Научная статья на тему 'Качество образования в контексте философского дискурса онтологии'

Качество образования в контексте философского дискурса онтологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / РЕЕСТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL REALITY / COMMUNICATIVE RATIONALITY / MODERNIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL PRACTICES / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION PARADIGM REGISTER OF EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцов Юрий Сергеевич

В статье автор обосновывает содержание концепта «образовательная реальность», раскрывает его онтологическую природу и структуру, исследует особенности его трансформации в современных условиях. Поиск путей построения новой онтологии социальной реальности, выходящей за границы существующих стереотипов, выводит проблему связи процесса повышения качества образования с его предметными формами реализации. Анализируется роль коммуникативной рациональности в «социальном конструировании», которое предлагает новый способ понимания существующих образовательных практик и открывает новые диапазоны возможностей. Отмечено, что оценка нововведений с точки зрения их влияния на повышение качества образовательных услуг и удовлетворения потребностей потребителей предметно определяется критериями и методологиями национальных независимых агентств по оценке качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHICAL DISCOURSE OF ONTOLOGY

The article substantiates the meaning of the educational reality concept, reveals its ontological nature and structure, and explores the features of its transformation in the modern conditions. The search for the ways to build a new ontology of social reality, which would exceed the bounds of existing stereotypes, raises a problem of correlation between the process of education quality improvement and the particular forms of its implementation. The author analyzes a role of communicative rationality in the social construction, which suggests a new way of understanding of the existing educational practices and opens a new range of possibilities. It is noted, that the assessment of innovations in terms of their impact on improving the quality of educational services and meeting the needs of consumers is defined by criteria and methodologies of national independent agencies of quality evaluation.

Текст научной работы на тему «Качество образования в контексте философского дискурса онтологии»

УДК 37.01 : 130.2 Кравцов Юрий Сергеевич

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и права Днепродзержинского государственного технического университета

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ОНТОЛОГИИ

Kravtsov Yuriy Sergeevich

PhD, Assistant Professor, Philosophy and Law Department, Dneprodzerzhinsk State Technical University, Ukraine

QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHICAL DISCOURSE OF ONTOLOGY

Аннотация:

В статье автор обосновывает содержание концепта «образовательная реальность», раскрывает его онтологическую природу и структуру, исследует особенности его трансформации в современных условиях. Поиск путей построения но-вой онтологии социальной реальности, выходящей за границы существующих стереотипов, выводит проблему связи процесса повышения качества образования с его предметными формами реализации. Анализируется роль коммуникативной рациональности в «социальном конструировании», которое предлагает новый способ понимания существующих образовательных практик и открывает новые диапазоны возможностей. Отмечено, что оценка нововведений с точки зрения их влияния на повышение качества образовательных услуг и удовлетворения потребностей потребителей предметно определяется критериями и методологиями национальных независимых агентств по оценке качества.

Ключевые слова:

образовательная реальность, коммуникативная рациональность, модернизация образования, образовательные практики, информационно-телекоммуникационная парадигма, реестр качества образования.

Summary:

The article substantiates the meaning of the educational reality concept, reveals its ontological nature and structure, and explores the features of its transformation in the modern conditions. The search for the ways to build a new ontology of social reality, which would exceed the bounds of existing stereotypes, raises a problem of correlation between the process of education quality improvement and the particular forms of its implementation. The author analyzes a role of communicative rationality in the social construction, which suggests a new way of understanding of the existing educational practices and opens a new range of possibilities. It is noted, that the assessment of innovations in terms of their impact on improving the quality of educational services and meeting the needs of consumers is defined by criteria and methodologies of national independent agencies of quality evaluation.

Keywords:

educational reality, communicative rationality, modernization of education, educational practices, information and telecommunication paradigm register of education quality.

Модернизация образования выступает важнейшим условием успешного развития процессов совершенствования общества. Чтобы выстоять на мировом рынке услуг в сфере высшего образования, современным учебным заведениям необходима более эффективная система управления качеством.

В современной философии онтологию стали понимать и интерпретировать столь разными способами и прикладывать данное понятие к различным отраслям («дисциплинарные» онтологии, например, социальная онтология, онтология культуры, онтология сознания, языка, математики), что смысл этого термина размылся. Именно такая «размытость» делает эту философскую проблему имеющей смысл.

