Пашин Н.П.
КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОХРАНЫ ТРУДА - ОСНОВА НАДЕЖНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ
По прогнозу Минэкономразвития России, тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится: в ближайшие 10-15 лет здесь будет работать 50,1 млн. чел.,
около 7 млн. из которых, в т. ч. 1,6 млн. женщин, будет занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Эта тревожная тенденция требует глубокого и многостороннего исследования с целью поиска возможностей ослабления нарастающего дефицита трудовых ресурсов путем сокращения потерь, связанных с производственным травматизмом, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемостью.
В промышленно развитых странах давно уже твердо осознали, что травматизм на производстве, профессиональные заболевания и общая заболеваемость работников не могут быть спутниками бизнеса, экономического и социального развития государства, и это доказанная практикой реальность. Каждый доллар, вложенный в улучшение условий труда, например по программе CITIBANK, позволяет сберечь 4,56 доллара.
Анализ ряда зарубежных эпидемиологических исследований, проведенный специалистами Института медицины труда Финляндии, показал, что 6,7% случаев смерти от числа всех умерших обусловлено воздействием неблагоприятных условий труда, для мужчин этот показатель составил 10,8%, для женщин - 2,6%.
В Европе (по данным МОТ) потери, связанные с неудовлетворительными условиями труда, вызывающими производственно обусловленные заболевания, составляют 66 млрд. долл. США в год.
В странах Евросоюза потери рабочего времени, связанные с общей заболеваемостью, в расчете на одного работника в год составляют 7,9 рабочего дня. В России из-за болезней в среднем теряется до 10 рабочих дней на одного работающего. Если принять во внимание, что в экономике страны занято свыше 72,5 млн. чел., то общие потери рабочего времени соответственно составляют более 725 млн. рабочих дней в год или около 2,9 млн. человек ежегодно по этой причине выведены из процесса производства или оказания услуг населению.
Анализ причин заболеваемости в России, проведенный ФГУ "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда" Росздрава совместно с НИИ медицины труда РАМН, показывает, что до 40% заболеваний (без учета производственно обусловленной заболеваемости, конкретный учет которой у нас пока не ведется) прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями труда.
Более 20% среди всех впервые признанных инвалидами утратили трудоспособность в возрасте 45-50 лет. Инвалиды вследствие профессионального заболевания, как правило, лица трудоспособного возраста, и социально-экономическое возмещение вреда, нанесенного их здоровью, требует больших экономических затрат. В связи с вредными и особо вредными условиями труда ежегодно досрочно, раньше на 5-10 лет общеустановленного возраста, выходят на пенсию около 280 тыс. чел.
Смертность трудоспособного населения, связанная с условиями труда, превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза среди всего населения России.
В 2006 году в Российской Федерации было зарегистрировано 7740 случаев профессиональных заболеваний, это на 5,9% меньше, чем в 2005 году. Несмотря на то, что за последние 5 лет наблюдается положительная динамика снижения случаев профессиональных заболеваний успокаиваться рано, так как Россия по уровню этого важнейшего показателя занимает скромное 24-е место в Европе.
Особенно высокие уровни профзаболеваемости регистрируются на протяжении ряда лет на предприятиях угольной промышленности; авиационного транспорта; цветной и черной металлургии; энергетического, тяжелого, тракторного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения и автомобильной промышленности. В 2006 году по равнению с 2005 годом в некоторых видах экономической деятельности наметились позитивные сдвиги по снижению числа случаев профессиональных заболеваний, которые необходимо закрепить, например: в угольной - с 1965 случаев в 2005 году до 1862 случаев в 2006 году (на 103 случая), автомобильной промышленности - на 135 случаев, авиационной промышленности - на 80 случаев, оборонной промышленности - на 85 случаев и ряде других.
