Научная статья на тему 'Качество медицинских услуг предоставляемых аллергологической службой'

Качество медицинских услуг предоставляемых аллергологической службой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество медицинской помощи / детское население / аллергологическая служба. / quality of care / the child population / allergy service.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — К Ж. Сырбаева, А Н. Нурбакыт, А М. Шахиева,, Н А. Талкимбаева, Н Ж. Дармен

Изучение вопроса качество медицинских услуг предоставляемых аллергологической помощи детям на амбулаторно-поликлиническом этапе в современных условиях является актуальным для предоставления своевременной качественной помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К Ж. Сырбаева, А Н. Нурбакыт, А М. Шахиева,, Н А. Талкимбаева, Н Ж. Дармен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MEDICAL SERVICES PROVIDED ALLERGIC SERVICE

Study of the quality of medical services provided by the service allergic children at the outpatient stage in modern conditions is important for the timely provision of quality care to the population.

Текст научной работы на тему «Качество медицинских услуг предоставляемых аллергологической службой»

• Nq1 -201 6 • КазНМУ • kaznmu.kz

A.N. NURBAKYT, A.M.SHAHIEVA, ZH.A.KOZHEKENOVA, M.S.MUSINA, N.A TALKIMBAEVA, Z.R.SAGYNDYKOVA, G.E AIMBETOVA, K.S.ABSATAROVA, ZH.S.ISAEVA, L.S.ERMUHANOVA, G.N.ERDESBAY

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty Kazakhstan School of Public Health M.Ospanov West - Kazakhstan State Medical University, Aktobe

INFORMING THE PUBLIC ABOUT SCREENING PROGRAMS AT THE CITY POLYCLINIC

Resume: This article is devoted to studying of knowledge of the population of carrying out screening of programs at the level of city policlinic. Screening program are aimed at detection of diseases at early stages and obtaining the recommendation about strengthening and preservation of health. In the real research studying of opinion of the population has been carried out by method of anonymous questioning. Keywords: informing the public, screening program, policlinic.

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ

К.Ж. СЫРБАЕВА, А.Н НУРБАКЫТ, А.М.ШАХИЕВА, Н.А.ТАЛКИМБАЕВА, Н.Ж.ДАРМЕН, Ж.А.КОЖЕКЕНОВА, А.А.АЙТМАНБЕТОВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Ж.СИСАЕВА, Л.С.ЕРМУХАНОВА, Г.Н.ЕРДЕСБАЙ

Казахский Национальный медицинский университет имени С.ДАсфендиярова Высшая школа общественного здравоохранения Западно - Казахстанский государственный медицинский университет им.М.Оспанова, г. Актобе

УДК 616.329-0091-075.5.85

Изучение вопроса качество медицинских услуг предоставляемых аллергологической помощи детям на амбулаторно-поликлиническом этапе в современных условиях является актуальным для предоставления своевременной качественной помощи населению.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, детское население, аллергологическая служба.

Актуальность темы. Здравоохранение Казахстана сейчас находится на этапе становления Единой национальной системы, которая предусматривает новые принципы и подходы к регулированию отрасли. Приоритетным направлением является повышение качество медицинских услуг. «Качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья» (Аведис Донабедиан).

С точки зрения медицинских работников качество медицинских услуг и ее компонентов является профессионализм врача, эффективность и безопасность, то есть подразумевает наличие у медицинского работника навыков, ресурсов и условий, необходимых для улучшения здоровья пациентов, знаний и умения выполнять профессиональные обязанности. Если данный вопрос рассмотреть с позиции пациента качество медицинской помощи включает понятие удовлетворенность пациента полученным лечением, это комплекс мероприятий по оказанию доступной, своевременной, квалифицированной медицинской помощи.

Таким образом, с целью определения удовлетворенностью получаемом лечением пациентов с аллергической нозологии мы провели опрос.

Материалы и методы исследования. Анкетирование проводилось в нескольких поликлиниках города Алматы. Мы опрашивали респондентов, которые наблюдались у врачей аллергологов. В течении нескольких месяцев проводилось анкетирование респондентов.

