Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (КРИТЕРИИ БЕСПОМОЩНОСТИ)'

К ВОПРОСУ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (КРИТЕРИИ БЕСПОМОЩНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / VIOLENCE / СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ / DOMESTIC VIOLENCE / ЖЕНЩИНА / FEMALE / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / VICTIMOLOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикула Ильмира Рифкатьевна

В статье раскрываются проблемные вопросы внутрисемейной агрессии в отношении женщин, обеспечения безопасности семьи, основные направления викти-мологической профилактики семейно-бытового насилия в отношении женщин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF DOMESTIC AGGRESSION AGAINST WOMEN (CRITERIA OF HELPLESSNESS)

The article reveals the problematic issues intrafamily aggression against women, security of the family, the main directions victimological prevention of domestic violence against women

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (КРИТЕРИИ БЕСПОМОЩНОСТИ)»

УДК - 343.988 ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна,

ББК - 67.52 кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (КРИТЕРИИ БЕСПОМОЩНОСТИ)

Аннотация: В статье раскрываются проблемные вопросы внутрисемейной агрессии в отношении женщин, обеспечения безопасности семьи, основные направления викти-мологической профилактики семейно-бытового насилия в отношении женщин

Ключевые слова: насилие, семейно-бытовое насилие, женщина, виктимологичес-кая профилактика.

SHIKULA llmira Rifkatovna,

candidate of legal Sciences, associate Professor, Head of the Department of Administrative and financial law Moscow financial-industrial University «Synergy»

TO THE QUESTION OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF DOMESTIC AGGRESSION AGAINST WOMEN (CRITERIA OF HELPLESSNESS)

Abstract. The article reveals the problematic issues intrafamily aggression against women, security of the family, the main directions victimological prevention of domestic violence against women.

Keywords: violence, domestic violence, female, victimological prevention.

Обеспечение безопасности личности от преступных посягательств является приоритетным направлением современной уголовной политики России, основанной на конституционных требованиях признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В последнее время кризис семейно-брачных отношений все острее проявляется в общественной жизни. В современном обществе усиливающийся кризис института семьи способен вызвать целый ряд негативных явлений.

Кризис семьи способен повлечь за собой не только разрушение нравственных устоев в обществе, но и деморализацию и в какой-то степени деградацию общества в целом. В современном обществе утрачивает-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017

ся категория нравственной необходимости и общественного признания брака, а существовавшие ранее идеалы и ценности воспринимаются обществом безразлично. Одной из наиболее важных проблем современной семьи является проблема семейно-бытового насилия. Ее актуальность и острота особенно заметна в России, где уровень преступности в целом очень высок, а весьма значительную часть среди совершаемых преступлений составляют семей-но-бытовые преступления [1, с. 7, 8].

Насильственная преступность, как и прежде, занимает влиятельное место в ряду преступных посягательств, совершаемых в стране, что отражает не только обострение криминогенной обстановки, но и острую необходимость в научных разработках, использование которых позволит

снизить уровень виктимизации общества, удовлетворить потребности практики в рекомендациях по совершенствованию правоприменительной деятельности.

По данным ГИАЦ МВД России, ежегодно совершается около 2 млн. преступлений, и, следовательно, около 1,5 млн. физических и юридических лиц оказываются потерпевшими (2008 г. - 2340375, 2009 г. -2241710, 2010 г. - 2062937, 2011 г. - 1924192, 2012 г. - 1895970, 2013 г. - 1822767, 2014 г., 1819811). Материальный ущерб, нанесенный потерпевшим, в 2015 г. составил около 550 млрд. рублей [5], что свидетельствует о сложной криминогенной обстановке, наличии в российском обществе тревожной тенденции, которая выражается в высоком уровне жестокости, незащищенности человека от преступного насилия.