В 2006 году снижения числа случаев профессиональных заболеваний отмечено также в ряде субъектов Российской Федерации: Свердловской области - на 227 случаев, Челябинской области - на 163 случая, в Республике Татарстан - на 86 случаев, Нижегородской области - на 62 случая, в г. Москве - на 54 случая. Эта положительная тенденция в 2006 году отмечена в целом в 38 субъектах.
Увеличилось в 2006 году число профзаболеваний на предприятиях авиационного транспорта - на 75 случаев. Особую тревогу вызывает поступательное наращивание числа случаев профзаболеваний на предприятиях с частной формой собственности, удельный вес которых поднялся с 35,2% в 2002 году до 51,4% - в 2006 году. В то же время относительное стабильным остается удельный вес профзаболеваний на предприятиях с государственной формой собственности: 2002 г. - 3,5%; 2003 г. - 4,0%; 2004 г. - 4,6%; 2005 г. - 4,2% и 2006 г.
- 3,3%.
Структура профессиональной заболеваемости в России с начала 90-х годов не претерпела существенных изменений. В 2006 году в этой структуре ведущие места занимали заболевания, связанные с воздействием: физических факторов - 38,8% (в 2005 г. - 38,6%), промышленных аэрозолей- 24,5% (в 2005 г. - 27,0%), физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем - 19,9% (в 2005 г. - 18,2%), химических факторов - 7,6% (в 2005 г. - 8,1%), биологических факторов - 5,2% (2005 г. - 6,3%).
В России в 2006 г. умерло около 2250 тыс. чел. Если допустить, что условия труда в России такие же, как в ведущих экономически развитых странах мира, то 148,5 тыс. чел. умерли от воздействия вредных и опасных производственных факторов, т. е. почти в 5 раз больше, чем погибло при дорожно-транспортных происшествиях, включая лиц нетрудоспособного возраста.
В последние 5-6 лет в России наблюдается тенденция снижения травматизма на производстве со смертельным исходом. Однако его уровень не может считаться терпимым. По данным Роструда, в ведении которого находится государственная инспекция труда, в 2006 г. погибло на производстве 4301 чел., в т. ч. 362 женщины и 14 подростков, не достигших возраста 18 лет.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в строительстве (920 чел.), обрабатывающих производствах (789 чел.) и сельском хозяйстве (666 чел.).
В 2006 году в Российской Федерации произошло 12640 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в том числе в обрабатывающем производстве - 3141 чел., в строительстве - 2369 чел., в сельском хозяйстве
- 1842 чел., на транспорте и связи - 1256 человек.
По самым скромным подсчетам в России ежегодные экономические потери, связанные со смертностью, травматизмом и профессиональной заболеваемостью работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, составляют примерно 425 млрд. руб., или 1,9% ВВП.
Наряду с экономическими потерями, связанными с неудовлетворительными условиями труда, производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, страна несет большие социальные издержки.
Анализ состояния здоровья работников свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастных случаев, отравлений и травм) в настоящее время соответствует аналогичным показателям в России столетней давности и почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах. Наряду с этим следует иметь в виду, что, начиная с 2004 г. в России темпы снижения общего количества пострадавших со смертельным исходом резко замедлились, но уже в 2007 г. возможен его рост.
Медико-демографическая ситуация (при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособного возраста) в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов. Однако при анализе причин процессов депопуляции в России не учитывается качество репродуктивного здоровья, определяющего демографические перспективы страны. С конца 1980-х гг. наблюдается устойчивый рост смертности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте. За последние 20 лет она возросла в 1,6-2,4 раза у мужчин и в 1,6-2,3 раза у женщин. Самый высокий темп прироста смертности (в 2 раза и более) у мужчин - в возрасте 25- 50 лет, у женщин - 25-40 лет. Ежегодно количество смертей почти на миллион превышает рождаемость, причем повышенная смертность отмечается в основном среди трудоспособных слоев населения. Смертность мужчин превышает смертность женщин трудоспособного возраста в 5-7 раз, в результате чего сложился беспрецедентный, более чем в 13 лет, разрыв продолжительности жизни между мужчинами и женщинами (58,9 и 72,3 года соответственно). Продолжительность жизни населения в России на 12 лет меньше, чем в США, на 8
- чем в Польше и на 5 - чем в Китае.
