conditions of international education. Accordingly, there is a need to realize such a phenomenon as obtaining higher education in a distance format in modern conditions.

To reduce possible risks, the authors recommend, based on the problems identified during the study, to outline ways to overcome them and pay attention to the revision of the strategy of the educational system in connection with the active introduction of distance and electronic forms of education.

Key words: higher education, digitalization, digital technologies in education, quality of education, efficiency of the educational process, international education.

Введение

Российское образование находится сегодня в непростой ситуации в следствии различных социально-экономических и политических процессов.

Во-первых, по причине перехода на болон-скую систему, российское образование целенаправленно включалось в глобальные международные процессы и уже во-многом переведена на международные стандарты в организации образовательного процесса, порой в ущерб качества, традиционно сложившегося, российского образования [2]. Этот процесс существенно повлиял на структуру образования, его качество и востребованность.

Во-вторых, рынок международного образования сегодня занимает важные позиции и развивается быстрыми темпами. Как указывает А.Е. Годенко: «Все стратегии интернационализации предполагают студенческую мобильность. За последние 40 лет количество международных студентов в мире увеличилось с 800 тыс. чел. до 4500 тыс. Наиболее интенсивный рост наблюдался на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В последние годы темпы роста значительно снизились. Это объясняется рядом объективных причин. Так, традиционные страны-экспортёры студентов (Китай, Вьетнам, Южная Корея и другие) прикладывают серьёзные усилия для повышения качества собственных национальных систем образования. В результате в этих странах появилась сеть национальных университетов мирового уровня, которые стали привлекательными для собственных студентов» [3, с. 132].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Соответственно, проблемы качества российской образовательной системы обозначились и по причине острых вопросов, связанных с конкурентоспособностью в условиях международного образовательного сотрудничества. Проблема в том, что привлекательность получения образования в нашей стране утрачивается в современной ситуации, а за последние годы численность иностранных студентов значительно снизилась.

Для увеличения числа иностранных студентов российским вузам приходится разрабатывать новые методики по привлечению иностранных студентов, а также регулярно мониторить рынки тех стран, откуда готовы приезжать желающие получать российское образование.

Третий аспект связан с цифровизацией российского образования, который активно внедряясь и пронизывая все сферы и уровни образования, вынуждает преподавателей пересмотреть устоявшиеся методики преподавания и осваивать новые методы обучения, а значит встраиваться в иной, цифрой формат системы образования.

Сегодня уже немало написано о том, что роль педагога очень важна в процессе обучения студента, специфика взаимодействия педагога со студентами при использовании цифровых технологий значительно видоизменяется [8], преподавательское сообщество отмечает, что в педагогике необходимо применять цифровые технологии вдумчиво, без утраты сложившихся успешных традиций национальной и общемировой системы образования.

Четвертый аспект связан с пандемией COVID-19 и экстренным переходом на дистанци-

онный формат обучения, без какой-либо альтернативы. Надо отметить, несмотря на то что цифровые, дистанционные технологии уже внедрялись до этого момента, тем не менее российские вузы все равно оказались к этому не готовы. В этой ситуация помимо уже существующих проблем системы российского образования еще ярче проявились вопросы нового порядка (например, режим учебного дня, проблемы социально-этического и психологического характера, правового, технологического и т.п.) Особенно ощутимо проявилась роль дистанционного обучения в гуманитарной научной сфере [7; 9; 10; 11].

На примере данных исследования среди студентов-иностранцев на подготовительном факультете русского зыка как иностранного (довузовский этап обучения) в Волгоградском государственном техническом университете можно сделать выводы, что при обучении с использованием ДОТ и ЭО отмечается: во-первых, снижение абсолютной успеваемости студентов; во-вторых, снижение качества преподавания, которое демонстрирует неготовность преподавателей к использованию этой формы обучения; в-третьих, констатация невозможности полного перевода преподавания в вузе в цифровую среду [5, с. 149].

