Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ВЫДЕЛЕНИЯ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ ВЫДЕЛЕНИЯ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
agricultural land / regulatory framework / constituent entities of the Russian Federation / regional level / list of EVPAL / soil characteristics / limiting factors / сельскохозяйственные угодья / нормативно-правовая база / субъекты РФ / региональный уровень / перечень ОЦПСХУ / почвенные характеристики / лимитирующие факторы

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Власенко Валерий Петрович, Пшидаток Саида Казбековна, Быкова Марина Владимировна

В статье приведен анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере выделения особо ценных земель. Были выявлены различные несоответствия в законодательной базе, результатом которых является отсутствие единого подхода при отнесении с.-х. угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (далее ОЦПСХУ), использование которых по иному назначению не допускается без перевода. На примере нескольких областей РФ приведен анализ подходов к государственному и региональному регулированию использования ОЦПСХУ. На примере Краснодарского края был изучен вопрос использования информации о почвенных характеристиках земель при отнесении их к ОЦПСХУ в крае. Предложены варианты устранения пробелов земельного законодательства в области сохранения и повышения почвенного плодородия с учетом критериев отнесения земель к ОЦПСХУ, а также качественных характеристик почв и лимитирующих факторов многолетних культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Власенко Валерий Петрович, Пшидаток Саида Казбековна, Быкова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF ALLOCATION OF ESPECIALLY VALUABLE PRODUCTIVE AGRICULTURAL LANDS IN RUSSIA

The article provides an analysis of the main legal acts regulating relations in the field of allocation of especially valuable lands. Various inconsistencies in the legislative framework were identified, the result of which is the lack of a unified approach when classifying agricultural land as especially valuable productive agricultural land (hereinafter referred to as EVPAL), the use of which for other purposes is not allowed without transfer. On the example of several regions of the Russian Federation, an analysis of approaches to state and regional regulation of the use of EVPAL is given. On the example of the Krasnodar region, the issue of using information on the soil characteristics of lands when classifying them as EVPAL in the region was studied. Options for eliminating gaps in land legislation in the field of conservation and improvement of soil fertility are proposed, taking into account the criteria for classifying lands EVPAL, as well as qualitative characteristics of soils and limiting factors of perennial crops.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ВЫДЕЛЕНИЯ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В РОССИИ»

Научная статья Original article УДК 631.452

DOI 10.55186/25876740-2022-6-1-27

К ВОПРОСУ ВЫДЕЛЕНИЯ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В РОССИИ

TO THE ISSUE OF ALLOCATION OF ESPECIALLY VALUABLE PRODUCTIVE AGRICULTURAL LANDS IN RUSSIA

Власенко Валерий Петрович, д-р с.-х. наук, профессор кафедры почвоведения Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, г.Краснодар, ORCID: 0000-0001-5437-9317, kirsanovi@mail.ru Пшидаток Саида Казбековна, к-т с.-х. наук, доцент кафедры геодезии Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, г.Краснодар; saida_pshidatok@mail.ru

Быкова Марина Владимировна, старший преподаватель кафедры геодезии Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, г.Краснодар, ORCID: 0000-0001-5845-6770, rbljik08@mail.ru

Vlasenko Valerii Petrovich, d-r s.-kh. nauk, professor kafedry pochvovedeniya Kubanskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet im. I.T.Trubilina, g.Krasnodar, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5437-9317, kirsanovi@mail.ru Pshidatok Saida Kazbekovna, k-t s.-kh. nauk, dotsent kafedry geodezii Kubanskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet im. I.T.Trubilina, g.Krasnodar; saida_pshidatok@mail.ru

Bykova Marina Vladimirovna, starshii prepodavatel' kafedry geodezii Kubanskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet im. I.T.Trubilina, g.Krasnodar, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5845-6770, rbljik08@mail.ru

Аннотация. В статье приведен анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере выделения особо ценных земель. Были выявлены различные несоответствия в законодательной базе, результатом которых является отсутствие единого подхода при отнесении с.-х. угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (далее - ОЦПСХУ), использование которых по иному назначению не допускается без перевода. На примере нескольких областей РФ приведен анализ подходов к государственному и региональному регулированию использования ОЦПСХУ. На примере Краснодарского края был изучен вопрос использования информации о почвенных характеристиках земель при отнесении их к ОЦПСХУ в крае. Предложены варианты устранения пробелов земельного законодательства в области сохранения и повышения почвенного плодородия с учетом критериев отнесения земель к ОЦПСХУ, а также качественных характеристик почв и лимитирующих факторов многолетних культур.

