Научная статья на тему 'КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ'

КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL / VIRTUAL / SOCIAL SPACE / SOCIAL INTERACTION / SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомичев Егор Игоревич

О виртуальной социальности, обладающей рядом свойств, принципиально отличающих ее от традиционной реальной социальности. Так как она возникает на высокотехнологичной базе информационных технологий, то многие процессы, проходящие в виртуальном пространстве, осуществляются быстрее, точнее, нагляднее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASPECTS OF VIRTUAL SOCIALITY

It is shown that one feature offunctioning of a modern social environment is the emergence of virtual sociality, which has a number of properties, fundamentally distinguishing it from the traditional real sociality. It is proved that the virtual sociality arises on the basis of high-tech information technology, therefore many of the processes taking place in the virtual space are realized faster, more precisely and more obviously.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 316.35

КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

QUALITY ASPECTS OF VIRTUAL SOCIALITY

Е. И. Фомичев

E. I. Fomichev

Ключевые слова: социальность, виртуальность, социальное пространство, социальное взаимодействие, социальная структура Key words: social, virtual,social space, social interaction, social structure

О виртуальной социальности, обладающей рядом свойств, принципиально отличающих ее от традиционной реальной социальности. Так как она возникает на высокотехнологичной базе информационных технологий, то многие процессы, проходящие в виртуальном пространстве, осуществляются быстрее, точнее, нагляднее.

It is shown that one feature offunctioning of a modern social environment is the emergence of virtual sociality, which has a number of properties, fundamentally distinguishing it from the traditional real sociality. It is proved that the virtual sociality arises on the basis of high-tech information technology, therefore many of the processes taking place in the virtual space are realized faster, more precisely and more obviously.

Развитие социальной среды в конце XX - начале XXI вв. причудливым образом диверсифицировало привычные характеристики самой этой среды и качество происходящих в ней процессов. Коренным образом изменилось представление о пределах, качестве и содержании социальной реальности и способах существования в ней человека. Информационные технологии («IT-технологии») в этом временном промежутке не только претерпели кардинальные изменения, но и преобразовали социальное пространство. С появлением интернет-технологий формируется и развивается новая социальность — виртуальная — как инобытие традиционной социальности. При этом виртуальная социальность отличается от традиционной многочисленными не до конца еще понятыми особенными качествами.

Само понятие виртуальности не является чем-то новым, и уходит корнями в эпоху античности. В древнегреческой этике понятие virtus обозначало добродетель, причем главной из добродетелей считалась sophia — мудрость. Известно и латинское крылатое выражение «ita ut virtus», что означает «такова добродетель». Термином virtus в то время обозначались вполне определенные идеальные сущности, хотя и обозначались они как добродетели духа. По свидетельству В. М. Розина [1], у римлян этот термин обозначал состояние особого душевного подъема воина перед боем или в бою. Позднее термин virtus мигрировал в средневековую философию [2], где определенным образом изменил свое содержание и употреблялся в значении «потенциальное». Для средневековых философов категория «виртуальность» по понятным причинам была весьма эвристичной, поскольку позволяла непротиворечиво разрешать проблему онтологического сосуществования разнокачественных реальностей в гармонии божественно-человеческого социума.

Вышесказанное не претендует на ретроспективный терминологический анализ, а призвано подтвердить факт давнего использования термина «виртуальность» в социальной мысли. Тем более что в эпоху Модерна эмпирическая база для такого анализа представлена недостаточно в связи с доминированием естественно-научных, натуралистических представлений о реальности. Для настоящей работы более существенным представляется то обстоятельство, что на современном этапе осмысления этого явления так и не выработано непротиворечивого представления о содержании этого понятия. Весьма продуктивным для своего времени было формулирование в 1984 году Ж. Ланье понятия «виртуальная реальность». Появившееся на заре современной компьютерной эры это понятие до сей поры прочно ассоциируется с IT-технологиями. Соответственно сформировалось и понятие «виртуальная социальность».

Определенное представление об особенностях виртуальной социальности можно составить, анализируя ее базовые качества. Прежде всего, нужно обратить внимание, что появилось и качественно выявлено новое социальное пространство, характеристики которого не всегда очевидны в рамках обыденного мышления. Его необычность, во-первых, состоит в способе существования и особом восприятии последнего. Вспомним, что в философском представлении, в частности, пространство в его наиболее общих чертах так или иначе обозначалось как некая особая реальность, основными признаками

которой являются место и положение, существующие в неразрывном единстве. Место обычно понимается как совокупность определенной границы и некоторого объема или протяженности, заключающихся внутри этой границы. Положение понимается как бытие одного места относительно другого в том или ином процессе или явлении. Совокупность положений различных элементов образует систему пространственных отношений сосуществования и совместности, то есть пространственную структуру.

