ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО Том 09. ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА 1952 г.
ИЗМЕНЕНИЕ МОЩНОСТИ ПАРОХОДНОЙ МАШИНЫ КОМПАУНД ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СТЕПЕНИ НАПОЛНЕНИЯ
И, Н. БУТАКОВ и Е. Н. ШАДРИН
Среднее индикаторное давление, как известно, может быть для ЦВД выражено в виде
= /СрРг),
где К\—усредняющий коэфициент переднего давления, Кг—то же заднего давления, каковым является р Р/, причем Рг — давление при впуске в ЦНД, а р ~ 1,05 — коэфициент, характеризующий падение давления при перетекании пара из ЦВД. При изменении степени наполнения ЦВД будут меняться Л*!, Кг и Рг. Для К\ в случае насыщенного пара имеем
Ку = Ъцвд. £ + • о + т). 1п 1 ,
г + т
* где т —вредное пространство ЦВД в долях рабочего объема цилиндра,, аЧвд = 0,93 — усредняющий коэфициент впуска, а $нвд = 0,85 — коэфициент,. характеризующий падение давления в момент отсечки. Положив х = е + преобразовываем
К\ — иЦвд • х— ачва . 1И.+ §цвд . х. 1п (1 + т) — %вд — х . \пх .
Чтобы избавиться от 1пх> прибегаем к разложению в строку, причем для возможности игнорирования всех членов разложения, начиная со второго, х под знаком 1п умножим на некоторый множитель ф>1, прибавив одновременно величину $Цвд • х . 1пф. Тогда
К\ = х[ацвд + $цвд. 1п (1 + т) + $цвд . 1п ф] — ацвд .т — 2 $цвд . х . , 1
фх+1
или
ф [<*цвд + Рчва. 1п (1 + т) + Рч«а. 1п ф — 2 $цвд] х2
+ [йцвд + $цед. 1п(1 + т) + $цвд. 1п ф — ацвд. т . ф + 2 рчвд -^Кг]х —
— Кх — (1)
Это уравнение гиперболы. Считая, что в пароходных машинах обычные колебания л: = 0,3 0,8, для возможности игнорирования второго члена
разложения в строку \ntyx принимаем
ф = —= 3,3- 1,25,
л:
держась ближе к средним значениям ф = 2ч-2,5 и так, чтобы множитель при х2 уравнения (1) превращался в нуль в целях упрощения задачи.
Если взять рчвд = 0,85; ачв<? = 0,93; т = 0,08, получим ^ ="2,3, когда указанный множитель делается равным нулю. Тогда для определения асимптот имеем
/( — 1ачвд+ $цвд . 1п(1 + пг) -}- $Цвд. 1п ф — ацвд. т . ф 4- 2 $цвд] ~ ■ /и __
' _ + Рчвд Лп( 1 4- т)+рцва. 1п ф — аЧва • пг, ф 4 2 р^]
[««*? + Рида .1п(1 4 т) 4- ■ 1п ф — . пь. ф 4- 2 р,^]
г--; . т
фл+1
Если Кх — со, то ф* -{- 1 = 0 или х =--— . Если х = со, то
6 1
Для указанных ниже численных значений частного примера имеем Кх = 1,4 и — 0,43. Необходимую точку для построения гиперболы
! ; КЯ ; | |
( / м- |
- -1— 1 1._ 08
1 1 оь | 1 ' 1 1 \
-ч И .1 04 ! 1 ' 1
Iх _ 0/2. __I Т— 1
) л "Г 1 1
8 1.5 1А\ 12 I Й8| Об ОА 0.2 0.1 ¡02 0.5 №.6 К>/ X \
1 к • 0.2 \ 1 ! 1 1 \
1 03 1 .----------
!
% 0,5 1 ' '
0,5 — \1 1
Х-Е-М ' | 1 1
Фиг. 1
найдем, полагая х ~ 0, когда К\ — —0,074. Гипербола К\ построена на фиг. 1, как функция х.
Что касается коэфициента заднего давления /С, то для него имеем
Кг = 1 — с 4- <р{с4- т) Ь — 1 — 4 <р 1п т) 4- т 4-® г 1п г,
т
если обозначить г— са через <р — коэфидиент, характеризующий мятие пара к моменту начала сжатия, Зная, что г обычно нахо-
дится в пределах г = 0,1 и, следовательно, множитель при г под зна-
ком 1п при разложении в строку с игнорированием второго члена разложения может быть = позволительно принять ф1 = 5, учитывая, что Кг^> 1, почему неточность от исключения второго члена разложения будет ничтожной. Тогда получаем
ф[2ср — 1 — 91п (т ФО] г2 + — 2<р — 1 - ср Щт$)]г —
-^Кгг-Кг+1 + т = 09 (2)
т. е. опять зависимость гиперболическая.
Полагая г = 0, найдем точку гиперболы, необходимую для ее построения, когда Кг — 1 + ш = 1,08. Для определения асимптот имеем
л
р-
Аг1 + рг -М 4- т = Аг ,________
Кг~ фГг + 1 б, ^г+1
При Кг — оо получаем
г = - — = -0,2.