Глубокое понимание проблематики образования невозможно без обращения к истории философской мысли, без анализа ключевых идей и концепций, разработанных в предыдущие эпохи. Об этом высказывались Платон, Аристотель, Августин, Руссо; создатели «классической» системы или модели образования (школы) конца XVIII - начала XIX в. - Коменский, Песталоцци, Фребель и Гербарт, Дистервег, Дьюи и другие; философы немецкого Просвещения XIX в. в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта, а также М.М. Сперанский, С.П. Шевырев, В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, Д.П. Юткевич, Л.Н. Толстой.

Размышления о проблемах образования XX в. многие исследователи всегда изначально начинают с объяснения данного понятия как социокультурного феномена. Здесь надо отметить работы В.М. Розина, А.П. Огурцова, А.А. Гусейнова, В.Г. Царева, В.И. Купцова, В.П. Андрущенко, В.В. Ильина, В.Г. Кременя, О.П. Пунченко и многих других. В западной философии это работы Дж. Брунера, М. Вебера, Г.-Г. Гадамера, Г.Г. Гофмана, Э. Дюркгейма, Г.Е. Зборовского, Г. Зим-меля, П. Сорокина, В. Франкла, М. Фуко, М. Шиллера и других.

В философии, в частности, в проблематике образования, необходимо ориентироваться на сложный и богатый опыт, пройденный мыслителями прошлого. Образовательная реальность, как специфическая составляющая социальной рефлексии, содержала и содержит в своей структуре прогрессивные и регрессивные парадигмы развития. Каждая культура человечества находила свое отражение в системе фундаментальных ценностей, мировоззренческих установок и приоритетов социума. «Система ценностей и мировоззренческих ориентиров, - отмечают В.С. Степин и Л.Ф. Кузнецова, - это культурная матрица, которая обеспечивает воспроизводство и развитие социальной жизни на определенных основаниях» [1, с. 4].

Раскрыть внутреннюю природу образования можно лишь через призму коммуникативного акта, в котором имеет место трансляция новейших для субъекта обучения теоретических представлений о сущности и закономерностях развития природной и социальной действительности, а также усвоение последним этих знаний. Образование предстает и как процесс формирования мировоззрения субъекта, и как специфический вид духовной деятельности общества, и как уровень знаний, навыков, умений и основанных на них определенных способностях. Образование предстает как независимая от своей утилитарной полезности социальная ценность, что позволяет говорить об универсальной его значимости как социального процесса в системе духовного производства.

Образование, обладая богатым содержанием, ценностно по природе, является вневременным в духовном проявлении человечеством своих потенциальных возможностей и в то же время разворачивается в конкретном культурно-историческом контексте. В понятии «образование» выражается предельная ориентация знаний определенной эпохи, что позволяет характеризовать его как наивысший и в то же время уникальный вид теоретизирования. Это сфера человеческой деятельности, направленная на структурирование и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности, выработанных наукой, а также о формах и методах трансполяции этих знаний в сознание индивида и социума.

А.А. Гуссейнов связывает становление образования, прежде всего, со развитием в системе социальных отношений новой формы вербальной связи - письменности [2, с. 8]. Ее становление было связано с ростом интеллектуальной деятельности человека, повышением роли логического мышления. Этот язык, как отмечает М.С. Каган, «второе великое изобретение культуры» - зафиксированное во внешней для него письменной форме [3, с. 272-273].

Анализ образования на различных ступенях его развития позволяет выделить в его содержании общее и особенное. Общим здесь выступает, прежде всего, тот факт, что все цивилизации прошлого и современности представляются как информационный процесс, то есть они в ходе познания и общественной практики вырабатывают информацию как о природной действительности, так и о различных сферах бытия социума и содержат в структуре духовного производства образование как инструмент, который при помощи письменности, устной речи обрабатывал информацию и передавал ее последующим поколениям. Особенным выступала сама методология передачи знаний и оценка их понимания и усвоения. О диалектике общего и особенного в содержании образования свидетельствуют факты смены парадигматических установок в его содержании. Логическими основаниями их смены являются и постоянный процесс приращения и развития знания и способы совершенствования человеческой практики в ходе познания объективной реальности, и методология трансляции новых знаний в системе субъектно-субъектных отношений в образовательном процессе и многие другие.

