Научная статья на тему 'К юбилею Натальи Георгиевны махининой'

К юбилею Натальи Георгиевны махининой Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
91
48
Поделиться
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К юбилею Натальи Георгиевны махининой»

___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 157, кн. 4 Гуманитарные науки

2015

ЛЮДИ НАУКИ

К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ

Л.Е. Бушканец, М.М. Сидорова

2015 г. является юбилейным для доцента кафедры русской и зарубежной литературы Махининой Натальи Георгиевны. Более тридцати лет её жизни связаны с Казанским университетом.

В 1987 г. она с отличием окончила филологический факультет КГУ. С 1989 по 1992 г. обучалась в аспирантуре Казанского университета. Её общий педагогический стаж - 28 лет. А начался он в 1987 г., когда по окончании университета Наталья Георгиевна была распределена в Никольскую среднюю школу Лаишев-ского района Республики Татарстан и проработала там два года учителем русского языка и литературы. В 1992 г. она была принята ассистентом на кафедру русской и зарубежной литературы. С 2002 г. Н.Г. Махинина - в должности доцента, с 2007 г. - в звании доцента кафедры.

Сегодня она общепризнанный специалист в области русской литературы ХХ в. Её лекции по общеобразовательному курсу «История русской литературы ХХ в.» для студентов-филологов и студентов-журналистов отличаются глубиной и концептуальностью. В дополнение к нему Натальей Георгиевной разработан ряд авторских спецкурсов по литературе XX столетия: «Формы комического в русской литературе ХХ в.», «Психологический анализ в русской литературе ХХ в.». Особое место принадлежит спецкурсу «Русская детская литература», который вот уже много лет считается одним из любимых у студентов-филологов. Чёткостью, точностью поставленных перед студентами задач отличаются и другие важные для формирования филолога курсы, преподаваемые Н.Г. Махининой: это и «Методика выполнения курсовой работы по литературоведению»,

280

К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ

281

«Методика выполнения дипломной работы по литературе и основы научного исследования», «Основы филологического анализа: лингвистика и литературоведение».

Однако самым важным в своей преподавательской деятельности она считает курс «Методика преподавания литературы в школе». Связанный с теоретическими и методическими аспектами преподавания литературы как специфического предмета изучения, базирующийся на знании психологии ребёнка и навыках научной коммуникации, этот курс превращается усилиями Натальи Георгиевны в увлекательнейшую дисциплину с бурными дискуссиями, полемикой, ролевыми ситуациями. Вот уже много лет она успешно руководит педагогической практикой студентов-филологов, поддерживает контакты со школами, заботится о создании оптимальных условий для работы студентов в школе, наставляет, опекает, поддерживает. С чувством глубокой благодарности об этом говорят наши студенты, которые за три месяца практики превращаются из учеников в учителей.

Именно это позволило ей стать с 2009 г. экспертом и консультантом в комиссии по проверке работ по литературе в рамках ЕГЭ, участвовать в составлении и редактировании пособий для школьников и абитуриентов: «Русская литература от “Слова о полку Игореве» до наших дней”» (2000); «Русская литература XIX-XX веков» (2006); «Литература: подготовка к единому государственному экзамену» (2008); «Литература: Пособие по подготовке к ЕГЭ» (2010). Отличается разнообразием и профориентационная работа со школьниками, которую ведёт Н.Г. Махинина: это уроки и факультативы по литературе, занятия по подготовке к олимпиадам в школах г. Казани; консультации и лекции для учителей школ; ежегодное участие в работе экспертной комиссии и руководстве секцией истории русской литературы ХХ в. на конференции школьников им. Н.И. Лобачевского; участие в проведении республиканской и городской олимпиад по литературе.

Всегда неожиданны и оригинальны темы дипломных работ её студентов. А их уже 65. С особенным интересом её ученики пишут работы о детской литературе: об образе куклы в «девичьей литературе» или «образе Командора» в юношеской. Настойчиво она превращает неопытных студентов в подлинных исследователей, заставляя увидеть в литературе главное и полюбить её так, как любит сама. Результатом такой работы является участие её студентов в научных конференциях разного уровня. В настоящее время Наталья Георгиевна осуществляет руководство научной работой двух соискателей.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Начало собственной научной деятельности Н.Г. Махининой связано с работой над кандидатской диссертаций «Проблемы нравственных ценностей в творчестве Ю. Казакова», которую она защитила в 1997 г. С тех пор творчество Юрия Казакова и вся литература периода «оттепели» - приоритетные в её научных исследованиях. Её работы восстанавливают имя Ю. Казакова в литературе, несмотря на особенности его литературной репутации - феномен «забытого» писателя.

Своё внимание как исследователь Н.Г. Махинина сосредоточила на ряде проблем. Прежде всего, это творчество шестидесятников. Выбор объекта и предмета научного исследования всегда отражает особенности личности литературоведа.

