УДК 371.39
Т. С. Овчинникова Качество образования в поликультурной школе
В статье рассматривается качество образования в поликультурной школе. Автор предлагает понимать качество образовательного процесса как суммарный показатель качества результата, качества среды и качества содержания педагогического процесса. В статье представлены критерии и индикаторы качества образования и способы его оценки в поликультурной школе.
Article is devoted to defining the quality of education in a multicultural school. The author proposes to understand the quality of the educational process, as a summary indicator of the quality of the result, the quality of the environment and the quality of the content of the educational process. The article presents the criteria and indicators of the quality of education and the means of assessment in a multicultural school.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная школа, качество образования, билингвы, инофоны, критерии качества.
Key words: multicultural education, multicultural school, the quality of education, bilingual, inofony quality criteria
Одним из дискуссионных вопросов, решаемых в образовании, является вопрос о качестве образования. В Законе об образовании РФ [6] оно определяется как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека. Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования (Закон об образовании ст. 8 п. 12) Качество образования определяется, с одной стороны, степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения, с другой, соот-
© Овчинникова Т. С., 2014
ветствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного воспитанника. Это система показателей (нормативов) знаний, умений, навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу, которая отражает степень удовлетворения, ожидания различных участников процесса образования от предоставляемых образовательных услуг, а также степень достижения поставленных целей и задач.
В своей работе мы ориентированы на качество образовательного процесса, которое синтезируется из следующих качеств: качества образовательной программы; качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения — качества потенциала абитуриентов, на выходе — качества потенциала выпускников); качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании) [3].
Таким образом, качество образования (КО) в поликультурной школе - это суммарная оценка показателей:
КО = КР + КПО + КРО, где
коэффициент результата (КР) - степень удовлетворенности всех участников педагогического процесса его результатами.
Критерии оценки конечного результата:
• итоговая аттестация достижений учащихся, которая служит для контроля освоения предметных и метапредметных результатов;
•удовлетворенность родителей организацией обучения и воспитания в школе.
Трудность обучения детей в поликультурной школе обусловлена ее неоднородным составом по степени освоения языка. В равных долях среди всех детей-мигрантов в ней учатся билингвы и инофоны. Учащиеся-билингвы - это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учащихся билингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи. Учащиеся-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Эти дети владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бы-
товом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе же учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.
Общие проблемы, характерные для обеих групп учеников выражается:
- в слабом знании детьми-мигрантами русского языка, вследствие чего детям с трудом даются не только гуманитарные предметы, но и естественно-научные;
- наличии различий между ребенком-мигрантом и основными учащимися школы в языке, способе думать, образе жизни, привычках, в результате чего возникает культурная и социальная дистанция;
- затрудненности контакта родителей с учителями-предметниками, классным руководителем и членами родительского комитета в силу объективных причин.
Коэффициент педагогического образования (КПО) - состояние всех компонентов педагогической системы (содержания технологий и методик, форм реализуемой деятельности) и процессов организации образовательно-воспитательной работы: планирования, координации и мотивации сотрудников.
Критерии:
- реализация Федеральных государственных образовательных стандартов.
- наличие системы индивидуализации обучения, обеспечивающей личностно-ориентированный характер обучения.
- диверсификация используемых образовательных технологий;
- применение в школе специальных программ, способствующих адаптации учащихся-мигрантов в социуме.
Поликультурное образование (с гр. - многокультурное) - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Это направление современного образования, целью которого является формирование этнокультурной компетентности учащихся, которое способствует приобщению учащихся к родной этнической культуре [1, 4].
КПО - это преодоление и нивелирование рисков, характерных для всех школ с многонациональным составом учащихся. Традиционно выделяют:
- этнориски - нарушение социальных дистанций между различными этническими группами;
- коммуникативные риски: а) невладение (слабое владение) русским языком; б) проблема двуязычия; в) коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в поликультурной образовательной среде;
- риски социокультурной адаптации;
- психологические риски (риски, связанные с состоянием психического здоровья);
- риски профессионального самоопределения и трудоустройства (старшая школа).
