Научная статья на тему 'Качества оказания медицинских услуг на уровне ПМСП'

Качества оказания медицинских услуг на уровне ПМСП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКЛИНИКА / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / POLYCLINIC / MEDICAL EXAMINATION / OPTIMIZATION / PATIENT SATISFACTION / QUALITY OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сейітқалық Е., Мукашев С., Бидайбеков М., Асыкбаева Л.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан и в целом сектор здравоохранения, как государственный институт, сегодня находятся в стадии активных институциональных преобразований, развития кадрового потенциала на всех уровнях отрасли и оказания высокотехнологичной медицинской помощи, целью которых являются качественное повышение эффективности, доступности и результативности системы оказания медицинской помощи, в приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи населению, обеспечивающей улучшение состояния здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сейітқалық Е., Мукашев С., Бидайбеков М., Асыкбаева Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF QUALITY OF MEDICAL SERVICES AT PHC LEVEL

In this literary review the main directions of improvement of outpatient care of the urban population are studied. At the present stage, almost all countries are conducting scientific research in the field of quality in health care and the selection of adequate methodological methods for its evaluation.

Текст научной работы на тему «Качества оказания медицинских услуг на уровне ПМСП»

Vestnik KazNMU №1-2019

25 Кваша Е.А. Младенческая смертность в России // Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека института народохозяйственного прогнозирования РАН. - 2001. - № 57. - С. 12-16.

26 Досмурзаева Д.О. Балалар денсаулыгын ;оргаудыц ;ук;ык;тык; мэселелерi // Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия ултты; университет жаршысы. - 2014. - №5. - С. 71-76.

Ж. Калходжаева, Е.С. Утеулиев, Л. Асыкбаева, А.Е. Байменова

Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ» Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В САРЫАГАШСКОМ РАЙОНЕ

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Резюме: Во избежание детской смертности важно всемерно развивать первичную помощь детям, развивать высокоспециализированные врачи и амбулаторную неонатологическую службу. Кроме того, формирование у молодых родителей принципов правильного кормления новорожденных, обучения гигиеническим требованиям и в каких случаях немедленного обращения к врачу (тактика«когда-либо уход») позволяет найти решение основных проблем. Ключевые слова: ребенок, здоровье, показатель, медико-социальный, специализированный.

G. Kalkudaeva, Y. Uteuliev, L. Asikbaeva, A. Baimenov

Kazakhstan's Medical University «KSPH» Asfendiyarov Kazakh national medical university

MEDICAL AND SOCIAL ISSUES OF CHILDREN LIVING IN SARYAGASH DISTRICT (LITERATURE REVIEW)

Resume: In order to avoid child mortality, it is important to fully develop primary care for children, to develop highly specialized doctors and outpatient neonatal services. In addition, the formation of the young parents of the principles of proper feeding of newborns, training hygiene requirements and in which cases, immediate access to a doctor (tactics"ever care") allows you to find a solution to the main problems.

Keywords: child, health, indicator, medical and social, specialized

УДК 614.2:614.39.189.45.1

Е. СеШткалык, С. Мукашев, М. Бидайбеков, Л. Асыкбаева

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА УРОВНЕ ПМСП (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Министерство здравоохранения Республики Казахстан и в целом сектор здравоохранения, как государственный институт, сегодня находятся в стадии активных институциональных преобразований, развития кадрового потенциала на всех уровнях отрасли и оказания высокотехнологичной медицинской помощи, целью которых являются качественное повышение эффективности, доступности и результативности системы оказания медицинской помощи, в приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи населению, обеспечивающей улучшение состояния здоровья населения.

Ключевые слова: поликлиника, диспансеризация, оптимизация,удовлетворенность пациента, качество медицинской помощи

Актуальность: Несмотря на проводимые реформы в здравоохранении РК демографическая ситуация и основные показателей здоровья населения особо не улучшается. Это в первую очередь связано как с социально- экономическими переменами, так и с накопившимися проблемами в системе здравоохранения.

