Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ЗОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ЗОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗОНИРОВАНИЕ / AGRICULTURAL LAND / LAND MANAGEMENT / AGRICULTURAL LAND USE / ZONING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов Александр Николаевич, Зарубин Олег Александрович, Машкова Дарья Дмитриевна

Статья посвящена вопросам изменения правового регулирования мероприятий по зонированию земель сельскохозяйственного назначения. Решение этой проблемы является одной из важнейших задач устойчивого эколого-социально-экономического развития регионов страны и реализации стратегических принципов ее пространственного развития. В статье рассмотрены потенциальные нововведения в федеральном законодательстве, направленные на оптимизацию землеустройства, системы сельскохозяйственного землепользования на основе осуществления механизмов территориального зонирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фролов Александр Николаевич, Зарубин Олег Александрович, Машкова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION ABOUT AGRICULTURAL LAND ZONING

The article considers changes in the legal regulation of zoning of agricultural land. The solution of this problem is one of the most important tasks of sustainable ecological, social and economic development of the country's regions and the implementation of strategic principles of its spatial development. The article deals with potential innovations in Federal legislation aimed at optimizing of land management, agricultural land use systems based on the implementation of territorial zoning mechanisms.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ЗОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

Фролов Александр Николаевич

кандидат экономических наук, профессор, кафедра землеустройства и ландшафтного планирования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

frolovan49@yandex. ги

Зарубин Олег Александрович

преподаватель, кафедра землеустройства и ландшафтного планирования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск о^^агиЬт@Ш1 ги

Машкова Дарья Дмитриевна

магистрант, кафедра землеустройства и ландшафтного планирования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск d.mashkowa2015@yandex.ru

УДК 332.234.4:631.1

К ВОПРОСУ ЗОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам изменения правового регулирования мероприятий по зонированию земель сельскохозяйственного назначения. Решение этой проблемы является одной из важнейших задач устойчивого эколого-социально-экономического развития регионов страны и реализации стратегических принципов ее пространственного развития. В статье рассмотрены потенциальные нововведения в федеральном законодательстве, направленные на оптимизацию землеустройства, системы сельскохозяйственного землепользования на основе осуществления механизмов территориального зонирования.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, землеустройство, сельскохозяйственное землепользование, зонирование.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-05-00066

Решение вопросов реализации концепции устойчивого эколого-социально-экономического развития на всех уровнях организации государства и общества невозможно без организации эффективной системы землепользования, основанной на гармоничном взаимодействии природных, социальных и производственных систем, планировании высокоэффективных и высокопроизводительных культурных ландшафтов [1, 2]. Очевидно, что функционирование сельского хозяйства - ключевой отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, - основано на рациональном использовании земельных ресурсов, выработке эффективных моделей землепользования, оптимизации пространственного развития, в первую очередь, сельских и межселенных территорий. Так, ряд основных направлений пространственного развития Российской Федерации, закрепленных в соответствующей Стратегии [3], связан с сохранением и повышением плодородия почв, вовлечением в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий на сельских территориях, организацией эффективного сельского хозяйства и др.

Одним из классических ландшафтно-планировочных принципов организации истинно культурных ландшафтов, заложенных в работах В. Н. Николаева [4], Б. Б. Родомана [5], А. Н. Антипова и др. [6] и др. является их зонирование - проектирование территориальных сопряжений, для которых характерна однотипность взаимодействия природных, социальных и производственных систем, единство выполняемых функций, режимов землепользования. С точки зрения правового обеспечения данного механизма в Российской Федерации в настоящее время существуют системы функционального и градостроительного зонирования, закрепленные положениями градостроительного законодательства [7].

Функциональное зонирование в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ [7] является частью территориального планирования. Оно осуществляется как для межселенных территорий, так и для территорий населенных пунктов. Для межселенных территорий функциональное зонирование реализуется в контексте разработки схемы территориального планирования муниципального района в случае, если для таких территорий предусмотрено размещение объектов федерального,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

регионального или местного значения. Анализ документов территориального планирования [8] показывает, что на практике функциональное зонирование сопряжено с разработкой перспективных предложений по: размещению производственных, инфраструктурных или иных объектов; реализации каких-либо видов разрешенного использования территории с учетом категорий земель; определению территорий, благоприятных для сельскохозяйственного, селитебного, рекреационного или иных типов хозяйственного освоения.