Abstract. The article provides an analysis of the main legal acts regulating relations in the field of allocation of especially valuable lands. Various inconsistencies in the legislative framework were identified, the result of which is the lack of a unified approach when classifying agricultural land as especially valuable productive agricultural land (hereinafter referred to as EVPAL), the use of which for other purposes is not allowed without transfer. On the example of several regions of the Russian Federation, an analysis of approaches to state and regional regulation of the use of EVPAL is given. On the example of the Krasnodar region, the issue of using information on the soil characteristics of lands when classifying them as EVPAL in the region was studied. Options for eliminating gaps in land

legislation in the field of conservation and improvement of soil fertility are proposed, taking into account the criteria for classifying lands EVPAL, as well as qualitative characteristics of soils and limiting factors of perennial crops.

Keywords: agricultural land, regulatory framework, constituent entities of the Russian Federation, regional level, list of EVPAL, soil characteristics, limiting factors

Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, нормативно-правовая база, субъекты РФ, региональный уровень, перечень ОЦПСХУ, почвенные характеристики, лимитирующие факторы

Введение. Эффективное развитие любого региона осуществляется за счет использования земельных ресурсов. Наличие качественных земель является главным источником повышения экономического уровня региона. Особое значение в регулировании этого вопроса занимают земли сельскохозяйственного назначения, в первую очередь - особо ценные продуктивные с.-х. угодья.

Актуальность заключается в том, что эти земли являются одними из наиболее важных составляющих земельных ресурсов, т.к. обладают самым высоким почвенным плодородием угодий среди земель сельскохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий в последнее время подвергается сокращению за счет резкой урбанизации регионов, что в дальнейшем способствует расширению границ населенных пунктов и уменьшению сельскохозяйственных территорий. Тенденция к сокращению площади угодий, которые отличаются особой ценностью и продуктивностью, последовательно приводит к уменьшению площадей с плодородными почвами и соответственно урожайности с.-х культур, что далее влечет за собой и уменьшение доходов от сельского хозяйства регионов и страны в целом.

В значительной степени это связано с пробелами в земельном законодательстве по регулированию отношений в области обоснования отнесения земель к ОЦПСХУ

Цель: выявление недостатков в области правового регулирования ОЦПСХУ путем сравнения решений этих вопросов в различных регионах РФ. Установление влияния почвенных показателей на разработку критериев отнесения к перечням ОЦПСХУ. Предложение рекомендаций по устранению выявленных недочетов.

Результаты исследования и их обсуждения

Правоотношения в сфере определения, охраны и использования ОЦПСХУ регулируются совокупностью федерального и регионального законодательства. Федеральную часть представляют нормативно- правовые акты на рисунке 1.

ФЗ №101 от 16.07.1998 «О г осударственном регулировании обеспечения плодородия земель с.-х. назначения»

ФЗ N 172 от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Рисунок 1. Правовая документация в области регулирования ОЦПСХУ на федеральном уровне

Figure 1. Legal documentation in the field of regulation of EVPAL on federal level

В соответствии с п. 4 ст. 79 Земельного кодекса, к ОЦПСХУ относят:

- с.-х. угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования;

- с.-х. угодья, кадастровая стоимость которых значительно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);

- другие угодья [7].

Соответственно, к таким землям могут быть отнесены не только земли с высокой продуктивностью, но и опытных полей, имеющих различную продуктивность.

Последующие мероприятия в сфере ОЦПСХУ регулируются на региональном уровне законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

1 Анализ подходов в субъектах РФ

На примере нескольких субъектов РФ в таблице 1 исследуем нормативно -правовую базу в области выделения ОЦПСХУ.

