КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УСПЕШНЫХ И МЕНЕЕ УСПЕШНЫХ В ОСВОЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Г.В. Зарембо
Кафедра иностранных языков № 4 ИИЯ Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье дается целостная качественная характеристика общительности успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся, приводится статистическая оценка различий между средними показателями общительности и результативности в области освоения иностранного языка.
Ключевые слова: общительность, качественная характеристика общительности, успешные и менее успешные в освоении иностранного языка учащиеся, результативность, статистическая оценка различий, средние показатели общительности.
Изучение общительности как свойства личности не теряет своей актуальности в современных психологических исследованиях, так как позволяет не только раскрыть и обосновать его глубинную структуру, но и использовать полученные результаты для разработки путей формирования данного свойства и составления конкретной программы его развития [1; 2; 4; 5].
Основной целью данной работы является изучение механизмов влияния психологической структуры общительности на конкретные аспекты учебной деятельности индивида.
В исследовании изучается общительность у студентов с различным уровнем успешности в освоении иностранного языка. Общительность рассматривается как системное качество личности и относительно устойчивая система коммуникативных характеристик субъекта: содержательно-смысловых и операционально-стилевых [3]. Диагностика общительности осуществлялась с помощью Бланкового теста А.И. Крупнова, оценивающего мотивационные, когнитивные, результативные, динамические, эмоциональные и регуляторные признаки каждого свойства. Успешность освоения иностранного языка оценивалась по специальным заданиям, направленным на усвоение устной речи. Изучались студенты 3—6-го курсов в возрасте 20—23 лет. Статистическая оценка различий в средних значениях осуществлялась с помощью ¿-критерия Стьюдента.
Результаты статистической оценки различий по переменным общительности и результативности учащихся с разной степенью освоения иностранного языка представлены в табл. 1.
Анализ продемонстрировал различия в психологических проявлениях общительности в качественном составе различных переменных общительности и в степени предпочтения различных приемов в ее реализации. Наиболее ярко эти различия проявились в установочно-целевом, мотивационном, динамическом, эмоциональном, регуляторном и рефлексивно-оценочном компонентах общительности. Данные табл. 1 свидетельствуют о наличии статистически значимых различий в показателях общительности следующих переменных: общественные цели (успешные
учащиеся — 37,25; менее успешные — 43,39), социоцентричность (43,61 и 48,58 соответственно), аэнергичность (18,32 и 25,58 соответственно), астеничность (18,14 и 25,72 соответственно), интернальность (8,96 и 13,47 соответственно), экс-тернальность (5,50 и 10,17 соответственно) и личностные трудности (37,25 и 43,39 соответственно).
Таблица 1
Статистическая оценка различий средних показателей переменных общительности и результативности у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся
Переменные Среднее значение Г-кри-терий Уровень значимости
успешные учащиеся менее успешные
Общественные цели 37,25 43,39 -2,238 0,029
Личностнозначимые цели 33,75 38,19 -1,408 0,164
Социоцентричность 43,61 48,58 -2,162 0,035
Эгоцентричность 50,18 51,08 -0,376 0,708
Осмысленность 45,86 43,33 0,749 0,457
Осведомленность 50,14 46,61 1,150 0,254
Предметность 38,21 33,25 1,356 0,180
Субъектность 27,39 27,94 -0,220 0,827
Энергичность 49,14 49,25 -0,038 0,970
Аэнергичность 18,32 25,58 -2,151 0,035
Стеничность 42,18 42,47 -0,102 0,919
Астеничность 18,14 25,72 -2,512 0,015
Интернальность 8,96 13,47 -2,479 0,016
Экстернальность 5,50 10,17 -2,388 0,020
Личностные трудности 37,25 43,39 -2,238 0,029
Операциональные трудности 33,75 38,19 -1,408 0,164
Грамматика
Осмысление 4,59 4,22 1,50 0,14
Работа по освоению 4,53 4,28 0,96 0,34
Практическое использование 4,53 4,17 1,42 0,16
Самостоят. исправл. ошибок 4,47 4,11 1,25 0,22
Итоговый балл 18,12 16,78 1,34 0,19
Говорение
Монологическая речь 4,59 4,39 0,89 0,38
Диалогическая речь 4,65 4,17 2,02 0,05
Умение поддержать беседу 8,94 7,33 2,18 0,04
Итоговый балл 18,18 15,33 2,23 0,03
Экзамен (итоговый) 17,71 16,50 1,52 0,14
Общее количество баллов 91,76 86,17 1,56 0,13
Примечание: достоверные различия выделены серым фоном.
Незначительное доминирование значений переменных общественных целей, социоцентричности, интернальности в группе менее успешных учащихся объясняются их активной жизненной позицией, стремлением проявить себя в коллективе, добиться максимальных результатов. Коммуникативной деятельности успешных учащихся свойственна меньшая активность, но более глубокое осознание необходимости максимально качественного выполнения поставленных перед ними задач. Поверхностное участие в процессе реализации общительности обусловливается показателями переменных аэнергичности, астеничности, экстернальности и личностных трудностей, значительно превышающими соответственные показатели успешной группы. Данные факты свидетельствуют о наличии различий в проявлении общительности у представителей изучаемых групп.
