Научная статья на тему 'Кабарда в политике России в начале царствования Екатерины II'

Кабарда в политике России в начале царствования Екатерины II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1028
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасаналиев Магомед

В статье освещается деятельность Екатерины II и ее правительства по распространению своего влияния на Северный Кавказ, и в частности – привлечению Кабарды в политическое поле России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кабарда в политике России в начале царствования Екатерины II»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94(470.67)

КАБАРДА В ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

© 2012

Гасаналиев М.

ГОУ УМЦ ГО и ЧС при Правительстве РД

В статье освещается деятельность Екатерины II и ее правительства по распространению своего влияния на Северный Кавказ, и в частности - привлечению Кабарды в политическое поле России.

The article throws some light upon Catherine IPs and her government's activities concerning the distribution of their influence in the Northern Caucasus and, in particular, Kabarda involving into the political field of Russia.

Ключевые слова: Екатерина II, князья, Россия, Кабарда, Северный Кавказ.

Keywords: Catherine II, princes, Russia, Kabarda, the Northern Caucasus.

С вступлением на престол России Екатерины II активизировалась северокавказская политика России. Первым объектом своего политического воздействия на Северном Кавказе Екатерина II избрала Кабарду, расположенную в центре региона и имевшую важное геополитическое значение. Через нее самодержавие могло распространить свое влияние на Дагестан, Чечню, Адыгею, Осетию и другие территории Северного Кавказа. В Кабарду были направлены разного рода резиденты и шпионы с задачей склонить феодалов на российскую сторону. Для этого использовались все доступные приемы подкупа.

Кизлярское начальство получило распоряжение из Петербурга: «О состоянии и поступках и намерениях тех горских владельцев непрестанно с крайним прилежанием как чрез посылки туда в их владения из живущих при Кизляре и по Тереку военных способных к тому людей под приличным претекст, т. е. под образцом купечества с ихними нуждами, тако ж и чрез употребление туда ж частию посылкою шпионов, подлинно выведать. Секретным указом нашим объявить, дабы кабардинские князья на пересылки с турецкой стороны крымцов и кубанцов к горским владельцам прилежно смотрели и чрез всякие способы подлинно разведывали и извести присылали, какие оным от турок и татар предложени и внушени чинятся о склонении их к соединению с кубанцами против нас...» [8. С. 57]. При этом кизлярский комендант Красногоровцев должен был выявить агитаторов, турок и татар, вывезти их в Кизляр и допросить.

Дело в том, что неудачный исход Петра I против Турции и Прутский мир 1711 года между Россией и Турцией отрезали Россию от Черного моря. Белградский мир, подписанный между этими же странами в 1739 году, сохранил такое же положение, а Кабарда была объявлена нейтральной территорией. В артикуле 6 этого договора говорилось: «О обеих Кабардах, то есть Большой и Малой, и кабардинском народе, с

обеих сторон соглашенось, чтобы быть тем Кабардам вольными, и не быть под владением ни одного, ни другого Империя, но токмо за барриеру между обеими Империями служить имеют; и что и от другой стороны блистательной Порты Туркам и Татарам во оныя не вступаться, и оных не обеспокоивать такод же и от Всероссийской Империи оныя в покое оставлены будут» [17. С. 19]. России и Турции было представлено право «по древнему обыкновению» взять у кабардинцев аманатов [17. С. 19]. Такое положение сохранилось до вступления Екатерины II на престол. Теперь она взялась изменить это в пользу России.

При Иване Ерозном Россия покровительствовала Кабарде, более того царь был женат на кабардинской княжне Марии Темрюковне. Отношения между русскими и кабардинцами были союзническими. Однако после Прутского мира выросло в Кабарде два поколения, привыкшие к независимости и более ориентированные на Крым. И императрице приходилось налаживать отношения с Кабардой заново.

