К ВОПРОСУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
М.В. Селиверстов, старший преподаватель А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11502
Аннотация. Рассмотрена стратегическая цель перерабатывающих предприятий Алтайского края. Выявлена идеологическая основа коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий, оперативные цели и функции при завоевании устойчивых позиций на национальном и региональном рынках. Предложены рекомендации по разработке многовариантной программы сбыта перерабатывающего предприятия.
Ключевые слова: перерабатывающие предприятия, основа коммерческой деятельности, алгоритм анализа, состояние инфраструктуры, программа сбыта.
Стратегическое управление коммерческой деятельностью перерабатывающих предприятий должно базироваться на развитии механизма управления с учетом взаимодействия на продовольственном рынке предприятий различных форм собственности. Стратегическая цель перерабатывающих предприятий Алтайского края - стать доминирующим российским производителем и поставщиком продовольственных товаров на рынки Сибири, национальный и мировой рынок за счет своих конкурентных преимуществ, перемен, инноваций и улучшения качества продукции. Это перспектива, реальность которой основана на опыте и квалификации персонала отрасли, высоком уровне компетентности в перерабатывающем производстве, а также знаниях ключевых факторов, требуемых для успешной работы в этой сфере бизнеса [1].
Идеологической основой коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий являются социальная забота об обществе, выпуск высококачественных продуктов питания, соответствующих спросу покупателей разного уровня доходов, внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий, основанных на использовании местного сельскохозяйственного сырья и создание дополнительных рабочих мест, в первую очередь - в сельской местности.
Оперативные цели заключаются в завоевании устойчивых позиций на национальном и региональном рынках, повышении потребительской оценки качества продукции.
Следовательно, их корпоративная миссия заключается в повышении экономической эффективности деятельности за счет выпуска товаров, соответствующих покупательскому спросу и обладающих высокой конкурентоспособностью.
Цель коммерческой деятельности в производственном процессе - выпуск продукта, обладающего коммерческими свойствами и высокой конкурентоспособностью, что даст возможность получения устойчивой стабильной прибыли.
Основными коммерческими целями предприятий перерабатывающей промышленности являются формирование устойчивых связей с поставщиками сельскохозяйственного сырья, разработка мероприятий по привлечению в качестве поставщиков сырья фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, членов садовых товариществ, разработка рекомендаций производственной службе предприятия по приданию товарам наилучших коммерческих характеристик, выбор каналов сбыта, формирование собственной фирменной торговой сети.
Функциями коммерческой деятельности в стратегическом управлении являются исследование и прогнозирование товарно-
го рынка, планирование ассортимента продукции, формирование портфеля заказов, установление коммерческих взаимоотношений с покупателями, организация сбыта продукции через собственную сбытовую сеть, установление коммерческих связей с поставщиками, организация закупки сырья и материалов, заключение экспортных и импортных сделок и осуществление таможенных функций и ряд других.
Оргструктура предприятия разрабатывается в соответствии со стратегией коммерческой деятельности и основными направлениями производственной деятельности предприятия. Функциональная организационная структура позволит перерабатывающему предприятию оперативно учитывать рыночную конъюнктуру, гибко и своевременно изменять ассортимент выпускаемой продукции [2].
Ассортиментная политика может строиться по таким направлениям, как товарная диверсификация, товарная дифференциация, товарная вертикальная интеграция, товарная узкая специализация. В развитие методики разработки нового товара на предприятиях пищевой и перерабаты-
вающей промышленности в исследовании предложен алгоритм разработки нового товара для предприятий молочной промышленности, основанный на учете особенностей формирования рынка молока и молочной продукции [3].
Коммерческие сделки по продаже продукции, как основа процесса распределения, имеют сложную структуру. Значительная часть предприятия отрасли использует интенсивное распределение в большое количество торговых точек. Стратегию создания собственной сети предприятий оптовой торговли могут позволить себе лишь крупные предприятия или их сбытовые кооперативы.
Таким образом, основываясь на стратегической цели перерабатывающих предприятий Алтайского края была выявлена идеологическая основа их коммерческой деятельности согласно которой были поставлены оперативные цели и определен их функционал при завоевании устойчивых позиций на национальном и региональном рынках, что в свою очередь позволило предложить рекомендации по разработке многовариантной программы сбыта перерабатывающего предприятия.
Библиографический список
1. Борисова, О. В. Управление коммерческой деятельностью предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности: стратегия и тактика. Монография - ГНУ СибНИИ-ЭСХ СО РАСХН - Барнаул: изд-во «Азбука», 2008. - 356 с.
2. Селиверстов М.В. Актуальность проведения анализа состояния инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования / М.В. Селиверстов, А.В. Миненко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №5-3. - С. 36-39.
3. Чудакова, Е.А. Совершенствование управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия на основе стратегий продвижения продукции на рынок: на примере предприятий Воронежской области: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.э.н.. - Воронеж, 2006. - 24 с.
TO THE QUESTION OF STRATEGIC MANAGEMENT OF COMMERCIAL ACTIVITIES OF PROCESSING ENTERPRISES
M.V. Seliverstov, Senior Lecturer
A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The strategic goal of processing enterprises of the Altai Territory is considered. The ideological basis of the commercial activity of processing enterprises is revealed. Operational goals and functions when gaining stable positions in the national and regional markets. Recommendations are offered for the development of a multi-variant marketing program for a processing enterprise.
Keywords: processing enterprises, the basis of commercial activity, analysis algorithm, state of infrastructure, sales program.