Вредные факторы производственной среды оказывают негативное влияние на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. В России в 2006 году более 106 тыс. женщин репродуктивного возраста были заняты тяжелым физическим трудом. Каждая шестая женщина, работающая в условиях нагревающего микроклимата и под воздействием химических веществ, страдает бесплодием. У каждой седьмой женщины, работающей в таких условиях, беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем. Среди молодых людей призывного возраста значительная часть признается не пригодными к службе в армии по состоянию здоровья.
Безусловно, условия труда не единственный фактор, влияющий на здоровье потомства, но его влияние на наследственность нельзя не учитывать.
Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям и необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной, рабочей силы.
В случае непринятия мер по улучшению условий труда и профилактике снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости значительно осложнится демографическая ситуация в стране и возрастет дефицит рабочих кадров. Поэтому, как никогда ранее, остро встает вопрос о принятии практических и во многом не традиционных для нас мер, которые позволят ослабить влияние условий труда на процесс возрастания такого дефицита.
Прежде всего, надо любыми имеющимися у нас и заимствованными у наших иностранных партнеров средствами и методами добиться признания работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как это предусмотрено ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации. В условиях рыночной экономики это может быть реализовано не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению существующих норм, а достижением четкого понимания работодателем выгодности этого приоритета для его бизнеса.
В первую очередь необходимо разработать и ввести в практику методику определения изменений динамики производительности труда в стоимостном выражении в связи с производственным травматизмом, своевременным переводом работников, у которых выявлены признаки профессионального заболевания, на другую работу.
Необходимо решительно отказаться от существующей практики профилактики производственного травматизма только на основе материалов расследования несчастного случая на производстве и выявленных причин его происшествия. Надо создать систему управления профессиональными рисками и оценки опасностей от воздействия на работников факторов трудового процесса и производственной среды для определения перспективных направлений деятельности по устранению этих факторов. Формирование этой системы должно проводиться на основе механизма комплексной оценки профессионального риска по состоянию факторов производственной среды, трудового процесса, медицинских показаний, нарушения здоровья работников (включая ранние формы выявления) и утраты профессиональной трудоспособности.
Для создания такого механизма необходимо обеспечить:
проведение по специальной программе общероссийского мониторинга условий и охраны труда с целью объективной оценки их состояния в организациях по субъектам РФ;
формирование на основе результатов мониторинга условий и охраны труда единого банка сведений (реестра) их соответствия (несоответствия) государственным нормативным требованиям охраны труда;
формирование единой базы данных о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях в организациях по субъектам РФ и в целом по России;
проведение всеобщей паспортизации здоровья работающего населения (паспорт здоровья);
разработку и внедрение общероссийских классификаторов травмирующих факторов, видов (типов) и характерных причин несчастных случаев для соответствующих производств в целях проведения углубленного анализа этих причин, объективной оценки опасностей и выявления неприемлемых профессиональных рисков;
выделение в федеральных округах базовых региональных центров (не менее семи) для организационнометодического сопровождения работы по организации оценки опасностей и управления профессиональными рисками.
Необходимо принять меры по повышению влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на ускорение темпов их улучшения, с последующей сертификацией работ по охране труда. Сложилась практика, когда в организации имеются всего 15-20% рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда, а остальные относятся к третьему классу, как правило, по трем степеням вредности, и на этом вся работа по улучшению условий труда, повышению его безопасности заканчивается, при этом организация считается завершившей аттестацию рабочих мест. Более того, многие работодатели после такого завершения работы считают, что они уже могут претендовать на получение сертификата соответствия работы по охране труда.