Политическую линию царизма по отношению к Кабарде командир Кубанского корпуса князь генерал В. М. Долгорукий выразил следующим образом: «Надобно заблаговременно всех как Малой, так и Большой Кабарды владельцов вяще привесть в нашу протекцию и приласкать их определением жалованья», так как «весьма нам надлежит Большую и Малую Кабарду склонить в нашу порцию ради двух причин: первая - от турок и крымцов, другая для страху дагестанцам, понеже у кабардинцов с дагестанцами натуральная недружба» [8. С. 58-59].

В ноябре 1759 г. малокабардинский князь Кургоко Канчокин из-за притеснения со стороны феодалов Большой Кабарды обратился к кизлярскому коменданту с просьбой отвести ему место для поселения на правом берегу Терека и отпустить в Петербург для встречи с императором. Тогда же в Кизляре он первым из кабардинских феодалов вместе с семьей принял христианство и был наречен Андреем Ивановичем [1. С. 1105].

В 1762 году делегации из Кабарды позволено было отправиться в Петербург к государю Петру III для отдания «верноподданнейшаго поклона». В нее входил и К. Канчокин [2. С. 125]. Там К. Канчокин принял участие в дворцовом перевороте по свержению Петра III и возведению на престол империи Екатерины II. За это он был награжден золотой медалью и пожалован в полковники [9. С. 34], а уздени, находившиеся с ним, - серебряными медалями.

В том же 1762 г. К. Канчокин, пользуясь добрым расположением Екатерины II, вновь просит разрешить ему с подвластными холопами поселиться на Тереке - теперь уже на левом берегу. При этом он брался уговорить и другие народы переселиться туда.

Сенат поручил Коллегии иностранных дел собрать подробные сведения о Канчокине и о его подвластных, предполагаемых к переселению. 18 августа 1762 г. Коллегия иностранных дел сообщила о том, что переселение Канчокина признает «весьма полезным, что же касается народов, предполагаемых к переселению, наиболее отвечающими этой цели она считает осетин и ингушей, так как они к Российской стороне наиболее привержены» [9. С. 35].

В том же году вышел секретный указ о «переселении кистинцев и осетинцев, також и кабардинцев и других тамошних горских народов, креститься желающих, на кизлярских границах».

В декабре 1762 года Екатерина II издала указ, по которому переселившимся в район Моздока и принявшим крещение узденям выделить пособие - 40 рублей, не пожелавшим креститься узденям - 30 рублей, а крестьянам - от 5 до 10 рублей [11. С. 217]. Кабардинцам было также разрешено привозить в Моздок для продажи скот и другую сельскохозяйственную продукцию, а также домашнюю утварь.

В 1763 году Канчокин выбрал урочище Моздок на левом берегу Терека и переселился туда со своим семейством и 40 дворами подвластных крестьян. Ему установили жалованье 500 рублей серебром в год и утвердили в титуле князя Черкасского-Канчокина [14. С. 458]. Тогда же туда был направлен подполковник Еак для строительства форта, для чего было отпущено 3000 рублей. Работы по сооружению форта завершились в том же году.

«Так как желание Канчокина совпало как раз с видами русского правительства, стремившагося усилить оборону Терской линии, то ему разрешено было выбрать на

левом берегу любое убежище, с тем лишь условием, чтобы оно было удобно как для большого поселения, так и для постройки крепости», - писал В. Потто [13. С. 84].

Кабардинские феодалы были недовольны строительством форта в Моздоке. Видя в ней в будущем угрозу своей независимости, они, заявив, что русские возвели укрепление на их земле, потребовали срыть ее. «Для поселений около Моздокских укреплений была взята земля, на которой обычно паслись стада кабардинцев. Это стесняло кабардинских феодалов и вызвало среди них недовольство. Кабардинцы, конечно, понимали, что Моздок направлен против них», - писал Н. А. Смирнов [15. С. 65-66].

