КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК: 343.985.5
К ВОПРОСУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ»
ОМЕЛИН Виктор Николаевич
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ ФСИНРоссии, г. Москва, Россия. E-mail: nii.fsin.ru
ГАБЗАЛИЛОВ Вадим Фанилевич
заместитель начальника кафедры профессиональной подготовки ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию законодательного регулирования условий проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» как разновидности оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Актуальность рассмотрения данного вопроса объясняется тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении обследования должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность жилища. В статье уделяется также особое внимание вопросам классификации условий проведения указанного выше оперативно-розыскного мероприятия. Существующие проблемы рассмотрены авторами с учетом их научного опыта и практической деятельности в оперативных подразделениях органов внутренних дел, в том числе личного участия в подготовке и проведении данного оперативно-розыскного мероприятия.
Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-розыскная деятельность, обследование помещений.
TO THE ISSUE OF LEGISLATIVE REGULATION OF CARRYING OUT OF OPERATIONAL SEARCH MEASURES «PREMISES SURVEY»
OMELIN Victor Nikolaevich
Doctor of Law, Professor, Chief Research Worker of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia.
E-mail: nii.fsin.ru
GABZALILOV Vadim Fanilevich
Deputy Head of the Department ofProfessional Training of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia.
E-mail: Vadim-gagarin0@rambler. ru
The given paper is devoted to the study of legislative regulation of conditions of carrying out of operational search measures «premises survey» as a type of operational search measures «premises, buildings, facilities, vantage grounds and vehicles survey». The urgency of the study is due to the fact that, in accordance with part 1 of art. 5 of the Federal Law «On operational search activities» bodies (officials), carrying out operational search activities, during surveys must ensure the human and civil right to inviolability of dwelling. The authors of the article also pay particular attention to the classification of conditions of operational search actions. The current problems are presented and discussed by the authors based on their scientific experience and practical activities in operational divisions of internal affairs agencies, including their personal participation in the preparation and carrying out of these operational search measures.
Key words: operational search measures, operational search activity, premises survey.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) - это установленные Законом, а также иными нормативными (в том числе законодательными) правовыми актами определенные правила, соблюдение которых является обязательным при проведении таких мероприятий [1, с. 37].
В контексте данной статьи детальнее проанализируем некоторые аспекты законодательного регулирования условий проведения обследования помещений, как одного из вида ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Высокая значимость анализа законодательного регулирования условий проведения обследования помещений, определяется тем, что органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении обследования должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» - далее ФЗ об ОРД).
По мнению Ю.Ю. Игнащенкова, обследование помещений зданий, сооружений участков местности и транспортных средств представляет собой объединенные в одно два разных по порядку проведения и фактически самостоятельных ОРМ: обследование жилых помещений, ограничивающее конституционное право человека на неприкосновенность жилища, и обследование нежилых помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств, не ограничивающее указанное право. Поэтому с его точки зрения обследование помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств должно быть в ФЗ об ОРД разделено на два самостоятельных указанных ОРМ [2, с. 8].
Эти соображения не беспочвенны, так как действительно в п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД речь идет, об обследовании жилища и нежилых помещений, а также других объектов оперативной заинтересованности, например предметов и документов. По нашему мнению, в контексте конституционных гарантий прав человека и гражданина на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) законодательное закрепление в ст. 6 ФЗ об ОРД указанных ОРМ в качестве самостоятельных ОРМ представляется обоснованным.
В юридической литературе были сделаны попытки классификации условий проведения обследования. Например, с точки зрения Ю.Ю. Игнащенко данные условия следует классифицировать на два вида:
1. Общие условия проведения обследования, когда указанное ОРМ проводится только после судебного разрешения;
2. Специальные условия обследования, когда указанное ОРМ может начаться до судебного разрешения с его последующим получением, а в некоторых случаях и без судебного решения [2, с. 13].
Определенно с указанной точкой зрения Ю.Ю. Игнащенко в вопросе классификации условий проведения обследования можно в целом согласиться.