Такое пространство наблюдаемо и эмпирически фиксируемо научными методами. Это пространство дискретно, состоит из различных ограниченных участков, перемещение в нем зависит от конкретных условий — энергетической оснащенности объекта или субъекта, расстояния, скорости, характеристик внешней среды и т. п. Преодоление пространства предполагает определенный временной интервал и зависит от соответствующих свойств пространства.

В то же время специфическая природа виртуального пространства по отношению к пространству традиционному состоит в том, что первое однородно по своей субстанциальности, границы расплывчаты и трудно определимы, перемещение в этом пространстве происходит мгновенно и формализуется как коммуникация. То есть привычные обыденному, да и исследовательскому взгляду характеристики пространства и времени самым существенным образом различаются в традиционном и виртуальном измерении их бытия. Пространство и время вне зависимости от того, как их представлять — то ли в виде форм существования материи, то ли как априорные формы восприятия мира — всегда являлись базовыми инструментами конструирования реальности, в том числе и социальной. Виртуальный мир самим способом своего существования минимизирует (фактически исключает) фактор времени в виртуальных социальных взаимодействиях или же действиях по перемещению в виртуальном пространстве, размывая привычные представления о границах, объемах и протяженностях.

Своеобразие понятийного аппарата, регистрирующего это явление, обусловливает необходимость соответствующих уточнений. В понятии «виртуальная социальность» мы выделяем общественный аспект как некую совокупность взаимодействий людей, образующих определенную структурно-функциональную конфигурацию. Вместе с тем особое внимание здесь должно обращаться на складывающуюся систему межличностных взаимодействий, образующих «первокирпичик», сущностную матрицу собственно социального.

Виртуальный мир не был бы миром в его социальном измерении, если бы его не пронизывали различные связи и отношения, формирующиеся между его обитателями. Эти связи и отношения по своей природе являются информационными, а информация оказывается базовым элементом этого миропространства. В научном смысле понятие «информация» не менее загадочно, чем понятие «виртуальность». Этимология слова information берет начало в латинском языке и означает «сведения, сообщения». Исследователи в области теории информации традиционно отмечают трудность определения этого понятия. В. В. Налимов писал, что «всякая попытка определения приписывает этому слову совершенно новые черты, отнюдь не раскрывающие, а суживающие и тем самым затемняющие его смысл и уже безусловно увеличивающие семантический полиморфизм этого слова» [3]. То же отмечается и в работах Н. Н. Моисеева: «... до сих пор наукой еще не предложено общепринятое единое определение информации, отражающее как давно сложившееся бытовое представление об информации как о сообщении новых сведений, так и вновь открытый антиэнтропийный характер самопроизвольно возникающих и протекающих в природе информационных процессов» [4]. Не углубляясь в дефинитивно -аналитические дискуссии в данной сфере, подчеркнем, что если принимать во внимание резюмирующие подходы, то в современных исследованиях информация представляется как комплексный феномен, отражающий «сведения о текущей ситуации, в том числе о состоянии и изменениях окружающей среды, ее отдельных объектов и явлений; сведения, формируемые и используемые для организации наших действий и управления; сведения, получаемые и накапливаемые в качестве знаний; а также сведения и программы, заложенные в нас природой и обеспечивающие наше биологическое развитие и в значительной степени определяющие наше поведение» [5].

Для достижения целей настоящей работы важнее отметить, что виртуальный мир — это прежде всего информационный мир, в котором информация обретает онтологический статус и является средством его системной организации. То есть она выступает не только смыслообразующей, но и субстратообразующей инстанцией, если субстрат понимать как первовещество, первоэлемент, единое начало, materia prima (от лат. substratum — основа, фундамент). Среди характеристик этой инстанции необходимо выделить количественные параметры, наглядно определяющие объем рассматриваемой виртуальности.

Проблема количественного подхода к исследованию информации впервые была поставлена в работе К. Шеннона «Математическая теория связи» [6], где автор вводит количественные меры информации для характеристики различных явлений и процессов. Предложенная им исходная мера «бит» в качестве единицы измерения наименьшего количества информации до сих пор является базовой

единицей информационных измерений. Позднее появилась величина «байт» в качестве единицы обработки и хранения

цифровой информации. Обе эти единицы используются для количественной характеристики современных виртуальных процессов.

