СОИГСИ
ИСТОЧНИКИ
КАБАРДИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ О «КАБАНСКОМ КНЯЗЕ» И ПРОИСХОЖДЕНИИ ШОЛОХСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ
Д.В. СОКАЕВА, Г.В. ЧОЧИЕВ
Публикуемый ниже текст был записан в октябре 2012 г. в городе Анкаре на турецком языке со слов Ибрагима Абазэ, этнического кабардинца, родившегося и прожившего большую часть своей жизни в Турции и несколько лет назад репатриировавшегося на историческую родину - в Кабардино-Балкарию. В свою очередь ему, исследователю истории черкесского коневодства, предание стало известно от двух независимых информантов, один из которых постоянно проживал в Турции, а другой - в Кабардино-Балкарской Республике. Очевидно, что в Анатолию данный фольклорный материал был привезен, как и сама лошадь, которой он посвящен, кабардинскими пересе-ленцами-мухаджирами в конце 50-х -60-х гг. XIX в.
Предание излагает крымскую («морскую») версию возникновения одной из самых знаменитых и высокоценных разновидностей кабардинских верховых лошадей - шолохских скакунов, обозначая при этом наличие
осетинского «следа» в их происхождении.
Кроме того, в тексте характеризуются некоторые нюансы взаимоотношений кабардинской и осетинской знати и в целом двух народов в эпоху после падения средневековой Алании и установления гегемонии феодальной Кабарды в центральнокавказском регионе. Так, рассказчиком своеобразным образом объясняется причина выплаты некоторыми осетинскими обществами дани кабардинским князьям.
Интерес представляет личность центрального персонажа предания -«кабанского князя», осетина высокого социального статуса. На наш взгляд, относительно этой фигуры допустимы по крайней мере два предположения. В частности, речь может идти о владетеле Кобанского ущелья Северной Осетии либо о представителе баделиатского* рода Кабановых. Поскольку в турецком оригинале рассказа мы имеем КаЬап
Баделиаты - феодальное сословие в Ди-
гории.
102 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 10 (49) 2013
СОИГСИ
Источники
Ьеу1, букв. «князь Кабана», где «Кабан» - несомненный топоним, но не антропоним (в последнем случае было бы КаЬап Ьеу, букв. «князь Кабан»), то более вероятной представляется первая версия. Впрочем, возможно, данный военно-феодальный лидер имел отношение к какому-то другому, ныне не существующему поселению или роду Осетии.
Отметим также, что по сюжету рассматриваемый текст, содержащий распространенный на Северном Кавказе мотив угона лошадей, приближается к
осетинским фольклорным циклам преданий, легенд и героических песен о Мзорты Мзоре и Куцыкты Куцыке (см.: [1, 35-41]).
В заключение своего повествования Ибрагим Абазэ сообщает отдельные подробности о физических и функциональных особенностях шолохской породы лошадей и сведения об обстоятельствах ее исчезновения в XX в. как на Кавказе, так и в районах проживания черкесской диаспоры на территории Турции.
1. Сокаева Д.В. Указатель осетинских волшебных сказок. Владикавказ, 2004.
ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 10
103