Данный вид преступлений среди всех насильственных преступлений составляет почти 50%. Более того, следует иметь в виду значительный уровень латентности семейных насильственных преступлений, связанной с тем, что семья - относительно закрытый социальный институт. Немаловажную роль здесь играют и такие общественные явления, как социальная напряженность, низкий уровень жизни большинства населения, резкая дифференциация общества по имущественному признаку, неуверенность людей в завтрашнем дне, политическая обстановка в стране [2, с. 78].

Ситуация становится наиболее острой, когда речь идет о защите от семейно-бы-тового насилия женщин, которые, в силу психоэмоционального состояния, поведенческих особенностей, наиболее уязвимы перед «домашним агрессором».

В настоящий момент Совет Европы осуществляет программу «Остановите домашнее насилие», в рамках которой во многих европейских городах проводятся акции по защите прав женщин, подвергающихся насилию в семье.

Исследования в странах ЕС свидетельствуют, что от 20 до 25 процентов всех женщин, по крайней мере, один раз в жизни испытали физическое насилие, и более 10 процентов - насилие сексуальное [4, с. 139].

Эксперты ООН подчеркивают, что насилие в отношении женщин совершается

во всех странах мира, которое принимает различные формы: изнасилование, убийство младенцев женского пола, принуждение к проституции и ранним бракам, убийство, совершаемое «в защиту чести», и калечащие операции на женских половых органах. Каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения, ежегодно в мире пять тысяч женщин становятся жертвами убийств, совершаемых членами семей во имя «защиты чести» [4, с. 139].

По официальным данным правоохранительных органов, каждое третье убийство совершается в семье. Более 50 тыс. детей каждый год убегают из дома, спасаясь от «горячей любви» своих родственников или опекунов.

Ежегодно 7 тыс. детей становятся жертвами сексуальных преступлений. По данным правозащитной организации «Международная амнистия», каждый год в России в результате мужского супружеского насилия гибнут 14 тыс. женщин, т.е. одна женщина - каждые 40 минут. Каждый день 36 тыс. российских женщин терпят побои от своих мужей [3, с. 55].

На учете в полиции стоит около 200 тысяч семейных дебоширов, однако истинные масштабы семейного насилия этими цифрами не исчерпываются.

Проблема семейно-бытового насилия в отношении женщины, как зеркало, отражает дисгармонию и перекосы, существующие в обществе, ее острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в российском государстве.

Семейно-бытовое насилие над женщиной рассматривается нами как причинение побоев, иных умышленных действий, ущемляющих права и свободы женщины, влекущих за собой негативные последствия для ее физического, психического состояния, со стороны супруга (сожителя), независимо от места пребывания, совместного (раздельного) проживания.

Насилие над женщинами в семейно-бы-товой сфере, основанное на власти и контроле со стороны мужчин, может заключаться и в экономическом давлении, при котором агрессор не позволяет жертве работать, ставит ее в материальную зависи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

мость, вынуждая просить у него деньги, лишая ее каких-либо средств к существованию.

Кроме того, насилие включает в себя сексуальные домогательства, постоянный контроль над действиями супруги (сожительницы), психическое насилие, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, экономическое насилие, манипулирование детьми в своих интересах, запугивание жестами (действиями), единоличное принятие важных для семьи решений [2, с. 90].

У женщин, подвергавшихся насилию в течение длительного времени, вырабатывается своеобразный «синдром избиваемой женщины», в результате которого она ощущает себя целиком беспомощной, зависимой от своего мучителя, порой оправдывая его поступки. За рубежом женщина может уйти от обидчика, но в России она вынуждена возвращаться, поскольку общество не в состоянии обеспечить ей возможность выбора, безопасность и независимость.

Неуверенность в себе в сочетании с социальными условиями вынуждает женщину жить под одной крышей с «домашним агрессором», поэтому государство и правоохранительные структуры должны обеспечить женщине содействие и защиту: ей должна быть оказана социальная, психологическая, правовая и медицинская помощь (обеспечение жильем, трудоустройство, личная безопасность и безопасность ее детей и т.д.).

