УДК 910
Т. М. Позднякова, Н. А. Алабаев
К ВОПРОСУ ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Статья посвящена обзору трансформаций географического положения России. Подчёркивается роль территории как ресурса государственного развития и географического положения как её важнейшей характеристики. Раскрываются основные особенности территории России: размеры, конфигурация, пространственная ориентация. Освещены основные теоретические подходы к экономико-географическому положению территории государства как исторической категории, которая подвержена изменению вследствие процессов внутренней и внешней динамики. Показаны основные территориальные, геополитические, демографические, социально-экономические изменения, произошедшие в России в связи с распадом СССР. Выделены слабые и сильные стороны политико- и экономико-географического положения нашей страны как крупнейшего в мире трансконтинентального, межокеанского и многососедского пространства. Дан анализ современного географического положения Российской Федерации в свете политических и экономических реалий. Особое внимание при этом уделено транспортно-географическому положению как той составляющей географического положения, которая не только обеспечивает связанность территории государства, но и предоставляет широкие возможности для участия России во внешнеэкономической деятельности и усиления её роли в формирующихся мирохозяйственных связях. Рассмотрена ключевая роль Российской Федерации как государства-координатора в рамках процесса евразийской интеграции.
Ключевые слова: Российская Федерация, государственная территория, географическое положение, трансконтинентальность, межокеанское пространство, многососедское пространство, евразийская интеграция.
DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-80-89
Главное богатство государства — его территория. Территория Российской Федерации, согласно ст. 67 Конституции РФ, включает в себя «территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» [5, с. 19]. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию, обеспечивая её целостность и неприкосновенность [5].
Российская Федерация занимает первое место среди государств мира по размерам территории, что одновременно даёт ей определённые преимущества и делает необходимым наличие чёткого представления
Позднякова Татьяна Михайловна — кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и природоохранного права (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Россия); е-mail: [email protected].
Алабаев Николай Аркадьевич — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Позднякова Т. М., Алабаев Н.А., 2022
80
об особенностях географического положения страны, её субъектов и муниципалитетов.
Понятие о географическом положении было разработано крупнейшим российским экономико-географом первой половины XX в. Н. Н. Баранским, а затем углублено И. М. Маергойзом [1 — 4; 6]. Географическое положение включает физико-географическое, политико-географическое и экономико-географическое положения. Из отношения с объектами, лежащими вне его и имеющими определённое политическое или экономическое значение, складывается пространственная ориентация государства [1]. В разработке этого понятия принимали участие Н. С. Мироненко, В. А. Колосов, Ю. Н. Гладкий, А. И. Трейвиш и другие учёные в области политической, экономической географии и региональной экономики [2; 4; 8].
Следует учитывать, что географическое положение является категорией исторической. Оно изменяется под воздействием процессов и событий, происходящих во внешней и внутренней среде. В начале 90-х гг. XX в. географическое положение России (в то время РСФСР) было более выгодным. Она имела границу с союзными республиками общей протяжённостью 11 068 км. Её восточными соседями были социалистические страны (КНР, МНР и КНДР). Рядом располагались дружественные страны Организации Варшавского договора — ОВД (Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР и Румыния). Советский Союз граничил лишь с тремя странами — членами НАТО (Норвегией, Турцией и США).
В конце XX в. на политической карте мира произошли коренные изменения: закончилась «холодная война», прекратила своё существование система социалистических государств, а вместе с ней исчезли СЭВ и Варшавский договор. Распались Советский Союз, Чехословакия и Югославия, произошло объединение ФРГ, ГДР и Западного Берлина. Число суверенных государств в мире возросло до 195, из них 193 являются членами ООН. При этом ряд стран требуют пересмотреть структуру ООН, в частности, увеличить число членов его Совета Безопасности. Изъявляют желание войти в Совет Безопасности ООН Германия, Япония, Бразилия и Нигерия. Число государств — членов НАТО возросло с 12 в 1949 г. до 16 в 1982 г. и до 30 в 2020 г.)
Политическое, военно-стратегическое, экономическое и демографическое положение России существенно изменилось. Уменьшилась на 1/5 площадь государственной территории (17,1 против 22,4 млн км2), хотя Россия по её размерам сохранила мировое лидерство. Она потеряла 50 % населения и с численностью в 149 млн человек в конце 1991 г. оказалась среди стран мира на 6 месте, уступив по этому показателю не только Китаю и Индии, но и США, Индонезии и Бразилии. К 2021 г. она опустилась на 9 место, пропустив вперёд ещё Пакистан, Нигерию и Бангладеш.