Качество образования, как его внутренняя определенность, обязательно отражало изменения содержания и целенаправленности в различных исторических парадигмах. Образование, синтезирующее в своих категориальных структурах духовно-нравственный опыт многих поколений и парадигм своего развития, призвано обнаруживать в себе социальный заказ на созидание и конструктивно-творческое отношение к реальности. В философии качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Именно благодаря качеству каждый из них существует и мыслится, как нечто отграниченное от других объектов. Сегодня в контексте информационно-телекоммуникационной парадигмы качество образования выражает фундаментальное усвоение обучаемым субъектом содержания информационно-коммуникационных технологий как детерминирующей системы знаний, и, конечно, использование телекоммуникационных средств для их обновления.

Становление информационно-коммуникационных технологий преобразует лицо всей системы образования. Это связано с тем, что сегодня в данную область широко внедряются новые способы донесения информации до субъекта образования. Это не только расширило сферу дистанционного обучения как комплекса образовательных услуг, который с помощью специализированной информационно-образовательной среды предоставляет необходимую для субъекта образования информацию, но, что важно, способствует расширению непрерывного ценностно-

ориентированного образования. Информационные технологии выступили в качестве основы формирования общего образовательного пространства.

Чтобы ответить на вызов информационных технологий, философия образования должна позаботиться о своем онтологическом обосновании. В новой информационно-телекоммуникационной парадигме взаимосвязь информации и коммуникации стала основой объяснения сущности коммуникативной рациональности. Для познания бытия образование должно учить устанавливать «индикаторы» между субъектом и реальностью, которые реферируют взаимодействие мира и человека. Рациональность здесь теоретически оформляет совокупность эмпирических данных, с одной стороны, и через формирование и использование понятийного аппарата раскрывает логику движения мысли субъекта к познанию истины посредством суждений и умозаключением - с другой. «Рациональность, - считает Е.А. Сергодеева, - есть особое, основанное на разуме, отношение человека к окружающему миру, предполагающее конструктивные способности сознания и рефлексию над соотношением целей человеческой деятельности и механизмов, обеспечивающих их достижение» [4, с. 203].

Эпистемологической ценностью постнеклассической рациональности выступила концепция коммуникативной рациональности. Все основные эпистемологические ценности процесса разворачивают свое содержание именно в призме их рационального осмысления. В образовании ярче всего раскрывается содержание коммуникативной рациональности. Уже наличие и обоснование сущности субъектно-субъектных отношений в образовательном процессе дают право утверждать, что через эту систему отношений объясняет природу такого типа коммуникации.

Примером онтологической работы в педагогической практике является «социальное конструирование», которое предлагает новый способ понимания существующих образовательных практик и открывает новые диапазоны возможностей. Главным заданием процесса реформирования системы высшего образования является оценка нововведений с точки зрения их влияния на повышение качества образовательных услуг и удовлетворения потребностей потребителей. Болонская декларация способствует европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования по поручению Конференции министров образования европейских стран разработала в 2003 г. и рекомендовала в 2005 г. внедрять «Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования» [5]. В марте в 2008 г. группой Е4 основан Европейский реестр обеспечения качества высшего образования.

Особый интерес вызывает обоснование философско-правовых аспектов управления, что на сегодняшний день пребывает в центре дискуссий об образовании. Это вызвано тем, что, подписав Болонскую концепцию, Украина медленно вводит ее в действие. Это требует ускоренного законовмешательства, поскольку возникают существенные противоречия между теорией внедрения Болонской системы в образование Украины и практикой реализации этого процесса, что мешает жизнеспособности наших дипломов за рубежом.

Международная сертификация образовательных программ, кредитно-модульная система обучения, регулирование процессов внешнего и внутреннего оттока квалифицированных кадров и многие другие требуют сегодня правового закрепления. Решение вышеперечисленных задач, несомненно будет способствовать теоретической разработке фундаментальных проблем образования, а через них приобщению человека к высшим ценностям, с которыми должны гармонировать потоки людских мыслей и действий, без которых невозможна прогрессивная поступь общечеловеческой культуры.

Цель современных требований обеспечения качества высшего образования - открытость и прозрачность в оценке работы вузов разных типов с учетом национальных особенностей, согласно максимально приближенным критериям и методологиям, национальными независимыми агентствами по оценке качества.

Ссылки:

1. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1999. 274 с.

2. Гусейнов А.А. Выражение кризиса и симптомы обновления (выступление на «круглом столе» «Философия, культура и образование») // Вопросы философии. 1999. № 3.

3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.

4. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия аунауки: учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., 2005. 496 с.

5. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве. Йошкар-Ола, 2008. 58 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.