Анкета была разработана на основе международных источников, включало в себя 45 вопросов. Анкетирование

проводилось очно (лицом к лицу), после заполнения респондентами бланка информированного согласия. С помощью данной анкеты было опрошено 245 респондентов родителей детей в возрасте 3-7 лет. Всего в разработку было включено 245 анкет.

Далее нами проведено статистическая обработка полученных данных. На основании, которого разработаны выводы и рекомендации исследования.

Результаты исследования. В рамках опроса участвовали родители детей в возрасте 3 лет 14,7 % респондентов. Основная масса респондентов составила родители детей в возрасте 6 лет 30,2 %, 5 лет 29%, а также в возрасте 7 лет 17,6%. Наименьшее количество участвовал в возрасте 4 лет 8,6%. Среди респондентов участвовало 52,7 % (129 родитель мальчиков), 47,3% (116 родитель девочек). Во всем мире частота встречаемости бронхиальной астмой ежегодно увеличивается. При проведении опросе нами выявлено, что среди 245 детей страдают бронхиальной астмой 108 детей (44,1%), ринитом 74 ребенка (30,2%), пищевой аллергией 27 ребенка (11%). Также выявлено, что среди детей 9,4% (23) наличие экземы, аллергические реакции на лекарственные средства 2% (5), а также 3,3% (8) крапивница и др.

С целью определения удовлетворенностью аллергологической службы среди респондентов, мы уточнили их мнение об общем качестве заботы здравоохранения о людях с наличием аллергологических заболеваний. Результаты показали, что 24,9 % респондентов отмечают, что аллергологическая помощь оказывается на высоком уровне с отметкой отлично. 34,3% респондента убеждены, что забота системы здравоохранения лицам с наличием аллергических заболеваний на уровне хорошо.

kaznmu.kz • КазНМУ • №1-201 6*

Удовлетворительно отмечают 38,0% респондентов, не удовлетворены 2,9% родителя участвовавших в опросе. Основная масса респондентов обращаются за аллергологической помощью 3-5 раза в год 41,2% (101), в то время как 2 раза в год посещают 35,1% (86). В рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи дети до 16 лет имеют право получить бесплатную медицинскую помощь. При изучении вопроса насколько на первичном уровне респонденты обращаются по месту прикрепления, выявлено, что врача аллерголога посещают по направлению участкового врача 40,4% респондентов. Основная масса родителей предпочитают обращаться сами на платной основе 59,6% (146). На уровне первично медико - санитарной помощи средняя длительность ожидания к приему врача аллерголога респонденты отмечают 1 день - 45,3% (111), сразу в первый день могут обратиться 23,3% (57) респондентов. Необходимость ожидания приема более 1 дня отмечают 31,4% (77).

42% (103) респондентов отмечают, что на уровне ПМСП существует проблемы в обеспечении аллергических услуг, из которых 67% (69) отмечают проявлением недостаточным потенциалом для адекватного удовлетворения клинического спроса, а также 78,6% (81) связывают с проблемой в знаниях, обучении и навыков, лежащие в основе нынешней практики.

40,4% (99) не согласны с данным мнением и отмечают отсутствие проблем на уровне ПМСП. Результаты остальных 17,6% (43) респондентов показывают незнание в изучаемом вопросе.

На сегодняшний день система здравоохранения ориентирована на усиление работы первичной медико-санитарной помощи. Проводиться реформирование системы здравоохранения, внедряют специалистов врачей общей практики. Оказание медицинской помощью врачами общей практики позволяет не только проводить лечение пациента, но к тому же обучить родителей и других членов семьи как вести себя с детьми или другими имеющими определенными заболеваниями членами семьи. Именно семейный подход должна быть основополагающим оказания медицинской помощи. В дополнение с целью укрепления и предоставления полноценной медицинской помощи внедрены специальности социального работника и психолога. Они обеспечивают всестороннюю поддержку семьям и каждому прикрепленному населению на участке. В связи с этим разработка плана мероприятий на участке и ведение, своевременное выявление пациентов, а также проведение профилактических мероприятий зависит от организации работы службы первично медико-санитарной помощи.