ь
Для второй асимптоты имеем уравнение прямой
= +-Г—^^— = 12ср — 1 — ср 1п+
Гипербола построена на той же фиг. 1 с расположением ее в левом верхнем углу прямоугольных координат (второй квадрант) по причине, видной из нижеследующего.
Между степенью наполнения * и степенью сжатия с существует в каждой пароходной машине своя определенная зависимость. Последняя для золотниковых приводов, обеспечивающих равенство линейных опережений впуска при изменениях степени наполнения е (Джоя, Гакворта, Клуга и др.), близка к прямой вида — Ьх. е, где а1 и Ь1 — некоторые
постоянные меньше единицы, разные для разных машин. На фиг. 2 изображена. например, такая зависимость для ЦВД вида с = 0,31 —0,35 в, и следовательно,
' г = с-\-т = ал-\-т-\- Ьхш — Ь1х^и1 — Ь{х ~ 0,42 — 0,35 х.
При откладывании л; по оси абсцисс в первом квадранте (фиг. 1) значения г получаются на оси ординат этого же квадранта, так что величины Кг для значений 2, а следовательно, и х, удобно иметь на оси абсцисс второго квадранта.
Обращаясь теперь к изменениям Рг в зависимости от х, запишем уравнение постоянства весового количества пара, проходящего через машину
Т1Р](т0 + е)-т^2(М0 + £), (3)
где
м^м- р*<°+м> . Т1=5.Р,.
' 1 Рг
и Е=д-{-1г,
причем, в случае <7 = 0 и ¿ = 1 имеем £ = е, как это рекомендует, например, П. Г. Руфанов (Повышение эффективности работы речных паро-
Р
вых машин, 1946, стр. 51). Полагая —- = 8 — отношение объемов цилинд-ров, получаем [3] следующее уравнение:
(р&, — Ы)Рг. х-\-(Ыт — $и1 — ЬМ — Ъд)Рг-\- (Рг — I ЬРф2) х +
+ Р%Щг — дЬ2 - МЬ2 + 1тЬг) = 0 (4)
Здесь и2 и Ь2 в ЦНД то же самое, что их и в ЦВД, т. е. в ЦНД
Z— щ — b2 X, где Х = Е~f Ж, a Z~C-\-M. Уравнение (4) —гипербола. Для определения асимптот ее имеем
К
Pr = - F*x + Ki = _ h. __
Л jx + i?! Ах AiX + Bi
В Ft
При Рг = со для л; — - -—-—. При л; = ос для Рг =--. Необхо-
Аг Ах
димую точку найдем, полагая х — 0, когда Рг =--^—. На фиг. 3 изоб-
ражена гипербола, причем принято для частного примера: р = 1,05; ^ — 0,35; ¿=1; М=т = 0,08; ^ = 0,42; <7 = 0; = 10 ama; Р2 = 0>2ата; Ь, — 0,35; и2 — 0,42; 5 = 4.
Кривой переднего давления ЦВД оцвд.Кгри как функции х, может быть та же гипербола Кг = fi(x), если за масштаб чертежа принять масштаб фиг. 1, уменьшенный в о4в0.Р, раз. Перемножение ординат гиперболы pr = f2(x) на соответственные ординаты гиперболы Kr~ f(z) для одних и тех же абсцисс х (фиг. 1) дает кривую изменения заднего давления в ЦВД Сцвд - р . Кг Рг в функции х, причем ординаты последней кривой долж-
ны быть отложены в том же масштабе, как и кривая Раз-
ность ординат кривых
{вцвд * К\.Рг — Зцвд • АГ/- • Р . Рг)
на фиг, 4 для любого значения л; определяет величину среднего индикаторного давления Р{ в ЦВД, как функции ;с.
Рг 2.5
1.5
Q5
/
О 0J 0,2 03 O/i 0,5 <7.5 G7 0$ X
Фиг. 3
Аналогично ведем построение для кривых переднего и заднего давлений в ЦНД, исходя из основного уравнения Р* —o4Hd(KiPr—K%P%h Здесь K^—f^X) есть та же самая гипербола K\~fi{x)> как на фиг. 1)1(пользо-
p¿
8
7
6 5 Á
ЗГ 2 í
-- / —.— iy ! \ \ | »
& • | , t i
У 1 íP-К-гРъ
Í \
i j ¡ i I - i
\ s 1 I 1 ¡
о,1 г? 2 аз оА os о,б Фиг 4
0,7 0,8 X
ваться которой надлежит, однако, так, чтобы по заданным значениям? Х= Е-\-М на отрицательной оси ординат (4 квадрант) на положительной' оси абсцисс (первый квадрант) находить соответственные значения х,. пользуясь прямой
Х=Е-\-М =— ¿м+ ¿х— <2 +¿X,
построенной в четвертом квадранте, а по значениям х отыскивать отвечающие им величины ординат (в первом квадранте) по гиперболе Кх на фиг. 1. Помножая последние ординаты на ординаты кривой Рг = /^(х) на фиг. 3 для одних и тех же заначений х и откладывая произведения в масштабе фиг. 4, получим кривую изменения переднего давления в ЦНД.