Правительство России считало, что по Белградскому миру Моздок остался вне пределов Кабарды, что не соответствовало действительности. «До появления русских на Кавказе кабардинцы предъявляли права на всю территорию от границ нынешней Кубанской области до Кумыкской плоскости и от подошвы Кавказских гор до южной части теперешней Ставропольской губ. По мере водворения русского владычества на Кавказе, земли на которыя претендовали кабардинцы, постепенно заселялись русскими переселенцами, войсками, а также осетинами и ингушами, спустившимися на плоскость под прикрытием русской военной силы. Таким путем Большая и Малая Кабарды были разделены между собой полосой казачьей земли», - указано в исторической литературе [10. С. 147].

Причина недовольства кабардинских феодалов заключалась и в том, что в Моздок убегали их холопы, которых после принятия ими христианства, назад не возвращали.

Через год в Моздоке открыли таможню. К этому времени там проживало до 200 переселенцев обоего пола. Самодержавие решило превратить Моздок и в центр по распространению христианства среди народов Центрального Кавказа. Построили там школу для осетин, где учили их детей православию. Принявшим христианство туземцам выделяли кусок материала для одежды. «Но так как последнее внедрилось медленно и слабо, то Коллегия иностранных дел от 27 сентября 1764 г. решила утвердить в Моздоке русскую школу для преподавания новообращенным «Закона христианского и российской грамоты» [12. С. 43]. Коллегия считала, что «магометан вселиться тут дозволение давать - весьма не надобно» [9. С. 35].

«По своему назначению это учебное заведение должно было служить интересам царизма: готовить из детей привилегированных сословий местных народов, в том числе и ногайцев, преданных российскому правительству людей - активных проводников политики царизма в регионе», - пишет дагестанский историк Д. Кидирниязов [6. С. 201-202].

Однако успехи в этом направлении были минимальными. «Слишком звероподобны были жители Абхазских и Осетинских гор, чтобы проповедь апостолов могла принести плоды», - писала дореволюционный историк В. Желиховская [3. С. 50].

Царские власти отказались срыть Моздок. Вице-канцлер России А. М. Голицын писал кабардинцам: «...при Моздоке как на российской земле не делается кабардинскому народу никакого притеснения и им в опасность оттого приходить ни малейшей причины нет, потому что и крепости тут, как у них ложно соглашается, не строитца. В сем же месте будучи напротив того дозволено всякому торговать безпошлинно кабардинцам, и какая из того выгода быть имеет, что они потребныя для них вещи тут покупать могут вместо того, что ныне принуждены и за малым ездить в Кизляр» [7. С. 107].

Это не убедило кабардинских феодалов. Они направили в Петербург новую делегацию, в состав которой вошли от Большой Кабарды князь К. Кайсинов, от Малой Кабарды уздень Шабаз Гирей Куденетов. Делегаты просили императрицу срыть укрепление Моздок, построенное на пастбищах Кабарды, и где жители издавна заготавливали дрова. Другая просьба была о возвращении ушедших в Моздок холопов, или выдать компенсацию за тех, кто, приняв христианство, не подлежал к возвращению. Из-за этого феодалы и уздени прервали сношения с царской администрацией. Часть их ушла в Закубанье. В Кабарде возникла протурецкая партия, противостоящая российскому влиянию.

В 1765 году кубанский мурза Сокур (Кривой) и кабардинец Аджи Росланбек Карамурзин взяли

Кизляр в осаду и через 1,5 месяца провели неудачный штурм. Затем, угнав скот из астраханских степей, они вернулись к себе. Россия усилила гарнизон Кизляра калмыками и донскими казаками, а также поселила между Моздоком и Кизляром 517 семей Волжского казачьего войска, которые основали там пять станиц [4. С. 202].

Кабардинские князья (Агамурзин и Карамурзин) поклялись убить Канчокина, но по чистой случайности тот спасся. Умер Канчокин в 1766 году, оставив после себя двух дочерей и сына Николая. Крымский же хан, жалуясь турецкому султану, писал, что русские совершили военную экспедицию в сторону кабардинцев, где они возвели крепость, открывающая путь в Грузию [18. С. 85].