Беспомощное состояние женщины, вызванное домашним насилием, в уголовно-правовом смысле рассматривается нами как особое физическое, психическое или психофизиологическое состояние женщины, при котором она лишена способности принимать меры для самосохранения или сопротивления в момент преступного насилия со стороны домашнего агрессора по причине тяжкого заболевания, психического расстройства, возрастных особенностей, бессознательного состояния и иных факторов.

В связи с повышением уровня виктими-зации лиц, находящихся в беспомощном состоянии, все наиболее актуальными ста-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

новятся проблемы разработки конкретных рекомендаций по профилактике, направленной на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение данной категории потерпевших, снижение их вторичной виктимизации, обеспечени их виктимологической безопасности.

Кроме того, негативные последствия для физического и психологического здоровья женщин от преступного насилия требуют порой от органов внутренних дел принятия экстренных и действенных мер для их предотвращения. Женщины, пострадавшие от семейно-бытового насилия, чаще всего вынуждены сами добиваться защиты своих прав, испытывая при этом дополнительные неудобства и страдания.

Виктимологическая безопасность женщин от насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере рассматривается автором как процесс обеспечения со стороны правоохранительных органов защищенности беспомощных женщин от вик-тимологических угроз (оказание правовой, медицинской, социальной и психологической помощи, консультативной помощи по возмещению причиненного вреда от насильственных преступных посягательств в семейно-бытовой сфере), а также восприятие уровня такой защищенности обществом и государством.

В этих условиях формирование государственной виктимологической политики как самостоятельного направления криминологической политики, представляющей собой систему виктимологической профилактики, включающей систему общесоциальных и специальных мер, направленных на виктимное поведение жертв домашней агрессии, связанное с устранением, нейтрализацией или уменьшением факторов, обусловливающих или способствующих их виктимизации.

Следовательно, комплексное использование возможностей виктимологической профилактики, ориентированной на охрану прав, свобод и законных интересов женщин от насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере, в совокупности с иными мерами предупредительного воз-

действия будет содействовать уменьшению уровня данного вида преступности и стабилизации криминогенной обстановки в целом.

Список литературы:

[1] Криминальное насилие против женщин и детей: международные стандарты противодействия: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинс-кий. М.: Норма, 2008.

[2] Пикуров Н.И., Шикула И.Р. Уголовно-правовая охрана прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в беспомощном состоянии, от насильственных преступлений: Монография. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015.

[3] Римашевская Н.М. Разорвать круг молчания... О насилии в отношении женщин. М., 2005.

[4] Салагаев А.Л. Первый европейский криминологический конгресс // СОЦИС. 2002. № 5.

[5] Электронный ресурс: www.mvd.ru. URL: https: // mvd.ru / request_main (дата обращения: 26.11.2017).

Spisok literatury:

[1] Kriminal'noe nasilie protiv zhenshhin i detej: mezhdunarodny'e standarty' protivo-dejstviya: Sb. dokumentov / Sost. V.S. Ovchinskij. M.: Norma, 2008.

[2] Pikurov N.I., Shikula I.R. Ugolovno-pravovaya oxrana prav, svobod i zakonny'x interesov lic, naxodyashhixsya v bespomoshhnom sostoyanii, ot nasil'stvenny'x prestuplenij: Mono-grafiya. M.: Akademiya General'noj prokuratury' Rossijskoj Federacii, 2015.

[3] Rimashevskaya N.M. Razorvat' krug molchaniya... O nasilii v otnoshenii zhenshhin. M., 2005.

[4] Salagaev A.L. Pervy'j evropejskij krimino-logicheskij kongress // SOCIS. 2002. № 5.

[5] E'lektronny'j resurs: www.mvd.ru. URL: https: // mvd.ru / request_main (data obrashhe-niya: 26.11.2017).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.