Научная статья на тему 'К ЮБИЛЕЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ, СВЯЗИ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ'

К ЮБИЛЕЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ, СВЯЗИ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии / преподаватель ВУЗа / высшее образование / oral and maxillofacial surgery department / university teacher / coworkers / higher education

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Андрюшенкова Н.А., Костюченкова Я.А., Андрюшенкова М.Е.

В статье рассказывается об истории кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Смоленского государственного медицинского университета. О сотрудниках кафедры, которые внесли огромный вклад в развитие и становление данного структурного подразделения; о сотрудниках, работающих на кафедре в настоящее время; о связи времен и поколений преподавателей медицинского ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Андрюшенкова Н.А., Костюченкова Я.А., Андрюшенкова М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ANNIVERSARY OF STOMATOLOGICAL FACULTY: THE HISTORY OF THE ORAL AND MAXILLOFACIAL SURGERY DEPARTMENT, THE CONNECTION OF TIMES AND GENERATIONS

The article is devoted to the history of the oral and maxillofacial surgery department of Smolensk State Medical University. This article is about the employees and coworkers of the department who have made a huge contribution to the development and formation of this structural unit, about the colleagues currently working at the department, about the connection of times and generations of teachers of the medical university.

Текст научной работы на тему «К ЮБИЛЕЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ, СВЯЗИ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ»

УДК 616.31(09)

DOI: 10.37903^пш.2023.3. 32 EDN: PPILVJ

К ЮБИЛЕЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ, СВЯЗИ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ

Андрюшенкова Н.А., Костюченкова Я.А., Андрюшенкова М.Е.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

В статье рассказывается об истории кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Смоленского государственного медицинского университета. О сотрудниках кафедры, которые внесли огромный вклад в развитие и становление данного структурного подразделения; о сотрудниках, работающих на кафедре в настоящее время; о связи времен и поколений преподавателей медицинского ВУЗа.

Ключевые слова: кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, преподаватель ВУЗа, высшее образование

TO THE ANNIVERSARY OF STOMATOLOGICAL FACULTY: THE HISTORY OF THE ORAL AND MAXILLOFACIAL SURGERY DEPARTMENT, THE CONNECTION OF TIMES AND GENERATIONS

Andryushenkova N.A., tostyuchenkova Y.A., Andryushenkova M.Y.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Smolensk region, Russia. Abstract

The article is devoted to the history of the oral and maxillofacial surgery department of Smolensk State Medical University. This article is about the employees and coworkers of the department who have made a huge contribution to the development and formation of this structural unit, about the colleagues currently working at the department, about the connection of times and generations of teachers of the medical university.

Keywords: oral and maxillofacial surgery department, university teacher, coworkers, higher education

«Преподавание - очень благородная профессия, формирующая характер, масштаб и будущее человека. Если люди будут помнить меня как хорошего учителя, это будет самой большой честью»

Абдул Калам

Как известно, историю делают люди. Процессов, которые происходили бы «сами по себе», в человеческом обществе не бывает. Полотно истории соткано из множества составляющих -повседневность будней, события, юбилеи, судьбы людей, их научные успехи и заблуждения. Не является исключением и наш университет. В его стенах нашли своё призвание многие достойные представители медицинского сообщества. Неотъемлемой частью родного учебного заведения является стоматологический факультет, 60-летие которого - прекрасный повод осмыслить пройденный путь. Невозможно представить становление и развитие факультета без кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, а также людей, чьи судьбы неразрывно связаны с ней. Это те, кто заложил фундамент кафедры и определил путь её развития. В настоящее время на смену «старожилам» пришла плеяда молодых энергичных преподавателей. Произошла смена поколений. Преемственность поколений - это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено, и хорошо знать свою историю и историю своих учителей.

