ф
Основы экономики, управления и права
2022
Economy, Governance and Law Basis № 4 (35)
Научная статья УДК 330.341.1
06.54.31: Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения.
Исследования и разработки
doi: 10.51608/23058641_2022_4_21
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ТОЧЕК КИПЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Автор 2022 КИСЕЛЕВА Оксана Николаевна
SPIN: 1108-6739 доктор экономических наук, доцент, профессор
Author ID: 666325 кафедры отраслевого управления и экономической безопасности
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
(Россия, г. Саратов, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена вопросу создания предпринимательских точек кипения, выступающих в качестве «точек роста» для сферы технологического предпринимательства в России. Являясь для отечественной теории и практики достаточно новым понятием, технологическое предпринимательство выступает в качестве одного из факторов инновационного развития нашего государства. На основе анализа существующих исследовательских подходов определена специфика понимания тематики технологического предпринимательства, превалирующая в отечественной науке. Обоснована роль государственной поддержки в направлении развития сферы технологического предпринимательства в нашей стране и представлены основные документы, инициирующие ее. Представлено понятие «предпринимательская точка кипения» и раскрыто его содержание. Установлено положительное влияние функционирования предпринимательских точек кипения на составляющие экосистемы технологического предпринимательства. Выявлена важнейшая роль предпринимательских точек кипения в формировании необходимых компетенций. Представлены основные причины, которые могут привести к недостижению целей создания предпринимательских точек кипения, среди которых выделены: отсутствие или недостаток необходимых ресурсов, «формальный подход» к реализации мероприятий, существующий разрыв в инновационно-технологическом развитии регионов, отсутствие интереса со стороны органов власти. Предложены решения, реализация которых позволит нивелировать негативное влияние указанных причин.
Ключевые слова: технологическое предпринимательство; инновационное развитие; экосистема; высокотехнологичная отрасль; предпринимательская точка кипения; образование; квалифицированные кадры
Для цитирования: Киселева О.Н. К вопросу создания предпринимательских точек кипения как фактора развития технологического предпринимательства // Основы экономики, управления и права. 2022. № 4 (35). С. 21-26. doi:10.51608/23058641 2022 4 21.
Original article
ON THE ISSUE OF CREATING ENTREPRENEURIAL BOILING POINTS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP
© The Author(s) 2022 KISELEVA Oksana Nikolaevna
Doctor of Science in Economics, Professor
of the Department of «Industry management and Economic security» Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Russia, Saratov, e-mail: [email protected])
Annotation. The article is devoted to the issue of creating entrepreneurial Boiling Points, acting as "growth points" for the sphere of technological entrepreneurship in Russia. Being a fairly new concept for domestic theory and practice, technological entrepreneurship acts as one of the factors of innovative development of our state. Based on the analysis of existing research approaches, the specifics of understanding the topics of technological entrepreneurship prevailing in domestic science are determined. The role of state support in the direction of the technological entrepreneurship development in our country is substantiated and the main initiating documents are presented. The concept of "entrepreneurial boiling point" is presented and disclosed. The authors have established positive influence of
entrepreneurial boiling points on the components of the ecosystem of technological entrepreneurship. The most important role of entrepreneurial boiling points in the formation of the necessary competencies is revealed. The main reasons that can lead to the failure to achieve the goals of creating entrepreneurial boiling points are presented. Among these goals are the absence or lack of necessary resources, a "formal approach" to the implementation of measures, the existing gap in the innovative and technological development of regions, lack of interest on the part of authorities. Solutions are proposed, the implementation of which will help to neutralize the negative impact of these reasons.
Keywords: technological entrepreneurship; innovative development; ecosystem; high-tech industry; entrepreneurial boiling point; education; qualified personnel
For citation: Kiseleva O.N. On the issue of creating entrepreneurial boiling points as a factor in the development of technological entrepreneurship // Economy, governance and lave basis. 2022. No. 4 (35). Pp. 21-26. (InRuss.). doi:10.51608/23058641 2022 4 21.
