вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России
УДК 343.148
К вопросу становления фоноскопической экспертизы
Плахтий Елена Владимировна,
доцент кафедры государственно-правовых и социальных дисциплин Уральского института коммерции и права, кандидат юридических наук, доцент
е-mail: plakhtii @mail.ru
Статья раскрывает проблемные аспекты зарождения и становления такого специфического вида экспертиз, как фоноскопическая.
Ключевые слова: звукозапись; фонограмма; судопроизводство; звуковые следы.
About the question of the formation the fonoscopical examination
Plakhtii Elena Vladimirovna, Associate professor of the Department of the State and Law and Social Sciences of the Ural Law Institute of Commerce and Law,
Candidate of juridical sciences, Assistant professor
The article is devoted to the problem of the foundation and development of such a specific kind of expertise as fonoscopical.
Key words: the recorder; phonogram; proceedings; sound tracks
В своей повседневной жизни мы очень часто используем современные средства звукозаписи. Это может быть сотовый телефон, автоответчик, диктофон или система записи разговоров с клиентами и т. д. Мы редко вспоминаем об их существовании и значении, хотя полученные с их помощью звукозаписи (фонограммы) могут содержать в себе ценную информацию. В современном судопроизводстве роль звуковых следов человека и следов, отражённых в звукозаписях, существенно возросла.
Фонограммы могут быть приобщены в качестве вещественных доказательств к уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также делам об административных правонарушениях (согласно УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ). Очень часто к фоноскопической экспертизе прибегают, когда возникают ситуации, связанные с вымогательством, коррупцией, шантажом и другие [1, с. 61].
Особенно важна для суда достоверность предоставляемых фонограмм и отношение к делу зафиксированной на них информации. Заключение специалиста или акт экспертного исследования (в которых решены вопросы об установлении дословного содержания, наличия/отсутствия признаков монтажа) помогут упростить признание фонограммы как доказательства.
Правовое положение фонограммы (видеофонограммы) зависит от того, в какой связи она находится с
уголовным делом. Возникшая вне уголовного дела аудио-, видеофонограмма, будучи орудием преступления или сохранив его следы, может послужить средством для раскрытия преступления [2, с. 37]. Фонограмма, у которой эти признаки отсутствуют, но на ней зафиксированы обстоятельства и фактические данные, представляющие значение для рассматриваемого уголовного дела, является фонодокументом.
Например, фонограмма, зафиксировавшая в непроцессуальных условиях факт угрозы, шантажа, вымогательства, хулиганства или клеветы по телефону, сохраняет индивидуальные особенности голоса и речи преступника, информацию об условиях, обстоятельствах, акустической обстановке, в которой совершилось преступление, позволяя получить необходимые данные и правильно определить направление мероприятий по установлению данного лица. В случае, когда следственными действиями нельзя установить подлинность фонограммы, должна назначаться фоно-скопическая экспертиза, где объектом исследования будет фонограмма.
Производство такой экспертизы всегда необходимо, когда обвиняемый отрицает свою причастность к преступлению, а также если возникают сомнения в подлинности фонограммы (фальсификация целиком всей фонограммы, монтаж ее отдельных фрагментов, наличие стираний, нарушение непрерывности записи
№ 3 • 2014
и т. д.), а также является ли фонограмма первичной или копией. В этом случае следователем перед экспертом ставится вопрос об аутентичности фонограммы, эксперт должен установить, что на ней зафиксирована речь указанных лиц, что ими произносятся указанные слова и фразы, что запись оригинальная и в ней нет привнесенных признаков изменения достоверности зафиксированной информации: монтажа, стирания, дописок и т. п., что запись производилась при указанных условиях и с помощью указанных звукозаписывающих устройств.
Все признаки человека как социопсихо-лингвисти-ческой системы обладают определенной спецификой. Под влиянием внешних и внутренних факторов они соединяются в абсолютно индивидуальную систему, в силу чего каждый человек, в конечном счете, тождественен только самому себе. Однако при этом отдельные признаки при более глубоком их исследовании оказываются сугубо индивидуальными.
Своеобразие и устойчивость характеристик голоса человека определяются своеобразием и устойчивостью анатомических элементов речи, в первую очередь речевого тракта, а также функциональными признаками речевого аппарата. Процесс формирования речи очень длителен и сложен, ведет к образованию вполне устойчивых навыков произношения, одинаково проявляющихся в одинаковых ситуациях. Устойчивость признаков голоса и устной речи человека обуславливает возможность отождествления. Этим и занимается фо-носкопическая экспертиза.
В самом начале понятие «фоноскопия» использовалось для обозначения криминалистической идентификации личности по устной речи. Впоследствии оно расширилось и стало охватывать множество вопросов, возникающих при исследовании любых сигналов, имеющих звуковую природу или тесно связанных со звуком.
