___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 157, кн. 4 Гуманитарные науки
2015
ЛЮДИ НАУКИ
К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ
Л.Е. Бушканец, М.М. Сидорова
2015 г. является юбилейным для доцента кафедры русской и зарубежной литературы Махининой Натальи Георгиевны. Более тридцати лет её жизни связаны с Казанским университетом.
В 1987 г. она с отличием окончила филологический факультет КГУ. С 1989 по 1992 г. обучалась в аспирантуре Казанского университета. Её общий педагогический стаж - 28 лет. А начался он в 1987 г., когда по окончании университета Наталья Георгиевна была распределена в Никольскую среднюю школу Лаишев-ского района Республики Татарстан и проработала там два года учителем русского языка и литературы. В 1992 г. она была принята ассистентом на кафедру русской и зарубежной литературы. С 2002 г. Н.Г. Махинина - в должности доцента, с 2007 г. - в звании доцента кафедры.
Сегодня она общепризнанный специалист в области русской литературы ХХ в. Её лекции по общеобразовательному курсу «История русской литературы ХХ в.» для студентов-филологов и студентов-журналистов отличаются глубиной и концептуальностью. В дополнение к нему Натальей Георгиевной разработан ряд авторских спецкурсов по литературе XX столетия: «Формы комического в русской литературе ХХ в.», «Психологический анализ в русской литературе ХХ в.». Особое место принадлежит спецкурсу «Русская детская литература», который вот уже много лет считается одним из любимых у студентов-филологов. Чёткостью, точностью поставленных перед студентами задач отличаются и другие важные для формирования филолога курсы, преподаваемые Н.Г. Махининой: это и «Методика выполнения курсовой работы по литературоведению»,
280
К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ
281
«Методика выполнения дипломной работы по литературе и основы научного исследования», «Основы филологического анализа: лингвистика и литературоведение».
Однако самым важным в своей преподавательской деятельности она считает курс «Методика преподавания литературы в школе». Связанный с теоретическими и методическими аспектами преподавания литературы как специфического предмета изучения, базирующийся на знании психологии ребёнка и навыках научной коммуникации, этот курс превращается усилиями Натальи Георгиевны в увлекательнейшую дисциплину с бурными дискуссиями, полемикой, ролевыми ситуациями. Вот уже много лет она успешно руководит педагогической практикой студентов-филологов, поддерживает контакты со школами, заботится о создании оптимальных условий для работы студентов в школе, наставляет, опекает, поддерживает. С чувством глубокой благодарности об этом говорят наши студенты, которые за три месяца практики превращаются из учеников в учителей.
Именно это позволило ей стать с 2009 г. экспертом и консультантом в комиссии по проверке работ по литературе в рамках ЕГЭ, участвовать в составлении и редактировании пособий для школьников и абитуриентов: «Русская литература от “Слова о полку Игореве» до наших дней”» (2000); «Русская литература XIX-XX веков» (2006); «Литература: подготовка к единому государственному экзамену» (2008); «Литература: Пособие по подготовке к ЕГЭ» (2010). Отличается разнообразием и профориентационная работа со школьниками, которую ведёт Н.Г. Махинина: это уроки и факультативы по литературе, занятия по подготовке к олимпиадам в школах г. Казани; консультации и лекции для учителей школ; ежегодное участие в работе экспертной комиссии и руководстве секцией истории русской литературы ХХ в. на конференции школьников им. Н.И. Лобачевского; участие в проведении республиканской и городской олимпиад по литературе.
Всегда неожиданны и оригинальны темы дипломных работ её студентов. А их уже 65. С особенным интересом её ученики пишут работы о детской литературе: об образе куклы в «девичьей литературе» или «образе Командора» в юношеской. Настойчиво она превращает неопытных студентов в подлинных исследователей, заставляя увидеть в литературе главное и полюбить её так, как любит сама. Результатом такой работы является участие её студентов в научных конференциях разного уровня. В настоящее время Наталья Георгиевна осуществляет руководство научной работой двух соискателей.
Начало собственной научной деятельности Н.Г. Махининой связано с работой над кандидатской диссертаций «Проблемы нравственных ценностей в творчестве Ю. Казакова», которую она защитила в 1997 г. С тех пор творчество Юрия Казакова и вся литература периода «оттепели» - приоритетные в её научных исследованиях. Её работы восстанавливают имя Ю. Казакова в литературе, несмотря на особенности его литературной репутации - феномен «забытого» писателя.
Своё внимание как исследователь Н.Г. Махинина сосредоточила на ряде проблем. Прежде всего, это творчество шестидесятников. Выбор объекта и предмета научного исследования всегда отражает особенности личности литературоведа.