Введение
Складывающиеся для российской экономики условия в мировом пространстве определяют четкую, безальтернативную траекторию развития, основанную на интенсификации процессов создания и реализации инноваций. Только этот путь позволит не только противостоять негативному влиянию санкционных воздействий, но и обеспечить независимость нашего государства, его национальную и экономическую безопасность в будущем.
Одним из факторов инновационного развития и перехода экономики к новому экономическому укладу является технологическое предпринимательство, значимая роль и преимущества которого для достижения целей устойчивого и стабильного роста экономики уже давно являются осознанными для экономически развитых стран.
Тематика технологического предпринимательства в нашей стране стала актуальной сравнительно недавно, что было определено, прежде всего, необходимостью ускорения процессов коммерциализации инноваций, вывода на рынок результатов научных исследований: как показали результаты недавно реализованной Стратегии инновационного развития отечественных предприятий, какими бы высокими затратами не сопровождался процесс разработки инновационной идей, результат этих затрат должен выражаться именно в способности «быть проданным» на рынке, чего, к сожалению, мы так и не увидели по итогам столь масштабных по своим «вливаниям» мероприятий в рамках указанной Стратегии. Все усилия со стороны государства по интенсификации инновационной активности отечественных предприятий с целью обеспечения, прежде всего, экспорта российской инновационной продукции на мировые рынки, были фактически нивелированы отсутствием у отечественных произ-
водителей необходимых навыков работы с рынком.
В настоящее время предпринимаются попытки решения указанной проблемы, одной из которых, в частности, является Национальная технологическая инициатива как «объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики» [1], ориентированная на создание экосистемы, объединяющей усилия бизнеса, государства, науки и образования с целью развития новых высокотехнологичных отраслей (с геном НТИ) российской экономики и создания новых перспективных рынков данной продукции.
В данном же контексте получила импульс к активному развитию сфера технологического предпринимательства, являющаяся, по сути, частью экосистемы высокотехнологичных отраслей, что является достаточно обоснованным с учетом сложившейся ситуации.
Методология
Целью данного исследования является определение роли предпринимательских точек кипения, создаваемых на базе высших учебных заведений, в интенсификации развития сферы технологического предпринимательства в России, а также выявлении возможных «узких мест» в их деятельности и направлений их нивелирования.
В качестве методологической базы исследования выступает теоретический метод исследования, основанный на изучении публикаций зарубежных и отечественных авторов, аналитических данных, а также данных официальной статистики.
Результаты
Несмотря на то, что феномен технологического предпринимательства является достаточно новым (как указывается, термин «техно-
ф
Основы экономики, управления и права
Economy, Governance and Law Basis
логическое предпринимательство» появился лишь в 1998 году [2]), опыт зарубежных стран ярко свидетельствует о его важнейшей роли как драйвера развития экономики и фактора перехода к новому технологическому укладу, что, в частности, отмечается в ряде работ зарубежных исследователей [3-7].
Однако, как свидетельствуют результаты проведенного теоретического анализа, в настоящее время в отечественной науке и практике еще не сложилось определенное единое мнение о том, что же представляет собой «технологическое предпринимательство». Тем не менее, если среди зарубежных исследователей достаточно распространенным контекстом данного термина является «процветание», «достижение благоприятных возможностей», «развитие» и «инвестирование», а в качестве сущности указывается «проект», «процесс», «бизнес» и «взаимодействие» [например, 8-10], то в отечественной науке (а соответственно, и практике), как правило, технологическое предпринимательство в большей степени связывают непосредственно с установлением взаимодействия между наукой и бизнесом [11-12]. Другими словами, если в развитых странах технологическое предпринимательство - это способ достичь лучших результатов, то в нашей стране -это «очередное» средство реализации на практике научных достижений.
