Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования нормативно-правовой базы в области планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики'

К вопросу совершенствования нормативно-правовой базы в области планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТЕ ЭКОНОМИКИ / REGULATORY LEGAL BASE / PLANNING OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков Алексей Алексеевич, Назаренко Елена Константиновна

Приводятся результаты анализа нормативной правовой базы в области планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики. Рассмотрены предложения по её совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поляков Алексей Алексеевич, Назаренко Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a Question of Improvement of Standard and Legal Base in the Field of Planning of Actions According to the Prevention and Elimination of Emergency Situations on Object of Economy

Results of the analysis of regulatory legal base in the field of planning of actions according to the prevention and elimination of emergency situations on object of economy are given. Offers on its improvement are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования нормативно-правовой базы в области планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики»

УДК 81.93.21

К вопросу совершенствования нормативно-правовой базы в области планирования действии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

А.А. Поляков, Е.К. Назаренко

Аннотация

Приводятся результаты анализа нормативной правовой базы в области планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики. Рассмотрены предложения по её совершенствованию.

Ключевые слова: нормативная правовая база; планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики.

To a Question of Improvement of Standard and Legal Base in the Field of Planning of Actions According to the Prevention and Elimination of Emergency Situations on Object of Economy

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

A. Poljakov, E. Nazarenko

Abstract

Results of the analysis of regulatory legal base in the field of planning of actions according to the prevention and elimination of emergency situations on object of economy are given. Offers on its improvement are considered.

Key words: regulatory legal base; planning of actions according to the prevention and elimination of emergency situations on object of economy.

Технологии гражданской безопасности, том 10, 2013, № 3 (37)

/57

Правовую основу, обеспечивающую планирование действий по предупреждению и ликвидации ЧС, составляют Конституция Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

Федеральный закон [1] является юридической базой для функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, излагает ее основные задачи.

Статьей 14 этого Закона определено, что в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации обязаны:

«планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Статьей 10 Федерального закона [2] определено: «В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;».

Пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 [3] установлено, что:

«15. В информации об организации производственного контроля должны содержаться следующие сведения:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год;

е) план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; ...».

Статьей 19 Федерального закона [4] к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов отнесено включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации [5] определено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть

план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации [6] определено, что «Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, ...».

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 411-рс, решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 4.03.2005 г. по вопросу «О перечне критически важных объектов Российской Федерации и федеральном плане повышения их защищенности от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» разрабатываются Планы повышения защищенности критически важных объектов.

Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» разрабатываются паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 г. № 96 «Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взры-вопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья» определено: «Планы ликвидации аварий (ПЛА) разрабатываются на поднадзорных органам госгортехнадзора организациях по хранению, переработке и использованию растительного сырья для всех участков, цехов, отделений, где возможны аварийные ситуации, связанные с взрывами и пожарами в оборудовании, силосах, производственных помещениях и сооружениях, и которые способны привести к разрушению технологического оборудования, зданий, сооружений, к травмированию и гибели людей.».

В соответствии с Приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 разрабатываются паспорта безопасности опасных объектов.

Введено в действие большое количество ведомственных документов:

Методические рекомендации о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях (РД-15-11-2007), утвержденные

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 мая 2007 г. № 364;

Инструкция по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопас-ных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья, утвержденная постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 96;

Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах, утвержденная постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 36.

Практически для каждого вида чрезвычайных ситуаций разработан план и комплекс мероприятий по их предупреждению.

Целесообразно по возможности сократить количество разрабатываемых планов и оптимизировать их содержание.

В соответствии с материалами рабочего совещания Межведомственной рабочей группы по совершенствованию планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, проведенного 11 апреля 2013 г., целесообразно на объекте экономики разрабатывать не более трех организационно-планирующих документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности таких, как:

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов (Декларация безопасности гидротехнических сооружений, Паспорт безопасности опасного объекта, декларация пожарной безопасности);

Объединенный межотраслевой (комплексный) план, в который должны войти требования всех федеральных органов исполнительной власти (Комплексный план действий по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на объекте экономики);

План, разрабатываемый в соответствии с отраслевыми нормами, по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Такой подход позволит исключить необоснован-

ное дублирование информации в различных документах и повысит эффективность деятельности органов управления объектового уровня.

Для реализации рассматриваемого подхода необходимо законодательно ввести разработку Комплексного плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на объекте экономики.

Разработать и принять межотраслевой нормативный правовой акт (совместный приказ), утверждающий «Методические рекомендации по разработке комплексного плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на объекте экономики».

Ввести соответствующие изменения в действующие нормативные правовые документы, регламентирующие разработку планирующих документов на объекте экономики.

Литература

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Сведения об авторах

Поляков Алексей Алексеевич: к.т.н., с.н.с., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 449-90-44.

E-mail: [email protected]

Назаренко Елена Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-90-44. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.