В связи с этим в рамках своего опроса, мы изучили, насколько респонденты осведомлены работой участковой службы в отношении детей имеющих аллергологическое заболевание. Результаты показали, что 46,9% (115) респондентов считают, что есть определенные алгоритмы и план оказания медицинской помощи, в рамках которого детей с наличием аллергических заболеваний приглашают на прием. 53,1% (130) респондентов остаются противоположного мнения. 40,4% (99) респондентов отмечают, что участковый врач приглашает их на прием по поводу их заболевания.

При получение медицинской помощи важное значение имеет к какому специалисту обращается пациент, его удовлетворенность работой специалиста. А также наблюдение у одного врача позволяет проводить мониторинг состояния пациента, тем самым своевременно выявить положительную или отрицательную динамику процесса лечения. У детей также важный момент, который нужно отметить, это возможность наладить контакт между врачом и ребенком, способности коммуникативных навыков. Таким образом, мы выявили, что постоянно у одного и того же специалиста наблюдается 68,2 % (167) респондентов.

59,6% (146) респондентов отмечают, что дополнительные исследования, в которых нуждаются их дети не доступны. Противоположного мнения отмечают 40,4% (99) родители детей.

Родители 46,1% (113) принявшие участие в опросе отмечают о существовании проблем при получении аллергологической помощи, таких как отсутствие доступа помощи в целом 15% (17), отсутствие доступа к конкретным диагностическим услугам 40,7% (46), время ожидания услуг 19,5% (22), а также отсутствием доступа к телефонным консультациям 24,8% ( 28).

53,9% респондентов отмечают, что нет проблем в получении медицинской помощи детям. Респондентами определено, при появлении аллергологических признаков в первую очередь 8,2% (20) родителя самостоятельно оказывают медицинскую помощь, согласно инструктажу врачей. 21,2% (52) обращаются к лечащему врачу. Обращаются за помощью скорой медицинской помощи 70,6% (173) родители детей. Вывод. Таким образом, выявлено, что в среднем пациенты обращаются за медицинской помощью 3-5 раз в год 41,2%, в виде самообращении 59,6% респондентов. О существовании проблем отмечают 46,1% респондентов. 45,3% респондентов получают медицинскую помощь на второй после обращения, 68,2% респондентов наблюдается у одного и того же врача.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Нурпеисов Т.Н., Иманбаева Т.М., Шалаганова М.О., Нурпеисов Т.Т. Дальнейшее совершенствование организационно-функциональной структуры аллергологической помощи населению в условиях реформирования здравоохранения //Ж. «Проблемы соц. медицины и управления здравоохранением». - Алматы: 2000. - № 15. - С. 28-36.

К.Ж.СЫРБАЕВА, А.Н НУРБАКЫТ, А.М.ШАХИЕВА, Н.А.ТАЛКИМБАЕВА, Н.Ж.ДАРМЕН, Ж.А.КОЖЕКЕНОВА, А.А.АЙТМАНБЕТОВА,

Г.Е. АИМБЕТОВА, Ж.С.ИСАЕВА, Л.С.ЕРМУХАНОВА, Г.Н.ЕРДЕСБАЙ

СЖАсфендияров атындагы К,аз¥МУ, Алматы цаласы К,огамдъщ денсаулыц сацтау жогары мектебi М.Оспанов атындагы Батыс Цазацстан медицина университету Ацтвбе цаласы

АЛЛЕРГОЛОГИЯЛЬЩ ЦЫЗМЕТПЕН К0РСЕТ1ЛЕТ1Н МЕДИЦИНАЛЬЩ К0МЕК САПАСЫ

tywh: Ka3ipri кезде амбулаторльщ-емханальщ децгейде балаларга керсетшетш аллергологиялы; кемектщ сапасына ;атысты мэселелердi зерттеу халывда уа;ытылы сапалы кемекп керсету ушш езекп болып табылады. TYffiH^ сездер: медициналы; кемек сапасы, балалар, аллергологиялы; ;ызмет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.