Научная статья на тему 'Кабинет самостоятельной работы'

Кабинет самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КАБИНЕТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ROOM FOR STUDENTS' SELF-INSTRUCTION WORK / OUT-OF-CLASS ACTIVITIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Марина Анатольевна, Якушкина Людмила Павловна

Кабинет самостоятельной работы рассматривается не только как структурное подразделение вуза, но и как учебная среда, способствующая оптимизации их самостоятельной учебной деятельности студентов. Сформулированы цель, задачи, принципы и основные направления деятельности кабинета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Марина Анатольевна, Якушкина Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Room for students' self-instruction work

The main objectives, forms and principles of activities of the room for students' self-instruction work are described.

Текст научной работы на тему «Кабинет самостоятельной работы»

164

Высшее образование в России • № 2, 2010

Литература

1. См.: Гурье Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: Монография / Л.И. Гурье, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, И.Э. Ярмакеев /

Под ред. В.В. Кондратьева. М.: ВИНИТИ, 2006. 288 с.

2. См.: Кирсанов А.А. Интегративные основы

широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань: АБАК, 1999. 290 с.

3. Положение о практике студентов КГТУ.

Казань, 2004.

IVANOV V., ZHURAVLYOVA M., ZINNUROVA O. PROJECT ACTIVITY TRAINING OF SPECIALISTS FOR PETROCHEMICAL ENTERPRISES

Project activity approach in professional training of engineering students raises their professional level, facilitates their future employment, provides enterprises by specialists with necessary skills. The features of project activity training of such specialists for petrochemical enterprises are presented in this article.

Keywords: engineering activities, project activity training, project activity content.

М.А. ФЕДОРОВА, доцент Кабинет

лп. якушкина, доцент самостоятельной

Орловский государственный —

университет раб°ТЫ

Кабинет самостоятельной работы рассматривается не только как структурное подразделение вуза, но и как учебная среда, способствующая оптимизации их самостоятельной учебной деятельности студентов. Сформулированы цель, задачи, принципы и основные направления деятельности кабинета.

Ключевые слова: учебная самостоятельная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, кабинет для самостоятельной работы.

Сегодня перед системой образования самостоятельной работы. Педагогическая

стоит задача не только подготовить специалистов определенной квалификации, но и сформировать у них такие характеристики, как широкая профессиональная ориентация, способность приобретать новые знания, критически перерабатывать поступающую информацию, принимать самостоятельные решения в быстроменяющемся социуме. Для выполнения данной задачи современный образовательный процесс опирается на принципы личностно-ориентированного подхода к обучению, когда студент выступает как субъект учебной деятельности, как личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации. Решающим условием формирования и развития способности студентов к самостоятельной деятельности является организация их аудиторной и внеаудиторной систематической

эффективность последней определяется рациональной организацией учебной среды, немаловажное значение в которой имеет специально созданный в Орловском государственном университете кабинет самостоятельной работы.

Задачи кабинета:

• создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и научно-исследовательских потребностей студентов и преподавателей;

• содействие обновлению структуры и содержания образования, развитию профессиональной компетентности будущих специалистов и педагогического мастерства работников образования;

• формирование информационно-методического пространства, способствующего

Редакционная почта

165

развитию профессиональной культуры, реализации программ модернизации профессионального образования, организации инновационной и экспериментальной работы;

• разработка и накопление собственных научно-методических ресурсов.

В соответствии с задачами кабинет способствует формированию учебно-методической среды в системе профессионального образования. В связи с этим основными направлениями его деятельности выступают:

■ организация и проведение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, научно-исследовательских работ студентов и преподавателей;

■ обеспечение педагогов необходимой информацией об основных направлениях развития профессионального образования, современной учебно-методической литературой;

■ проведение информационно-библиографической работы, создание видео-, медиатеки, банка учебной информации с использованием современных информационных технологий;

■ внедрение новых педагогических и информационно-коммуникативных технологий в образовательную практику вуза;

■ осуществление в установленном порядке издательской деятельности в пределах своей компетенции.

Таким образом, ведущими видами деятельности кабинета являются проектировочная, методическая, организационная, образовательная, информационная, аналитическая. В качестве основных принципов организации его деятельности можно выделить следующие.

