Научная статья на тему 'К юбилею академика РАМН А. А. Баранова'

К юбилею академика РАМН А. А. Баранова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею академика РАМН А. А. Баранова»

184

Ф

ф

Юбилей

В.Ю. Альбицкий

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

К юбилею академика РАМН А.А. Баранова

Контактная информация:

Альбицкий Валерий Юрьевич, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом социальной педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (495) 967-14-19 Статья поступила: 29.04.2011 г., принята к печати: 10.06.2011 г.

Профессиональная деятельность академика РАМН, профессора Александра Александровича Баранова весьма многогранна. Прежде всего, он войдет в историю отечественного здравоохранения как деятель государственного масштаба в области охраны материнства и детства. Его по праву считают выдающимся ученым-педиатром, организатором педиатрической науки, лидером отечественной педиатрии конца ХХ начала XXI столетия. Он также известен как крупный общественный деятель, неутомимый борец за сбережение здоровья детей. Его лозунг «Сохраним здоровье детей — сохраним Россию» стал, по существу, программой деятельности педиатрического сообщества в условиях тяжелейшего социально-экономического кризиса 90-х годов прошлого века.

В подтверждение сказанному приведу только два факта. В начале 90-х годов, в самый разгар кризиса, когда не хватало средств даже на удовлетворение минимальных, первоочередных потребностей, А. А. Баранов сумел организовать проведение Конгрессов педиатров России, финансировать приезд на них многих детских врачей, даже из самых отдаленных территорий. Так педиатры страны получили возможность ежегодно собираться в Москве, чтобы обсуждать острейшие проблемы отрасли, привлекать к ним внимание власти и общества. Подобных форумов специалисты других профилей медицины в эти годы не проводили.

И второй факт. В начале текущего века Министерство здравоохранения РФ стало внедрять в деятельность отрасли концепцию семейного врача с передачей ему функций участкового педиатра. А. А. Баранов организовал и возглавил компанию против необдуманного «слепого» подражания западному образцу. Он привел убедительные аргументы и факты тому, что отечественная система охраны здоровья детей доказывает свою эффективность до сих пор, пока врача-педиатра готовят на специальном факультете медицинского вуза и особенно на амбулаторно-поликлиническом этапе, когда первичную врачебную помощь детям оказывает специально подготовленный детский доктор. В результате был найден компромисс: по сути верная концепция семейного врача стала осуществляться без педиатрической составляющей, но в работу участкового педиатра внедряются элементы деятельности врача общей практики.

При обдумывании биографии академика А. А. Баранова четко вырисовывается следующая периодизация его профессиональной жизни:

1958-1969 гг. — обучение профессиям врача и ученого; 1969-1979 гг. — становление как высококлассного профессионала-ученого в области педиатрии, общественного здоровья и организации здравоохранения; 1979-1987 гг. — формирование как организатора науки; 1987-1992 гг. — становление как выдающегося государственного и общественного деятеля;

1992-1998 гг. — активная педагогическая деятельность; поиск и реализация мер по сохранению здоровья детей в условиях системного кризиса;

ф

с 1998 г. по настоящее время — высокоэффективная деятельность национального и международного масштаба в качестве ученого, организатора науки, педагога, общественного деятеля.

В рамках настоящей статьи сделана попытка проанализировать только одну грань в научном творчестве академика А. А. Баранова — его вклад в развитие профилактической и социальной педиатрии в каждом из обозначенных выше периодов его профессиональной жизни.

На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения Казанского медицинского института, где в 1966-69 гг. А. А. Баранов проходил обучение в аспирантуре, его учителя — профессора Т. Д. Эпштейн и М. X. Вахитов постоянно говорили о большой роли Казанской медицинской школы, Казанского общества врачей в развитии профилактических и общественных начал в отечественной медицине. Именно тогда будущий ученый познакомился с профилактическими идеями и работами таких выдающихся деятелей земской и общественной медицины в России — выпускников и профессоров Казанского университета, как организатор первой кафедры гигиены в русских университетах профессор А. И. Якобий, профессора А. В. Петров, М. Я. Капустин, М. М. Гран, первый санитарный врач И. И. Моллесон, земские врачи Е. А. Осипов, Н. И. Тезяков, В. О. Португалов, П. Ф. Кудрявцев, выдающиеся деятели государственной (советской) системы здравоохранения Н. А. Семашко, З. П. Соловьёв, С. В. Курашов. Культ профилактики с тех пор стал доминирующим в научной и организаторской деятельности юбиляра.