В контексте оптимизации сельскохозяйственного землепользования и формирования предложений по развитию сельского хозяйства в схемах территориального планирования муниципальных районов вариативно могут быть предусмотрены картографические модели агропочвенного зонирования (как правило, основанные на оценке почвенного покрова по урожайности зерновых культур), комплексной оценки природных или техногенных факторов, ограничивающих вовлечение земель в сельскохозяйственное использование и др.

На уровне населенных пунктов функциональное зонирование реализуется в результате разработки генеральных планов сельских поселений и городских округов. Для территорий населенных пунктов концепция функционального зонирования преемственна по отношению к другой важной процедуре, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ [7], - градостроительному зонированию. Ключевой задачей градостроительного зонирования является установление границ территориальных зон, для которых правилами землепользования и застройки определяются градостроительные регламенты. Одним из факторов их установления является учет границ функциональных зон, таким образом, в основе систематизации требований к структуре землепользования заложено функциональное назначение территории.

Во многом в соответствии с выполняемыми функциями в градостроительном законодательстве приведен перечень возможных территориальных зон. Сельскохозяйственное землепользование в структуре земель населенных пунктов допускается в зоне сельскохозяйственного использования (территориальная зона СХ). В случае размещения земель, используемых в сельском хозяйстве, в структуре категории земель населенных пунктов, предельные параметры землепользования определяются градостроительными регламентами. Практика показывает, что выделение территориальных зон сельского хозяйства в структуре земель населенных пунктов определено следующими целями [9]:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

• обеспечение правовых механизмов для сельскохозяйственного землепользования в условиях градостроительного развития населенных пунктов;

• отведение земель (земельных участков) с наиболее плодородными почвами для выращивания сельскохозяйственной продукции, минимизация их застройки промышленными или жилыми объектами;

• пространственная поляризация производственных территориальных зон (особенно 1-11 классов опасности) и земель, используемых в сельском хозяйстве и др.

Таким образом, зонирование земель в границах населенных пунктов, предназначенных для ведения сельского хозяйства, и соответствующая регламентация землепользования имеют относительно устоявшийся механизм, предусмотренный градостроительным законодательством. Более сложная ситуация складывается с землями сельскохозяйственного назначения, которыми в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 [10] признаются земли за границами населенных пунктов. Действие градостроительных регламентов не устанавливается для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, таким образом и процедура зонирования для данной категории земель не предусмотрена.

В последние годы в отечественном земельном законодательстве принимались попытки реализации модели зонирования территории Российской Федерации. В 2014 г. был разработан проект Федерального закона № 465407-1 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [11].

По замыслу законодателя, данный проект направлен на совершенствование действующего порядка определения правового режима использования земель. В качестве основного механизма предлагается проведение территориального зонирования, установление соответствующих зон в отношении всей территории муниципального образования, за исключением лесного фонда, водного фонда и особо охраняемых природных территорий. Следствием этого является принципиально новая модель установления видов разрешенного использования земельных участков: применительно к территориальным зонам было предложено введение сельскохозяйственных, лесохозяйственных, градостроительных регламентов, а также регламентов, действующих в границах особо охраняемых природных территорий.

Проект закона предлагает исключить институт категории земель и ввести 14 территориальных зон. В контексте оптимизации сельского хозяйства

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

разработчики законопроекта выделяют причины, на основании которых следует отказаться от категорий и ввести зоны:

• необходимость ужесточить режим сохранности земель сельскохозяйственного назначения, в частности, особо ценных;

• защитить земли сельскохозяйственного назначения от застройки, что существующий институт категории земель обеспечивает не в полной мере

• необходимость усовершенствовать процесс определения правового режима использования земель;

• устранить недостатки, существующие в положениях действующего законодательства в отношении ограничений прав землепользователя;

• систематизировать и ужесточить перевод земель из одной категории в другую, в особенности в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Возможность использования земель в сельскохозяйственных целях на тех или иных условиях предусматривается законопроектом сразу в нескольких территориальных зонах: зоны сельскохозяйственного назначения; зоны транспорта (полосы отвода железных дорог); зоны обеспечения обороны, безопасности и правопорядка (временно, сроком до 5 лет). Садоводство и огородничество, как во многом смежные виды землепользования, помимо зон сельскохозяйственного назначения могут осуществляться в границах отдельно установленной зоны огородничества и садоводства.