Возможно, именно в результате такого «узкого» подхода к проблеме технологического предпринимательства все еще не удается получить высоких результатов в данной сфере, хотя, несомненно, положительная динамика, выраженная в увеличении количества технологических стартапов, наблюдается [13-14].
Можно сказать, что заслугой указанной тенденции является активная государственная поддержка, выраженная в принятии ряда программ и реализации мероприятий, направленных, прежде всего, на формирование благоприятной для развития сферы технологического предпринимательства среды [15]. Здесь можно указать и Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утверждённую Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. №400, и государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», утверждённую постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №316, и Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и, конечно же, государ-
2022 № 4 (35)
ственную программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
В рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» последней из указанных программ 17.06.2022 г. Правительством РФ принято Постановление о предоставлении субсидий для создания и поддержания пространства коллективной работы «Предпринимательские точки кипения» на территории образовательных организаций высшего образования, что инициировало начало функционирования 60 таких «Точек кипения».
Как указывается в исследовании «Цифровые горизонты: экосистема 1Т-предпринимательства и стартапов в России», именно благодаря влиянию государства на основные составляющие экосистем технологического предпринимательства, среди которых выделены: финансовый капитал, культура, законодательство, сети, рыночный потенциал, инфраструктура и квалифицированные кадры, а именно созданию необходимых благоприятных условий, страны-лидеры по уровню развития наукоемких производств заняли свои высокие позиции [16].
Как указывается на официальном сайте Агентства стратегических инициатив, предпринимательские «Точки кипения» - это ковор-кинговые площадки, «предоставляющие возможность представителям вузов на бесплатной основе развивать технологический стартап, получать экспертизу в профессиональных сообществах, собирать команду для реализации проекта, находить партнеров или инвесторов по всей стране по теме технологического предпринимательства» [17].
Согласно концепции создания предпринимательских точек кипения, основной ее целью является обеспечение необходимых условий, способствующих не только генерированию новых технологических идей, но и их детальной «проработке», позволяющей осуществить успешный вывод на рынок. Другими словами, запуск таких предпринимательских точек кипения, как составляющих региональных инновационных экосистем, будет являться теми необходимыми «точками роста», придающими импульс к развитию отдельных регионов через активизацию сферы технологического предпринимательства, что, в итоге, приведет к развитию в данном аспекте всего государства в целом, учитывая существующую взаимосвязь [18-19].
Отталкиваясь от представленных выше основных компонент экосистем технологического предпринимательства, можно увидеть, что создание и функционирование технологических точек кипения способно положительно повлиять напрямую или косвенно на каждую из указанных составляющих, но основное их назначение - формирование необходимого кадрового «задела», приращение и развитие знаний и навыков поколению, которое в ближайшем будущем примет непосредственное участие, можно сказать, в революционных для нашей практики преобразований в области высокотехнологичных производств.
Таким образом, внедрение в образовательные треки учебных заведений мероприятий (какое бы современное название они не носили - хакатоны, спич-сессии, коворкинги, акселерацию и другие, в том числе с применением современных «гибких» методологий проектного подхода), обеспечивающие «погружение» обучающихся в процессы не только разработки инновационных идей, но и детальной проработки рыночных, финансовых аспектов, вопросов формирования команд и системы управления рисками при непосредственном участии специалистов, практиков, инвесторов, наставников, коучей и других стейкхолдеров процессов функционирования предпринимательских точек кипения, несомненно, придаст необходимый импульс темпам развития технологического предпринимательства.
Обсуждение
Однако, как кажется, при всей бесспорно положительной миссии таких «пространств», цели, лежащие в истоках их создания, могут быть и не достигнуты по ряду причин.