Таким образом, все аспекты так или иначе связаны с проблемами качества образования. Надо отметить, что в отечественной научной и педагогической литературе понятию «качества образования», еще не сложилось четкого определения.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятым от 2012 года, качество образования трактуется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Эффективность обучения в таком случае может рассматриваться как мера совпадения достигнутых результатов с заявленными целями образовательной программы. А для выявления качества образования используются разработанные показатели, по которым оценивают качество обучения.

В контексте философии образования: «образование — это такой фундаментальный пласт национальной культуры, который определяет его основные ценностные, содержательные и мировоззренческие установки, а также все социокуль-

турные механизмы трансляции культурного наследия и конкретные этапы исторического развития общества. Являясь проводником знаний, накопленных веками, образование ориентирует не только на индивидуальный процесс усвоения знаний, но и на гуманизацию всего процесса обучения» [4].

Очевидно, что в таком широком толковании роли образования для личности и общества недостаточно сводить образовательный процесс к условным показателям, по которым оценивают качество обучения. В современных российских вузах складываются разнообразные модели по повышению мотивации к учебе и вовлечению студентов в успешный процесс обучения, которые в конечном итоге сказываются на качестве образования. К примеру, участие студентов в научно-исследовательской работе с обязательным участием на студенческих конференциях, может являться одним из факторов влияющий на эффективное усвоения русского языка как иностранного с дальнейшим успешным обучением иностранных студентов в российских вузах [6].

Таким образом, актуальность статьи обусловлена необходимостью построения стратегии эффективного развития российского высшего образования, с учетом активного внедрения программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

С целью выявления эффективных образовательных стратегий и связанных с этим рисков использования дистанционных образовательных технологий, необходимо выявить значимые факторы оказывающие влияние на эффективность обучения в условиях электронного обучения (ЭО) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Перед авторами статьи стояли задачи, во-первых, изучить возникающие трудности в обучении и организации образовательного процесса при использовании электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ); во-вторых, в сравнительном анализе, выявить успеваемость учащихся во время традиционного формата обучения, так и с применением электронных средств (количество аттестованных и неаттестованных студентов).

В ходе проведенного исследования были выявлены, следующие проблемы:

1. Низкий уровень самоорганизации большей части студентов и отсутствие прямого контакта с преподавателем негативно влияет на эффективность преподавания и успеваемость студентов;

2. Учитывая переход на дистанционный формат обучения, возникает острая необходимость пересмотра методики преподавания, а

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

также обновления тестовой системы и критериев оценки знаний, полученных в дистанционном формате.

Эмпирической базой исследования послужили результаты двух этапов социологических исследований, осуществлённых авторами до введения дистанционного обучения (2018/2019 учебного года, до пандемии) без использования дистанционного формата обучения и через год после введения дистанционного обучения (2020/2021 учебного года в период пандемии).

Инструментарий первого этапа исследования был сохранён как основа для второго этапа и дополнен рядом вопросов, которые позволили конкретизировать опыт вынужденного перехода вузов на дистанционное обучение и оценить его реализацию при более подготовленном переходе в 2020/2021 учебном году.

В исследовании приняли участие 600 иностранных студентов, включая - 500 человек Московского политехнического университета, 100 человек Волгоградского государственного технического университета.

В сравнительных целях результатов обучения, проанализированы различные учебные документы, предоставленные вузами, включая сводные ведомости и данные отчетов об успеваемости в учебе.

Учебная аналитика была предоставлена вузами, которые участвовали в данном исследовании. Московский политехнического университет, Волгоградский государственный технический университет предоставили отчетные сведения и сводные ведомости по успеваемости студентов за 2017/2018, 2018/2019 и 2019/2020 учебные года. Анализ документации позволил отследить средний рейтинг успеваемости студентов в динамике.