Наиболее значимыми из них является недофинансирование, устаревшая материально-техническая база, низкая заработная плата. Как следствие существующих проблем происходит снижение укомплектованности медицинскими кадрами штатов учреждений первичного звена, неэффективное использование внутренних ресурсов, приводящие к существенным снижениям качества медицинского обслуживания амбулаторно-

поликлинических учреждений системы здравоохранения.[1] Как известно, уровень доступности и качества медицинской помощи, эффективность деятельности системы охраны здоровья, прежде всего, определяется состоянием и развитием первичной медико-санитарной помощи. [9]

Сегодня большое внимание уделяется разработке и внедрению отдельных инновационных технологий ведущих к повышению качества медицинской помощи, ее доступности и эффективности. [10] Однако как показывает анализ, в исследовательских работах отсутствует комплексный подход к разработке, внедрению и оценке эффективности практических результатов инновационных моделей в первичной медико-санитарной помощи. Поскольку отсутствие серьезной научной базы снижает результативность внедрения инновационных технологий в первичной медико-санитарной помощи и вследствие этого сказывается на всей деятельности в здравоохранении в целом, необходимы обобщение, конкретный анализ и объективная оценка накопленного опыта применения инновационных технологий. [11]

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы подтверждается серьезным вниманием, уделяемым отечественными учеными различным аспектам эффективности работы первичного звена здравоохранения в условиях реформирования, с одной стороны, и

Вестник Ка^НЖУ №1-2019

отсутствием по данным литературы комплексных исследований, посвященных инновационной деятельности в этой области, с другой стороны.

Как следствие этого в некоторых лечебных учреждениях качество медицинской помощи не отвечают потребностям прикрепленного населения города. Для того чтобы изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в здравоохранении необходимо создать предпосылки для базовых изменений в системе здравоохранения. На современном этапе основными направлениями совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи городского населения является укрепление и дальнейшие развитие профилактического направления первичного звена медицинской помощи, повышение доступности оказание медицинской помощи населениям республики путем укрепление ресурсной базы учреждений здравоохранения, диспансеризацию различных

контингентов населения, проведение дополнительной вакцинации населения и мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний, оказание помощи женщинам во время беременности и родов, проведение скрининга взрослого и детского населения на наследственные заболевания, оказание высокотехнологичной помощи, повышение уровня оплаты труда медицинских работников и т.д. [2]

За последние годы впервые в нашей республике медицинская отрасль получила значительные государственные вложения. Наиболее приоритетными направлениями проекта были ориентированы на поддержку именно первичного звена медицинской помощи, на которое приходится наибольшая нагрузка по первому контакту с пациентом, раннему выявлению заболеваний, профилактике их развития. Для улучшения развития службы необходимо устранить основные причины смертности населения: сердечно-сосудистых заболеваний, травмы и отравления, а также на снижение младенческой и материнской смертности.[3]

Цель работы: изучить современные методы предоставления медицинской помощи путем внедрения системы повышения качества и управления процессом мониторинга деятельности.

Анализ литературы показывает, что в современных социально- экономических условиях совершенствования и оптимизации системы предоставления первичной медико-санитарной помощи, с учетом мнения всех заинтересованных сторон, в том числе и пациентов, требует поиска новых управленческих решений. По мнению исследователей одним из компонентов оптимизации обеспечения населения качественной первичной медицинской помощью может стать мониторинг ряда показателей, прямо или косвенно позволяющих оценить результаты деятельности и основные тенденции развития системы. [6]

Поликлиническая служба обладает рядом особенностей, что определяет необходимость поиска новых управленческих решений с учетом специфики протекающих в обществе