ФЗ об ОРД предусматривает следующие общие условия проведения обследования, ограничивающего конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища:
1) наличие судебного решения для начала (ч. 2 ст. 8) и проведения обследования жилища (см. ч. 6 ст. 9);
2) наличие специальной информации для проведения обследования жилища (ч. 2 ст. 8);
3) наличие документально оформленного мотивированного постановления о проведении обследования жилища соответствующим руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 9);
4) запрет на разглашение сведений, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 8 ст. 5);
5) запрет на проведение обследования для принятия решений, предусмотренных пунктами 1-4, 6 и части 2 ст. 7 (ч. 9 ст. 8).
Касаясь общих условий проведения обследования, остановимся на некоторых вопросах, которые вызывают дискуссии в юридической литературе. С точки зрения А.А. Городилова предлагающего «не только начало производства отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, осуществлять на основании судебной санкции, а ход этих мероприятий осуществлять под прокурорским надзором, но и заканчивать их с осуществлением определенной формы судебного контроля и прокурорского надзора» [3, с. 10].
По нашему мнению, данная точка зрения является не бесспорной и заслуживает дополнительного изучения. Представляется, что реализация указанных предложений отрицательно скажется на оперативности проведения обследования, особенно при проведении указанного ОРМ в случаях, которые не терпят отлагательства, а также при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц. Сложившаяся практика получения судебного решения на проведение обследования жилого помещения на основании мотивированного постановления, в котором руководитель органа, осуществляющего ОРД ходатайствует перед судом о проведении рассматриваемого ОРМ, является на наш взгляд наиболее правильной. Тот факт, что решение о проведении указанного ОРМ принимается независимым и беспристрастным судьей, является гарантией осуществления конституционного принципа на неприкосновенность жилища. В это же время рассматриваемое условие не исключает возможности уполномоченному прокурору воспользоваться правом, а также обязанностью осуществлять надзор за проведением ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина.
Рассматривая общие условия проведения обследования, обращает на себя внимание еще один проблемный аспект. В ст. 2 ФЗ об ОРД «Задачи оперативно-розыскной деятельности» помимо других указана задача розыска без вести пропавших. Розыскная работа, направленная на установление местонахождения, пропавших без вести, является сегодня немаловажной задачей подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [4, с. 115]. В условиях осложнения криминогенной обстановки связанной от части, в том числе и с экономическим кризисом, проблема розыска без вести пропавших стала в некоторой степени частью проблемы противодействия отдельным видам преступлений, в частности преступлениям против личности - убийствам, похищениям человека.
Реализация рассматриваемой задачи достигается путем организации проведения ОРМ, основанием для проведения которых, являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения, в том числе о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов (п. 2. 4 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД). Вместе с тем, исходя из анализа ст. 8 ФЗ об ОРД при наличии информации или сведений о без вести пропавшем, у оперативных сотрудников органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сегодня отсутствует законодательная возможность проведение ОРМ (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища.
Наша точка зрения указывает на то, что отсутствие в ст. 8 ФЗ об ОРД регламентирующих предписаний по рассматриваемой проблеме ограничивает подразделения органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в решении задачи розыска без вести пропавших, т.к. отсутствует законодательная основа проведения всего комплекса ОРМ. Данная проблема приводит к тому, что зачастую сотрудники оперативных подразделений, осуществляющие розыск без вести пропавших не могут определить реальную причину, послужившую основанием безвестного исчезновения лица, а в отдельных случаях и причастность отдельных лиц к безвестному исчезновению, не в состоянии предупредить подготавливаемое преступление.
В аспекте улучшения розыскной работы, направленной на установление местонахождения без вести пропавших, вызывает интерес точка зрения Д.А. Гриневой в части дополнения ст. 8 ФЗ об ОРД предписанием, которое позволит осуществлять оперативным подразделениям весь комплекс ОРМ при розыске лиц пропавших без вести при криминальных обстоятельствах, в том числе огранивающих конституционные права и свободы граждан [5, с. 48].
Факт криминальных обстоятельств при действующем регламенте получения судебного решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, постоянно будет являться объектом контроля и надзора, как руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и со стороны прокуратуры осуществляющей надзор за ОРД, а также судьями, утверждающими окончательное решение. По нашему мнению, именно в этом и проявляется истинная защита прав и свобод без вести пропавшего, а не нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В контексте действующего ФЗ об ОРД специальные условия проведения обследования, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, включают в себя две оперативно-розыскные ситуации.
