ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО Том 69. ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА 19Й г.
К ВОПРОСУ ВЫБОРА ОТНОШЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЦИЛИНДРОВ ПАРОХОДНЫХ МАШИН ДВУКРАТНОГО РАСШИРЕНИЯ
И. Н. БУТАКОВ И Е. Н. ШАДРИН
В паровых машинах речного флота мы оказываемся ограниченными в выборе периодов действия пара в цилиндрах условиями парораспределительных органов. Так, например, коробчатый золотник может обеспечить степень наполнения обычно не менее 50—60% хода поршня; при золотниках Трика-Вейсса степень наполнения не бывает обычно менее 35% хода поршня и т. д. Эти условия предопределяют выбор отношения объемов цилиндров машин компаунд, будучи поставлены в связь с требованием распределить работу по возможности поровну между цилиндрами.
Исходя из равенства весового количества насыщенного пара, проходящего через машину, имеем, приняв приближенно, что вредный расход пара будет одинаковым для обоих цилиндров
V 0Цвд (т0 н- в) = Yr Оцнд{М0 + Е).
Пусть £ и Е—степени наполнения в частях хода поршня в ЦВД и ЦНД, ^ и С —степени сжатия, т и М — вредные пространства в частях рабочего объема в цилиндрах, Рх и Р2'~ давления впуска пара в ЦВД и выпуска из ЦНД в конденсатор в ama, Рг — давление в ama при впуске в ЦНД, р = 1,05—коэфициент, характеризующий увеличение противодавления в ЦВД против Рг. Тогда
9Рг(с-\-т) ЛД я. Я2(С4 М)
Ру Рг
Полагая приближенно ^ — ¡л Рх и ~>г=рРп а также называя 8 = отно-
Оцвд
.шением объемов цилиндров, получим
ЬР,{Е + М)+?(с + т)Рг — ЪР2(С + М)-Р1(т + е) = 0 (1)
Как видно, зависимость между Рг и 5 гиперболическая. Из уравнения (1) ■определяем
Р Оя_]_.)_ Р Р-ЛС+М)(С + т) ' _ Р. (от + в) - Р Рг(с+т) _ р {с+т) и Е+М
РГ{Е+М) — Р2(С+М) Е \ М Рг (Е -р М) — Р2 (СЖ)
Если Рг = со, то 8 = - ■ Если 8 д оо, то рг== -3 <<С + М) Не-
Е+М Е+М
обходимую точку для построения гиперболы найдем, полагая 8 — 0. Тогда 0 Рх (т -4- г)
— ——-. 1 ипербола построена на фиг. 1 для нижеуказанного част-
■Р(с + т) того примера.
Для среднего индикаторного давления ЦВД записываем
Р/ » Ъцвд />1 — к2 р Рг) = Оцвд !
Р\ (т + е)-\-ЪР2(С + М) Ь{Е + М)-+р{с + т)
лЦвд £ + $цвд (е + т) 1п 1 — с + (с + т) Ь
1+т
е —[— /7г и
т-\-с
Рх
т
6 7 8 <?
Фиг. 1
что преобразовывается таким образом:
14-т
причем /Г= (£+М)
е + т
Рх-
Рр2 (С + Л1) 1 - с + (с + т) 1п
, т + с
т
(¿ = 9 °цвд (с + т) £ <хцвд е + $нвд (е т)
1п
1 + т е + т
Рг~
/п -}- с т
Уравнение (2) характеризует опять гиперболу. Определяем
п__Рр(с + т)
П — п (г Л- Р,' п(гЛ- »|Л 4
Е + М
0-р(с + т)Р/ _ р(с + т) ! ^_
(Я + Л^Р/ —£ + М ' (Е + —/=*
Если Зг^оо, то Р{
Если Р,' — со, то §
р (с + т)
(2)
Необходи
мую для построения гиперболы точку находим, полагая Р/— 0, Тогда
Q
Наконец, для среднего индикаторного давления ЦНД получаем
p;> = vmd(k"Pr~ k2 Р2)
°цнд
а цндЕ+%нд{Е + М)\ъ
- Р2
1 +м
Е-\- М _ 1 -С + (С + Ж)1п
Р, (wi + e)4-S/>8(g + 0t)
8(£ + M)-f р(с + /я) м
откуда
(Е -1- М) Ь - Pí' + р (с + т) P¡' - Р Ь - S = О, т, е. и здесь зависимость между Р" и §• гиперболическая, причем
1+М
(3)
Р=ацнд-Р.лс + М) ~owdP,(E + M)
аинд Е + (Е -j- М) 1п 1--С + (С4~Ж)1п
S—.o4Hd-Pl (т 4-е)
Зцнд Р2р(с-\- т)
а»нд Е + рцнд (Е + М) 1п
if+C М
i + м
1 — С + (С + Л1) ln
м
Для нахождения асимптот имеем
S-?{c + m)P!' = р(с + т) {Е М) Pí — Р Е + М
Р (с + т).Р Е+М
{Е-\-М)Р? — Р
Если 8 = со, то Р/=—-—. Если = со, то 3 =---Р (<? + '")
Е-\-М £ + 3/
ходимую точку для построения последней гиперболы в целях уменьшения масштаба чертежа целесообразно определять из условия Р{ — Р", чем обусловливается равенство 8, т. е.