Таблица 1. Данные нормативно-правовых актов в области регулирования

ОЦПСХУ нескольких субъектов РФ

Table 1. Data of normative legal acts in the field of regulation of EVPAL of several subjects of the Russian Federation

Субъект РФ Нормативно-правовые акты регулирования ОЦПСХУ Сельскохозяйственные угодья, подлежащие включению в перечень ОЦПСХУ

Ивановс кая область Закон Ивановской области от 31.12.2002 N 110-ОЗ "Об отнесении земель с.-х. назначения к особо ценным продуктивным с.-х. угодьям" 1)опытные поля и участки с.-х. предприятий, используемые для проведения испытаний; 2)с.-х. угодья государственных сортоиспытательных участков; 3)с.-х. угодья садоводческих и овощеводческих с.-х. предприятий под овощными севооборотами и многолетними насаждениями; 4)земли орошаемые с действующими оросительными стационарными системами; 5) с.-х. угодья, с превышающей кадастровой стоимостью на пятьдесят и более процентов средний уровень кадастровой стоимости муниципального района (городского округа)

Амурская область Закон Амурской области от 11 декабря 2003 года N 278-ОЗ «Об обороте земель с.- х. назначения на территории Амурской области» - с.-х. угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования.

Томская область Закон Томской области от 04.04.2008 N 57-ОЗ «Об особо ценных продуктивных с.-х. угодьях Томской области» 1)участки пашни высокоплодородной, которые используются для исследовательских и опытных целей, испытания сортов с.-х. растений, а также производства семян высших репродукций; 2) искусственно орошаемые с.-х. угодья и осушаемые земли с действующими оросительными стационарными и закрытыми осушительными системами; 3)с.-х. угодья плодопитомнических и отдельных специализированных отраслевых с.-х. предприятий, опытно-производственных подразделений научных организаций; 4)с.-х. угодья домов интернатов для

инвалидов и престарелых, школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот; 5) с.-х. угодья, чья кадастровая стоимость превышает на пятьдесят и более процентов средний показатель кадастровой стоимости муниципального района (городского округа)

Красно дарский край Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» часть 3 (введена законом Краснодарского края от 23.12.2020 № 4395-КЗ) -с.-х. угодья, под многолетними насаждениями (чайными плантациями, виноградниками, садами и другими многолетними насаждениями), а также с.-х. угодья, которые не менее 5 лет в течение последних 50 лет использовались для возделывания насаждений винограда, -с.-х. угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, -с.-х. угодья, чья кадастровая стоимость превышает средний показатель кадастровой стоимости с.-х. угодий муниципального района (городского округа) более чем на 5 процентов

Из представленных данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что отнесение земель к статусу ОЦПСХУ, подкрепленному нормативно -правовыми актами субъектов РФ, разнится в каждом отдельном регионе.

В состав ОЦПСХУ рассмотренных субъектов включены различные сельскохозяйственные угодья, в зависимости, в основном, от районной специализации. Использование в нормативной документации субъектов РФ совершенно разных правил и отсутствие единого подхода привело к тому, что перечни ОЦПСХУ отличаются информативностью и также имеют региональные различия. Для наглядности в таблице 2, 3 сравним перечень ОЦПСХУ нескольких субъектов РФ.

Таблица 2. Пример перечня ОЦПСХУ Воронежской области

Table 2. An example of a list of EVPAL of the Voronezh region

I. С.-х. угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций

N п/ п Местоположе ние земельного участка (адрес) Пло щадь Земель ного участка Кадастро вый номер земельного участка Разрешенное использование земельного участка Правообла датель земельного участка

Богучарский муниципальный район

1 Определено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Сам ориентир граничит с восточной стороны с балкой Песчаный Яр. 101,00 36:03: 5400013:41 Для производства с.-х. продукции ООО «Богучарс кая СССФ НИИ масличных культур»

Таблица 3. Пример перечня ОЦПСХУ Саратовской области Table 3. An example of a list of EVPAL of the Saratov region

№ п/п Местоположение земельного участка (наименование муниципального района Саратовской области) Кадастровый (условный) номер земельного участка Площадь земельного участка (кв. м) Кадастровая стоимость земельного участка

1 2 3 4 5

С.-х. угодья, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу)

1. Александрово-Гайский 64:01:060305:2 4 320 000,00 6 091200,00

2. Александрово-Гайский 64:01:000000:39 2 517 249,00 966 425,55

3. Александрово-Гайский 64:01:010301:11 329 166,00 286 374,42

Искусственно орошаемые с.-х. угодья со стационарными оросительными системами

1. Воскресенский 64:09:010201: 628 426 000,00 604 920,00

2. Воскресенский 64:09:010201: 629 2 414 000,00 3 427 880,00

3. Воскресенский 64:09:010201: 508 497 000,00 705 740,00

В перечне ОЦПСХУ Ивановской области содержатся сведения только о месте расположения и площади особо ценных продуктивных с.-х. угодьях. Но в приложении публикуется графическая часть с изображением ОЦПСХУ.