Зарембо Г.В. Качественная характеристика общительности учащихся.
Менее успешные учащиеся реализуют общительность за счет выраженности переменных социоцентричности, интернальности и общественных целей, более успешные учащиеся — за счет минимальной выраженности переменных аэнер-гичности, астеничности, экстернальности и личностных трудностей. Соответственно, представители обеих групп пользуются разными способами реализации общительности.
Значимыми различиями по переменным результативности оказались различия в диалогической речи (успешные — 4,65, менее успешные — 4,17) и умении поддерживать беседу (8,94 и 7,33 соответственно). Слабая степень выраженности общительности, наличие отрицательных эмоций, податливость личности внешним условиям и существование личностных трудностей в группе менее успешных учащихся отразились на качестве диалогической речи, играющей важную роль в формировании коммуникативной компетенции. Менее выраженные показатели переменных общественных целей, социоцентричности и интернальности группы успешных учащихся (по сравнению с группой менее успешных) в совокупности с низкими показателями переменных аэнергичности, астеничности, экстерналь-ности и личностных трудностей не оказали отрицательного влияния на показатели переменной диалогической речи.
На основании результатов исследования мы выявили специфику психологической структуры общительности успешных и менее успешных учащихся, обусловливающую предпочтения в выборе способов овладения иностранным языком и влияющую на успешность процесса обучения, разработали следующие практические рекомендации, которые могут быть использованы в процессе коррек-ционной работы психологами и педагогами.
1. Для улучшения качества диалогической речи, играющей важную роль в формировании коммуникативной компетенции, необходимо проводить коррек-ционную работу, направленную на устранение поверхностного участия в реализации общительности. Особое внимание надо обратить на гармонизацию показателей переменных аэнергичности, астеничности, экстернальности и личностных трудностей, что, безусловно, нейтрализует негативные моменты в процессе коммуникации на иностранном языке.
2. В группе более успешных учащихся необходимо проводить коррекцион-ную работу, направленную на повышение мотивации процесса обучения иностранному языку. Подобная работа будет способствовать увеличению показателей переменных социоцентричности, общественных целей и интернальности, что приведет к более активному участию представителей данной группы в процессе иноязычной коммуникации.
3. Снять психологические разногласия между студентами с различным уровнем успеваемости и скорректировать процесс освоения иностранного языка можно при помощи правильной организации учебного процесса, подбора методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности студентов. Для группы успешных студентов могут быть рекомендованы традиционные методы обучения, обеспечивающие отсутствие дефицита времени и позволяющие учащимся проявить склонности к аналитическому овладению языком. Интенсивные методы обучения
более приемлемы для представителей менее успешной группы, так как позволяют им усваивать языковые средства в процессе коммуникации, что не противоречит их способам реализации общительности.
4. В процессе обучения иностранному языку методистам и преподавателям практики речи можно рекомендовать использовать способности и склонности учащихся с различной психологической структурой общительности, максимально корректно соотнося их с различными приемами освоения иностранного языка. Необходимо комбинировать различные методы обучения в рамках одного урока, опираясь на разные группы студентов: в случае преимущественного преобладания традиционных методов — на успешную группу студентов; в случае доминирования коммуникативных методов — на менее успешную. Приемы интенсивного обучения могут быть использованы в обучении представителей обеих групп испытуемых для преодоления перехода от усвоения иностранного языка к его практическому применению и организации коммуникативной деятельности на иностранном языке во время занятия.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бабаев Т.М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005.
[2] Закамская Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов и педагогов: Автореф. ... дисс. канд. психол. наук. — М., 2007.
[3] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности. — М.: Изд-во РУДН, 2007.
[4] Крупнов А.И., Бабаев Т.М., Станис В.В. Комплексная программа развития общительности как общепрофессионального свойства личности // Сборник докладов и тезисов сообщений I Межвузовской научно-практической конференции. — Калуга, 2000. — С. 62—64.
[5] Мерзлякова Ю.Ю. Общение как условие психологической адаптации к будущей профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений гуманитарных специальностей: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005.
QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF SOCIABILITY IN GROUPS OF SUCCESSFUL AND LESS SUCCESSFUL LEARNERS OF FOREIGN LANGUAGES
G.V. Zarembo
Foreign languages chair № 4 Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with a qualitative characteristic of sociability for successful and less successful learners of foreign languages. The statistical estimate showing the differences between average figures on sociability and effectiveness in the second language learning is also given.
Key words: sociability, a qualitative characteristic of sociability, successful and less successful learners of foreign languages, effectiveness, the statistical estimate, average figures on sociability.