Научная статья на тему 'Качество образования и вузовская наука'

Качество образования и вузовская наука Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образования и вузовская наука»

щ

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВУЗОВСКАЯ НАУКА

Одной из ключевых тенденций новой реформы российского образования на современном этапе становится объединение российских университетов, которое, как следует из официальных заявлений МИНОБРНАУКИ, преследует основную цель - повышение качества обучения в вузах до уровня ведущих зарубежных. По словам министра, "современные технологии развиваются значительно быстрее, чем система образования, поэтому работу высших учебных заведений необходимо урегулировать".

Первые объединения вузов России состоялись около пяти лет назад с создания двух федеральных университетов: Южного (Ростов-на-Дону) и Сибирского (Красноярск). В после -дующем процесс объединения охватил технические университеты, расположенные практически во всех регионах РФ, в том числе и некоторые московские и петербургские, далее в процесс объединения были вовлечены некоторые медицинские образовательные учреждения и вузовские филиалы. Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Национального исследовательского университета ИТМО, член-корреспондент РАН Владимир Васильев связывает качество подготовки студентов, прежде всего с соблюдением принципов междисциплинарности и конвергенции [1]. С одной стороны это обусловлено современными реалиями российской экономики, уходом производственных предприятий от узкой специализации, а с другой тем, что в современной науке доминируют процессы интеграции знания, а сама наука из "дисциплинарной" сферы деятельности превращается в "проблемно-ориентированную".

Принципы междисциплинарности и конвергенции заложены во ФГОС высшего профессионального образования и основаны на введении проблемно-ориентированных основных образовательных программ практически по всем направлениям подготовки, предполагающим диверсификацию образовательного процесса, как и будущей области профессиональной деятельности выпускника. При этом процесс объединения вузов становится следующим логически последовательным шагом реформы российского образования, направленным, в том числе, и на повышение престижности россий-

"Учителей в Греции много, нет учеников1"

ских университетов путем концентрации научно-педагогических кадров на наиболее значимых для современной экономики направлениях научно-педагогической деятельности.

В качестве положительных примеров здесь следует привести интеграцию вузов, прошедшую в последние годы среди университетов Финляндии, Японии, Китая и США.

В России сегодня многие работники сферы высшего образования чувствуют себя заложниками проводимых реформ. При этом они не понимают ни смысла, ни направленности развернувшихся реформ. Эту ситуацию можно было бы упорядочить путем принятия стратегического нормативного документа, пошагово регламентирующего реформы науки и высшего образования. В частности проект такого документа - стратегии развития вузовской науки на период 2013 - 2020 гг. подготовлен по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ [3].

В данной стратегии [3] констатируется "сохранение периферийного положения вузовской науки в российском секторе исследований и разработок на мировом уровне, недоиспользование вузовской наукой имеющихся возможностей в части развития кадрового потенциала и финансирования научных исследований за счет собственных средств, низкий уровень результативности и востребованности получаемых вузовской наукой результатов". Так, не смотря на существенную государственную поддержку в последнее десятилетие масштабы вузовской науки в секторе научных исследований и разработок относительно малы. При формальной занятости в научном секторе более 10% научно-педагогических кадров вузов, удельный вес вузовской науки в общих затратах на исследования и разработки составляет чуть более 8%, а удельный вес расходов вузов на исследования и разработки из собственных средств в общем объеме затрат на исследования и разработки не превышает 0,1%. Эти показатели в 2 и в 30 раз, соответственно, отстают от аналогичных структурных показателей для университетской науки в США. Это при том,

1 Цитата Сократа (из интервью ректор НИУ ИТМО В.Н. Васильева)

Колонка главного редактора

что в российских вузах сосредоточено около 90% наиболее перспективных научных работников - аспирантов и молодых научно-педагогических кадров. Причина отставания -дефицит высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в университетской науке, как и в большинстве других секторов российской науки.

