Научная статья на тему 'К ЮБИЛЕЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА'

К ЮБИЛЕЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Татьяна Витальевна, Калашникова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ЮБИЛЕЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Персоналии

УДК 159.9:343.83-051

К ЮБИЛЕЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА

Татьяна Витальевна Калашникова1, Мария Михайловна Калашникова2

1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

1 tana-ka58@yandex.ru

2 maria-ka@yandex.ru

Для цитирования

Калашникова Т. В., Калашникова М. М. К юбилею Вячеслава Михайловича Позднякова // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2(63). С. 139-149.

SCIENTIFIC LIFE

Personalities

TO THE ANNIVERSARY OF VYACHESLAV MIKHAILOUICH POZDNYAKOV

Tat'jana Vital'evna Kalashnikova1, Marija Mihajlovna Kalashnikova2

1, 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia

1 tana-ka58@yandex.ru

2 maria-ka@yandex.ru

For citation

Kalashnikova, T. V. & Kalashnikova, M. M. 2023, 'To the anniversary of Vyacheslav Mikhailovich Pozdnyakov', Applied legal psychology, iss. 2(63), pp. 139-149.

© Калашникова Т. В., Калашникова М. М., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

30 марта 2023 г со дня рождения доктора психологических наук, профессора Вячеслава Михайловича Позднякова. В его адрес поступило много поздравлений от друзей, коллег, в частности, размещенных в Психологической газете. С. А. Лузгин опубликовал поздравительную статью «К 70-летию Вячеслава Михайловича Позднякова: личности, педагога, ученого» [3]. Наше небольшое по объему поздравление в Психологической газете, конечно, не могло выразить всего уважения, восхищения и дружеской любви к Вячеславу Михайловичу. Эта недосказанность и сподвигла нас еще раз поздравить его с юбилеем.

ВячеславМихайловичродилсяв1953 г. в г. Брянске. Окончив школу, выбрал для получения высшего образования один из сложнейших в плане учебы вузов страны и в 1970 г. поступил в Рязанский радиотехнический институт. Успешно окончил его в 1975 г. и начал свой трудовой путь сотрудником Научно-исследовательского технологического института (1975-1977 гг.). С 1977 по 1981 год был на руководящей работе в Рязанском обкоме ВЛКСМ, а с 1982 года - на службе в органах внутренних дел в Рязанской высшей школе МВД СССР. Работая с курсантами, Вячеслав Михайлович интересуется вопросами психолого-педагогической готовности курсантов к службе в исправительно-трудовых учреждениях после окончания вуза. В 1986 г. он поступает в очную адъюнктуру Академии МВД СССР в г. Москве. Успешно сдает кандидатские экзамены по специальности 19.00.06 - Юридическая психология. Этому предшествовало кропотливое самостоятельное изучение необходимой научной литературы по

Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты -Ведь это все любви счастливые моменты

Б. Окуджава

исполнилось 70 лет

психологии. В письменном виде им были подготовлены подробные, глубокие, с использованием большого количества фактического материала ответы на каждый экзаменационный вопрос. Это было, по сути, методическое пособие для адъюнктов по подготовке к кандидатскому экзамену по юридической психологии. Вячеслав Михайлович был настолько обстоятельно теоретически подготовлен по юридической психологии, что мог провести консультацию новым адъюнктам, которым еще только предстояло сдавать кандидатский экзамен. Его рукописные ответы (пользоваться которыми повезло и Т. В. Калашниковой) были бесценны.

В адъюнктуре Вячеслав Михайлович обучался три года и в 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию «Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях». Проведенное исследование позволило, в частности,

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Applied legal psychology, 2023, iss. 2(63), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online) 141

сделать вывод о том, что развитие у курсантов и слушателей психологической готовности к службе в исправительно-трудовых учреждениях характеризуется ге-терохронностью (негативным отношением будущих специалистов к предстоящей службе в отдаленных учреждениях и специфичным проявлением псевдоготовности после прохождения производственной практики) [4, с. 9].