В кандидатской диссертации, посвященной изучению причин детской смертности (так тогда называли младенческую смертность) в сельской местности Татарской АССР (1969), А. А. Барановым было сделано заключение о существенном (20-30 %!) недоучете случаев смерти младенцев на селе. Это стало своего рода толчком в дальнейшей научной и организаторской деятельности ученого для активной работы по наведению порядка в статистическом учете младенческой смертности, итогом которой стало решение о переходе в стране с 2012 г. на международные критерии регистрации живо- и мерт-ворождений. С тех далеких аспирантских лет проблема младенческой смертности уже никогда не уходила из его поля зрения.

После окончания в 1969 г. аспирантуры А. А. Баранов начинает работать старшим научным сотрудником, а затем возглавляет организационно-методический отдел Горьковского научно-исследовательского педиатрического института. Защищенная им в 1977 г. докторская диссертация «Эпидемиология и организационные принципы лечения неинфекционных заболеваний органов пищеварения у детей» не только обогатила педиатрию новыми научными фактами (например, заболеваемость по обращаемости по поводу болезней пищеварительного тракта регистрировалась на порядок ниже, чем при целевом эпидемиологическом исследовании), но и имела большое методологическое значение. Прежде всего, диссертация носила пионерский характер — это было первое в отечественной педиатрии комплексное исследование по эпидемиологии неинфекционной патологии.

Была показана научная и практическая необходимость и важность аналогичных исследований в других сферах педиатрии. Во-вторых, был разработан план и программа (дизайн, говоря современным языком) эпидемиологического исследования. Наконец, был создан образец угрозометрического подхода к изучению факторов риска формирования патологии у детей.

В годы, когда А. А. Баранов возглавлял Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт (1979-1987), ярко проявились качества ученого как незаурядного организатора науки. В это время под его руководством выполняется ряд научных проектов, внесших весомый вклад в развитие профилактической педиатрии. Так, была разработана и внедрена организационная модель профилактики желудочно-кишечных заболеваний путем оздоровления детей из групп риска по данной патологии в санаторных сменах пионерских лагерей и санаторных группах «Мать и дитя» на базе санаториев-профилакториев промышленных предприятий. Это был первый опыт превентивной педиатрии (определение А. А. Баранова. — Авт.), когда оздоравли-вали не больных детей, а контингент риска по конкретной патологии. В то время юбиляр сформулировал следующую важную парадигму: «Не констатация факторов риска, а активное наступление на них, вот в чем смысл и суть превентивной педиатрии».

Другим проектом, реализующим указанную парадигму, стала разработка под руководством А. А. Баранова профилактических и организационных принципов оздоровления часто болеющих детей. Накопленные знания и опыт по медико-социальному обеспечению контингентов риска в этом проекте получил дальнейшее развитие. Впервые были определены статистические критерии отнесения ребенка в группу часто болеющих, выявлены клинические и социально-гигиенические факторы риска формирования данного контингента и особенности состояния его здоровья. Но главным, пожалуй, стало создание образца (стандарта) межсекторального сотрудничества (органов здравоохранения, образования, профсоюзов, работодателей) в сфере охраны здоровья детей. В детских дошкольных учреждениях Горьковского автозавода (их насчитывалось у предприятия больше ста) были созданы специальные группы для комплексного оздоровления контингента часто болеющих. В оздоровительный комплекс наряду с традиционными формами и методами вошли новации того времени (например, лечебно-профилактическое питание). Часто болеющие дошкольники и школьники оздоравливались также в санаторных сменах на базе санаториев-профилакториев, в пионерских загородных и городских лагерях. Опыт горьковчан получил широкое распространение в стране, был отмечен серебряной медалью Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Монография «Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления» (1986), без преувеличения, стала в конце 80-х годов прошлого века настольной книгой педиатров и организаторов детского здравоохранения.

Существенный вклад в развитие профилактической и социальной педиатрии академик А. А. Баранов внес

185

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 3

Юбилей

186

Ф

Ф

в годы работы в должности заместителя и первого заместителя Министра здравоохранения СССР (1987-1992). С одной стороны, это было крайне тяжелое, тревожное время наступающего социально-экономического кризиса, а с другой стороны, в условиях дряхлеющей тоталитарной системы повысилась степень свободы в принятии и реализации управленческих решений. Последнее обстоятельство в известной мере способствовало разработке, а главное, реализации системного научного подхода к решению одной из «вечных» проблем Российского государства — высокого уровня младенческой смертности.

