Научная статья на тему 'Качественный скачок скорости развития: переход в новую реальность'

Качественный скачок скорости развития: переход в новую реальность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
732
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК СКОРОСТИ РАЗВИТИЯ / "НОРМАЛЬНОЕ БЫТИЕ" / "НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / КАРТИНА МИРА / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES / QUALITATIVE LEAP IN THE SPEED OF DEVELOPMENT / "NORMAL BEING" / "NEW REALITY" / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / HORIZONS OFPLANNING / SPEED OF DIGITAL CIVILIZATION DEVELOPMENT / WORLD PICTURE / HUMAN DESTINY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шестакова Ирина Григорьевна

Автор показывает, что на глазах современного поколения произошел качественный скачок из «нормального бытия», где общий уклад, образ, характер бытия на протяжении жизни нескольких поколений практически не менялись, в«новую реальность», где коренные изменения технологической инфраструктуры и вызванные ими перемены в жизни социума стали происходить многократно на протяжении жизни одного поколения.Шокирующая скорость развития цифровой цивилизации реальность, с кото-рой должно свыкнуться человечество, приняв это за новую парадигму бытия.Возможно, это коренной перелом мировоззрения, который потребует и нового человека с другим ключевым набором представлений как о себе и окружающей действительности, так и о своей роли в мироздании. В этом видится вызов существующей системе образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVE LEAP OF DEVELOPMENT SPEED: TRANSITION TO A NEW REALITY

The author shows that, in the eyes of the modern generation, a qualitative leap from ";normal being" took place, where the general way of life, the image, the characterКачественный скачок скорости развитияof being during the life of several generations, did not practically change into a ";new reality", where the fundamental changes in the technological infrastructure and the changes that they caused in life Society began to occur many times during the life of one generation.The shocking speed of the development of the digital civilization is a reality that humanity must become accustomed to, adopting this for a new paradigm of being. Perhaps this radical change in the worldview will require a new man with another key set of ideas about himself and the surrounding reality, and his role in the universe. This is a challenge to the existing system of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Качественный скачок скорости развития: переход в новую реальность»

Гуманитарная информатика. 2017. № 12. С. 14-22

УДК 101.1: 008.2-316.77 DOI: 10.17223/23046082/12/2

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК СКОРОСТИ РАЗВИТИЯ: ПЕРЕХОД В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

И.Г. Шестакова

Санкт-Петербургский Горный университет, Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]

Автор показывает, что на глазах современного поколения произошел качественный скачок из «нормального бытия», где общий уклад, образ, характер бытия на протяжении жизни нескольких поколений практически не менялись, в «новую реальность», где коренные изменения технологической инфраструктуры и вызванные ими перемены в жизни социума стали происходить многократно на протяжении жизни одного поколения.

Шокирующая скорость развития цифровой цивилизации - реальность, с которой должно свыкнуться человечество, приняв это за новую парадигму бытия. Возможно, это коренной перелом мировоззрения, который потребует и нового человека с другим ключевым набором представлений как о себе и окружающей действительности, так и о своей роли в мироздании. В этом видится вызов существующей системе образования и воспитания.

Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, качественный скачок скорости развития, «нормальное бытие», «новая реальность», научно-технический прогресс, горизонты планирования, скорость развития цифровой цивилизации, картина мира, предназначение человека.

QUALITATIVE LEAP OF DEVELOPMENT SPEED: TRANSITION TO A NEW REALITY

Irina G. Shestakova

Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg, Russia e-mail: [email protected]

The author shows that, in the eyes of the modern generation, a qualitative leap from "normal being" took place, where the general way of life, the image, the character

of being during the life of several generations, did not practically change into a "new reality", where the fundamental changes in the technological infrastructure and the changes that they caused in life Society began to occur many times during the life of one generation.