В 1952 г. молодой выпускник Московского медицинского стоматологического института Аркадий Григорьевич Шаргородский был направлен по распределению в Смоленскую область, где был назначен нештатным Главным стоматологом областного отдела здравоохранения. С этого времени начинающий специалист направляет огромные усилия на развитие стоматологической службы области. Вскоре начинает функционировать областная стоматологическая поликлиника, строятся и вводятся в эксплуатацию 10 стоматологических поликлиник, открывается зубоврачебное

243

отделение Смоленского медицинского училища. В 1960 году Шаргородский А.Г. успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Нарушения в зубочелюстной системе при радикальных операциях на верхнечелюстных пазухах», и его приглашают в медицинский институт для преподавательской работы. Будучи ассистентом, затем доцентом кафедры госпитальной хирургии, он читает курс лекций по стоматологии для студентов лечебного факультета, ведет с ними практические занятия.

В то время в Смоленской области не хватало специалистов с высшим стоматологическим образованием. В 1963 году по инициативе А.Г. Шаргородского в Смоленском медицинском институте открывается стоматологический факультет. С 1965 года он заведует кафедрой стоматологии, с 1967 по 2000 годы - кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. В 1966 году А.Г. Шаргородский защищает докторскую диссертацию на тему: «Функциональные и морфологические изменения в системе тройничного нерва при переломах челюстей». В 1967 году ему присваивается ученое звание профессор.

Профессор А.Г. Шаргородский с момента организации стоматологического факультета огромное внимание уделял развитию учебной базы и подготовке преподавательских кадров. За многие годы работы Аркадий Григорьевич подготовил команду прекрасных специалистов - коллектив кафедры хирургической стоматологии, который под его руководством взрастил не одно поколение врачей стоматологов. Давайте вспомним их имена: д.м.н, профессор Локтев Николай Иванович; д.м.н., профессор Забелин Александр Сергеевич; д.м.н., профессор Цепов Леонид Макарович; к.м.н., ассистент Макаренкова Лидия Васильевна; к.м.н., ассистент Дружинина Светлана Николаевна; к.м.н., ассистент Воронин Владимир Сергеевич; к.м.н, доцент Стефанцов Николай Матвеевич; к.м.н., доцент Руцкий Николай Федорович; к.м.н., доцент Родионов Николай Тимофеевич; к.м.н., доцент Полякова Валентина Васильевна; к.м.н., ассистент Владыченкова Татьяна Николаевна; к.м.н., ассистент Карпухина Лариса Ивановна; лаборанты кафедры Вислобокова Валентина Михайловна, Рыбаков Виктор Дмитриевич. К сожалению, некоторых замечательных людей из этого списка уже нет рядом с нами, однако мы храним добрую память о них.

Коллектив кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (1999 год). Верхний ряд: доцент Стефанцов Н.М., доцент Полякова В.В., ассистент Райнаули Л.В., ст. лаборант Куфтырева И.А., инженер Быстрова А.В., доцент Руцкий Н.Ф., лаборант Рыбаков В.Д. Нижний ряд: ассистент Кузьмина Е.В., профессор Забелин А.С., зав. кафедрой, профессор Шаргородский А.Г., ассистент Карпухина Л.И., ассистент Владыченкова Т.Н.

В преддверии 60-летнего юбилея стоматологического факультета мы провели интервьюирование преподавателей кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии разных поколений, что позволило нам поближе познакомиться с сотрудниками кафедры, их размышлениями и суждениями, а также выделить характерные черты обучения того или иного временного периода.

Одним из ярких представителей старшего поколения преподавателей является доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ, профессор Александр Сергеевич Забелин. Александр Сергеевич окончил стоматологический факультет Смоленского медицинского института в 1972 г. Затем два года обучался в клинической ординатуре на кафедре хирургической стоматологии. С августа 1974 года по июнь 1975 года - врач стоматологического отделения Смоленской областной клинической больницы, с июля 1975 года по октябрь 1978 года - заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии Брянской городской больницы №4. В октябре 1978 г. Александр Сергеевич Забелин был избран по конкурсу на должность ассистента кафедры хирургической стоматологии Смоленского медицинского института. В 1985 году им защищена кандидатская диссертация на тему: «Клинико-иммунологическая характеристика и лечение одонтогенного остеомиелита нижней челюсти». В 1989 г. он избирается на должность доцента кафедры. В 1997 г. Александр Сергеевич Забелин защитил докторскую диссертацию на тему: «Особенности клиники и комплексного лечения больных с флегмонами лица и шеи в зависимости от выраженности синдрома эндогенной интоксикации». С 2000 по 2010 гг. занимал должность заведующего кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

- Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути.