Пример оформления графической части перечня ОЦПСХУ Ивановской области представлен на рисунке 2.

Масштаб 1:10 ООО

Условные обозначения

| ] - граница особо ценных сельскохозяйствееных угодий

Рисунок 2. План границ ОЦПСХУ, расположенных на территории Ивановского муниципального района д. Востра

Figure 2. Plan of the borders of the EVPAL located on the territory of the Ivanovsky municipal district of the village of Vostra

Как видно из представленных данных, наиболее информативным является перечень ОЦПСХУ Воронежской области, где указаны сведения о местоположении, кадастровом номере, площади, разрешенном использовании, правообладателе участка, средний уровень кадастровой стоимости по МО и ее удельный показатель. Но на графическом приложении перечня ОЦПСХУ Ивановской области наглядно изображены границы участков особо ценных с. -х. земель, что является важным информационным ресурсом.

2 Подходы к выделению ОЦПСХУ в Краснодарском крае

В Краснодарском крае при всем многообразии к обоснованию отнесения (земель) почв к категории «особо ценные» необходимо руководствоваться законодательной инициативой депутатов ЗСК в 2020 г внесенной в статью 18 краевого Закона «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».

«.. .к особо ценным будут относиться три категории земель - это земельные участки,

- занятые многолетними насаждениями, в том числе чайными плантациями и виноградниками;

-земли опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений вузов;

-с-х угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельхозугодий муниципального района более чем на 5%.

Оптимальным для многолетних насаждений (сада, виноградников, чайных плантаций), считается максималистский подход, который возможен при наличии земельных ресурсов и основывается на жесткой выбраковке участков, где в почвах присутствуют лимитирующие факторы.

Вероятностный подход, который предполагает учитывать лимитирующие факторы почвы, а далее определять возможное снижение продуктивности

насаждений, обусловленное такими факторами в настоящее время разработан недостаточно.

Почвы, благоприятные для многолетних насаждений, часто оказываются лучшими для возделывания другой сельскохозяйственной продукции, например, культур первой необходимости - зерновых, овощных, кормовых. В различных регионах эта конкуренция часто оборачивается не в пользу садоводства. В большинстве случаев она зависит от таких почвенных свойств, которые проявляют негативное влияние на рост и продуктивность плодовых растений. Поэтому важен поиск тех свойств, которые, по С.Ф. Неговелову, определяются предельно допустимыми показателями (по лимитирующим факторам) и являются основанием оценки пригодности почв определенного участка под многолетние культуры и, следовательно, отнесения к ОЦПСХУ

[14].

Основой для положительной почвенной оценки участка может являться расчет экономического эффекта, если он удовлетворяет производство, то почвы участка следует использовать для выращивания планируемой культуры (сорта).

Когда экономическая эффективность низкая, но хозяйство заинтересовано в создании многолетних насаждений, то выделяются два варианта:

-предпочтительнее отбор плодовой породы, сорта, сорто-подвойной комбинации, которые более адаптированы к эдафическим условиям определенного участка и могут гарантировать высокую продуктивность,

-осуществление необходимых мероприятий в мелиоративной области, ориентированных на полную ликвидацию или понижение негативного влияния ограничивающих (лимитирующих) факторов почвы.

Резюмируя выше сказанное: методика оценки обоснованности выделения ОЦПСХУ заключается в следующем:

-почвенные выделы, где отсутствуют лимитирующие факторы, оцениваются в 100 % относительной продуктивности,

- когда такие факторы присутствуют (сильная щебенчатость, высокая плотность почвы, малая мощность корнеобитаемого слоя, высокое содержание карбонатов, различных токсичных солей, поглощенного натрия и др.), выявляется среднеарифметический показатель (х) и квадратичное отклонение количественных значений этих факторов (S).

На основании количественных показателей почвенных лимитирующих факторов, взаимосвязи площадей с различным минимальным, средним и максимальным наличием таких факторов, с одной стороны, и сведениями по относительной продуктивности в соответствии с рассматриваемым лимитирующим почвенным фактором, с другой, рассчитывается средневзвешенная продуктивность рассматриваемого почвенного вида.