Для первой оперативно-розыскной ситуации (ч. 3 ст. 8) характерны специальные условия, которые предусматривают наличие:
1) случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, или данных о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
2) вынесенного одним из руководителей органа, осуществляющего ОРД мотивированного постановления о проведении ОРМ;
3) необходимого уведомления суда (судьи) о проведении обследования в течение 24 часов;
4) полученного органом, осуществляющим ОРД, в течение 48 часов с момента его начала, судебного решения о проведении обследования.
Для второй оперативно-розыскной ситуации характерны случаи, когда решаются вопросы обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 10 ст. 8). Условия, характерные для данной оперативно-розыскной ситуации, сводятся к следующему:
1) организация проведение обследования без судебного решения;
2) наличие согласия гражданина, закрепленного в письменном виде.
Остановимся на некоторых нюансах реализации ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД (первая оперативно-розыскная ситуация).
На наш взгляд в ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД целесообразно уточнить один немаловажный аспект. Указанная норма допускает проведение обследования в особом порядке «при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации...». Таким образом, буквальное толкование содержания указанного предписания означает, что у органа, осуществляющего ОРД, должны быть достаточные данные и о событиях, и о действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. В противном случае проведение указанного ОРМ следует считать незаконным. Представляется, что это серьезное упущение законодателя с точки зрения юридической техники. Понятия «событие» и «действие» по своей природе разнообразны. Событие - это то, что произошло; тот или иной факт общественной или личной жизни [6, с. 766]. Действие - это поступки, поведение и т.д. [6, с. 159]. Именно поэтому мы полагаем, что в ч. 3 ст. 8 между словами «события» и «действия» должен использоваться разделительный союз «или».
Библиографические ссылки
1. Бобров В.Г. Оперативно-розыскные мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий : лекция. М., 2003.
2. Игнащенков Ю. Ю. Правовая регламентация обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. СПб, 2005.
3. Городилов А.А. Права и свободы личности в оперативно-розыскной деятельности и меры прокурорского надзора за их соблюдением : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2006.
4. Игуменов А.С. Об особенностях проведения опроса лиц, в ходе работы по розыску без вести пропавших, исчезнувших при криминальных обстоятельствах // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 2 (44). С. 115-120.
5. Гринева Д.А. Розыск без вести пропавших лиц (правовой, оперативно-розыскной и криминалистический аспекты) : дис. .канд. юрид. наук. Калининград, 2006.
6. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
References
1. Bobrov V.G. Operativno-rozysknye meroprijatija. Osnovanija i uslovija provedenija operativno-rozysknyh meroprijatij: lekcija (Operational search measures. Grounds and conditions of operational search actions: Lecture). M., 2003.
2. Ignashchenko Yu. Yu. Pravovaja reglamentacija obsledovanija pomeshhenij, zdanij, sooruzhenij, uchastkov mestnosti, transportnyh sredstv v operativno-rozysknoj dejatel'nosti (Legal regulation of premises, buildings, terrain, vehicles survey in operational search activities), avtoref. dis. .. .kand. jurid. nauk. SPb, 2005.
3. Gorodilov A.A. Prava i svobody lichnosti v operativno-rozysknoj dejatel'nosti i mery prokurorskogo nad-zora za ih sobljudeniem (The rights and freedoms of the individual in the operational search activities and measures of prosecutor's supervision), avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Kaliningrad, 2006.
4. Igumenov A. S. Ob osobennostjah provedenija oprosa lic, v hode raboty po rozysku bez vesti propavshih, ischeznuvshih pri kriminal'nyh obstojatel'stvah (On peculiarities of persons' interrogation in the course of tracing missing persons who disappeared under criminal circumstances), Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika, 2016, No. 2 (44), pp. 115-120.
5. Grinyova D.A. Rozysk bez vesti propavshih lic (pravovoj, operativno-rozysknoj i kriminalisticheskij aspekty) (The search for missing persons (legal, operational search and forensic aspects)), dis. .kand. jurid. nauk. Kaliningrad, 2006.
6. Ozhegov S.I., N.Y. Shvedov. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka (Dictionary of Russian language). М., 1992.
Дата поступления: 22.01.2017 Received: 22.01.2017