3 2,5 2
(.5
I
0,5
О 0,1 0,2 0.3 0,4 0.5 0,6 0,1 0.8 X Фиг. 5
^кнд'Кх.Рп как функции х (фиг. 5). Тут же строим кривую оцнд.Кг .Р*» как произведение оцнд.Р2 на /С2=/5(^), для чего пользуемся фиг. 1, где по данной величине Х=Е + М находим а через последнюю величину отыскиваем Z, значениям которого соответствуют определенные величины К2 = КГ- Ординаты кривой о^нд. К2. Р2 —/¿х) откладываем на фиг. 5 в масштабе фиг. 4а Разность ординат оцнд,Н14Рг — ацнд.К2-Рг дает Р' в функции х. На фиг. 6 построена кривая изменения совокупного среднего индикаторного давления
р/
Рг I —— —урц
о
как функция х.
На разобранный пример надо смотреть как на частный случай, иллю- • стрирующий общий метод решения такой довольно сложной задачи переменного режима пароходной машины. Не надо при этом упускать из вида, что построение гипербол коэфициентов переднего и заднего давлений может быть выполнено раз навсегда для разных значений вредных пространств. Специфическими же являются кривые зависимости между степенями наполнения и сжатия ЦВД и ЦНД, а также, в связи с этим, кривые среднего ресиверного давления в зависимости от л: в ЦВД,
/ ■
[ !
1
Г """
•
9" * 'Ря
/ 1
A 3 ^^ \ * i
2,5 i i i i ...,„ " - H- I ! 1 i
2 ^jff \ \ !
iß -i-- i j
1 / -
45 }
■- ——......
0 Of 0,2 Ot3 0.4 0,5 0,6 0,7 Qfi X
Фиг. 6
В случае применения перегретого пара усредняющий коэфициент переднего давления имеет вид
Кп — &цвд ■ £
$цвд
П— 1
(е + т)
-f-т \п
1 + т .
Здесь п — показатель политропы, зависящий от давления и температуры пара. Назовем
Тогда
1 -f- //г
Inj/ = (п— l)\nx— (п— 1) ln(l -j- tn).
Вводя коэфициент <|)я>2 и разлагая в строку 1пфял;( получаем после преобразований
\г\у — (п— 1) | 1— —1пфл(1+/п)
Ф»*+1
Асимптота гиперболы при lnj/«=oo будет
а при х — оо Если * = то
п
1пву = (п-1)[2-1пфя(1 f m)].
In у = (/г— 1)[ — 2—1пфя(1 -Wn)].
На оси ординат против значений Inj; надо поставить их числа и построить зависимость y—f(x). В результате получаем
причем
Кривые
Кп — х
z,
*цвд . Ш —
п — 1
xy = Zl—~ Z2y
ацвд~{-
tl — 1
z>= —
<*Цвд. //г—уравнение прямой,
ху
п— 1
в зависимости от х можно построить для разных значений п. Тогда значения для Кп получаем, как указано на фиг. 7.
Уравнение (3) для постоянства весового количества пара, проходящего через машину, в случае перегретого пара, перепишется в виде
Т,
■ Т1 + £) = Т2 (М0 4- Е),
пер
где Тх и Тпер — абсолютные температуры насыщенного и перегретого пара начального давления в ЦВД. В соответствии с этим гипербола Рг=/г(х) на фш\ 3 займет другое положение и получатся изменения положения-кривых оцвд. р . Кг.Рг и Р{ на фиг. 4.
В заключение необходимо заметить, что при изменениях степеней г и Е наполнения в ЦВД и в ЦНД будут меняться в какой-то мере коэфи-циенты а, р и а, что может быть определено только опытным путем. В •соответствии с обобщением опытных материалов потребуется, вероятно, внести некоторые поправочные коэфициенты к значениям Р/ и Р/, полуденным на основе вышеизложенных соображений.
ЗАМЕЧЕННЫЕ ОПЕЧАТКИ
Стр. Строка | Напечатано Следует
24 2 снизу 1Г = S Р Tr=S Pr
41 4 сверху цитированая цитированная
57 5 сверху термо-игидродинамические термо- и гидродинамические
69 11 снизу топлоносителя теплоносителя
85 10 снизу dV „ л dV 0ass ¿а =
da
102 17 снизу бессейнов бассейнов
178 фиг. 1 в процесс в процессе
185 14,15,17 снизу э е
204 7 сверху огд год
210 6 снизу где 860 NzMk = 8(Nik — №k) где 860 Ыэмк = 860 (Nik — N9k)
211 9 сверху Nz = Nzk + Nzno Na =» Nafc + N3no
211 18 свсрху 860 N-k Dk— ■ — — </0 — Ik) f[M 860 Nah Dk — ' . .v ' Ä (i0 — ik) *]г