282
Л.Е. БУШКАНЕЦ, М.М. СИДОРОВА
Не случайно Наталья Георгиевна писала в одной из работ: «“Борьба с фальшью” стала определяющей для поколения шестидесятников ещё и в силу особых обстоятельств их судеб. Однако нельзя не учитывать и то, что окружающая реальность тоже не могла не оказывать на них влияние. Когда в перестроечные годы время “оттепели” стало объектом особого внимания публицистов, историков, философов, искусствоведов, общественно-историческая роль поколения шестидесятников подверглась достаточно суровой критике. <...> А дело, очевидно, было в том, что это разбуженное войной поколение, пережившее крушение многих мифов своих детства и юности, сохранило романтическую веру в возможность создания идеального мироустройства. Л. Аннинский в книге “Шестидесятники и мы” (1991) точно обозначил это качество как “неповреждённый идеализм”» [1, с. 61]. Это же категорическое неприятие фальши и романтические идеалы свойственны и самой Н.Г. Махининой. В то же время в её размышлениях об этом поколении важна и мысль об образе дома, города: «.Реалистическая основа этих образов связана с поисками героями идеального пространства, а условно-игровая составляющая указывает на недостижимость подобного идеала в пределах земного существования» [1, с. 71].
Ряд работ посвящён особенностям проявления комического и его разным формам - от юмора до мягкой насмешки в творчестве В. Пьецуха, Р. Киреева, Ю. Коваля. Исследовательницу более всего привлекают ситуации, когда формы комического в рамках двуединой картины мира, в которой существуют черты устойчивости, помогают преодолеть скрытый хаос.
И конечно, значимыми для науки являются исследования Н.Г. Махининой в области детской литературы. В последнее время её внимание привлёк чрезвычайно актуальный и неисследованный вопрос о детской православной литературе.
Н.Г. Махинина регулярно принимает участие как в межвузовских, так и во всероссийских и международных научных конференциях. С 2001 г. является членом Ассоциации преподавателей детской литературы; автор 62 работ.
В 1998 г. Наталья Георгиевна проходила научную стажировку в г. Гиссене (Германия) в рамках сотрудничества с Гиссенским университетом, а в 2007 г. -во Фрибурге (Швейцария). В 2011 г. была повторно приглашена в университет Фрибурга для трёхмесячной работы по чтению лекций.
Научная и преподавательская работа всегда была сопряжена для Натальи Георгиевны со множеством общественных обязанностей: заместителя декана по ФПК (2002-2010 гг.), профорга кафедры, куратора студенческих групп и др.
Её продолжительная деятельность на ниве просвещения была отмечена Почётными грамотами в связи с 200-летием Казанского государственного университета, за многолетнюю и плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов Н.Г. Махинина была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Во всём, что делает Наталья Георгиевна, сказывается высокий профессионализм, исключительная добросовестность, доброжелательность, большая душевная и научная щедрость. Это является залогом огромного авторитета, которым пользуется наш дорогой юбиляр на кафедре русской и зарубежной литературы,
К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ
283
в Институте филологии и межкультурной коммуникации и Казанском университете.
С филологией и Казанским университетом связана жизнь не только Натальи Георгиевны, но и всех членов её замечательной семьи: отца - профессора Георгия Аркадьевича Фролова, мамы - Флёры Галеевны Фроловой, более 40 лет проработавшей методистом отделения заочного обучения на филологическом факультете, мужа - Андрея Юрьевича Махинина, выпускника филологического факультета, а сегодня известного казанского художника, доцента кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Казанского государственного университета культуры и искусств, сына - Григория Махинина, журналиста, кандидата наук.
Мы от всей души поздравляем эту семью с юбилеем дочери, супруги, мамы, а нас - её друзей и коллег - с юбилеем большого профессионала, замечательного человека и очень красивой женщины.
Литература
I. Махинина Н.Г. «Казанское пространство» в прозе В. Аксёнова // Казанский текст: проблемы и перспективы изучения: Коллектив. моногр. по итогам Всерос. науч. конф. «Казанский текст в литературе» / Под. ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - С. 61-71.
Основные научные труды Н.Г. Махининой
1. Проблема «естественного» человека в «деревенских» рассказах Ю. Казакова // Творчество писателя и литературный процесс: Тез. докл. VI Фурмановских чтений. - Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 1991. - С. 112-113.
2. Традиции раскрытия темы детства в русской литературе ХХ века (Л. Толстой и Ю. Казаков) // Слово и мысль Льва Толстого. - Казань: Изд-во КГУ, 1993. - С. 30-37.
3. Жанровое своеобразие повести Ю. Казакова «Мальчик из снежной ямы» // Тез. Между-нар. науч. конф., посвящ. 200-летию ун-та. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. -С. 203-204.
4. Своеобразие детских рассказов Ю. Казакова // Х Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов: в 2 ч. - М.: Изд-во МПГУ, 1998. -
Ч. 2. - С. 278-280.