Также законопроектом определены виды зон сельскохозяйственного назначения: зоны высокопродуктивных земель, зоны продуктивных земель, зоны низкопродуктивных земель. Критерии отнесения земель к одному из видов в законопроекте не описаны и будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Важнейшее нововведение, предусмотренное законопроектом в отношении Федерального закона от 17.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» [12], -сельскохозяйственный регламент, разрабатываемый в отношении зон сельскохозяйственного назначения. Состав сведений, подлежащих включению в сельскохозяйственные регламенты, в определенной степени соотносится с составом ныне существующих градостроительных регламентов, предусмотренных системой градостроительного зонирования.

В целом, законопроект получил неоднозначные отзывы, и в итоге был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Приведем лишь некоторые замечания профильных комитетов.

Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления [13] выдвинул замечания в отношении проекта федерального

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

закона № 465407-6. Комитет обозначил, что на органы местного самоуправления возлагаются задачи, касающиеся границ охранных и защитных зон. Решение таких задач может вызвать дополнительные расходы бюджетов, источники покрытия которых, в законопроекте не представлены, а также возможную нехватку кадров, которые также потребуют дополнительных расходов из бюджета. Комитет обратил внимание на неприемлемость трактовки понятия «населенный пункт»: законопроектом не учтено, что населенный пункт может размещаться на межселенной территории в составе муниципального района.

Комитет Государственной думы по аграрным вопросам в своих замечаниях [14], также, как и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, обратил свое внимание на финансовые затраты, которые, согласно проекту, необходимо будет закладывать из бюджета субъектов Российской Федерации, что может вызвать сложности у большинства регионов. К тому же значительное внимание комитет уделяет вопросу сохранения сельскохозяйственных земель: по его оценке, при переходе к территориальным зонам возможно массовое уменьшение ценных и особо ценных сельскохозяйственных земель.

Комитет Государственной думы по земельным отношениям и строительству [15], несмотря на поддержку законопроекта, также представил замечания, направленные, в первую очередь, на пересечение положений Градостроительного и Земельного кодекса Российской Федерации. Так, отмечается, что в предлагаемом законопроекте вид разрешенного использования территориальных зон сельскохозяйственного назначения определяется, исходя из сельскохозяйственного регламента. На текущий момент вид разрешенного использования данной категории земель определяется согласно градостроительному регламенту. Соответственно, принятие проекта повлечет за собой необходимость изменения правил землепользования и застройки, а это трудоемкий и затратный процесс. В качестве замечания указывается, что, в случае принятия законопроекта, возникает неоднозначная ситуация. Содержание документа, которым устанавливаются территориальные зоны, регламенты использования территории, порядок установления границ территориальных зон, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, а само описание таких зон - Земельным кодексом Российской Федерации. Также, по мнению комитета, требует уточнения вопрос ответственности установления границ зон сельскохозяйственного назначения, т. к. из законопроекта напрямую не следует, кем же они устанавливаются - органами местного самоуправления в составе правил землепользования и застройки или органами государственной власти субъектов в рамках сельскохозяйственного регламента.

После внесения многочисленных поправок в 2018 году Комитет по

- 6 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

природным ресурсам, собственности и земельным отношениям вынес заключение [16], в котором констатировал, что законопроект утратил свою актуальность, и дальнейшая работа над ним является нецелесообразной. Комитет аргументировал свое решение тем, что даже после внесения многочисленных поправок устранить все замечания не удалось. При этом за время, которое прошло с первого слушания по законопроекту, были приняты федеральные законы, вносящие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, вследствие чего статьи, затрагиваемые законопроектом, на текущий момент имеют иную редакцию, нежели та, из которой исходит законопроект.