Теоретические и практические материалы диссертационного исследования по достоинству были оценены научным сообществом. Так, Р. В. Пузыревский (2002), ссылаясь на исследование В. М. Позднякова, пишет: «Следует особо отметить диссертационное исследование В. М. Позднякова, который одним из первых рассмотрел проблему психологической готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД СССР к службе в исправительных учреждениях. В его диссертации расширены теоретические представления о сущности, содержании, структуре, психологических механизмах и особенностях развития у будущих специалистов ИТУ готовности к предстоящей службе, а также выявлена и психологически обоснована система мер по ее повышению» [9, с. 8-9]. Прак-тико-ориентированные идеи В. М. Позднякова о повышении психологической готовности слушателей и курсантов к службе были продолжены его учениками. Г. В. Протасова (2004) исследовала под его руководством проблему развития профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы кандидатского диссертационного исследования В. М. Позднякова используются и в настоящее время. В монографии «Формирование и оценка готовности курсантов к профессиональной деятельности» (Ю. В. Боленко и Г. Н. Фомиц-

кая, 2022) [1, с. 21] есть ссылка на работу В. М. Позднякова «К вопросу о психологической готовности курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в ИТУ» (1989) [8]. Авторы монографии обращаются к предложенным В. М. Поздняковым компонентам как показателям готовности к деятельности, к его выводам о том, что уровень развитости и соответствия профессиональным требованиям характеристик компонентов у специалистов определяет устойчивость к профессиональной деятельности. Это мотивационный (отношение к профессии, стремление к профессиональному мастерству), познавательно-прогностический (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности), операциональный (владение профессиональными знаниями и умениями), эмоционально-волевой (уверенность в своих силах и способностях, умение владеть собой) и психодинамический (работоспособность, тревожность) компоненты.

После окончания адъюнктуры в 1989 г. В. М. Поздняков продолжил работу в Рязанской высшей школе МВД СССР (ныне -Академия ФСИН России) преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, начальником кафедры. В 1990 г. он в составе сводного батальона слушателей и сотрудников РВШ МВД СССР привлекался к выполнению государственных заданий, в частности, поддержанию общественного порядка и безопасности граждан в горячих точках, урегулированию локального межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе.

Научная и организаторская деятельность В. М. Позднякова в вузе была непосредственно связана с открытием психологического факультета. В июне 1990 г. молодому кандидату наук было доверено участвовать в заседании УМО Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, на котором рассма-

тривался Учебный план подготовки психологов по специализации «Психология практическая для органов и учреждений, исполняющих наказания». Вячеславу Михайловичу предстояло общаться с выдающимися представителями отечественной психологической науки Е. А. Климовым,

A. Г. Асмоловым. Он вспоминал, что «в силу содержательно-структурной новизны представленного учебного плана по предложению Е. А. Климова была организована полноценная дискуссия, базирующаяся на высказывании мнения каждым членом УМО. Несмотря на остроту заданных вопросов и полемичность конкретных выступлений, на всем протяжении дискуссии существовала атмосфера заинтересованности в обеспечении качества подготовки новой категории психологов-практиков» [5, 6]. Учебный план был оперативно принят и утвержден, что позволило провести первый набор трех групп курсантов для обучения по специальности «психолог-практик». А в 1992 г. Вячеслав Михайлович совместно с доктором психологических наук, профессором В. Г. Деевым и доктором психологических наук А. И. Ушатиковым разрабатывал квалификационную характеристику выпускника высшей школы МВД РФ по специальности «Психология практическая в сфере деятельности ИТУ».

Эффективным организатором, положительно ориентированным лидером

B. М. Поздняков проявил себя при создании кафедры общей психологии, первым начальником которой он стал (1990-1995). Как структурное подразделение кафедра создана 24 мая 1990 г. приказом по вузу за подписью начальника генерал-майора внутренней службы Александра Ильича Зубкова и первоначально называлась «кафедра общей и социальной психологии».

Первый год жизни кафедры был нелегким. Вячеславу Михайловичу необходимо было подобрать коллектив сотрудников, усилия которого были бы сконцентриро-

ваны на создании учебно-методической базы для набора и обучения с 1 сентября 1990 г. первых курсантов психологов. Благодаря организаторскому таланту Вячеслава Михайловича, умению брать на себя ответственность за порученное дело, фантастической работоспособности, искренности в общении с людьми коллектив сотрудников кафедры начал постепенно складываться.