5. Взаимодействие образов дома и церкви в аспекте религиозных исканий Ю. Казакова // ХШ Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. - М.: Изд-во МПГУ, 2001. - С. 150.
6. Чувство природы в творчестве Ю. Казакова // Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград: Изд-во Волгоград. ун-та, 2001. - С. 118-127.
7. Человек-«артист» в романном цикле С. Есина «Типы» // Русская и сопоставительная филология: Взгляд молодых: Сб. молод. учёных. - Казань: Изд-во «ДАС», 2001. -С. 53-58.
8. Мотив света в творчестве Р. Киреева // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. - М.: Изд-во МПГУ, 2002. - С. 200-201.
9. Традиции Л. Толстого в творчестве Р. Киреева // Молодой Толстой. - Казань: «РУТ», 2002. - С. 195-197.
10. Детство и природа в творчестве Ю. Казакова // Природа: материальное и духовное. Тез. и докл. Всерос. науч. конф. - СПб.: ЛГОУ, 2002. - С. 189-190.
284
Л.Е. БУШКАНЕЦ, М.М. СИДОРОВА
11. Диалог с А. Шамиссо в повести Р. Киреева «Светлячок» (к осмыслению сущности творчества) // Поэтическое перешагивание границ: Юбилейн. сб. к 65-летию Почётного доктора Казан. ун-та Герхарда Гиземанна. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. -С. 147-153.
12. Комические герои в творчестве Ю. Коваля // Мировая словесность для детей и о детях. -М.: Изд-во МПГУ, 2003. - Вып. 8. - С. 47-52.
13. Осмысление сущности творчества в прозе Р. Киреева (к проблеме мифологизма) // Литература: миф и реальность. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 67-70.
14. Комическое в творчестве Ю. Коваля // Формы комического в русской литературе ХХ века: Сб. ст. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 35-48.
15. Детство и природа в творчестве Ю. Казакова // Природа в художественной литературе: материальное и духовное: Сб. науч. ст. - СПб.: Изд-во ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2004. -С. 158-165.
16. Проза Ю. Казакова о детях и для детей // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во МГПУ; Ярославль: Изд-во «Литера», 2004. - Вып. 9, ч. 2. - С. 251-255.
17. Писатель и творчество в прозе Р. Киреева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан. ун-та: Тр. и материалы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 333-334.
18. Пародийность в позднем творчестве Ю. Коваля // Татьянин день. Сб. ст. и материалов конф., посвящ. памяти Т.А. Геллер. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - С. 73-76.
19. Категория «другой» в творчестве Р. Киреева // Русская сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - С. 311-314.
20. Игра в современной детской литературе (на материале творчества А. Тру) // Детская литература и воспитание: Сб. науч. тр. III Междунар. науч. конф. «Детская литература и воспитание». - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - С. 200-206.
21. Танатологические образы и мотивы в произведениях Р. Киреева и их связь с решением проблемы творчества // Русская и сопоставительная филология 2005. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - С. 210-215.
22. Дневниковая книга Р. Киреева «Сестра моя - смерть» (к проблеме специфики автобиографизма в творчестве писателя) // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и материалов Междунар. науч. конф. - Казань: РИЦ «Школа»,
2006. - С. 81-86.
23. Проблема «писатель и время» в современной прозе (по роману А. Наймана «Каблуков») // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. -Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 325-331.
24. Специфика форм творческой рефлексии в современной прозе (по роману А. Наймана «Каблуков») // Русская и сопоставительная филология 2007. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2007. - С. 201-206.
25. Специфика иронии в современной отечественной беллетристике (на материале романов Хольма Ван Зайчика) // Материалы XXXI Зональной конф. литературоведов Поволжья: в 3 ч. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. - Ч. 2. - С. 229-235.
26. Специфика комедийности в современной драме (к постановке проблемы) // Современная российская драма: Сб. ст. и материалов Междунар. науч. конф. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - С. 42-49.
27. Ирония как вид творческой рефлексии в прозе Р. Киреева // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгр. «Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве»: в 2 т. - СПб.: МИРС, 2008. - Т. I, ч. 1. - С. 174-180.
К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ МАХИНИНОИ
285
28. Романтическая традиция в сказках для детей 70-х годов ХХ века (на материале сказок Е. Борисовой и А. Шарова) // Детская литература и воспитание: Сб. науч. трудов Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Детская литература и воспитание». - Тверь: Твер. гос. ун-т,
2008. - С. 29-36.
29. Вопрос о специфике детской литературы в критических материалах журнала «Детская литература» // HOMO SCRIBENS: Литературная критика в России: поэтика и политика: Сб. ст. и материалов Всерос. науч. конф. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - С. 242-251.