С целью совершенствования нормативного правового обеспечения сельскохозяйственного землепользования в 2018-2019 гг. Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект нового Федерального закона «О землеустройстве» [17]. В настоящий момент документ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен.

Проект нового федерального закона направлен на совершенствование существующей системы землеустройства в России. Так, в Федеральном законе от 17.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» [12] основное внимание уделяется описанию границ объектов землеустройства. При этом недостаточно проработаны предмет землеустройства, перечень случаев проведения землеустройства (хотя формально закон обязывает проведение землеустройства для земель, подверженных, например, эрозии, заболачиванию или загрязнению) и ряд других стратегических вопросов.

Законопроектом планируется ряд нововведений, призванных, по замыслу авторов, оптимизировать процессы, связанные с землеустройством. Перечислим некоторые их них:

• приводятся цели и задачи землеустройства. Они направлены, прежде всего, на оптимизацию земель, на которых ведется сельское хозяйство, а также на ликвидацию недостатков землепользования, под которыми в документе понимаются чересполосица, вкрапление, высокая изломанность границ и др. Среди весьма специфических целевых установок отметим классическую эколого-ландшафтную задачу - «сохранение и восстановление достопримечательных мест и природных ландшафтов»;

• вводится критерий «надлежащего (рационального) использования земель», основанный, в первую очередь, на условии сохранения почвенного плодородия;

• законопроектом определяются земли, на которых проводится землеустройство. К ним относятся земли в границах территориальных зон

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

сельскохозяйственного назначения. Для таких зон разрабатываются сельскохозяйственные регламенты;

• разграничиваются функции в области землеустройства на разных уровнях власти: определяются полномочия Правительства Российской Федерации, профильных федеральных органов исполнительной власти, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

• устанавливается перечень землеустроительных мероприятий, включая новое по отношению к существующему закону положение - подготовку сельскохозяйственного регламента. Законопроектом определяется довольно широкий перечень землеустроительных работ;

• формируется перечень землеустроительных документов и устанавливается принцип их соответствия документам территориального планирования, градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки), документации по планировке территории. Также устанавливается обратный принцип - обязательность учета документов землеустройства при разработке документов территориального планирования, документов по планировке территории. Помимо сельскохозяйственного регламента в состав землеустроительной документации вошли землеустроительная карта, проект землеустройства, соглашение о проведении землеустройства, материалы землеустроительных изысканий, отчет о землеустроительном надзоре;

• приводится перечень случаев обязательного землеустройства, который расширен по сравнению с положениями существующего федерального законодательства в области землеустройства. К случаям обязательного землеустройства относятся разработка сельскохозяйственного регламента, а также проекта землеустройства, который подготавливается в связи с:существенным затруднением использования земельных участков, факт которого установлен в результате изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, используемых в сельском хозяйстве; устранением существенных недостатков во владении и использовании земель; снижением плодородия до значений, не соответствующих нормативам землеустройства; выделом земельных долей, в том числе невостребованных, и др. Функции разрешения, утверждения и финансирования проектов обязательного землеустройства возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

• устанавливается статус землеустроителей, которыми вправе стать лица, имеющие высшее образование по специальности «Землеустроитель». При этом, за таким лицом остается право заниматься кадастровой деятельностью, если данное право у него есть в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности.

Отметим, что с точки зрения зонирования земель сельскохозяйственного назначения важное место в законопроекте отводится системе сельскохозяйственных регламентов, устанавливаемых для территориальной зоны сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 18 законопроекта, данный регламент вместе с землеустроительной картой должны разрабатываться с целью определения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, нормативов землеустройства и предельных параметров площади землепользований. Важным элементом землеустроительной карты являются границы рабочих участков, для которых установлена обязательность землеустройства и цель его проведения.