При формировании кафедры Вячеслав Михайлович поставил ряд задач. Во-первых, преподавателями кафедры должны были быть представители психологических факультетов вузов страны. В состав кафедры вошли выпускники МГУ (М. Б. Шевелев, Э. Ю. Амелин), Ярославского университета (В. В. Яковлев). Во-вторых, в составе кафедры должны быть опытные психологи, имеющие большой стаж преподавательской работы. И таким легендарным преподавателем был Александр Петрович Краковский (1923-1994), оказавший значительную помощь в подготовке лекционного материала по дисциплине «Общая психология», в частности, по теме «Внимание». В беседах с молодыми преподавателями он доходчиво пояснял суть концепции внимания отечественного ученого доктора психологических наук, профессора Н. Ф. Добрынина, с которым был знаком лично и слушал его лекции. А. П. Краковский был автором популярных книг психолого-педагогической направленности, изданных в ведущих издательствах страны «Просвещение» и «Педагогика», -«Трудный возраст: о психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»» (1966), «О подростках: содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка» (1970). В-третьих, для качественной подготовки психологов-практиков необходимы были преподаватели, имеющие опыт практической работы в исправительных

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

учреждениях страны. В состав кафедры вошли: кандидат психологических наук Т. В. Калашникова, которая имела десятилетний опыт работы в должности воспитателя в воспитательно-трудовой колонии УВД Рязоблисполкома для несовершеннолетних осужденных женского пола и кандидат психологических наук О. Е. Сапарин.

Все усилия коллектива преподавателей кафедры под руководством В. М. Позднякова были направлены на разработку учебных программ, тематических планов, лекционных курсов, планов семинарских и практических занятий по дисциплинам кафедры. Следует отметить, что в этот сложный для кафедры период Вячеслав Михайлович как признанный лидер большую нагрузку берет на себя. Ежедневно задерживаясь в своем кабинете после окончания рабочего дня, он много читает научной, учебной литературы, разрабатывает учебно-методические материалы для оснащения дисциплин кафедры, вычитывает, редактирует представленные сотрудниками кафедры материалы для учебно-методических пособий. Подготовленный им курс лекций по общей психологии долгое время был на кафедре востребован как источник самых полных, доказательных, энциклопедических психологических знаний (изготовленный на печатной машинке он был зачитан до дыр).

Учебные дисциплины, такие как «Антропология», «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности», были новыми для вуза, да и у первых преподавателей кафедры не было опыта в их реализации. Вячеслав Михайлович принимает верное решение обратиться за помощью в Рязанский медицинский институт, и на кафедру для чтения лекций приглашаются заведующий кафедрой нормальной физиологии профессор А. Ф. Белов, доцент этой же кафедры В. В. Белошенков. С целью организации процесса преподавания таких

дисциплин, как «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Эволюционная психология», Вячеслав Михайлович направляет сотрудников кафедры в командировки на факультеты психологии МГУ, ЛГУ, Ярославского университета.

Одновременно идет процесс создания лабораторной базы кафедры. В течение первого учебного года благодаря инициативности Вячеслава Михайловича два кабинета кафедры (лаборатория психологического практикума и лаборатория компьютерной психодиагностики) были оснащены компьютерной техникой, двумя комплексами для измерения познавательных процессов, специальной психофизиологической аппаратурой.

В апреле 1991 г. кафедра общей и социальной психологии реорганизуется в две кафедры - общей психологии (начальник - В. М. Поздняков) и социальной психологии (начальник - А. Н. Сухов).

Уже как самостоятельное подразделение под руководством В. М. Позднякова кафедра общей психологии стала инициатором проведения в вузе ежегодной летней психологической школы.

Первая школа работала с 4 по 11 июля 1991 г. и была посвящена особенностям проявления когнитивной сферы человека в экстремальных условиях. В. М. Поздняков нашел возможность пригласить

Фото из архива авторов: выступает Е. С. Калинин; сидят: В. Г Деев, В. М. Поздняков

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

144 APPl'ed le9alpsychology, 2023, iss. 2(63), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

в качестве гостей первой школы таких известных ученых, как доктор психологических наук, профессор В. И. Лебедев, кандидат психологических наук

A. Н. Гусев (МГУ), старший научный сотрудник Б. И. Кочубей (Институт психологии АН СССР), доктор психологических наук, профессор А. М. Сто-ляренко (Академия МВД СССР). Инициатива В. М. Позднякова была поддержана ведущими учеными психологического факультета доктором психологических наук, профессором В. Г. Деевым, доктором психологических наук, профессором А. И. Уша-тиковым, доктором психологических наук, профессором А. Н. Суховым.

В течение первых пяти лет В. М. Поздняков сформировал коллектив преподавателей, способный на высоком учебно-методическом уровне проводить все виды занятий по дисциплинам кафедры. Под его руководством и при непосредственном участии издаются учебно-методические пособия, необходимые для качественного процесса преподавания дисциплин кафедры: «Практикум по общей и экспериментальной психологии» (1992), «Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными» (в соавторстве, 1992), «Основы индивидуального психологического консультирования» (в соавторстве, 1994), «Общая психология: сборник задач» (в соавторстве, 1995) и др.