30. Функции иронии в дневниковой книге Р. Киреева «Сестра моя - смерть» // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и материалов II Междунар. конф. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С. 148-153.
31. Образ Мюнхгаузена в русской литературе ХХ века (на материале повести Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», пьесы Горина «Тот самый Мюнхгаузен» и рассказа Киреева «Собака Мюнхгаузена») // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. -
2009. - № 2. - С. 70-79 (совместно с Т. Улемской).
32. Специфика форм комического в прозе Р. Киреева // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гума-нит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 3. - С. 91-98.
33. Диалог с Н.В. Гоголем в творчестве Р. Киреева // Русская и сопоставительная филология 2009. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - С. 163-166.
34. Ироническая интерпретация мотивов света и тени в творчестве Р. Киреева // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - Т. 153, кн. 2. - С. 129-135.
35. Специфика иронии в современной художественно-документальной прозе (на материале произведения В. Пьецуха «Путешествие по моей комнате») // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. ст. и материалов III Междунар. науч. конф. - Казань: Изд-во «Юниверсум», 2011. - С. 237-242.
36. Образ поколения в художественно-документальном романе В. Аксёнова «Таинственная страсть (роман о шестидесятниках)» // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). -С. 131-134.
37. «Казанское пространство» в прозе В. Аксёнова // Казанский текст: проблемы и перспективы изучения: Коллектив. моногр. по итогам Всерос. науч. конф. «Казанский текст в литературе» / Под. ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - С. 61-71.
38. Дом и город в прозе В. Аксёнова // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы IV Междунар. конф. / Под ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: Казан. ун-т, 2013. -Т. 2. Аксёновские чтения. - С. 34-42.
39. Истоки и специфика отечественной прозы для девочек ХХ века как явления русской литературы для детей // Казанская наука. - 2014. - № 10. - С. 193-195 (совместно с Л.Х. Насрутдиновой).
40. Современная православная литература для детей (к постановке проблемы) // Казанская наука. - 2014. - № 10. - С. 190-192.
41. Литературная репутация Ю. Казакова: феномен «забытого» писателя // Казанская наука. - 2014. - № 12. - С. 153-155.
42. Православная сказка для детей: проблематика и поэтика // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сб. ст. и материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. - Кострома: КГУ, 2015. - С. 124-134.
Методические работы
1. Ю.В. Трифонов // Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней». -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 293-297.
2. А.В. Вампилов // Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней». -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 313-321.
286
Л.Е. БУШКАНЕЦ, М.М. СИДОРОВА
3. Методика преподавания литературы в школе. Программа курса, списки литературы и материалы для практических занятий. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - 47 с. (совместно с В.Р. Аминевой, Р.И. Галеевой).
4. История русской литературы ХХ века (1956-2000). Расширенная программа лекционного курса. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 87 с. (совместно с Г.А. Ивлевым, Л.Х. Насрутдиновой, Т. Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).
5. Русская детская литература. Программа курса, списки литературы, вопросы к коллоквиуму, темы рефератов. - Казань: Изд-во КГУ, 2003. - 43 с.
6. История русской литературы (1930-1956). Расширенная программа лекционного курса. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 39 с. (совместно с Г.А. Ивлевым, Л.Х. Насрутдиновой, Т.Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).
7. А.А. Фадеев // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 338-343.
8. А.И. Солженицын // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 382-388.
9. А.В. Вампилов // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 423-430.
10. Ю.В. Трифонов // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 318-323.
11. В.С. Маканин // Русская литература XIX-XX веков: Учеб. пособие для абитуриентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - С. 470-475.
12. Литература: Пособие по подготовке к ЕГЭ. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 444 с. (совместно с Л.Е. Бушканец, Л.Х. Насрутдиновой).
13. Методика преподавания литературы: Учеб. -метод. пособие. - Казань: Казан. гос. ун-т,
2010. - 128 с. (совместно с В.Р. Аминевой, Р.И. Галеевой).
14. История русской литературы (1917-1920-е годы): Учеб. пособие. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. - 92 с. (совместно с Г.А. Ивлевым, Л.Х. Насрутдиновой, Т.Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).
15. Современная русская литература (1956-2000-е гг.): Учеб. пособие для студ. дневного и заочного отд. ин-та филологии и искусств КФУ. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 248 с. (совместно с Т.Г. Прохоровой, А.Э. Скворцовым).
16. Русская детская литература: ЭОР. - URL: http://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=2370 (совместно с Л.Х. Насрутдиновой).
17. История русской литературы ХХ века (1917-1930-е гг.): ЭОР. - http://tulpar.kfu.ru/ course/view.php?id=2255 (совместно с Л.Х. Насрутдиновой, Т.Г. Прохоровой).
Бушканец Лия Ефимовна - доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]
Сидорова Марина Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]