В ходе подготовки к исследованию и при составлении вопросов авторами были определены параметры (категории) анализа: способ организации учебных занятий, методы, используемые преподавателем, технические средства и программное обеспечение, используемые на учебном занятии, субъективное отношение респондента к организации занятия, ожидания от учебных занятий, удобство времени проведения занятия, ценность занятия (практическая и теоретическая), данные учебной аналитики (по итогам учебного периода: аттестованные / неаттестован-ные студенты; абсолютная успеваемость). Дан-

ные критерии, по мнению авторов, являются основными переменными, необходимыми для предпринятого исследования.

При анализе учебной аналитики, предоставленной вузами, включая сводные ведомости и данные отчетных документов касаемо успеваемости в учебе,были использовали следующие критерии:

- количество аттестованных / неаттестован-ных студентов на дату окончания зачетно-экзаменационной сессии;

- результативность обучения - соотношение (в %) студентов, успевающих на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Для оценки эффективности обучения и успеваемости в учёбе произведено описание корреляционных связей между следующими критериями:

• Общий уровень мотивации студентов к обучению

• Удовлетворённость процессом обучения

• Посещаемость разного вида занятий

• Прохождение итоговой аттестации

Результаты

Анализируемые периоды обучения выбраны не случайно: 2018/2019 уч.г. - «допандемийный» учебный год, в течение которого обучение организованно в традиционной очной форме. Следующий, 2019/2020 уч.г., ознаменовался введением во втором семестре обучения с использованием метода проектов в условиях ЭО и ДОТ, и в 2020 -2021 уч.г. обучение было организовано в смешанном формате.

Аналитика проводилась среди иностранных и росийских студентов-бакалавров, обучающихся в очном формате. Сравнительный анализ результатов обучения позволил наглядно продемонстрировать готовность (подготовленность) как вузов, так и студентов к предлагаемым форматам обучения, а также позволил сделать вывод об эффективности используемых форматов обучения и методов.

Для анализа использованы следующие данные:

- количество аттестованных / неаттестован-ных студентов на дату окончания зачетно-экзаменационной сессии;

- результативность обучения - соотношение (в %) студентов, успевающих на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Рис.1. Динамика изменения количества аттестованных / неаттестованных иностранных и российских студентов ВолгГТУ, обучавшихся по ООП (очная форма обучения)

На гистограмме (рис.1.) изображены результаты за три года обучения, где представлена динамика изменения количества аттестованных и неаттестованных иностранных и российских студентов. Итоги II семестра 2019/2020 уч.г. (первый период введения дистанционного обучения) демонстрирует рост числа неаттестованных студентов в обеих рассматриваемых группах по сравнению с итогами I семестра 2019/2020 уч.г., что обусловлено, на наш взгляд, трудностями, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, связанные с неподготовленностью всей сферы образования к дистанционному формату обучения.

В то же время результаты показателей атте-стованных/неаттестованных студентов коррели-руются с итогами II семестра 2018/2019 уч.г. с той лишь разницей, что на летнюю зачетно-экзаменационную сессию 2019/2020 уч.г. «вышли» значительно меньшее число иностранных студентов, что связано с тем, что многие студенты не выдержали трудностей, связанных с дистанционным обучением, и приняли решение не заканчивать курс.

Следующая гистограмма (рис. 2) демонстрирует качество освоения учебного материала ино-

странными студентами - данные абсолютной успеваемости. Представленные данные учебной аналитики также иллюстрируют снижение на 2% абсолютной успеваемости в группе иностранных студентов во II семестре 2019/2020 уч. г. по сравнению с показателями I семестра этого же учебного года, в то время как российские студенты -демонстрировали повышение на 8,1%.

Далее мы видим, что в I семестре 2020/2021 уч.г. абсолютная успеваемость иностранных студентов резко снижается до 15,3 % (на 13,9% по сравнению с I семестром 2019/2020 уч.г.) , и в группе российских студентов - до 53,1% (на 14,4% по сравнению с I семестром 2019/2020 уч.г.). Данные показатели можно объяснить академической неадаптированностью студентов-первокурсников в группе российских и иностранных студентов. Большое влияние на этом этапе оказали несовершенные технические условия (в частности, отсутствие стабильного интернет-соединения и разница во времени). Влияние технических сбоев, особенно показательно в случае значительной части иностранных студентов-первокурсников (до75%), которые начало учебного года встретили, находясь за пределами РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Рис. 2. Динамика изменения абсолютной успеваемости российских и иностранных студентов ВолгГТУ,

обучавшихся по ООП (очная форма обучения)

Обратим внимание так же на то, что сопоставительный анализ показателей среднего бала рейтинга российских и иностранных студентов демонстрирует постепенный рост в обеих рассматриваемых группах.

