МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х
5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
6. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
7. Бичева И.Б., Шальнова О.А. Развитие профессионально-правовой культуры в структуре профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций. В сборнике: Результаты научных исследований. Международная научно-практическая конференция. Научно-издательский центр «Аэтерна. 2015. С. 220-223.
8. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 162-164.
© Царева И.А., Пядина Т.И., 2017
УДК 378
И.А. Царева
магистрант, Мининский университет Т.И.Пядина
магистрант, Мининский университет
КАЧЕСТВО, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья раскрывает вопрос актуальности развития целеустремленности как важного условия для профессионального развития личности. В статье подробно обоснованы такие понятия, как «цель» и «устремленность». Авторы определяют личностно-профессиональные качества, которые обеспечивающие целеустремленность специалиста, критерии ее оценки.
Ключевые слова
Цель, устремленность, целеустремленность, профессиональное развитие, значимые качества, оценка.
При подготовке профессионально-компетентного специалиста в современных условиях актуализирует важность развития личностных и профессиональных характеристик обучающихся, способных формулировать свои идеи, замыслы с позиции принципов гуманизма и профессиональной этики, что обусловливает развитие целеустремленности личности как качества, необходимого для реализации личностных и профессиональных стратегий развития.
Научно-теоретические исследования понятия «целеустремленность» раскрывают его как многокомпонентную структуру, сочетающую различные мотивационно-волевые качеств личности, обеспечивающие достижение осознанного образа действия.
Рассматривая понятие «целеустремленность» как качество, содержательно отражающее два логически взаимосвязанных между собой компонента: цель и устремление.
Цель - системообразующий элемент деятельности, обеспечивающей четкое описание направления достижения перспективной идеи, вектор развития личности и организации. Способность ставить реальную
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
и достижимую цель весьма важно для будущего специалиста как исполнителя, организатора или управителя профессиональной деятельности, поскольку предполагает развитие умений четко, критериально и отчетливо предвосхищать и реализовывать профессиональную деятельность, определять стратегию деятельности как всей организации, так и различных функциональных служб и кадровых ресурсов.
Устремленность - характеристика личности, отражающая важные потребности и мотивы деятельности, во многом определяемые ее нравственными императивами. В этом смысле устремленность определяется как необходимое качество образованного человека, позволяющее непрерывно профессионально развиваться в соответствие с гуманистическими ценностями и нормами этики, ответственности и профессиональной культуры.
Устремленность личности отражает процесс действия, желание и готовность к достижению и осуществлению желаемого, что предполагает важность развития сосредоточенности, настойчивости, концентрации внимания.
Целеустремленность характеризуется с точки зрения единства развития личности как противоречивый и двойственный процесс. С одной стороны, целеустремленность может быть направлена на совершенствование и позитивные преобразования; с другой - на разрушение. Однако истинная целеустремленность всегда направлена на прогрессивное и нравственное развитие.
Развитие целеустремленности в образовательном процессе вуза обеспечивается осознанием обучающимися четкого направления своего профессионального становления и пониманием, какого результата они стремятся достигнуть. Ясное представление целей и их содержательные аспекты характеризуют качество целеустремленности, разнообразие целей и стремление их достигнуть -количественные показатели. Рассматриваемый аспект свидетельствует, что развитие целеустремленности является для специалиста необходимым условием, позволяющим ему быть мобильным в условиях динамических изменений и стратегий карьерного роста.
Важно отметить, что целеустремленность человека развивается и поддерживается в процессе выполнения такой деятельности, которая обеспечивает ее участникам определенную степень успешности и необходимость прилагать оптимальные волевые усилия для повышения уверенности в своих возможностях, личной ответственности за совместный результат работы. Поэтому, в процессе формирования целеустремленности у обучающихся важно обеспечить у них создание такого мотивационного состояния, при котором они бы осознавали недостаток содержания и необходимость его поиска с помощью разнообразных образовательных ресурсов.
В теории и практике профессионального образования важным направлением деятельности является определение критериев оценки достигнутых результатов. С точки зрения развития целеустремленности такими критериями можно определить:
- нормативные: постановка цели как точного и измеримого прогноза желаемого результата в пределах конкретного времени (когда, сколько, где и т.д.), что отражает перспективу и стратегию развития;
- ценностно-смысловые: осознание целеполагания как системы духовно-нравственных ценностей и целей жизнедеятельности человека (личностной, профессиональной, социальной); постановка цели как позитивно направленное движение (прогрессивный рост);
- результативно-рефлексивные: объективная оценка и достоверность полученных результатов; своевременное определение ресурсов, способствующих/не способствующих реализации намеченного (социальных, экономических, личностных, др.); умение корректировать способы движения к цели; др.
Диагностика сформированности целеустремленности может быть осуществлена на основе анкетирования, анализа выполнения различных учебно-профессиональных заданий, а также в процессе специальных обучающих упражнений по формулированию, ранжированию целей по конкретной теме учебного занятия.
Список использованной литературы 1. Бичева И.Б., Заплатина О.С. Формирование профессиональной образованности студентов - будущих
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х
экономистов // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 9-11.
2. Бичева И.Б., Медведева Т.Ю., Поваров Н.А. Теоретико-методические основы профессионального развития педагогов дополнительного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. С. 473-477.
3. Бичева И.Б., Царева О.С. Развитие профессиональной мобильности магистрантов в социально-воспитательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 397.
4 Бичева И.Б., Царева И.А. Развитие критичности как важного качества построения профессиональной карьеры специалиста. Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. М.: Издательство «Олимп», 2016. С. 142-146.
5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
6. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
7. Царева О.С., Гриневич Л.А., Бичева И.Б. Педагогические условия формирования целеустремленности у обучающихся вуза. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 160-162.
© Царева И.А., Пядина Т.И., 2017
УДК 378
И.А. Царева
магистрант, Мининский университет
Т.И.Пядина
магистрант, Мининский университет
ОБУЧАЮЩИЕ МЕТОДЫ, КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье рассматриваются различные методы обучения, а именно: репродуктивный, информационный, метод проблемного обучения, эвристический, исследовательский, метод проблемного переноса. Проблемное обучение - это наиболее перспективный подход подходов к развитию познавательной активности, творческих способностей и самостоятельности обучаемых. Выделены основные черты деятельности обучающихся.
Ключевые слова
Метод обучения, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, метод проблемного переноса, метод проблемного изложения, самостоятельность, деятельность, эвристический
метод обучения.
В образовательном пространстве всегда актуально применение различных методов обучения. Именно от правильного выбора метода обучения зависит результат деятельности преподавателя. Метод обучения -это научно обоснованная или выработанная система совместных действий преподавателей и студентов, которая призвана обеспечить практическую и познавательную деятельность обучаемых и привести к достижению цели обучения.