Осуществляя организаторскую деятельность на уровне кафедры общей психологии и психологического факультета,

B. М. Поздняков продолжал заниматься и научно-исследовательской работой. Его научные интересы концентрировались вокруг вопросов истории и методологии пенитенциарной психологии. Он публикует учебные пособия: «Методологические и теоретические основы юридической психологии» (1997), «Личность преступника и исправление осужденных (истори-

ко-психологический очерк)» (1998), «Прикладная пенитенциарная психология» (в соавторстве, 1998), «Направления и школы в психологии XX столетия (краткий исторический очерк)» (1999).

В 1997 г. Вячеслав Михайлович поступает в докторантуру Академии управления МВД Россиии успешно защищает в 2000 г. докторскую диссертацию «Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы». Своевременность данного исследования не только с теоретической, но и с практической точки зрения обусловливалась тем, что при изучении истории пенитенциарной психологии в процессе подготовки психологов-практиков использовались учебники, написанные в советский период. В. М. Поздняков указывает, что «в материалах последних при исторической реконструкции отечественных достижений прошлого наблюдается разрыв «связи времен» при одновременном или умалении заслуг дореволюционных ученых, или представлении их взглядов в идеологически купированном виде» [7, с. 5]. Он справедливо акцентирует внимание на том, что юридические психологи «из-за недостаточного знания отечественного наследия пытаются преимущественно идти по пути ассимиляции и внедрения ставшего им доступным зарубежного опыта. Однако «копирование западных образцов» может не позволить пенитенциарно-психологической теории и психопрактике быть достаточно успешными в развитии. При отсутствии должной методолого-тео-ретической рефлексии придется, с одной стороны, повторять имевшие место на Западе «зигзаги» и «тупиковые ходы», а с другой - из-за наличия в постсоветской России специфической ментальности, отражающейся и на субкультуре мест лишения свободы, сталкиваться с фактами низкой эффективности перенесенных на отечественную почву некоторых зарубежных психодиагностических методик и

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Applied legal psychology, 2023, iss. 2(63), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online) 145

психотехник воздействия» [7, с. 4]. Актуализация отечественного дореволюционного опыта работы по исправлению осужденных, особенно несовершеннолетних осужденных, благодаря исследованию В. М. Позднякова дала мощную мотивацию молодым ученым в его изучении.

Результаты диссертационного исследования опубликованы В. М. Поздняковым в монографиях: «Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии (историко-сравнительный анализ)» (2000), «Отечественная пенитенциарная психология: история и современность» (2000). Кроме того, В. М. Поздняков как руководитель авторского коллектива и автор более 40 тематических статей в Энциклопедии юридической психологии, изданной в 2003 г. под общей редакцией профессора Алексея Михайловича Столяренко, инициирует раздел «Доктора наук, внесшие вклад в развитие современной юридической психологии». В нем представлена биографическая и научная информация о выдающихся отечественных ученых, которая во многих случаях является единственной, бесценной [10, с. 537-553].

Историографический подход к рассмотрению проблемы исследования В. М. Поздняков реализует и при руководстве подготовкой диссертационных исследований своих учеников. Так, И. В. Цемка (2002) проводит исследование достижений психологии в пенитенциарной практике англоязычных стран в XX столетии с позиций историко-сравнительного анализа. Г. В. Протасова (2004) анализирует психологические подходы в отечественной и зарубежной науке к изучению и оптимизации развития профессионально-личностных качеств специалистов-психологов.

После окончания докторантуры В. М. Поздняков остается работать в Академии управления МВД России в должности доцента, профессора. С 2001 по 2004 год

Он руководит кафедрой психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В истории кафедры о Вячеславе Михайловиче указано, что он «ведущий специалист в области истории и методологии отечественной юридической психологии, автор теории соучаствующего исправления личности осужденных» [2]. В этот период Вячеслав Михайлович принимал участие в выполнении научных исследований в рамках программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.), в организации повышения квалификации руководителей подразделений психологического обеспечения ОВД и образовательных учреждений МВД России. Им издан ряд учебно-методических пособий: «Психологическое обеспечение первоначальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел» (в соавторстве, 2004), «Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел» (2006), а также научно-практическое пособие «Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении» (в соавторстве, 2005) и др.