• Принцип информатизации. Нарастающая информатизация современного общества приводит к необходимости создания информационного образовательного пространства, в котором учебная информация в необходимом и достаточно полном объеме представлена в различных формах и доступна для студента. В качестве таких форм предъявления учебной информации, на наш взгляд, могут выступать дидакти-

ческая учебно-методическая среда и дидактическая компьютерная среда Ш-

• Принцип дифференциации. Для реализации этого принципа преподавателю необходимо выявить субъектный опыт обучающихся, определить уровень подготовки и интересов студента, то есть осуществить пси-холого-педагогическую диагностикулично-стныххарактеристик студента. Опираясь на эти сведения, преподаватель соответствующим образом структурирует содержание образования, организует соответствующие формы и отбирает необходимые методы, обеспечивающие личностно-значимое и активное усвоение знаний, умений, навыков и опыта. После того как определен уровень самостоятельности каждого студента, выстраивается траектория его деятельности на основе дифференцированного подхода. При таком подходе должны быть запланированы задания разной степени сложности, которые позволят студентам осуществлять самостоятельный выбор задания в соответствии с личным субъектным опытом.

Соблюдение принципа дифференциации способствует личностному росту студентов и продвижению их вверх по лестнице познавательной активности и самостоятельности. Кроме того, для стимулирования познавательных интересов в учебном процессе необходимо учитывать и то, что задания и задачи для самостоятельной работы должны носить профессионально-ориентированный характер, т.е. в той или иной степени быть связаны с будущей профессией. В учебно-методических пособиях для организации учебной самостоятельной деятельности должны присутствовать дифференцированные задания в соответствии с уровнями познавательной самостоятельности студентов.

• Принцип научной организации реализуется в двух направлениях. Первое связано с организацией работы кабинета как структурного подразделения образовательного учреждения, а второе - с организацией аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Каждое из этих направлений предполагает единство

166

Высшее образование в России • № 2, 2010

трех последовательных этапов: планирования, организации и контроля.

Планирование работы кабинета предусматривает составление режимного графика проведения самостоятельных работ студентов различных факультетов и преподавателей.

Контроль самостоятельной деятельности обучающихся в кабинете может протекать в форме текущего и итогового самоконтроля каждого студента за результатами своей деятельности, а также в форме отчетов на семинарских и практических занятиях по выполнению самостоятельной работы.

• Принцип рефлексивности. Выступая механизмом самопознания, самоорганизации, самоопределения, рефлексия представляет собой основу выполнения обучающимся учебной задачи как единицы учебного процесса. Более того, процессы самоанализа, самооценки, саморегулирования, самоорганизации, которые происходят в процессе рефлексии при решении учебной задачи, являются составляющими учебной самостоятельной деятельности.

Субъект может рефлексировать: а) свои поступки и образы собственного «Я» как индивидуальности; б) знания об объекте и способы действий с ним; в) представления о внутреннем мире другого человека и о причинах тех или иных его поступков; г) знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия. Соответственно различаются: а) личностный, б) интеллектуальный (когнитивный), в) коммуникативный, г) кооперативный типы рефлексии. Все выделенные виды рефлексии находят свое отражение в учебной самостоятельной деятельности [2].

Реализовать рассмотренный принцип можно через разработку специальных учебных заданий, предусматривающих приме-

нение и развитие рефлексивных умений, а также в процессе создания ситуаций, способствующих пробуждению рефлексивной активности.

Для успешной работы кабинета самостоятельной работы необходимо следующее материальное обеспечение:

1) средства организации учебной самостоятельной деятельности (помещение, оборудованные рабочие места для студентов и преподавателей и т.п.);

2) информационный фонд (научная, учебная, учебно-методическая и справочная литература, электронные ресурсы основных учебных пособий по дисциплине и т.д.);

3) технические средства (компьютеры, копировальная и множительная техника и т.п.).

Таким образом, кабинет самостоятельной работы, организованный в соответствии с выделенными концептуальными положениями, представляет собой не только структурное подразделение в современной системе вузовского образования, но и реальную образовательную среду, способствующую эффективной планомерной организации самостоятельной работы студентов в вузе и, как следствие, формированию и развитию их самостоятельной деятельности [3].

Литература

1. См.: Федорова М.А. Формирование само-

стоятельной деятельности студентов в дидактической компьютерной среде // Информатика и образование. 2006. №10.

2. Звенигородская Г.П. Теория и практика раз-

вития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе: Учеб. пособие. Хабаровск, 2000.

3. Федорова М.А., Якушкина Л.П. Самостоя-

тельная работа в современном вузе: организационный аспект. Орел: ОГУ, 2008.

FEDOROVA M., YAKUSHKINA L. ROOM FOR STUDENTS’ SELF-INSTRUCTION WORK

The main objectives, forms and principles of activities of the room for students’ selfinstruction work are described.

Keywords: room for students’ self-instruction work, out-of-class activities, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.