Коэффициент ресурса образования (КРО) представляет собой состояние материальной базы учреждения и его кадровый ресурс.
Критерии КРО:
- наличие комфортной, психологически безопасной для всех субъектов образовательной среды в школе, классе;
- в школе созданы и востребованы условия для повышения квалификации специалистов по вопросам развития всех аспектов поликультурной школы;
- школа является открытой образовательной системой с широким спектром социального взаимодействия.
Оценка КРО включает:
- обеспечение организационно-правовых документов, определяющих деятельность школы на уровне локальных актов;
- использование современного технического оборудования, позволяющего максимально индивидуализировать образовательный процесс и обеспечить автоматизацию методической службы школы (контроль и планирование);
- осуществление современного образовательного менеджмента, включающего матричную систему управления, делегирование исполнительных функций всем участникам образования, обеспечение инновационной деятельности в творческих группах педагогов [2, 5].
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 20112020 гг. «Петербургская школа 2020» сформулирована главная цель петербургской школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей. «Равные и разные» - это и дети-мигранты, требующие к себе повышенного внимания не только школы, но и общества в целом. В процессе осуществления опытно-экспериментальной работы в ГБОУ СОШ № 122 центрального района Санкт-Петербурга по теме «Разработка и апробация эффективных моделей деятельности ОУ в условиях поликультурного образования» были адаптированы критерии и индикаторы качества образования, разработанные немецкими коллегами для школ Вены и модифицированы для определения качества образования в поликультурной школе России.
Таблица 1
Критерии качества школы и их индикаторы А. Система образования I. Цели обучения / методы преподавания 1.1. Когнитивные цели обучения
Критерии Индикаторы
Стандартом являются межпредметное обучение, преподавание и занятия, выходящие за рамки одного предмета. Целью является соединение школьного и внешкольного обучения • Учителя одной параллели в курсе материала, методики преподавания по отдельным предметам и умеют их реализовать • Используются такие методы, как обучение командой учителей и др.
Цель обучения можно сформулировать по Сократу, когда речь идёт о любопытстве: хотеть что-то знать - удивляться - думать вместе, следовать за ходом мыслей - творчески подходить к решению • Учащиеся не боятся задавать вопросы. Эти вопросы включаются в урок
Целью обучения становятся самостоятельно организованная учёба при индивидуальном подходе, а также ответственность учащихся; умение работать в команде Учителя располагают большим количеством методов и активно их используют Учащимся оказывается (в т. ч. индивидуально) содействие и перед ними ставятся задачи согласно их способностям и возможностям • Внедрение новых образовательных технологий занимает определённое место и является целью для всех предметов. • Такие методы, как проектное обучение, открытые формы обучения, непосредственное представление результатов, оценка, портфолио, известны и используются • Согласно поставленным целям используется максимально большое количество методов и средств информации в соответствии с учебным материалом, уровнем обучения. • Учащиеся могут сами распознавать различные методы работы и использовать их самостоятельно, например, при написании рефератов • Учителя знают об уровне знаний своих учеников и готовы всегда принять этот момент во внимание. У них есть методы и инструменты для анализа • Есть клубы, помогающие учиться, специальные курсы, дифференцированное обучение • Урок и его содержание соответствуют учебным целям и общей ситуации в классе Регулярно даётся информация об общей и специфической (по конкретному предмету) технологии обучения
I. 2. Социальные цели обучения
Критерии Индикаторы
Социальное развитие учащихся также является целью обучения • Социальные цели обучения, как и когнитивные, известны ученикам и родителям, а также согласованы с ними • Имеют место такие формы работы как «социальное обучение» • Классные команды регулярно обсуждают вопросы социального развития, проблемы и конфликты в классах (классные конференции)
Поведение/отношение учителя - поведение/отношение учащихся
Критерии Индикаторы