инновационных процессов. Характер указанных процессов вызывает значительные затруднения в реформировании первичной медицинской помощи и адаптации медицинских учреждений к социально- экономическим условиям жизни общества.[7] На сегодняшний день под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям населения, его ожиданиям, современному уровню науки и технологии. Основным характеристикам качества медицинской помощи относятся: адекватность, доступность, преемственность, действенность, результативность, эффективность, безопасность, своевременность, стабильность медицинских услуг и постоянное совершенствование. [8] В нашей стране работы по оценке и обеспечению качества медицинской помощи получают новый импульс и новые возможности. В области улучшения качества медицинской помощи имеется ряд недостатков:

- недостаточное моральное и материальное стимулирования медицинских работников, низкая исполнительская дисциплина;

- недостаточный уровень знания по вопросам обеспечения качества;

- слабая нормативная база, слабость критериев для аккредитации и лицензирования;

- недостаточной уровень обоснованной системы контроля качества, мониторинга;

- слабое владение методами статистического анализа и моделями оценки эффективности качества;

- слабая материально-техническая база.

Давно известно, что основу всей системы здравоохранения составляет взаимодействие «врач-пациент», а все остальное представляет надстройку этой основы.

Подводя итоги анализа литературных источников, обучение персоналов к качеству следует начинать не столько с врачей, сколько с руководителей органов и учреждений здравоохранения и главных специалистов. В противном случае планируемая работа по данному направлению не получит должного развития. Таким образом, медицинская помощь будет оказана качественно только в том случае, если выбрана наиболее современная технология из числа доказавших свою высокую клиническую результативность и профессионального уровня работников системы здравоохранения.

В заключении можно сделать вывод о том, что внедрение инновационных технологий в первичной медико-санитарной помощи повышает эффективность работы медицинских учреждений, способствует экономической результативности, улучшению качества диагностики и лечения, увеличению объема лечебно-диагностических мероприятий, что ведет к доступности высококвалифицированной медицинской помощи, повышению удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием и медицинского персонала работой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Авакумов, Г.А. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья / Г.А. Авакумов, В.А. Полесский // Здравоохранение РФ. - 1994. - № 6. - С. 26-29.

2 Александрова О.Ю. Организационно-правовые проблемы реализации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования /О.Ю.Александрова, В.В.Мадьянова, А.П.Столбов // Здравоохранение. - 2009. -№9. -С. 157-164.

3 Баевский Р.М. Принципы построения автоматизированных комплексов для оценки состояния здоровья в системе всеобщей диспансеризации населения // Вопросы медицинской электроники. - Таганрог: 1986. - №6. - С. 88-93.

4 Азаров А.В. Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда ЛПУ // Экономика здравоохранения. —2006. - №2(3). - С. 29-34.

5 Андропов В.В. Медицинское страхование в Германии / В.В. Андропов // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - №4. - С. 16- 21.

6 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272с.

7 Баранов Р.Л., Зюзина С.И., Работкина О.Е. Системный подход в решении проблемы повышения эффективности и качества поликлинического обслуживания // Вестник Воронежского государственного техническою университета. - 2009. - Т.5., №2. - С 22- 23.

Vestnik KazNMU №1-2019

8 Баранов Р.Л., Зюзина С.И., Работкина О.Е. Планирование технического обеспечения лечебно-профилактического учреждения на основе учета стандартов оказания медицинской помощи 7 Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах: труды Всерос. конф. - Воронеж: ВГТУ, 2009. - С. 248-249.

9 Т.В.Чернова. Анализ эффективности деятельности учреждений здравоохранения района // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2003. - С. 43-45.

10 Бурганова, Р.И. Портрет потенциальных потребителей платных медицинских услуг // Современные проблемы развития регионального здравоохранения: сб. науч. тр., посвящ. 50-летию РКБ МЗ РТ. — Казань: ИЦ "Арт-кафе", 2003. - 16 с.

11 Вялков, А.И. Показатели эффективности деятельности медицинских учреждений // Главврач. - 2005. - №4. - С. 27-37.