А сведения об оценке и соотношении площадей почвенных видов дают возможность определить средневзвешенную «оценку почвенного покрова участка, планируемого под многолетние насаждения.

В проекте краевого закона довольно четко установлены критерии отнесения земель к особо ценным, ввиду чего законодательно будет введен запрет на любое другое их использование».

Отсутствие четкого разграничения между понятиями «.пригодные под насаждения» и «.занятые насаждениями» в определенной степени компенсируется положениями постановления главы администрации (губернатора) края Ткачева А.Н. от 17 февраля 2006 года «Об утверждении критериев отнесения земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения к землям, не пригодным для осуществления сельскохозяйственного производства», хотя существует ряд спорных моментов, которые урегулируются только в судебном порядке. К примеру, предложение о возможной виноградопригодности земель, «.которые использовались в целях возделывания виноградных насаждений не менее 5 лет в течение последних 50 лет» вызывает большое количество вопросов (когда были эти 5

лет, каков сортовой состав использовался, какая продуктивность достигалась, изменились ли состав и свойства почв в настоящее время).

Выводы и предложения: учитывая вышеуказанные данные можно заметить, что в регулировании ОЦПСХУ в регионах страны складывается различная практика. Земельный Кодекс РФ в полной мере не обеспечивает сопровождение передаваемых полномочий субъектам по назначению критериев выделения ОЦПСХУ, что ведет к отсутствию единой системы отнесения с. -х угодий к ОЦПСХУ. Отсутствие государственного контроля в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения, недостаточное внимание к почвенным показателям повышения плодородия, повлекло за собой многообразие региональных правовых документов.

Анализ выделения ОЦПСХУ в Краснодарском крае показал, что методика выделения основана на выявлении земель, учитывая присутствие лимитирующих факторов почвы. Но возможное снижение продуктивности, вследствие влияния этих почвенных факторов, учитывается недостаточно. В нормативно-правовой базе края, регулирующей ОЦПСХУ, выявлены существенные недочеты, влекущие за собой площадное уменьшение ценных плодородных угодий.

Принимая во внимание указанные недостатки в выделении ОЦПСХУ, выявляется необходимость комплексного нормативно-правового подхода в этой области. Во-первых, на федеральном уровне должен быть осуществлен постоянный контроль за рациональным использованием таких земель и защиты от перевода в другие виды пользования путем внесения поправок в уже существующую документальную базу [9].

Методика и критерии отнесения земель к ОЦПСХУ необходимо устанавливать отдельно по регионам, учитывая специализацию, структуру почвенного покрова и виды выращиваемых культур. Перечень отнесения земель к ОЦПСХУ должен быть представлен в единой информационной

форме с указанием основания данных о землях, входящих в этот перечень с графическим изображением для наглядности.

Подробную информацию по состоянию почвенного покрова и соответствие его категории ОЦПСХУ рекомендуется получить, используя, например, геоинформационные технологии (далее ГИС). Предлагается создание базы данных ГИС с информацией о почвах и рельефе территории района. Также в ГИС вносятся контуры опытных полей и участков при их наличии в районе [10].

Только учитывая приведенные рекомендации можно попытаться устранить недочеты в федеральном и региональных законодательствах, следовательно, определить почву и ее характеристики, как основной элемент при разработке мероприятий по сохранению и повышению почвенного плодородия.

Список источников

1 Власенко В. П. Оценка качества почв как источник информации для расчета кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края / В. П. Власенко, Ю. Р. Ковалева // Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений: Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 23 апреля 2021 года / Отв. за выпуск Е.В. Яроцкая. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. - С. 54-59

2 Закон Амурской области от 11 декабря 2003 года N 278-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области»

3 Закон Ивановской области от 31.12.2002 N 110-ОЗ "Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»

5 Закон Краснодарского края от 23.12.2020 № 4395-К3 "О внесении изменения в статью 18 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"

6 Закон Томской области от 04.04.2008 N 57-ОЗ «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях Томской области»

7 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _33773/

8 Конституция РФ от 12.12.1993[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

9 Носов, С. И. Опыт выделения особо ценных земель в Российской Федерации / С. И. Носов, Б. Е. Бондарев // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 112-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 10-14 апреля 2019 года / Под редакцией В. И. Ресина. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019. - С. 119-123