В 2006 г. с должности начальника отдела Департамента кадрового обеспечения МВД России (ДКО МВД России) в звании полковника внутренней службы В. М. Поздняков вышел в отставку. Он награжден 6 медалями, является почетным сотрудником МВД России.

В. М. Поздняков имеет более 34 лет педагогического стажа. Он востребован не только как ученый, но и как компетентный преподаватель, научный руководитель аспирантов и адъюнктов.

Под его научным руководством защищено более 24 диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук, одна докторская диссертация (С. В. Горностаев, 2021). В 1997 г., когда

был открыт первый диссертационный совет К 052.08.02 при Рязанском институте права и экономики МВД России (ныне -Академия ФСИН России) для защиты кандидатских диссертаций по юридической психологии, В. М. Поздняков стал его членом. Его учениками были И. В. Цемка (2002), Г. В. Протасова (2004), О. А. Тобо-левич (2008), М. М. Калашникова (2012), М. В. Овсянникова (2021), С. В. Горностаев (2021).

С 2003 г. В. М. Поздняков руководил подготовкой адъюнктов в Вологодском институте права и экономики ФСИН России. В диссертационном совете Академии ФСИН России успешно защитили диссертации Н. Г. Соболев (2007), А. Н. Баламут (2007), Е. Ф. Штефан (2008), Е. А. Кусакина (2009), А. С. Чертовикова (2011), А. Н. Михайлов (2012), Е. А. Дядченко (2014), М. А. Черкасова (2014), В. Г. Рогач (2015).

У Вячеслава Михайловича ярко выражена потребность делиться своими знаниями, жизненным и научным опытом. Он преподавал в ведущих гражданских вузах - МГИМО, РАГС при Президенте РФ, МГГУ, РУДН. В каждом вузе с творческим энтузиазмом относился к процессу передачи знаний, проявляя инициативу в организации научных мероприятий. Так, работая в РУДН, он в 2012 г. организовал проведение международной научно-практической конференции «Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире», которая была посвящена 70-летию со дня рождения доктора психологических наук, профессора Анатолия Ивановича Папкина (1942-2010), выпуск сборника научных статей по итогам ее работы.

Состав участников конференции впечатляет. Кроме сотрудников РУДН, в работе конференции приняли участие сотрудники Академии ФСИН России, Академии МВД Республики Беларусь, Национального авиационного университета г. Киева,

Фото из архива авторов: в центре - В. М. Поздняков

Академии Генпрокуратуры Российской Федерации, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, ВИПЭ ФСИН России, ВНИИ МВД России, НИИ ФСИН России, Московского областного филиала Московского университета МВД России, Консульского отдела Посольства Сирии в г. Москве, Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, Международного юридического института г. Москвы, Академии управления МВД России, Воронежского института МВД России, Московского городского психолого-педагогического университета.

В настоящее время В. М. Поздняков является профессором кафедры научных основ экстремальной психологии, заместителем декана по научной работе факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета. Им разработаны программы дисциплин «Актуальные психологические проблемы в современном обществе», «Научные школы и теории в психологии», «Методологические основы психологии», «Методология научных исследований в образовании», «Психологическая безопасность личности сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов». В. М. Поздняков является также ведущим научным сотруд-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Applied legal psychology, 2023, iss. 2(63), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online) 147

ником отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России. Продолжает работу по подготовке высококвалифицированных научных кадров в составе диссертационных советов при Академии ФСИН России и Российском университете дружбы народов. Является членом редколлегий журналов «Психология и право», «Юридическая психология», «Прикладная юридическая психология», «Психопедагогика в правоохранительных органах», «Международный пенитенциарный журнал», «Прикладная психология и педагогика» и др.

В день юбилея В. М. Позднякова искренне поздравляли его коллеги, ученики. В поздравлениях у всех прослеживается главное - благодарность за помощь в профессиональном становлении. Вот некоторые строки поздравлений, опубликованные в Психологической газете: «главное, чему Вы учили, это Творчество! Самостоятельное, долгое, кропотливое, всепоглощающее ТВОРЧЕСТВО! Творчество для

ваших учеников - это огромный труд. Это большой путь, это огромная затрата сил и времени. Однако со-Творимое поистине бесценно» (С. В. Горностаев); «Общение с Вами - это всегда уникальный тренинг личностного роста (более полное, всестороннее осмысление происходящего), ощущение воодушевления, вдохновения, позволяющие выйти за рамки невозможного и выполнить начатое с максимально возможным результатом!» (А. Н. Баламут).