- Я всегда хотел заниматься прежде всего наукой. Когда я получил предложение от профессора Шаргородского А.Г. о работе у него на кафедре, то сразу согласился, хотя в то время уже работал хирургом в отделении челюстно-лицевой хирургии Брянской клинической больницы. В те годы быть преподавателем в ВУЗе было очень престижно. Я оказался в коллективе опытных врачей и педагогов. Мне пришлось многому учиться у них. Особенно хочется вспомнить теплыми словами к.м.н., ассистента Дружинину Светлану Николаевну, которая была воспитанным, интеллигентным и высоко эрудированным преподавателем. Она всегда умела найти общий язык со студентами, относилась к ним с пониманием. Нельзя не вспомнить к.м.н., доцента Лидию Васильевну Макаренкову, к.м.н., ассистента Владимира Сергеевича Воронина. Они много оперировали, особенно онкологических больных, и многому меня научили. Особый тон на кафедре задавал всегда д.м.н., профессор Леонид Макарович Цепов. Я учился у всех. И, конечно, у руководителя, профессора Аркадия Григорьевича Шаргородского. У нас сформировался коллектив увлеченных и влюбленных в свою профессию людей. Уйти работать в другое место уже просто не представлялось возможным. Так постепенно я защитил кандидатскую и позднее докторскую диссертации. Прошел путь от ассистента кафедры до заведующего кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

- Александр Сергеевич, имея такой опыт работы со студентами, что, по-вашему мнению, является главным в работе преподавателя в высшей школе сегодня?

- Сегодня другое время, другие студенты, они более развитые и требовательные. Следовательно, к преподавателю также должны предъявляться более высокие требования. И, прежде всего, это профессионализм в своей специальности. Необходим высокий уровень культуры, умение общаться с самыми разными людьми с соблюдением этики и деонтологии. Необходимо любить свою профессию самому и постараться привить эту любовь своим студентам. Постоянно заниматься научно-исследовательской деятельностью, вести научный поиск, привлекать к нему пытливых студентов, думать, мыслить, рассуждать. Сегодня много возможностей печатать свои работы в разных изданиях не только внутри ВУЗа, но и за рубежом.

Я знаю, что на сегодняшний день, конечно, есть проблемы в высшем образовании, но мое глубокое убеждение состоит в том, что качество преподавания в медицинском ВУЗе сегодня, да и всегда, зависит от трех составляющих: во-первых, это профессорско-преподавательских состав, т.е. кадры; во-вторых, наличие клинической базы с современным оборудованием и возможность работы студентов с пациентами; в-третьих, мотивация и желание учиться самого обучающегося. При наличии всех составляющих на выходе мы получим грамотных врачей и повышение качества оказания медицинской помощи населению.

- Накануне 60-летнего юбилея стоматологического факультета что Вы можете пожелать ветеранам нашей кафедры, молодым преподавателям?

- Ветеранам я пожелаю здоровья! Молодым преподавателям кафедры - не забывать своих учителей. Кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии - развиваться и быть в числе передовых на стоматологическом факультете.

Много лет трудилась на нашей кафедре кандидат медицинских наук, доцент Полякова Валентина Васильевна. Окончив с отличием 1983 г. стоматологический факультет Смоленского государственного медицинского института, она пришла на кафедру для обучения в клинической ординатуре. Затем с 1985 по 1988 гг. училась в очной аспирантуре на кафедре хирургической

стоматологии, после окончания которой с успехом защитила кандидатскую диссертацию под руководством Аркадия Григорьевича Шаргородского на тему: «Применение углекислотного и гелий-неонового лазерного излучения в комплексном лечении больных с абсцессами и флегмонами челюстно-лицевой области». В 1988 г. принята на кафедру хирургической стоматологии ассистентом, в 2001 г. избрана по конкурсу на должность доцента кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии СГМА. Работала в этой должности до 2017 г. По семейным обстоятельствам переехала жить в город Орел. В настоящее время продолжает работать доцентом на кафедре стоматологии ФГБОУ ВО Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Нам удалось связаться с Валентиной Васильевной и взять у нее интервью.