Q — p(c + m) Р{
S — p(c + m)Pi"
(E-j- M)Pi — F (E -j- M) P " -— P
Заменяя в правой части Р" равною величиною Р/, получаем
Pí
QP — SF
(E-\-M){Q-S) + P(c + m)(P-F) '
чему отвечает определенная точка на гиперболе /У, которую и принимаем за искомую точку для построения гиперболы P¿".
Выстроив гиперболы для Р[ и Р" в зависимости от 8 и уменьшив ординаты гиперболы Р{ в 8 раз, найдем точку пересечения этих гипербол, абсцисса которой и дает искомое отношение объема 8, обеспечивающее равенство работ в обоих цилиндрах.
На фиг. 2 построены гиперболы Р/ и Р" для частного примера-е = £-0,6; с — 0,08; С = 0,15; М = 0,85; =0,80; р = 1,05; m =0,12; М = 0,08; Р1 = 10 ama-, Р2 = 0,2 ama-, ацвд = 0,96; оцнд = 0,93; ачв(5 = 0,93;
3. Изв. ТПИ, т. 69
33
з««<? = 0,90. Пересечение гипербол получается при 8^6,3, когда Р//о = Р/;. В практике проектирования речных пароходных машин чаще всего при-
Р'
нимают 3 = 3 — 4,5. Как видно из фиг. 2, при этих условиях Р/'>—,
8
что имеет место при степени наполнения ег=£==0,6. В случае же уменьшения степени наполнения в ЦВД, а значит и в ЦНД, давление в ЦНД Рг будет падать (фиг. 1), в соответствии с чем будет уменьшаться Р", так что будет происходить выравнивание мощностей в обоих цилиндрах.
Р, (2
10
р1 --- — ——
А
/л ЛуС //
У / // £
1 —
5 б Фиг. 2
ю • <?
Из цифровых данных частного примера видно, что в ЦНД приняты меньшие значения 8^=0,93, рч„д = 0,8и зависящая от ^«¿величина ацнд. В отношении Оцнд это объясняется тем, что величина предварения выпуска в ЦНД больше, чем в ЦВД, а также и тем, что в речных машинах вакуум устанавливается обычно не сразу (в начале хода он бывает хуже). Что же касается меньшей величины $-ЦНд, то она обусловлена предшествующим расширением пара в ресивере и в ЦНД, которое создает понижение давления, особенно заметное при малых размерах ресивера перед моментом отсечки пара в ЦНД.
Обращаясь теперь к машинам перегретого паре, можем записать уравнение постоянства весового количества пара, проходящего через машины, в таком виде
¡пер
'Оцвд (е 4- /По) = 7г'Оцнд (Е + Ж0).
Так как приближенно можно принять, что удельные объемы перегре-
1 1
того пара изменяются как для газов, т. е. - : —~ТПеР:Ти где и
7 пер 71
Тг — удельный вес и абсолютная температура насыщенного пара того же
Т
давления, то р\.-— (г + ^о) = 3 .рг{Е-{- Л4). Обычно принимают, что в
Тпео •
ЦНД уже работает насыщенный пар. После внесения поправок на пере-
/14 п РЛС+М)
гретый пар из уравнения (1) получаем асимптоты: Рг— —:—(остается
без изменения) и 3—--^/^^-Р (с + Асимптоты гиперболы (2) полу-
Е~\~М
чают вид /V = ——- (остается без изменения) и § =--Тг/Тпер- ^
Е -\-М Е-\~М
причем необходимая точка для построения гиперболы 8 = —.
Наконец, для асимптот гиперболы (3) имеем в случае перегретого пара
Р/'=—~— (остается без изменения) и 8 =--Т11ТМр.р(с-{-т) точкаги_
Е + М Е + М
перболы остается такой же, как для насыщенного парэ. Гиперболы в случае перегретого пара построены на той же фиг. 2 для того же частного примера, как и для насыщенного пара, но нанесены пунктиром. Из фиг. 2 видно, что Р//3 оказывается уже выше РД Поэтому-то является совершенно правильным указание на необходимость в случае перегретого пара иметь для выравнивания мощности в цилиндрах степень наполнения в ЦВД больше, чем в ЦНД, так как при этом будет повышаться Рг (пунктирная гипербола на фиг. 1).