О Вячеславе Михайловиче Позднякове можно уверенно сказать, что он является уникальной богатой личностью, одаренным педагогом-новатором, профессионалом, который способен создавать условия для реализации своих возможностей каждым его учеником, талантливым ученым, обладающим яркими лидерскими и организаторскими качествами, глубокими энциклопедическими знаниями в области предмета своих исследований. Достичь научного совершенства на протяжении всех жизненных периодов В. М. Позднякову помогала созданная им крепкая и дружная семья.

Здоровья Вам, новых успехов и учеников! И пусть у Вас всегда будут последователи!

Список источников

1. Боленко Ю. В., Фомицкая Г. Н. Формирование и оценка готовности курсантов к профессиональной деятельности : монография. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. 108 с.

2. История академии. История подразделений. Кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами // Электронный музей Академии управления МВД России. URL: http://moodle-academy.ru/muzey/podrazdelenie.php?podr_id=73 (дата обращения: 12.05.2023).

3. Лузгин С. А. К 70-летию Вячеслава Михайловича Позднякова: личности, педагога, ученого // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31 (1-4), № 1. С. 167-170.

4. Поздняков В. М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. 23 с.

5. Поздняков В. М. О Е. А. Климове и его роли в моей профессиональной судьбе // Факультет психологии. Московский государственный университет имени М. В. Ломоно-

сова. URL: http://psy.msu.ru/people/klimov/klimov_pozdnyakov.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

6. Поздняков В. М. О роли Е. А. Климова в институализации подготовки юридических психологов // Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3).

7. Поздняков В. М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы : автореф. ... дис. д-ра психол. наук. М., 2000. 64 с.

8. Поздняков В. М. К вопросу о психологической готовности курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в ИТУ. М. : Изд-во Академии МВД СССР, 1989. 23 с.

9. Пузыревский Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2002. 24 с.

10. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2003. 607 с.

Reference

1. Bolenko, Yu. V., Fomitskaya G. N. 2022, 'Formation and assessment of Cadet readiness for professional activity' : monograph, Ulan-Ude : Publishing House of Buryat State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. 'History of the Academy. History of divisions. Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel', Electronic Museum of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http://moodle-academy.ru/muzey/ podrazdelenie.php?podr_id=73 (accessed: 12.05.2023).

3. Luzgin, S. A. 2023, 'To the 70th anniversary of Vyacheslav Mikhailovich Pozdnyakov: personalities, teachers, scientists', Man: crime and punishment, vol. 31(1-4), iss. 1, pp. 167-170.

4. Pozdnyakov, V. M. 1989, 'Psychological aspects of increasing the readiness of listeners and cadets of educational institutions of the Ministry of internal affairs of the USSR to serve in correctional and labor institutions' : abstract of the dissertation of the candidate, Psycho, Moscow.

5. Pozdnyakov, V. M. 'O. E. A. Klimov and his roles in my professional life', Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University. URL: http://psy.msu.ru/people/ klimov/klimov_pozdnyakov.pdf (accessed: 12.05.2023).

6. Pozdnyakov, V. M. 2010, 'On the role of E. A. Klimov in the institutionalization of training of legal psychologists', National psychological Journal, iss. 1(3).

7. Pozdnyakov, V. M. 2000, 'Penitentiary psychology in Russia: Genesis and prospects' : autoref.... dis. Dr. of psychological sciences.

8. Pozdnyakov, V. M. 1989, 'On the issue of psychological readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of internal affairs of the USSR to serve in them', Moscow : Academy of the Ministry of internal affairs of the USSR.

9. Puzyrevsky, R. V. 2002, 'Formation of professional readiness of cadets (listeners) of educational institutions of the criminal and executive system of the Ministry of Justice of Russia to actions in extreme situations' : abstract of the dissertation of the candidate. ped. nauk, Ryazan.

10. 'Encyclopedia of legal psychology, in edited by a.m. Stolyarenko, 2003, Moscow : Unity-Dana ; zakon i pravo publ.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Информация об авторах

Т. В. Калашникова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе;

М. М. Калашникова - кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры общей и педагог ической психологии.

Information about the authors

T. V. Kalashnikova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology of Professional Activity in the penal system;

M. M. Kalashnikova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of General and Pedagogical Psychology.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 20.05.2023, одобрена после рецензирования 25.05.2023, принята к публикации 01.06.2023.

The article was submitted 20.05.2023, approved after reviewing 25.05.2023, accepted for publication 01.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.