282

Л.Е. БУШКАНЕЦ, М.М. СИДОРОВА

Не случайно Наталья Георгиевна писала в одной из работ: «“Борьба с фальшью” стала определяющей для поколения шестидесятников ещё и в силу особых обстоятельств их судеб. Однако нельзя не учитывать и то, что окружающая реальность тоже не могла не оказывать на них влияние. Когда в перестроечные годы время “оттепели” стало объектом особого внимания публицистов, историков, философов, искусствоведов, общественно-историческая роль поколения шестидесятников подверглась достаточно суровой критике. <...> А дело, очевидно, было в том, что это разбуженное войной поколение, пережившее крушение многих мифов своих детства и юности, сохранило романтическую веру в возможность создания идеального мироустройства. Л. Аннинский в книге “Шестидесятники и мы” (1991) точно обозначил это качество как “неповреждённый идеализм”» [1, с. 61]. Это же категорическое неприятие фальши и романтические идеалы свойственны и самой Н.Г. Махининой. В то же время в её размышлениях об этом поколении важна и мысль об образе дома, города: «.Реалистическая основа этих образов связана с поисками героями идеального пространства, а условно-игровая составляющая указывает на недостижимость подобного идеала в пределах земного существования» [1, с. 71].

Ряд работ посвящён особенностям проявления комического и его разным формам - от юмора до мягкой насмешки в творчестве В. Пьецуха, Р. Киреева, Ю. Коваля. Исследовательницу более всего привлекают ситуации, когда формы комического в рамках двуединой картины мира, в которой существуют черты устойчивости, помогают преодолеть скрытый хаос.

И конечно, значимыми для науки являются исследования Н.Г. Махининой в области детской литературы. В последнее время её внимание привлёк чрезвычайно актуальный и неисследованный вопрос о детской православной литературе.

Н.Г. Махинина регулярно принимает участие как в межвузовских, так и во всероссийских и международных научных конференциях. С 2001 г. является членом Ассоциации преподавателей детской литературы; автор 62 работ.

В 1998 г. Наталья Георгиевна проходила научную стажировку в г. Гиссене (Германия) в рамках сотрудничества с Гиссенским университетом, а в 2007 г. -во Фрибурге (Швейцария). В 2011 г. была повторно приглашена в университет Фрибурга для трёхмесячной работы по чтению лекций.

Научная и преподавательская работа всегда была сопряжена для Натальи Георгиевны со множеством общественных обязанностей: заместителя декана по ФПК (2002-2010 гг.), профорга кафедры, куратора студенческих групп и др.

Её продолжительная деятельность на ниве просвещения была отмечена Почётными грамотами в связи с 200-летием Казанского государственного университета, за многолетнюю и плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов Н.Г. Махинина была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Во всём, что делает Наталья Георгиевна, сказывается высокий профессионализм, исключительная добросовестность, доброжелательность, большая душевная и научная щедрость. Это является залогом огромного авторитета, которым пользуется наш дорогой юбиляр на кафедре русской и зарубежной литературы,

К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ

283

в Институте филологии и межкультурной коммуникации и Казанском университете.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С филологией и Казанским университетом связана жизнь не только Натальи Георгиевны, но и всех членов её замечательной семьи: отца - профессора Георгия Аркадьевича Фролова, мамы - Флёры Галеевны Фроловой, более 40 лет проработавшей методистом отделения заочного обучения на филологическом факультете, мужа - Андрея Юрьевича Махинина, выпускника филологического факультета, а сегодня известного казанского художника, доцента кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Казанского государственного университета культуры и искусств, сына - Григория Махинина, журналиста, кандидата наук.

Мы от всей души поздравляем эту семью с юбилеем дочери, супруги, мамы, а нас - её друзей и коллег - с юбилеем большого профессионала, замечательного человека и очень красивой женщины.

Литература

I. Махинина Н.Г. «Казанское пространство» в прозе В. Аксёнова // Казанский текст: проблемы и перспективы изучения: Коллектив. моногр. по итогам Всерос. науч. конф. «Казанский текст в литературе» / Под. ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - С. 61-71.

Основные научные труды Н.Г. Махининой

1. Проблема «естественного» человека в «деревенских» рассказах Ю. Казакова // Творчество писателя и литературный процесс: Тез. докл. VI Фурмановских чтений. - Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 1991. - С. 112-113.

2. Традиции раскрытия темы детства в русской литературе ХХ века (Л. Толстой и Ю. Казаков) // Слово и мысль Льва Толстого. - Казань: Изд-во КГУ, 1993. - С. 30-37.

3. Жанровое своеобразие повести Ю. Казакова «Мальчик из снежной ямы» // Тез. Между-нар. науч. конф., посвящ. 200-летию ун-та. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. -С. 203-204.