В систему аттестации рабочих мест должен быть внесен принцип перманентности, т. е. по завершении аттестации должна продолжаться работа по увеличению числа рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Контроль за ходом этой работы может осуществлять государственная экспертиза условий труда. Должен быть установлен критерий, определяющий право работодателя на получение сертификата соответствия работы по охране труда. Представляется, что такое право может наступить, когда по оценке условий труда не менее 80% рабочих мест будут отнесены к первому и второму классам условий труда и не более 20% рабочих мест - к третьему классу с самым незначительным превышением ПДК или ПДУ.
Важным рычагом экономического механизма в системе управления охраной труда становится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В 2006 году в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2005 г. № 179-ФЗ « О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» число классов профессионального риска увеличено с 22 до 32, что способствовало конкретизации видов экономической деятельности субъектов страхования и более точному соответствию страховых тарифов видам экономической деятельности.
По данным Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год число страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возросло на 11 % и составило более 3 млн. 976 тысяч юридических и физических лиц.
Сумма страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователями, составила 37 874 134,8 тыс. рублей, что на 10,5 % больше, чем в 2005 году.
Количество застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составило более 61 млн. человек.
Наряду с предоставлением застрахованным в полном объеме всех видов обеспечения, законодательство Российской Федерации предусматривает меры экономической заинтересованности работодателей - страхователей по снижению профессионального риска, улучшению условий и повышению безопасности труда, включая осуществление ими предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В этих целях Фондом социального страхования Российской Федерации в 2006 году 954 страхователям были установлены скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что на 4,7% больше, чем в 2005 году и 5655 страхователям -надбавки, что на 4,5% меньше, чем в 2005 году. Размер выплат составил: по скидкам - 518,9 млн. рублей, по надбавкам-2 6 9,0 млн. рублей.
В 2006 году Фондом социального страхования израсходовано на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников 14 423 страхователям на сумму более 2,8 млрд. рублей, что на 32,7% больше, чем в 2005 году.
Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 173-Ф3 « О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год», как и в прежние годы, определена возможность направления до 20% страховых взносов на финансирование вышеуказанных предупредительных мер. В соответствии с перечнем направлений, по которым могут использоваться эти средства, утверждаемым Минздравсоцразвития России ежегодно, в 2006 году было израсходовано на: приобретение средств индивидуальной защиты - 1302,7 млн. рублей или 46,2%; оплату путевок - 967,2 млн. рублей или 34,3%; проведение аттестации рабочих мест - 513,2 млн. рублей или 18,2%; выполнение работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативами в объеме 36,6 млн. рублей или 1,3 %.
В рамках реализации ст. 14 Федерального закона № 173-Ф3 осуществлялось также финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в объеме 1916 млн. рублей, за счет которых проведены дополнительные медосмотры 3582,4 тыс. человек.
С учетом сложившейся практики, представляется целесообразным пересмотреть порядок использования указанных средств. Надо разрешить работодателю 20% выделяемых средств использовать по прямому назначению, т. е. на выполнение мероприятий по улучшению условий труда и повышению его безопасности, включая приобретение дополнительно спецодежды, спецобуви и других СИЗ, без дополнительного налогообложения.
Вместе с тем проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и аттестацию рабочих мест по условиям труда работодатель обязан осуществлять за счет собственных средств в соответствии с трудовым законодательством. В таком же порядке должны приобретаться путевки на санаторно-курортное лечение для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, где в большей степени по вине работодателя существуют такие условия.
Такой подход будет способствовать повышению эффективности предупредительных мер по снижению рисков производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости.
Для работодателя самым дешевым способом защиты работников от вредных и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма затрат на приобретение этих средств российскими организациями в 2006 г. составила 18,2 млрд. руб. В среднем на их приобретение в расчете на одного работника расходовалось по 1681 руб. В странах Евросоюза на обеспечение работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро. По имеющимся данным, СИЗ пользуются менее 70% работников, которым работодатели обязаны выдавать их бесплатно. Например, в промышленности при списочной численности работников 9,4 млн. чел. обеспечиваются СИЗ 7,3 млн. работников, т. е. более 2 млн. работников не получают эти средства защиты, положенные им по действующим Типовым нормам.