Так, например, на период 2018-2019 учебного года российские студенты имели - 86,7 %, иностранные - 82,5 %.

В 2019-2020 учебный год, в первом семестре, то есть ещё в очном формате), статистика остается достаточно стабильной как у российских студентов (87, 7%), так и у иностранных (76,5%). Интересно, что в условиях дистанционного обуче-

ния в условиях пандемии ситуация меняется, показатели резко возрастают, у иностранных студентов на 4% (84,38 %), у российских - на 1 % (88,57 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что успеваемость российских и иностранных студентов в период обучения в традиционном очном формате (2018-2019 уч.год), демонстрирует стабильность, однако с переходом всей образовательной системы в дистанционный формат обучения, наблюдается повышение успеваемости (в большей степени у иностранных студентов).

Рис. 3. Успеваемость российских и иностранных студентов в 2018/2019 уч.г ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Для большей объективности нами проведено сравнение успеваемости российских и иностранных студентов, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования. Гистограммы (рис. 3-5) позволяют наглядно представить качественные показатели успеваемости российских и иностранных студентов. В

частности, процент иностранных студентов, успевающих на 90-100 баллов (по итогам I и II семестра), традиционно ниже (в сравнении с российскими студентами): 32,1 % и 23,5% в 2018/2019 уч.г., 17,9% и 23,7% в 2019/2020 уч.г., 29,6% и 18,82% в 2020/2021 уч.г.

Рис.4. Успеваемость российских и иностранных студентов в 2019/2020 уч.г.

Процент студентов, успевающих на 76-89 баллов, в обеих группах вполне соотносится: 50,4% / 48,6% и 50,02% / 41,2% в 2018/2019 уч.г.; 51,5% / 48,9% и 48,4% / 38,5% в 2019/2020 уч.г.;

51,3% / 51,02% и 48,77% / 51,76% в 2020/2021 уч.г. и, соответственно, количество иностранных студентов, успевающих на 61-75 баллов, больше чем российских студентов в этой категории.

2020-2021 уч.г

60

5М 5102

50 ■■ тш

Ь Ь11 .л

ГсемЕсгр II семестр I семестр II семестр (семЕстр 11 семестр

100баллов ЙЭбаллоа 61-75 баллов

■ студенты российские, % ■ студенты иностранные, %

Рис. 5. Успеваемость российских и иностранных студентов в 2020/2021 уч.г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Процент студентов, успевающих на 76-89 баллов, в обеих группах вполне соотносится: 50,4% / 48,6% и 50,02% / 41,2% в 2018/2019 уч.г.; 51,5% / 48,9% и 48,4% / 38,5% в 2019/2020 уч.г.; 51,3% / 51,02% и 48,77% / 51,76% в 2020/2021 уч.г. и, соответственно, количество иностранных студентов, успевающих на 61-75 баллов, больше чем российских студентов в этой категории.

Обратимся к сравнительным данным учебной аналитики Московского политехнического университета в период организации обучения студентов с использованием дистанционных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО).

Анализ успеваемости иностранных студентов Московского политехнического университета

Для подтверждения репрезентативности данных исследования проведен сравнительный анализ абсолютной успеваемости иностранных студентов двух вузов - Московского политехниче-

за последние три учебных года позволяет отметить рост доли иностранных студентов (всех форм обучения), успевающих на «отлично» и «хорошо» и, соответственно, уменьшение доли студентов, успевающих на «удовлетворительно» (см рис. 9).