Под руководством и при непосредственном участии А.А. Баранова была научно обоснована методология и стратегия снижения младенческой смертности. Минздравом СССР совместно с ведущими научными учреждениями страны создается директивно-нормативная, научно-методическая и организационная база для преодоления стагнационных тенденций в динамике младенческой смертности. Основные направления разработанной стратегии включали: приоритетное финансирование службы охраны здоровья матери и ребенка; реализацию комплексных региональных программ медико-социальных мероприятий по охране материнства и детства, снижение младенческой смертности для территорий с высоким, средним и сравнительно низким ее уровнем; приоритетное воздействие на предотвратимые причины младенческой смертности; создание и развитие перинатальной и неонатальной помощи (пренатальная диагностика патологии плода); развитие и внедрение на всех этапах акушерской и педиатрической помощи реанимации и интенсивной терапии; создание учреждений нового типа (перинатального центра); внедрение современных технологий по выхаживанию недоношенных детей.

Именно успешной реализацией названной стратегии следует объяснять тот выдающийся феномен, когда в 90-е годы прошлого века на фоне обвального ухудшения большинства показателей в социально-экономической и демографической сферах уровень младенческой смертности не только не повысился, а неуклонно снижался.

О значимых результатах по снижению младенческой смертности в России свидетельствует тот факт, что уровень показателя снизился с 19,9 в 1993 г. до 8,2 в 2009 г. на 1000 живорожденных. Если бы смертность младенцев сохранялась на уровне 1993 г., то в стране за 15 лет было бы потеряно 85 000 детей на первом году жизни. Результаты исследовательской и организаторской работы коллектива ученых, возглавляемого академиком А. А. Барановым, по снижению младенческой смертности получили высокую оценку в виде Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2010 г. В 90-е годы прошлого века, как уже сказано, А. А. Баранов направляет усилия на сохранение здоровья детского населения в условиях разразившегося социальноэкономического кризиса. Он чутко улавливает, что основным (приоритетным) контингентом риска становятся дети подросткового возраста. Под его руководством разрабатывается Концепция совершенствования медицинской

помощи детям подросткового возраста, результатом реализации которой стали два принципиально важных организационных акта: создание системы непрерывного медицинского наблюдения за ростом, развитием и здоровьем подростков (до 17 лет включительно) в педиатрических амбулаторных учреждениях; и, начиная с 2011 года, ежегодный углубленный осмотр специалистами и проведение по расширенной программе инструментального и лабораторного обследования с последующим оздоровлением детей старшего подросткового возраста.

В 1998 г. по инициативе А. А. Баранова создается Научный центр здоровья детей РАМН, перед которым были поставлены 3 стратегические задачи:

• поиск и накопление фундаментальных знаний о закономерностях роста и развития здорового и больного ребенка, системных и межсистемных механизмах взаимоотношений в норме и при патологических состояниях;

• оказание детям высокотехнологичной специализированной медицинской помощи мирового уровня;

• развитие теории и практики профилактики детских болезней, сохранения и укрепления здоровья детского населения России.

Для развития научно обоснованного профилактического направления в НЦЗД создается уникальная инфраструктура. Это вошедший в Центр при его организации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, а также созданный в 2003 г. отдел социальной педиатрии. Наконец, важным организационным событием для профилактического направления стало создание в составе центра научно-исследовательского института профилактической педиатрии и восстановительного лечения. Так, исполнилась давняя мечта юбиляра — интегрировать под одной крышей профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные технологии и научные направления в педиатрии.

К наиболее важным достижениям последнего десятилетия в области профилактической и социальной педиатрии относятся следующие, выполненные под руководством А. А. Баранова научные проекты:

• Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.

• Концепция федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации».

• Тенденции и закономерности состояния здоровья детского населения Российской Федерации.

• Региональные особенности состояния здоровья детей России.

• Изучение качества жизни в педиатрии.

В заключение не преувеличу, если скажу, что Александр Александрович Баранов на рубеже ХХ-ХХ1 столетий в новых, чрезвычайно не простых условиях не только сохранил традицию важности и перспективности профилактического начала в педиатрии, завещанную нам классиками российской медицины, великими детскими докторами С. Ф. Хотовицким, Н. Ф. Филатовым, Н. П. Гундобиным, Г. Н. Сперанским, но приумножил и развил ее. Дай Бог ему здоровья и сил продолжать свою благородную деятельность на службе у Детства и Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.