Первые фоноскопические исследования проводились еще на аналоговой электроакустической аппаратуре. Сейчас для этого используют компьютер, что явилось не просто переводом исследований с одной базы на другую, но и открыло совершенно новые возможности для работы в этом направлении. Это обусловлено не столько цифровой формой представления сигналов, сколько тем, что компьютерная технология позволила реализовать накопленный багаж методов функционального анализа и тем, что «первоначальная (исходная) форма сигнала запоминается и сохраняется на любое по продолжительности время» [3, с. 46]. А это важно потому, что в таком случае мы получаем возможность в процессе обработки или анализа сигнала возвращаться к отдельным участкам произвольным образом для проверки или расчета новых параметров и проводить обработку или анализ выборочно, каждый раз меняя критерии выборки.
Более или менее объективно об идентификации человека по голосу заговорили лишь в середине двадцатого столетия, когда магнитофон стали применять сначала в военных целях, а затем - уже в повседневной жизни.
Основы акустической теории речеобразования были заложены Гельмгольцем. Он первым раскрыл природу формирования гласных звуков и вывел основное уравнение взаимосвязи геометрических объемов полых фигур и их резонансных частот.
Вторым важным практическим шагом в освоении речевой технологии было изобретение Шарлем Кро механического устройства записи звука. 30 апреля 1877 г. он прислал во Французскую академию наук устройство, которое позволяло механически записывать звук на вращающийся стеклянный диск, покрытый сажей, а затем фотоспособом переносить звуковые дорожки на светочувствительную хромовую пластинку. Он назвал его «фонограф». В декабре 1877 г. американский изобретатель Томас Эдисон продемонстрировал свой фонограф в действии, в котором звук записывался на обернутый оловянной фольгой цилиндр. Через десять лет идея Кро была видоизменена - запись звука производилась на цинковом диске, покрытом тонким слоем воска.
Появление сначала механических, а затем и электромагнитных средств звукозаписи позволило ученым многократно и разносторонне исследовать одни и те же речевые сигналы, записанные на фонограмме. Но это породило волну исследований речи на аудитивном уровне, что имеет свойство субъективности.
Главным же этапом в развитии фоноскопии стало изобретение прибора, который не только позволил многократно воспроизводить звук, но и увидеть его «преобразованную форму, ярко отражающую артикуляционные и голосовые особенности говорящего» [3, с. 18]. Зарождался этот прибор долго. В течение 20-30 гг. во время оживления научных разработок в мире предлагалась масса вариантов визуализации речевых сигналов. После долгих испытаний и отбора лучшего способа к концу Второй мировой войны наконец-то был разработан прибор, который назвали сначала спектрограф, а затем - сонограф. В силу его большого военного значения факт существования этого прибора еще долго хранился в тайне.
Появление сонографа, который дал возможность увидеть одновременно и артикуляционные, и голосовые особенности говорящего, уже к 1944 г. породило скороспелые прожекты полного решения проблемы идентификации личности по речевому сигналу. Позже даже появился долго остававшийся модным термин «vioceprint» - «отпечаток голоса» (по аналогии с термином «fingerprint» - «отпечаток пальца»), который обозначал лишь один из видов узкополосных сонограмм речевых сигналов, даже внешне очень напоминающих отпечатки пальцев.
Введение именно такого термина сыграло двоякую роль в развитии фоноскопии. С одной стороны, поскольку в то время дактилоскопия была вне критики, это послужило как бы подменой доказательства самой возможности идентификации личности по речевому сигналу. Но, с другой стороны, эта терминологическая неточность в определении негативно отразилась на научном решении проблемы. Некоторые ученые посчитали, что
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России
фоноскопическая проблема исчерпана и прилагать какие-либо усилия в данном направлении нет необходимости. Это в результате привело к тому, что выводы экспертов-фоноскопистов были малоубедительными и мало научно обоснованными, что со временем привело к недоверию фоноскопической экспертизе.
Прежде чем фоноскопия превратилась в серьезную науку, ей пришлось пройти еще несколько стадий развития (в том числе и научно-теоретическую, и инструментально-методологическую). Это позволило обеспечить эксперта минимально необходимой технологией исследования звуковых сигналов.
Список литературы
1. Драпкин Л. Я. Организационные и тактические основы поисковых тактических операций в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений: учеб.-практ. пособие / Л. Я. Драпкин, К. Г. Иванов, Н. В. Воронцова. - Тюмень, 2005.
2. Драпкин Л. Я. Методика расследования отдельных видов преступлений: учеб. пособие / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. - Екатеринбург, 2000. -Вып. 2.
3. Женило В. Р. Компьютерная фоноскопия / В. Р. Женило. - М., 1995.