При этом первоочередной задачей реализации стратегии является развитие кадрового потенциала и создание научных подразделений в российских вузах, а также научно-технических организаций при вузах. Вторая задача - развитие материально-технической базы научных исследований в вузах, поддержание ее в достаточном объеме и на современном уровне. Третья - обеспечение достаточного и стабильного финансирования научной деятельности российских вузов посредством сочетания собственных и привлекаемых средств. Должны быть решены также задачи создания системы взаимодействий российских вузов с корпоративным сектором и системой государственного (муниципального) управления, интеграции российских вузов в мировую науку и др. Очевидно, что решения поставленных стратегических задач под силу лишь немногим российским вузам, относящихся к рейтингу ведущих.

Инициируемая МИНОБРНАУКИ тенденция объединения российских университетов в крупные университетские комплексы предоставляет шанс, формально не являющимся ведущими, российским вузам, объединившись, перейти в категорию ведущих, в результате конкурсного отбора получить статус "национальный исследовательский университет" (НИУ). А в отношении ведущих вузов, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р, в 2013 году планируется реализация нового комплекса мероприятий по повышению их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включая обеспечение их вхождения в международные рейтинги. На программу "Развитие образования" до 2020 года государство выделит 7 млрд рублей. Для вузов, которые формально не относятся к числу ведущих, научная деятельность остается факультативной и к ее результативности повышенные требования со стороны государства предъявляться не будут.

В соответствии с государственной стратегией НИУ выдвигаются в авангард вузовской науки, часть из которых, скорее всего, будет стараться претендовать на вхождение в мировые рейтинги университетов, реализуя задачу, поставленную в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599. Именно эта категория вузов рассматривается правительством РФ как вариант того, что университетская наука за короткий период (до 2020 го-

да) "сделает качественный рывок в масштабах пусть даже очень узкого круга вузов".

Помимо выделения дополнительной финансовой поддержки НИУ,

МИНОБРНАУКИ разрабатывает все новые механизмы поддержки научной и инновационной деятельности во всех вузах. Среди наиболее значимых - создание инновационной инфраструктуры и поддержка их кооперации с бизнесом. Значительные средства на конкурсной основе будут выделяться в течение ближайших лет на поддержку и развитие существующей инновационной инфраструктуры при вузах (малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий и так далее). Здесь опять же выигрывают крупные финансово устойчивые вузы, уже создавшие подобные структуры.

Наиболее сложная проблема высшей школы - воспроизводство научно -педагогических кадров МИНОБРНАУКИ будет решать путем внедрения мероприятий программы "Научные и научно-педагогические кадры". В качестве инструментов реализации кадровой политики в сфере науки и высшего образования предлагается стимулирование преподавателей к научной деятельности. Однако речь опять идет, как правило, о грантовой деятельности и финансировании проектов на конкурсной основе. Получить финансовую поддержку здесь возможно при наличии больших научных заделов, крупных научных школ и современной научно-технической базы, создание и поддержание которых в современных условиях под силу лишь большим Университетам.

Как известно, в ноябре прошлого года МИНОБРНАУКИ представило результаты мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. По версии чиновников, из 40 государственных вузов Санкт-Петербурга десять работают "с признаками неэффективности". Причем в злополучную десятку попали и ИНЖЭКОН, и СПбГУСЭ, которых отнесли к группе образовательных учреждений, нуждающихся в реорганизации, не смотря на то, что дискуссии о присоединении обоих вузов к ФИНЭКу начались за долго до проводимого мониторинга, а реорганизация уже началась до момента подведения его итогов. Программы вузов во многом совпадали. На сегодняшний день ФИНЭК и ИНЖЭКОН объединены в Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). К ним по инициативе Ученого совета будет присоединен СПбГУСЭ. Окончательное слияние произойдет в октябре 2013 г. Все договоренности уже есть. И это решение было принято до того, как МИНОБРНАУКИ опубликовало свои списки.

4

НИИТТС

Качество образования и вузовская наука

В случае объединения трех ВУЗов в один, новое учебное заведение будет располагать 17 зданиями в Петербурге, 25 филиалами и представительствами, расположенными практически во всех Федеральных округах РФ. Общая численность преподавателей составит около трех тысяч человек, студентов - около 70 тысяч. С учетом компетенций вузов планируется, что один из них будет заниматься экономикой, другой - менеджментом, третий - сервисом и туризмом. Именно так предполагается назвать три института в качестве структурных подразделений СПбГЭУ, сохраняющих бренды входящих в его состав вузов.