Быстрое расширение НАТО на восток Европы привело к тому, что в него теперь входит целый ряд стран — соседей России. Это США на вос-
81
токе, Норвегия, Эстония, Латвия, Литва, Польша на западе, ряд черноморских соседей — Турция, Румыния, Болгария. В странах Балтии, которые прежде были социалистическими и даже входили в состав СССР, наблюдаются антироссийские настроения.
Вблизи российских границ сложился ряд регионов геополитического напряжения (Приднестровье, Нагорный Карабах, Южный Таджикистан и др.). Внутри государства также есть ряд геополитически нестабильных территорий. Речь идёт, к примеру, о субъектах в составе Северо-Западного федерального округа, прежде всего, о Калининградской области: её территория (бывшая часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом) вошла в состав СССР по итогам Второй мировой войны решением Потсдамской конференции 1945 г. Претензии на неё заявляли Польша и Литва. Кроме того, Латвия предъявляла территориальные претензии на Пыталовский (или Арбенский) район, а Эстония — на Печорский район Псковской области и Ивангород Ленинградской области. Согласно ст. 67 Конституции, «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» [5, с. 19].
Особое значение в категории географического положения имеет транспортно-географическое положение государства. Распад СССР привёл к разрушению единого транспортного пространства России. Часть некогда единых общих инженерно-транспортных коммуникаций теперь находится на территории других стран и является их собственностью. Железнодорожная магистраль Москва — Харьков — Ростов проходит через территорию Украины, что затрудняет связи Северо-Западного и Центрального федеральных округов России с её Южным федеральным округом. Вне России (в Казахстане) оказалась часть важных железных дорог — Транссибирской, Средне- и Южно-Сибирской, что резко ухудшило связи между западом и востоком страны. Также были потеряны многие порты: на Балтийском море — Таллин, Рига, Вентспилс, Лиепая, Клайпеда, на Азовском и Чёрном — Мариуполь, Бердянск, Одесса, Херсон, Николаев, Измаил.
Второе десятилетие XX в. характеризуется значительными изменениями на мировой политической, экономической арене и постепенной стабилизацией России в системе международных отношений. Меняются взгляды и на географическое положение нашей страны, актуализируются идеи использования территории как ресурса развития государства.
Современная экономическая карта мира отличается большими изменениями по сравнению с концом XX в. В 2020 г. по уровню валового внутреннего продукта в расчёте на паритет покупательной способности (ВВП по ППС) на первое место вышел Китай, на третьем месте позиционировалась Индия, а в число крупных держав («топ-10») вошли такие экономически развивающие страны, как Индонезия, Бразилия, Мексика
82
и Турция. Великие экономические державы XIX—XX вв. — Великобритания и Франция — оказались уже только в конце первого десятка, а Италия — во втором десятке стран мира (рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг крупнейших стран мира по объёму ВВП, млрд долл. США, 2020 (составлено автором по: [7])
Россия в представленном рейтинге занимает 6 место. Её экономический потенциал существенно сократился не только в связи с распадом СССР, но и с глубоким экономическим кризисом в условиях перехода страны к рыночной экономике. По объёму ВВП в 2020 г. она уступала Китаю в 6,2 раза, а США — в 4,9.
По производству ВВП на душу населения Россия пока существенно уступает США, Японии, Германии, Франции и Великобритании, находится на уровне Турции и Мексики. При этом по данному показателю она существенно превосходит Китай, Индонезию и Индию (рис. 2).
Наша страна имеет положительный баланс внешнего товарооборота, который в 2020 г. составил 567 823 млн долл. США, но, по сравненнию с предыдущим годом, он уменьшился на 14,81 % (98734 млн долл. США). При этом Россия уступает ведущим экономическим державам по данному показателю, в частности, Китаю и США — в 6,8 и в 6,7 раза соответственно (рис. 3).
В новых условиях Россия, однако, сохранила главные черты своего географического положения: оно осталось трансконтинентальным, межокеанским и многососедским. Четверть территории нашей страны географически расположена в Европе, ещё 3/4 — в Азии. Россия имеет выход в акватории морей Атлантического (Балтийского, Азовского, Чёрного), Тихого (Берингова, Охотского, Японского), Северного Ледовитого
83
(Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского) океанов и к внутриконтинентальному Каспийскому морю (озеру).