The shocking speed of the development of the digital civilization is a reality that humanity must become accustomed to, adopting this for a new paradigm of being. Perhaps this radical change in the worldview will require a new man with another key set of ideas about himself and the surrounding reality, and his role in the universe. This is a challenge to the existing system of education and upbringing.

Key words: infocommunication technologies, qualitative leap in the speed of development, "normal being", "new reality", scientific and technical progress, horizons of planning, speed of digital civilization development, world picture, human destiny.

Введение

Нормальное бытие - эпоха плавных перемен

Здесь под «нормальным бытием» мы понимаем обиход, сопутствовавший человечеству на протяжении всей его истории. Это время, когда десятки, сотни и даже тысячи поколений людей живут в консервативном мире вне технологических революций; в мире, где общий уклад, образ, характер бытия на протяжении жизни нескольких поколений практически не меняются [1].

На общем фоне этой стабильности, конечно же, были периоды, когда происходили существенные изменения уклада жизни. Отсюда китайская пословица: «Не дай бог тебе жить в эпоху перемен». Понимание того, что «всё течет, всё изменяется» [2], присуще и античным мыслителям, но то было время плавных, постепенных изменений: зима сменяется весной; ночь проходит, и настает день; «род уходит и род приходит...» [3. С. 8], сменяются правители и вместе с ними режимы правления, меняется религия, почти перманентно ведутся войны со всеми изменениями, которые они приносят. Но эти изменения происходят плавно, поэтому они предсказуемы. Они не мешают прогнозировать будущее: сегодня гроза, завтра заморозки и ничего нового нет ни в войне, ни в землетрясении. Это всё входит в устойчивую картину мира. Изменения наступают, когда в эту картину, полную привычных, рутинных перемен, вносится что-то принципиально новое, чего вообще никогда раньше не было.

Мы говорим о технологических новшествах, которые врываются в человеческую жизнь. Например, в какой-то момент человек открывает железо. Начинается победоносное шествие железа по различным культурам. Но это был плавный длительный исторический процесс смены бронзового века железным. Радикальные модификации привнесли изобретение

ткацкого и печатного станков, открытие электричества, но и эти изменения внедрялись в жизнь человека плавно, на протяжении поколений.

Поколения, жизнь которых пришлась на область подобных изменений, тем не менее чувствовали определенность и прогнозируемость будущих реалий. Предсказуемы были не только конкретные биографии или судьбы каких-то народов. Предсказуемыми были стиль и образ жизни, инфраструктура: город, деревня, сельское хозяйство, ну и, наконец, способ обмена информацией [4]. В эту эпоху можно было предсказывать, как жить и развиваться, как воспитывать следующее поколение: какие понятия будут ему необходимы, как будет строиться его жизнь. Всё это можно было извлечь из собственного опыта. Посредством экстраполяции личного опыта выстраивалось и видение будущего. На подобных прямых экстраполяциях основывали свои прогнозы даже самые прозорливые пророки.

От плавного изменения картины мира к КССР: «новая реальность», или Эпоха постстабильности

Уникальность переживаемого нами исторического момента заключается в том, что произошел качественный переход от относительно плавного развития в предцифровую эпоху к шокирующей скорости развития цифровой цивилизации. Произошедший качественный скачок скорости развития (далее - КССР) становится очевидным, когда эта скорость соотносится с человеческой жизнью. Эффект КССР усиливается тем, что многократные перемены в жизни человека происходят в той области, которая, с одной стороны, составляет основу его человеческой природы, представляя ее наиболее чувствительную и деликатную сферу, а с другой - критически влияет на все другие сегменты технологической цивилизации и общественной жизни.

Применение метода антропного измерения [4] показывает, что коренные изменения технологической инфраструктуры и обусловленные ими перемены в жизни социума стали происходить многократно на протяжении жизни одного поколения в режиме реального времени, создавая при этом как небывалые возможности, так и проблемы, с которыми человечество никогда еще не сталкивалось.