Так, оценку «отлично» имели по итогам сессии 33% иностранных студентов в 2018 / 2019 уч.г., 40% - в 2019 / 2020 уч.г. и 51% - в 2020 / 2021 уч.г.; на оценку «хорошо», по итогам сессии, успевали 32% - в 2018 / 2019 уч.г., 38% - в 2019 / 2020 уч.г. и 34% - в 2020 / 2021 уч.г.; и фиксируется стабильное уменьшение доли иностранных студентов очной формы обучения, успевающих на «удовлетворительно»: с 35% в 2018 / 2019 уч.г., до 22% в 2019 / 2020 уч.г. и до 15% в 2020 / 2021 уч.г.

ского университета (МПУ) и Волгоградского государственного технического университета (Вол-гГТУ), который обобщен и представлен на гистограмме на рис. 7.

Успеваемость иностранных студентов МПУ по итогам учебного года (2018/2019 уч.г., 2019/2020 уч.г., 2020/2021 уч.г.) по формам обучения

С» !_.'>{.

¡¿ош/жлз 201 н/2-исги ¿и^и/ниАЗ. .гош/^оая ^ипу/^о^о 1 2 о 1 а/2 и 1 у ¡¿о о/^си х

очная форма очно-заочная форма заочная форлла

Рис. 6. Успеваемость иностранных студентов (по формам обучения) Московского политехнического университета

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Рис. 7. Абсолютная успеваемость иностранных студентов по итогам учебного года (все формы обучения) МПУ и ВолгГТУ (2018 / 2019 уч.г., 2019 / 2020 уч.г., 2020 / 2021 уч.г.)

Абсолютная успеваемость иностранных студентов {по итогам учебного года, все формы обучения) в ВолгГТУ (Волгоград) и МПУ (Москва)

ьо.оозй

50,003«

44, Ю%

41,2034 39 эо%

40.00К Ж-53„к 33,8034 38,5036 37,эо% Ш 37,10%'

ll III ill III ill III

ВолгГТУ МПУ ВолгГТУ МПУ ВолгГТУ МПУ

2018/2019 2019/202О 2020/2021

■ "Отлично", в % ■ "Хорошо", К ■ "Удовлетворительно",

Таким образом, представленные данные учебной аналитики позволяют сделать вывод, что уровень освоения учебного материала практически не пострадал. Несмотря на шоковое состояние образовательной системы, вызванное резким переходом в дистанционный формат, процесс обучения в большинстве образовательных организаций был организован и проведен на должном уровне. Стоит также отметить, что профессорско-преподавательский состав университета также в сжатые сроки пересмотрел учебные курсы и адаптировал их для использования в формате дистанционного обучения, учитывая при этом, различные методы оценивания знаний обучающихся.

Вместе с тем, сопоставительный анализ данных уровня успеваемости студентов (как российских, так и иностранных) и количества аттесто-ванных/неаттестованных на дату окончания зачетно-экзаменационной сессии, «допандемийного» периода и первого года введения дистанционного формата характеризует, на наш взгляд, в большей степени уровень самоорганизованности студентов в процессе обучения, студенты с низким уровнем самоорганизации оказались неаттестован-ными.

Обобщая все, полученные данные проведенных исследований 2-х учебных годов, можно сделать вывод, что переход на дистанционный и смешанный форматы никак не отразился на успеваемости студентов. Данные учебной аналитики демонстрируют стабильность в успеваемости студентов.

Однако резкий стихийный переход на дистанционный формат все же отразился в целом на качестве образования.