Рис. 2. Рейтинг крупнейших стран мира по объёму ВВП на душу населения, тыс. долл. США, 2020 (составлено автором по: [7])
Рис. 3. Рейтинг крупнейших стран мира по обороту внешней торговли, млрд долл. США, 2020 (составлено автором по: [7])
Россия имеет самое большое число стран — соседей первого порядка в мире, 16 из которых являются сухопутными и 2 — морскими, при этом на морскую составляющую приходится почти 64 % от общей протяжённости государственной границы (60,9 тыс. км).
84
Актуальной остаётся проблема связанности государственной территории и укрепления экономического пространства. Встал вопрос о новом строительстве железных дорог, наращивании их пропускной способности, строительстве вторых и даже третьих путей.
Для улучшения своего транспортно-географического положения и обеспечения устойчивых позиций в системе мирохозяйственных связей Россия после 1991 г. построила и модернизировала ряд портов. На Балтике ими стали Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Светлый. В Азовско-Черноморском бассейне создан порт Тамань на побережье Таманского полуострова. Новые нефтяные терминалы для приёма танкеров водоизмещением 150 тыс. т строятся в Новороссийске. Ряд портов появился в Азовско-Черноморском бассейне с вхождением в состав России Республики Крым и города Севастополя. Самым крупным из торговых портов является Керчь. Её значение как транспортного узла особенно возросло после постройки Керченского совмещённого автомобильного и железнодорожного моста. Для активизации торговых связей со странами Каспийского региона построен порт Оля в дельте реки Волги.
Активно ведётся строительство новых портовых мощностей на морях Арктики и Тихого океана. В частности, построен порт Сабетта на восточном берегу Обской губы для экспорта сжиженного природного газа, возможными потребителями которого могут стать Евросоюз, США, Китай, Япония, обе Кореи, страны АСЕАН и, вероятно, Индия. На берегу Баренцева моря построен порт Варандей, на Сахалине в заливе Анива — порт Пригородный, предназначенные, прежде всего, для экспорта нефти. Построен нефтеналивной терминал Козьмино в порту Восточный.
Грузооборот морских портов России за 2021 г. увеличился на 1,7 % по сравнению с предыдущим годом и составил 835,2 млн т. Объём перевалки сухогрузов составил 412,8 млн т (+2,0 %), в том числе: угля — 202,7 млн т, грузов в контейнерах — 61,2 млн т, зерна — 42,4 млн т, чёрных металлов — 29,0 млн т, минеральных удобрений — 19,3 млн т, руды — 11,9 млн т. Объём перевалки наливных грузов составил 422,4 млн т (+1,5 %), в том числе: сырой нефти — 238,1 млн т, нефтепродуктов — 146,7 млн т, сжиженного газа — 32,3 млн т, пищевых грузов — 4,2 млн т. Перевалка осталась на уровне прошлого года и составила 216,3 млн т. Экспортных грузов было перегружено 660,9 млн т (+2,2 %), импортных — 40,5 млн т (+10,8 %), транзитных — 64,2 млн т (+4,1 %), каботажных — 69,5 млн т (-8,7 %). Удельный вес морских бассейнов в структуре грузооборота представлен на рисунке 4.
44,5 % грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна представлены сухими, 55,6 % — наливными грузами. Более половины всех перевозок приходится на Новороссийск (55,6 %). За ним идёт Тамань, которая существенно выделяется по годовому приросту (в 1,6 раз). В разной мере снизился грузооборот портов: Туапсе (-8,1 %), Кавказ (-21,9 %), Ростов-на-Дону (-12,9 %).
85
■ Азовско-Черноморский
Балтийский
■ Дал ьн евосточн ый
■ Арктический
■ Каспийский
Рис. 4. Удельный вес портов морских бассейнов в общероссийском объёме морских грузоперевозок, 2021, в %
(составлено автором по: [3])
Структура грузооборота морских портов Балтийского бассейна также по большей части представлена наливными грузами (53 %). Лидером является Усть-Луга, на который приходится 43 % данного показателя. За ним следуют: Большой порт Санкт-Петербург (24 %), Приморск (21 %), Высоцк (6,7 %). Все они, за исключением последнего, укрепили свои позиции по грузообороту в пределах 3,6 — 7,5 %.