В постстабильную эпоху почва, на которую можно было опереться, прогнозируя будущее, становится зыбкой. Человеку (как отдельному индивиду, так и человеческим сообществам) приходится перестраиваться, понимая, что база опыта, на которую он опирался, исчезает на глазах, претерпевая бесконечные трансформации. Опираться более не на что.

Горизонт планирования радикально приблизился. Схемы принятия решений приходится вырабатывать в ситуации полной неопределенности.

Когда в эпоху «нормального бытия» мы встречались с ситуацией сложного выбора, это означало, что нужно выбирать из нескольких возможных альтернатив. Но в случае когда мы видим вереницу альтернатив, мы всё же можем применить какие-то инструменты анализа. Современная ситуация характеризуется тем, что мы не видим даже возможных альтернатив, мы только знаем, что очень скоро всё так или иначе изменится.

В том «нормальном бытии» на протяжении всей истории человечества наблюдались периоды стабильности и процветания, но были и случайности. Все такие форс-мажорные ситуации были известны наперечет, поэтому их можно было предвидеть и подготовиться к ним: вооружиться, чтобы противостоять врагу, сделать запасы, чтобы оградить себя от неурожая, и т. д. Сейчас значение таких факторов сведено до минимума. Но возникла неопределенность другого порядка, которая требует от человека «новой ментальности».

Неопределенность эпохи «нормального бытия» в этом смысле ничего не требовала, не требовала осмысления ситуации. Ситуация с ее турбулентно-стями была понятна и, следовательно, в первом приближении понятны были возможные действия. Эпоха «нормального бытия» не требовала пересмотра картины мира, не требовала ментальной революции со сменой базовых мировоззренческих установок, лежащих в основе восприятия мира и представлений о роли и месте человека в этом мире, о его предназначении.

Неопределенность будущего: к новой парадигме бытия.

Переход к новому образу мышления

Продоление границы £ = 1 [1] есть переход через точку бифуркации. В этой новой действительности существенным является не только появление нового инфокоммуникационного поля, радикально преобразовавшего привычную инфраструктуру жизнедеятельности, но и гигантская скорость изменений, вызванных прорывным развитием инфокоммуника-ционных технологий.

Колоссальная скорость и почти полная непредсказуемость преобразований социальной среды и технологической инфраструктуры (уже в среднесрочной перспективе) приведут к революционной трансформации парадигмы бытия. Это переход в «новую реальность», который неминуемо повлечет за собой революцию мировосприятия с тотальной сменой базовых мировоззренческих установок в отношении окружающей реальности, роли и места человека в этом мире, его предназначения.

Вся предыдущая парадигма бытия - фундамент, на котором выстраивалось всё человеческое существование, - основывалась на понимании того, что мы с высокой степенью вероятности можем прогнозировать будущее, и если не все детали картины, то основополагающие вещи, на которые можно опираться в выборе действий сегодня. В новой реальности рушится вся аксиоматика, из которой логически вытекал процесс принятия решений. Вооружившись категориальным аппаратом, введенным Куном [5], можно предположить, что человечество, совершив переход в новую реальность, стоит на пороге революционной трансформации парадигмы мышления.

Чтобы осознать весь драматизм ситуации, позвольте привести пример, основанный на гипотетическом предположении - возможности появления квантового компьютера. Его основная задача, по мнению профессора университета Калгари Александра Львовского, - обеспечение бессмертия человека [6]. Появление подобного изобретения повлечет полную ломку всех представлений человека о себе, о своей роли в общественных отношениях, о смысле жизни, о морали.

Сегодняшняя ситуация по масштабу трансформации образа мышления очень близка к приведенному гипотетическому примеру. В частности, то, что происходит в развитых странах, например в Швейцарии, где рожденным гражданам дается пожизненная рента [7]. То, что казалось утопией - коммунизм, построено. Отныне в стране нет граждан, побуждаемых к работе необходимостью выжить. Это уже другой социум, с новыми мотивациями, с новой картиной мира. В этой картине мира изменится понимание карьеры, социального статуса, положения. Это всего лишь один незначительный пример смещения парадигмы бытия.