Ожидания учителя относительно успеваемости и способностей учеников является позитивным. • От учащихся ожидают хорошие результаты учебы • Добрые и доверительные отношения • Доминирующими средствами мотивации являются похвала, одобрение, побуждение • Ученики и учителя обязательно вместе смеются на уроке хотя бы один раз. Ученики с удовольствием идут в школу
Преподавание,урок в первую очередь ориентированы на ученика Учитель на уроке сохраняет баланс между состоянием быть ведомым и ведущим Проработка максимально большого количества материала не является целью урока. Главным является понимание материала большинством учащихся Учитель в целом хорошо умеет объяснять и отвечать на вопросы • Учителя формулируют свои требования и объяснения максимально понятно • Большинство учеников понимает объяснения учителя и следует им • Можно с уверенностью сказать, что также и дети из семей эмигрантов могут внимательно следить за происходящим на уроке и участвовать во всех формах работы
Домашние задания
Критерии Индикаторы
Домашние задания соответствуют способностям учеников • Они не должны выполняться родителями и репетиторами
Домашние задания соответствуют временным ресурсам учащихся • Количество и объём домашних заданий координируется • Учитываются занятия во вторую смену
Из домашних заданий извлекается непосредственная польза для дальнейших занятий • Домашние задания проверяются учителями регулярно и вовремя с точки зрения помощи и указаний
В. Система воспитания Внеурочная деятельность
Критерии Индикаторы
В целом школу можно рассматривать как место, где встречаются для диалога учителя, ученики и родители • Руководство школы,учителя, ученики, родители идентифицируют себя со школой • Родители - эмигранты рассматривают школу как место встреч. Они часто приходят в школу и их часто приглашают в школу
Из этого следует, что существует определённая культура праздников • Есть праздники, в которых принимают участие все школьные партнёры. Проводятся выставки, презентации проектов, на которые приглашаются родители и друзья • В школе регулярно проводятся мультикультурные / полиэтнические праздники
Используется культурный потенциал школы. Школа рассматривается как местный культурный центр • Проводятся спортивные, музыкальные и литературные мероприятия • Школа имеет контакты с культурными и спортивными организациями • Инициативы учителей, родителей, учеников, относящиеся к проблемам региона, поддерживаются, реализуются и документируются • Учащихся знакомят с культурой, традициями, обычаями и праздниками других этнических групп, представленных в школе
Социальный климат в классах и в школе
Критерии Индикаторы
Учителя и ученики чувствуют себя хорошо в школе • Дети редко болеют • Ученики редко пропускают занятия
Школьные партнёры уважительно относятся друг к другу. Учащиеся являются полноправными партнёрами-собеседниками • Учителя и ученики приветствуют друг друга • Учителя отзываются о своих коллегах или о других учениках в присутствии родителей или учащихся нейтрально, уважительно
Родители являются партнерами для сотрудничества Руководство школы открыто для пожеланий и критики со стороны всех участников образовательного процесса • Учителя поддерживают постоянный контакт с родителями • Опекуны регулярно информируются со стороны школы о проблемах учащихся с учёбой или поведением • Часто проводятся заседания с участием школьных партнёров • Руководство школы принимает участие в родительских собраниях
Формирование классов осуществляется на основе понятных всем критериев • Почти нет «проблемных классов» • Нет так называемых «классов мигрантов»
Интеграция
Критерии Индикаторы
Есть готовность в рамках предоставляемых возможностей данной школы интегрировать в учебный процесс детей, требующих особого подхода Сюда относятся: высокоодарённые дети, этнические меньшинства, дети, требующие специальной педагогической поддержки, дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении и т.д. • Для интеграции особых групп создаются специальные рамочные условия и предоставляются необходимые ресурсы (тренинг, обучение учителей, УМК) • Общественность информирована о том, что в данной школе имеет место данный вид интеграции
Наряду с немецким языком в школе ценятся и другие языки и рассматриваются как дополнительная квалификация • Учащимся предоставляется возможность выбрать свой родной язык в качестве обязательного иностранного языка, даже если этого предмета нет в расписании занятий (дополнительный урок)
В школе получает развитие родной язык каждого учащегося • В школе проводятся уроки на родном языке, изучается родной язык учащихся, например, арабский, персидский, русский, турецкий, венгерский и т.д.