На запрос султана по этому вопросу российские власти ответили, раз урочище Моздок находится в границах Российской империи, то устройство форпоста на этом месте для охраны купеческих караванов и сбора таможенных пошлин никак не свидетельствует о нарушении Россией нейтралитета Кабарды [18. С. 85].

Закладка Моздока была первым шагом в Кавказской политике Екатерины II, эта крепость стала трамплином для привлечения под власть России всего Северного Кавказа и Закавказья. «Широкие планы колонизации южных степей стали разрабатываться в правительственных кругах российской империи с 1764 года», - писал известный советский историк А. В. Фадеев [16. С. 35].

В 1768 году началась русско-турецкая война. На Кавказ из Оренбургской линии был переброшен 40-тысячный корпус генерала Медема.

В середине 1769 года Медем и его союзник калмыкский хан Убыш, у которого было 20-тысячное войско, вторглись в Кабарду и заняли ее. Медем утвердил приставом Кабарды майора Д. В. Таганова - внука ногайского феодала Мусы-Мурзы.

В 1770 году кабардинцы направили в Петербург новую делегацию, чтобы выразить верноподданнические чувства и с просьбой срыть Моздок. На этот раз императрица пошла на некоторые уступки: Таганова перевели в Моздок; заложники от кабардинских феодалов, находившиеся в Петербурге, были отпущены домой. А в начале 1771 года Екатерина II дала грамоту кабардинским феодалам на владение землею, которую они занимали. Она также согласилась вернуть им холопов, не принявших христианство, а за тех, кто не отказался переменить религию, - заплатить деньги [5. С. 147].

Таким образом, были созданы условия для вхождения Кабарды под покровительство России [5. С. 147]. Это объективно способствовало ликвидации междоусобиц, феодальной раздробленности, включению кабардинцев в общеевропейский рынок и приобщению к передовой русской культуре.

Примечания

1. Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1868. Т. 2. 2. Грабовский Н. Присоединение к России Кабарды и борьба за ее независимость // ССКГ. Тифлис, 1876. Вып. 9. 3. Желиховская В. Кавказ и Закавказье. М., 1913. 4. Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1974. 5. История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России / отв. ред. Б. X. Бгажноков. Нальчик, 2007. 6. Кидирниязов Д. С. Взаимодействие ногайцев с народами Северо-Восточного Кавказа в XVI - начале XX в. Махачкала, 2008. 7. Клычников Ю. Ю. Из истории формирования российского Северного Кавказа во второй половине ХУ1-Х\/111 веках. Пятигорск, 2000. 8. Кокиев Г. Русско-кабардинские отношения ХУ1-Х\/111 вв. // Вопросы истории. 1946. № 10. 9. Ларина В. И. Очерки истории городов Северной Осетии. Орджоникидзе, 1960. 10. Максимов Е. И. Кабардинцы //Терский сборник. Владикавказ. 1892. Кн.

2. Отд. 1. 11. Мальбахов Б. К., Дзамихов К. Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством. Нальчик, 1996. 12. Мартиросян Г. К. История Ингушетии. Орджоникидзе, 1933. 13. Потто В. Два века Терского казачества. Владикавказ, 1912. Т. 2. 14. Русско-осетинские отношения в XVIII веке / Сб. документов. Орджоникидзе, 1976. Т. 1. 15. Смирнов Н. А. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях ХУГХУШ вв. Нальчик, 1948. 16. Фадеев А. В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М., 1960. 17. Юзефович Т. Договоры России с Востоком. СПб., 1860. 18. Якубова И. И. Северный Кавказ в русско-турецких отношениях в 40-70-е

Общественные и гуманитарные науки • • • годы XVIII в. Нальчик, 1993.

Статья поступила в редакцию 13.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.