10 Савин, И. Ю. О выделении особо ценных сельскохозяйственных земель / И. Ю. Савин, А. П. Псарева // Бюллетень Почвенного института им. В.В. Докучаева. - 2020. - № 102. - С. 143-163. - DOI 10.19047/0136-1694-2020102-143-163

11 ФЗ №101 от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/

12 ФЗ №101 от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19434/

13 ФЗ N 172 от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 50874/

14 https://racechrono.ru/ekologiya-plodovyh-kultur/5410-principY-ocenki-prigodnosti-pochv-i-racionalnogo-razmescheniya-plodovyh-kultur.html

References

1 Vlasenko V. P. Ocenka kachestva pochv kak istochnik informacii dlya rascheta kadastrovoj stoimosti zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya Krasnodarskogo kraya / V. P. Vlasenko, YU. R. Kovaleva // Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya zemel'no-imushchestvennykh otnoshenij: Sbornik statej po materialam III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 23 aprelya 2021 goda / Otv. za vypusk E.V. Yarockaya. - Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet imeni I.T. Trubilina, 2021. - S. 54-59

2 Zakon Amurskoj oblasti ot 11 dekabrya 2003 goda N 278-OZ «Ob oborote zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya na territorii Amurskoj oblastI»

3 Zakon Ivanovskoj oblasti ot 31.12.2002 N 110-0Z "Ob otnesenii zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya k osobo cennym produktivnym sel'skokhozyajstvennym ugod'yam"

4 Zakon Krasnodarskogo kraya ot 5 noyabrya 2002 goda N 532-KZ

«Ob osnovakh regulirovaniya zemel'nykh otnoshenij v Krasnodarskom krae»

5 Zakon Krasnodarskogo kraya ot 23.12.2020 № 4395-KZ "O vnesenii izmeneniya v stat'yu 18 Zakona Krasnodarskogo kraya "Ob osnovakh regulirovaniya zemel'nykh otnoshenij v Krasnodarskom krae"

6 Zakon Tomskoj oblasti ot 04.04.2008 N 57-OZ «Ob osobo cennykh produktivnykh sel'skokhozyajstvennykh ugod'yakh Tomskoj oblastI»

7 Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 №136-FZ [Ehlektronnyj resurs] // Konsul'tanTPlyus. - Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 33773/

8 Konstituciya RF ot 12.12.1993[Ehlektronnyj resurs] // Konsul'tanTPlyus. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/

9 Nosov, S. I. Opyt vydeleniya osobo cennykh zemel' v Rossijskoj Federacii / S. I. Nosov, B. E. Bondarev // Sovremennye problemy upravleniya proektami v investicionno-stroitel'noj sfere i prirodopol'zovanii: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 112-letiyu REHU im. G. V. Plekhanova, Moskva, 10-14 aprelya 2019 goda / Pod redakciej V. I. Resina. -Moskva: Rossijskij ehkonomicheskij universitet imeni G.V. Plekhanova, 2019. - S. 119-123

10 Savin, I. YU. O vydelenii osobo cennykh sel'skokhozyajstvennykh zemel' / I. YU. Savin, A. P. Psareva // Byulleten' Pochvennogo instituta im. V.V. Dokuchaeva. - 2020. - №° 102. - S. 143-163. - DOI 10.19047/0136-1694-2020-102143-163

11 FZ №101 ot 24.07.2002 «Ob oborote zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniYA» [Ehlektronnyj resurs] // Konsul'tanTPlyus. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37816/

12 FZ №101 ot 16.07.1998 «O gosudarstvennom regulirovanii obespecheniya plodorodiya zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniYA» [Ehlektronnyj resurs] // Konsul'tanTPlyus. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19434/

13 FZ N 172 ot 21.12.2004 «O perevode zemel' ili zemel'nykh uchastkov iz odnoj kategorii v druguYU» [Ehlektronnyj resurs] // Konsul'tanTPlyus. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 50874/

14 https://racechrono.ru/ekologiya-plodovyh-kultur/5410-principy-ocenki-prigodnosti-pochv-i-racionalnogo-razmescheniya-plodovyh-kultur.html

© В.П.Власенко, С.К.Пшидаток, М.В.Быкова, 2022. International agricultural journal, 2022, № 1, 442-458.

Для цитирования: В.П.Власенко, С.К.Пшидаток, М.В.Быкова К вопросу выделения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в России// International agricultural journal. 2022. № 1, 442-458.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.