- Валентина Васильевна, расскажите нам о своем педагогическом и профессиональном пути.

- После школы я окончила медицинское училище и несколько лет работала медицинской сестрой. Но мечта стать врачом-анестезиологом заставляла идти учиться дальше. Так сложилось, что стала я врачом стоматологом-хирургом, о чем ни разу не пожалела. У меня были очень хорошие наставники и учителя. Я помню лекции Аркадия Григорьевича Шаргородского. Лекции он читал замечательно, доходчиво. Почти на каждую лекцию он приглашал 2-3 пациентов из отделения челюстно-лицевой хирургии, беседовал с ними, подробно рассказывал о клинической картине изучаемых заболеваний, о современных методах лечения. Такие лекции надолго оставались в памяти студентов.

Оказавшись в числе сотрудников кафедры хирургической стоматологии, я приступила к очень ответственной, сложной, но интересной работе. Меня окружали опытные и высокопрофессиональные коллеги. Весьма строгим, требовательным к сотрудникам и студентам был профессор Локтев Николай Иванович. Но при этом он давал возможность молодым врачам ассистировать ему на операциях. Оперировал очень аккуратно, я многому научилась. Например, помню одну из сложных операций, где я ему ассистировала: резекция тканей дна полости рта по поводу злокачественной опухоли с одномоментной пластикой сложным лоскутом с включением большой грудной мышцы. Такие операции в те годы только разрабатывались в Советском Союзе. Кроме этого, он проводил пластические операции, используя кивательную мышцу, разработал методики костной пластики.

Профессор Аркадий Григорьевич Шаргородский организовал на нашей кафедре работу таким образом, что все сотрудники: ассистенты и доценты имели лечебную и преподавательскую ставки. Все без исключения много оперировали, дежурили в стационаре, постоянно повышали свою квалификацию. Замечательным грамотным хирургом был Родионов Николай Тимофеевич, также он читал прекрасные лекции по курсу военной стоматологии. Николай Федорович Руцкий и Лариса Ивановна Карпухина оперировали онкологических больных, применяя лазерный скальпель. Большое количество времени проводил в операционной и Александр Сергеевич Забелин, я ассистировала ему при вскрытии флегмон челюстно-лицевой области. Каждый внес свой вклад в развитие кафедры, подготовку научных кадров, обучение нескольких поколений студентов. Я с теплотой вспоминаю и других своих учителей и коллег: Владыченкову Татьяну Николаевну, Стефанцова Николая Матвеевича.

- Валентина Васильевна, каким на Ваш взгляд, должен быть современный преподаватель?

- Прежде всего быть профессионалом в своей специальности. Любить свою профессию и обязательно любить студентов. Быть педагогом - это призвание, и никак иначе. Я очень строгий и требовательный преподаватель. Своим студентам я говорю: «Я вас научу любить Россию и хирургическую стоматологию, в частности». Они на меня не обижаются. Воспитание молодежи -это тоже важная составляющая педагогики. Современные студенты продвинуты в технологиях, они более требовательные к своей будущей профессии, к получению практических навыков. Это заставляет преподавателя много читать, много знать и уметь, готовиться к каждому занятию и к каждой лекции. Но мне по-прежнему интересно идти на работу и учить студентов.

- Валентина Васильевна, что Вы пожелаете нашим ветеранам и молодым преподавателям?

- Ветеранам - здоровья! Молодым преподавателям - любви к студентам, желания учиться самим и учить других!

Представитель относительно «молодого» поколения преподавателей - кандидат медицинских наук, доцент Сотникова Мария Владимировна. Мария Владимировна с отличием закончила Смоленскую государственную медицинскую академию в 2003 году, затем клиническую ординатуру, очную аспирантуру на кафедре хирургической стоматологии. Сначала работала ассистентом, в настоящее время занимает должность доцента кафедры и имеет стаж преподавательской работы 17 лет.