В отличие от предыдущих, более 66 % грузооборота морских портов Дальневосточного бассейна представлено сухими грузами и лишь 34 % — наливными. Почти 35 % общего объёма приходится на порт Восточный, около 16 % — Ванино, 13 % — Владивосток, 12 % — Находка. Особенно укрепились позиции Владивостока, прирост грузооборота которого превысил 19 %. Ещё 11 % пришлось на порты Пригородный и Шахтёрск, но здесь наблюдалось снижение грузооборота на 9—11,8 %.
Если первые три бассейна в целом за рассматриваемый период испытывали прирост грузооборота (в пределах +0,6 — +4,7 %), то морские порты Арктического бассейна, грузооборот которых почти на 70 % представлен наливными грузами, — снижение данного показателя на 1,9 %. Среди портов-лидеров — несколько теряющие свои позиции Мурманск (около 58 %), Варандей (4,9 %), Архангельск (3,4 %) и «расцветающий» порт Сабетта (29,6 %). Морские порты Каспийского бассейна также отличаются значительной долей наливных грузов (63 %) в общей структуре грузооборота при его снижении на 14 %. Спад наблюдается в таких
86
крупнейших из них, как Махачкала и Астрахань, в (62,8 % и 32,8 % грузооборота соответственно).
За 2021 г. в морских портах России было обслужено 20,9 тыс. пассажирских судов (+39,9 %), морскими пассажирскими терминалами — 12 190,1 тыс. человек, в том числе количество отправленных пассажиров из портов составило 11 980,5 тыс. человек, прибывших — 303,7 тыс. человек. Обслуживание транзитных пассажиров составило 5,8 тыс. человек. Основная доля пассажиропотока пришлась на специализированные пассажирские терминалы в портах Севастополь — почти 95 %, а также Ялту и Сочи — ещё около 5 %.
Таким образом, наблюдается не только процесс укрепления морских границ российской территории, но и некоторая смена стратегических приоритетов, которая прослеживается в формировании новых опорных точек на рубежах нашего государства.
Особое место занимает Россия, в том числе в силу своего географического положения, в рамках процесса так называемой евразийской интеграции. На месте Советского Союза образовалось 15 новых суверенных государств. Россия заняла место СССР в ООН и его Совете Безопасности. Новые суверенные страны заявили о создании СНГ, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии, которые вошли в Евросоюз.
Ю. Н. Гладкий об СНГ пишет следующее: «Имеет место обыкновенное недопонимание роли и возможностей нового союза. Некоторые лидеры ориентировались на то, что СНГ «состоится само», что его основа — историческая общность регионов, сосуществовавших веками. Ставка делалась на прошлое, которое якобы призвано определить будущее. Но скоро выяснилось, что это глубоко ошибочный подход. Жизнь убедительно доказала, что у каждой страны — участницы СНГ — сформировались новые, собственные национальные приоритеты. Естественно, они во многом разнятся. Поэтому основой развития Содружества должно служить не общее прошлое, а баланс ориентированных в будущее новых интересов постсоветских государств» [2, с. 641].
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве продолжают развиваться. В 2001 г. было создано Евразийское экономическое сообщество, которое в 2014 г. преобразовано в Евразийский экономический союз. В 2020 г. в ЕАЭС входили Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. В него планирует войти Молдавия. Союз имеет перспективы дальнейшего развития. С 1996 г. идёт формирование надгосу-дарственного образования в лице Российско-Белорусского государства. По мнению Ю. Н. Гладкого, «только она [Россия] способна стать локомотивом интеграционного процесса и взять на себя соответствующие политические и финансовые обязательства (подобно тому, как в Евросоюзе уже полвека интеграционный «поезд» тянут Франция и Германия» [2, с. 646]. Следует учитывать, что все государства на постсоветском пространстве равноправны между собой, но только Россия с её научно-
87
техническим, финансовым, экономическим и природно-ресурсным потенциалом может стать лидером процесса интеграции. При этом необходимо иметь в виду, что США и страны НАТО активно противостоят данному процессу, что показывают события, происходящие в настоящее время на Украине и в Белоруссии.
Таким образом, Российская Федерация обладает уникальным географическим положением. Его главными чертами являются: «северность и восточность» в пределах Евразии; трансконтинентальность; межокеанское и многососедское положение. Большое значение в развитии Российской Федерации, которой важно уточнить свои место и роль в современном мире, имеет географическое положение.