С. Школьное партнёрство и внешние связи
Критерии Индикаторы
Школьные партнёры регулярно получают информацию о процессах, происходящих в школе (бюджете, мероприятиях, изменениях в расписании, новых аспектах школьной программы и т. п.) • Регулярно проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются социальные проблемы, проблемы, касающиеся учёбы. Для этих встреч всегда есть помещения в распоряжении школы • Презентация информации максимально ясна и наглядна • На родительских собраниях есть ведущий. Классные руководители для этого проходят специальные курсы • Приёмные дни для родителей организованы максимально удобно для родителей и учителей
Родители-эмигранты имеют равные права в вопросах принятия важных для школы решений • Предлагается информация на разных языках. На родительских собраниях информация переводится на родной язык родителей и детей • Регулярно на родном языке учащихся и родителей предоставляется информация в письменной форме
Поиск и принятие решения осуществляется всеми партнёрами • Школьные партнёры имеют право принимать участие в принятии решений, в тех рамках, которые прописывает закон • Мнение партнёров играет важную роль в составлении школьной программы (включая программу развития школы) • Школьные партнёры привлекаются и для решения других вопросов, связанных с дополнительными предложениями школы (необязательные предметы, упражнения, автономное разделение и т. д.) • Школа обращается к родителям-эмигрантам и объясняет сложные организационные проблемы школы и на их родном языке (в случае необходимости посредством переводчика)
Р. Система управления
Критерии Индикаторы
Школьное руководство сообщает своим учащимся, учителям, родителям, что оно готово взять на себя ответственность за управление школой • Руководство школы быстро принимает решения, если это необходимо в сложившейся ситуации • Руководство не откладывает решение проблем на более поздний срок, а непосредственно решает их • Для реализации определённых задач и проектов заключаются обязательные соглашения со всеми участниками учебного процесса • Школьное руководство подключает учителей к задачам управления, в таких случаях об этом все информированы • Руководство наделяет кого-либо определёнными полномочиями, только если это необходимо. Руководство правильно распределяет задания и поручения
Конференции и заседания готовятся очень тщательно, о ходе проведения и распорядке дня сообщается заранее • Конференции начинаются и заканчиваются вовремя • Тема (смысл, значение) конференции всем известны • Известно и понятно, кто руководит заседанием • Функции разделены: ведение конференции, протокол; наглядный материал и др. • Руководство избегает ненужных общих конференций, с присутствием большого количества участников, когда отдельные вопросы лучше и эффективнее будет обсудить в небольших группах (экономия времени)
Руководство заботится о том, чтобы учителя, учащиеся и родители, общественность получали всю необходимую для них информацию • Существует информация для родителей (письма) и подробные планы в начале каждого учебного года, семестра, обязательные родительские собрания для всех классов осенью или в особых случаях, доска объявлений для учащихся с расписанием, дополнительными занятиями, приёмными часами, выпадающими занятиями и т. д. • Руководство школы заботится о создании актуального материала о школе для будущих учеников этой школы (программа, профиль школы, информация для клиентов). Руководство заинтересовано в передаче информации о школе средствам массовой информации (прессе, телевидению, Интернету) • Руководство задействовано в подготовке и проведении дня открытых дверей в школе
В своей работе школьное руководство выделяет наиболее важные аспекты, приоритеты, а также то, что менее важно. Сотрудникам могут также выделять приоритеты • Функции и задачи в административной команде (директор, администрация школы, заместители, секретари, классные руководители, составители расписания, научные сотрудники) строго распределены, так что не возникает трений в различных ситуациях. • Руководство школы знает все необходимые предписания, инструкции относительно управления школой, так что не возникает необходимости вмешательства вышестоящих инстанций. • Развитие интеграции рассматривается руководством школы как всё более чёткая цель.