Е. Сейгщальщ, С. Мукашев, М. Бидайбеков, Л. Асыкбаева

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаyHueepcumemi

АМСК ДЕЦГЕЙ1НДЕ МЕДИЦИНАЛЬЩ КвМЕК КвРСЕТУ САПАСЫ (ЭДЕБИ ШОЛУ)

ty^h: Осы эдеби шолуда ;ала тургындарыныц амбулаториялы;-емханалык; кемепн жетiлдiрудiц непзп багыттары зерттелдь ^a3ipri кезецде ic жузшде барлы; елдерде денсаулы; са;таудагы сапа саласында гылыми iздестiру жэне оны багалау ушш барабар эдicтемелiк тэciлдердi тацдау журпзыуде.

ТYЙiндi свздер: емхана, диспансерлеу, оцтайландыру, нау;астыц ;анагаттануы, медициналы; кемек сапасын

E. Seitkalyk, S. Mukashev, M. Bidaibekov, L. Ashikbaeva

Asfendiyrov Kazakh National Medical University

CURRENT STATE OF QUALITY OF MEDICAL SERVICES AT PHC LEVEL (LITERATURE REVIEW)

Resume: In this literary review the main directions of improvement of outpatient care of the urban population are studied. At the present stage, almost all countries are conducting scientific research in the field of quality in health care and the selection of adequate methodological methods for its evaluation.

Keywords: polyclinic, medical examination, optimization, patient satisfaction, quality of medical care

УДК 331.5 (574)

М.Т. Абдыкерова, К.К. Куракбаев

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

ДОСТУПНОСТЬ К УСЛУГАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СРЕДИ НЕПРОДУКТИВНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается, как социальное неравенство приводит к ограничению доступности к услугам здравоохранения. Медико-социальные особенности непродуктивно самостоятельно занятого населения являются одной из главных проблем при переходе на обязательное социальное медицинское страхование. Изучение доступности к услугам здравоохранения среди непродуктивно самостоятельного населения является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Ключевые слова: самостоятельно занятое население, социальное неравенство, доступность к услугам здравоохранения, предоставление медицинской помощи самостоятельно занятому населению, лекарственное обеспечение

Актуальность. Во многих литературных обзорах и мета-анализах описана корреляционная связь между занятостью и здоровьем населения [1]. Каждый год увеличиваются потребности населения в услугах здравоохранения [2]. При оказании медицинской помощи населению одним из важных критериев является доступ к медицинской помощи [3, 7-10].

Доступ к медицинскому обслуживанию измеряется на основе полученных медицинских услуг в поликлинике. Неудовлетворенные потребности при получении услуг здравоохранения в организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является субъективной оценкой индивидов [4]. В каждой стране, приблизительно около 32% затрат на здравоохранение пациенты оплачивают из собственных средств [5,6,10-12]. В связи с внедрением обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан важной проблемой является предоставление медицинских услуг непродуктивно самостоятельно занятому населению. В данном исследовании проводилось анкетирование непродуктивно самозанятых, так как одной из актуальных проблем является изучение доступа к услугам

здравоохранения среди непродуктивно самостоятельно занятого населения.

Цель: изучение доступности к услугам здравоохранения среди непродуктивно самостоятельно занятого населения Материалы исследования: в декабре 2017 года было проведено интервью с 257 непродуктивно самостоятельно занятыми работниками, прикрепленные к ГКП на ПХВ ГП №1 г. Алматы. В анкетировании принимали участие лица от 18 лет до пенсионного возраста. Согласно нормативно-правовому акту пенсионный возраст у мужчин достигал 63 лет, у женщин 58 лет. В связи с этим, в анкетировании принимали участие мужчины от 18 до 62 лет, женщины от 18 до 57 лет. Данная градация связана с тем, что при внедрении обязательного социального медицинского страхования лица, достигшие пенсионного возраста, освобождены от уплаты взносов в Фонд социального медицинского страхования и будут получать медицинские услуги по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

Методы исследования: статистический, информационно-аналитический

Результаты: было проанкетировано 144 мужчин и 113 женщин. Среди непродуктивно самостоятельно занятого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.