В изменившихся условиях Российской Федерации важно приложить целенаправленные усилия для улучшения своего политико - и экономико-географического положения. Стране необходимо активнее развивать политические и экономические связи со многими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Не случайно в Сочи был проведён саммит Россия — Африка, на котором присутствовали руководители почти всех африканских государств. Россия вместе с Китаем и рядом других стран Азии и Европы участвует в реализации проекта «Шёлковый путь». Наша страна — член международных организаций: СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, а также региональных ассоциаций прибалтийских, причерноморских, прикаспийских стран. Поэтому России предстоит шире использовать возможности своей территории и разных сторон географического положения.
Список литературы
1. Баранский Н. Н. Экономико-географическое положение / / Становление советской экономической географии. М.: Мысль, 1980. 287 с. C. 128 — 159.
2. Гладкий Ю. Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. 846 с.
3. Грузооборот морских портов России. URL: https:// www.morport.com/rus/ news/ gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12-mesyacev-2021-g (дата обращения: 20.04.2022).
4. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект-Пресс, 2002. 479 с.
5. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 01.07.2020). М.: АСТ, 2020. 64 с.
6. Маергойз И. М. Задачи изучения экономико-географического положения / / Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. С. 51 —64.
7. Рейтинг экономик стран мира — 2021. URL: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira/ (дата обращения: 20.04.2022).
8. Трейвиш А. И. Город, район, страна и мир. М.: Новый хронограф, 2009. 372 с.
* * *
88
Pozdnyakova Tatyana M., Alabaev Nikolay A.
TO THE TRANSFORMATION OF RUSSIA'S GEOGRAPHICAL POSITION IN THE POST-SOVIET PERIOD
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
The article is devoted to review of transformation of geographical position of Russia. The role of territory as a resource of state development and geographical position as its most important characteristic are emphasized. The main features of Russian territory, namely size, configuration, spatial orientation are disclosed. Basic theoretical approaches to the economic and geographical position of the state territory as a historical category, which is subject to change due to the processes of internal and external dynamics, are highlighted. The main territorial, geopolitical, demographic, socio-economic changes that occurred in Russia in connection with the collapse of the USSR are shown. Weak and strong sides of the political and economic-geographical position of our country as the world's largest transcontinental, inter-oceanic and multi-neighborhood space are highlighted. An analysis of the current geographical position of the Russian Federation in the light of political and economic realities is given. Particular attention is paid to transport and geographical position as a component of geographical location, which not only provides the connectivity of the state territory, but also presents broad opportunities for Russia's participation in foreign economic activities and strengthening its role in the emerging world economic ties. The key role of the Russian Federation as a coordinating state in the process of Eurasian integration is considered.
Keywords: Russian Federation, state territory, geographical location, transcontinental location, inter-oceanic area, multi-country area, Eurasian integration.
DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-80-89
References
1. Baranskij N. N. Economic and geographical position [Ekonomiko-geograficheskoe polozhenie], Stanovlenie sovetskoj ekonomicheskoj geografii (Formation of Soviet economic geography), Moscow, Mysl' Publ., 1980. 287 p.
2. Gladkij Yu. N. Rossiya v labirintah geograficheskoj sud'by (Russia in the labyrinths of geographical destiny), Sankt-Peterburg, Yuridicheskij centr Press, 2006. 846 p.
3. Gruzooborot morskih portov Rossii (Russian seaport cargo turnover). Aviable at: https:// www. morport. com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12-mesyacev-2021-g (accessed 04/20/2022) (In Russ.).
4. Kolosov V. A., Mironenko N. S. Geopolitika i politicheskaya geografiya (Geopolitics and political geography), Moscow, Aspect-Press, 2002. 479 p.
5. Constituciya Rossijskoj Federacii (s izmeneniyami ot 01.07.2020) (The Constitution of the Russian Federation, as amended on July 1, 2020), Moscow, 2020. 64 p. (In Russ.).
6. Maergojz I. M. Tasks of studying the economic and geographical position [Zadachi izucheniya ekonomiko-geograficheskogo polozheniya], Territorial'naya struktura hozyajstva (Territorial structure of economy), Novosibirsk, Nauka Publ., 1986. Pp. 51-64.
7. Reiting ekonomik stran mira — 2021 (World Economy Ranking 2021). Aviablle at: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira/ (accessed 04/20/2022) (In Russ.).
8. Treivish A. I. Gorod, rayon, strana i mir (City, district, country and world), Moscow, Nowyj hroonograf Publ., 2009. 372 p.
* * *
89