Профессионализм и повышение профессионализма персонала
Критерии Индикаторы
Для учителей и дирекции важна их квалификационная характеристика. Они анализируют свою работу и стремятся улучшать результаты • Учителя и руководство имеют желание и возможность получить обратную связь, отзыв со стороны • Обратная связь со стороны, отзыв являются основой для дальнейших мероприятий, направленных на развитие профессионализма
На основе учебного плана выделяются специфичные для школы приоритеты, все вносят свой вклад для достижения поставленных целей (общее понимание относительно стандартов качества) • Школьная программа зафиксирована в письменном виде и известна родителям и учащимся • Периодически проверяется, насколько эффективными являются принятые соглашения
В поле зрения школы и отдельных учителей актуальные требования к выпускникам • Контакты с образовательными учреждениями, сферой экономики и производственная практика учителей используются для накопления опыта и расширения интересов • Полученные знания будут учтены и использованы в образовательной программе школы
Школа признаёт интеграцию как важную цель работы • Предложение школы: занятия на различных родных языках учащихся, немецкий язык как иностранный и как второй язык предлагаются в достаточном объёме • В школе работают учителя - эмигранты • Учителя немецкого языка как иностранного и как второго языка имеют специальную подготовку • Учителя знакомятся с этническими особенностями и с межкультурным подходом к работе
В педагогическом коллективе на профессиональном уровне происходит регулярный обмен опытом по вопросам преподавания и воспитания • Проходят встречи учителей-предметников, работающих в одном классе • Совместное планирование и координация на уровне предметов и классов рассматривается как часть подготовительной работы • Организационные меры содействуют сотрудничеству, напр., сроки, время в расписании
Внутри команды есть чёткие соглашения касательно целей и имеется чёткое распределение ответственности • Подготовка и проведение заседаний эффективны и результативны • Проводится повышение квалификации по способам повышения культуры заседаний
Существует общий концепт повышения квалификации, который отвечает целям и приоритетам школы • Есть совместные мероприятия по повышению квалификации, касающиеся всей школы. Повышение квалификации находится в непосредственной связи со школьной программой • Есть ответственное лицо, координирующее повышение квалификации учителей
Есть ряд мероприятий по повышению квалификации касательно организации и управления школой • Руководство регулярно принимает участие в мероприятиях по повышению квалификации, если возможно, то на такие мероприятия приглашаются и представители педагогического коллектива • Управленческие кадры обучаются на соответствующих курсах, регулярно принимают участие в мероприятиях по повышению квалификации
Использование ресурсов и потенциала - самостоятельное управление знанием, менеджмент знаний
Критерии Индикаторы
Школа стремится учиться на положительных примерах, брать самое лучшее • Школа поддерживает связи с другими школами и осуществляет обмен, в т.ч. на международном уровне
Для развития преподавания используется собственный потенциал, а также учитываются рекомендации со стороны. • Всем известно, над какими проектами работает школа (напр. новая культура учёбы, социальное обучение и т.д.) • Есть ответственное лицо для каждого проекта • Есть широкие возможности поближе узнать о проектах, над которыми сам не работаешь • Проекты открыты и для «новичков» • Есть база, собрание материалов, куда регулярно поступают материала от учителей и которой могут пользоваться все учителя
Интеграция рассматривается как шанс • Регулярно проводятся проекты межкультурного содержания • Все учителя знают, что интеграция является важной целью, и сами инициируют проекты по языковой и культурной интеграции учащихся • Родители - эмигранты привлекаются к проведению проектов в школе • Родителей приглашают в качестве экспертов, докладчиков для руководства данными проектами • Учителя знают, каким образом они могут использовать компетенции родителей для школы
Список литературы
1. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.: Прометей, 2002.
2. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование,
1999.
3. Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Разработка школьной программы мониторинга качества образования : метод. пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 319 с.
4. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование -актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.
5. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.
6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г.