Рассказывая о своем пути к педагогической деятельности, Мария Владимировна отметила, что на выбор будущей профессии после окончания медицинской академии повлияло несколько факторов. Желание учиться в клинической ординатуре именно на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии было обусловлено интересом к профессии врача стоматолога-хирурга, а также сильным коллективом наставников на кафедре, где, по мнению Марии Владимировны, специальные дисциплины преподавались очень понятно и были структурированы.

- У меня было несколько наставников. Владыченкова Татьяна Николаевна - наставник по методологии преподавания. Она учила меня всему, что знает и умеет сама. Как нужно работать со студентами, найти сильные стороны и подход к каждому из них, вызвать интерес к профессии. Практический учитель - это кандидат медицинский наук, доцент и ныне действующий заведующий кафедрой Кузьмина Елена Владимировна. Это опытный врач стоматолог-хирург, которая научила меня держать в руках щипцы, делать первые шаги в профессии. Хочу отметить воспитательную работу Ларисы Ивановны Карпухиной, грамотного, отзывчивого товарища и учителя, мудрой и доброй женщины. И, конечно, научный руководитель, профессор Александр Сергеевич Забелин, который предложил научное направление, помогал на всех этапах работы над диссертацией, дал возможность учиться бесплатно в ординатуре и аспирантуре.

Мария Владимировна считает, что главными качествами, которыми должен обладать современный преподаватель медицинского ВУЗа являются порядочность, доброта, профессионализм, патриотизм. Педагог должен быть способен к развитию и постоянно самосовершенствоваться, работать над собой. И, конечно, любить свое дело.

- Мария Владимировна, отличаются ли современные студенты от студентов прежних лет?

- Конечно, отличаются. Сегодняшние студенты более открытые, беззаботные, доверчивые. На мой взгляд, это и неплохо. Возможностей сегодня у студентов больше, качество жизни лучше, т.е. житейских проблем меньше.

- Какие современные образовательные технологии вы используете в своей работе?

- Лучше, чем натуральный череп человека и живое общение студента с пациентом в стоматологическом кресле, технологий нет! (Улыбается). Кредит на доверие - вот что нужно студентам. Доверие, уверенность в поддержке преподавателя, возможность общения с пациентом

- вот залог успеха в обучении. А современные технологии мы, конечно, используем по мере необходимости. Возможностей сейчас в нашем университете много.

- Поделитесь планами на будущее?

- В планах работать дальше. Больше работать со студентами в поликлинике, заниматься в научном кружке.

- Какие пожелания есть в адрес ветеранов нашей кафедры?

- Здоровья прежде всего и позитивного настроения! Без сомнения, наши ветераны могут быть уверены, что мы знаем и помним важный вклад каждого из них в жизнь кафедры.

Прошедшие годы - это объединение опыта разных поколений учёных-преподавателей. Опрошенные нами коллеги являются выпускниками одной медицинской школы, имеют общую профессионально-нравственную базу, знают изнутри всю специфику нелёгкого педагогического труда, и поэтому их взгляды на многие вопросы сходятся.

В толковых словарях слово «наставник» трактуется, как специалист, профессионал, который учит менее опытных в чём-либо; даёт рекомендации, воспитывает. К сожалению, тем «кто хочет зажечь других, нередко приходится сжигать себя». Своё человеческое тепло и свои знания наставники отдают окружающим людям: будь то семья, коллеги, студенты.