4. Своеобразие детских рассказов Ю. Казакова // Х Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов: в 2 ч. - М.: Изд-во МПГУ, 1998. -

Ч. 2. - С. 278-280.

5. Взаимодействие образов дома и церкви в аспекте религиозных исканий Ю. Казакова // ХШ Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. - М.: Изд-во МПГУ, 2001. - С. 150.

6. Чувство природы в творчестве Ю. Казакова // Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград: Изд-во Волгоград. ун-та, 2001. - С. 118-127.

7. Человек-«артист» в романном цикле С. Есина «Типы» // Русская и сопоставительная филология: Взгляд молодых: Сб. молод. учёных. - Казань: Изд-во «ДАС», 2001. -С. 53-58.

8. Мотив света в творчестве Р. Киреева // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. - М.: Изд-во МПГУ, 2002. - С. 200-201.

9. Традиции Л. Толстого в творчестве Р. Киреева // Молодой Толстой. - Казань: «РУТ», 2002. - С. 195-197.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10. Детство и природа в творчестве Ю. Казакова // Природа: материальное и духовное. Тез. и докл. Всерос. науч. конф. - СПб.: ЛГОУ, 2002. - С. 189-190.

284

Л.Е. БУШКАНЕЦ, М.М. СИДОРОВА

11. Диалог с А. Шамиссо в повести Р. Киреева «Светлячок» (к осмыслению сущности творчества) // Поэтическое перешагивание границ: Юбилейн. сб. к 65-летию Почётного доктора Казан. ун-та Герхарда Гиземанна. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. -С. 147-153.

12. Комические герои в творчестве Ю. Коваля // Мировая словесность для детей и о детях. -М.: Изд-во МПГУ, 2003. - Вып. 8. - С. 47-52.

13. Осмысление сущности творчества в прозе Р. Киреева (к проблеме мифологизма) // Литература: миф и реальность. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 67-70.

14. Комическое в творчестве Ю. Коваля // Формы комического в русской литературе ХХ века: Сб. ст. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 35-48.

15. Детство и природа в творчестве Ю. Казакова // Природа в художественной литературе: материальное и духовное: Сб. науч. ст. - СПб.: Изд-во ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2004. -С. 158-165.

16. Проза Ю. Казакова о детях и для детей // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во МГПУ; Ярославль: Изд-во «Литера», 2004. - Вып. 9, ч. 2. - С. 251-255.

17. Писатель и творчество в прозе Р. Киреева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан. ун-та: Тр. и материалы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 333-334.

18. Пародийность в позднем творчестве Ю. Коваля // Татьянин день. Сб. ст. и материалов конф., посвящ. памяти Т.А. Геллер. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 73-76.

19. Категория «другой» в творчестве Р. Киреева // Русская сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - С. 311-314.

20. Игра в современной детской литературе (на материале творчества А. Тру) // Детская литература и воспитание: Сб. науч. тр. III Междунар. науч. конф. «Детская литература и воспитание». - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - С. 200-206.

21. Танатологические образы и мотивы в произведениях Р. Киреева и их связь с решением проблемы творчества // Русская и сопоставительная филология 2005. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - С. 210-215.

22. Дневниковая книга Р. Киреева «Сестра моя - смерть» (к проблеме специфики автобиографизма в творчестве писателя) // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и материалов Междунар. науч. конф. - Казань: РИЦ «Школа»,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2006. - С. 81-86.

23. Проблема «писатель и время» в современной прозе (по роману А. Наймана «Каблуков») // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. -Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 325-331.

24. Специфика форм творческой рефлексии в современной прозе (по роману А. Наймана «Каблуков») // Русская и сопоставительная филология 2007. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,

2007. - С. 201-206.

25. Специфика иронии в современной отечественной беллетристике (на материале романов Хольма Ван Зайчика) // Материалы XXXI Зональной конф. литературоведов Поволжья: в 3 ч. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. - Ч. 2. - С. 229-235.

26. Специфика комедийности в современной драме (к постановке проблемы) // Современная российская драма: Сб. ст. и материалов Междунар. науч. конф. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - С. 42-49.

27. Ирония как вид творческой рефлексии в прозе Р. Киреева // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгр. «Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве»: в 2 т. - СПб.: МИРС, 2008. - Т. I, ч. 1. - С. 174-180.

К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ

285

28. Романтическая традиция в сказках для детей 70-х годов ХХ века (на материале сказок Е. Борисовой и А. Шарова) // Детская литература и воспитание: Сб. науч. трудов Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Детская литература и воспитание». - Тверь: Твер. гос. ун-т,

2008. - С. 29-36.

29. Вопрос о специфике детской литературы в критических материалах журнала «Детская литература» // HOMO SCRIBENS: Литературная критика в России: поэтика и политика: Сб. ст. и материалов Всерос. науч. конф. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - С. 242-251.