Представленные данные учебной аналитики, коррелируются с мнением преподавательского сообщества о первых результатах процесса цифровизации российской высшей школы, что позволяют отметить причины «взрывного» роста успеваемости:

• в 2019 / 2020 уч.г. все учебные материалы по каждому учебному курсу находились в общем и постоянном доступе в электронной образовательной среде каждого вуза. Преподаватели также старались находится постоянно на связи с учебными отделами или напрямую со студентами с помощью различных цифровых приложений, т.к. отсутствовала другая возможность личной встречи с преподавателями для получения консультаций;

• зачетно-экзаменационная сессия 2019 / 2020 уч.г. проводилась в дистанционном режиме, с использованием ДОТ и средств ЭО, к этому моменту еще не была создана и должным образом апробирована система контроля, что не позволяло осуществить качественную проверку знаний студентов;

• в современной системе образования, господствует тестовая система контроля знаний, которая далеко несовершенна (в частности, у проверяемого часто срабатывает эффект «узнаваемости» ответа; нельзя исключать и эффект «случайности» выбора правильного ответа при выполнении контрольного теста).

Таким образом, выявленные особенности на данный момент демонстрируют отсутствие эффективной и качественной системы контроля знаний с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных средств. Каждый вуз и каждый преподаватель решает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

вопрос о проведении контроля знаний в дистанционном формате самостоятельно, что не всегда коррелируется с вузовской системой контроля качества образования. Перед преподавательским сообществом эта методическая проблема является одной из самых важных.

Выводы

Сравнительный анализ данных об успеваемости аналитики учебных отделов, а также - количества студентов, успешно сдавших экзамены, и сдавших неудовлетворительно, с данными опроса студентов об организации дистанционного обучения подтверждает гипотезу, о низком уровне самоорганизации студентов. Следовательно, применение дистанционных форматов обучения не учитывает низкий уровень самоорганизации студентов, привыкших к «живому» аудиторному взаимодействию с преподавателями.

При отсутствие прямого контакта с преподавателем эффективность процесса обучения снижается, что негативно влияет на средний уровень успеваемости;

Важно также указать, что использование дистанционных форм показало и положительные эффекты обучения, тем не менее необходимо учитывать, что основной задачей для высшей школы по-прежнему остается сохранение качества образования, что особенно актуально в конкурентных условиях международного образования.

Анализ опыта организации процесса обучения в представленных исследованиях в период с 2020 по 2021 год, позволяет авторам сделать выводы о перспективах развития системы образования:

- перевод системы образования полностью в дистанционный формат невозможен без необратимых потерь качества обучения,

- организация обучения в смешанном формате с учетом особенностей отдельных учебных дисциплин и категории обучающихся была одобрена всеми респондентами и зарекомендовала себя положительно.

Безусловно процесс внедрения цифровых технологий в образовательный процесс позволит повысить качество российского образования, сделав его более конкурентоспособным, мобильным и гибким, однако полный отказ от межличностного взаимодействия во время аудиторных занятий пагубно влияет на успеваемость студентов и в целом на качество образования.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (посл. ред.) [Электрон ный ресурс]. - URL: http://

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 12.08.2022).

[2] Бубнова М.И. Парадоксы модернизации системы образования в России // Молодежь XXI века: образ будущего / Материалы научной конференции XIII Ковалевские чтения 14-16 ноября 2019 г. / Отв. ред..: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков.

- СПб.: Скифия-принт, 2019. - С. 294-295.

[3] Годенко А.Е., Бойко Г.В., Гаджиев Р.Б., Филимонова Н.Ю. Студенческая мобильность как форма интернационализации образования: системный подход к организации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. - С. 129-138.

[4] Путилова Л.М., Бубнова М.И. Философия и история образования. - М.: Юрайт, 2018. - 234 с.

[5] Тюменцева Е.В., Харламова Н.В., Годенко А.Е. Проблемы обучения иностранных студентов в условиях пандемии // Высшее образование в России. 2021. Т.30. № 7. - С. 149-158.

[6] Abramova O. V., Korotaeva I. E. The practical importance of student conferences in a foreign language (from the experience of working with aerospace students). Espacios. 2019. Vol. 40. № 31.

- P. 1-13.

[7] Jamali Kivi P., Namaziandost E., Fakhri Alamdari E., Saenko N. R., Inga-Arias M., Fuster-Guillén D., Sirisakpanich D., Nasirin Ch. The Comparative Effects of Teacher Versus Peer-Scaffolding on EFL Learners' Incidental Vocabulary Learning and Reading Comprehension: A Socio-Cultural Perspective. J Psycholinguist Res. 2021. № 50. - P. 1031-1047.