Учитывая неизбежное снижение спроса на высшее экономическое образование в ближайшее десятилетие, обусловленное демографическими проблемами и насыщенностью рынка труда в течение четырех-пяти лет количество выпускников - экономистов, бухгалтеров и финансистов должно постепенно сокращаться. Однако спрос на специалистов (выпускников магистратуры и бакалавриата) в сфере сервиса будет возрастать. Особенно это относится к сфере бытового обслуживания, развития транспортной структуры и содержания жилищно-коммунального хозяйства. Именно эта сфера сегодня наиболее интенсивно развивается и здесь правительством РФ определены важные экономические и технические приоритеты, направленные на энергосбережение, ресурсосбережение и техническое перевооружение данной сферы.

До момента объединения образовательной и научной деятельностью в сфере сервиса занимался СПбГУСЭ, на базе которого в июне 2009 года при участии большинства российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса, на основе добровольного и равноправного объединения создан национальный научно-образовательный инновационно-

технологический консорциум вузов сервиса. В рамках консорциума вузов сервиса уже сегодня ведется интенсивная работа по вопросам академической мобильности студентов, аспирантов и молодых ученых, грантовой деятельности, дистанционному обучению, разработке нового поколения систем управления учебным процессом и т.д. Предполагается инновационную деятельность консорциума сохранить после объединения вузов, т.е. при слиянии вузов -членов консорциума с другими образовательными учреждениями.

В момент вхождения в СПбГЭУ СПбГУСЭ переживает мощный импульс в рамках программы стратегического развития университета, поддерживаемой финансированием МИНОБРНАУКИ, полученным на конкурсном основании. Программа разработана на основании законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образова-

нии», «О науке и научно-технической политике» исходя из государственной задачи необходимости формирования конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной повышать уровень образования населения и научный потенциал страны.

В рамках проектов Программы на базе институтов СПбГУСЭ создаются научно-образовательные центры и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, в области логистики, туризма, управления ЖКХ, социальных услуг, таможенного дела и др. Реализуется проект «Электронный университет», который позволит обеспечить качественно новый уровень доступности образования, исключающий территориальные барьеры. Существенно модернизируется материально-техническая база вуза, что создает более комфортные условия для учебы и работы студентам, реализует дополнительные возможности для ведения научной деятельности научно-педагогическим сотрудникам университета. Объединение трех крупных вузов в СПбГЭУ и концентрация при этом научно-педагогических кадров, оптимизация ресурсов и направлений научно-педагогической деятельности позволят получить еще один стратегический импульс к развитию научной деятельности.

В России уже несколько лет пытаются инициировать создание системы по модели, в которой центральное звено занимают университеты, которые функционально обеспечивают связь науки, образования и инновационного бизнеса (как правило, малого). Это зафиксировано в стратегических документах развития науки. И теперь от деклараций государство переходит к конкретным действиям. Вполне возможно, что укрупнение вузов на основе объединения близких по профилю территориально приведет к укреплению вузовской науки.

Список использованных источников:

¡.Объединение вузов: что изменится для студентов и преподавателей? //Учительская газета. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.05.2012. - URL: http://www.ug.ru/article/318 (дата обращения: 15.05.2013).

2. Андрей Жуков Шаг в сторону Оксфорда //Эксперт Северо-Запад №4 (601) [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28. 01.2013, URL: http://expert.ru/northwest /2013/04/shag-v-storonu-oksforda/http://kapital-rus.ru/articles/ article/ 216596 (дата обращения: 15.05.2013).

3. Переломов Л.В. Несколько слов о состоянии вузовской науки в России. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.jarus.org/ content/University-Science-Perelomov.

4. Финансирование ВУЗовской науки. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09. 05.2013, URL: http:// sciencerussia. blogspot.ru/2013/05/blog-post_9.html (дата обращения: 15.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.