30. Функции иронии в дневниковой книге Р. Киреева «Сестра моя - смерть» // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и материалов II Междунар. конф. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С. 148-153.

31. Образ Мюнхгаузена в русской литературе ХХ века (на материале повести Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», пьесы Горина «Тот самый Мюнхгаузен» и рассказа Киреева «Собака Мюнхгаузена») // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. -

2009. - № 2. - С. 70-79 (совместно с Т. Улемской).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

32. Специфика форм комического в прозе Р. Киреева // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гума-нит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 3. - С. 91-98.

33. Диалог с Н.В. Гоголем в творчестве Р. Киреева // Русская и сопоставительная филология 2009. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - С. 163-166.

34. Ироническая интерпретация мотивов света и тени в творчестве Р. Киреева // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - Т. 153, кн. 2. - С. 129-135.

35. Специфика иронии в современной художественно-документальной прозе (на материале произведения В. Пьецуха «Путешествие по моей комнате») // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и материалов III Междунар. науч. конф. - Казань: Изд-во «Юниверсум», 2011. - С. 237-242.

36. Образ поколения в художественно-документальном романе В. Аксёнова «Таинственная страсть (роман о шестидесятниках)» // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). -С. 131-134.

37. «Казанское пространство» в прозе В. Аксёнова // Казанский текст: проблемы и перспективы изучения: Коллектив. моногр. по итогам Всерос. науч. конф. «Казанский текст в литературе» / Под. ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - С. 61-71.

38. Дом и город в прозе В. Аксёнова // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы IV Междунар. конф. / Под ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: Казан. ун-т, 2013. -Т. 2. Аксёновские чтения. - С. 34-42.

39. Истоки и специфика отечественной прозы для девочек ХХ века как явления русской литературы для детей // Казанская наука. - 2014. - № 10. - С. 193-195 (совместно с Л.Х. Насрутдиновой).

40. Современная православная литература для детей (к постановке проблемы) // Казанская наука. - 2014. - № 10. - С. 190-192.

41. Литературная репутация Ю. Казакова: феномен «забытого» писателя // Казанская наука. - 2014. - № 12. - С. 153-155.

42. Православная сказка для детей: проблематика и поэтика // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сб. ст. и материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. - Кострома: КГУ, 2015. - С. 124-134.

Методические работы

1. Ю.В. Трифонов // Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней». -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 293-297.

2. А.В. Вампилов // Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней». -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 313-321.

286

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Л.Е. БУШКАНЕЦ, М.М. СИДОРОВА

3. Методика преподавания литературы в школе. Программа курса, списки литературы и материалы для практических занятий. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - 47 с. (совместно с В.Р. Аминевой, Р.И. Галеевой).

4. История русской литературы ХХ века (1956-2000). Расширенная программа лекционного курса. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 87 с. (совместно с Г.А. Ивлевым, Л.Х. Насрутдиновой, Т. Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).

5. Русская детская литература. Программа курса, списки литературы, вопросы к коллоквиуму, темы рефератов. - Казань: Изд-во КГУ, 2003. - 43 с.

6. История русской литературы (1930-1956). Расширенная программа лекционного курса. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 39 с. (совместно с Г.А. Ивлевым, Л.Х. Насрутдиновой, Т.Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).

7. А.А. Фадеев // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 338-343.

8. А.И. Солженицын // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 382-388.

9. А.В. Вампилов // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 423-430.

10. Ю.В. Трифонов // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 318-323.

11. В.С. Маканин // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 470-475.

12. Литература: Пособие по подготовке к ЕГЭ. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 444 с. (совместно с Л.Е. Бушканец, Л.Х. Насрутдиновой).

13. Методика преподавания литературы: Учеб. -метод. пособие. - Казань: Казан. гос. ун-т,

2010. - 128 с. (совместно с В.Р. Аминевой, Р.И. Галеевой).

14. История русской литературы (1917-1920-е годы): Учеб. пособие. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. - 92 с. (совместно с Г.А. Ивлевым, Л.Х. Насрутдиновой, Т.Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).

15. Современная русская литература (1956-2000-е гг.): Учеб. пособие для студ. дневного и заочного отд. ин-та филологии и искусств КФУ. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 248 с. (совместно с Т.Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

16. Русская детская литература: ЭОР. - URL: http://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=2370 (совместно с Л.Х. Насрутдиновой).

17. История русской литературы ХХ века (1917-1930-е гг.): ЭОР. - http://tulpar.kfu.ru/ course/view.php?id=2255 (совместно с Л.Х. Насрутдиновой, Т.Г. Прохоровой).

Бушканец Лия Ефимовна - доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: lika_kzn@mail.ru

Сидорова Марина Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: msidorovam@mai.ru