[8] Otts E. V., Panova Elena Pavlovna, Lobanova Y.V., Bocharnikova N.V., Panfilova V.M., Panfilov A.N. Modification of the Role of a Teacher Under the Conditions of Distance Learning // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021. Vol. 16. № 21 (2021). - P. 221-224.

[9] Panova Elena Pavlovna, Tjumentseva Elena Vladimirovna, Koroleva Ilona A., Ibragimova Elmira R., Samusenkov Vadim O. Organization of Project Work with the Help of Digital. Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language at the Initial Stage // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021. Vol. 16. № 22 (2021). - P. 208-220.

[10] Semikina J.G., & Semikin D.V. Using project work to form the concept of "historical and cultural heritage" in the modern digital educational environment // Business. Education. Right. 2019. № 3 (48). - P. 399-403.

[11] Shurygin V., Saenko N., Zekiy A., Klochko E., Kulapov M. Learning Management Systems in Academic and Corporate Distance Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. 16 (11). - P. 121-139.

Spisok literatury:

[1] Federal ' nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrash-cheniya: 12.08.2022).

[2] Bubnova M.I. Paradoksy modernizacii sis-temy obrazovaniya v Rossii // Molodezh' XXI veka: obraz budushchego / Materialy nauchnoj konferencii XIII Kovalevskie chteniya 14-16 noyabrya 2019 g. / Otv. red..: N.G. Skvorcov, YU.V. Asochakov. - SPb.: Skifiya-print, 2019. - S. 294-295.

[3] Godenko A.E., Bojko G.V., Gadzhiev R.B., Filimonova N.YU. Studencheskaya mobil'nost' kak forma internacionalizacii obrazovaniya: sistemnyj podhod k organizacii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30. № 7. - S. 129-138.

[4] Putilova L.M., Bubnova M.I. Filosofiya i istoriya obrazovaniya. - M.: YUrajt, 2018. - 234 s.

[5] Tyumenceva E.V., Harlamova N.V., Godenko A.E. Problemy obucheniya inostrannyh studentov v usloviyah pandemii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T.30. № 7. - S. 149-158.

[6] Abramova O. V., Korotaeva I. E. The practical importance of student conferences in a foreign language (from the experience of working with aerospace students). Espacios. 2019. Vol. 40. № 31. - P. 1-13.

[7] Jamali Kivi P., Namaziandost E., Fakhri Alamdari E., Saenko N. R., Inga-Arias M., Fus-

ter-Guillén D., Sirisakpanich D., Nasirin Ch. The Comparative Effects of Teacher Versus Peer-Scaffolding on EFL Learners' Incidental Vocabulary Learning and Reading Comprehension: A Socio-Cultural Perspective. J Psycholinguist Res. 2021. № 50. - P. 1031-1047.

[8] Otts E. V., Panova Elena Pavlovna, Lobanova Y.V., Bocharnikova N.V., Panfilova V.M., Panfilov A.N. Modification of the Role of a Teacher Under the Conditions of Distance Learning // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021. Vol. 16. № 21 (2021). - P. 221-224.

[9] Panova Elena Pavlovna, Tjumentseva Elena Vladimirovna, Koroleva Ilona A., Ibragimova Elmira R., Samusenkov Vadim O. Organization of Project Work with the Help of Digital. Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language at the Initial Stage // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021. Vol. 16. № 22 (2021). - P. 208-220.

[10] Semikina J.G., & Semikin D.V. Using project work to form the concept of "historical and cultural heritage" in the modern digital educational environment // Business. Education. Right. 2019. № 3 (48). - P. 399-403.

[11] Shurygin V., Saenko N., Zekiy A., Klochko E., Kulapov M. Learning Management Systems in Academic and Corporate Distance Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. 16 (11). - P. 121-139.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.