Поэтому не случайно большое количество несчастных случаев на производстве происходит вследствие низкого качества, отсутствия или неприменения СИЗ. Например, по данным Роструда, в 2005 г. 31,67% несчастных случаев со смертельным исходом произошло при падении с высоты в основном по причине отсутствия или неприменения страховочных поясов.
В системе управления охраной труда определяющее значение имеет знание руководителями и специалистами высшего звена организаций (главные механики, энергетики, металлурги, сварщики и т. д.) требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
По предварительным данным Роструда, в 2006 г. обучение по охране труда прошли около 750,0 тыс. чел., в т. ч. 236,6 тыс. руководителей организаций. Вместе с тем государственными инспекторами по охране труда было отстранено от работы более 125 тыс. работников, не прошедших обучение по охране труда. При этом оштрафовано свыше 12 тысяч руководителей и специалистов на общую сумму 19,8 млн. руб.
Однако статистические данные четко показывают, что среди пострадавших значительную долю составляют как руководители производства и работ, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и получившие соответствующие удостоверения, так и рабочие, получившие увечье, которые неоднократно проходили инструктаж по охране труда, о чем свидетельствуют их подписи в соответствующих журналах.
Этот парадокс явно высвечивает изъяны в системе обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций, а также в системе проведения инструктажей рабочих по безопасному проведению работ. В первую очередь, просматривается формализм в этой сфере, который во многих организациях реальной экономики стал нормой жизни и деятельности, позволяющей руководителям не обращать внимание на такого рода "мелочи" в погонях за прибылью.
Каждый руководитель организации должен четко понимать, что такое отношение не может способствовать успехам в его бизнесе, оно неизбежно приведет к снижению репутации организации и ее имиджа в конкурентной борьбе.
В сложившейся ситуации необходимо систему обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций коренным образом реформировать. Надо четко понимать, что руководителю организации совершенно не обязательно знать, при каком количестве обрывов проволоки следует браковать стропы или последовательность подачи горючего газа и кислорода при зажигании горелки. Эти и подобные им вопросы должны знать главный механик или главный сварщик. Руководителю же организации как главному менеджеру важно знать, какие потери несет организация вследствие несчастных случаев на производстве, связанных с обрывом тех же строп или неправильным открытием ацетиленового баллона при газовой резке металла. Если он знает причины этих потерь, то без всякого внешнего инспектора или указаний сверху он может четко определить виновных и принять к ним соответствующие меры. К этому его должна побудить не боязнь административных санкций, а сущность рыночных отношений.
Назрела необходимость коренным образом пересмотреть программы обучения этих категорий работников. Руководители организаций должны получать знания требований законодательства по охране труда с акцентом на экономические и социальные аспекты значения условий и безопасности труда в их управленческой деятельности.
Что касается обучения и проверки знаний по охране труда специалистов организаций, то при правильном обучении по охране труда их руководителей они без особой команды будут вынуждены добросовестно осваивать и исполнять свои профильные обязанности.
Много нерешенных проблем по условиям труда и обеспечению его безопасности накопилось в сфере малого бизнеса, где действуют 979 тыс. юридических лиц и занято почти 9 млн. чел., или 16,3% общей численности экономически активного населения. Наибольшее количество рабочих мест (47%) создано в торговле, общественном питании и сфере услуг. Доля занятых в строительстве составляет 19%, в промышленности - 17%. При таком соотношении, казалось бы, уровень травматизма на производстве в сфере малого бизнеса должен быть ниже среднего показателя по стране. Однако фактически это не так. В 2006 г. коэффициент частоты несчастных случаев на производстве (в расчете на 1000 работающих) в среднем по стране по предварительным данным составлял 3,0, в малом бизнесе - 3,9, а со смертельным исходом соответственно 0,121 и 0,388.