Другим реальным примером является повсеместное вытеснение человека из трудовой деятельности. По всей вероятности, это участь большинства людей. Из этого проистекает вопрос: к чему готовиться? К этой описанной ситуации или к чему-то совершенно иному?

Понятно одно: будущее мультиальтернативно. Есть альтернатива, что не будет работы. Другая альтернатива заключается в том, что работа будет, но нужно всё время ее менять и переучиваться. К этой жизни человек должен быть открыт. Ему придется входить в жизнь с пониманием, что скорее всего придется учиться non-stop, часто менять место работы, реа-лизовываться по-новому. Мы не знаем, чего ждать от завтрашнего дня.

С одной стороны, мы осознаём важность фактора неопределенности будущего, так как он ключевой для подготовки человека к жизни. В то же самое время он ничтожен на фоне происходящих изменений. Что можно здесь предпринять? Нужна ли новая концепция образования и воспитания?

Новый человек

По всей вероятности, новая реальность требует нового человека с другим (усредненным) архетипом. Для этой новой реальности нужен человек с другим набором базовых установок. Это должен быть другой психотип: более открытый и толерантный к переменам. Это звучит избито, но понимание этого факта в современных условиях имеет особую глубину, поскольку для человека «привычка - вторая натура». Всё его бытие лежит в мире привязанностей, традиций, опирается на чувственную, эмоциональную сферу, которая в своей основе имеет базовые установки.

В новой реальности значимы не просто новые смыслы предназначения человека, ревизии требует само его отношение к реальности. Новая картина бытия нуждается в человеке с новым видением мира и себя в нем.

Предназначение человека

В контексте всего происходящего, когда мы не в состоянии спрогнозировать будущее, естественно встает вопрос о предназначении человека, который особенно актуален для человека западной культуры.

У большинства людей традиционного сознания есть представление, что если человек не имеет способностей к научным изысканиям, то он может получить какую-то профессию, с которой достойно и счастливо проживет всю жизнь. Профессия становится якорем, который можно бросить и жить безмятежно, не боясь бурь. Это представление выражается, например, в том, что во многих странах широчайшим образом распространено среднее профессиональное образование.

Это пример того, что мир еще не адаптировался к этой реальности, всё продолжается так, как будто нет проблемы. Не только людей не готовят к новой реальности, но многие убеждены, что и в самом деле ничего не происходит.

Здесь задача мыслителя видится в формулировке новых свойств человека в этой «новой реальности». Нужно выработать смыслы и транслировать их в культурное пространство, где их подхватят воспитатели детского сада, родители и др. В результате этого процесса, процесса воспитания, будет выработан тип нового человека, который, к примеру, не ожидает по умолчанию, что, поступив на работу, он сможет не то что гарантировать, но даже предположить свою карьерную траекторию.

Современный человек, впитав идеи, идущие от эпохи Возрождения, стремится состояться в этом мире. Его статус связан с тем, как он сам сделал себя, как он состоялся в работе, в карьере [8, 9].

Это было хорошо для многих, поскольку когда вы знаете путь, вы просто по нему идете или, по крайней мере, движетесь в этом направлении. Если у вас есть стержень, вы по умолчанию знаете свое предназначение (в общем смысле), и, зная его, вы чувствуете себя более комфортно.

Высказывания типа «человек, создай себя сам» являются концентрированным представлением о траектории правильного пути - своего рода «дао» западного человека. Они были хороши и работали до сих пор, но оказалось, что они могут войти в конфликт с новой реальностью. Даже если мы придерживаемся традиционного образа жизни, всё же непонятно, в чем реализовываться, если нет возможности приносить пользу своим трудом. Неопределенность порождает растерянность, страх, дискомфорт.

Что делать?

Осознавая «новую реальность», мы понимаем, что для нее нужен новый человек. Причем в первую очередь этот пересмотр оснований человеческого бытия нужен самому человеку. Это забота о самом человеке, о его счастье.