Несмотря на нововведения, призванные оптимизировать систему землеустройства в стране, законопроект вызвал множество критических замечаний и предложений у представителей экспертного сообщества, ученых, ведущих специалистов-практиков в области землеустройства и управления земельными ресурсами. Среди работ отметим публикации Е. А. Акуловой, В. Е. Коновалова, М. Е. Колчиной [18], С. Н.Волкова [19], Н. В. Комова [20], И. Д. Стафийчук, А. Д. Лукманова, Г. Р. Губайдуллина [21], М. А. Сулина, В. А. Павловой, Г. А. Ефимовой [22], А. Н. Фролова [23], Д. А. Шаповалова, С. А. Липски [24] и др.

Многообразие замечаний можно структурировать в несколько блоков, приведем только некоторые из них:

• в законопроекте регулируются вопросы землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, т. е. расположенных в территориальной зоне, предусматривающей ведение сельского хозяйства, что прямо следует из определения данного термина в законопроекте. Для земель иных категорий землеустроительные мероприятия по сути не проработаны;

• не устанавливается периодичность проведения землеустройства, в частности для проекта землеустройства определяется срок действия (5-20 лет, 10-20 лет в случае обязательного землеустройства), после которого такой проект считается недействующим. Таким образом, процедура пролонгации не предусматривается;

• не устанавливается периодичность землеустроительных мероприятий и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

обновления данных, например, при изучении состояния земель;

• законопроект уделяет недостаточное внимание процедурам изучения состояния земель, и конкретизирован даже в меньшей степени, чем в существующем законодательстве. Такая ситуация может способствовать недостатку актуальной и достоверной информации при установлении территориальных зон земель сельскохозяйственного назначения и разработки сельскохозяйственных регламентов, землеустроительных карт и др.;

• обходятся землеустроительные мероприятия в целях инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, которые способствуют выявлению неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;

• экспертным сообществом подвергаются критике и принципы планирования использования и охраны земель. В законопроекте они исходят из отраслевого и территориального планирования, положения которых закрепляются Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [25] и Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ [7]. При этом вопросы землеустройства в них напрямую не регулируются.

Таким образом, на текущий момент тема зонирования земель сельскохозяйственного назначения является одной из наиболее актуальных в сфере повышения эффективности управления земельными ресурсами, оптимизации процессов землеустройства на всех уровнях территориальной организации государства и общества. По всей видимости, намеченный вектор на реализацию концепции зонирования сельскохозяйственных земель должен быть реализован. Однако бурное обсуждение в экспертных кругах показывает, что положения проекта нового федерального закона «О землеустройстве», устанавливающие понятие территориальных зон сельскохозяйственного назначения и соответствующих сельскохозяйственных регламентов, нуждаются в существенной доработке.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

Список использованных источников

1. Ландшафтно-экологические аспекты в планировании структуры регионального землепользования / А. А. Ямашкин, С. А. Ямашкин, А. Н. Фролов, О. А. Зарубин // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика : сб. науч. тр. Саранск : Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2019. С 116-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ландшафтно-экологические исследования в землеустройстве, кадастрах и управлении недвижимостью / А. А. Ямашкин, С. А. Ямашкин, О.А. Зарубин, А. Н. Фролов // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика : межвуз. сб. науч. тр. / редкол. : А. А. Ямашкин (отв. ред.) [и др.]. Саранск, 2018. С. 10-19.

3. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электрон. ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февр. 2019 г. № 207-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Николаев В. А. Ландшафтоведение : семинар. и практ. занятия. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006. 208 с.

5. Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера : сб. ст. Смоленск : Ойкумена, 2002. 336 с.

6. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт / А. Н. Антипов, А. В. Дроздов, В. В. Кравченко [и др.]. Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2002. 141 с.

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 1 июля 2019 г.) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2004 г. : одобр. Советом Федерации Фе-дер. Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2004 г. : ввод. Федер. Законом Рос. Федерации № 191-ФЗ // Рос. газ. 2005. 3 янв. (№ 290).

8. Федеральная государственная информационная система территориального планирования [Электрон. ресурс]. Ц^Ь: https://fgistp.economy.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.20).