Дорогие наши наставники в лице Родионова Н.Т., Владыченковой Т.Н., Карпухиной Л.И., Забелина А.С., Руцкого Н.Ф., Поляковой В.В., коллективу кафедры не хватает слов благодарности, чтобы выразить всю нашу признательность. Огромное спасибо за Ваш труд, терпение, поддержку, отдачу и понимание; за то, что когда-то каждого из нас Вы взяли под своё крыло, помогли раскрыть потенциал! Вы добросовестно трудились, вкладывая в дело не только руки и голову, но и душу. Это не просто работа, это призвание, педагогический дар, отличный образец для подражания. Уважение к заслугам каждого безгранично, а авторитет непоколебим. Искренне желаем Вам долгих лет бодрости и здоровья, неиссякаемого оптимизма; оставайтесь такими же неравнодушными, инициативными, продолжая свою созидательную деятельность. Чудесно, что у нас есть те, к кому можно прийти за ценным советом, идеей, житейской мудростью.

Смена поколений - это закономерный процесс. И сегодня состав кафедры иной. Пришли новые люди, молодые, энергичные, но такие же влюбленные в хирургию, как и их предшественники. Руководит кафедрой ученица Аркадия Григорьевича Шаргородского к.м.н., доцент Кузьмина Елена Владимировна. На кафедре работают 4 доцента: к.м.н. Андрюшенкова Надежда Алексеевна, к.м.н. Сотникова Мария Владимировна, к.м.н. Боровой Владимир Николаевич, к.м.н. Наконечный Дмитрий Александрович. Ассистенты: Федосеева Наталья Николаевна, Костюченкова Янина Александровна, Лис Екатерина Сергеевна, Агулин Александр Викторович, Куфтырев Дмитрий Андреевич, Поляков Павел Сергеевич, Шилкина Валентина Евгеньевна. Старший лаборант кафедры Быстрова Алла Владимировна, лаборант Шуленкова Галина Николаевна. Все они люди на кафедре неслучайные. Действительно, призвание быть учителем дается где-то свыше...

Слева направо: ассистент Коротченкова Н.С., ассистент Костюченкова Я.А., доцент

Андрюшенкова Н.А., доцент Сотникова М.В., ст. лаборант Быстрова А.В., ассистент Шилкина

В.Е., зав. кафедрой, доцент Кузьмина Е.В. На втором плане: лаборант Янушкевич Н.Н.

Преемственность поколений продолжается...

Литература (references)

1. Андрюшенкова Н.А., Кузьмина Е.В., Сотникова М.В., Коротченкова Н.С. Организация учебного процесса на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: от основателя кафедры профессора Шаргородского А.Г. до наших дней. - Смоленский медицинский альманах. - 2020; 3: 14-16 [Andryushenkova N.A., Kuzmina E.V., Sotnikova M.V., Korotchenkova N.S. Organization of the educational process at the Department of Surgical Dentistry and Maxillofacial Surgery: from the founder of the department, Professor A.G. Shargorodsky to the present day. - Smolensk Medical Almanac (Russia). - 2020; 3: 14-16 (in Russian)]

2. Родионов Н.Т., Филичкин С.Е. Стоматологическому факультету 40 лет. - Вестник Смоленской медицинской академии. - 2003; 3: 3-7 [Rodionov N.T., Filichkin S.E. The Faculty of Dentistry is 40 years old. - Bulletin of the Smolensk Medical Academy (Russia). - 2003; 3: 3-7 (in Russian)]

3. Руцкий Н.Ф., Родионов Н.Т., Полякова В.В. и др. Роль коллектива кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в становлении стоматологического образования на Смоленщине. -Смоленский медицинский альманах. - 2015; 2: 143-145 [Rutsky N.F., Rodionov N.T., Polyakova V.V. i dr. The role of the staff of the Department of Surgical Dentistry and maxillofacial Surgery in the formation of dental education in the Smolensk region. - Smolensk Medical Almanac (Russia). - 2015; 2: 143-145 (in Russian)]

4. Руцкий Н.Ф. Роль профессора А.Г. Шаргородского в развитии стоматологической службы на Смоленщине. - Вестник Смоленской медицинской академии. - 2007; 2: 3-5. [Rutsky N.F. The role of Professor A.G. Shargorodsky in the development of dental services in the Smolensk region. - Bulletin of the Smolensk Medical Academy (Russia). - 2007; 2: 3-5. (in Russian)]

Поступила 01.09.2023 Принята к печати 28.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.