В соответствии с последними решениями Правительства РФ о поддержке малого предпринимательства в России, число таких предпринимателей в ближайшие годы будет стремительно расти, особенно в здравоохранении, ЖКХ, транспорте. Это, безусловно, хорошо. Но, в то же время, если не будут приняты срочные меры по улучшению условий и охраны труда в этом секторе экономики, то показатели по травматизму, профзаболеваниям будут неизменно расти, и этот процесс может принять необратимый характер. При этом цена удвоения ВВП, не говоря о проблемах решения задач демографической устойчивости страны, будет весьма велика, так как она будет соизмеряться с главной ценностью - жизнью и здоровьем человека. Это весьма тревожный симптом и здесь есть над чем задуматься, в первую очередь - органам государственной власти.
В соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28 марта 2007 № 17 п. II «О первоочередных мерах, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации, в том числе от предотвратимых причин» в ближайшие три года необходимо будет выполнить целый ряд практических мероприятий:
разработать основы управления охраной труда с учетом новых реалий, обратив особое внимание на комплексную оценку профессионального риска на основе показателей факторов производственной среды, трудового процесса, медицинских показаний состояния здоровья персонала (входной контроль и контроль в процессе труда), нарушений состояния здоровья работников (включая ранние формы выявления) и степени снижения профессиональной трудоспособности;
определить основные эргономические, гигиенические, технические и иные требования к параметрам рабочих мест персонала с повышенным уровнем профессионального риска и на их основе сформировать унифицированные требования к типовому рабочему месту (рабочим местам) основного контингента работников данного вида деятельности;
разработать комплексную методику оценки факторов воздействия на уровень травматизма и производственно обусловленной заболеваемости;
выявить перечень рабочих мест (по видам экономической деятельности) с повышенным уровнем профессионального риска по основным профессиональным группам и организовать на них постоянный и последовательный мониторинг уровней и динамики изменения профессионального риска силами специализированных структур и крупных корпоративных центров медицины труда;
подготовить и принять национальные нормативные акты по оценке производственных и иных рисков, системе управления профессиональными, техническими и иными рисками;
активизировать проведение реабилитационных, профилактических и иных оздоровительных мероприятий, особенно на ранних стадиях проявления заболевания или возможного повреждения здоровья в процессе выполнения трудовой функции;
обеспечить высокое качество и результативность обучающих и иных предупредительных мер, в т. ч. аттестации рабочих мест по условиям труда, с целью эффективности их воздействия.
Особое внимание должно быть уделено разработке мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников малых предприятий, что должно способствовать решению как экономических, так и социальных задач, в т. ч. формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Одновременно необходимо решить следующие назревшие задачи:
обеспечить порядок и последовательность разработки нормативных правовых актов, в т. ч. необходимых для реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивающих надлежащее правовое регулирование в сфере охраны труда;
повысить эффективность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и государственной экспертизы условий труда;
ввести новые принципы формирования и актуализации единой федеральной базы данных об условиях труда и производственном травматизме для последующей объективной оценки и анализа состояния условий и охраны труда в организациях;
провести мероприятия по совершенствованию процедуры аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, для упорядочения рынка услуг в этой сфере, повышения их качества и легализации организаций, осуществляющих указанную деятельность;
реализовать новые принципы порядка подтверждения соответствия действующих в организациях систем управления охраной труда, в т. ч. с целью расширения участия в этом процессе работодателей на принципах добровольного декларирования соответствия условий и охраны труда в организациях.
Для выполнения всего объема работ необходимо привлечение широкого круга отраслевых научноисследовательских организаций, профильных кафедр высших учебных заведений, профсоюзных комитетов и органов по труду субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для решения проблемы дефицита трудового потенциала, коренного улучшения демографической ситуации в стране требуется эффективная охрана труда, которая является основой безопасности жизнедеятельности человека. Это общая наша задача и решить ее мы сможем только вместе.
Спасибо.