9. Зарубин О. А. Территориальное планирование и землеустройство как механизмы ландшафтно-экологической оптимизации сельскохозяйственного землепользования // Современные проблемы территориального развития. 2020. № 1. ШЪ: https://terjournal.ru/2020/id102/ (дата обращения: 12.05.2020).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 18 марта 2020 г.) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 сент. 2001 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 окт. 2001 г. : ввод. Федер. Законом Рос. Федерации № 136-Ф3 // Рос. газ. 2001. 30 окт. (№ 211-212).

11. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию [Электрон. ресурс] : проект федер. закона №465407-6. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

12. О землеустройстве : федер. закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 3 авг. 2018 г.) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 2001 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июня 2001 г. // Рос. газ. 2001. 23 июня (№ 118-119).

13. Заключение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на проект Федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [Электрон. ресурс] : заключение № 76/10 от 11 апреля 2014 г.Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Заключение комитета государственной думы по аграрным вопросам на проект Федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельный законодательный акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [Электрон. ресурс] : заключение № 3.10-9/228 от 18 апреля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

15. Заключение комитета государственной думы по земельным отношениям и строительству на проект Федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [Электрон. ресурс] : заключение № 110 от 03 декабря 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

16. Заключение комитета государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям на проект Федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [Электрон.

- 12 -

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А.

Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное МЕЖДУНАРОДНЫЙ обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, wwwsrimirnal ru процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб;

' ' ' Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

ресурс] : заключение от 03 июня 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

17. О землеустройстве [Электрон. ресурс] : проект федер. закона № 99092123-2. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

18. Акулова Е. А., Коновалов В. Е., Колчина М. Е. Некоторые замечания по законопроекту «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 4 (171). С. 91-95.

19. Волков С. Н. О совершенствовании правового регулирования землеустроительной деятельности (в порядке продолжения обсуждения проекта нового федерального закона «О землеустройстве») // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 5 (172). С. 5-18.

20. Комов Н. В. Землеустройство - базисная основа пространственного планирования использования земельных ресурсов и регулирования земельных отношений в России. (Официальное заключение практика-землеустроителя и ученого-экономиста по проекту федерального закона «О землеустройстве») // 2019. № 4 (171). С. 5-10.

21. Стафийчук И. Д., Лукманова А. Д., Губайдуллина Г. Р. Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в коренной переработке // Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью : сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Екатеринбург, 2019. С. 563-571.

22. Сулин М. А., Павлова В. А., Ефимова Г. А. Землеустройство как механизм реализации государственной земельной политики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 4 (171). С. 42-50.

23. Фролов А. Н. Об изменениях в правовом регулировании землеустройства [Электрон. ресурс] // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика : сб. науч. тр. Саранск, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-R).

24. Шаповалов Д. А., Липски С. А. Некоторые вопросы к проекту новой редакции Федерального закона «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 4 (171). С. 59-62.

25. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электрон. ресурс] : федер. закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

Frolov Alexander

PhD in Economics, Professor, Department of Land Management and Landscape Planning, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

Zarubin Oleg

Lecturer, Department of Land Management and Landscape Planning, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

Mashkova Daria

Master student, Department of Land Management and Landscape Planning, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

ON THE QUESTION ABOUT AGRICULTURAL LAND ZONING

The article considers changes in the legal regulation of zoning of agricultural land. The solution of this problem is one of the most important tasks of sustainable ecological, social and economic development of the country's regions and the implementation of strategic principles of its spatial development. The article deals with potential innovations in Federal legislation aimed at optimizing of land management, agricultural land use systems based on the implementation of territorial zoning mechanisms.

Keywords: agricultural land, land management, agricultural land use, zoning.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020 © Фролов А. Н., 2020 © Зарубин О. А., 2020 © Машкова Д. Д., 2020

Учредитель и издатель журнала:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ wwW'SrjournaLru

Фролов А. Н. К вопросу зонирования земель сельскохозяйственного назначения / А. Н. Фролов, О. А. Зарубин, Д. Д. Машкова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 3. ID 245

О журнале

Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.