Одной из таких причин выступает недостаток, а в худшем варианте - отсутствие необходимого задела, ресурсов для обеспечения тех самых благоприятных условий. Не учитывая материальную составляющую (к примеру, оснащение и оборудование аудиторий), учебное заведение, прежде всего, должно иметь в своем штате «высококлассных», обладающих необходимым уровнем знаний и соответствующих навыков специалистов из числа преподавателей, которые будут способны «вести» проектные команды, формируя их компетенции. Конечно же, в рамках различных мероприятий предпринимательских точек кипения предусматривается привлечение специалистов различных сфер деятельности (финансы, маркетинг, производство и других), но основное со-
провождение молодых технологических инно-ваторов «ляжет» именно на преподавателей учебного заведения.
Отчасти производной указанной выше причины может стать «формальный подход» учебных заведений к реализации программы развития предпринимательской точки кипения, заключающийся в ориентации лишь на выполнение планов по мероприятиям «для галочки», тогда как ключевая цель - формирование необходимых компетенций по разработке и продвижению инновационных идей на рынок не будет обеспечено соответствующим образом.
Несколько иной по своей природе является причина, заключающаяся в отсутствии необходимых ресурсов на уровне того региона, в котором расположено учебное заведение. Функционирование предпринимательской точки кипения - это взаимодействие в одном пространстве сферы образования, науки и бизнеса, где последняя - источник необходимых практических навыков. Соответственно, если регион не обладает «заделом» технологического предпринимательства, то сам трансфер таких навыков не может быть возможен.
Кроме того, данное обстоятельство может привести к еще большему «разрыву» в картине регионального развития. Как показывают аналитические данные, в настоящее время география технологического предпринимательства весьма неравномерна: почти половина технологических стартапов приходится на Москву и Санкт-Петербург, тогда как на остальные регионы - 37% всех технологических стартапов России [20]. Очевидно, в центральных регионах предпринимательские точки кипения дадут больший импульс к развитию, чем в регионах, являющихся аутсайдерами в рейтингах инновационно-технологического развития.
Также недостижение целей создания предпринимательских точек кипения может быть спровоцировано отсутствием интереса к их деятельности со стороны местной и региональной власти. Речь не идет о формальном посещении мероприятий и «совместном фотографировании». Здесь речь о том, чтобы молодые технологические предприниматели понимали, что их усилия и стремления действительно могут найти применение на практике, что их идеи могут быть реализованы, в том числе, на базе действующих в регионе производствах, при соответствующей государственной поддержки по ключевым направлениям технологического развития.
ф
Основы экономики, управления и права
Economy, Governance and Law Basis
При этом, если обратиться к опыту развитых стран, занимающих лидирующие позиции в сфере технологического предпринимательства, указанные причины имеют достаточно тривиальные способы нивелирования. Во-первых, конечно же, это организация сетевых взаимодействий между участниками предпринимательских точек кипения, позволяющих осуществлять обмен и передачу необходимых знаний и опыта. Во-вторых, обеспечение «прозрачности» процессов функционирования предпринимательских точек кипения, в том числе в разрезах образовательных треков и проводимых мероприятий. Заинтересованность же представителей власти, как правило, определяется непосредственным пониманием необходимости формирования нового поколения специалистов для развития региона и его корреляцией с показателями социально-экономического положения в целом.
Выводы
Таким образом, можно однозначно говорить о положительной роли создания предпринимательских точек кипения не только в контексте развития сферы технологического предпринимательства, но и экономики нашего государства в целом. При существующих императивах инновационного развития данная форма претворения в жизнь инновационных идей является наиболее мотивированной и, соответственно, результативной. Функционирование же предпринимательских точек кипения, при условии нивелирования негативного влияния со стороны указанных причин, позволит формировать необходимый задел эффективных технологических предпринимателей, успешно реализующих инновационный проекты в технологической сфере народного хозяйства нашей страны.
Библиографический список
1. Национальная технологическая инициатива. URL: https://www.nti.one/nti/ (Дата обращения 0i.i2.2022).
2. Гостева, О. В. Технологическое предпринимательство в ракетно-космической отрасли / О. В. Гостева, Ю. А. Аникина // Решетневские чтения. -2017. - Т. 2. - С. 726-727. - EDN YLZDLJ.