Структуру виртуальной социальности, виртуального мира формируют информационные коммуникации, которые в данной сфере выступают как специфическая форма социального взаимодействия. В социологии Н. Лумана под коммуникацией понимается не только собственно действие сообщения, «переносящее информацию», но и сам автопоэзис (самовоспроизведение), связывающий в систему три ее составляющих, а именно: «информацию», «сообщение» и «понимание» [7]. Понятно, что структура информационных коммуникаций в виртуальном социуме в каждый данный момент имеет свою конфигурацию. Вместе с тем возникают и устойчивые коммуникационные образования, которые образуют отдельные специфические виртуальные сообщества. Если опираться на тезис Н. Лумана о том, что любая социальная система возникает как результат развития определенной системы коммуникаций, то он (тезис) и описывает механизм формирования виртуальной социальности.

Последние десятилетия ознаменовались своеобразным, впервые возникшим дуализмом общественного развития: развивалось не только традиционное общество, развивалось и общество виртуальное.

Во всех социологических исследованиях актуального мира особо выделялось динамичное становление сетевых коммуникаций. Возник ряд различных электронных сетей, однако наиболее технологичной и общественно приемлемой оказалась компьютерная сеть Интернет. Именно развитие коммуникационных процессов в интернете положило начало формированию интернет-сообщества как новой человеческой общности, новой системы человеческих связей и отношений, как базиса новой социальности.

Важным моментом в адекватной интерпретации виртуальной социальности является осмысление функций и механизмов ее технико-технологического основания. Как отмечает один из современных исследователей идеи виртуальной социальности А. Бюль, в конце двадцатого века совершился качественный скачок в компьютерных технологиях, а именно с развитием программного обеспечения и соверщенствованием технологических устройств компьютеры из индивидуальной вычислительной техники эволюционировали в общественные механизмы по производству «зеркальных» миров. В таких мирах происходят те же социальные процессы, что и в реальности — политика, торговля, образование, развлечения, работают СМИ, завязываются знакомства, образуются социальные группы и т. п. Сверх того, пользователи получают возможность общения с фантастическими персонажами, существующими только виртуально в различных кибер-контентах, например, в компьютерных играх. Согласно развиваемой автором концепции виртуализации, последняя представляет собой «процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства воспроизводства общества пространством виртуальным». По его мнению, «виртуализация — это технический процесс создания виртуального общества как параллельно существующего с реальным обществом» [8]. Тем самым виртуализация рассматривается А. Бюлем как непосредственное следствие технологического прогресса. Это выглядит несколько односторонне, поскольку логично было бы добавить к этомуи человеческие факторы: роль возросшей компьютерной грамотности, информационной мобильности, воздействие глобализационных процессов и т. д. Вместе с тем симбиоз технологий и человеческих потенций в определенный момент преобразовался в новую социальность, представленную как современное инобытие традиционного социального.

Таким образом, развитие человеческих взаимодействий на базе современных информационных технологий порождает определенную структурную композицию связей и отношений, имеющую социальный характер. Сформированные в обыденном сознании и научном дискурсе представления о такой социальности с достаточным основанием позволяют утверждать, что виртуальная социальность представляет собой некую сущность, которая по своим качествам настолько же отличается от традиционного общества, насколько символический универсум может отличаться от универсума социального.

Список литературы

1. Розин В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность. / В. М. Розин // Концепция виртуальных миров и научное познание / отв. ред. И. А. Акчурин, С. Н. Коняев. - Спб.: РХГИ, 2000. - 314 с.

2. Аквинский Ф. Сумма теологии. - М.: ДЕЛО, 2003. - 846 с.

3. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. М., «Наука». 1979. - 261 с.

4. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 199 с.

5. Власов Д.В.Проблемы интерпретации понятия информации // Научные ведомости, №2(59), 2009.

6. Shannon C.E. Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. - 1948. - T.27

7. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал, 1995. - № 3. - С. 114-125.

8. Buhl A. Die virtuelleGesellshaft. Ukonomic, Politic und Kultur in Zeichen des Cyberspace / A. Buhl. - Opladen, 1997. Сведения об авторе

Фомичев Егор Игоревич, аспирант, Тюменская академия культуры, искусства и социальных технологий, г. Тюмень, тел.: 89222629211

Fomichev E. I., Postgraduate, Tyumen Academy of Culture, Arts and Social Technologies, Tyumen, phone: 89222629211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.