Итак, насущная задача социального философа заключается в том, чтобы сформулировать смыслы предназначения человека в новых условиях, описать образ человека, адекватного новой реальности. Важность этого акта состоит в том, что как только это будет сделано, эта концепция станет предметом дискуссии и, в конечном счете, постепенно сформируется образ будущего человека.

Поэтому концепт наступления эпохи нестабильности надлежит сформулировать, разработав концепцию «новой реальности» в условиях высокой скорости и мультиальтернативности общественных преобразований. Понимание наступившей «новой реальности» должно войти в сознание.

Осознав это, можно задаться вопросом о соответствующей реакции со стороны тех или иных субъектов. При этом новая картина бытия со всеми ее деталями, а также все дорожные карты формирования новой концепции человека должны представляться с учетом полной непредсказуемости и, следовательно, того фактора, что всё, что мы предполагаем, может не случиться, а случится всё совершенно иначе.

Когда наши предки говорили «не дай Бог тебе жить во время перемен», это означало, что кому-то не повезло, он живет в период, когда происходят перемены, скорее всего, какое-нибудь одно значимое преобразование. Поэтому когда мы живем в эпоху перемен, с точки зрения китайской пословицы это означает, что мы знаем: эта эпоха перемен закончится, и мы будем жить в эпоху стабильности. Сегодня же происходит

ломка ментальности, поскольку мы знаем, что вошли в эпоху перманентных перемен и эпохи стабильности больше не будет никогда.

Возможно несколько сценариев развития человека нового типа. Первый из них заключается в организации максимально широких возможностей для развития личности. Такой путь возможен, но лишь для глобальных экономик уровня США и Китая и уже невозможен для следующего уровня типа России. Второй вариант заключается в точечном развитии в наиболее перспективных направлениях. Эта идея авантюристична хотя бы потому, что в условиях надвигающегося горизонта прогнозирования любые критерии перспективности направления могут оказаться несостоятельными.

Вывод

Итак, описанная нами картина действительности есть качественный переход в новую реальность. Ее отличие от прежней заключается в том, что в доцифровую эпоху радикальные изменения технологической среды и обусловленные ими трансформации в жизни общества либо вовсе не происходили, либо были растянуты на несколько поколений, предоставляя возможность относительно комфортной адаптации. Когда же случались исключения, это приводило к общественным потрясениям. Теперь же на глазах ныне живущего поколения темп развития увеличился таким образом, что радикальные изменения технологической инфраструктуры стали за время одной человеческой жизни случаться многократно, что исключает возможность постепенной адаптации.

Феномен КССР критически влияет на ряд важнейших аспектов жизни общества и индивидуума и в особенности на представления о будущем, определяющие построение жизненной траектории любым ответственным индивидуумом или корпорацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шестакова И.Г. Человек и социум в новой реальности инфокоммуникацион-ного мира / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». СПб., 2015.

2. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М. : Локид-Пресс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/528/%D0%92%D1%81%D1%91 (дата обращения: 27.04.2017).

3. Книга Екклесиаста. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Шестакова И.Г. Анализ современных тенденций научно-технического прогресса и горизонты планирования // Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 1.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

6. Что может дать нам бессмертие. И чем человеческий мозг похож на квантовый компьютер. URL: https://tvrain.ru/teleshow/interview/chto_mozhet_dat_ nam_bessmertie-391220/ (дата обращения: 27.04.2017).

7. Видмер М. Социалка в Швейцарии становится пожизненной рентой. URL: http://business-swiss.ch/2015/09/sotsialka-v-shvejtsarii/ (дата обращения: 27.04.2017).

8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. 1905 // М. Вебер. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М. : Прогресс, 1990. С. 44-271.

9. Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени // Эстетика Ренессанса. М., 1981. С. 248305.

10. Шестакова И.Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2, № 2 (18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.