3. Adler P., Florida R., King, K. &Mellander C. The city and high-tech startups: The spatial organization of Schumpeterian entrepreneurship. Cities. 2019. 87. рp. 121-130. DOI: 10.1016/j.cities.2018.12.013.
4. Carree M. A. & Thurik A. R. The Impact of Entrepreneurship on Economic Growth. In:Handbook of Entrepreneurship Research. 20i0. pp. 557-594.
2022 № 4 (35)
Springer, New York. DOI: 10.1007/978-1-4419-1191-9_20.
5. Galindo M.-Á. & Méndez, M. T. Entrepreneurship, economic growth, and innovation: Are feedback effects at work? Journal of Business Research. 2014. 67(5). рр. 825-829. DOI: 10.1016/j.jbusres.2013.11.052.
6. Nissan E., Galindo Martín, M.-Á. & Méndez Picazo, M.-T. Relationship between organizations, institutions, entrepreneurship and economic growth process. International Entrepreneurship and Management Journal. 2011. 7(3). рр.311-324. DOI: 10.1007/s11365-011-0191-2
7. Samila S. & Sorenson O. Venture capital, en-trepreneurship, and economic growth. The Review of Economics and Statistics. 2011. 93(1). рр. 338-349.
8. Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects // Technology Innovation Management Review. 2012. pp.5-12. URL: http://www.timreview.ca/article/520 (Date of access: 02.12.2022).
9. Shane S., Venkataraman S. The promise of Entrepreneurship as a Field of Research/Academy of Management Review. 2000. Vol. 25, No. 1, pp. 217226. URL: http://www.jstor.org/stable/259271(Date of access: 02.12.2022).
10. Byers T. H., Dorf R. C., Nelson A. J. Technology Ventures: From Idea to Enterprise. McGraw-Hill, 2011.
11. Тихомирова, О. Г. Технологическое предпринимательство и инновационные образовательные технологии в цифровой экономике / О. Г. Тихомирова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 11-1. - С. 162-167. - DOI 10.17513/vaael.804. - EDN TJJLZU.
12. Кадацкая, Д. В. Тенденции развития инновационного технологического предпринимательства в условиях цифровой экономики / Д. В. Кадацкая, Ю. С. Лаврова // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 985-992. - DOI 10.18334/vinec. 10.2.100800. - EDN ZHTKDU.
13. Токарев Б.Е. Количественный анализ ин-новационныхстартапов в России // Управление. 2020. № 2. С. 20-29.
14. Что происходит с рынком стартапов в РФ: итоги 2021 и перспективы 2022 года. URL: https://ad-mitad.pro/ru/blog/Chto-proiskhodit-s-rynkom-starta-pov-v-RF (Дата обращения 02.12.2022).
15. Узденова, А. С. Меры государственной поддержки российского технологического бизнеса / А. С. Узденова, Т. М. Борлакова // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 41(6). - С. 250-254. - DOI 10.24412/2304-6139-2020-10798. - EDN ZMCUSA.
16. Цифровые горизонты: экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9844/ (Дата обращения 02.12.2022).
17. Агентство стратегических инициатив [официальный сайт]. URL: https://asi.ru/news/ 189059/ (Date of access: 02.12.2022).
18. Современные направления обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса (федеральный, региональный, отраслевой аспекты) : монография / А.П. Плотников [и др.]. Саратов: Вузовское образование, 2022. 154 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/120940.html (Дата обращения: 22.10.2022).
19. Смолов Ф.М. Риски технологического предпринимательства в регионах современной России. URL: https://www.sgu.ru/sites/de-fault/files/textdocsfües/2019/11/28/41.pdf (Дата обращения 02.12.2022).
20. Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». 2020 / под ред. С.П. Земцова- М.: РАНХиГС, АИРР, 2020. 100 с.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 03.12.2022; одобрена после рецензирования 26.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.
The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 03.12.2022; approved after reviewing 26.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.